КонсультантПлюс: примечание.
О порядке согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, см. ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11.10 ЗК РФ
1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 настоящего Кодекса, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2025 допускается отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным нормативными правовыми актами г. Москвы и ЗК РФ (ФЗ от 27.12.2019 N 455-ФЗ).
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории – это изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В каких случаях необходима схема расположения земельного участка:
• в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов,
• в целях образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
• в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования,
• в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования,
• в целях образования земельного участка для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд,
• в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (оформление прирезок).
В других случаях для образования и предоставления земельного участка необходим проект межевания территории.
Кто обеспечивает подготовку схемы земельного участка на кадастровом плане территории
Как готовится схема расположения земельного участка
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. Но в случае, если подготовку схемы обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов, то возможен выбор – в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены Приказом Министерством экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762.
При подготовке схемы расположения земельного участка должны учитываться:
• утвержденные документы территориального планирования,
• правила землепользования и застройки,
• проекты планировки территории, землеустроительной документации,
• положения об особо охраняемой природной территории,
• наличие зон с особыми условиями использования территории,
• земельные участки общего пользования,
• территории общего пользования,
• красные линии,
• местоположение границ земельных участков,
• местоположение зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Обратите внимание! В Приказе нет прямого указания на то, что необходимо делать топографическую съемку зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. Также нет указаний на то, что нужно согласовывать схему с сетевыми компаниями, чьи линейные объекты могут не стоять на кадастровом учете, а значит, информация о таких сетях есть только у самой сетевой компании. Но мы рекомендуем делать топосъемку и согласовывать схему с сетевыми организациями во избежание сюрпризов во время строительства. Например, на участке может обнаружиться газопровод или пока вы ведете строительство владелец линейного объекта успеет оформить охранную зону, из-за чего вы не сможете ввести в эксплуатацию свой объект. Дополнительные работы увеличивают стоимость подготовки схемы, но и помогают вам обезопасить свой участок.
В схеме расположения земельного участка отображаются:
• условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
• проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
• список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
• изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения;
• сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Орган власти, утвердивший схему расположения земельного участка, обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения направить в Росреестр указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка. Сведения, содержащиеся в указанном решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка могут стать:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Обратите внимание! Утверждение схемы расположения земельного участка органом власти еще не гарантирует предоставление данного земельного участка, так как подготовка и утверждение схемы – это только первый этап. Подробнее об основаниях для отказа в предоставлении земельного участка можно прочитать в статье 39.16, Глава V.1. Земельного кодекса РФ.
Чтобы минимизировать вероятность отказа, сэкономить ваше время и финансовые ресурсы, заказывайте подготовку схемы расположения земельного участка у профессионалов.
Для получения в аренду или собственность любого участка земли необходимо четкое определение его размеров и фиксация его местоположения на плане. С этой целью разрабатывается схема расположения земельного участка.
Порядок ее составления, согласования и утверждения регламентируется Законами Российской Федерации. Цели документа и порядок его оформления установлены ст. 11.10 Земельного кодекса (ЗК), введенной в действие Законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.
Что это такое?
Документ составляется по результатам геодезических измерений и с учетом следующих материалов:
- принятие документы регионального планирования;
- нормы застройки и землепользования, установленные законодательными актами;
- проекты территориальной планировки;
- наличие особо охраняемых территорий;
- положения о земельных участках общего пользования и установленных «красных линиях»;
- ранее утвержденные границы других участков;
- расположение существующих и планируемых к постройке сооружений, незавершенных строительств;
- государственные и инвестиционные программы развития и освоения территории.
Основные сведения получаются из государственного кадастра по данной, конкретной территории.
Когда составляется документ?
СРЗУ нужен для проведения процедуры продажи земельного участка или передачи его в аренду, если ранее он не имел собственного кадастрового номера или номера по проекту размежевания территории. Она разрабатывается при образовании новых или изменении границ уже существующих участков на землях, находящихся в государственной собственности.
Подготавливается документ в следующих случаях (п.п.4-8 ст.11.10 ЗК РФ):
- Образование нового участка для предоставления физическому или юридическому лицу без торгов. Документ готовится предполагаемым владельцем.
- Образование участка для продажи или предоставление в аренду через торги (аукцион).
- Образование нового участка путем раздела существующего участка для предоставления права бессрочного пользования юридическому лицу.
- Выделение участка для последующего его изъятия в пользу государства или муниципалитета.
- Перераспределение участков, находящихся в собственности физических лиц для ведения подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства.
СРЗУ может составляться на один участок или на несколько земельных участков.
Содержание СРЗУ
Требования к подготовке СРЗУ изложены в приказе МЭР РФ от 27.11.2014 № 762 при оформлении на бумажном носителе или в электронной форме. В содержание документа включаются такие сведения:
- Проектная площадь образуемого земельного участка.
- Координаты наиболее важных точек на границе каждого участка в системе, принятой для ведения госкадастра.
- Графическая информация, т.е. графическое изображение границ с использованием условных обозначений и указанием кадастровых номеров существующих участков и кадастрового квартала.
- Местоположение естественных или рукотворных объектов, обеспечивающих ориентацию на местности.
- Условные номера отдельных участков при составлении СРЗУ на 2 и более участка.
В СРЗУ приводятся сведения об органе, утверждающем схему, и документе об утверждении (решение, постановление, приказ и т.п.). В случае наличия соглашения между несколькими уполномоченными органами указываются данные о нем.
Кем утверждается СРЗУ на КПТ и в какой срок?
СРЗУ утверждается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при муниципальной собственности на землю. Решение об утверждении или отказ в нем выдается в течение 30 дней с момента подачи заявления.
После вынесения положительного решения уполномоченный орган должен в течение 5 дней направить его в орган регистрации прав с использованием систем электронного, межведоственного взаимоотношения. Срок действия решения устанавливается 2 года с даты его вынесения (п.15 ст.11.10 ЗК РФ).
Порядок: как оформить документ?
СРЗУ является одним из главных документов для получения прав на землю, а потому он должен составляться строго по установленным правилам.
Как правило, его оформлением должен заниматься сам предполагаемый собственник (физическое или юридическое лицо), но в некоторых случаях оно считается обязанностью администрации.
Всю процедуру можно пройти самостоятельно или с привлечением специалистов.
Основной алгоритм действий
Оформление СРЗУ включает следующие шаги:
- Ознакомление с действующими нормативными документами. Один из главных документов – Правила земплепользования и застройки, которые можно получить в муниципалитете. К ним прилагается карта зонирования территории.
- Получение КПТ. Его можно получить в электронном виде через сайт Росреестра.
- Составление СРЗУ.
- Подача заявления о предварительном согласовании СРЗУ в уполномоченном органе местной власти.
- Получение решения об утверждении СРЗУ.
- Регистрация СРЗУ. Ее обеспечивает сам утверждающий орган.
Уполномоченный орган может отказать в утверждении документа только по причинам, установленным ЗК РФ (п.16 ст.11.10).
Оформление инженером
Профессиональную подготовку СРЗУ обеспечивают специализированные компании с лицензией МЭР РФ. Документ составляется кадастровым инженером. Для этого необходимо заключить Договор на проведение работ. Оформление схемы может осуществляться 2-мя путями:
- Камеральные работы. Если заказчик предоставляет данные об участке с четкими ориентирами для привязки по КПТ, то кадастровый инженер не выезжает на место, а схему составляет по существующему плану в электронном виде.Стоимость такой Услуги устанавливает сама компания, но в среднем она составляет 2500-3000 рублей. Срок исполнения 2-3 дня. Можно заказать СРЗУ, не выходя из дома, воспользовавшись официальным сайтом компании (например, сервис Гарант). Заявка отправляется в электронном виде. Готовый документ можно получить через 2-3 дня. Стоимость – 2000-2500 рублей.
- С выездом на местность. Если данных по участку недостаточно, то кадастровый инженер должен прибыть на участок и на месте произвести необходимые геофизические измерения (топографическую съемку). В этом случае срок разработки СРЗУ составляет 5-10 суток. Цена договорная и зависит от удаленности участка. Стоимость выездных работ оценивается от 5000 рублей.
Для заключения договора с компанией потребуются удостоверение личности и документы, подтверждающие права на участок. Кроме того, желательно предоставить КПТ.
Как составить через администрацию?
Администрация муниципалитета берет на себя обязанности по составлению СРЗУ только при продаже права на участок через аукцион. В других случаях оформление документа происходит за счет заинтересованных граждан или юридических лиц.
Администрация подготавливает схему в электронном виде и использует систему межведомственных взаимоотношений.
Необходимость в разработке такого документа вызвана желанием исключить образование иных наделов и размежеваний в течение 2-х лет, которые отводятся на проведение торгов и регистрацию прав собственника.
Самостоятельное составление: как сделать самому?
Самостоятельно СРЗУ оформляется в следующем порядке:
- Получение КПТ. Можно воспользоваться сайтом Росреестра, зайдя в раздел сведений из ЕГРН. Подается запрос на получение плана. Вводится номер кадастрового квартала, где расположен участок. Услуга платная – 300 рублей. В течение 1-2 суток Росреестр посылает уведомление, после чего можно скачать и распечатать КПТ.
- Файлы с КПТ открываются с помощью программы Арго 7. Ее можно найти здесь.
- Составление СРЗУ по программе Арго 7.
- Открывается программа и выбирается раздел«Создать новый чертеж».
- КПТ загружается и нажимается кнопка «Добавить в чертеж».
- На плане отыскивается нужный кадастровый квартал по номеру.
- Непосредственно из программы выбирается топооснова, и она отображается на чертеже автоматически. По точкам обводится контур участка.
- Происходит автоматический расчет его площади и выводятся координаты важнейших точек.
- Далее, оформляется окончательная СРЗУ.
- Выбранный участок выделяется цветом.
- Картинка копируется и вставляется в шаблон схемы.
- Представленная таблица заполняется с указанием координат, площади, номеров квартала и соседних участков.
Процесс оформления СРЗУ завершается подачей Заявления о предварительном согласовании документа. Для этого используется электронный шаблон.
Утверждение
Заявление о предварительном согласовании СРЗУ подается в уполномоченный орган администрации района (муниципалитета), которому принадлежит земля.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- Удостоверение личности заявителя.
- Документ о госрегистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.
- Свидетельства из налогового органа о постановке на учет.
- Предварительное заключение уполномоченного лица о возможности использования земельного участка в заявленной цели.
- Решение муниципалитета о предоставлении земельного участка в пользование или документ, подтверждающий Право собственности.
- КПТ.
- Документ, устанавливающий почтовый адрес.
- СРЗУ в масштабе 1:1000, 1:2000 или 1:5000 на листе формата А4 и схема на картографической базе в принятой системе координат (согласно приказа МЕР РФ от 24.11.2008 №412). Прикладывается пояснительная записка с описанием характеристик земельного участка.
Местные органы власти могут потребовать другие дополнительные документы. Заявитель также может приложить их по своему усмотрению для подтверждения своих прав и целей.
Заявление может подаваться путем личного посещения, почтой, через МФЦ, ЕПГУ или РПГУ. Аналогично получается и решение об утверждении. В электронном виде заявку можно подать через портал Госуслуг своего региона.
Рассмотрение заявления и утверждение СРЗУ производится бесплатно. В течение 30 дней оно рассматривается, и выносится решение об утверждении или отказе от утверждения.
Отказ
Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении СРЗУ признаются:
- несоответствие схемы установленной форме, формату или требованиям к оформлению;
- полное или частичное вхождение участка в ранее утвержденную СРЗУ другого участка при условии, что срок действия утвержденной схемы не истек;
- нарушение норм и требований к образуемым земельным участкам (ст.11.9 ЗК РФ);
- несоответствие схемы принятой планировки района или положению об охраняемых территориях;
- расположение участка совпадает с проектом утвержденного размежевания территории.
При получении отказа по формальным причинам есть смысл переоформить СРЗУ с привлечением кадастрового инженера, который устранит все допущенные недостатки. Если нарушены допустимые границы, то придется произвести новое согласование их или подобрать другой участок. Верный способ получить положительное решение – участие в проектах развития региона или инвестиционных программах.
Без СРЗУ невозможно законно приобрести или оформить аренду нового земельного участка. Статья 11.10 ЗК РФ четко регламентирует порядок и правила оформления документа. Привлечение кадастрового инженера гарантирует правильность его составления даже при отсутствии надежных ориентиров.
Администрация может отказать в утверждении схемы по основаниям, установленным ЗК РФ. Эти обстоятельства необходимо учитывать при выборе участка и разработке СРЗУ.
Мы старались написать лучшую статью. Если понравилось — пожалуйста, поделитесь ею с друзьями или оставьте ниже свой комментарий. Спасибо!
Как самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка
11.08.2020
Как самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка
Управление Росреестра по Республике Тыва напоминает, что на официальном сайте Росреестра rosreestr.ru возможно получение электронных услуг через личный кабинет. Он расположен на главной странице сайта Росреестра, содержит информацию о принадлежащих собственникам объектах недвижимости, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Личный кабинет доступен зарегистрированным пользователям портала Госуслуг gosuslugi.ru с подтвержденной учетной записью.
- Не все знают о том, что схемы земельных участков на кадастровом плане территории (КПТ) можно подготовить при помощи сайта Росреестра.
- Схемы расположения земельных участков на КПТ являются одним из тех документов, на основании которых осуществляется образование участков из земель государственной или муниципальной собственности.
- Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
- Чтобы сделать схему в форме электронного документа при помощи портала Росреестра можно воспользоваться сервисом «Личный кабинет правообладателя».
Сервис позволит нанести границы образуемого земельного участка на кадастровый план территории, просмотреть его площадь, отредактировать, сформированные границы, проверить участок на предмет наличия пересечений с границами иных наделов. Далее можно будет просто скачать электронный документ. Подготовка схемы физическим лицам обойдется в 100 рублей, юридическим — в 200 рублей. Сотрудники органов государственной власти получают доступ к сервису бесплатно.
По общему правилу схемы расположения земельного участка подготавливает орган государственной власти или местного самоуправления.
Однако если подготовку Схемы на КПТ обеспечивает Гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Действующим земельным законодательством не установлены требования к лицам, которые могут подготовить Схему на КПТ. В целях подготовки Схемы на КПТ можно обратиться к кадастровому инженеру (что повлечет дополнительные расходы), либо подготовить данный документ самостоятельно, используя электронные сервисы Росреестра.
Для подготовки схемы земельного участка понадобится кадастровый план территории в форме XML-документа, который можно заказать также на портале Росреестра, воспользовавшись электронной услугой «Получение сведений из ЕГРН».
В окне «Личный кабинет зарегистрированного пользователя» необходимо перейти по ссылке Подготовка схемы расположения земельного участка. Подробная инструкция по подготовке схемы на КПТ размещена по адресу: https://lk.rosreestr.ru/files/Rukovodstvo_SRZU_FL_UL_OGV.pdf.
Сервис помогает сэкономить время и денежные средства при оформлении документов на объекты недвижимости.
По информации Управления Росреестра по Республике Тыва
Где взять и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории?
Каждый участок земли должен быть определен границами. Образование надела должно осуществляться на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее СРЗУ), утвержденном органом местного самоуправления. Эти данные хранятся в государственном реестре и открыты для каждого гражданина, обратившегося к официальному сайту Росреестра.
СРЗУ — это изображение с нанесенными границами образуемого участка или участков на кадастровом плане территории. Такая схема формируется кадастровыми инженерами по итогам межевания.
Схема должна содержать площадь каждого из образуемых участков. Если в процессе образования участвуют два и более надела, то в документе присутствуют их условные номера. Схема должна дополнять межевое дело.
Подготовка документа регламентируется статьей 11.10 Земельного кодекса. Требования по его формированию и форма утверждены приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762.
Для чего нужна схема расположения земельного участка на КПТ?
Схема сама по себе не является правоустанавливающим документом. Она носит технический характер и требуется:
- чтобы образовать ЗУ из земель либо других участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, т.е. не в собственности частных лиц;
- в случае перераспределения ЗУ, находящегося в частной собственности с землями государственной или муниципальной собственности, так называемой прирезке.
Самыми распространенными случаями, когда требуется подготовка схемы расположения ЗУ:
- требуется кадастровому инженеру для подготовки межевого плана, чтобы поставить на кадастровый учет и получить кадастровый номер участка;
- владеете на правах аренды участком, находящимся в государственной собственности и желаете его разделить. В этом случае требуется утверждение схемы для раздела такого участка;
- хотите оформить пустой участок земли, никому не принадлежащий, получить его в аренду или собственность (выкупить) в соответствии с земельным кодексом.
- может потребоваться в случае получения разрешения на строительство.
В иных случаях земля выделяется органами местного самоуправления в соответствии с проектом межевания и планировки территории.
Схема утверждается на определенный период времени, по закону срок составляет — 2 года.
Содержание СРЗУ
Структура документа должна содержать все необходимые сведения о наделе в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ. В схеме расположения участка отражаются следующая информация об образуемом наделе:
- условный номер;
- площадь;
- расположение;
- координаты поворотных точек границ;
- красные линии;
- границы территориальных зон с установленными специальными условиями использования;
- положение строений капитального характера;
- проекты планировки;
- границы прилежащих участков;
- чертеж оформляемого надела;
- номер кадастрового квартала;
- описание системы координат;
- условные обозначения;
- категория земли.
Предпочтительно провести топографическую съемку участка и его окрестностей. Это влечет дополнительные расходы, но скажется положительно на точном отражении фактических характеристик участка. Например, покажет, какие коммуникации проходят под земельным участком, что позволит избежать проблем с последующей его застройкой.
Инициатор образования земельного участка для получения схемы его расположения должен действовать следующим порядком:
1. Заинтересованное лицо готовит заявление о необходимости подготовки схемы расположения участка земли. Основанием для этого является документ, подтверждающий полномочия заявителя относительно этого надела.
2. Подготавливается пакет документов, которые необходимо приложить к заявлению. В него входят:
- паспорт заявителя;
- правоустанавливающий документ на участок земли (свидетельство о праве собственности, акт о выделе участка и т.д.);
- кадастровый паспорт на землю (при наличии) или выписка из ЕГРН;
- справка из БТИ, если на участке имеются строения, или кадастровая выписка, если таковых нет.
Заказать выписку из ЕГРН
3. Заявление с документами направляется кадастровому инженеру. Перед началом работ составляется договор на оказание услуги по изготовлению схемы.
4. Полученные документы анализируются специалистом на наличие или отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения ЗУ. Для этого он запрашивает регистрационные данные участка в виде кадастровой выписки.
Схема может быть подготовлена одним из способов:
- Аналитическим.
- С выездом специалиста на место.
В первом случае подготовка производится камерально. Примерно проектируются границы ЗУ и готовится схема расположения. В данном случае существует риск после утверждения и оформления права на участок получить надел не в тех границах, которые вы хотите.
Особенно это опасно, если вокруг выбранного вами участка имеются какие-то другие объекты недвижимости (чужие участки, строения и прочие). Если есть риски пересечения с границами чужой собственности, имеет смысл подготовить схему с выездом геодезиста.
Это немного дороже, но оправдывает потраченные средства в случае пересечения участков земли с соседями.
По выезду геодезистом будут определены точные координаты границ этого участка и по ним уже будет готовиться схема.
5. Получение официального документа. Срок его подготовки обычно занимает от двух до четырех недель.
После утверждения кадастровый инженер может подготовить межевой план, провести кадастровый учет этого образуемого надела. На выходе вы получите зарегистрированный участок имеющий кадастровый номер, и на руки выдана выписка из ЕГРН.
После этой процедуры можно начинать процесс оформления права на участок земли и у вас появится объект недвижимости. До кадастрового учета, речи об объекте недвижимости быть не может, поскольку в соответствии с российским законодательством объект недвижимости возникает после его кадастрового учета и появления кадастрового номера.
Гражданин может самостоятельно, используя портал Росреестра, подготовить данную схему. Но далеко не каждый обладает всей необходимой информацией для проверки соответствия всех регламентов. Это довольно большой объем информации, которым владеет обычно кадастровый инженер. Поэтому рекомендуется не тратить время и обращаться к квалифицированным специалистам.
Образец СРЗУ на КПТ 2021 года:
Оформление СРЗУ администрацией
В большинстве случаев инициатором подготовки схемы является заинтересованное лицо: организация или гражданин. Обязанностью оформить ее территориальной администрацией является только случай реализации участка путем аукциона. Заявитель несет все расходы, связанные с изготовлением и получением СРЗУ.
Орган, осуществляющий выдел земли, направляет в Росреестр электронную схему. Это необходимо, чтобы не произошло образования на этом месте другого участка до момента регистрации на него права или в последующие два года (период действия схемы).
Нарушением со стороны администрации является требование к заявителю представить схему в электронном виде. Данное требование не законно!
Причины для отказа
Для того, чтобы схема была утверждена, она должна соответствовать требованиям земельного кодекса и соответственно не должна подходить под пункты, являющиеся основанием для отказа от утверждения. Если документ соответствует всем требованиям градостроительных регламентов и законодательства, то органы местного самоуправления обязаны ее утвердить.
Согласно п. 16. ст. 11.10 ЗК, причинами для отказа могут быть, если схема:
- не соответствует формату или требованиям к ее подготовке;
- имеет нарушения требований земельного законодательства к образуемым наделам;
- не соответствует утвержденному проекту планировки территории, а также положению об особо охраняемых природных зонах, градостроительным нормам;
- имеет иные нарушения земельного законодательства.
Откажут также, если границы создаваемого участка:
- пересекают уже числящийся на кадастровом учете другой участок;
- пересекают границы земельного участка, по которому утверждена схема с действующим сроком;
- не соответствуют проекту планировки территории или нормам землеустройства;
- в пределах утвержденного проекта межевания. В этом случае станет проблемой получение желаемого участка земли в аренду или собственность. Выходом здесь будет включение его в проект.
Что делать, если получили отказ?
Дальнейшие действия заинтересованного в получении схемы лица зависят от основания, по которому получен отказ.
В случае отказа по причине несовпадения данных с базами Росреестра (кадастровой ошибки), необходимо подать запрос на их исправление.
Вариантом событий может стать внесение изменений и получение выписки либо отказ. Отказ должен быть представлен в письменном виде с указанием причины.
Тогда с этим документом вы сможете обратиться в суд, который своим решением обяжет орган Росреестра внести изменения.
Если администрация отказалась утверждать схему расположения участка земли по причине несоответствия узаконенному формату или нарушения правил подготовки, то заявитель вправе начать процедуру заново. Это можно сделать снова у того же кадастрового инженера или обратиться к другому.
Схема расположения земельного участка
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Схема расположения земельного участка
- В ЗК РФ отдельно выделена статья, касающаяся регулирования вопросов, связанных с подготовкой схемы расположения участка на кадастровом плане, составленном для определенной территории.
- Содержание
- На уровне земельного законодательства в соответствующем Кодексе, а также прочих нормативно-правовых актах отдельно выделена статья, касающаяся регулирования вопросов, связанных с подготовкой схемы расположения участка на кадастровом плане, составленном для определенной территории.
- Считается, что именно кадастровый план будет использоваться при образовании участков, находящихся в государственной собственности, собственности отдельных субъектов или собственности муниципалитета, при условии отсутствия подписанного должным образом межевого плана.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка
Схема расположения участка на плане отдельной территории – это графическое изображение границ одного определенного образуемого участка или нескольких участков на составленном по конкретной территории кадастровом плане.В подобной схеме должна указываться площадь каждого отдельного участка земли, а если происходит образование нескольких участков – специальный номер, присвоенный индивидуально каждому их них.
Подготовка схемы должна осуществляться в строгом соответствии с определенными документами:
- с документами территориального планирования;
- с документами, содержащими правила землепользования и проведения последующей застройки;
- с проектом планировки территории;
- с разнообразной документацией, содержащей в себе землеустроительную информацию.
Подготовка схемы должна осуществляться специально уполномоченным на проведение данного мероприятия органом исполнительной власти субъекта государства или муниципалитета. Если схема требуется для образования участка без ведения специальных торгов, подготовкой может заниматься физическое или юридическое лицо.
Отдельно стоит отметить, что при подготовке схемы для последующего образования участка путем проведения торгов или аукциона, заниматься ею может физическое или юридическое лицо, за исключением случаев, когда земля лежит в границах городов федерального значения.
Форма схемы расположения земельного участка
Подготовка схемы должна осуществляться в форме электронного документа.
Однако в некоторых случаях, предусмотренных Кодексом и прочими нормативно-правовыми актами, принятыми на его основании, возможно также предоставление схемы в бумажном варианте.
В частности, когда речь идет о подготовке схемы, которую осуществляет сам гражданин лично, для предоставления ему участка земли без проведения торгов и аукциона, подготовка может быть осуществлена в двух формах:
- в виде электронного документа;
- на бумажном носителе.
Когда необходима подготовка в виде электронного документа, можно воспользоваться специальным сервисом на сайте своего регионального отделения кадастровой палаты. Кроме того, допускается составление схемы при помощи специальных программ и программных средств, которые устанавливаются на персональный компьютер.
Стоит отдельно остановиться на составлении схемы при помощи сайта кадастровой палаты. Подготовка документа в такой форме может быть проведена любым лицом за отдельную плату. Точный размер оплаты, порядок ее взимания устанавливается на уровне Правительства стран.
Согласование и утверждение схемы расположения земельного участка
Готовая схема подлежит обязательному согласованию уполномоченными органами. В частности, готовый документ, выполненный в электронной или бумажной форме, должен быть согласован:
- органом исполнительной власти отдельного субъекта государства;
- органом местного самоуправления.
Данное правило по согласованию действует во всех случаях, за исключением некоторых, установленных на законодательном уровне.
По результатам рассмотрения схемы уполномоченный орган принимает решение, которое может либо утверждать ее, либо подразумевать отказ в утверждении.
Требования и документы, необходимые для составления схемы расположения участка
Основные требования к подготовке схемы расположения земельного участка представлены в качестве четкого соблюдения установленного списка документов. Если при изготовлении будет пропущен хоть один Нормативно-правовой акт, готовая работа может быть признана недействительной ввиду своего несоответствия.
Чтобы схема проходила все установленные требования законодательства, при ее подготовке, а также в последующем, при ее утверждении, требуется использование следующего пакета документов:
- документы о проведении территориального планирования в данной местности;
- правила по землепользованию и проведению застройки;
- проект будущей планировки конкретной территории;
- землеустроительная документация;
- постановления, выделяющие особо охраняемую территорию;
- постановления, выделяющие зоны с особыми условиями для использования территории;
- документы об участках, предназначенных для общего пользования;
- постановление о местоположении границ участков;
- постановления, содержащие данные о местоположении построек и сооружений в границах определенной территории.
Заявление и документы для утверждения схемы участка
В отделение органа архитектуры и градостроительства потребуется предоставить следующий пакет документов:
- заявление, содержащее просьбу об утверждении составленной схемы;
- документ, удостоверяющий личность обратившегося;
- при необходимости – свидетельство о регистрации обратившегося в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о том, что обратившийся осуществил постановку на кадастровый учет;
- при необходимости – Доверенность;
- предварительное заключение, выданное заместителем главы местной администрации;
- кадастровый план данной территории;
- акт, подтверждающий, что прошло установление почтового адреса;
- протокол о собрании по предоставлению участков;
- точная схема расположения земельного участка;
- документы, являющиеся подтверждением права собственности.
В решении, принятом уполномоченным органом власти субъекта или города государства в отношении каждого конкретного участка земли, должна содержаться информация:
- о точной площади каждого конкретного участка земли;
- о точном адресе каждого участка. При невозможности указать адрес, требуется составить описание месторасположения участка;
- о кадастровом номере участка. В случае, когда из нескольких участков происходит образование одного единого участка земли, требуется указание кадастрового номера каждого первоначального участка;
- о территориальной зоне, в границах которой происходит образование участка. В ситуации, когда на новый участок не распространяется действие специального градостроительного регламента или он на него не установлен, требуется указать точный вид использования данной земли;
- о категории земли, к которой будет относиться новый участок.
Полный срок действия данного решения составляет два календарных года.
Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка
В качестве основания для отказа в утверждении уполномоченными органами представленной им схемы могут быть использованы следующие ситуации:
- органом было выявлено несоответствие схемы расположения участка земли и ее форме, формату или требованиям к осуществлению подготовки, установленным на законодательном уровне.
- если в ходе проверки было выявлено, что участок, расположенный на схеме, имеет полное или частичное совпадение по своему месторасположению с прочим участком, утвержденном на схеме, срок действия которой не истек.
- если было выявлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане была разработана с нарушениями, установленных для данного мероприятия, сведений.
- при выявлении несоответствия между расположением участка на схеме и на принятом плане данной территории.
- при расположении участка на территории, для которой был утвержден межевой план.
Стоимость схемы расположения земельного участка
На данный момент, стоимость изготовления такой схемы варьируется в зависимости от субъекта страны. Минимальная стоимость составляет 1500 рублей. При этом стоимость такой услуги для юридических лиц в несколько раз выше, чем для физических.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, Наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
„
Срок действия схемы 2 года. 2 года даны для постановки на учет или срок действия заканчивается при постановке измененного участка на кадастровый учет?
“
Роман24.07.2018 11:50
Добрый день! Это срок действия схемы, в течение которого можно поставить на кадастровый учет (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ). Если срок действия схемы истек, постановка на учет будет приостановлена.
Малов Дмитрий Владимирович24.09.2018 13:51
Задать дополнительный вопрос
Павел24.09.2019 10:31
Подскажите, а если участок перераспределен согласно схемы, то после совершения регистрационных действий схема имеет ли еще силу или она уже считается утратившей силу?
ЗК РФ Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года
20.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Сазонов Сергей Владимирович24.09.2019 11:10
Задать дополнительный вопрос
Да, верно, согласна с коллегой
25.09.2018 07:24
Задать дополнительный вопрос
Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
- Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Комитета, федерального Портала либо Портала), в Комитет, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС).
- Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подаются в Комитет.
- Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.
Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего, руководителя Комитета может быть направлена:
- по почте;
- через МФЦ;
- с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета www.commim.spb.ru, федерального Портала либо Портала;
- при личном приеме заявителя в Комитете или ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга».
Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:
- по почте;
- с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
- при личном приеме заявителя в МФЦ.
При подаче жалобы:
- При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
- Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
- При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным органом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
- Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, МФЦ.
- Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).
- Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
- Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
- Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (Процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Жалоба должна содержать:
- наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, его руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Жалоба, поступившая в Комитет, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом, МФЦ, КИС.
- В случае обжалования отказа Комитета, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
- В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
- По результатам рассмотрения жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:
- жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание ’ которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- в удовлетворении жалобы отказывается.
- В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых КИО, ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», МФЦ, КИС в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
- В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
- Указанное решение принимается в форме акта Комитета, МФЦ, КИС.
- По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
- При удовлетворении жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе ; по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
- В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
- В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
- В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Комитета, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги; сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
- Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
- По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, КИС, работника МФЦ, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
- В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, СПб, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
- Комитет, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Комитет, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
- В случае оставления жалобы без ответа Комитет, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
- Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
- Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.
- Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.
Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ, рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.
Что это за документ?
Схема расположения земельного участка – это документ, чертеж на бумаге, на котором отображены границы территории, образуемой или перераспределяемой соответственно кадастровому плану. Она обязательно прилагается к документу, выданному органами исполнительной власти, в котором описываются характеристики данного надела земли.
В распоряжении четко прописываются координаты территории с точностью до метров, ее площадь и форма. Гражданское лицо имеет полное право выполнить подготовку чертежа самостоятельно, но во избежание ошибок, затягивания процедуры и штрафов стоит сразу обратиться к специалистам компании ГеоСтройПроект и доверить этот процесс им.
Когда нужна схема расположения земельного участка
Схема расположения земельного участка требуется:
- Для формирования определенного надела при его передаче без торга
- Если образованная делянка будет продаваться при проведении аукциона или сдаваться в аренду
- Если территория выделяется из земли, которая принадлежит муниципалитету или юридическому лицу на условиях пользования без ограничения сроков
- Если разделяется земельный участок, который принадлежит государству или отдан юридическому или физическому лицу в аренду или для безвозмездной эксплуатации
- Если делянки формируются при перераспределении территорий, которые находятся во владении физ.лиц и предназначены для ведения сада, огорода, прочих сельских работ, ИЖС и т.д., или же той земли, которая относится к собственности государства
- Для подготовки и определения надела земли, который затем будет изыматься в пользу муниципалитета или государства
Что отображается на схеме?
План расположения земельного участка обязательно должен отображать:
- Условный номер.
- Площадь в соответствии с проектом каждой выделенной территории.
- Перечень координат пограничных точек всех участников соответственно схеме планировочной организации земельного участка в той системе, которая установлена для ведения государственного кадастра недвижимого имущества.
- Конфигурацию границ вновь полученных, уже учтенных и исходных земельных территорий.
- Условные знаки, которые применялись при подготовке схемы расположения земельного участка.
- Всю информацию об утверждении плана. В том случае, если он был заверен определенными органами, требуется указать, какими, а также дату, название документа и его номер.
- Если план утверждался посредством соглашения между различными уполномоченными органами, то тогда потребуется прописать наименования этих организаций, наименование свидетельства, его номер и когда было заключено соглашение.
Как готовится схема расположения земельного участка
Для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане на сегодняшний день удобнее всего применять электронный формат документа. Но бывают случаи, когда план необходим гражданскому лицу с целью передачи земельного надела без торгов. В этом случае он может быть выполнен в двух формах – в виде электронного документа или же обычного бумажного.
В процессе подготовки разрешено использование официального сайта органа исполнительной власти федерального значения, имеющего соответствующие полномочия. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка в электронном формате официально утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27. 11. 2014.
Какие документы необходимы
С помощью такого документа, как схема расположения земельного участка на местности, в соответствии с кадастровым планом можно сформировать такой надел, с которым можно будет беспрепятственно и в полном соответствии с законом совершать любые действие, имеющие юридическую силу.
Вот почему, когда собирается пакет необходимой документации, перед подачей кадастровому инженеру особое внимание следует уделить тем бумагам, справкам, решениям и т.д., которые смогли бы подтвердить законность заявки на выполнение плана расположения земельного участка. Самостоятельно собрать полный комплект всех бумаг и проконтролировать их корректность непрофессионалу хлопотно и проблематично, по этой причиной целесообразнее заказать подобную услугу в соответствующей компании –ООО «ГеоСтройПроект», работающей в Пензе и Пензенской области. Стоимость услуги не так высока, как полагают многие, в сравнении с хлопотами и рисками, которых вы с нашей помощью гарантировано избежите.
В список обязательной документации для подготовки входят:
- Кадастровый паспорт на территории, которые были выделены ранее, или на существующий надел, если он поставлен на учет. Если делянка зарегистрирована в органах Росреестра, и ей присвоен соответствующий номер, то нужно четко его указать.
- Письменный приказ руководящего лица уполномоченного органа о подготовке выделения или формирования надела.
- Любые документы, которые могли бы подтвердить личность персоны, заказывающей услугу.
- Если территория, подлежащая преобразованию, была оформлена на праве собственности или владения, и есть документы, которые могли бы подтвердить ее официальный статус, то нужно приложить их и все существующие сопутствующие справки и свидетельства.
- Документация, которая подтверждает составление схем расположения земельного участка или кадастрового плана в прошлом.
По каким причинам может быть отказано в утверждении схемы расположения земельного участка
На утверждение схема расположения земельного участка на местности отправляется в исполнительные органы государственной власти. Можно также обратиться в организации местного самоуправления, у которых есть полномочия распоряжаться территориями, принадлежащими муниципалитету. Поводами отказа для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане могут быть:
- Несоответствие плана территории с ее реальным местоположением и конфигурацией, с необходимым форматом документа или же с требованиями к самому процессу
- Если при разработке плана расположения надела земли были нарушены нормативы, указанные в статье 11-9 Кодекса Российской Федерации
- Если схема размещения участка не совпадает с территориальным проектом планирования, положением о территориях, которые особо охраняются или документацией землеустроительного направления
- Если задел, который будет формироваться по подготовленному плану, находится на территории земли, которая подлежит размежеванию
- Если выявлено полное или частичное совпадение делянки с расположением того участка, который был образован с учетом предыдущей схемы в том случае, если документ все еще действителен
Где заказать схему расположения земельного участка в Пензе?
Чтобы максимально снизить вероятность отказа и избежать возможных проблем с органами власти в дальнейшем, требуется строго соблюдать порядок подготовки схем расположения земельного участка. Не менее важно собрать полный пакет документов, тщательно проследив за их юридической точностью и актуальным сроком действия. Поэтому надежнее и экономнее заказать в Пензе и Пензенской области план расположения дома на земельном участке у квалифицированных специалистов.
Компания ООО «ГеоСтройПроект» в Пензе предлагает полный перечень услуг во всем, что касается подготовки схемы планировочной организации земельного участка на кадастровой территории. Мы гарантируем компетентный подход к любому вопросу и качественное выполнение всех этапов процедуры. Обращаем внимание наших клиентов в Пензе: у нас с бумагами, проектом и схемой работает не кадастровый инженер, а квалифицированный землеустроитель с богатым опытом, который прекрасно разбирается в своем деле. Это означает, что ваша документация будет в надежных руках, и вы точно не столкнетесь со стандартными сложностями по причине незнания законов.
Сотрудники нашей компании готовы бесплатно проконсультировать и ознакомить с расценками каждого клиента – вы можете позвонить нам на горячую линию или же написать на нашу электронную почту. Все доступные для заказчиков контакты указаны в соответствующем разделе нашего сайта.
Стоимость подготовки схемы
Подготовка плана расположения участка – процесс трудоемкий, состоящий из нескольких этапов, потому итоговая стоимость будет формироваться, исходя из сложности и длительности каждой стадии. Но в любом случае мы предлагаем самые лояльные цены в Пензе, при высоком профессионализме, достойном качестве и скорости выполнения работ. На сегодняшний день для юридических лиц стоимость услуги начинается от 20 тысяч рублей, без выезда инженера на объект (заказывается и оплачивается по договоренности), для физических лиц – от 7,5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, выезд и консультация кадастрового специалиста обойдется в пять тысяч. Подготовка схемы расположения участка играет ключевую роль в строительстве любого объекта, потому не рискуйте и не пытайтесь сэкономить на этом важном моменте.
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 № П/0148
«Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»
(Зарегистрирован 01.06.2022 № 68695)
Номер опубликования: 0001202206020006
Дата опубликования:
02.06.2022
Страница №1 из 11: |