В русском алфавите 33 буквы, которые делятся на согласные и гласные звуки, Й относится к согласным буквам, мягкий знак и твердый знак не имеют звуков, они служат для смягчения и разделения букв.
Рассмотрим примеры звуковая схема слово с мягким и твердыми знаками
При фонетическом разборе слова семья — [с’им’й’а] мягкий знак смягчает согласную М, ставим запятую над буквой М, гласная Я обозначает два звука ЙА.
В звуковой схема слова рисуем первый слог «се» зелено-красный прямоугольник, мягкая согласная М зеленый прямоугольник, и гласная Я, которая обозначает два звука — согласный Й и гласный А рисуем зелено-красный прямоугольник.
Если мягкий знак смягчает согласную рисуем зеленый прямоугольник, если твердый знак разделяет согласную и гласную рисуем синий прямоугольник твердый согласный звук.
Примеры звуковая схема с Ь и Ъ в середине и в конце слова, таблицы, цветом обозначается мягкость и твердость согласного звука
Памятка для детей Как составить звуковую схему слова.
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Цветовая схема слова
Число букв и звуков в словах
Практические упражнения
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
- гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
- обязательно ставится ударение;
- звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
- мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
- Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
- Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Задание 4.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Буквы Ь и Ъ в русском алфавите особые: не обозначая звуков, они выполняют определённые функции, общей из которых, а для Ъ единственной, является разделительная. Ь ещё используется как показатель мягкости предыдущего согласного и как показатель формы слова (после шипящих: рожь, агитируешь, беречь, мажь). Суффиксом эти буквы быть не могут, так как
- звука не обозначают;
- Ъ находится перед корнем, где суффиксу не место;
- Ь, находящийся на стыке корня и суффикса, относится к корню;
- понятие нулевой суффикс не связано с Ь: основы слов с таким суффиксом могут писаться и с Ь (синь, зелень), и без него (ход, смотр), что зависит от мягкости или твёрдости конечного согласного.
Ответ на вопрос, к какой морфеме относить Ь и Ъ, прост: к предшествующей. Поясню на примерах.
Ъ, пишущийся после приставок на согласный, в школьной программе раньше традиционно относили к приставкам (чтобы не висел между морфемами). Это логично: к корню Ъ отношения не имеет, а на произношение приставок влияния не оказывает.
Теперь появились сторонники оставлять Ъ в висячем положении, не включая его в приставку, с чем я не могу согласиться.
Добавлю: во многих словах, где раньше выделялись приставки, произошло упрощение основы: приставка вошла в корень, а Ъ, который по-прежнему не даёт в произношении слиться конечному согласному бывшей приставки с гласным звуком, пишется по традиции, хотя и оказался в середине корня. Это такие слова, как:
- адъютант, адъютантский (иноязычная приставка АДЪ- вошла в корень);
- инъекция, инъекционный (то же произошло с заморской приставкой ИНЪ-);
- объём, объёмный, объёмистый (корень в этих словах нынче ОБЪЁМ, а раньше выделяли приставку ОБЪ-);
- съём, съёмка, съёмный – слова с корнем СЪЁМ-.
И таких лексем, полистав словари строения слов, можно обнаружить много.
Ь, находящийся внутри корня, естественно, к корню и относим (вьюга, вьюжный).
Сложнее со словами, где Ь находится на стыке морфем.
В слове ВЬЮН букву Ь отнесём не к суффиксу – к корню: оно образовано от глагола ВИТЬ (корень ВИ-) при помощи суффикса -ЮН-. При этом произошла количественная редукция корневого гласного звука И (он перестал произноситься в производном существительном и был заменён Ь). Поэтому графически в основе слова мы выделим корень ВЬ- и суффикс ЮН.
В бессуффиксных словоформах глаголов ПЬЮ, ЛЬЁТ и пр. выделим корни ПЬ-, ЛЬ- (их же подчеркнём как основу) и окончания -Ю, -ЁТ, хотя сопоставление с другими формами показывает: звук [Й’], заключающийся в буквах Ё, Ю, входит в основу: повелительное наклонение данных глаголов (пей, лей) – это основы наст. времени, в самих формах наст. времени гласный редуцируется, заменяясь Ь, и основа выглядит иначе: ПЬ[Й’/У] (основа до черты /), ЛЬ[Й’/О]Т. В корнях происходит чередование гласных И, Е и нуля звука (ПИТЬ, ПЕЙ, ПЬЮ), то есть отсутствие гласного звука мы компенсируем буквой Ь, но это всё метаморфозы корня, и нет никакого основания относить Ь ни к суффиксу, ни к окончанию.
Возьмём слово ЛИСТЬЯ. В нём звук [Й’] – суффикс, образовавший форму мн. числа и обозначенный буквой Я, в которой только второй звук является окончанием. Естественно, что, производя разбор по составу, мы графически выделим основу, равную корню, включая Ь, и окончание Я, но рядом напишем /[и’/а], показав, что здесь есть суффикс и что при разборе мы учли фонетические особенности данной лексемы.
Презентация по обучению грамоте на тему: » Схема слова с мягким знаком»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 109 человек из 36 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
г. Лебедянь МБДОУ д.с. комбинированного вида №2 логопед: Кнутова Г.А.
Игра: «Составить схему слова с мягким знаком »
дальше -
2 слайд
КОНЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
3 слайд
КОНЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
4 слайд
КОНЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
5 слайд
КОНЬ
Сколько букв в слове?
Сколько звуков в слове?
Почему? -
6 слайд
ЛОСЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
7 слайд
ЛОСЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
8 слайд
ЛОСЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
9 слайд
ЛОСЬ
Сколько букв в слове ?
Сколько звуков в слове?
Почему? -
10 слайд
МОЛЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
11 слайд
МОЛЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
12 слайд
МОЛЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
13 слайд
МОЛЬ
Сколько букв в слове ?
Сколько звуков в слове?
Почему? -
14 слайд
СОЛЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
15 слайд
СОЛЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
16 слайд
СОЛЬ
Кликнуть мышкой по квадратику. -
17 слайд
СОЛЬ
Сколько букв в слове ?
Сколько звуков в слове?
Почему? -
18 слайд
ПОЛЬКА
Кликнуть мышкой по квадратику. -
19 слайд
ПОЛЬКА
Кликнуть мышкой по квадратику. -
20 слайд
ПОЛЬКА
Кликнуть мышкой по квадратику. -
21 слайд
ПОЛЬКА
Кликнуть мышкой по квадратику. -
22 слайд
ПОЛЬКА
Кликнуть мышкой по квадратику. -
23 слайд
ПОЛЬКА
Сколько букв в слове ?
Сколько звуков в слове?
Почему? -
24 слайд
ПАЛЬТО
Кликнуть мышкой по квадратику. -
25 слайд
ПАЛЬТО
Кликнуть мышкой по квадратику. -
26 слайд
ПАЛЬТО
Кликнуть мышкой по квадратику. -
27 слайд
ПАЛЬТО
Кликнуть мышкой по квадратику. -
28 слайд
ПАЛЬТО
Кликнуть мышкой по квадратику. -
29 слайд
ПАЛЬТО
Сколько букв в слове ?
Сколько звуков в слове?
Почему? -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 267 205 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 24.02.2018
- 5805
- 52
- 24.02.2018
- 1687
- 9
Рейтинг:
5 из 5
- 24.02.2018
- 655
- 1
- 24.02.2018
- 2231
- 79
- 24.02.2018
- 1352
- 5
- 24.02.2018
- 1411
- 16
- 24.02.2018
- 319
- 0
Рейтинг:
2 из 5
- 24.02.2018
- 6148
- 69
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
-
Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
-
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Кнутова Галина Александровна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 5 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 118818
-
Всего материалов:
93
Как правильно составить звуковую схему слова
в 1 классе
Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:
красный – для обозначения гласных звуков,
синий — для обозначения твёрдых согласных,
зелёный — для обозначения мягких согласных.
В русском языке 33 буквы:
10 букв, обозначающих гласные звуки:
А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;
Я, Е, Ё, И, Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных;
(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).
Гласные ( Я Е Ё Ю – йотированные:
[й’а], [й’э], [й’о], [й’у].
Они обозначают 2 звука:
- в начале слова — яма – [ й‘ а м а ];
- если стоят после мягкого или твёрдого знака —
съел — [с й‘ э л] льёт — [ л‘ й о т ];
- стоят после гласного звука — поют — [ п а й’ у т ].
В остальных случаях Я, Е, Ё, Ю обозначают 1 звук (соответственно: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]).
Например: мяч — [м’ а ч’ ],
лён — [ л‘ о н ], люк — [ л’ у к ]).
21 буква, обозначающая согласные звуки:
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.
2 буквы:
Ъ и Ь – звуков не обозначают.
Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц] — жир – [ ж ы р ],
цель- [ ц э л’ ],
Всегда мягкие: [Ч]. [Щ], [Й]. Чай — [ ч’ а й’ ],
щавель – [щ’ а в э л’ ].
Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.