Как составить синквейн кластер

Тема: Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Использование приёмов кластера т и синквейна.

Цель: представить технику использования методов инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Задачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совершенствование знаний, умений и навыков через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Форма: интегрированное занятие.

Структура: теоретическая часть; практическая; рефлексия.

Ход занятия.

  1. Организация начала занятия.
  2. Теоретическая часть.
  1. Технология развития критического мышления.

СЛАЙД 2. Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование технологии развития критического мышления.

СЛАЙД 3. Критическое мышление — это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

СЛАЙД 4. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

СЛАЙД 5. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов: стадии вызова (на котором происходит пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации), смысловой стадии (получение новой информации) и стадии рефлексии (осмысление, рождение нового знания).

        (Дополнительно) На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
        На стадии 
осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
      Этап 
размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
        В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления
 
 

Вызов 

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) 

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) 

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания 

  Информационная(получение новой информации по теме) 

  Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия 

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 

  Информационная (приобретение нового знания) 

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

  1. Методы технологии РКМ.

СЛАЙД 6. К основным методическим приемам технологии РКМ относятся:

  1. Приём «Шесть шляп мышления» (Э.де Боно)
  2. Приём «Кластер».
  3. Составление таблицы: «Двойной дневник», «Знаю, хочу узнать, узнал», «Таск-анализ»        .
  4. Составление плана.
  5. Конспектирование.
  6. Прием «Инсерт».
  7. Эссе.
  8. Синквейн.
  9. Прием «Зигзаг».
  10. Прием «Бортовой журнал».
  11. Круги по воде.
  12. Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

II. Практическая часть.

1. Кластер. СЛАЙД 7.

 Рассмотрим прием графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.
      Наиболее популярным из современных методов является – 
кластер.    Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.      Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2.      Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»). 

3.      По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

1)      Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2)      Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3)      Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

   Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.
        Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем  или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог в классе может организовать вашу индивидуальную самостоятельную работу  или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

  1. Синквейн.

СЛАЙД 8. Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн — это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления. 
Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов. 

Как уже было сказано выше, это стихотворение состоит из пяти строк:

  • первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
  • вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
  • третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
  • четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
  • пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Этот метод можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы. Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. А в конце занятия или пройденной темы, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение. 

Виды работы на уроке:

  • Составление нового синквейна. 
  • Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна. 
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. 
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна. 
  • Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы. 
  • Пересказ с помощью синквейна.
  1. Фронтальный опрос. СЛАЙД 9-10
  1. Заполните кластер «Предложение».
  2. Определите тему синквейна по данным строчкам. Русский язык
  3. Добавьте недостающие строчки для отражения сути синквейна. Простое, сложное. Суждение.
  4. Составление краткого рассказа по готовому синквейну.
  1. Групповая работа.

Каждая группа выбирает любой приём и тему (можно взять свою) для самостоятельной работы.

Русский язык 2-3 класс:

«Что такое лексическое значение слова. Омофоны»,

«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»,

«Определение как второстепенный член предложения»,

«Имя существительное как часть речи»,

«Обобщение знаний о составе слова».

Литература 2-3 класс:

«УНТ. Народные сказки»,

 «УНТ. Былины»,

«Первопечатник Иван Фёдоров»,

«Народный промысел».

Выступление групп, беседа по результатам работы.

  1.  Рефлексия.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 
1. В центре процесса работы над этими методами находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества. 
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении. 
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя. 
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению. 

5. Данная работа обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя творцом; получается у всех. 

Предлагаю вам оцените свою работу и вовлеченность на занятии с помощью «Светофорика». Поднимите зеленый цвет, вы удовлетворены нашей встречей, если занятие было полезно для вас, вы с пользой и хорошо работали, понимали все, о чем говорилось и что делалось. Жёлтый – вам было интересно. Вы принимали участие в работе. Занятие было в определенной степени полезно для вас, вы чувствовали себя достаточно комфортно. Красный — пользы от занятия вы получили мало. Вам не очень понятно, о чем шла речь. Вам это не нужно. К такой работе вы были не готовы.

На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание.

Как составлять простой план

Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план

Внимательно прочитайте изучаемый материал.

Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составить кластер

1.    Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2.    Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3.    По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

4.    Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

Как составить синквейн

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Работа с опорными конспектами

1. очень внимательно выслушай объяснения учителя по опорному конспекту;

2.  на  уроке,  выдели  цветом  основные  вопросы   темы   (блоки   опорного конспекта);

3. выполни домашнее задание в этот же день;

4. читая текст учебника, сопоставляй его с  опорным  конспектом,  обязательно расшифруй все сигналы опорного конспекта;

5. закрой учебник и расскажи содержание параграфа по опорному конспекту;

6. если возникли затруднения, прочти текст параграфа ещё раз;

7. попробуй записать твой ответ по опорному  конспекту  на  магнитофон.  Это поможет тебе усовершенствовать твою речь, преодолеть застенчивость;

8. выучи опорный конспект наизусть;

9.  всегда  помни,  что  на  воспроизведение  опорного  конспекта  на  уроке отводится строго определённое время.

Методика работы со схемой опорных сигналов

Внимательно ознакомьтесь со схемой опорных сигналов.

Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в которых отражен исторический материал схемы опорных сигналов.

Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигналами схемы опорных сигналов).

Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите схему опорных сигналов, пересказывая вслух или «про себя” исторический материал и фиксируя его с помощью символов схемы опорных сигналов.

Разберитесь в материале, который вызвал осложнение при пересказе.

Дополните схему опорных сигналов (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).

Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите схему опорных сигналов с изложением материала по памяти вслух (если дома) и «про себя” (если в классе).

Технология развития
критического мышления на уроках русского языка и литературы. Использование
приёмов кластера и синквейна.

Современный этап
развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития
личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из
задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным
мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на
самостоятельном исследовании окружающего мира. Задача школы и каждого педагога
создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться,
развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Помочь в решении
этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие
интеллектуальных способностей школьников, может использование технологии
развития критического мышления.

           
Критическое мышление — это способность понимать и рефлектировать
по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным,
необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

 Цель
данной технологии
— развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
 Эта
технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных
для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться
таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся
и постоянно обновляющимся информационным потоком
 в разных областях
знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно,
уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать
собственное мнение
 на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений; умение решать проблемыспособность
самостоятельно заниматься своим обучением
 (академическая
мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми
.

Базовая модель
технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов: стадии вызова 
(на
котором происходит пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой
информации)
, смысловой стадии (получение новой
информации)
 и стадии рефлексии (осмысление,
рождение нового знания)
.

       На
этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся
знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются
цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог
умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом
об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в
тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».
Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в
педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища,
предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе,
включить их в активную деятельность.

        На стадии осмысления (или
реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой
информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность
задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере
соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной
позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно
самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

      Этап размышления (рефлексии) характеризуется
тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные
первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким
образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его
основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ
собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

        В ходе работы в рамках
этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования
информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические
цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению
к окружающим.

Вызов 

  Мотивационная     
(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) 

  Информационная (вызов «на
поверхность» имеющихся знании по теме) 

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания 

  Информационная(получение новой
информации по теме) 

  Систематизационная(классификация полученной
информации по категориям знания)

Рефлексия 

  Коммуникационная (обмен мнениями
о новой информации) 

  Информационная (приобретение нового
знания) 

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему
расширению информационного поля) 

  Оценочная (соотнесение новой информации
и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

                                   Методы
технологии РКМ.

 К
основным методическим приемам технологии РКМ относятся:

1.                      
Приём «Шесть шляп мышления» (Э.де Боно)

2.                      
Приём «Кластер».

3.                      
Составление таблицы: «Двойной дневник», «Знаю, хочу узнать,
узнал», «Таск-анализ».

4.                      
Составление плана.

5.                      
Конспектирование.

6.                      
Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

7.                      
Эссе.

8.                      
Синквейн.

9.                      
Прием «Зигзаг».

10.                  
Прием «Бортовой журнал».

11.                  
Круги по воде.

12.                  
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

              
                  1.    Кластер. 


      Наиболее популярным из современных
методов является – кластер.    Кластер (от
англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала,
позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при
погружении в тот или иной текст.

Кластер является
отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным
мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и
логична:

1. Посередине
чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис,
который является «сердцем» текста.

2 Вокруг «накидать»
слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной
темы. (Модель «планета и ее спутники»). 

3. По мере записи,
появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У
каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.

  
Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок:
например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже
в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя
кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры
или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить
общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

В итоге получается
структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное
поле данного текста.

Мастера работы с
текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

1)     
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.

2)     
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3)     
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.

   Заметим,
что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный
объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как
«поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны
следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по
необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет
сосредоточено внимание в отдельные схемы.

        Разбивка на
кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может
быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем  или
формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости
от цели педагог в классе может организовать вашу индивидуальную самостоятельную
работу  или коллективную деятельность в виде общего совместного
обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно
при анализе текстов практически любой природы.

   Метод кластера
способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке
материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из
учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу
нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение,
которое выработано на основе опыта и наблюдений.

                                         2.
 Синквейн.

        Слово
синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова
«пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн —
это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства,
ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету,
который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и
емкая характеристика какого-то предмета  или явления.

   Умение грамотно и кратко обобщать и
формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение
аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в
любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов. 

Как уже было сказано
выше, это стихотворение состоит из пяти строк:

·        
первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом,
обычно именем существительным;

·        
вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами
прилагательными;

·        
третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ
словами, обычно глаголами;

·        
четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение
автора к данной теме;

·        
пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на
эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

С помощью синквейна
можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают
обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Этот
метод можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы
понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А
по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы
собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы. Также
метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как
понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно
немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. А
в конце занятия или пройденной темы, можно провести маленький срез знаний по
пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут
показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к
сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель
может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать
дальнейшее обучение. 

Виды работы на уроке:

·        
Составление нового синквейна. 

·        
Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна. 

·        
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с
использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. 

·        
Коррекция и совершенствование готового синквейна. 

·        
Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы. 

·        
Пересказ с помощью синквейна.

Фронтальный
опрос. 

1.      
Заполните кластер «Предложение».

2.      
Определите тему синквейна по данным строчкам. Русский язык

3.      
Добавьте недостающие строчки для отражения сути синквейна. Простое,
сложное. Суждение.

4.      
Составление краткого рассказа по готовому синквейну.

     Групповая
работа.

Каждая группа выбирает любой приём и тему
(можно взять свою) для самостоятельной работы.

Русский
язык 2-3 класс:

«Что
такое лексическое значение слова. Омофоны»,

«Подлежащее
и сказуемое – главные члены предложения»,

«Определение
как второстепенный член предложения»,

«Имя
существительное как часть речи»,

«Обобщение
знаний о составе слова».

Литература
2-3 класс:

«УНТ.
Народные сказки»,

 «УНТ.
Былины»,

«Первопечатник
Иван Фёдоров»,

«Народный
промысел».

Выступление
групп, беседа по результатам работы.

       
 Рефлексия.

На основании вышеизложенного, можно
сделать следующие выводы: 

1. В центре процесса работы над этими методами находится учащийся,
его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения
учебного сотрудничества. 

2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при
традиционном обучении. 

3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой
степени берут на себя. 

4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и
творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к
самореализации, самостоятельному мышлению. 

5.
Данная работа обогащает словарный запас; подготавливает к краткому
пересказу; учит формировать идею (ключевую фразу); позволяет
почувствовать себя творцом; получается у всех. 

Предлагаю вам оцените
свою работу и вовлеченность на занятии с помощью «Светофорика». Поднимите
зеленый цвет, вы удовлетворены нашей встречей, если занятие было полезно для
вас, вы с пользой и хорошо работали, понимали все, о чем говорилось и что
делалось. Жёлтый – вам было интересно. Вы принимали участие в работе. Занятие
было в определенной степени полезно для вас, вы чувствовали себя достаточно
комфортно. Красный — пользы от занятия вы получили мало. Вам не очень понятно,
о чем шла речь. Вам это не нужно. К такой работе вы были не готовы.

         
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для
учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого
количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе
апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в
учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями
учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный
с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально
включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и,
что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения
учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации
главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет
способствовать реализации задач стандартов нового поколения.

КЛАСТЕРЫ. Это способ графической
организации материала, позволяющий
сделать наглядными те мыслительные
процессы, которые происходят при
погружении в ту или иную тему. Кластер
является отражением нелинейной формы
мышления. Иногда такой способ называют
«наглядным мозговым штурмом». (Т.Вуджик.
Как создать идею. СПб.,1997, с.69.).

Последовательность действий проста
и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной
    доски) написать ключевое слово или
    предложение, которое является «сердцем»
    идеи, темы.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения,
    выражающие идеи, факты, образы, подходящие
    для данной темы. (Модель «планета и ее
    спутники»)

  3. По мере записи, появившиеся слова
    соединяются прямыми линиями с ключевым
    понятием. У каждого из «спутников» в
    свою очередь тоже появляются «спутники»,
    устанавливаются новые логические
    связи.

В итоге получается структура, которая
графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной
темы.

В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит
    на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  2. Продолжать работу, пока не кончится
    время или идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше
    связей. Не следовать по заранее
    определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить
избыточный объем информации. В дальнейшей
работе, анализируя получившийся кластер
как «поле идей», следует конкретизировать
направления развития темы. Возможны
следующие варианты:

а) Укрупнение или детализация смысловых
блоков (по необходимости).

б) Выделение нескольких ключевых
аспектов, на которых будет сосредоточено
внимание.

Разбивка на кластеры используется как
на этапе вызова, так и на этапе рефлексии,
может быть способом мотивации мыслительной
деятельности до изучения темы или формой
систематизации информации по итогам
прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует
индивидуальную самостоятельную работу
учащихся или коллективную деятельность
в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при
изучении самых разнообразных тем.

6. Синквейн

СИНКВЕЙН. Происходит от
французского «cinq» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти
строк. Используется как способ синтеза
материала. Лаконичность формы развивает
способность резюмировать информацию,
излагать мысль в нескольких значимых
словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:


1.

(первая строка – тема стихотворения,
выраженная одним

словом, обычно именем
существительным);

2

.

(вторая строка – описание темы в двух
словах, как правило

именами прилагательными);

3


.

(третья строка – описание действия в
рамках этой темы тремя

словами, обычно глаголами);

4

.

(четвертая строка – фраза из четырех
слов, выражающая

отношение автора к данной
теме);

5
.

(пятая строка – одно слово — синоним к
первому, на эмоционально-образном или
философско-обобщенном уровне повторяющее
суть темы).

Синквейн может быть предложен, как
индивидуальное самостоятельное задание;
для работы в парах; реже как коллективное
творчество. Границы предметной области
зависят от гибкости воображения учителя.
Обычно синквейн используется на стадии
рефлексии, хотя может быть дан и как
нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут
быть очень полезны в качестве:

  1. инструмента
    для синтезирования сложной информации;

  2. способа
    оценки понятийного багажа учащихся;

  3. средства
    развития творческой выразительности.

7.
«ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ»

«ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ»
(заимствованный термин, Джонсон, Джонсон
и Смит 1991). Суть предлагаемой формы
состоит в особой организации лекции с
применением активной учебной модели
ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ. Учитель
видоизменяет традиционную форму лекции,
чтобы стимулировать учащихся к активному
слушанию и критическому мышлению.

Алгоритм действий (возможны варианты):

  1. ВЫЗОВ. Подготовительная деятельность.
    Представление темы. Проблемный вопрос
    по содержанию лекции. (Работа в парах:
    обсуждение и запись имеющихся соображений
    для ответа, информационный прогноз,
    выступления от пар, фиксирование на
    доске высказанных идей.)

  2. Анонс содержания первой части лекции.
    Задание для учащихся (до начала лекции):
    по ходу лекции один человек в паре
    кратко записывает новую информацию по
    проблемному вопросу, другой отмечает
    в первичных записях совпадения «+” и
    расхождения «-“ услышанной в лекции
    информации со сделанным ранее прогнозом.
    (аудированный вариант ИНСЕРТа).

  3. ОСМЫСЛЕНИЕ. Учитель зачитывает первую
    часть лекции.

  4. РЕФЛЕКСИЯ. Предварительное подведение
    итогов.

(Индивидуальное задание: выделение
главного — письменный ответ. Работа в
парах: обсуждение прогноза с услышанным
материалом, обсуждение в паре, формулировка
общего ответа, выступления от пар.)

  1. Повторный ВЫЗОВ. Анонс содержания
    второй части лекции. Проблемный вопрос.
    (Работа в парах: обсуждение и запись
    имеющихся соображений для ответа,
    информационный прогноз, выступления
    от пар, фиксирование на доске высказанных
    идей.) Задание для учащихся (аналогичное
    пункту –2).

  2. ОСМЫСЛЕНИЕ. Учитель зачитывает вторую
    часть лекции.

  3. РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов. (Работа
    в парах: обсуждение прогноза с услышанным
    материалом, выступления от пар.)

  4. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ. Задание классу:
    индивидуальная самостоятельная работа
    — письменный ответ на общий глобальный
    вопрос по материалу лекции. Форма –
    10-минутное эссе.

Работы сдаются учителю. (Используются
как показатель усвоения учащимися
содержания лекции, а также как материал
для подготовки следующего занятия).

Предметная область лекций не ограничена.
Задания и способы организации
индивидуальной и коллективной деятельности
могут варьироваться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как составить кластер

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

Как составить синквейн

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

 Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить гомологический ряд углеводородов
  • Как найти плотность паров химия
  • Как составить интеллект карту для дошкольников
  • Как исправить саженец
  • Как найти площадь прямоугольного треугольника паскаль