Как составить схему слова в 1 классе с мягким знаком

В русском алфавите 33 буквы, которые делятся на согласные и гласные звуки, Й относится к согласным буквам, мягкий знак и твердый знак не имеют звуков, они служат для смягчения и разделения букв.

Рассмотрим примеры звуковая схема слово с мягким и твердыми знаками

При фонетическом разборе слова семья — [с’им’й’а] мягкий знак смягчает согласную М, ставим запятую над буквой М, гласная Я обозначает два звука ЙА.

В звуковой схема слова рисуем первый слог «се» зелено-красный прямоугольник, мягкая согласная М зеленый прямоугольник, и гласная Я, которая обозначает два звука — согласный Й и гласный А рисуем зелено-красный прямоугольник.

Если мягкий знак смягчает согласную рисуем зеленый прямоугольник, если твердый знак разделяет согласную и гласную рисуем синий прямоугольник твердый согласный звук.

Примеры звуковая схема с Ь и Ъ в середине и в конце слова, таблицы, цветом обозначается мягкость и твердость согласного звука

Памятка для детей Как составить звуковую схему слова.

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Цветовая схема слова

Число букв и звуков в словах

Практические упражнения

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam
 

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова 

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Буквы Ь и Ъ в русском алфавите особые: не обозначая звуков, они выполняют определённые функции, общей из которых, а для Ъ единственной, является разделительная. Ь ещё используется как показатель мягкости предыдущего согласного и как показатель формы слова (после шипящих: рожь, агитируешь, беречь, мажь). Суффиксом эти буквы быть не могут, так как

  • звука не обозначают;
  • Ъ находится перед корнем, где суффиксу не место;
  • Ь, находящийся на стыке корня и суффикса, относится к корню;
  • понятие нулевой суффикс не связано с Ь: основы слов с таким суффиксом могут писаться и с Ь (синь, зелень), и без него (ход, смотр), что зависит от мягкости или твёрдости конечного согласного.

Ответ на вопрос, к какой морфеме относить Ь и Ъ, прост: к предшествующей. Поясню на примерах.

Ъ, пишущийся после приставок на согласный, в школьной программе раньше традиционно относили к приставкам (чтобы не висел между морфемами). Это логично: к корню Ъ отношения не имеет, а на произношение приставок влияния не оказывает.

текст при наведении

Теперь появились сторонники оставлять Ъ в висячем положении, не включая его в приставку, с чем я не могу согласиться.

Добавлю: во многих словах, где раньше выделялись приставки, произошло упрощение основы: приставка вошла в корень, а Ъ, который по-прежнему не даёт в произношении слиться конечному согласному бывшей приставки с гласным звуком, пишется по традиции, хотя и оказался в середине корня. Это такие слова, как:

  • адъютант, адъютантский (иноязычная приставка АДЪ- вошла в корень);
  • инъекция, инъекционный (то же произошло с заморской приставкой ИНЪ-);
  • объём, объёмный, объёмистый (корень в этих словах нынче ОБЪЁМ, а раньше выделяли приставку ОБЪ-);
  • съём, съёмка, съёмный – слова с корнем СЪЁМ-.

И таких лексем, полистав словари строения слов, можно обнаружить много.

Ь, находящийся внутри корня, естественно, к корню и относим (вьюга, вьюжный).

Сложнее со словами, где Ь находится на стыке морфем.

В слове ВЬЮН букву Ь отнесём не к суффиксу – к корню: оно образовано от глагола ВИТЬ (корень ВИ-) при помощи суффикса -ЮН-. При этом произошла количественная редукция корневого гласного звука И (он перестал произноситься в производном существительном и был заменён Ь). Поэтому графически в основе слова мы выделим корень ВЬ- и суффикс ЮН.

В бессуффиксных словоформах глаголов ПЬЮ, ЛЬЁТ и пр. выделим корни ПЬ-, ЛЬ- (их же подчеркнём как основу) и окончания -Ю, -ЁТ, хотя сопоставление с другими формами показывает: звук [Й’], заключающийся в буквах Ё, Ю, входит в основу: повелительное наклонение данных глаголов (пей, лей) – это основы наст. времени, в самих формах наст. времени гласный редуцируется, заменяясь Ь, и основа выглядит иначе: ПЬ[Й’/У] (основа до черты /), ЛЬ[Й’/О]Т. В корнях происходит чередование гласных И, Е и нуля звука (ПИТЬ, ПЕЙ, ПЬЮ), то есть отсутствие гласного звука мы компенсируем буквой Ь, но это всё метаморфозы корня, и нет никакого основания относить Ь ни к суффиксу, ни к окончанию.

текст при наведении

Возьмём слово ЛИСТЬЯ. В нём звук [Й’] – суффикс, образовавший форму мн. числа и обозначенный буквой Я, в которой только второй звук является окончанием. Естественно, что, производя разбор по составу, мы графически выделим основу, равную корню, включая Ь, и окончание Я, но рядом напишем /[и’/а], показав, что здесь есть суффикс и что при разборе мы учли фонетические особенности данной лексемы.

Презентация по обучению грамоте на тему: » Схема слова с мягким знаком»



Скачать материал

г. Лебедянь МБДОУ д.с.  комбинированного вида  №2 логопед: Кнутова Г.А.Игра:...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 109 человек из 36 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • г. Лебедянь МБДОУ д.с.  комбинированного вида  №2 логопед: Кнутова Г.А.Игра:...

    1 слайд

    г. Лебедянь МБДОУ д.с. комбинированного вида №2 логопед: Кнутова Г.А.
    Игра: «Составить схему слова с мягким знаком »
    дальше

  • КОНЬКликнуть мышкой по квадратику.

    2 слайд

    КОНЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • КОНЬКликнуть мышкой по квадратику.

    3 слайд

    КОНЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • КОНЬКликнуть мышкой по квадратику.

    4 слайд

    КОНЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • КОНЬ
 Сколько букв в слове?
  Сколько звуков в слове?
 Почему?

    5 слайд

    КОНЬ

    Сколько букв в слове?
    Сколько звуков в слове?
    Почему?

  • ЛОСЬКликнуть мышкой по квадратику.

    6 слайд

    ЛОСЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ЛОСЬКликнуть мышкой по квадратику.

    7 слайд

    ЛОСЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ЛОСЬКликнуть мышкой по квадратику.

    8 слайд

    ЛОСЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ЛОСЬ Сколько букв в слове ?
 Сколько звуков в слове?
 Почему?

    9 слайд

    ЛОСЬ
    Сколько букв в слове ?
    Сколько звуков в слове?
    Почему?

  • МОЛЬКликнуть мышкой по квадратику.

    10 слайд

    МОЛЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • МОЛЬКликнуть мышкой по квадратику.

    11 слайд

    МОЛЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • МОЛЬКликнуть мышкой по квадратику.

    12 слайд

    МОЛЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • МОЛЬ Сколько букв в слове ?
 Сколько звуков в слове?
 Почему?

    13 слайд

    МОЛЬ
    Сколько букв в слове ?
    Сколько звуков в слове?
    Почему?

  • СОЛЬКликнуть мышкой по квадратику.

    14 слайд

    СОЛЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • СОЛЬКликнуть мышкой по квадратику.

    15 слайд

    СОЛЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • СОЛЬКликнуть мышкой по квадратику.

    16 слайд

    СОЛЬ
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • СОЛЬ Сколько букв в слове ?
 Сколько звуков в слове?
 Почему?

    17 слайд

    СОЛЬ
    Сколько букв в слове ?
    Сколько звуков в слове?
    Почему?

  • ПОЛЬКАКликнуть мышкой по квадратику.

    18 слайд

    ПОЛЬКА
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПОЛЬКАКликнуть мышкой по квадратику.

    19 слайд

    ПОЛЬКА
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПОЛЬКАКликнуть мышкой по квадратику.

    20 слайд

    ПОЛЬКА
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПОЛЬКАКликнуть мышкой по квадратику.

    21 слайд

    ПОЛЬКА
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПОЛЬКАКликнуть мышкой по квадратику.

    22 слайд

    ПОЛЬКА
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПОЛЬКА Сколько букв в слове ?
 Сколько звуков в слове?
 Почему?

    23 слайд

    ПОЛЬКА
    Сколько букв в слове ?
    Сколько звуков в слове?
    Почему?

  • ПАЛЬТОКликнуть мышкой по квадратику.

    24 слайд

    ПАЛЬТО
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПАЛЬТОКликнуть мышкой по квадратику.

    25 слайд

    ПАЛЬТО
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПАЛЬТОКликнуть мышкой по квадратику.

    26 слайд

    ПАЛЬТО
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПАЛЬТОКликнуть мышкой по квадратику.

    27 слайд

    ПАЛЬТО
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПАЛЬТОКликнуть мышкой по квадратику.

    28 слайд

    ПАЛЬТО
    Кликнуть мышкой по квадратику.

  • ПАЛЬТОСколько букв в слове ?
 Сколько звуков в слове?
 Почему?

    29 слайд

    ПАЛЬТО
    Сколько букв в слове ?
    Сколько звуков в слове?
    Почему?

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 205 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 24.02.2018
  • 5805
  • 52
  • 24.02.2018
  • 1687
  • 9

Рейтинг:
5 из 5

  • 24.02.2018
  • 655
  • 1
  • 24.02.2018
  • 2231
  • 79
  • 24.02.2018
  • 1352
  • 5
  • 24.02.2018
  • 1411
  • 16
  • 24.02.2018
  • 319
  • 0

Рейтинг:
2 из 5

  • 24.02.2018
  • 6148
  • 69

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Кнутова Галина Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Кнутова Галина Александровна

    • На сайте: 5 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 118818
    • Всего материалов:

      93

Как правильно составить звуковую схему слова

в 1 классе

Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:

красный – для обозначения гласных звуков,

синий для обозначения твёрдых согласных,

зелёный — для обозначения мягких согласных.

В русском языке 33 буквы:

10 букв, обозначающих гласные звуки:

А,   О,   У,   Ы,  Э   обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;

Я,   Е,   Ё,     И,  Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных; 

(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).

Гласные (   Я      Е      Ё      Ю – йотированные:

                 [й’а],   [й’э],   [й’о],   [й’у].

Они обозначают 2 звука:

  • в начале слова — яма –      [  й   а      м   а  ];

                                           

  • если стоят  после мягкого или твёрдого знака —

съел —  [с      й    э     л]                         льёт — [ л     й    о     т    ];

  • стоят после гласного звука  —  поют —  [    п    а     й’   у    т    ].

В остальных случаях  Я, Е, Ё, Ю     обозначают 1 звук (соответственно: я – [а],       е – [э],      ё – [о],       ю – [у]). 

Например: мяч — [м’  а    ч’  ],    

лён — [ л‘    о    н  ],                       люк — [   л’    у   к   ]).

21 буква, обозначающая согласные звуки:

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.

2 буквы:

Ъ и Ь – звуков не обозначают.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]  —  жир – [    ж      ы   р  ],

цель-  [ ц     э      л’   ],            

Всегда мягкие: [Ч]. [Щ], [Й].  Чай  —  [   ч’   а     й’  ],  

щавель –  [щ’    а    в     э      л’  ].

Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.        

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить должностную записку
  • Как найти заряд вольт
  • Видео как найти нок 5 класс
  • Как найти капитал на бизнес
  • Как найти вероятность брака