Как составить схемы образования ионной связи между атомами химических

Представим, что встретились два атома: атом щелочного металла и атом галогена. У атома металла на внешнем энергетическом уровне — единственный электрон, а атому неметалла как раз не хватает одного электрона, чтобы завершить свой внешний уровень.

Атом металла легко отдаст свой слабо связанный с ядром валентный электрон атому неметалла, который предоставит ему свободное место на внешнем энергетическом уровне. Оба в результате получат заполненные внешние уровни.

Атом металла при этом приобретёт положительный заряд, а атом галогена превратится в отрицательно заряженную частицу. Такие частицы называются ионами.

Ионы заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или принятия электронов.

Образовавшиеся разноимённо заряженные ионы притягиваются друг к другу, и возникает химическая связь, которая называется  ионной.

Ионная связь — связь между положительно и отрицательно заряженными ионами.

Рассмотрим механизм образования ионной связи на примере взаимодействия натрия и хлора.

форм1.1.jpgформ1.2.jpgформ1.3.jpg

 Na0+Cl0→Na++Cl−→Na+Cl−        

Такое превращение атомов в ионы происходит всегда при взаимодействии атомов типичных металлов и типичных неметаллов, электроотрицательности которых резко различаются.

Ионная связь образуется в сложных веществах, состоящих из атомов металлов и неметаллов.

Рассмотрим другие примеры образования ионной связи. 

Пример:

Взаимодействие кальция и фтора

1. Кальций — элемент главной подгруппы второй группы. Ему легче отдать два внешних электрона, чем принять недостающие.

form2.jpg

2. Фтор — элемент главной подгруппы седьмой группы. Ему легче принять один электрон, чем отдать семь.

form3.jpg

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно (2). Определим число атомов фтора, которые примут два электрона от атома кальция: (2) (:) (1) (=) (2).

4. Составим схему образования ионной связи:

Пример:

Взаимодействие натрия и кислорода

1. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы. Он легко отдаёт один внешний электрон.

form4.jpg

2. Кислород  — элемент главной подгруппы шестой группы. Ему легче принять два электрона, чем отдать шесть.

form5.jpg

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно (2) (:) (1) (=) (2). Определим число атомов натрия, которые отдадут два электрона атому кислорода: (2).

4. Составим схему образования ионной связи:

 С помощью ионной связи образуются также соединения, в которых имеются сложные ионы:

NH4+,NO3−,OH−,SO42−,PO43−,CO32−

.

Значит, ионная связь существует также в солях и основаниях.

Обрати внимание!

Соли аммония 

NH4NO3,NH4Cl,NH4SO42

 не содержат металла, но образованы ионной связью.

Ионы создают вокруг себя электрическое поле, действующее во всех направлениях. Поэтому каждый ион окружён ионами противоположного знака. Такое соединение представляет собой огромную группу положительных и отрицательных частиц, расположенных в определённом порядке.

Sodium_chloride_crystal.png

Рис. (1). Ионный кристалл

Притяжение между ионами довольно сильное, поэтому ионные вещества имеют высокие температуры кипения и плавления.

Обрати внимание!

Все ионные соединения при обычных условиях — твёрдые вещества.

Примеры веществ с ионной связью:

bakingsoda7689501280w300.jpg

1280px-Iron(II)-sulfate-heptahydrate-sample.jpg

Chlorid_sodný.jpg

Рис. (2). Питьевая сода

Рис. (3). Железный купорос

Рис. (4). Поваренная соль

Источники:

Рис. 1. Ионный кристалл https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/Sodium_chloride_crystal.png

Рис. 2. Питьевая сода https://pixabay.com/images/id-768950/ 8.06.2021

Рис. 3. Железный купорос https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ab/Iron%28II%29-sulfate-heptahydrate-sample.jpg/1280px-Iron%28II%29-sulfate-heptahydrate-sample.jpg

Рис. 4. Поваренная соль https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Chlorid_sodn%C3%BD.JPG

Ионы – это атомы, потерявшие или получившие электроны и, как следствие, некоторый заряд. Для начала хотелось бы напомнить, что ионы бывают двух типов: катионы (положительный заряд ядра больше, чем количество электронов, несущих отрицательный заряд) и анионы (заряд ядра меньше количества электронов). Ионная связь образуется в результате взаимодействия двух ионов с разноименными зарядами.

Ионная и ковалентная связь

Данный тип связи является частным случаем ковалентной. Разность электроотрицательностей в данном случае столь велика (более чем 1,7 по Полингу), что общая пара электронов не частично смещается, а полностью переходит к атому с большей электроотрицательностью. Поэтому образование ионной связи является результатом возникновения сильного электростатического взаимодействия между ионами. Важно понимать, что не существует стопроцентно ионной связи. Данный термин применяется, если «ионные признаки» более выражены (т.е. электронная пара сильно смещена к более электроотрицательному атому).

Механизм ионной связи

Атомы, имеющие практически полную или практически пустую валентную (внешнюю) оболочку, наиболее охотно вступают в химические реакции. Чем меньше пустых орбиталей на валентной оболочке, тем выше шанс, что атом получит электроны извне. И наоборот – чем меньше электронов находится на внешней оболочке, тем вероятнее, что атом отдаст электрон.

Электроотрицательность

Это способность атома притягивать к себе электроны, поэтому атомы с наиболее заполненными валентными оболочками более электроотрицательны.

Типичный металл охотно отдает электроны, тогда как типичный неметалл охотнее их забирает. Поэтому чаще всего ионную связь образуют металлы и неметаллы. Отдельно следует упомянуть другой тип ионной связи – молекулярную. Ее особенность в том, что в роли ионов выступают не отдельные атомы, а целые молекулы.

Схема ионной связи

На рисунке схематически изображено формирование фторида натрия. Натрий имеет низкую электроотрицательность и всего один электрон на валентной оболочке (ВО). Фтор – значительно более высокую электроотрицательность, ему не хватает всего одного электрона для заполнения ВО. Электрон с ВО натрия, переходит на ВО фтора, заполняя орбиталь, в следствии чего оба атома приобретают разноименные заряды и притягиваются друг к другу.
схема ионной связи.png

Свойства ионной связи

Ионная связь достаточно сильна – разрушить ее при помощи тепловой энергии крайне сложно, а потому вещества с ионной связью имеют высокую температуру плавления. В то же время радиус взаимодействия ионов достаточно низкий, что обуславливает ломкость подобных соединений. Важнейшими ее свойствами являются ненаправленность и ненасыщаемость. Ненаправленность происходит из формы электрического поля иона, которое представляет собой сферу и способно взаимодействовать с катионами или анионами во всех направлениях. При этом поля двух ионов не компенсируются полностью, вследствие чего они вынуждены притягивать к себе дополнительные ионы, образуя кристалл, – это и есть явление, называемое ненасыщаемостью. В ионных кристаллах нет молекул, а отдельные катионы и анионы окружены множеством ионов противоположного знака, количество которых зависит в основном от положения атомов в пространстве.

Кристаллы поваренной соли (NaCl) – типичный пример ионной связи.

Таблица веществ с ионной связью

Название Формула Применение и свойства
Бромид серебра AgBr Ионная связь в молекуле разрывается под воздействием фотонов (фотолиз), что широко применяется в фотографии и оптике.
Хлорводород HCl Как следует из формулы, ионная связь тут образуется между хлором и водородом, а потому водный раствор HCl (соляная кислота), широко применяется для получения различных хлоридов.
Оксид кальция CaO Негашеная известь. Широко применяется при производстве кирпича.
Фторид натрия NaF Применяется для укрепления зубной эмали, в производстве керамики.

Тест по теме «Ионная связь»

Ионная химическая связь


Ионная химическая связь

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1174.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1174.

Ионная химическая связь – это связь, которая образуется между атомами химических элементов (положительно или отрицательно заряженные ионы). Так что же такое ионная связь, и как происходит ее образование?

Общая характеристика ионной химической связи

Ионы – это частицы, имеющие заряд, в которые превращаются атомы в процессе отдачи или принятия электронов. Притягиваются они друг к другу довольно сильно, именно по этой причине у веществ с таким типом связи высокие температуры кипения и плавления.

Ионы

Рис. 1. Ионы.

Ионная связь – химическая связь между разноименными ионами, обусловленная их электростатическим притяжением. Ее можно считать предельным случаем ковалентной связи, когда разность электроотрицательностей связанных атомов так велика, что происходит полное разделение зарядов.

Ионная химическая связь

Рис. 2. Ионная химическая связь.

Обычно считается, что связь приобретает электронный характер, если ЭО >1,7.

Различие в значении электроотрицательности тем больше, чем дальше элементы расположены друг от друга в периодической системе по периоду. Эта связь характерна для металлов и неметаллов, особенно расположенных в наиболее удаленных группах, например, I и VII.

Пример: поваренная соль, хлорид натрия NaCl:

Схема ионной химической связи хлорида натрия

Рис. 3. Схема ионной химической связи хлорида натрия.

Ионная связь существует в кристаллах, она обладает прочностью, длиной, но не насыщена и не направлена. Ионная связь характерна только для сложных веществ, таких как соли, щелочи, некоторые оксиды металлов. В газообразном состоянии такие вещества существуют в виде ионных молекул.

Ионная химическая связь образуется между типичными металлами и неметаллами. Электроны в обязательном порядке от металла переходят к неметаллу, образуя ионы. В результате образуется электростатическое притяжение, которое называют ионной связью.

На самом деле полностью ионной связи не встречается. Так называемая ионная связь носит частично ионный, частично ковалентный характер. Однако связь сложных молекулярных ионов может считаться ионной.

Примеры образования ионной связи

Можно привести несколько примеров образования ионной связи:

  • взаимодействие кальция и фтора

Ca0 (атом) -2e=Ca2+ (ион)

– кальцию легче отдать два электрона, чем получить недостающие.

F0 (атом)+1е= F- (ион)

– фтору, наоборот, легче принять один электрон, чем отдать семь электронов.

Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно 2. Определим число атомов фтора, которые примут два электрона от атома кальция: 2 : 1 = 2. 4.

Составим формулу ионной химической связи:

Ca0+2F0 →Ca2+F−2.

  • взаимодействие натрия и кислорода

Na0 (атом)-1e=Na+ (ион)

– натрий находится в главной подгруппе первой группы. Он с легкостью может отдавать один электрон.

O0 (атом)+2e=O2– (ион)

– кислород находится в главной подгруппе шестой группы. Естественно, что ему легче получить два электрона, чем отдать шесть.

Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно 2 : 1 = 2. Определим число атомов натрия, которые отдадут два электрона атому кислорода: 2. 4.

Составим схему образования ионной связи:

2Na0 +O0 →Na+2O2−.

Заключение

Что мы узнали?

Ионная связь и ионы изучаются в 11 классе. Ионная химическая связь – связь между положительными и отрицательными ионами, осуществляемая между металлами и неметаллами.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Diamond Zack

    7/10

  • Ales Ban

    10/10

  • Алиса Кикадор

    10/10

  • Андрей Трубников

    10/10

  • Екатерина Залова

    10/10

  • Саша Земляк

    10/10

  • Надежда Северина

    10/10

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1174.


А какая ваша оценка?

МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная
школа №1

г. Улан-Удэ»

Технологическая карта

Тема урока «Ионная химическая связь»

Выполнила учитель химии Сампилова Ж.М.

Технологическая карта урока по химии «Ионная
связь»

 (технология проблемного обучения)

УМК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Предметная
область: 
химия

Класс: 8

Тема
урока
 — «Ионная
связь».

Цель: познакомить учащихся с ионами, ионной
связью, механизмом её образования          

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

Актуализация прежних знаний с помощью вопросов:

1.Укажите
положение  металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева.

2.
Какое количество электронов имеется на внешнем энергетическом уровне у
металлов?

3.Сколько
электронов имеют атомы неметаллов на внешнем энергетическом уровне?

4.
Атомы, каких элементов легче отдают электроны с внешнего энергетического
уровня?

5.
Атомы каких элементов принимают недостающие электроны до завершения внешнего
энергетического уровня?

Формулируется проблемный вопрос: «Каков
результат приема-отдачи электронов для атомов металлов и неметаллов?»

Подведение учащихся к формулировке темы урока (задается второй
проблемный вопрос):

1.Что
произойдет между противоположно заряженными частицами – ионами?

2.Как
образуется ионная химическая связь?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие заряженных частиц –
ионов.

Отвечают на вопрос и формулируют тему урока, затем записывают её в
рабочие тетради

Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы,
обоснование оптимальных из них

Для
того чтобы выяснить как образуется ионная химическая связь, учитель предлагает
учащимся составить схемы
образования ионов металла и неметалла.

Учитель подводит учащихся к выдвижению гипотезы:

«Ионная химическая
связь образуется за счет взаимного притяжения противоположно заряженных
ионов».

Представим,
что встретились два атома: атом 
щелочного металла и атом галогена.
У атома металла на внешнем энергетическом уровне — единственный
электрон, а атому неметалла как раз не хватает одного электрона, чтобы
завершить свой внешний уровень.

Атом
металла легко отдаст свой слабо связанный с ядром валентный электрон атому
неметалла, который предоставит ему свободное место на внешнем энергетическом
уровне. Оба в результате получат заполненные внешние уровни.

Атом металла
при этом приобретёт положительный заряд, а атом галогена превратится
в отрицательно заряженную частицу. Такие частицы
называются 
ионами.

Ионы — заряженные частицы, в которые превращаются атомы в
результате отдачи или принятия электронов.

Образовавшиеся
разноимённо заряженные ионы притягиваются друг к другу, и возникает
химическая связь, которая называется  
ионной.

Учащиеся записывают схемы превращения атомов металла и неметалла в
заряженные частицы – ионы.

1. Кальций — элемент главной подгруппы второй группы.
Ему легче отдать два внешних электрона, чем принять недостающие.

form2.jpg

2. Фтор — элемент главной подгруппы седьмой группы. Ему
легче принять один электрон, чем отдать семь.

form3.jpg

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами
образующихся ионов. Оно равно 
2. Определим число атомов фтора, которые примут два
электрона от атома кальция: 
2 : 1 = 2.

4. Составим схему образования ионной связи:

 Ca0+2F0→Ca2+F−2. 

Пример:

Взаимодействие натрия и кислорода

1. Натрий — элемент главной подгруппы первой
группы. Он легко отдаёт один внешний электрон.

form4.jpg

2. Кислород  — элемент главной подгруппы шестой
группы. Ему легче принять два электрона, чем отдать шесть.

form5.jpg

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами
образующихся ионов. Оно равно 
2 : 1 = 2. Определим число атомов натрия, которые отдадут
два электрона атому кислорода: 
2.

4. Составим схему образования ионной связи:

2Na0+O0→Na+2O2−.

 С помощью ионной связи образуются также
соединения, в которых имеются сложные ионы:

NH+4,NO−3,OH−,SO2−4,PO3−4,CO2−3.

Значит,
ионная связь существует также 
в солях и основаниях.

Этап III. Опытная проверка принятых гипотез

Учитель
предлагает составить алгоритм составления схемы образования ионной связи.

Учитель показывает действие магнитиков
(разноименные заряды притягиваются)

Учащиеся
составляют алгоритм составления схемы образования ионной связи, например для
CaF2:

1)
Определяем число внешних электронов у атома металла и заряд иона в который он
превратится в результате отдачи электронов:

 Ca0-2ē→ Ca2+

2)
Определяем число внешних электронов у атома неметалла и заряд иона в который
он превратится в результате присоединения электронов:

F0+1ē→ F

3)
Записываем схему образования ионной связи между атомами металла и неметалла:

Ca0+ 2F0Ca2++ 2FCa2+ F2

Учащиеся делают выводы о механизме возникновения ионной химической
связи

Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике

Используя
знания, полученные на уроке, выполнить задания на контрольных листах

1. В каком ряду находятся вещества  только с ионной
 связью   – назвать выбранные вещества, указать заряды ионов:

А)   K2O
     Na2S      LiCl

Б)    MgO
    H2O      H2S   
 

В)     H2SO  
 CO2     Cl2

2. Напишите схему образования химической связи в молекуле
Al2S3

Акцентирует
внимание на конечных

результатах
учебной деятельности обучающихся
на
уроке

Выполняют
задания на контрольных листах и осуществляют взаимоконтроль.

Называют
ключевые моменты нового материала и как они их усвоили (что получилось, что
не получилось и почему)

Этап V. Рефлексия

На листах
рефлексии продолжить предложения:

Самым сложным
для меня было …

Больше всего мне
понравилось …

На будущее мне
нужно иметь ввиду …

Мне осталось
непонятным на уроке …

Оформление листов
рефлексии

Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения

В
результате деятельности на уроке происходит:

развитие 
способности самостоятельно добывать знания, находить выход из проблемных
ситуаций, находить ответы на вопросы;

развитие
умения  высказывать  своё мнение, проводить наблюдения и делать самостоятельные
выводы;

развитие умения
систематизировать знания

Подведение итогов
урока

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Слово нашел пишится как
  • Плохо работает один наушник как исправить
  • Как составить акт об отказе от освидетельствования
  • Как найти компанию для прогулок
  • Как найти сайт своей управляющей компании