Как составить схемы сложных предложений соединенных союзами

На чтение 15 мин Просмотров 83 Опубликовано 7 апреля 2023 Обновлено 7 апреля 2023

Содержание

  1. Как составить схему предложения: основные виды с примерами
  2. Алгоритм составления схемы предложения
  3. Графические обозначения
  4. Схема простого предложения
  5. Схемы с обращениями и вводными словами
  6. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
  7. Схемы с прямой речью
  8. Схема сложного предложения
  9. Сложное предложение в русском языке
  10. Что такое сложное предложение
  11. Союзное предложение
  12. Сложносочиненное предложение
  13. Сложноподчиненное предложение
  14. Бессоюзное предложение
  15. Сложные предложения с разными видами связи
  16. Методика определения сложного предложения
  17. Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях
  18. Тест на проверку усвоения материала
  19. Сколько грамматических основ в сложном предложении
  20. Определение типа связи в сложном предложении
  21. Определение необходимости знаков препинания

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

Графические обозначения в схеме

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Источник

Сложное предложение в русском языке

Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.

Что такое сложное предложение

Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.

Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.

Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:

  • Голая грамматическая основа. Витя играет, Катя кушает. (бессоюзная связь, части связаны только запятой)
  • Основа со второстепенными членами. Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп. (это предложение связано союзом)

Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.

  • Имеем на входе: Маша гуляет . Катя доучивает уроки . Ее мама не отпустила из-за плохих оценок .
  • После объединения: Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.

Союзное предложение

Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.

Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.

Сложносочиненное предложение

Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.

Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.

В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.

Тип Союзы, которые характеризуют Примеры
Временные (последовательность, одновременность) и

также

Мы положили на стол сладкое, и прилетели осы.

Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает.

Лена катится с горки, да Миша летит кувырком.

Как девочки идут на музыку, так и мальчики шагают парами на урок.

Противопоставления, сопоставления явлений а

зато

Дети собрались гулять, но на улице пошел дождь.

Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу.

Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались.

Папа сидел за рабочим столом, а мама шила на диване.

Чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений Разделительные союзы

то ли – то ли

То ли дерево так ветками бьет по крыше, то ли дождь большими каплями стучит.

Ты придешь, или я к тебе приду.

Мама купит машинку, либо папа привезет игрушку на праздник.

Сложноподчиненное предложение

Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.

Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.

Части соединяются при помощи:

Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:

Тип Вопрос, на который отвечает придаточная часть Союзные слова и союзы Пример
Определительное (относится к существительному и определяет его) Какой? который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что К нам подбежала собака, которая жила в этом дворе.

Я уже видела этого врача, когда он лечил брата.

Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства) Все падежные вопросы что, кто, как, как бы, чтобы и др. Дети обрадовались, что вынесли торт.

Мы пошли сквозь траву, чтобы не потерять драгоценное время.

Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение) что, отчего, почему, зачем и др. Подул сильный ветер, отчего стало холодно.
Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства времени или других причин) Время Когда? Как долго? когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как Прежде чем я уйду на работу, мы поговорим.

В то время как я заканчивала школу, мой брат находился в армии.

Место Где? Откуда? Куда? где, куда, откуда Девочка побежала в сторону, где слышался звук.
Причина Почему? Отчего? потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку Мама выбрала метро, поскольку автобус стоял в пробке.
Следствие Вследствие чего? так что Урок начался позже, так что я успела повторить тему.
Условие При каком условии? если, если – то, коли, коль скоро, раз Если не пропустят в кино, то пойдем в театр.
Цель С какой целью? Зачем? чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы Для того чтобы не пропустить момент, я сидел и ждал.
Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай Пусть не пришла, нам и втроем весело.
Сравнение Подобно чему? Как? как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как На улице резко стемнело, будто время уже было позднее.

Катя побелела от увиденного, словно ее накрасили белой краской.

Образ действия Каким образом? Как? как, будто, как будто, точно, словно Лена сделала уроки так, как прописано в дневнике.
Мера и степень В какой мере и степени? как, что, сколько, настолько Я так устала, что не могу никуда идти.

Рита плакала, настолько сильно расстроилась.

Бессоюзное предложение

Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.

Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.

Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.

На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)

Сложные предложения с разными видами связи

Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.

Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.

[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].

В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.

Примеры, когда объединяются два и более вида связи

  1. Подчинение и сочинение .
    Солнечные лучи уходили и сумерки наступали, как обычно бывает.
    (Союзы «и, как» говорят о видах связи).
    Посмотрим, какая схема получается, исходя из данных: [ ], и [ ], (как… ).
  2. Сочинение и бессоюзная связь .
    Она давно уже пришла домой, но никак не могла согреться: жуткий мороз царил на улице. (тут нужно обратить внимание на «но» и дальнейшее отсутствие союзных слов).
    Вот так выглядит схема: [ ], но [ ] : [ ].
  3. Подчинение и бессоюзная связь .
    Когда Миша закончил уроки, Паша уже ждал его во дворе; они договаривались поиграть в футбол. (Здесь имеется союзное слово Когда, мы его отразим в графике).
    Схема сложного предложения (Когда ), [ ] ; [ ].
  4. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь .
    Мама в саду посадила много всего и даже цветы росли; они скоро начнут распускаться, так что скоро станет совсем красиво. (В данном тексте союз и союзное слово «и» и «так что». Обязательно прописываем их, чтобы не упустить основную связь и не запутаться).
    Строение получается таким: [ ] и [ ] ; [ ], [ ] (так что …).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.

Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].

Методика определения сложного предложения

Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.

Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:

  1. Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
  2. Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
  3. Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
  4. Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
  5. Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
    • Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
    • Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
    • Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
  6. Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.

Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.

  1. Повествовательный тип предложения;
  2. Эмоциональная окраска — Невосклицательное;
  3. <Пошел сильный дождь>, <как будто стеной оградил нас от остальных ребят>, и, <чтобы не потеряться>, <мы решили переждать непогоду>, <которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться>. — видим 5 грамматических основ, на основании чего заключаем что предложение сложное.
  4. Перед нами предложение с разными видами связи, которое представляет собой две сложносочинённые части, соединённые сочинительным союзом «и». Каждая из частей представляет собой сложноподчинённое предложение.
  5. Разберём каждую из частей как отдельное сложное предложение.
    1. [Пошел сильный дождь], (как будто стеной оградил нас от остальных ребят). — Сложноподчинённое обстоятельственное предложение (сравнения) с подчинительной связью, где первая часть является главной, а вторая — придаточной.
    2. (Чтобы не потеряться), [мы решили переждать непогоду], (которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться). Сложноподчинённое предложение с двумя типами придаточных: обстоятельственным (цели) и определительным. Средняя часть является главной, крайние левая и правая — придаточными.
  6. Составляем схему всего предложения. [ ], ( как будто . ), и, (чтобы. ), [ ], (которая. ). Обратите внимание, что необходимо в схеме прописывать союзы, благодаря которым вы выявили связь.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.

  • Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
    К Новому году накрыли стол и купили фейерверки.
  • Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
    Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?

Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.

Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:

  • Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
    Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка.
  • При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
    На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился.
  • При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
    На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы.
  • Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
    Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял.
  • Запятая ставится при равноправных предложениях.
    На улице светило солнышко, птички громко пели.

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
  2. Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
    1. 3
    2. 1
    3. 2
  3. В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

Определение типа связи в сложном предложении

Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

  1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
    1. подчинительное и сочинительное;
    2. бессоюзное и сочинительное;
    3. сочинительное;
    4. подчинительное и бессоюзное.
  2. Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
    1. сочинительный и подчинительный;
    2. только сочинительный;
    3. только подчинительный.
  3. Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
    1. подчинительные и сочинительные;
    2. бессоюзные;
    3. сочинительные;
    4. подчинительные.

Определение необходимости знаков препинания

Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

  1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
  2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
  3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.

Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.

Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.

Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

Источник

Схемы сложных предложений представлены двумя видами – схемы линейные и блочные. Линейные схемы встречаются более часто и представлены во всех типах сложных предложений, блочные же схемы, как правило, применяются относительно к сложным предложениям с разными видами связи и СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрим на примерах поэтапное построение схемы сложного предложения.

1. ССП.

NB! Все части предложения на схеме представлены квадратными скобками [   ], а союз выносится ЗА скобки. Количество частей регламентируется количеством грамматических основ: каждая часть – это квадратные скобки + союз.

[Поднялся ветер] 1, и [стало сыро и мрачно] 2 [ ск. + подл. ], и [ сказ. ].

2. СПП.

NB! СПП состоит из главной части и части придаточной, которые графически представлены квадратными [ ] и круглыми ( ) скобками соответственно. Союз или союзное слово в СПП располагаются внутри частей. В СПП необходимо указывать те слова в главной части, которые являются опорными для придаточной части. Количество частей также регламентируется количеством грамматических основ. Придаточная часть определяется вопросом, который ставится от главной части. Придаточная часть несамостоятельна, т.е. использоваться без главной части она не может.

[Я увидел] 1, (что горы расступились) 2, (что в просвет между ними показалось море) 3.

[ подл. + ск. ], ( что… ), ( что… ).

Так как перед нами СПП с несколькими придаточными (однородное подчинение), поэтому мы можем представить и блочную схему. Для удобства обозначения в такой схеме главную часть мы обозначаем прямоугольником, а зависимые – кругом.

Схема СП

3. БСП.

NB! В БСП все части равноправны, но нужно быть внимательным со знаками препинания между частями.

[Всю дорогу от станции до хутора молчали] 1: [говорить мешала тряская езда] 2.

[ ск. ]: [ ск. + подл. ].

4.  СП с разными видами связи.

NB! Схемы этих предложений – синтез всех ранее рассмотренных схем. Но следует помнить, что СП с разными видами связи выделяется ведущая связь, которая объединяет блоки – части, наиболее связанные по структуре и смыслу.

[Переулок был весь в садах] 1, и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень] 2, (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) 3.

| [ подл. + ск. ] |, и | [ ск. + подл. ], ( так что… ) |.

В нашем предложении ведущая связь сочинительная (союз и), объединены два блока: 1 блок – предложение простое (1), 2 блок – СПП (2,3).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Схема сложносочиненного предложения


Схема сложносочиненного предложения

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.

Составление схемы сложного предложения необходимо не только для того, чтобы выполнить данную часть задания по синтаксическому разбору, но и для того, чтобы понять, по какому принципу построено предложение. Кроме прочего, это необходимо еще и для того, чтобы все знаки препинания были расставлены верно. Все это касается, конечно, и сложносочиненного предложения, составление схемы которого может представлять определенные трудности для учащихся. Чтобы составить его схему правильно, нужно учесть ряд важных моментов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Схема сложносочиненного предложения: этапы ее составления

Для начала нужно определиться с тем, сколько частей входит в разбираемую синтаксическую единицу и каким образом они связаны, то есть найти все грамматические основы, а также сочинительные союзы, которые служат для связи простых предложений в общее сложное.

Сочинительные союзы могут быть не только простыми, но и составными, так что их части могут находиться в разных частях предложения.

Когда будут определены границы частей сложносочиненного предложения, можно приступать к составлению схемы. Поскольку все части в этой синтаксической единице равноправны, они обозначаются квадратными скобками. При этом и знак препинания, и союз выносятся за скобки.

Примеры составления схемы сложносочиненного предложения

Проще всего данный материал рассмотреть на примерах – несколько будут приведены ниже.

Она старалась не плакать, но чувства были слишком сильными. В этом предложении две грамматические основы, а значит, две части, которые связаны между собой сочинительным союзом но, перед которым стоит запятая. Следовательно, схема данного предложения будет выглядеть следующим образом: […], но […]. Это самый простой пример.

Вот более сложное предложение. Фиалки уже отцветали, а на смену им готовились прийти яркие и ароматные тюльпаны – и разносящий по степи их запах ветер был первым предвестником перемен. В данном предложении три грамматические основы, а значит, три равноправные части. При этом во второй использован сочинительный союз а, перед которым стоит запятая, а в третьем – сочинительный союз и, перед которым стоит тире. Следовательно, схема этого сложносочиненного предложения будет такой: […], а […] – и […].

Рассмотренные примеры сложносочиненных предложений со схемами показывают, как важно внимательно подходить к вопросу их составления.

Составление схемы сложносочиненного предложения: важные моменты

Сложносочиненные предложения с разрывом конструкции – большая редкость, поэтому при составлении схемы следует быть внимательнее: возможно, речь идет не о разрыве конструкции, а о двух разных частях предложения.

Обычно в сложносочиненном предложении используется такой знак препинания, как запятая, однако если оно достаточно объемное, то между несколькими частями может ставиться и точка с запятой. Тире же хоть и используется, но все же достаточно редко.

Заключение

Что мы узнали?

Непосредственно перед составлением схемы сложносочиненного предложения необходимо проделать подготовительную работу по определению количества частей, из которых состоит синтаксическая единица. Кроме того, необходимо определить, с помощью каких синтаксических союзов эти части связаны и какие между ними стоят знаки препинания. Поскольку части сложносочиненного предложения равноправны, на схеме они обозначаются квадратными скобками, между которыми ставится соответствующий знак препинания, а после него – сочинительный союз. При составлении схемы очень важно проявить внимательность и правильно определить границы предложений.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Nonna Alehina

    8/10

  • Sasha Milekhin

    9/10

  • Людмила Новицкая

    9/10

  • Лиза Лузина

    10/10

  • Сергей Ефремов

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.


А какая ваша оценка?

Чтобы корректно расставить пунктуационные знаки, должна быть правильно составлена схема сложного предложения. Только она поможет разобраться в сложных случаях постановки запятых, тире и двоеточия. Кроме того, верно охарактеризовать сложную синтаксическую единицу также помогает ее схематичное исполнение. Вопросы синтаксиса и пунктуации вынесены в задания ЕГЭ и ГИА, поэтому совершенно необходимо уметь наглядно представлять состав сложного предложения. Как это правильно сделать? Разберемся в данной статье.

Понятие о сложном предложении

Необходимо дать определение сложного предложения как такового. Это самая сложная синтаксическая единица, имеющая в своем составе несколько простых.

схема сложного предложения

Таким образом, подобное предложение имеет минимум две грамматические основы. Они могут быть связаны между собой по-разному:

  • Подчинительными союзами и союзными словами.
  • Сочинительными союзами.
  • Бессоюзно.
  • В рамках одной синтаксической единицы могут наблюдаться различные виды связи.

Соответственно, сложные предложения в русском языке определяются видом связи внутри них. Они будут называться сложноподчиненными, сложносочиненными, бессоюзными и с различными видами связи соответственно.

Схема предложения: основные моменты

Схема сложного предложения требует особого внимания. Фактически, в ней необходимо объяснить постановку всех знаков препинания. Таким образом, алгоритм ее составления можно представить следующим образом:

  1. Выделить грамматические основы и определить количество частей.
  2. Выяснить тип связи частей внутри предложения. Необходимо помнить, что подчинение мы обозначаем круглыми скобками, главную часть, сочинительную и бессоюзную связи – квадратными.
  3. Определить второстепенные члены предложения, посмотреть, нет ли среди них однородных. Последние также необходимы в развернутой схеме. Следует помнить, что частицы, союзы синтаксической функции не играют. Предлоги относятся к тем членам предложения, с которыми составляют грамматическую связку.
  4. Посмотреть, чем осложнена каждая часть (обособленные определения, обстоятельства, вводные слова и конструкции, однородные члены).
  5. В сложноподчиненном предложении определить тип подчинения: параллельное или последовательное.

Сложносочиненное предложение и его схема

Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

Работаем с первой частью: на небе – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем – определение, выраженное прилагательным; мелкие – определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

[X,|п.о.|, — =], [и=-]

В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

сложные предложения примеры с союзами

Схема поможет отличить сложносочиненное предложение от простого с однородными сказуемыми, соединенными союзом и. Сравним: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки и застилать собою горизонт. Здесь присутствуют только однородные сказуемые: стали собираться, застилать. Они соединены союзом и.

Сложноподчиненное предложение и его схема

Сложные предложения в русском языке с подчинительной связью имеют неравнозначные части: главную и придаточную. Определить их достаточно просто: в последней всегда присутствует подчинительный союз либо союзное слово. Достаточно интересны такие схемы сложного предложения. Примеры разберем ниже. Дело в том, что придаточная часть может стоять в начале, конце предложения и даже разрывать главную.

сложные предложения в русском языке

Когда казак поднял руку и закричал, раздался выстрел. Предложение сложное: казак – подлежащее 1; поднял, закричал – сказуемые 1; выстрел – подлежащее 2; раздался – сказуемое 2. Соединены части союзом когда, он подчинительный, поэтому предложение сложноподчиненное. В данном случае придаточная часть начинает предложение. Докажем это. Во-первых, она содержит союз, а во-вторых, к ней легко можно задать вопрос: выстрел раздался (когда?) когда казак поднял руку. В схеме придаточная часть заключается в круглые скобки. Кроме того, придаточная часть осложнена однородными сказуемыми (их тоже указываем графически). Схема сложного предложения будет выглядеть так: (когда — = и =), [=-].

Еще один вариант, когда сложноподчиненное предложение начинается с главной части: Раздался выстрел, когда казак поднял руку и закричал. [=-], (когда — = и =).

Сложноподчиненные предложения: особые случаи

Наибольшую сложность представляют разорванные придаточным сложные предложения. Примеры с союзами сейчас разберем. Дым от костров, в которые бросали все подряд, до слез разъедал глаза. Грамматическая основа главной части: дым – подлежащее, разъедал – сказуемое. В придаточной части есть только сказуемое бросали. Грамматическая основа главной части разорвана придаточной с союзным словом которые. Соответственно схема будет такой: [-, (в которые =), =].

состав сложного предложения

Еще пример: Пустующая несколько лет хижина, где мы решили остановиться, находилась на самом краю деревни. Главная часть: подлежащее – хижина, сказуемое – находилась; она осложнена причастным оборотом, который не обособляется. Придаточная часть: подлежащее – мы, сказуемое – решили остановиться. Схема такая: [|п.о.|-, (где -=), =].

Схема бессоюзного сложного предложения

Мы рассмотрели сочинительные и подчинительные сложные предложения. Примеры с союзами – не единственные. Есть еще связь частей исключительно по смыслу, бессоюзная. Здесь правильная схема особо важна, ведь в подобных предложениях наряду с запятыми могут применяться точка с запятой, тире или двоеточие. Выбор их зависит от смысловых и грамматических отношений.

сложное предложение 8 класс

Следует помнить, что части бессоюзного предложения равнозначны и обозначаются квадратными скобками. Разберем примеры.

  1. Ветер завыл еще сильнее; еще громче забегали крысы, засуетившиеся в своих норках. Это сложное предложение, состоит из двух частей: в первой основа ветер завыл, во второй – крысы забегали. По правилу, если в других частях есть еще знаки препинания, требуется поставить точку с запятой при бессоюзной связи. Во второй части присутствует обособленное определение, выделенное запятой. Схема будет выглядеть так: [-=]; [=-, |п.о.|].
  2. В доме весь день была суета: то и дело сновали слуги, княжны примеряли наряды, взрослые в волнении проверяли готовность к празднику. В данном предложении с бессоюзной связью насчитывается четыре части. Грамматические основы следующие: суета (подлежащее) была (сказуемое), слуги (подлежащее) сновали (сказуемое), княжны (подлежащее) примеряли (сказуемое), взрослые (подлежащее) проверяли (сказуемое). Первое предложение поясняют последующие, поэтому необходимо поставить двоеточие. Схема такая: [=-]: [=-], [-=], [-=].
  3. Будешь читать в детстве – книги станут верными друзьями на всю жизнь. Докажем, что предложение сложное. Здесь две грамматические основы: будешь (сказуемое), книги (подлежащее) станут друзьями (сказуемое). В данном случае требуется постановка тире, потому что вторая часть содержит следствие из первой. Схема проста: [=] – [-=].

Различные типы связи в сложном предложении

Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.

Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)

В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая – сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая – безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья – не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,|п.о.|,=], [а-=], [но =], (которая =).

Характеристика сложного предложения

Неотрывно от схемы должна идти характеристика предложения. В ней необходимо указывать каково оно по цели высказывания и интонации, а далее необходимо описать каждую из частей: состав (одно или двусоставное), распространенность, полное или нет и чем осложнено.

схемы сложного предложения примеры

Разберем в качестве примера предложение, схему которого составляли в предыдущем разделе. Оно повествовательное, невосклицательное. 1-я часть: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 2-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено; 3-я часть: односоставное (безличное), распространенное, полное, ничем не осложнено; 4-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Границы главной части сложноподчинённого предложения в схеме обычно показывается в виде квадратных скобок, границы придаточной — круглыми. Если части сложноподчинённого предложения связаны с помощью союза, тогда в схеме он стоит перед круглыми скобками, если же они связаны союзным словом, то его вписываем внутрь круглых скобок. Как отличить союз от союзного слова? Союз не является членом предложения, не отвечает на вопрос, а союзное слово отвечает на вопрос и в придаточной части сложноподчинённого предложения может быть подлежащим, определением или другим членом предложения. В схеме сложноподчинённого необходимо показывать разделительные знаки между его частями, а в конце предложения поставить соответствующий цели высказывания и эмоциональной окраске знак.

Например, схема к предложению «Я быстро выучил все уроки, чтобы успеть погулять с друзьями.» будет выглядеть так: […], чтобы (…).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свои подписки на facebook
  • Как найти муз продюсера
  • Как найти объемную долю co2
  • Как начинающему аналитику найти работу
  • Как найти чувашский язык на телефоне