Как составить школьную инфраструктуру

«Одна из базовых тем — создание комфортной и здоровой среды обитания для учеников. За этими словами, естественно, кроются самые разные позиции. Это и стандарты проектирования школьных зданий, современное оснащение этих зданий, медицинское наблюдение, медицинская помощь, качественное питание школьников, ну и, наконец, это просто создание открытой современной творческой атмосферы в обучении»

Д.А.Медведев

«Школу надо наполнить творчеством и информацией…

Д.А.Медведев

В инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что облик современной школы, как по форме, так и по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. В связи с этим должна качественно измениться школьная инфраструктура.

В настоящее время изменился и заказ государства по подготовке выпускников. Необходимо, чтобы они умели ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, быть способными, творчески мыслить, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно повышать собственный культурный уровень, нравственный потенциал. При традиционном подходе к образованию эту задачу решить трудно. Сегодняшний день диктует необходимость соединения образования с информационно-коммуникативными технологиями, а это в свою очередь требует перехода на управление качеством образования через создание единой образовательной информационной среды и активное использование ИКТ в образовательном процессе.

Актуальность заключается в том, что:

  • инфраструктура образовательных учреждений на современном этапе должна стать электронной;
  • в школах сегодня идет отработка методики развития информационно-образовательной среды и использования ее ресурсов в учебно-воспитательной деятельности;
  • вопросы повышения качества образования, обновления способов педагогической деятельности во многом определяются качеством и уровнем развития информационно-образовательной среды.

Инфраструктура школы – это все, что прямо или косвенно способствует организации и успешной реализации учебно-воспитательного процесса.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе так: «Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».

Таким образом, необходимо создание современной инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности, которая предполагает материальную, методическую и организационную составляющие и требует детального рассмотрения каждой из них:

Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно оформлено, должно обеспечивать физическую и психологическую безопасность, не должно содержать рисков для здоровья. Инфраструктура нашей школы предполагает использование информационно-образовательной среды для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Важно, что в как учебной так и внеучебной деятельности мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.

Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя: для этого в школе обеспечено наличие круглосуточного доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Все педагоги школы прошли курсовую подготовку по информатизации образования, информационно-коммуникационной и медиакультуре. Осуществляется помощьучителям в их профессиональной и творческой деятельности.

Неотъемлемой частью методической составляющей инфраструктуры школы является кабинет учителя. Сегодня урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не может дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий, для этого необходимо соответствующее техническое оснащение кабинета.

Техническая оснащенность (компьютерная техника):

кол-во компьютеров (всего)

5

кол-во компьютеров, используемых в учебном процессе

4

кол-во компьютеров, используемых в административных целях

1

кол-во переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе

2

кол-во презентационного оборудования (видеопроекторы), используемого в учебном процессе

1

кол-во принтеров

4

кол-во МФУ

1

кол-во сканеров

1

кол-во ксероксов

1

В школе существует доступ в Интернет. 4 компьютера подключено к Интернет (Wi-Fi).

Учителя и учащиеся школы недостаточно используют на уроках разнообразные цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники, интерактивные пособия, медиапрезентации, видеофильмы. Это не в полной мере позволяет делать урок интересным и увлекательным, способствовать увеличению объёма полученной информации, качественному усвоению материала.

Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В связи с продвижением процесса информатизации образования среди организаторов образования, практикующих учителей и научной педагогической общественности обсуждаются вопросы появления в стенах школы нового для нашего образования феномена — единой информационной среды образовательного учреждения. При этом спектр обсуждаемых тем достаточно широк: от того, что должна представлять собой информационная среда школы, до того, как она должна управляться и как ее строить.

Школа всегда отражала суть эпохи, цементировала её, создавая её фундамент. Смена эпох, безусловно, период болезненный для школьного образования.

Может, поэтому слова «реформа», «инновация» в педагогической среде зачастую воспринимаются отрицательно. Тем не менее инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей и глобальная конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет школу, хочет она того или нет, становиться сегодня другой.

«Российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле» – эти слова президента страны, по сути, касаются не только необходимости создания современной инфраструктуры школ с оборудованными медпунктами, столовыми, спортзалами, медиацентрами, лабораториями, но и выдвигают новые принципы работы школ.

Безусловно, должен быть установлен новый порядок формирования материально-технической базы школ. Принципиальное требование сегодняшнего дня – обновление СанПиНов, безопасность и комфортность пребывания ребенка в школьных стенах.

Школа обладает современной материально-технической базой, позволяющей решать актуальные задачи образования:

  • учебные кабинеты, оснащенные новой мебелью и техническими средствами,
  • актовый зал с современной теле-музыкальной аппаратурой для проведения всех школьных, и генконсульских  мероприятий и для работы с социумом.

Спортивный зал, тренажерный зал, бассейн – все это позволяет проводить уроки физической культуры, спортивные праздники и соревнования на хорошем уровне.

В школе имеется  компьютерный класс.

Сегодня основная задача школы – развивать творческую личность в ребёнке. В ученической среде в настоящий момент прослеживается повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность в школе выстраивается в соответствии с направлениями:

  • социальные проекты ( !Великая Отечественная война глазами современных детей», «Звездное небо — великая книга природы»);
  • проекты для самостроительства («Семейный альбом», выпуск школьной печатной газеты «Бомбейчик»);
  • научно-исследовательские проекты: сетевые проекты и конкурс «Школьная планета МИД», организованные в рамках Отдела заграншкол МИД России.

В работе школы немаловажную роль играет взаимодействие другими организациями. Это сотрудничество с РЦНК, с родительской общественностью, с представительствами росзагранучреждений.

Сегодня в школе работает небольшой коллектив учителей. Но все они образованные, творческие люди, специалисты своего дела.

В школе работает библиотека, компьютерный и музыкальный  классы. Для  занятий физической культурой открыты спортивный зал, бассейн, тренажерный зал, есть «Белый зал» — зал для проведения торжественных мероприятий.Для детей на территории генконсульства оборудована детская площадка.

За здоровьем детей наблюдает врач консульства.

biblioteka informatika musik

Библиотека                                          Компьютерный класс                     Музыкальный класс

sportzal basseyn trenazsh

Спортивный зал                                          Бассейн                                          Тренажерный зал

plosh

Детская площадка

Исходная проблема

Несмотря на существенные достижения по отдельным секторам (массовое строительство детских дошкольных учреждений, снижение доли школ, требующих капитального ремонта), нарастает острота нерешенных проблем:

  • Информационно-технологическая  инфраструктура  образовательных  учреждений (подключение, сетевое оборудование, компьютерные классы, цифровые панели) не готова к требуемым масштабам цифровизации, в том числе недостаточно высокая скорость интернет-соединения. Она не обеспечивает массовогоиспользования цифровых ресурсов даже в масштабах одного класса на школу. Любые проекты с опорой на интернет-ресурсы и на сетевые ЦОР в таких услови-ях имеют исключительно демонстрационный характер.
  • Структура и дизайн школьных помещений препятствуют организации об-разовательного процесса на современной методической основе (отсутствие пространств совместной работы, индивидуальных рабочих мест, лекционных аудиторий).
  • Несмотря на относительно высокую доступность детского сада для детей старше 3 лет, потребность в яслях для детей до 3 лет не удовлетворена (только для детей от 2 до 3 лет требуется более 300 тыс. мест), что сокращает возможности раннего развития и препятствует вовлечению матерей в трудовую деятельность.
  • Многосменное обучение школьников мешает эффективной интеграции допол-нительного и основного образования, реализации воспитательных программ. Доля обучающихся во вторую и третью смену составляет около 15% и без бы-строго ввода новых зданий будет расти вследствие демографического подъема. Имеющийся проект поддержки строительства новых школьных зданий недофи-нансирован и не позволяет ответить на данный вызов.
  • Материальная инфраструктура школьных зданий в сельской местности существенно ограничивает возможности сельских школьников по сравнению с городскими.

Учитывая масштаб необходимых расходов, горизонт завершения данного проекта выходит за 2024 год.

Проект реализуется в непосредственной связке с проектом «Школа цифрового века», а также является необходимым условием для реализации других предла-гаемых проектов (в частности направленных на поддержку талантов, сокращение школьной неуспешности и др. [подробнее — см. ниже]).

Проект в 2019–2024 годах включает

  • подключение школ к интернету со скоростью, позволяющей не менее чем по-ловине школьников одновременно активно использовать современные ресурсы Сети (скорость 100 Мбит/с в 2020 году и 1 Гбит/с в 2023 году); 
  • формирование современной цифровой инфраструктуры школ (сетевые ресурсы, компьютерные классы, беспроводной интернет);
  • формирование в действующих школах элементов современной образовательной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью;
  • ежегодное создание 70 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях для детей ясельного возраста;
  • строительство 2 тыс. новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены;
  • капитальный ремонт 5 тыс. школ, не обеспечивающих минимально необходимых условий для обучения;
  • модернизацию инфраструктуры для создания интегрированных культурно-образовательно-спортивных организаций в сельской местности и малых городах;
  • обеспечение безопасного подвоза сельских учащихся к базовым крупным шко-лам (замена автобусов старше 6 лет) и ремонт не менее 12 500 школьных автобусов ежегодно).

В результате

  • 100% семей с детьми в возрасте от 2 до 3 лет, которые хотят направить ребенка в ясли, получают эту возможность;
  • 100% школьников будут учиться в одну смену;
  • в два раза повысится доступность современных форм дополнительного образования для школьников в сельской местности;
  • для 100% школьников, проживающих в селах, обеспечен безопасный подвоз к образовательным организациям;
  • все школы России подключены к интернету в формате, обеспечивающем одновременную работу в Сети 50% учащихся в 2020 году (ориентировочно — скорость до 100 Мбит/сек) и 100% учащихся в 2023 году (1 Гбит/с), и имеют финансирование для оплаты этого трафика.

Необходимые ресурсы

Расходы на реализацию проекта без использования модели ГЧП составят 2038 млрд руб., в том числе разовые расходы — 1404 млрд руб.:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Итого за весь период
Млрд руб. 121,67 225,87 325,47 396,85 472,06 496,43 2038,34

Расходы на реализацию проекта с учетом использования модели ГЧП составят 1209 млрд руб., в том числе разовые расходы — 574 млрд руб.:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Итого за весь период
Млрд руб. 92,09 141,38 206,20 232,36 259,69 277,49 1209,21

Стоимость подключения 1 школы к интернету в 2019 году составит 300 тыс. руб. На обеспечение 42 тыс. школ (100% всех школ) интернетом, а также оплату трафика иобеспечение одновременной работы 4,4 млн школьников ежегодно необходимо 18 млрд руб. в 2020 году, 29 млрд руб. в 2021 году, 30 млрд руб. в 2022 году, 32 млрд руб. в 2023 году и 33 млрд руб. в 2024 году.

Для формирования в действующих школах элементов современной образова-тельной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью (в т. ч. В сельских малокомплектных школах), из расчета средней стоимости для 1 школы — 10 млн руб., и числа школ от 4 тыс. В 2020 году до 11 тыс. в 2024 году (всего 42 тыс. школ) — потребуется 470 млрд руб., из которых 42 млрд руб. в 2020 году, 86 млрд руб. в 2021 году, 100 млрд руб. в 2022 году, 115 млрд руб. в 2023 году и 128 млрд руб. в 2024 году.

На ежегодное создание дополнительных 70 тыс. дето-мест в яслях при расчетной стоимости одного места — 0,5 млн руб. в 2019 году с учетом последуюущей индек-сации (суммарно 420 тыс. дето-мест за 6 лет) потребуется 230 млрд руб., из которых 35 млрд руб. в 2019 году, 36 млрд руб. в 2020 году, 38 млрд руб. в 2021 году, 39 млрд руб. в 2022 году, 40 млрд руб. в 2023 году и 41 млрд руб. в 2024 году.

Финансирование дополнительно созданных мест в яслях в размере 69,6 тыс. руб. в2019 году на одно место с последующей индексацией суммарно потребует около 5 млрд руб. ежегодно с 2019 по 2022 годы и по 6 млрд руб. в 2023 и 2024 годах.

Предлагается реализация программы государственно-частного партнерства (ГЧП) для строительства 2000 школ за 12 лет (1100 школ с 2020 по 2024 год) из расчета в среднем 800–1000 мест в каждой при расчетной стоимости расходов на 1 школу — 800 млн руб. Модель ГЧП предполагает строительство частным партнером одной школы по себестоимости 600 млн руб. (меньше, чем стоимость при государственном строительстве) при условии 30% финансирования со стороны государства, 70% — частным партнером. Срок проекта 8 лет, после чего происходит единовременная компенсация капитальных затрат (капитальный грант частному партнеру). Модель предполагает 30% доходы частного партнера на его капитальные расходы. Итого на проект с использованием модели ГЧП со стороны государства понадобится 1544 млрд руб., из них 156 млрд руб. с 2020 по 2024 год. Без использования модели ГЧП государству необходимо будет направить на строительство школ 2108 млрд руб. за 12 лет, из них 985 млрд руб. с 2020 по 2024 год.

Учитывая планируемое использование ЦУМК и онлайн-курсов в школе, это позволит к 2024 году полностью ликвидировать обучение во вторую и третью смену.

На закупку и ремонт 12,5 тыс. школьных автобусов при средней рыночной стоимости 1 автобуса — 1,75 млн руб. в 2019 г., с учетом последующей индексации необходимо 158 млрд руб.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта ограничит доступ к программам дополнительного образования и снизит шансы на жизненный успех для 4 млн детей, которые будут обучаться во вторую и третью смену. Отказ от создания новых мест в яслях не позволит выйти на рынок труда 0,5 млн матерей, что приведет к потере до 0,4% ВВП. Если не обеспечить высокоскоростной интернет в школах, то эффективность использования современных цифровых технологий в сфере образования снизится в два раза. Без обеспечения необходимых инфраструктурных условий резко сузятся возможности интеграции основного и дополнительного образования (с негативными последствиями для развития талантов, в том числе в сфере прикладных, креативных, предпринимательских и лидерских умений). Станет очень ограничен прямой экономический рост за счет развития отрасли экономики, связанной с образова-тельными продуктами и сервисами.

«Современная инфраструктура  начальной  школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты»

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Мы стоим на пороге введения новых образовательных стандартов, согласно которым в любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

В своём  Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года  президент Д.А.Медведев отметил:

 «Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью.»

Это значит, что организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны будут новые условия для качественного обязательного и дополнительного образования, самореализации и творческого развития детей. Формирование школьной инфраструктуры должно быть направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личных потребностей детей, реализацию деятельностно-компетентностного подхода.

Для успешного перехода на новые образовательные стандарты необходимо выполнение двух основных условий:

  1. готовность педагогов и школьных управленцев к инновационной деятельности (кадровая, методическая и организационная составляющие инфраструктуры);
  2. улучшение материально-технической составляющей школьной инфраструктуры, позволяющей в соответствии с современными требованиями организовать интересную учащимся внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

 На сегодняшний день можно сказать, что первое условие в нашей школе (МОУ «СОШ № 54 города Чебоксары») выполняется, хотя этот ресурс и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Фактически наша школа является учебно-воспитательным комплексом работающим полный день, внутри которого осуществляется интеграция общего и дополнительного образования. При создании данной модели была сделана попытка решить одно из важных противоречий – между требованием общества по формированию разносторонней, гармонично развитой личности и ограниченными возможностями школы и  традиционной педагогики. В основу организации всей работы была положена возможность широкого выбора форм и методов обучения, вариативности программ и видов учебной деятельности, получения различного дополнительного образования. Главные особенности школы — структура и  режим работы.

Структура и  режим работы МОУ «СОШ № 54 г.Чебоксары».

Эта модель выступает как открытая педагогическая платформа, предоставляя учителю свободу методического выбора, а учащимся – условия для осуществления индивидуального пути развития. Поэтому определенные кадровые, методические и организационные предпосылки к переходу на новые образовательные стандарты в школе уже созданы.

Что касается материальной инфраструктуры, она позволяет осуществлять образовательный процесс, в том числе и по дополнительному образованию детей (в 2008-2010 годах в рамках ПНПО школа получила оборудование на сумму 782,2 тыс.руб. В школе 2 компьютерных класса, современные кабинеты истории, физики, географии, русского языка, 2 спортивных зала, спортивная площадка с полями для  игры в футбол и баскетбол, хореографический зал, созданы условия для театральной деятельности, обучению игре на музыкальных инструментах, художественного творчества и т.д.), но, к сожалению, ее современное состояние не позволяет в полной мере осуществлять наши планы по достижению современных целей образования (нет интерактивных досок, недостаточно мультимедийных проекторов, отсутствует медиатека, нет игровой комнаты и т.д.), в связи с чем мы решили принять участие в республиканском конкурсе общеобразовательных учреждений «Образовательная инициатива» в номинации «Современная школьная инфраструктура».  В рамках проекта «Современная инфраструктура начальной школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты» мы планировали сделать важный шаг к созданию современной инфраструктуры, которая позволит нам добиваться новых качественных образовательных результатов в новых условиях.

В проекте основное внимание уделено начальной школе, так как новые образовательные стандарты  внедряются именно с этого звена, и для успешного перехода на них необходимо обязательно улучшить материальную составляющую инфраструктуры начальной школы. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Целью проекта является совершенствование инфраструктуры начальной школы с целью обеспечения успешного перехода на новый образовательный стандарт начального общего образования в МОУ «СОШ №54 г. Чебоксары».

Концептуальной основой проекта является опора на стратегические документы, фиксирующие приоритеты современной образовательной политики, а именно:

— Концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел «Образование»);

— Федеральную целевую программу развития образования;

— Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»;

— Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;

— Стратегию развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и т.д.

Данный проект направлен на совершенствование различных составляющих инфраструктуры, и его реализация будет происходить по двум основным направлениям:

1. Совершенствование материальной составляющей инфраструктуры начальной школы.

В настоящее время в школе существует потребность в улучшении инфраструктуры, связанной со здоровьесбережением, а также с организацией позитивного досуга учащихся в формах, позволяющих не только достигать релаксации, но и достигать образовательных результатов, заявленных в новом образовательном стандарте.

В связи с этим в школе организована работа игровой комнаты для младших школьников (в рамках данного проекта), планируется работа кабинетов лечебной физкультуры (в более отдаленной перспективе).

Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают память, мышление, восприятие. В игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняя задание. Даже острота зрения повышается в условиях игры и, конечно, обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Вот что говорят об игре наши известные психологи. Л.А.Венгер отмечает, что игра требует от ребёнка действий во внутреннем плане, опоры на представления. Внешние игровые действия выступают в качестве исходной опоры при образовании действий внутреннего плана, помогают ребёнку вести себя осмысленно. А.В.Запорожец и Т.О.Гиневская доказали, что в игре большинство детей переходит к более сложной организации движений, сознательно воспроизводит и совершенствует их. По мнению Д.Б.Эльконина, сюжетно-ролевая игра даёт образец поведения в той или иной ситуации и эталон для контроля. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в ней, становится одновременно эталоном, с которым ребёнок сравнивает своё поведение. Вся игра для ребёнка наполнена привлекательной мыслью и окрашена позитивным эмоциональным отношением, но в ней содержатся также все компоненты произвольного поведения. Чем выше уровень развития игры, тем более выражено у детей умение управлять своим поведением, без которого невозможно добиться успеха ни в одном деле.

На наш взгляд, в условиях длительного пребывания детей в школе, требует развития позиция А.В.Запорожец и Т.О.Гиневской о том, что двигательное развитие ребёнка в игре становится основой сознательных физических упражнений в дальнейшем. Таким образом, приобретаемое оборудование для игровой комнаты мы разделили на два вида: выполняющее непосредственно игровую функцию  (Кресло  для релаксации «Капля Дракоша», «Набор Шашки», «Кресло-кубик» трансформер для релаксации, «Домик» с креплениями трансформирующийся в маты, стол игровой полукруглый, «Пуфик-барабан», , «Конструктор – 3», Шкаф для игрушек и пособий «Василек-3»,)  и направленное на развитие силовой и двигательной активности младших школьников (Тактильная дорожка, вестибулярный тренажер «Труба», детский силовой тренажёр, детский велотренажер, детский тренажер «Гребля», детский тренажер «Беговая дорожка», детский тренажер на растяжку мышц, тоннель для подлезания,  стол для настольного тенниса  в компл. с сеткой и ракетками). В перспективе на базе данного оборудования возможно создание кабинета лечебной физкультуры.

Игровая комната размещена в рекреации, находящейся в крыле, в котором располагается начальная школа.

Перспективы развития МОУ «СОШ №54 г.Чебоксары» как школы полного дня предполагают обязательное дальнейшее увеличение количества кружков, секций, факультативов, предметов дополнительного образования. Для расширения спектра образовательных услуг в центре дополнительного образования будет проведено анкетирование среди учащихся и родителей с целью выявления их заинтересованности  в открытии новых видов образовательных услуг. Это выявит новые направления развития материальной инфраструктуры школы.

2. Совершенствование кадровой и организационно-методической составляющих инфраструктуры начальной школы.

        Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Кадровая политика школы направлена на создание условий для повышения уровня профессионального мастерства учителей, воспитателей ГПД, управленцев, на обеспечение высокого уровня их профессионализма, делающего возможным технологизацию образовательного процесса и процесса управления школой. Переход на новые образовательные стандарты в условиях информатизации всех областей жизнедеятельности человека требует от всех педагогов приобретения совершенно новых компетенций, личностного развития, умения не просто ориентироваться, но и комфортно чувствовать себя в информационной среде.  

В рамках данного проекта планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на  создание организационно-методических условий для разработки и успешной реализации образовательной программы начальной школы, осуществляющей переход на новый образовательный стандарт раньше других ступеней образования. В первую очередь это:

  • Повышение квалификации педагогических и административных работников школы по следующим основным вопросам:

— организационное обеспечение перехода на новые образовательные стандарты;

— создание и эффективное функционирование информационной образовательной среды школы;

— применение современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

  • Внедрение технологий индивидуализации образования с использованием возможностей ГПД.
  • Взаимодействие с родителями и социальными партнерами с целью создания более комфортных и безопасных условий развития детей как в школе, так и за ее пределами.
  • Экспериментальная апробация различных форм рационализации досуговой деятельности и каникулярного времени учащихся в интересах личности ребенка.
  • Создание организационно-методических условий для функционирования школьной библиотеки в качестве медиатеки, что в первую очередь предполагает:

— структурирование имеющегося в школе фонда, содержащего информационные материалы на различных типах носителей, расширенного за счет выхода в сеть Интернет, выделение в нем отдельного блока ресурсов для начальной школы, его постоянное обновление и популяризация;

— изменение набора оказываемых библиотекой-медиатекой услуг (консультационные, маркетинговые услуги и т.д.), что потребует повышения квалификации библиотекаря. Предпочтительной формой повышения квалификации является стажировка на базе одной из школьных медиатек;

— формирование аудитории пользователей, состоящей не только из педагогов и учащихся, но и из родителей.

В рамках данного проекта запланированы в первую очередь мероприятия, направленные на совершенствование инфраструктуры начальной школы, но он предполагает преемственность и дальнейшее распространение его результатов. До завершения проекта планируется разработать Программу преемственности между начальной и основной ступенями образования в условиях постепенного перехода на новые образовательные стандарты с учетом результатов данного проекта.

С целью распространения результатов проекта будут проведены открытые мероприятия для общественности, семинары, подготовлены информационные буклеты. Ход его реализации и перспективы развития будут отображаться на сайте школы.

Предполагаемые результаты проекта могут быть названы достаточно устойчивыми, в первую очередь по причине того, что его содержание соответствует как перспективам развития образования, так и имеющейся нормативной правовой базе (федерального, регионального и муниципального уровней). Кроме того, проект поддерживается учащимися и их родителями, и его результаты являются конкретными, видимыми и принимаемыми всеми членами образовательного процесса.

Важно отметить, что в школе уже созданы определенные предпосылки (в том числе кадровые, методические и организационные), позволяющие сделать вывод, что в случае совершенствования материальной инфраструктуры школы и дальнейшего развития педагогического коллектива переход на новые образовательные стандарты обязательно будет успешным.

Рисками, которые могут привести к ограничениям реализации проекта в краткосрочной перспективе, являются:

— отсутствие заинтересованности со стороны педагогов;

— отсутствие поддержки со стороны родителей.

Тем не менее, в настоящее время таких рисков не наблюдается, так как и педагогический коллектив, и родители разделяют идею проекта, и эти риски минимизированы.  

Ограничений для реализации проекта в долгосрочной перспективе мы не видим, так как, наоборот, в условиях перехода на новые образовательные стандарты этот проект имеет как межведомственное (модель предполагает деятельность не только представителей сферы образования, но и культуры, спорта, а также здравоохранения), так и муниципальное значение (переход на новые образовательные стандарты обязателен для всех школ, а наша школа, в случае успешной реализации данного проекта, может стать пилотной или стажировочной площадкой по презентации этого опыта).

ашнего задания, да и Ученики Третьего Тысячелетия вполне могут занять своё свободное время, чем-нибудь более интересным, чем «выполнение скучного домашнего задания». А раз нет домашних заданий, отпадает и необходимость в учебниках — в классах на каждой парте установлен небольшой монитор, на который и выводится текст «виртуального учебника» и ма

ленькая «клавиатурка». Так частично решается одна из основных проблем третьего тысячелетия — нехватка бумаги.

   Ещё в конце XX века стало понятно, что пятибальная шкала оценок не даёт объективной информации об успеваемости ученика, поэтому в начале XXI века встал вопрос об изменении системы оценок. Некоторые учителя предлагали 10 бальную систему, некоторые-20-ти, поэтому бы

ло решено остановиться на 16-ти бальной шкале оценок, т.к. любую оценку в ней можно записать одним знаком. Низшая оценка в ней-«0», высшая-«F».

Основной тенденцией в образовании начала XXI-го века стало стремление каждого ученика получить высшее образование. Теперь 99% учеников хотят получить высшее образование. Существенно возрос конкурс в высшие учебные заведения. Поэтому теперь, для того, чтобы поступить в ВУЗ необходимо знать все предметы школьной системы, как миниум, на оценку «E» (по шестнадцатибальной шкале). Поэтому в Школе Третьего Тысячелетия отсутствует деление по классам, и каждый ученик посещает те лекци, которые ему необходимы. Также отсутствуют в Школе Третьего Тысячелетия и какие либо сроки обучения. Все ученики учатся до тех пор, пока их знания по 

всем

 предметам школьной программы можно будет оценить на твёрдую оценку «F».

Предметы для себя ученик выбирает сам из списка, содержащего около тысячи различных дисциплин. В школе возможно даже обучение предмету, преподаватель которого находится на другом континенте.

Итак основной задачей Школы Третьего Тысячелетия является качественное и ненавязчивое обучение учеников.

Также могут быть различные другие проекты «школ будущего».

Также вы выделили участников конкурса в 2010 в городе Калининграде  

 Дизайн школы будущего 

дизайнер и архитектор: Дмитрий Мартыненко

предлагает такой дизайн-проэкт школы будущего

этот проэкт он разработал в 2010 году 

Основная идея проекта заключается в создании пространственной композиции вокруг главного «информационного центра школы» . Этот круглый центральный объем включает в себя: зрительный зал с репетиционными комнатами, библиотеку и интернет клуб. Между блоком с классами и центральным объемом образуется атриум с активным верхним и боковым освещением, который является общешкольной рекреацией для средних и старших классов (для младших классов предусмотрены свои рекреации). Здесь школьники смогут комфортно отдыхать и общаться. Таким образом, школа становится не просто местом учебы, но и досуговым центром, где каждый найдет себе занятие по интересам. Школа должна стать желанной средой обитания для детей и подростков не только во время учебных часов, но и в свободное от учебы время, поэтому в этом проекте я предусмотрел развитую структуру специализированных помещений для художественно-эстетического воспитания ,хореографии и спорта. Я хотел создать здание, которое бы имело свою внутреннюю жизнь и специфическую инфраструктуру, способствующую полноценному развитию школьников. Классы в большинстве своем расположены наиболее выгодно с точки зрения инсоляции, хорошо освещены и удобно соединяются с помощью переходов и рекреаций с другими блоками — столовой, спортзалом, библиотекой, актовым залом и т.д. 

В национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа» подчеркивается, что облик современной школы, как по форме, так и
по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. Школа должна стать центром
не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом
и другими видами досуговой деятельности. В связи с этим должна качественно
измениться школьная инфраструктура. К тому же м
ы стоим на пороге
введения новых образовательных стандартов. Новый стандарт предусматривает
внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции, различного рода творческие
занятия.

Это значит, что организованная школьная действительность требует иной
школьной инфраструктуры. Нужны будут новые условия для качественного
обязательного и дополнительного образования, самореализации и творческого
развития детей. Формирование современной
школьной инфраструктуры должно быть направлено на обеспечение личных
потребностей детей, реализацию деятельностно — компетентностного подхода.

Для успешного перехода на новые образовательные стандарты необходимо
выполнение двух основных условий:

1)     
готовность педагогов и школьных управленцев к
инновационной деятельности;

2)     
улучшение материально-технической составляющей
школьной инфраструктуры.

 На сегодняшний день можно сказать, что первое
условие в нашей школе выполняется, хотя этот ресурс и нуждается в дальнейшем
совершенствовании. По своей структуре и режиму работы  наша школа фактически является
учебно-воспитательным комплексом, работающим полный день, внутри которого
осуществляется интеграция общего и дополнительного образования. При создании
данной модели была сделана попытка решить одно из важных противоречий – между
требованием общества по формированию разносторонней, гармонично развитой
личности и ограниченными возможностями школы и 
традиционной педагогики. В основу организации всей работы была положена
возможность широкого выбора форм и методов обучения, вариативности программ и
видов учебной деятельности, получения различного дополнительного образования.
Главные особености школы — структура и 
режим работы.

В МОУ СОШ №54 обучается 832 ученика, 31 классов
комплектов, ведется обучение 3 ступеней образования.

Школа функционирует более 20 лет. Изначально была
создана как учебно – воспитательный комплекс, с такими структурными
подразделениями дополнительного образования как «Школа искусств», «Спортивная
школа», «Малая школьная академия», «Учебно – производственное объединение»,
группа продленного дня. И в 90 годы являлась уникальным проектом, как с точки
зрения формы, так и с точки зрения содержания педагогической мысли.

Сегодня инфраструктура школы представлена следующим
образом:

1.  ГПД (1-4 классы) – 14 групп. Режим работы с 8.000 до 17.50 час.

2. Дополнительное образование. Представлено
специальными структурными подразделениями: Спортшкола, Школа искусств

Спортшкола

(1-11 классы)

·               
Баскетбол

·               
Футбол

·               
Волейбол

·               
Каратэ

Школа искусств

Музыкальное
отделение

·               
Гитара

·               
Фортепиано

·               
Скрипка

·               
Аккордеон

·               
Флейта

·               
Виолончель

·               
Сольное пение

·               
ВИА «Кокетки»

·               
Синтезатор

Школа искусств

Общеэстетическое
отделение

·              
Оригами

·              
ДМТ

·              
ИЗО

·              
Хореография

·              
Хоровой час

3. Работа с одаренными детьми.

Малая школьная академия

Выявление, воспитание и поддержка
одаренных учащихся

Дополнительные занятия со
слабоуспевающими учащимися

4. Организация социально –
психологической службы
.

Логопедическая служба

Работа с обучающимися, имеющими
ограниченные возможности здоровья, максимальная коррекция отклонений в их
развитии

Психологическая служба, социальная служба

Осуществляют психологическую поддержку
обучающихся.

5. Методический кабинет

6. Библиотека

Читальный зал

Абонемент

7. Медицинская служба

Процедурный кабинет

Стоматологическая служба

8. Организация питания

Столовый зал

Буфет

Зал для приготовления пищи

9. Платные образовательные услуги

Школа развития «Знайка»

Подготовка детей к школьному
обучению

Лингвистический центр «Учись, играя»

Изучение сверх учебной программы
иностранных языков

Изучение второго иностранного языка
(французский язык)

10. Игровой центр для учащихся 1-4 классов

Использование
досуговых и здоровьесберегающих технологий

Учебно – материальная база нашей школы постоянно
обновляется, так за последние 2 года обновлена практически вся учебная мебель,
приобретено учебное оборудование на сумму более 500 000 руб.
Материально
– техническая база школы соответствует необходимому уровню современного
образовательного процесса:

— 36 классных комнат, слесарная и столярная мастерские, кабинет
технологии, 2 кабинета информатики,

— 2 спортивных зала, хореографический и актовый залы,   5 кабинетов для занятий на музыкальных
инструментах, Все кабинеты оснащены необходимыми материалами  и соответствуют основным
педагогическим нормам. Имеется высокоскоростной доступ к сети Интернет.

К сожалению, в последние годы стали сталкиваться с несоответствием некоторых
учебных кабинетов  санитарно –
гигиеническим нормам, это, прежде всего, снижение температурного режима в
зимний период времени.  Материальная
часть инфраструктуры школы обветшала, требует капитального ремонта система
водоснабжения, отопления, канализации, кровли. Не работает система вентиляции.
В президентской инициативе «Наша новая школа» указывается на то, что системы
отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую
температуру в любое время года. Указывается также на то, что школы должны быть
обеспечены питьевой водой и душевыми. В нашей школе душевые комнаты
предусмотрены по проекту. Однако, сегодня они законсервированы и требуют
капитального ремонта. При том уровне финансирования, которое осуществляется
сегодня на текущий ремонт школ о восстановлении данных  компонентов инфраструктуры в ближайщее время
не может быть и речи. Требует пристального внимания и проблема питьевой воды.
Те очистители воды, которые были закуплены на пожертвования со  стороны родителей, сегодня уже требуют
заменены, но осуществлять это за счет сборов уже не реально. Здесь необходим
общий муниципальный проект «Чистая вода».

Другое
требование президентской инициативы — внедрять современные дизайнерские
решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного
пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность.
Реализуя, это направление мы пошли по пути тематического оформления холлов и
рекриаций здания с художественно – эстетических позиций:

— одиа из рекриаций — это
выставка работ учащихся школы искусств, которая постоянно обновляется;

— в другой — традиционно в нашей
школе оформляется выставка работ Союза художников Чувашии. В настоящее время
выставлены работы Ю. Романова.

— сотрудничаем с центром
«Радуга»: приобрели и выставили работы художников 19 в.

— недавно оформили одну из
рекриаций, как зал «Портреты русских писателей». Есть идея в перспективе на
фоне этой выставки создать Литературный зал.

В 2010 г. в одном из холлов у
нас действовала выставка, организованная учителем математики Капитоновой И.В. и
учащимися 4 классов «Садако и 1000 журавликов».

Обновляем зеленые уголки.
Приобретаем мебель для рекриаций. При чем с учебным уклоном, не просто стулья,
а в комплекте со столом.

Важным условием создания полноценной школьной среды является наличие
оздоровительной инфраструктуры.

Состояние здоровья детей и
подростков в значительной степени связано с их физической активностью, наличием
спортивных секций и кружков. У нас в этом плане казалось бы созданы неплохие
условия: во второй половине дня работает «Спортивная школа» по 4 направлениям:
баскетбол, волейбол, футбол, каратэ. В школе 2 спортивных зала общей площадью 560
квадратных метров. В 2 рекриациях установлены столы для игры в настольный
теннис. За 2 последних года на сумму более 100, 0 руб. приобрели спортинвентарь.
Однако, сегодня этого явно недостаточно для организации спортивной и
оздоровительной работы на уровне современных требований. Современная спортивная
инфраструктура должна быть более развернутой и разнообразной. У нас, к
сожалению не сформирована лыжная база. А ведь когда мы были сильны в биатлоне.
Не представлены оздоровительные занятия в форме фитнеса, нет специальных
тренажеров, то, что сегодня востребовано в молодежной среде. Не имеем
оборудованной спортивной площадки, несмотря на то, что мы с лицеем №3 делим
одну спортивную площадку и она постоянно загружена как в первую половину дня,
так и во вторую половину дня. Надеемся быть замеченными при реализации
муниципального проекта по оборудованию спортплощадок.

В «Нашей
новой школе» указывается также на необходимость 
рациональной организации трудового обучения. Когда- то в нашей школе
была одна из лучших баз по организации трудового обучения. Прошли годы  педагогические традиции остались прежними. А
вот учебное оборудование, столярная и слесарная мастерские, кабинет технологии
требуют полного и капитального обновления.

В условиях
хронического недофинансирования ОУ наше участие и победа в республиканском
конкурсе «Образовательная инициатива» оказались большим вспомогательным
инструментом в формировании современной инфраструктуры школы.

Наша школа имеет большой опыт работы по обучению и воспитанию в условиях
сенсорно – развивающей среды. В целях развития здоровьесберегающих технологий,
заложенных в данной системе работы, мы решили принять участие в номинации
«Современная школьная инфраструктура» с 
проектом «Современная инфраструктура начальной школы как основа для
успешного перехода на новые образовательные стандарты». В проекте основное внимание уделено начальной школе, так как новые
образовательные стандарты начнут внедряться именно с этого звена, и для
успешного перехода на них необходимо обязательно улучшить материальную
составляющую инфраструктуры начальной школы.
В настоящее время ученик
начальной школы у нас находится в стенах школы от 8 до 10 часов. Таким образом,
существует потребность в улучшении инфраструктуры, связанной со
здоровьесбережением, а также с организацией позитивного досуга учащихся в
формах, позволяющих  достигать,  прежде всего, релаксации. Для учащихся
начальной школы оно возможно, прежде всего, через игру. Психологи доказали: в
игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают
память, мышление, восприятие. В связи с этим было решено  организовать в школе работу игрового центра
для младших школьников (в рамках данного проекта), и в более отдаленной
перспективе кабинетов лечебной физкультуры для учащихся всех ступеней
образования. Игровую комнату  разместили
в отдельном помещении.

На наш взгляд, в условиях длительного пребывания детей в школе, требует
развития позиция российских ученых А.В.Запорожец и Т.О.Гиневской, считающих,  что двигательное развитие ребёнка в игре
становится основой сознательных физических упражнений в дальнейшем. Таким
образом, приобретаемое оборудование для игрового центра мы разделили на 2 вида:

— выполняющее непосредственно игровую функцию  (Кресло 
для релаксации «Капля Дракоша», «Набор Шашки», ««Домик» с креплениями
трансформирующийся в маты, стол игровой полукруглый, «Пуфик-барабан», ,
«Конструктор – 3», Шкаф для игрушек и пособий «Василек-3»,) 

— и направленное на развитие силовой и двигательной активности младших
школьников (Тактильная дорожка, вестибулярный тренажер «Труба», детский силовой
тренажёр, детский велотренажер, детский тренажер «Гребля», детский
тренажер «Беговая дорожка», детский тренажер на растяжку мышц,
тоннель для подлезания,  стол для
настольного тенниса  в компл. с сеткой и
ракетками). В перспективе на базе данного оборудования возможно создание
кабинета лечебной физкультуры.

К тому же, как показывает уже наш небольшой опыт, часть детей
гиперактивного плана,  здесь в стенах
игрового центра требует общения с психологами. На наш взгляд, необходимо в
игровом центре создание либо кабинета психологической разгрузки, либо сенсорной
комнаты.  

Перспективы развития МОУ «СОШ №54 г.Чебоксары», как школы полного дня
предполагают обязательное дальнейшее увеличение количества кружков, секций,
факультативов, предметов дополнительного образования. Это выявляет  новые направления развития материальной
инфраструктуры школы. В условиях имеющегося архитектурного решения здания что –
то новое создать, наверное, будет сложно, а вот пришкольная территория с
инфраструктурной точки зрения требует сегодня развития. И оно возможно. У нас
нет оборудованной спортивной площадки. И возможно оборудование детского
игрового уличного комплекса для детей, находящихся в группе продленного дня. К
тому же сегодня некоторые регионы идут по пути создания в школах
фитобаров, ингаляториев, фитнес- центров. Здесь наряду с материальными
затратами необходима организационная, методическая, просветительская работа и
при желанни, наверное, все это можно реализовать. Скорее всего на уровне
социального партнерства. 

Создаем трансформируемую образовательную среду в школе

28 января 2020

Многие российские школы построены еще при Советском Союзе. В то время не ставилось целью воспитание индивидуальностей, поэтому оформлению классных комнат не уделялось особого внимания. Типовые кабинеты с ровными рядами парт, доска строго по центру, отсутствие ярких цветов – все это выглядит довольно скучно и не располагает к творчеству.

О том, как изменить школьное пространство, создать трансформируемую образовательную среду, сделать ее интересной и функциональной для школьников и педагогов – читайте в нашем новом материале.

Современные школы воспитывают всесторонне развитых творческих личностей, мотивированных на саморазвитие. Пространство, в котором учатся дети, должно такому воспитанию соответствовать. Важно создать среду, которая будет вдохновлять, давать комфорт и защищенность. Это поможет изменить отношение детей к образовательному процессу и самой школе в целом: мотивировать на учебу, заниматься внеурочной деятельностью, посещать библиотеки, общаться с одноклассниками и учителями, а еще удовлетворять потребность в уединении.

Дизайнерские и арт-проекты в образовательных учреждениях помогают развивать индивидуальность детей. По этой причине современные школы отказываются от стандартной расстановки парт в кабинетах, делят учебное пространство на зоны и формируют среду под разные задачи. Открытое, комфортное, созданное совместными усилиями учеников и учителей пространство мотивирует учиться и учить, помогает укрепить связи внутри школьного сообщества.

Трансформируемая образовательная среда

Создавать трансформируемую образовательную среду в школе нужно таким образом, чтобы дети могли использовать все пространство и чувствовать себя в нем уверенно. Важно показать школьникам, что они сами могут преобразовывать среду, в которой учатся, исходя из поставленных задач.

Мы подготовили несколько советов, которые помогут грамотно оформить современное образовательное пространство в школе.

Чтобы школьникам и преподавателям было комфортно заниматься, важно разделить пространство на отдельные зоны. Создать учебную зону поможет мебель-трансформер, для оформления информационной части кабинета подойдут стенды с материалами, которые школьники проходят на уроке.

Грамотным решением станет создание в кабинете зоны отдыха, где дети смогут отвлечься от занятий, снять напряжение и пообщаться со сверстниками. Эту часть помещения можно оборудовать мягкими пуфами, книжными стеллажами и небольшими столиками, на которых размещены развивающие игры.

Для оформления современного школьного кабинета идеально подойдет мебель-трансформер. Она помогает школьным кабинетам подстраиваться под разные задачи. Столы и стулья на колесах, штабелируемая мебель, мягкие пуфы создают изменяемое пространство, которое формируют сами педагоги и ученики. Рабочие места можно организовать как для выполнения командной работы, так и для самостоятельных занятий.

Когда потребность в дополнительных рабочих местах отпадает, столы и стулья компактно накладываются друг на друга, а мебель на колесах передвигается в сторону, освобождая место для другой деятельности.

Разделив школьные кабинеты на зоны, советуем выделить их разными цветами. Это обозначит границы и создаст нужный психологический настрой. Яркая мебель в интерьере также выглядят привлекательно.

Зеленые и синие цвета успокаивают и придают уверенности в своих силах, серые тона настраивают на решение задач и не отвлекают от интеллектуальной деятельности, а красные и желтые цвета придают заряд бодрости. Ученики могут сами решать, в какой зоне им комфортнее находиться и таким образом регулировать свое состояние.

Мы поддерживаем тенденцию отказа от стандартной расстановки парт в учебных заведениях. На наш взгляд, трансформируемая образовательная среда для детей – это возможность интересно учиться и развиваться, мотивация становиться лучше и не бояться проявлять себя.

Ассортимент нашего каталога пополнился мебелью для современной школы. К заказу доступны штабелируемые столы и стулья, парты-трансформеры, мебель на роликах, мягкие пуфы. Чтобы прочитать дополнительную информацию, нажмите на кнопку «Подробнее». Для просмотра других товаров, перейдите по ссылке.

Стол регулируемый «Экстра Р»

Столешница выполнена в форме трапеции. Устойчивые ножки соединены перекладиной, которую можно использовать как подставку для ног.

Стол-трансформер «Волна-1»

Боковые стороны столешницы имеют радиусную кривизну. Волнообразная форма и закругленные углы безопасны даже для маленьких детей.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти область существования функции онлайн
  • Как найти знакомства по интересам
  • Blablacar найти поездку как пассажир без регистрации
  • Как найти полезную мощность задача
  • Как правильно составить устав ооо с одним учредителем