Как составить шежере своей семьи

18 марта 2021

Почему именно семь поколений? Сей факт базируется на основе учений персидских мудрецов.

 ●     Первое поколение — это вы сами. Символизирует взаимодействие с энергией Солнца.

●     Второе — ваши родители. Это энергия Луны, которая влияет на здоровье, эмоциональное состояние и ближний круг.

●     Третье поколение — это бабушки и дедушки. Символизирует коммуникабельность, интеллектуальный потенциал и таланты.

●     Четвертое — прабабушки и прадедушки. Отвечает за благосостояние и любовь.

●     Пятое поколение — родители прадедов. Символизирует напористость и волю.

●     Шестое — деды прадедов. Отвечает за положение в обществе.

●     Седьмое поколение — прадеды прадедов. Определяет нашу судьбу.

image4.jpg

Знакомимся с башкирским шежере

Родословная в башкирском языке называется шежере, что переводе с арабского означает «дерево». В шежере записываются имена всех родственников по мужской линии в хронологическом порядке. Это широкое понятие символизирует стремление к познанию древности и представляет особый культурный код башкирских народов. Во многом благодаря составлению шежере удалось сохранить богатое этнокультурное наследие предков.

В XIX-XX вв. в Башкирии накопилось множество материалов, полезных в изучении генеалогии. Однако с установлением советского режима в стране возникли запреты на исследование своей родословной. Причиной тому стало табу на развитие краеведения и вытекающее из этого убеждение, что подобные документы являются пережитками прошлого.

image5.jpg

В последние десятилетия интерес к генеалогии обретает все большую популярность среди жителей Башкирии. В 2006 году в Республике Башкортостан был официально установлен праздник «Шежере байрам», который посвящен изучению своей родословной. Торжество проходит в каждом населенном пункте Башкирии: проводятся конкурсы среди составителей шежере, парад родов, этнокультурные выставки, концерты национальных исполнителей.

В целом шежере бывает двух видов и разделяются на номинальные и нарративные. В первом случае родословная выглядит как запись имен в виде генеалогического дерева. Нарративные шежере отличаются наличием литературной составляющей. Помимо списка имен там содержатся элементы фольклора: легенды, предания, пословицы, мифы. Текст в таком шежере может меняться от прозы к стихотворной форме. Также отражены сведения об обычаях, морально-этических нормах, нраве и быте конкретного племени. В совокупности все это придает родословной дополнительную ценность, что важно не только для исследователей генеалогии, но и для филологов, историков и др.

Эти уникальные памятники летописания башкирского народа отражают историю рода и жизненные ценности на протяжении столетий. Шежере — синтез прошлого, настоящего и будущего с общей идеей бессмертия и вечного продолжения жизни.

Возраст самых древних башкирских родословных составляет более 1000 лет. Сегодня в музеях Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга можно встретить около 150 подлинных шежере, которые сохранились до наших дней

Способы составления родословной

image3.jpg

Изучение собственного генеалогического древа — не просто хобби, это процесс, который позволяет узнать свое происхождение и получить полезную информацию на основе опыта предыдущих поколений.

Благодаря погружению в историю своей семьи вы сможете лучше понять личные ценности и убеждения, а также проанализировать ваше окружение. Кроме того, эта информация поможет узнать, чем болели ваши прабабушки и прадедушки.

По способу составления родословные разделяются на два типа: восходящие и нисходящие. В первом случае исследование начинается с определенного лица, например, с вас. Далее собирается информация о бабушках, дедушках и более дальних родственниках. Таким образом, данные от вас восходят к более старшим поколениям, визуально образуя «крону» генеалогического древа. Важно помнить, что при составлении восходящей родословной не записываются братья и сестры. В этом заключается главный недостаток такого типа — древо не отражает всех родственников, а, следовательно, не дает полной картины.

Нисходящий тип представляет собой изучение родословной от наиболее дальнего из известных вам родственников прямиком к вашей личности. При этом в каждом поколении фиксируются все родственные связи, что дает обширное представление о вашем роде. В таком случае визуально во главе дерева будет располагаться именно тот, с кого вы начали исследование, замыкаясь на вас. Этот вид наглядно демонстрирует общие контуры жизни и быта племени, поскольку спускается с давних времен к нашим дням.

Приступаем к процессу

image2.jpg

Чтобы сделать первый шаг на пути к составлению своей родословной, необходимо начать работу с наиболее важного и объемного этапа — сбора основных сведений. Главная задача здесь — сформировать «ствол» генеалогического древа.

На этой стадии вам предстоит провести опрос бабушек, дедушек и более возрастных представителей вашей семьи. От них вы сможете получить кладезь ценной информации, которая не содержится в архивных источниках. Например, время и место рождения, даты вступления в брак, образование и другие сведения. Узнавайте как можно больше: выясните, каким характером обладали ваши родные, чем увлекались. Чтобы не упустить важные детали, запишите ваш разговор на диктофон — так вы сможете в любой момент воспроизвести запись и зафиксировать сведения, которые способны заполнить пробелы при составлении вашей родословной.

Вместе с тем на этой стадии задействуйте семейные архивы: письма, старые фотографии и документы, которые имеют отношение к вашим родственникам. Среди них могут оказаться почетные грамоты, дипломы, удостоверения. Вам повезет, если вдруг удастся найти личный дневник одного из предков. Каждая деталь имеет значение при составлении родословной.

Выстраивание генеалогического древа ведется по мужской линии. Однако вы можете указывать и представительниц женской части вашего рода, чтобы получить более обширное представление. Для каждого родственника записывайте фамилию, имя, отчество и даты рождения.

Работа с архивными документами

image7.jpg

Следующий этап — работа с архивными документами. К ним вы можете обратиться, когда уже собрали всю доступную информацию от родственников. Например, возникли трудности с установлением даты рождения дедушки или прадеда. Эти сведения можно попробовать найти в архивах районных ЗАГСов. Если же такие данные отсутствуют, то следует переходить на следующий уровень — республиканские и государственные архивы.

Первым делом важно установить принадлежность того или иного населенного пункта к уезду, волости или губернии. Если речь идет о советском периоде — то принадлежность к конкретному району или сельсовету. В этом помогут похозяйственные книги — в них фиксировались сведения о крестьянских хозяйствах, а также членах их семей, месте работы и др.

Затем следует обратиться к материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года. На основе подворных карточек вы сможете выяснить дату рождения родственников из третьих и четвертых поколений. В Башкортостане сохранились данные переписи 1917 г., которые сегодня можно найти в сети в отсканированном виде. На основании этих сведений вы сможете продолжить дальнейший поиск в других архивах.

При поддержке Общества краеведов Республики Башкортостан создан историко-документальный проект «Башархив». Он предоставляет возможность всем, кто увлекается изучением своей родословной, ознакомиться с отсканированными карточками сельскохозяйственной переписи населения 1917 года и сведениями из ревизских сказок. Это поистине уникальная возможность, ведь документы переписи сохранились только в пяти регионах нашей страны.

image8.jpg

Если в подворных карточках вы не нашли нужной информации, обратитесь к метрическим книгам. В них с XVIII в. и до 1918 г. собирались сведения о родившихся, умерших и бракосочетавшихся гражданах. Из раздела «О родившихся» вы сможете установить год рождения ваших прадедушек, а также отчество — это поможет продвинуться дальше в составлении родословной на одно-два поколения. Если же данные о годе рождения выяснить не получается, необходимо обратиться к разделу «О бракосочетавшихся». Важно принять к сведению, что за 100 лет в среднем меняется три поколения, а также учитывать репродуктивный возраст мужчин (17-45 лет) и женщин (18-55 лет). Путем математических вычислений вы сможете найти нужные сведения в метрических книгах за предыдущие годы.

Следующий уровень изучения документов — ревизские сказки. Всего с 1719 по 1859 год в Российской империи прошло 10 ревизий. При составлении генеалогического дерева пользуйтесь этими данными в комбинации с метрическими книгами. Из всего массива информации следует тщательно выбирать именно те сведения, которые относятся к вашим родственникам.

Сперва просматривайте сказки за 1859 год, а затем поочередно каждую в порядке убывания вплоть до самой первой ревизии. Выписывайте все данные в хронологическом порядке и заносите в вашу родословную. Так вы сможете установить «ствол» вашего генеалогического древа и выявить родоначальника. Это скрупулезная работа, которая требует максимальной концентрации, внимания и терпения.

image1.jpg

Далее, установив родоначальника, переходите ко второму ключевому этапу. Если прежде вы двигались по восходящей, то теперь необходимо переключиться на нисходящий вектор. Для этого обратитесь к первой ревизской сказке по вашему населенному пункту и выпишите всех, кто относится к ближайшему кругу основателя вашего рода.

Указывайте сведения в том виде, в каком они обозначены в ревизских сказках: год ревизии, губерния, уезд, название деревни, номера фонда, описи, дела и листов. Сверив списки еще раз, переходите к данным следующей ревизии, параллельно прибегая к информации из разделов метрических книг. Удобство при работе с ревизскими сказками заключается в том, что они сгруппированы по годам, а также аккумулируют данные по дворам и семьям.

Оформление генеалогического древа

После того как вы завершили самую сложную часть работы по составлению родословной, можно уделить время ее оформлению. Особенно внушительно смотрится семейное древо с портретами родственников.

image9.jpg

В интернете есть множество ресурсов, которые дают возможность самостоятельно оформить свой труд. Онлайн-программы позволяют делать генеалогические исследования в различных красочных стилях, рассчитывать статистику по поколениям, например, количество ныне живущих родственников, число мужчин/женщин, количество детей в семье или среднюю продолжительность жизни.

Итог своего кропотливого труда можно распечатать в крупном формате и повесить дома на видном месте. Будьте уверены, ваши родные и близкие оценят ваши старания, ведь составление родословной — не только дань уважения предкам, но память для потомков.

Шежере (родословная) моей семьи

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Ахияретдинова Э.А. 1


1МБОУ СОШ с.Старокурмашево МР Кушнаренковский район РБ

Ахметзянова Н.З. 1


1МБОУ СОШ с.Старокурмашево МР Кушнаренковский район РБ


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.

Актуальность исследования.Актуальность данной научно-исследовательской работы обусловлена пониманием того, что в настоящее время, к сожалению, все больше утрачивается связь с прошлым, с историей. Мы не знаем имен наших прабабушек и прадедушек, не имеем представления, кем были наши предки, откуда начинался наш род, чем они занимались. Забываем свои корни, значит, не знаем себя. Мы сами, наши дети и внуки должны знать историю своей семьи и гордиться своими предками, их делами и поступками. Пора увековечить память о ваших родственниках и нас самих. Идеальным вариантом развития событий является тот факт, что, благодаря изучению рода, человек не только вырабатывает свое отношение к семье, но и стремится самостоятельно проявить имеющиеся навыки во время составления шежере своей семьи. Это определило тему исследования «Шежере (родословная) моей семьи».

Проблема исследования. Что мы должны знать об истории рода, чтобы он способствовал правильному составлению шежере семьи?

Объект исследования: составление шежере семьи.

Предмет исследования: история рода, способствующая правильному составлению шежере семьи.

Цель исследования: обосновать возможность использования истории рода, как условия, способствующего правильному составлению шежере семьи.

Гипотеза основана на предположении о том, что использование истории рода, способствующего правильному составлению шежере семьи, возможно, если:

— определена сущность понятия «шежере»;

— при составлении шежере учитываются правила построения родословного древа;

— история рода и составленное шежере будут передаваться из поколений в поколения.

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

      1.  Собрать  информации о жизни своих предков, по которой можно увидеть историю своей семьи.

      2.  Работа с семейным архивом.

      3. Провести опрос по интересующим вопросам родственников.

      4. На основе исследований углубить знания о своей родословной.

5. Для облегчения запоминания оформить данную работу в стихотворном виде.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов:

анализ документов и письменных воспоминаний, опрос родственников, изучение семейного архива.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «шежере», понимаемое как название родословной у некоторых тюркских народов;

— применительно к проблеме исследования эффективно использована история рода для правильного составления шежере.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— составлен шежере семьи как по линии отца, так и по линии матери (смешанное шежере);

— результаты исследования могут быть использованы в практике дальнейшего изучения и дополнения шежере, в классных часах в школах.

Основная часть.

Из интернет-источников я узнала, что «шежере» (также «шэжэрэ») – название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, татар, казахов и киргизов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет [3]. После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. В его работах содержатся глубокие наблюдения генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. Автор пришел к выводу, что шежере — это не просто родословие, а генеалогическая летопись [5, с. 67].

Шежере составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. В целях охранения памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов наши предки излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией также среди татар и башкир. Потерять шежере считалось большим позором. Шежере служат источником исторической информации [8].

Где же и как правильно найти сведения о своих предках? Как составить свое шежере? Свою работу я начала с поисков ответов на данные вопросы.

В нашей семье с большим уважением относятся к взрослым, к старшему поколению. И они тоже, в свою очередь, никогда не отказывают в помощи и совете. Именно поэтому за помощью в данной исследовательской работе я обратилась к своим родителям, бабушке, дедушке и старшему брату, который не раз участвовал в мероприятиях и конкурсах, посвященных шежере. Они с большим интересом начали помогать мне в этой нелегкой для меня работе.

Я и мои помощники

В ходе исследования я научилась работать с разными источниками информации, собрала семейные фотографии и документы, письма, медали, опросила своих родственников, которые позволили мне стать ближе к истории семьи. Все они дали мне первичную информацию о том, кем были и как жили мои ближайшие предки.

Мы смогли восстановить историю нашего рода с 17 века, обозначили родословные узы до 15 колен и составили шежере, вмещающее более полную информацию о предках как по мужской, так и по женской линиям. При составлении генеалогического древа, предки должны быть у корней, у основания этого древа, так как они и являются нашими корнями. А внуки-правнуки – это стебельки и листочки этого древа. Мы составили и такое шежере. Но здесь можно отобразить своих предков только по одной (отцовской) линии. Это шежере мы представили ниже.

Чтобы наше шежере выглядело более полным и насыщенным, мы также составили «смешанное» шежере, где указали всех прадедушек и прабабушек. Но для этого нам пришлось изменить правила составления родословной и в корнях древа указать меня. Данное смешанное шежере представлено мниже:

С помощью моей бабушки Амины Ахнафовны, нам удалось найти родословную, которую составил мой покойный дедушка Данис Закиевич в течение многих лет, записав их в бумажном рулоне длиной 4,5 метров. Там же указано, что по словам аксакалов деревни Киндеркуль, в 1610-х годах с Бирского уезда на брега реки Савады переехали Байбак карт и Дусалим карт и основали деревню Киндеркуль. Также указаны, какими были их фамильные «тамга» (метки, подписи).

Эта исследовательская работа для нас с каждым днем становилась все интереснее и интереснее. Далее нам удалось найти книгу «История деревни Киндеркул» под редакцией З.Ф.Ахметшина и И.Р. Габдуллина, увидевшая свет в 2014 году. Для нас эта книга оказалась настоящим кладом. Там дана вся информация об основании деревни, о жизни деревни после реформы, Гражданской и Великой Отечественной войны; о колхозах, о жителях деревни с биографиями, здравоохранении, образовании, культуре, праздниках и быте, о фамильных «тамга», о шежере, картах, переписи населения деревни и о многом другом.

Во время исследования, я узнавала, кем были, где жили и чем занимались мои родные. Многие из них были свидетелями, участниками и жертвами Гражданской войны, раскулачивания, голода, Великой Отечественной войны. Многие истории запомнила моя мама, которые рассказывала ей ее бабушка Хатима Корбангалиевна. В школьные годы моя мама их даже записывала в отдельную тетрадь, но она со временем потерялась. Жили прабабушки в детстве в глиняных домах с соломенными крышами. В холодные периоды и окна приходилось закрывать соломой. Весной кушать было нечего и они с появлением первых проталин выходили в огороды искать гнилой картофель, который перемешивали с отрубями и пекли в печи лепешки. Также питались крапивой, из семян сорняков варили каши. Детей в то время в семьях было много, но они на улицу выходили по очереди, так как одежды и обувь (валенок) на всех не хватало, поэтому дети носили их по очереди. Летом бегали в длинных платьях (рубахах) и босиком.

В таком глиняном доме с соломенной крышей жила моя прабабушка

Во время войны мужчин в деревнях не было, поэтому женщинам самим приходилось работать на полях, а маленьких детей оставляли дома, привязывая их к кровати, чтобы не смогли выйти из дома и пропасть. У многих семей дети так и умирали, запутавшись в веревку. Выживали как могли. Хатима Корбангалиевна часто вспоминала об этих тяжелых временах.

В нашем роду есть учителя, врачи, крестьяне, плотники и много других профессий. Но более интересным для меня является то, что моя прабабушка по линии отца Рахиля Нурмухамметовна была народным целителем, лечила травами и молитвами. У ее отца была своя мельница, поэтому тогда считалось, что она из богатой семьи. У моей прабабушки был еще один необычный дар – «ногыт салу». По татарско-русскому словарю, это означает «гадание на бобах». Но она не на бобах гадала. Она кидала разные камушки и читала по ним. Многие люди к ней обращались, если у них пропадал скот, что в то время было очень дорогим.

Прадедушка отца Ахияретдин Валирахманович был муэдзином (или муэззин) – «служитель мечети у мусульман, призывающий с минарета (высокой башни) правоверных на молитву». Прапрадед отца Валирахман был мулла. «В переводе с арабского языка слово «мулла» означает «господин, владыка». Это мусульманское духовное звание богослова, ученого мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран, хадисы и нормы шариата» [3]. Они эту свою веру, правильный образ жизни смогли передать не только внукам, но и праправнукам.

Возвращаясь к началу своей работы, где говорилось, что для лучшего запоминания шежере раньше их писали и в стихотворном виде. Мы тоже, в свою очередь, с той же целью попробовали оформить данную исследовательскую работу в стихотворной форме (Приложение 1).

Заключение.
Моя исследовательская работа была предназначена для того, чтобы обосновать возможность использования истории рода, как условия, способствующего правильному составлению шежере семьи; привлечь внимание одноклассников к изучению своей родословной, к получению дополнительной информации о родном крае и его людей.

На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

У моих предков была трудная, непростая, а иногда и интересная, насыщенная жизнь. Слушая рассказы о них, рассматривая семейный фотоальбом, я убедилась, что изучать историю своей семьи необходимо. Ведь каждый из них хотел, чтобы дети жили лучше, чем они сами. Каждый из них мечтал об этом и старался, и мои родители тоже не исключение. И так оно и происходит. Если раньше жили в глиняных домах, то теперь у каждого свой дом, квартира. Сегодня же мы можем позволить себе все. Но зато раньше было уважение к взрослым, взаимопомощь, сочувствие, настоящая дружба, семейные традиции. В сегодняшний день, я считаю, именно этого не хватает современному молодому поколению. Многие дети обращаются к взрослым на «ты», что раньше было недопустимо даже по отношению к членам семьи. Помогают с расчетом, что завтра сам попросит помощи; дружат ради выгоды.

Именно поэтому я и дальше хочу изучать прошлое своей семьи, своего рода, предков; распространять и агитировать это дело среди своих сверстников и одноклассников.

Я очень горжусь своей фамилией, своей семьей, своими предками. Своей жизнью я обязана всем поколениям моей семьи. Буду надеяться, что шежере нашей семьи будет расти и расширяться, дальше передаваться из поколений в поколения, что мои внуки и правнуки будут жить лучше, и будут уважать и помнить старшее поколение.

Список использованных источников и литературы

Азнагулов, Р.Г., Родной Башкортостан [Текст]:  Учеб. для 5-го кл./ Р.Г.Азнагулов , Ф.Х.Аминева, А.А. Галлямов .- Уфа: Китап, 2003г., 288 с.

2. Ахметшин, З.Ф., История деревни Киндеркул [Текст]: Научно-популярное издание./З.Ф.Ахметшин, И.Р. Габдуллин.- Уфа.: 2014г., 310 с.

3. Башкирское шежере [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкирское_шежере#Описание

Карта слов и выражений русского языка [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://kartaslov.ru/значение-слова/шежере

Кузеев, Р.Г., Башкирские шежере [Текст] / Р. Г. Кузеев. — Уфа : Башкнигоиздат, 1960. — 304 с.

Мавлетов, В.С., Цветущий край благословенный [Текст]:  Учеб. пособие ./ В.С.Мавлетов. – Уфа, Китап, 2001г., 95 с.
Семейные архивные материалы, фотографии.

Хафизова, А. И. Родословная башкир — шежере [Текст] / А. И. Хафизова // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 298-300.

Приложение 1

Шежере (родословная) моей семьи

Добрый день вам, конкурсанты,

Добрый экспертный совет!

Приехала я из Башкирии,

В конкурсе держать ответ.

Шэжере – тема работы,

Слово же нерусское,

А название родословной

У тюркского народа.

Все события племен,

Письма рода и семьи

Расположены все в нем –

Источник информации.

Начиная сию работу

Я не знала что творить,

Где искать себе поддержку,

И о чём же мне строчить?

Хорошо, что есть подмога –

Моя семья и бабушка,

И старания педагога,

И сама я – лапушка.

И в течение работы

Мы собрали всей семьей

Письма, фото, документы

С небывалой быстротой.

Родословное древо

С корнем – прадедом отца,

Обозначили мы смело

По правилам образца.

Но указана в том древе

Линия лишь по отцу.

И колен здесь маловато,

Я больше показать хочу.

Родословные узы

До пятнадцати колен

В нашем смешанном древе

Мы набрали без проблем.

Покажу я вам шпаргалку,

Что создал покойный дед:

Свёрток длинный из бумаги-

Древа нашего макет.

Мы узнали, что наши деды

Основали Киндеркуль,

То, где раньше они жили,

Про «тамга», и про бабуль.

Дом из глины, небольшой

С крышею соломенной.

Так жила прабабушка

В детстве беззаботной.

А во время войн страшных

Выходили на поля

За мужчин своих отважных,

Где ждала их мать-Земля.

А детей своих родимых

Оставляли в их домах,

Привязав их к кровати,

Не могли чтобы пропасть.

Иногда случалось горе,

И не стало их дитя –

Он запутался в веревку,

Хоронили боль проглотя.

Ну теперь хочу скорее

Перейти к профессиям.

Интересно мне все это,

Начну объяснения.

Одна моя прабабушка,

Поясню,если смогу,

На камнях она гадала,

Называлось «ногыт салу».

Накидав камней различных,

В тот же миг могла сказать,

На вопрос людей различных,

Место точно показать.

К ней съезжались из округи,

У кого-то скот пропал.

Находили все ответы.

А еще она — знахарь.

А отца прадедушки

Были верующими.

Их отношения к жизни

Были следующими:

Не вредить, а помогать,

Жизнь правильно прожить.

И детей своих , и внуков

Этим правилам учить.

В заключении доклада

Всем хочу я дать совет:

Изучать вам дело рода!

Это же истории куплет!

Испытания, невзгоды,

Все можно преодолеть,

Если все верны подходы,

Не бояться и посметь.

Жизнь была у предков сложной,

Интересной в тот же час.

Все хотели лучшей жизни

Для детишек и для нас.

Раньше было уважение,

Помощь и традиции,

Была дружба и сочувствие,

Решали без полиции.

Я хочу, чтобы сегодня

Мы могли восстановить:

Быть открытым, быть полезным,

Ложь и вред остановить.

Я горжусь своей фамилией,

Поколениями, семьей,

Ведь обязана им жизнью!

Я горжусь своей родней!

И стихами с интернета

Завершу я свой ответ.

Ведь семья, как лучик света,

Место, каждый где согрет.

«Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу мы с вами растем.
Пускаем в семье мы корни свои,
И в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом»

Просмотров работы: 525

Автор: Ахияретдинова Энже Альбертовна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ СОШ с.Старокурмашево, Кушнаренковский район, Республика Башкортостан, 2 класс

Актуальность исследования. Актуальность данной научно-исследовательской работы обусловлена пониманием того, что в настоящее время, к сожалению, все больше утрачивается связь с прошлым, с историей. Мы не знаем имен наших прабабушек и прадедушек, не имеем представления, кем были наши предки, откуда начинался наш род, чем они занимались. Забываем свои корни, значит, не знаем себя. Мы сами, наши дети и внуки должны знать историю своей семьи и гордиться своими предками, их делами и поступками. Пора увековечить память о ваших родственниках и нас самих. Идеальным вариантом развития событий является тот факт, что, благодаря изучению рода, человек не только вырабатывает свое отношение к семье, но и стремится самостоятельно проявить  имеющиеся навыки во время составления шежере своей семьи. Это определило тему исследования «Шежере (родословная) моей семьи».

Проблема исследования. Что мы должны знать об истории рода, чтобы он способствовал правильному составлению шежере семьи?

Объект исследования: составление шежере семьи. Предмет исследования: история рода, способствующая правильному составлению шежере семьи.

Цель исследования: обосновать возможность использования истории рода, как условия, способствующего правильному составлению шежере семьи.

Гипотеза основана на предположении о том, что использование  истории рода, способствующего правильному составлению шежере семьи, возможно, если:

  • определена сущность понятия «шежере»;
  • при составлении шежере учитываются правила построения родословного древа;
  • история рода и составленное шежере  будут передаваться из поколений в поколения.

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

  1. Собрать  информации о жизни своих предков, по которой можно увидеть историю своей семьи.
  2. Работа с семейным архивом.
  3. Провести опрос по интересующим вопросам родственников.
  4. На основе исследований углубить знания о своей родословной.
  5. Для облегчения запоминания оформить данную работу в стихотворном виде.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: анализ документов и письменных воспоминаний, опрос родственников, изучение семейного архива.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  • теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «шежере», понимаемое как название родословной у некоторых тюркских народов;
  • применительно к проблеме исследования эффективно использована история рода для правильного составления шежере.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

  • составлен шежере семьи как по линии отца, так и по линии матери (смешанное шежере);
  • результаты исследования могут быть использованы в практике дальнейшего изучения и дополнения шежере, в классных часах в школах.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

г. Белорецк

План-конспект внеклассного мероприятия

Тема: «Составление шежере — родословной»

Выполнила:

учитель информатики Пестряева Эльвира Энгельсовна

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен

А. С. Пушкин

Тема: «Составление шежере — родословной»

Форма проведения: беседа, практическая работа.

Тип урока: познавательный урок

Актуальность темы — развитие духовных, творческих способностей, использование межпредметных связей

Используемые технологии:

создания презентаций;

обработки текста

обработки графики

Цели занятия:

Образовательная:

• сформировать знания в области истории создания шежере — родословной.

Развивающие:

• активизировать логическое мышление и их познаватель­ную деятельность

• овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами речи.

Воспитательные:

• повышение кругозора учащихся;

• активизация эмоциональной сферы учащихся посредством создания ситуации занимательности,

Оборудование:

компьютеры, плакаты, газетные статьи к теме, раздаточный материал в виде готовых образцов родословных.

Методические рекомендации: перед практической работой продемонстрировать детям готовые презентации, графические изображения родословных выполненных в разных программах. Заранее предупредить детей о предстоящем занятии по составлению родословной, чтобы дети принесли фотографии своих родственников для сканирования.

План урока:

Организационный момент. (1 мин)

Актуализация знаний. (2 мин)

Теоретическая часть. (15 мин)

Практическая часть. (20мин)

Вопросы учащимся. (5 мин)

Итог урока. (2 мин)

Ход занятия

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

При оформлении различных заголовков часто требуется добавлять в документ графические объекты фигурного текста назовите этот объект? (Word Art).

Давайте вспомним, какие виды компьютерных изображений вы знаете. (Растровые и векторные)

С какими программами обработки растровой графики вы знакомы? (Paint, Adobe Photo Shop)

Для чего предназначена программа Power Point? ( Для создания презентаций)

Назовите ключевые понятия для описания программы презентаций Power Point (слайд, разметка слайда, настройка анимации)

III. Теоретическая часть.

Тема занятия: Создание шежере — родословной»

(обращаю внимание на стенд, где выставлены статьи и заметки к теме, а также плакат с изображением родословного дерева)

Вопрос к учащимся: — Что такое Шежере?

Правильно – родословная. Шежере – слово арабское, буквально означает дерево. В очень давние времена именно в форме дерева – ствола, ветвей и листьев записывалась генеалогия, т.е. происхождение племен и родов. В башкирские шежере записывались только мужские имена.

Вплоть до начало ХХ столетия у башкир сохранялось деление народа на отдельные роды и племена: бурзяне, кыпсаки, минцы, юрматмицы, тангауры и другие. Причин тому много и самых разнообразных. Но самыми главными причинами сохранения родоплеменного деления были следующие три. Во-первых, это отсутствие собственной государственности, что не позволило объединить народ вокруг единого центра, единой идеологии, единой религии и т. п. Во-вторых, длительное сохранение патриархально родового, общинного самосознания при кочевом и полукочевом укладе жизни, когда практически все вопросы, стоящие перед человеком, решались всем миром вместе, сообща. И, в-третьих, слабое экономическое развитие края, преимущественно сельскохозяйственная деятельность и производство.

Каждый род, каждое племя осознавали не только свое единство с другими родами и племенами, но и свое отличие от них, Эти отличия закреплялись в виде отдельных знаков и символов, обычаев и традиций, различий в одежде, украшениях, плясках, песнях, легендах и преданиях.

Если обратиться к башкирским легендам и преданиям, родословным (шежере), то окажется, что каждый род или племя обязательно считают себя самыми древними, то есть теми, кто и положил начало всему народу. С точки зрения реальной истории это, разумеется, совсем не так. Ни один народ никогда не появляется в одночасье, сразу готовым. Он складывается постепенно, в течение долгих веков. Различные роды и племена появлялись в разное время и в разное время стали осознавать себя частью башкир.

Каждое племя состояло из нескольких родов. Род в свою очередь делился на группу семей и отдельные семьи. Каждое племя имело свое собственное название, а также свои отличительные знаки.

Наиболее известными в истории башкирскими племенами являются племена юрматы, бурзян, тавсаур, тамъян, катай, и другие.

Шежере каждого рода (тем более племени) записывалось в тече­ние нескольких поколений, поэтому оно представляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую о древности про­исхождения данного рода, о богатстве его истории и т. д. Этими шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили. Какое-либо крупное событие, произо­шедшее в жизни народа, обязательно вносилось в шежере. Таким, например, событием было присоединение Башкирии к Русскому государству. Описание присоединения содержится в шежере многих, если не большинства, широких племен.

Вопрос к учащимся: — Знаете ли вы свою родословную, имена деда, прадеда, кем они были?

Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево.
      Появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин генеалогическое дерево.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи — большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

      Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придет к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная. Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное дерево, составление родового дерева – задача не из легких. Нужно потратить много труда и времени, для того, чтобы все сделать правильно.

Вопрос к учащимся:- Но вы уже знакомы с этим понятием. Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки… Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях.

Вам предлагаются вопросы викторины.

ВИКТОРИНА

В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)

Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)

Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)

Кто такие сватья? (Родители жениха и невесты).

Учитель:  А сейчас интервью

— Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
— С кем вместе ты живешь дома?
— А что вы всей семьей вместе делаете?
— Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
— А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
— У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Назовите семейные праздники?
— Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Составление родословной по какой-либо фамилии очень интересное занятие, еще А. С. Пушкин говорил:

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Создав свое шежере или родословную Вы раз и навсегда запечатлеете историю Вашей семьи. Ваши дети с огромным интересом и удовольствием будут изучать Вашу семейную историю по этой семейной реликвии.

Физкульминутка

Практическая работа.

Учитель: Сегодня мы начнем с вами работу по составлению родословной. Каждый из вас может выбрать свой вариант: либо нарисует дерево, создаст презентацию, или вот такую таблицу. ( Демонстрация готовых родословных) Послушайте рекомендации по составлению родословной. (В приложении№1)

Учащимся предлагаются на выбор различные оформления родословных, соответственно и выбор программы, в которой они будут творить.

Учитель: Перед тем как начать назовем основные этапы работы:

Разработка модели родословной (дерево, таблица, структура, презентация)

Выбор технологии создания родословной

Заполнение родословной, вставка фотографий (фотографии находятся в папке «Фотографии»)

Художественное оформление

Доведение работы до уровня, требуемого для ее демонстрации

Редактирование и сохранение работы

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность: индивидуальные консультации и помощь, проверка правильности выполнения каждого этапа работы.

Подведение итогов.

Беседа:

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись в процессе создания родословной?

С какими новыми понятиями вы познакомились?

Основное назначение родословной? Из чего состояло племя?

Из чего состоял род?

Анализ каждой выполненной работы учащихся. Выявление победителей

Учитель: Итак, все родословные готовы, проанализируйте их и попробуйте сформулировать правила и требования по созданию и содержанию родословной.

С кого вы начинали свою родословную и почему?

Вошли ли в вашу родословную сведения о прабабушках и прадедушках?

Везде ли указана дата рождения и место?

Награждение грамотами и призами лучшие работы учащихся.
 

Домашнее задание:

Подготовить информацию о родственниках ваших родителей, которых вы не внесли в свою родословную.

Список литературы:

Азнагулов Р.Г., Галямов А.А., Шагманов Т.Г., 1995г. Родной Башкортостан – учебник для 6 классов.

Галин С.А. Культура Башкортостана Учебная хрестоматия для 7кл

Газета «Белорецкий рабочий»№ 60(14256) 17 апреля 2007г.

Газета «Белорецкий рабочий» от 26 мая 2007г.

Газета «Республика Башкортостан» №12 2006г.

Журнал «Телесемь» № 40 (503) 2007г. Уфа.

приложение№1

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Составление родословной

а) С чего начать.

Вы поставили перед собой задачу: составить родословие своей семьи. Заполнив свое восходящее древо, вы будете знать, что вам уже известно и что предстоит узнать. Вам лучше начать с самого себя. Вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя, соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем — о более ранних поколениях.

б) Какие документы использовать.

Ищите информацию сначала дома — в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по-новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

в) Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, мотивы и время переездов, смены работы, истинное отношение к религии, сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды. Для бесед с родственниками приготовьте вопросник, с помощью которого легко направлять разговор, не потерять нить беседы.

г) Родословие может быть оформлено в виде древа, где стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола — ваши родители, более мелкими ветвями — дедушки и бабушки и т.д.

приложение№2

образец

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЕНОВОЙ АНАСТАСИИ

Перед вами таблица, которая состоит из трех частей. В центре – Семенова Анастасия. 14 лет, учащаяся 8В Кл. в гимназии г. Абакана. На одной стороне таблицы – папа, дедушка и бабушка по линии отца, на противоположной стороне по линии матери.

Бабушка: Семенова Валентина Гавриловна (род. 19.07.1946 г.Ужур Красноярского края)

Преподаватель немецкого языка педколледжа

Семенова Анастасия Андреевна (род. 21.02.1992 г.Абакан)

Учащаяся 8В класса гимназии г.Абакана

Бабушка: Буркина Елена Васильевна (род.8.07.1949 Республика Тыва)

Учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ

Папа: Семенов Андрей Иванович (род. 15.12.1970 г.Абакан)

Старший преподаватель ХГУ им. Н.Ф.Катанова

Мама: Семенова (Буркина) Оксана Васильевна (род.01.02.1970 г.Абакан)

Учитель информатики школы № 25 г.Абакана

Дедушка: Семенов Иван Тимофеевич (род. 15.10.1946 с.Новотроицкое Ермаковского района Красноярского края)

Профессор ХГУ им. Н.Ф.Катанова, к.ф.-м.н.

Дедушка: Буркин Василий Владимирович (род. 5.02.1949 п.Усть-Абакан Красноярского края)

Директор школы в Шарыповском районе Красноярского края

приложение №3

Разработка модели родословной (дерево, таблица, структура, презентация)

Выбор технологии создания родословной

Заполнение родословной, вставка фотографий (фотографии находятся в папке «Фотографии»)

Художественное оформление

Доведение работы до уровня, требуемого для ее демонстрации

Редактирование и сохранение работы

Содержание

  1. Узнать место рождения и место проживания
  2. Проверить в интернете
  3. Тематические сайты
  4. Метрические книги мусульман
  5. Сведения из метрических книг
  6. Ревизские сказки
  7. Шежере: составить родословную мусульман

Российская империя за счет расширения территорий увеличивала количество религиозных общин в своем составе. Искать предков и составить родословную мусульман не сложнее, чем православных. В статье подробно расскажу, как и где найти документы для составления своей родословной.

Узнать место рождения и место проживания

Любая родословная начинается со сбора информации о ближайших
родственниках и прямых предках. Установите точное место проживания и место
рождения, а также вероисповедание интересующей вас родни. Искать предков
мусульман начинаем, если точно убедились, что они именно этого вероисповедания.

Определите к какой губернии, уезду и волости относилось
место рождения вашего предка. В этом вам помогут справочники по административно-территориальному
делению и старые карты.

Проверить в интернете

Огромный массив оцифрованной информации ежедневно
выкладывается на форумах и тематических сайтах. Практически в каждом архиве
сегодня есть своя автоматизированная информационная система (АИС), доступ к
которой возможен через интернет.

Важно понимать, что поиск по фамилии возможен не везде. В большинстве
случаев вам придется самостоятельно пролистывать и изучать архивные документы.

Тематические сайты

Форумы и сайты, посвященные конкретной тематике помогут
найти конкретную информацию или зацепки для дальнейших поисков. Сайт о
магометанской генеалогии http://www.bastanovo.ru/
— это генеалогический и историко-краеведческий проект. На сайте размещены статьи
о поисках предков мусульман, примеры метрических книг и ссылки на архивные
источники.

Дореволюционные документы, с помощью которых восстанавливают родословную –метрические книги.

Метрическая книга мусульман
Метрическая книга мусульман

Метрические книги мусульман

Метрические книги мусульман находятся обычно на хранении в региональном архиве. Например, в ЦГИА Республики Башкортостан есть фонд «Оренбургское магометанское духовное собрание» (И-295). В нем находятся метрические книги Уфимской губернии с 1829 до 1918 гг. Книги состоят из 4 частей: о рождении, о браке, о разводе и о смерти.

Читайте по теме: «Метрические книги неправославного вероисповедания»

Нюанс работы с этим архивным источником состоит в том, что книги велись на старо татарском языке (с элементами арабской письменности). Поэтому вам понадобится консультант по расшифровке, либо вы можете заняться изучением языка самостоятельно.

Обложка метрической книги, которая поможет составить составить родословную мусульман
Обложка метрической книги, которая поможет составить составить родословную мусульман

Сведения из метрических книг

Записи в мусульманских метриках по содержанию в основном не
отличаются от православных. По мусульманским традициям брак заключался в
приходе, где проживала невеста. Поручителями выступали традиционно близкие
родственники мужского пола. А значит есть вероятность значительно расширить
генеалогическое древо не только вглубь, но и вширь.

Ревизские сказки

Составить родословную мусульман можно с помощью ревизских сказок. Они были точно такие, как и у православных. Подробно о ревизских сказках можно прочитать в статье.

Шежере: составить родословную мусульман

Генеалогическое дерево у башкиров, казахов и других тюркских народов называется «шежере». Обычно в шежере включали представителей рода мужского пола. Кроме того, в родословную вносились сведения о важных событиях и истории семьи.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Как найти участника Великой отечественной войны по фамилии

Где найти партийного предка

Родословная священника

Составить родословную с детьми

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти карты новости маркет картинки как
  • Как исправить ошибку пословицы
  • Место продажи не соответствует адресу сообщества вк как исправить
  • Skyrim как найти безупречный рубин
  • Как нашли айфон под водой