Как составить сигму

Содержание

  • Что такое K в сигма-нотации?
  • Как вы делаете сигму в математике?
  • Как вы решаете вопросы Sigma?
  • Как выглядит сигма?
  • Сигма — это то же самое, что стандартное отклонение?
  • Как рассчитать среднее значение?
  • Как называется ∈?
  • Что значит в тексте?

Ряд может быть представлен в компактной форме, называемой суммированием или сигма-нотацией. Греческая заглавная буква ∑ используется для обозначения суммы. Ряд 4 + 8 + 12 + 16 + 20 + 24 можно выразить как 6∑n = 14n. Выражение читается как сумма 4n при изменении n от 1 до 6.

Что такое K в сигма-нотации?

Сигма соответствует английской букве «S»; «S» означает «сумма». k: k в левой части равенства называется индексная переменная или индекс суммирования, а иногда просто index. Он будет принимать все целые числа от a до b (включительно).

Как вы делаете сигму в математике?

Простая сумма

Символ Σ (сигма) обычно используется для обозначения суммы нескольких членов. Этот символ обычно сопровождается индексом, который варьируется, чтобы охватить все термины, которые необходимо учитывать в сумме. Например, сумму первых целых чисел можно представить следующим образом: 1 2 3 ⋯.

Как вы решаете вопросы Sigma?

Мы можем возводить n каждый раз в квадрат и просуммировать результат:

  1. Σ я = 3. ii + 1 = 34 + 45 + 56.
  2. Σ я = 1. я (я + 1) = 1 × 2 + 2 × 3 + 3 × 4 = 20.
  3. Σ п = 1. (2n + 1) = 3 + 5 + 7 + 9 = 24.
  4. Σ п = 1. п2 = 12 + 22 + 32 + 42 = 30.

Как выглядит сигма?

Сигма / ˈsɪɡmə / (верхний регистр Σ, нижний регистр σ, нижний регистр в позиции последнего слова ς; греческий: σίγμα) — восемнадцатая буква греческого алфавита. В системе греческих цифр он имеет значение 200. В общей математике верхний регистр ∑ используется как оператор для суммирования.

Сигма — это то же самое, что стандартное отклонение?

Обычно, когда говорят о статистической значимости, используется единица измерения: стандартное отклонение, выражается строчной греческой буквой сигма (σ). … Термин относится к степени изменчивости в данном наборе данных: все точки данных сгруппированы вместе или сильно разнесены.

Как рассчитать среднее значение?

Среднее или среднее значение рассчитывается сложив баллы и разделив общую сумму на количество баллов..

Как называется ∈?

Отношение «является элементом», также называемое установить членство, обозначается символом «∈».

Что значит в тексте?

TO означает «Тайм-аут

Интересные материалы:

Сколько времени нужно, чтобы на 100 процентов Hitman 2?
Сколько времени нужно, чтобы начать худеть на диете?
Сколько времени нужно, чтобы найти потерянный багаж?
Сколько времени нужно, чтобы научиться читать по-русски?
Сколько времени нужно, чтобы научиться играть на фортепиано?
Сколько времени нужно, чтобы научиться создавать биты?
Сколько времени нужно, чтобы обезвожить грибы?
Сколько времени нужно, чтобы обкатать коньки?
Сколько времени нужно, чтобы обновить сайт?
Сколько времени нужно, чтобы очистить кеш BeamNG?

‹— Назад

Символ суммирования

В математике для записи сумм, содержащих много слагаемых, или в случае, когда число слагаемых обозначено буквой, применяется следующая запись:

которая расшифровывается так

(14.1)

где — функция целочисленного аргумента. Здесь символ (большая греческая буква «сигма») означает суммирование. Запись внизу символа суммирования показывает, что переменная, которая меняет свои значения от слагаемого к слагаемому, обозначена буквой и что начальное значение этой переменной равно . Запись вверху обозначает последнее значение, которое принимает переменная .

        Пример 14.2   Вычислим несколько сумм:

1) .

2) . Так как в правой части стоит сумма геометрической прогрессии с первым членом равным и знаменателем прогрессии равным , то эту сумму легко найти

3) .

4) .

5) .         

В курсе линейной алгебры чаще всего будут встречаться суммы вида . Здесь переменная с индексом рассматривается как функция от своего индекса. Поэтому

С помощью знака суммы формулу (10.1) скалярного произведения векторов можно записать так:

(14.2)

где для трехмерного пространства , для плоскости .

Для единообразия будем считать, что

и говорить, что это сумма, содержащая одно слагаемое.

        Замечание 14.1   Буква, стоящая внизу под знаком суммы (индекс суммирования), не влияет на результат суммирования. Важно лишь, как от этого индекса зависит суммируемая величина. Например,

Или

в правой части никакой буквы нет, значит, и результат от не зависит.         

        Предложение 14.1   Множитель, не зависящий от индекса суммирования, может быть вынесен за знак суммы:

Доказательство этого предложения предоставляется читателю.

        Предложение 14.2

(14.3)

Это предложение является частным случаем следующего утверждения.

        

Доказательство.     Пусть

Тогда

Раскроем скобки в правой части этого равенства. Получим сумму элементов при всех допустимых значениях индексов суммирования. Слагаемые сгруппируем по-другому, а именно, сначала соберем все слагаемые, у которых первый индекс равен 1, потом, у которых первый индекс равен 2 и т.д. Получим

Заменив в этом равенстве в левой части его выражением через знаки суммирования, получим формулу (14.4).     

        Замечание 14.2   Двойные суммы из равенства (14.4) можно записывать и без использования скобок

        

Нужно помнить, что двойная сумма означает сумму элементов для всех допустимых значений индексов суммирования. По этой же причине, если встречается запись, содержащая подряд три или более символов суммирования, то порядок расстановки этих символов можно менять произвольно.

Если границы изменения всех индексов суммирования одинаковы, то можно для суммирования по нескольким индексам использовать запись вида

Иногда под символом суммы указывают дополнительные условия, налагаемые на индексы суммирования. Так запись

означает, что в сумму не включаются величины , ,…, , то есть с равными индексами.

Иногда в записи суммы не указываются границы изменения индексов, например,

Такая запись используется, когда значения, которые могут принимать индексы, очевидны из предыдущего текста или будут оговорены сразу после окончания формулы.

Математика, вышка, высшая математика, математика онлайн, вышка онлайн, онлайн математика, онлайн решение математики, ход решения, процес решения, решение, задачи, задачи по математике, математические задачи, решение математики онлайн, решение математики online, online решение математики, решение высшей математики, решение высшей математики онлайн, матрицы, решение матриц онлайн, векторная алгебра онлайн, решение векторов онлайн, система линейных уравнений, метод Крамера, метод Гаусса, метод обратной матрицы, уравнения, системы уравнений, производные, пределы, интегралы, функция, неопределенный интеграл, определенный интеграл, решение интегралов, вычисление интегралов, решение производных, интегралы онлайн, производные онлайн, пределы онлайн, предел функции, предел последовательности, высшие производные, производная неявной функции

Как легко понять знаки Σ и П с помощью программирования

Для тех, кто подзабыл матешу

Вот говорят, что если ты не закончил Физтех, ФПМ или Бауманку, тебе в программировании делать нечего. Почему так говорят? Потому что, дескать, ты не учил сложную математику, а в программировании без неё никуда.

Это всё чушь, конечно. Если вы плохо знаете математику, вы можете быть блестящим разработчиком. Вы вряд ли напишете драйверы для видеокарты, но вы запросто сделаете мобильное приложение или веб-сервис. А это — основные деньги в этой среде.

Но всё же, чтобы получить некоторое интеллектуальное превосходство, вот вам пара примеров из страшного мира математики. Пусть они покажут вам, что не все закорючки в математике — это ад и ужас. Вот две нестрашные закорючки.

Знак Σ — сумма

Когда математикам нужно сложить несколько чисел подряд, они иногда пишут так:

Σ (читается «сигма») — это знак алгебраической суммы, который означает, что нам нужно сложить все числа от нижнего до верхнего, а перед этим сделать с ними то, что написано после знака Σ.

На картинке выше написано следующее: «посчитать сумму всех чисел от 5 до 15, умноженных на два». То есть:

  1. Взять все числа от 5 до 15 (снизу и сверху знака Σ).
  2. С каждым из этих чисел сделать то, что написано справа от Σ, — то есть умножить на два.
  3. Сложить результаты этих операций.

Давайте для закрепления ещё один пример. На картинке ниже будет сказано «Найди сумму квадратов чисел от 5 до 10». То есть «возьми все числа от 5 до 10, каждое из них возведи в квадрат, а результаты сложи».

Но мы с вами как программисты видим, что здесь есть повторяющиеся действия: мы много раз складываем числа, которые меняются по одному и тому же правилу. А раз мы знаем это правило и знаем, сколько раз надо его применить, то это легко превратить в цикл. Для наглядности мы показали, какие параметры в Σ за что отвечают в цикле:

Произведение П

С произведением в математике работает точно такое же правило, только мы не складываем все элементы, а перемножаем их друг на друга:

А если это перевести в цикл, то алгоритм получится почти такой же, что и в сложении:

Что дальше

Сумма и произведение — простые математические операции, пусть они и обозначаются страшными символами. Впереди нас ждут интегралы, дифференциалы, приращения и бесконечные ряды. С ними тоже всё не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Как решать уравнения с сигмой

йФБЛ, УПВЩФЙСНЙ НЩ ВХДЕН ОБЪЩЧБФШ ОЕ МАВЩЕ РПДНОПЦЕУФЧБ , Б МЙЫШ ЬМЕНЕОФЩ ОЕЛПФПТПЗП ЧЩДЕМЕООПЗП ОБВПТБ РПДНОПЦЕУФЧ . рТЙ ЬФПН ОЕПВИПДЙНП РПЪБВПФЙФШУС, ЮФПВЩ ЬФПФ ОБВПТ РПДНОПЦЕУФЧ ВЩМ ЪБНЛОХФ ПФОПУЙФЕМШОП ЧЧЕДЈООЩИ Ч РБТБЗТБЖЕ 2 ЗМБЧЩ 1 ПРЕТБГЙК ОБД УПВЩФЙСНЙ, Ф.Е. ЮФПВЩ ПВЯЕДЙОЕОЙЕ, РЕТЕУЕЮЕОЙЕ, ДПРПМОЕОЙЕ УПВЩФЙК УОПЧБ ДБЧБМП УПВЩФЙЕ. уОБЮБМБ ЧЧЕДЈН РПОСФЙЕ БМЗЕВТЩ УПВЩФЙК.

(A1) (БМЗЕВТБ УПВЩФЙК УПДЕТЦЙФ ДПУФПЧЕТОПЕ УПВЩФЙЕ);

(A2) ЕУМЙ , ФП (ЧНЕУФЕ У МАВЩН УПВЩФЙЕН БМЗЕВТБ УПДЕТЦЙФ РТПФЙЧПРПМПЦОПЕ УПВЩФЙЕ);

(A3) ЕУМЙ Й , ФП (ЧНЕУФЕ У МАВЩНЙ ДЧХНС УПВЩФЙСНЙ БМЗЕВТБ УПДЕТЦЙФ ЙИ ПВЯЕДЙОЕОЙЕ).

йЪ (A3) УМЕДХЕФ, ЮФП ЧНЕУФЕ У МАВЩН ЛПОЕЮОЩН ОБВПТПН УПВЩФЙК БМЗЕВТБ УПДЕТЦЙФ ЙИ ПВЯЕДЙОЕОЙЕ: ДМС МАВПЗП , ДМС МАВЩИ , . ЧЩРПМОЕОП .

чНЕУФП ЪБНЛОХФПУФЙ ПФОПУЙФЕМШОП ПРЕТБГЙЙ ПВЯЕДЙОЕОЙС НПЦОП ФТЕВПЧБФШ ЪБНЛОХФПУФШ ПФОПУЙФЕМШОП ПРЕТБГЙЙ РЕТЕУЕЮЕОЙС.

бОБМПЗЙЮОП ДПЛБЪЩЧБЕФУС, ЮФП РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ (A1) Й (A2) ЙЪ (A4) УМЕДХЕФ (A3) , Ф.Е. ЬФЙ ДЧБ УЧПКУФЧБ Ч ПРТЕДЕМЕОЙЙ ЧЪБЙНПЪБНЕОСЕНЩ.

1. — ФТЙЧЙБМШОБС БМЗЕВТБ.

3. , ЗДЕ — РТПЙЪЧПМШОПЕ РПДНОПЦЕУФЧП (Ч РТЕДЩДХЭЕН РТЙНЕТЕ ).

4. — НОПЦЕУФЧП ЧУЕИ РПДНОПЦЕУФЧ .

(S1) ( -БМЗЕВТБ УПВЩФЙК УПДЕТЦЙФ ДПУФПЧЕТОПЕ УПВЩФЙЕ);

(S2) ЕУМЙ , ФП (ЧНЕУФЕ У МАВЩН УПВЩФЙЕН -БМЗЕВТБ УПДЕТЦЙФ РТПФЙЧПРПМПЦОПЕ УПВЩФЙЕ);

(S3) ЕУМЙ , , ФП (ЧНЕУФЕ У МАВЩН УЮЈФОЩН ОБВПТПН УПВЩФЙК -БМЗЕВТБ УПДЕТЦЙФ ЙИ ПВЯЕДЙОЕОЙЕ).

мЕЗЛП РТПЧЕТЙФШ, ЮФП НОПЦЕУФЧП СЧМСЕФУС БМЗЕВТПК. дЕКУФЧЙФЕМШОП, РХУФПЕ НОПЦЕУФЧП Й УБНП ФБН УПДЕТЦБФУС, ДПРПМОЕОЙЕ Л МАВПНХ ЛПОЕЮОПНХ РПДНОПЦЕУФЧХ НОПЦЕУФЧБ ЧЕЭЕУФЧЕООЩИ ЮЙУЕМ УПДЕТЦЙФУС Ч РП ПРТЕДЕМЕОЙА, ДПРПМОЕОЙЕ Л НОПЦЕУФЧХ ЧЙДБ ДМС ЛПОЕЮОЩИ УПЧРБДБЕФ У Й ФБЛЦЕ РТЙОБДМЕЦЙФ РП ПРТЕДЕМЕОЙА. уЧПКУФЧП (A3) РТПЧЕТСЕФУС ОЕРПУТЕДУФЧЕООП: ПВЯЕДЙОЕОЙЕ МАВЩИ ЛПОЕЮОЩИ НОПЦЕУФЧ УОПЧБ ЛПОЕЮОП Й РПЬФПНХ РТЙОБДМЕЦЙФ . пВЯЕДЙОЕОЙЕ ЛПОЕЮОПЗП НОПЦЕУФЧБ У НОПЦЕУФЧПН ЧЙДБ , ЗДЕ ЛПОЕЮОП, ЕУФШ УОПЧБ НОПЦЕУФЧП ЧЙДБ , ЗДЕ ЛПОЕЮОП (ЙМЙ РХУФП). пВЯЕДЙОЕОЙЕ ДЧХИ НОПЦЕУФЧ Й , СЧМСАЭЙИУС ДПРПМОЕОЙСНЙ ДП ЛПОЕЮОЩИ НОПЦЕУФЧ Й , ЕУФШ УОПЧБ НОПЦЕУФЧП ФБЛПЗП ЦЕ ЧЙДБ.

пДОБЛП БМЗЕВТБ ОЕ УПДЕТЦЙФ ОЙ ПДОПЗП УЮЈФОПЗП НОПЦЕУФЧБ ФПЮЕЛ. дЕКУФЧЙФЕМШОП, ПВЯЕДЙОСС ЛПОЕЮОЩЕ НОПЦЕУФЧБ Ч ЛПОЕЮОПН ЮЙУМЕ, НЩ НПЦЕН РПМХЮЙФШ ФПМШЛП ЛПОЕЮОПЕ НОПЦЕУФЧП. оБРТЙНЕТ, ОБФХТБМШОЩК ТСД ОЕ РТЙОБДМЕЦЙФ . рПЬФПНХ ОЕ СЧМСЕФУС -БМЗЕВТПК: ДМС ВЕУЛПОЕЮОПК, ОП УЮЈФОПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ПДОПФПЮЕЮОЩИ НОПЦЕУФЧ ЙЪ ЙИ ПВЯЕДЙОЕОЙЕ ОЕ РТЙОБДМЕЦЙФ .

вПТЕМЕЧУЛБС (1) -БМЗЕВТБ Ч .

вПТЕМЕЧУЛПК УЙЗНБ-БМЗЕВТПК Ч ОБЪЩЧБЕФУС УБНБС НБМЕОШЛБС УТЕДЙ ЧУЕИ ЧПЪНПЦОЩИ -БМЗЕВТ, УПДЕТЦБЭЙИ МАВЩЕ ЙОФЕТЧБМЩ ОБ РТСНПК. тБЪХНЕЕФУС, -БМЗЕВТЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ЧУЕ ЙОФЕТЧБМЩ, УХЭЕУФЧХАФ. оБРТЙНЕТ, ФБЛПЧП НОПЦЕУФЧП ЧУЕИ РПДНОПЦЕУФЧ . юФПВЩ УДЕМБФШ ЬФЙ УМПЧБ — РТП УБНХА НБМЕОШЛХА -БМЗЕВТХ — РПОСФОЩНЙ, РПТБВПФБЕН У РТЙНЕТБНЙ.

1. нОПЦЕУФЧП ОЕ СЧМСЕФУС -БМЗЕВТПК, ФБЛ ЛБЛ, ОБРТЙНЕТ, . уБНЩК НБМЕОШЛЙК ОБВПТ НОПЦЕУФЧ, УПДЕТЦБЭЙК Й СЧМСАЭЙКУС -БМЗЕВТПК (НЙОЙНБМШОБС -БМЗЕВТБ), РПМХЮЙФУС, ЕУМЙ ЧЛМАЮЙФШ Ч ОЕЗП ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ПВЯЕДЙОЕОЙС, РЕТЕУЕЮЕОЙС Й ДПРПМОЕОЙС НОПЦЕУФЧ ЙЪ :

йФБЛ, НЩ ЪОБЕН, ЮФП ЧУЕ ЙОФЕТЧБМЩ ОБ РТСНПК РТЙОБДМЕЦБФ , Й — -БМЗЕВТБ. пФУАДБ УТБЪХ УМЕДХЕФ, ЮФП УПДЕТЦЙФ МАВПЕ НОПЦЕУФЧП, ЛПФПТПЕ НПЦОП РПМХЮЙФШ ЙЪ ЙОФЕТЧБМПЧ У РПНПЭША УЮЈФОПЗП ЮЙУМБ ПРЕТБГЙК ПВЯЕДЙОЕОЙС ЙМЙ РЕТЕУЕЮЕОЙС, Б ФБЛЦЕ ЧЪСФЙЕН ДПРПМОЕОЙС.

РП УЧПКУФЧХ (S4) ФБЛЦЕ РТЙОБДМЕЦЙФ .

б ЮФПВЩ ЮЙФБФЕМА УТБЪХ УФБМП РПОСФОП, П ЮЈН РПКДЈФ ТЕЮШ, ДПВБЧЙН: ЧЕТПСФОПУФШ НЩ ПРТЕДЕМЙН ЛБЛ ОЕПФТЙГБФЕМШОХА ОПТНЙТПЧБООХА НЕТХ, ЪБДБООХА ОБ -БМЗЕВТЕ РПДНОПЦЕУФЧ .

уМЕДХАЭЙК РБТБЗТБЖ РПЪОБЛПНЙФ ОБУ У РПОСФЙСНЙ НЕТЩ Й ЧЕТПСФОПУФОПК НЕТЩ.

Как решать
показательные уравнения?

Решение уравнений – навык, который необходим каждому нацеленному на успешную сдачу ЕГЭ и ОГЭ школьнику. Это поможет решить задания №5, 13 и 15 из профильного уровня математики.

Одна из их разновидностей – степенные уравнения, которые иногда также называют показательными. Основная отличительная особенность – наличие переменной (х) не в основании степени, а в самом показателе. Как это выглядит:

Не бойтесь – это самый общий вид показательных уравнений. Реальные примеры выглядят как-то так:

Внимательно посмотрите на приведенные уравнения. В каждом из них присутствует, так называемая, показательная (степенная) функция. При решении необходимо помнить об основных свойствах степени, а также использовать особые правила, помогающие вычислить значение (х). Познакомиться с понятием степени и ее свойствами можно тут и тут.

И вам понадобится умение решать обыкновенные линейные и квадратные уравнения, те, что вы проходили в 7-8 классе. Вот такие:

И так, любое уравнение, в котором вы увидите показательную (степенную) функцию, называется показательным уравнением. Кроме самой показательной функции в уравнении могут быть любые другие математические конструкции – тригонометрические функции, логарифмы, корни, дроби и т.д. Если вы видите степень, значит перед вам показательное уравнение.

Ура! Теперь знаем, как выглядят показательные уравнения, но толку от этого не очень много. Было бы неплохо научиться их решать. Отличная новость – на наш взгляд показательные уравнения одни из самых простых типов уравнений, по сравнению с логарифмическими, тригонометрическими или иррациональными.

Простейшие показательные уравнения

Давайте начнем с самых простых типов уравнений и разберем сразу несколько примеров:

Что такое решить уравнение? Это значит, что нужно найти такое число, которое при подстановке в исходное уравнение вместо (х) даст верное равенство. В нашем примере нужно найти такое число, в которое нужно возвести двойку, чтобы получить восемь. Ну это просто:

Значит, если (х=3), то мы получим верное равенство, а значит мы решили уравнение.

Решим что-нибудь посложнее.

Такое уравнение выглядит сложнее. Попробуем преобразовать правую часть уравнения:

Мы применили свойство отрицательной степени по формуле:

Теперь наше уравнение будет выглядеть так:

Заметим, что слева и справа у нас стоят показательные функции, и там, и там основания одинаковые и равны (3), только вот степени разные – слева степень ((4х-1)), а справа ((-2)). Логично предположить, что если степени у такой конструкции будут равны, при условии, что основания одинаковые, то мы получим верное равенство. Так и поступим:

Такое мы решать умеем, ведь это обыкновенное линейное уравнение.

Поздравляю, мы нашли корень нашего показательного уравнения.

Попробуем поступить так, как в предыдущем примере – преобразуем левую и правую часть, чтобы слева и справа была показательная функция с одинаковым основанием. Как это сделать? Обращаем внимание, что (125=5*5*5=5^3), а (25=5*5=5^2), подставим:

Воспользуемся одним из свойств степеней ((a^n)^m=a^):

И опять мы получили две показательные функции, у которых одинаковые основания и для того, чтобы равенство выполнялось, необходимо приравнять из степени:

И еще один пример:

Те, кто хорошо знает свойства степеней, знают, что показательная функция не может быть отрицательной. Действительно, попробуйте возводить (2) в различную степень, вы никогда не сможете получить отрицательное число.

Внимание! Показательная функция не может быть отрицательной, поэтому, когда вы встречаете примеры на подобии примера 4, то знайте, что такого быть не может. Здесь корней нет, потому что показательная функция всегда положительна.

Теперь давайте разработаем общий метод решения показательных уравнений. И научимся решать более сложные примеры.

Общий метод решения показательных уравнений

Пусть у нас есть вот такой пример:

Где (a,b) какие-то положительные числа. ((a>0, ; b>0).

Согласно разобранным выше примерам, логично предположить, что для того, чтобы решить данное уравнение, нужно его преобразовать к виду, где слева и справа стоят показательные функции с одинаковым основанием. Так и поступим.

Слева у нас уже стоит (a^x), с этим ничего делать не будем, а вот справа у нас стоит загадочное число (b), которое нужно попытаться представить в виде (b=a^m). Тогда уравнение принимает вид:

Раз основания одинаковые, то мы можем просто приравнять степени:

Вот и весь алгоритм решения. Просто нужно преобразовать исходное уравнение таким образом, чтобы слева и справа стояли показательные функции с одинаковыми основаниями, тогда приравниваем степени и вуаля – сложное показательное уравнение решено. Осталось только разобраться, как так преобразовывать. Опять разберем на примерах:

Замечаем, что (16=2*2*2*2=2^4) это степень двойки:

Основания одинаковые, значит можно приравнять степени:

$$x=4.$$
Пример 6 $$5^<-x>=125 Rightarrow 5^<-x>=5*5*5 Rightarrow 5^<-x>=5^3 Rightarrow –x=3 Rightarrow x=-3.$$
Пример 7 $$9^<4x>=81 Rightarrow (3*3)^<4x>=3*3*3*3 Rightarrow(3^2)^<4x>=3^4 Rightarrow 3^<8x>=3^4 Rightarrow 8x=4 Rightarrow x=frac<1><2>.$$

Здесь мы заметили, что (9=3^2) и (81=3^4) являются степенями (3).

Все здорово, но проблема в том, что такая схема решения показательных уравнений работает не всегда. Что делать, если привести к одинаковому основанию не получается. Например:

(3) и (2) привести к одинаковому основанию затруднительно. Но тем не менее мы должны это сделать. Воспользуемся следующей схемой преобразований: пусть есть некоторое положительное число (b>0), тогда его можно представить в виде степени любого, нужного вам, положительного числа не равного единице (a>0, ; a neq 1):

Эта очень важная формула, рекомендуем ее выучить. Вернемся к нашему примеру и по формуле представим (2) в виде (3) в какой-то степени, где (a=3), а (b=2):

Подставим данное преобразование в наш пример:

Получили равенство двух показательных функций с одинаковым основанием, значит можем приравнять их степени:

Так в ответ и запишем. Никакой ошибки здесь нет, дело в том, что такие логарифмы можно посчитать только на калькуляторе, поэтому на ЕГЭ или в контрольной работе вы просто оставляете ответ в таком виде.

Кто забыл, что такое логарифм, можно посмотреть здесь.

Рассмотрим еще несколько аналогичных примеров.

Те, кто хорошо знает свойства логарифмов, могут поиграться с последней формулой и получить ответ в разном виде:

Все эти варианты ответа верные, их можно смело писать в ответ.

И так, мы с вами научились решать любые показательные уравнения вот такого вида: (a^x=b), где (a>0; ; b>0).

Но это еще далеко не все. Часто вы будете встречать показательные уравнения гораздо более сложного типа. В ЕГЭ по профильной математике это номер 15 из 2й части. Но бояться тут не нужно, все на первый взгляд сложные уравнения при помощи обычно не самых сложных преобразований сводятся к уравнениям типа (a^x=b), где (a>0; ; b>0). Рассмотрим типы сложных уравнений, которые могут попасться:

Решение показательных уравнений при помощи замены

Самое первое, что вы должны всегда делать, это пытаться привести все имеющиеся показательные функции к одинаковому основанию.

Здесь это сделать легко, замечаем, что (9=3^2), тогда (9^x=(3^2)^x=3^<2x>=(3^x)^2). Здесь мы воспользовались свойством степеней: ((a^n)^m=a^). Подставим:

Обратим внимание, что во всем уравнении все (х) «входят» в одинаковую функцию — (3^x). Сделаем замену (t=3^x, ; t>0), так как показательная функция всегда положительна.

Квадратное уравнение, которое решается через дискриминант:

Оба корня больше нуля, значит оба нам подходят. Сделаем обратную замену и уравнение сводится к решению двух простых показательных уравнений:

И второй корень:

И еще один пример на замену:

Воспользуемся нашим правилом, что все нужно приводить к одинаковому основанию – а стоп, тут и так у всех показательных функций основание (3). Давайте еще внимательно посмотрим на наш пример, очень похоже на то, что он тоже делается через замену. Но у нас тут нет одинаковых показательных функций, основания то одинаковые, а вот степени отличаются. Но если быть внимательным, то можно заметить, что в первой степени можно разбить свободный член (3=2+1) и вынести общий множитель (2):

Подставим в исходное уравнение:

Теперь показательные функции одинаковы и можно сделать замену:

Обратная замена, и наше уравнение сводится к простейшему:

И второе значение (t):

Тут у нас две показательные функции с основаниями (7) и (3), и как сделать из них одинаковые основания непонятно. Этот пример решается при помощи деления. Давайте поделим все наша уравнение на (3^x):

Здесь нам придется воспользоваться свойствами степеней:

Разберем каждое слагаемое:

Теперь подставим получившееся преобразования в исходное уравнение:

Теперь видно, что в нашем уравнении есть одинаковая функция, которую можно убрать в замену (t=(frac<7><3>)^x):

Сделаем обратную замену:

И последний пример на замену:

Первым делом нужно сделать так, чтобы все показательные функции были с одинаковым основанием и в идеале с одинаковой степенью. Для этого нам понадобятся формулы для степеней:

Разберем каждое слагаемое нашего уравнения:

Все десятичные дроби всегда разумно представить в виде обыкновенных дробей. И будьте внимательны — отрицательная степень не имеет никакого отношения к знаку показательной функции!

И последнее слагаемое со степенью:

Подставим все наши преобразования в исходное уравнение:

Теперь можно сделать замену (t=2^x) или можно обойтись без замены, просто приведя подобные слагаемые (вынести общий множитель (2^x)):

Особенно стоит подчеркнуть прием, который мы использовали при решении 13-го примера. Всегда старайтесь избавляться от десятичных дробей. Переводите их в обыкновенные дроби.

И другой тип степенных уравнений, где обычно не нужно делать замену, а необходимо отлично знать все свойства степеней, некоторые из них мы уже обсудили выше. Все про свойства степеней можно посмотреть тут

Вот такое уравнение, в котором у нас, во-первых, показательных функции перемножаются, а еще хуже то, что у них у всех разные основания. Катастрофа, а не пример. Но ничего, все не так страшно, как кажется. Внимательно посмотрите на основания: у нас есть в основании (2), (5) и (10). Очевидно, что (10=2*5). Воспользуемся этим и подставим в наше уравнение:

Воспользуемся формулой ((a*b)^n=a^n*b^n):

И перекинем все показательные функции с основанием (2) влево, а с основанием (5) вправо:

Сокращаем и воспользуемся формулами (a^n*a^m=a^) и (frac=a^):

Самая главная идея при решении показательных уравнений – это любыми доступными способами свести все имеющиеся степенные функции к одинаковому основанию. А еще лучше и к одинаковой степени. Вот почему необходимо знать все свойства степеней, без этого решить уравнения будет проблематично.

Как же понять, где какие преобразования использовать? Не бойтесь, это придет с опытом, чем больше примеров решите, тем увереннее будете себя чувствовать на контрольных в школе или на ЕГЭ по профильной математике. Сначала потренируйтесь на простых примерах и постепенно повышайте уровень сложности. Успехов в изучении математики!

источники:

http://tvims.nsu.ru/chernova/tv/lec/node9.html

http://sigma-center.ru/exponential_equations

Нормальным называют распределение вероятностей непрерывной случайной величины

, плотность которого имеет вид:

где

 –
математическое ожидание,

 –
среднее квадратическое отклонение

.

Вероятность того, что

 примет
значение, принадлежащее интервалу

:

где  

 – функция Лапласа:

Вероятность того, что абсолютная
величина отклонения меньше положительного числа

:

В частности, при

 справедливо
равенство:

Асимметрия, эксцесс,
мода и медиана нормального распределения соответственно равны:

,  где

Правило трех сигм

Преобразуем формулу:

Положив

. В итоге получим

если

, и, следовательно,

, то

то есть вероятность того, что
отклонение по абсолютной величине будет меньше утроенного среднего квадратического отклонение, равна 0,9973.

Другими словами, вероятность того,
что абсолютная величина отклонения превысит утроенное среднее квадратическое отклонение, очень мала, а именно равна
0,0027. Это означает, что лишь в 0,27% случаев так может произойти. Такие
события исходя из принципа невозможности маловероятных
событий можно считать практически невозможными. В этом и состоит
сущность правила трех сигм: если случайная величина распределена нормально, то
абсолютная величина ее отклонения от математического ожидания не превосходит
утроенного среднего квадратического отклонения.

На практике правило трех сигм
применяют так: если распределение изучаемой случайной величины неизвестно, но
условие, указанное в приведенном правиле, выполняется, то есть основание
предполагать, что изучаемая величина распределена нормально; в противном случае
она не распределена нормально.

Смежные темы решебника:

  • Таблица значений функции Лапласа
  • Непрерывная случайная величина
  • Показательный закон распределения случайной величины
  • Равномерный закон распределения случайной величины

Пример 2

Ошибка
высотометра распределена нормально с математическим ожиданием 20 мм и средним
квадратичным отклонением 10 мм.

а) Найти
вероятность того, что отклонение ошибки от среднего ее значения не превзойдет 5
мм по абсолютной величине.

б) Какова
вероятность, что из 4 измерений два попадут в указанный интервал, а 2 – не
превысят 15 мм?

в)
Сформулируйте правило трех сигм для данной случайной величины и изобразите
схематично функции плотности вероятностей и распределения.

Решение

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.

а) Вероятность того, что случайная величина, распределенная по
нормальному закону, отклонится от среднего не более чем на величину

:

В нашем
случае получаем:

б) Найдем
вероятность того, что отклонение ошибки от среднего значения не превзойдет 15
мм:

Пусть событие

 – ошибки 2
измерений не превзойдут 5 мм и ошибки 2 измерений не превзойдут 0,8664 мм

 – ошибка не
превзошла 5 мм;

 – ошибка не
превзошла 15 мм

в)
Для заданной нормальной величины получаем следующее правило трех сигм:

Ошибка высотометра будет лежать в интервале:

Функция плотности вероятностей:

График плотности распределения нормально распределенной случайной величины

Функция распределения:

График функции
распределения нормально распределенной случайной величины

Задача 1

Среднее
количество осадков за июнь 19 см. Среднеквадратическое отклонение количества
осадков 5 см. Предполагая, что количество осадков нормально-распределенная
случайная величина найти вероятность того, что будет не менее 13 см осадков.
Какой уровень превзойдет количество осадков с вероятностью 0,95?


Задача 2

Найти
закон распределения среднего арифметического девяти измерений нормальной
случайной величины с параметрами m=1.0 σ=3.0. Чему равна вероятность того, что
модуль разности между средним арифметическим и математическим ожиданием
превысит 0,5?

Указание:
воспользоваться таблицами нормального распределения (функции Лапласа).


Задача 3

Отклонение
напряжения в сети переменного тока описывается нормальным законом
распределения. Дисперсия составляет 20 В. Какова вероятность при изменении
выйти за пределы требуемых 10% (22 В).

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.


Задача 4

Автомат
штампует детали. Контролируется длина детали Х, которая распределена нормально
с математическим ожиданием (проектная длинна), равная 50 мм. Фактическая длина
изготовленных деталей не менее 32 и не более 68 мм. Найти вероятность того, что
длина наудачу взятой детали: а) больше 55 мм; б) меньше 40 мм.


Задача 5

Случайная
величина X распределена нормально с математическим ожиданием a=10и средним
квадратическим отклонением  σ=5. Найти
интервал, симметричный относительно математического ожидания, в котором с
вероятностью 0,9973 попадает величина Х в результате испытания.


Задача 6

Заданы
математическое ожидание ax=19 и среднее квадратическое отклонение σ=4
нормально распределенной случайной величины X. Найти: 1) вероятность
того, что X примет значение, принадлежащее интервалу (α=15;
β=19); 2) вероятность того, что абсолютная величина отклонения значения
величины от математического ожидания окажется меньше δ=18.


Задача 7

Диаметр
выпускаемой детали – случайная величина, распределенная по нормальному закону с
математическим ожиданием и дисперсией, равными соответственно 10 см и 0,16 см2.
Найти вероятность того, что две взятые наудачу детали имеют отклонение от
математического ожидания по абсолютной величине не более 0,16 см.


Задача 8

Ошибка
прогноза температуры воздуха есть случайная величина с m=0,σ=2℃. Найти вероятность
того, что в течение недели ошибка прогноза трижды превысит по абсолютной
величине 4℃.


Задача 9

Непрерывная
случайная величина X распределена по нормальному 
закону: X∈N(a,σ).

а) Написать
плотность распределения вероятностей и функцию распределения.

б) Найти
вероятность того, что в результате испытания случайная величина примет значение
из интервала (α,β).

в) Определить
приближенно минимальное и максимальное значения случайной величины X.

г) Найти
интервал, симметричный относительно математического ожидания a, в котором с
вероятностью 0,98 будут заключены значения X.

a=5; σ=1.3; 
α=4; β=6


Задача 10

Производится измерение вала без
систематических ошибок. Случайные ошибки измерения X
подчинены нормальному закону с σx=10.  Найти вероятность того, что измерение будет
произведено с ошибкой, превышающей по абсолютной величине 15 мм.


Задача 11

Высота
стебля озимой пшеницы — случайная величина, распределенная по нормальному закону
с параметрами a = 75 см, σ = 1 см. Найти вероятность того, что высота стебля:
а) окажется от 72 до 80 см; б) отклонится от среднего не более чем на 0,5 см.


Задача 12

Деталь,
изготовленная автоматом, считается годной, если отклонение контролируемого
размера от номинала не превышает 10 мм. Точность изготовления деталей
характеризуется средним квадратическим отклонением, при данной технологии
равным 5 мм.

а)
Считая, что отклонение размера детали от номинала есть нормально распределенная
случайная величина, найти долю годных деталей, изготовляемых автоматом.

б) Какой
должна быть точность изготовления, чтобы процент годных деталей повысился до
98?

в)
Написать выражение для функции плотности вероятности и распределения случайной
величины.


Задача 13

Диаметр
детали, изготовленной цехом, является случайной величиной, распределенной по
нормальному закону. Дисперсия ее равна 0,0001 см, а математическое ожидание –
2,5 см. Найдите границы, симметричные относительно математического ожидания, в
которых с вероятностью 0,9973 заключен диаметр наудачу взятой детали. Какова
вероятность того, что в серии из 1000 испытаний размер диаметра двух деталей
выйдет за найденные границы?

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.


Задача 14

Предприятие
производит детали, размер которых распределен по нормальному закону с
математическим ожиданием 20 см и стандартным отклонением 2 см. Деталь будет
забракована, если ее размер отклонится от среднего (математического ожидания)
более, чем на 2 стандартных отклонения. Наугад выбрали две детали. Какова вероятность
того, что хотя бы одна из них будет забракована?


Задача 15

Диаметры
деталей распределены по нормальному закону. Среднее значение диаметра равно d=14 мм
, среднее квадратическое
отклонение σ=2 мм
. Найти вероятность того,
что диаметр наудачу взятой детали будет больше α=15 мм и не меньше β=19 мм; вероятность того, что диаметр детали
отклонится от стандартной длины не более, чем на Δ=1,5 мм.


Задача 16

В
электропечи установлена термопара, показывающая температуру с некоторой
ошибкой, распределенной по нормальному закону с нулевым математическим
ожиданием и средним квадратическим отклонением σ=10℃. В момент когда термопара
покажет температуру не ниже 600℃, печь автоматически отключается. Найти
вероятность того, что печь отключается при температуре не превышающей 540℃ (то
есть ошибка будет не меньше 30℃).


Задача 17

Длина
детали представляет собой нормальную случайную величину с математическим
ожиданием 40 мм и среднеквадратическим отклонением 3 мм. Найти:

а)
Вероятность того, что длина взятой наугад детали будет больше 34 мм и меньше 43
мм;

б)
Вероятность того, что длина взятой наугад детали отклонится от ее
математического ожидания не более, чем на 1,5 мм.


Задача 18

Случайное
отклонение размера детали от номинала распределены нормально. Математическое
ожидание размера детали равно 200 мм, среднее квадратическое отклонение равно
0,25 мм, стандартами считаются детали, размер которых заключен между 199,5 мм и
200,5 мм. Из-за нарушения технологии точность изготовления деталей уменьшилась
и характеризуется средним квадратическим отклонением 0,4 мм. На сколько
повысился процент бракованных деталей?


Задача 19

Случайная
величина X~N(1,22). Найти P{2

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.


Задача 20

Заряд пороха для охотничьего ружья
должен составлять 2,3 г. Заряд отвешивается на весах, имеющих ошибку
взвешивания, распределенную по нормальному закону со средним квадратическим
отклонением, равным 0,2 г. Определить вероятность повреждения ружья, если максимально
допустимый вес заряда составляет 2,8 г.


Задача 21

Заряд
охотничьего пороха отвешивается на весах, имеющих среднеквадратическую ошибку
взвешивания 150 мг. Номинальный вес порохового заряда 2,3 г. Определить
вероятность повреждения ружья, если максимально допустимый вес порохового
заряда 2,5 г.


Задача 21

Найти
вероятность попадания снарядов в интервал (α1=10.7; α2=11.2).
Если случайная величина X распределена по
нормальному закону с параметрами m=11; 
σ=0.2.


Задача 22

Плотность
вероятности распределения случайной величины имеет вид

Найти
вероятность того, что из 3 независимых случайных величин, распределенных по
данному закону, 3 окажутся на интервале (-∞;5).


Задача 23

Непрерывная
случайная величина имеет нормальное распределение. Её математическое ожидание
равно 12, среднее квадратичное отклонение равно 2. Найти вероятность того, что
в результате испытания случайная величина примет значение в интервале (8,14)


Задача 24

Вероятность
попадания нормально распределенной случайной величины с математическим
ожиданием m=4 в интервал (3;5) равна 0,6. Найти дисперсию данной случайной
величины.


Задача 25

В
нормально распределенной совокупности 17% значений случайной величины X
 меньше 13% и 47% значений случайной величины X
больше 19%. Найти параметры этой совокупности.


Задача 26

Студенты
мужского пола образовательного учреждения были обследованы на предмет
физических характеристик и обнаружили, что средний рост составляет 182 см, со
стандартным отклонением 6 см. Предполагая нормальное распределение для роста,
найдите вероятность того, что конкретный студент-мужчина имеет рост более 185
см.

Вот говорят, что если ты не закончил Физтех, ФПМ или Бауманку, тебе в программировании делать нечего. Почему так говорят? Потому что, дескать, ты не учил сложную математику, а в программировании без неё никуда. 

Это всё чушь, конечно. Если вы плохо знаете математику, вы можете быть блестящим разработчиком. Вы вряд ли напишете драйверы для видеокарты, но вы запросто сделаете мобильное приложение или веб-сервис. А это — основные деньги в этой среде. 

Но всё же, чтобы получить некоторое интеллектуальное превосходство, вот вам пара примеров из страшного мира математики. Пусть они покажут вам, что не все закорючки в математике — это ад и ужас. Вот две нестрашные закорючки. 

Знак Σ — сумма

Когда математикам нужно сложить несколько чисел подряд, они иногда пишут так:

Как легко понять знаки Σ и П с помощью программирования

Σ (читается «сигма») — это знак алгебраической суммы, который означает, что нам нужно сложить все числа от нижнего до верхнего, а перед этим сделать с ними то, что написано после знака Σ.

На картинке выше написано следующее: «посчитать сумму всех чисел от 5 до 15, умноженных на два». То есть: 

  1. Взять все числа от 5 до 15 (снизу и сверху знака Σ).
  2. С каждым из этих чисел сделать то, что написано справа от Σ, — то есть умножить на два.
  3. Сложить результаты этих операций.

Давайте для закрепления ещё один пример. На картинке ниже будет сказано «Найди сумму квадратов чисел от 5 до 10». То есть «возьми все числа от 5 до 10, каждое из них возведи в квадрат, а результаты сложи». 

Как легко понять знаки Σ и П с помощью программирования

Но мы с вами как программисты видим, что здесь есть повторяющиеся действия: мы много раз складываем числа, которые меняются по одному и тому же правилу. А раз мы знаем это правило и знаем, сколько раз надо его применить, то это легко превратить в цикл. Для наглядности мы показали, какие параметры в Σ за что отвечают в цикле:

Как легко понять знаки Σ и П с помощью программирования

Произведение П

С произведением в математике работает точно такое же правило, только мы не складываем все элементы, а перемножаем их друг на друга:

Как легко понять знаки Σ и П с помощью программирования

А если это перевести в цикл, то алгоритм получится почти такой же, что и в сложении:

Как легко понять знаки Σ и П с помощью программирования

Что дальше

Сумма и произведение — простые математические операции, пусть они и обозначаются страшными символами. Впереди нас ждут интегралы, дифференциалы, приращения и бесконечные ряды. С ними тоже всё не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Вёрстка:

Кирилл Климентьев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти карту сургута
  • Как составить выступление на родительском собрании
  • Как найти принятое количество тепла
  • Гта сан андреас как найти банду
  • Как найти сайт по фотографии с телефона