Как составить схему слова на письме

звуковые схемы слов 1 класс примеры, фото

например слова: ежик, танк

Традиционно принято, что каждому звуку, его характеристике требуется определенный цвет, гласные обозначают красным цветом, твердые согласные обозначают холодным синим цветом, а мягкие-теплым зеленым. Алгоритм:

Зная, какие согласные являются твердыми, а какие мягкими, можно составить на любое слово схемы, вот некоторые примеры:

Слово ТАНК будет выглядеть: синий-красный-синий-синий цвет, а ЕЖИК-красный-синий (ж всегда твердый согласный звук)-красный-синий.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

5 лет назад 

Для первоклашек и детей, которые готовятся идти в первый класс, конечно полезным будут занятия по составлению звуковых схем слов.

Здесь сразу хотелось бы напомнить, что звуковые схемы слов, не что иное, как фонетический разбор, оформленный с помощью дополнительных приемов.

Как мы знаем, в русском языке имеются шесть гласных звуков (т. е. эти звуки состоят из одного голоса и их можно петь или долго тянуть ) , это «А»; «О»; «У»; «Э»; «И». Гласные могут быть ударными и безударными.

При составлении звуковых схем гласные звуки нужно отмечать красным цветом.

Согласные звуки, которые произносятся с использованием таких преград, как зубы, губы и язык, делятся на глухие, когда сам звук состоит только из «шума» и гласные, где звук состоит из голоса и шума.

Кроме того, согласные звуки, могут быть мягкими и твердыми.

В звуковых схемах, твердые согласные принято обозначить синим цветом, а мягкие согласные — зеленым.

В звуковых схемах принято слияния гласных звуков с согласными, обозначать прямоугольников, который делится по диагонали — верхний треугольник это гласный звук, нижний — согласный звук.

Для практической работы, можно заготовки вырезать из цветной бумаги или картона, а можно просто использовать тетрадь в клеточку и в ней раскрасить.

Для примера привожу самые простые слова, это «Лук» и «Яна», в первом случае, слово состоит из одного слога, а во втором из двух:

Божья коров­ка
[160K]

7 лет назад 

В составлении схемы, если разобраться со звуками, все просто. Нужно уметь различать гласные и согласные звуки. Среди согласных звуков нужно уметь различать твердые и мягкие, а также звонкие и глухие. Для 1 класса достаточно знать гласные и согласные твердые и согласные мягкие , чтобы составить схему слова. Далее разбираемся с обозначениями. Гласные звуки традиционно обозначают красным цветом. Это значит, что квадратик или его часть, которые обозначают гласный звук, нужно закрасить красным. Для согласных два цвета — синий для твердых согласных и зеленый для мягких. Ниже примеры.

Еще конечно нужно знать, какие бывают звуки. Эти таблички вам помогут.

А теперь примеры

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

На самой последней схеме примеры составления звуковых схем слова. Используются красный, синий и сине-красный цвета. Сине-красный цвет обозначает слоги слияния. Обязательно указать ударный звук. На примере схем можно составить звуковую схему слов, изучаемых в первом классе. Также можно воспользоваться отдельными таблицами , в которых слоги слияния уже разбиты по мягкому и твердому признаку, такая таблица самая последняя, есть таблицы более удобные.

Таблица, по которой можно определить слоги, какие слоги мягкие или твердые. Выписываем слово, разбиваем на слоги и подставляем правильно закрашенные квадартикию

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Звуковые схему нужно составлять, придерживаясь определенного плана:

1) Танк: количество слогов — 1.

2) Танк: количество звуков — 4, рисуем 4 квадратика:

3) Первый звук «т»: согласный, твердый, глухой — значит, красим его синим цветом

4) Звук «а» — гласный, ударный, красим — в красный цвет.

5) Звук «н» — согласный, твердый, звонкий — синий цвет.

5) Звук «к» — согл., твердый, глухой — тоже синий.

В результате на нашей звуковой схеме все квадратики, кроме, второго (гласная буква) будут синими. А второй квадратик — красный.

**

И не забываем на схеме проставить ударение — это обязательное условие для правильного выполнения задания.

Серхи­о
[5.9K]

6 лет назад 

Недавно моему брату в школе задали схему слов: ёжик, танк.

Пришлось вспоминать все, что учили раньше в школе. Вспомнил, что к каждому звуку подходит определенный цвет. Гласные всегда обозначают красным, мягкие согласные — зеленым, а твердые согласные синим.

Также есть слияние звуков, когда одна половина прямоугольника закрашивается одним цветом, а вторая другим.

В итоге мы с брателлой сделали следующие схемы. Слово ёжик: красный-синий-красный-синий. Слово танк: синий-красный-синий-синий.

Все делается очень просто.

Искат­ель прикл­ючени­й
[102K]

5 лет назад 

Добрый день. Давайте рассмотрим звуковую схему на примере слова «лягушка»:

1) «л» — мягкая согласная;

2) «я» — гласная;

3) «г» — твердая согласная;

4) «у» — гласная ударная;

5) «ш» — твердая согласная;

6) «к» — твердая согласная;

7) «а» — гласная.

Схема будет выглядеть следующим образом:

Для составления любой схемы вы можете пользоваться следующими подсказками:

Они всегда вам будут упрощать процесс разложения любого слова.

Любоп­ытств­о
[135K]

5 лет назад 

В первом классе дети должны знать, что в схеме мягкий согласный звук обозначается зелёным, твёрдый — синим. Гласные звуки они должны закрашивать красным карандашом и показывать ударение над звуком в ударной позиции.

В первом класс составляют звуковую схему слова в виде квадратиков. Квадратики рисуют красным, синим или зеленым цветом в зависимости от характеристик звука.

Гласный звук рисуется красным квадратиком,

согласные синим — твердый и зеленым — мягким.

Достаточно привести несколько примеров, чтобы все было понятно. Далее можно составлять схемы слов по аналогии.

Вот, допустим,

слово кот — первый квадратик с синим и красный, а второй только с синим цветом.

слово катя — первый квадратик синий и красный, второй — зеленый и красный.

слова яша — первый квадратик — красный, второй — синий и красный.

И наглядно звуковая схема для слова аист

Для учеников начальных классов все буквы и буквы имеют свой цвет при составлении звуковой схемы. Мягкий согласный закрашивается зеленым цветом, твердый согласный синим, гласный красным и т.д. При слиянии звуком прямоугольник закрашивается наполовину одним цветом, на половину другим. Можно запомнить эту несложную схему и анализировать каждый звук, в можно пользоваться уже готовым алфавитом, каждая буква которого уже раскрашена. Такие упражнения позволяют ребенку быстро научиться отделят твердые звуки от мягких, согласные от гласны.На схеме ставится ударение (Рисуется над квадратиком).

Джилл
[93.1K]

4 месяца назад 

В данном слове звуковая схема получается следующая:

Получается по цветовому фактору схема будет следующая: синий, красный, синий и самый последний тоже синий.

Слово в целом достаточно простое, главное не спешить и проговорить и прослушать все буковки.

Марин­аГр
[0]

3 года назад 

В слове ёжик 5 звуков, так как ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука: мягкий Й и гласный О, поэтому схема будет: зеленый-красный-синий-красный-синий

Знаете ответ?

Смотрите также:

Как составить звуковую схему слов пальто, рак, окунь, маяк?

Какая звуковая схема слов: «помидор, рынок, салат»?

Какая звуковая схема слов: «Марина, малина, осина, Полина, картина»?

Какая звуковая схема слов «роса, коза»?

Как составить звуковую схему слова, её последовательность?

Как быстро научить младшего школьника составлять звуковые схемы слов?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать согласные звуки?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать гласные звуки?

Как составить звуковую схему слова атмосфера?

Как составить звуковую схему слова гусь, гуси?

Содержание

  1. Как научить младшего школьника составлять схемы слов?
  2. Это слово или предложение?
  3. Слог и ударение
  4. Звуковые схемы слов
  5. Состав слова
  6. Учимся думать
  7. Как составить звуковую схему слова?
  8. Как правильно составить звуковую схему слова консультация (1 класс) по теме
  9. Скачать:
  10. Предварительный просмотр:
  11. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить младшего школьника составлять схемы слов?

Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Звуковые схемы слов

Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие — деление слова на слоги.

Второй этап — определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего — после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за «немыми» буквами ъ, ь.

Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным — прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя — гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

Учимся думать

Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах «мячик», «лучик»), приставки (-у- в прилагательных «утренний», «узкий»). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

Составление схемы слова — достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

Источник

Как составить звуковую схему слова?

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б’]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п’] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с’] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч’], [щ’], [й’].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё здесь

Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.

Источник

Как правильно составить звуковую схему слова
консультация (1 класс) по теме

Памятка для правильного составления звуковой схемы слова в 1 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как правильно составить звуковую схему слова

Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:

красный – для обозначения гласных звуков,

синий — для обозначения твёрдых согласных,

зелёный — для обозначения мягких согласных.

10 букв, обозначающих гласные звуки:

А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;

Я, Е, Ё, И, Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных;

(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).

Гласные ( Я Е Ё Ю – йотированные:

  • в начале слова — я ма – [ й ‘ а м а ];

  • если стоят после мягкого или твёрдого знака —

съел — [с й ‘ э л] льёт — [ л ‘ й о т ];

  • стоят после гласного звука — поют — [ п а й’ у т ].

В остальных случаях Я, Е, Ё, Ю обозначают 1 звук (соответственно: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]).

Например: м я ч — [м’ а ч’ ],

л ё н — [ л ‘ о н ], л ю к — [ л’ у к ]).

21 буква, обозначающая согласные звуки:

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.

Ъ и Ь – звуков не обозначают.

Всегда твердые согласные: [ Ж ], [ Ш ], [ Ц ] — жир – [ ж ы р ],

Всегда мягкие: [ Ч ]. [ Щ ], [ Й ]. Чай — [ ч’ а й’ ],

щавель – [щ’ а в э л’ ].

Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Составление звуковых схем слов»

Презентация поможет на уроках обучения грамоте.

Звуковые схемы слов в букварный период

Звуковые схемы направлены на овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.»

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.».

Составить звуковую модель слов

Памятка для правильного составления звуковой схемы слова в 1 классе

Памятка для правильного составления звуковой схемы слова в 1 классе.

Конспект урока русского языка по теме «Различение твёрдых и мягких согласных звуков.Звуковая схема слова.Предложение.»

Конспект урока по русскому языку в 1 классе.

Как составить звуковую схему слова.

Как правильно выполнить звуковую схему слова, следуя точному алгоритму. Какие карточки используются в 1 классе. . Звуковая схема слова — как.

Источник

Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

схема слова

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Схема слова 1 класс

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Звуковые схемы слов

Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие — деление слова на слоги.

Второй этап — определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего — после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за «немыми» буквами ъ, ь.

Звуковые схемы слов

Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным — прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя — гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

схема слова корень суффикс окончание

Учимся думать

Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах «мячик», «лучик»), приставки (-у- в прилагательных «утренний», «узкий»). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

Составление схемы слова — достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Цветовая схема слова

Число букв и звуков в словах

Практические упражнения

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam
 

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова 

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Перейти к контенту

Русский язык

Время чтения 1 мин.Просмотры 173к.

Картинки схем для составления слов для учеников 1 класса можно бесплатно скачать и распечатать из этой статьи. Схемы слов в картинках помогут дошкольникам и ученикам начальных классов лучше различать гласные и согласные звуки.

Составь схемы слов.

Схема слова каша.

Мягкий согласный обозначается зеленым цветом, синим — твердый согласный, а гласные — красным.

Картинки для составления схем слов в 1 класс.

Картинки со схемами слов.

В подготовительную группу.

Для самостоятельного заполнения.

Для дошкольника.

Схема с подписями.

Соедини слова с подходящими к ним схемами. Обрати внимание на ударение.

Выбери схему к слову ветка.

Гласные и согласные звуки в словах.

Игра «Найди ошибки».

Для 1 класса.

Соотнесите схемы и слова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти единичный элемент матрицы
  • Как найти киллу в таркове
  • Как найти таймкод на ютубе
  • Как найти утерянный телефон сяоми
  • Как найти свою пирамиду света