Как составить синквейн на уроке русского языка в 2 классе

Слайд 2

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Слайд 3

синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 4

Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 5

1.Арбуз 2. Круглый, вкусный 3. Катится, растет, зреет 4. Арбуз – это большая ягода. 5. Лето

Слайд 10

Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Слайд 11

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля ( дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


«Использование приема технологии критического мышления синквейн в развитии речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Автор презентации:

Буздалина Оксана Вячеславовна

учитель начальных классов

МБУ «Школа №70»

г.Тольятти

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностных результатов, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления. Критически мыслящие люди умеют:    решать задачи;  решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;  слушать собеседника;   рассматривать проблемы с разных точек зрения;  

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностных результатов, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления.

Критически мыслящие люди умеют: 

  •   решать задачи;
  • решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • слушать собеседника;
  •   рассматривать проблемы с разных точек зрения;

Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Сегодня я хочу представить один из методических приемов, который направлен на формирование критического мышления. Это - Синквейн. Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Сегодня я хочу представить один из методических приемов, который направлен на формирование критического мышления. Это — Синквейн.

Что такое синквейн?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Она придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквей имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще используют в школах. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. С 1997 года стал применятся в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Она придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей

традиционный синквей имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще используют в школах.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. С 1997 года стал применятся в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Правила составления   синквейна: 1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.  2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих  тему синквейна. 3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме синквейна. 4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой  ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.  5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Правила составления   синквейна:

1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного. 

2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих  тему синквейна.

3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме синквейна.

4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой  ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. 

5. Пятая строка – это слово — резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку. 1 строка  2 строка 3 строка 4 строка 5 строка кто? что? – 1 существительное  какой? – 2 прилагательных, описание темы что делает? – 3 глагола, действия относящиеся к теме что думает автор о теме? – фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка кто? что? – 1 существительное, вывод, итог

Синквейн состоит из 5 строк.

Его форма напоминает ёлочку.

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

5 строка

кто? что? – 1 существительное

какой? – 2 прилагательных, описание темы

что делает? – 3 глагола, действия относящиеся к теме

что думает автор о теме? – фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка

кто? что? – 1 существительное, вывод, итог

Тема для написания синквейна может быть любой.   о природе;  по картине и литературном герое;  о настроении;  об изученном материале на уроке и т.д.; Важно, что изучение материала и его закрепление может происходить в ходе выполнения задания – составления синквейна.  Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, учатся кратко излагать информацию в нескольких словах.  Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску - мотивацию. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Тема для написания синквейна может быть любой.

  • о природе;
  • по картине и литературном герое;
  • о настроении;
  • об изученном материале на уроке и т.д.;

Важно, что изучение материала и его закрепление может происходить в ходе выполнения задания – составления синквейна.

Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, учатся кратко излагать информацию в нескольких словах.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску — мотивацию.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно — ориентированной.

Способы работы с синквейном на уроках русского языка и литературного чтения:  составление синквейна по прочитанному произведению;  составление синквейна по изученной теме;  составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна;  коррекция и совершенствование готового синквейна;  анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия  темы этого синквейна. Организационные формы работы с синквейнами:  Самостоятельная работа (при выполнении домашней работы)  Самостоятельная работа (на уроке)  Групповая работа ( в парах). Самое главное достоиноство синквейна- простота.   Синквейн могут составить все.

Способы работы с синквейном на уроках русского языка и литературного чтения:

  • составление синквейна по прочитанному произведению;
  • составление синквейна по изученной теме;
  • составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия  темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

  • Самостоятельная работа (при выполнении домашней работы)
  • Самостоятельная работа (на уроке)
  • Групповая работа ( в парах).

Самое главное достоиноство синквейна- простота.

  Синквейн могут составить все.

Синквейн на уроке русского языка При подготовке к сочинению дается готовый синквейн. Учащиеся сами определяют тему сочинения.  Осень. Золотая, теплая. Наступила, разукрасила, грустит. Унылая пора! Очей очарованье! Времена года.

Синквейн на уроке русского языка

При подготовке к сочинению дается готовый синквейн. Учащиеся сами определяют тему сочинения.

Осень.

Золотая, теплая.

Наступила, разукрасила, грустит.

Унылая пора! Очей очарованье!

Времена года.

Русский язык – имя существительное Существительное Одушевленное, неодушевленное Обозначает, называет, именует Имя существительное обозначает предмет Часть речи

Русский язык – имя существительное

Существительное

Одушевленное, неодушевленное

Обозначает, называет, именует

Имя существительное обозначает предмет

Часть речи

Русский язык – звуки Звуки. Гласные, согласные. Звучат, гремят, поются. Используются в устной речи. Фонетика.

Русский язык – звуки

Звуки.

Гласные, согласные.

Звучат, гремят, поются.

Используются в устной речи.

Фонетика.

Синквейн на уроках литературного чтения Тема: басня И.А.Крылова «Ворона и лисица».  Сравнение героев Ворона Глупая, доверчивая Лисица Хитрая, голодная Слушает, каркает, думает Вороне нравится лесть Подходит, смотрит, говорит Добивается своей цели Простофиля Плутовка

Синквейн на уроках литературного чтения Тема: басня И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Сравнение героев

Ворона

Глупая, доверчивая

Лисица

Хитрая, голодная

Слушает, каркает, думает

Вороне нравится лесть

Подходит, смотрит, говорит

Добивается своей цели

Простофиля

Плутовка

Литературное чтение - устное народное творчество Сказка Волшебная, бытовая Учит, развлекает, развивает Сказка ложь- да в ней намек Фантазия

Литературное чтение — устное народное творчество

Сказка

Волшебная, бытовая

Учит, развлекает, развивает

Сказка ложь- да в ней намек

Фантазия

Литературное чтение - А.С.Пушкин А.С.Пушкин Великий, русский Сочинял, творил, восхищал Чувства добрые пробуждал Гений

Литературное чтение — А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

Великий, русский

Сочинял, творил, восхищал

Чувства добрые пробуждал

Гений

Какие положительные моменты я вижу в использовании синквейна в своей практике: Учащиеся учатся и в итоге умеют:  Анализировать сложную информацию  Выделять главное из текста  Делать выводы  Формулировать свои мысли кратко  Расширяется словарный запас  Формируется интерес к предмету  Учащиеся самореализуются, становятся увереннее в себе

Какие положительные моменты я вижу в использовании синквейна в своей практике:

Учащиеся учатся и в итоге умеют:

  • Анализировать сложную информацию
  • Выделять главное из текста
  • Делать выводы
  • Формулировать свои мысли кратко
  • Расширяется словарный запас
  • Формируется интерес к предмету
  • Учащиеся самореализуются, становятся увереннее в себе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности. ????? Точный, краткий Обучает, развивает, обобщает Выражает главное в 5 строках Методический прием

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности.

?????

Точный, краткий

Обучает, развивает, обобщает

Выражает главное в 5 строках

Методический прием

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Канзычакова Екатерина
Сергеевна

Урок развития речи с использованием приёма
критического мышления. Составление синквейна.

Класс: 2

Тема:
Цветы

Цель:
формировать навыки составления стиха,  используя приём синквейна.

Задача:

развивать
критическое мышление, связную речь учащихся;

воспитывать любовь
к природе, к художественному слову.

Оборудование
урока:
иллюстративный демонстрация цветов,
слайдовая презентация урока.

Оформление:
класс оформить в виде поляны,  шаблоны цветочков.

Ход
урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Учебные УУД

I.Организационный
момент

1-3 мин

(Перед
началом урока играет тихая музыка, обучающиеся проходят, готовятся к уроку. 
Гости присаживаются на заранее приготовленные места.)

Здравствуйте
ребята!

-Посмотрите
друг на друга, улыбнулись, улыбайтесь, улыбайтесь! Сколь много света и тепла!
Я думаю этот свет и тепло мы пронесем в течение всего урока и дня!

— Какое
у вас настроение? Замечательно, что у вас прекрасное настроение!

Сегодня
вы видите у нас на уроке гости! По приветствуем наших гостей! Подарим им
тепло и наше хорошее настроение!

готовятся
к уроку

Приветствуют
учителя и гостей


улыбаются друг другу

формирование
внетренней позиции школьника на уровне роложительного отношения к уроку

II.
Актуализация знаний.

4-5

мин.

Ребята
посмотрите вокруг, что необычного вы увидели? (вокруг цветы).

— Кто
как думает, о чём же пойдёт речь на нашем уроке?

— Почему
так считаете?

— Какие
цветы вы знаете?

— В
жизни где мы встречаем цветы?

-А вы любите цветы?

Правильно
ли мы ответили, мы узнаем, посмотрев небольшую презентацию!


смотрят что необычного в классе


отвечают на заданные вопросы

(вокруг
цветы, поляна со цветами);

— Знают
цветы: розы, анютины глазки, венерин башмачок, астра и т.д.


Планирование деятельности для достижения результата;

— учатся
владеть диалогической формой коммуникации, задавать вопросы;

III.
Определение темы и цели урока

3-4 мин.


Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом,
что есть на земле – о цветах.

 Тема:
Цветы

Открываем
тетради, записываем число, тема.


слушают учителя

— делают
запись в тетради


планирование деятельности для достижения результата;

IV.
Изучение нового материала

15 мин.

Они дарят нам радость, красоту и свою нежность.

«Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и
получает блаженство». По этому случаю, я приглашаю всех вас сегодня совершить
визуальную прогулку в 
цветочный поляну!

(Стук в дверь)

Появляется Цветочная фея! (без настроения, грустная).

— Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте! (отвечают дети).

— А что наша цветочная фея такая грустная, без настроения?

— Я только вернулась с цветочной поляны, все цветочки поникли,
вянут.

 — Почему это?

— Кощей приходил и  заколдовал все цветочки.

— Ребята, поможемте нашим цветочкам ожить, снова почувствовать
свет и тепло солнечных лучей! Чтоб они снова радовали нас.

— А как же мы его попросим?

— И что нам делать?

— Может позовемте Кощея?

— Позовемте, ребята!

-Да! (Всех хором позовемте его)

— Кощей! Кощей! Кощей! (Заходит кощей).

— Что звали?

Дети: Мы слышали, вы заколдовали все цветочки на поляне!

— Расколдуйте?

— Ха-ха-ха!

— Неееет, за просто так не расколдую я цветочки!

— А что же нам для этого сделать нужно!

Кощей: (чешет затылок).

— Ладно, я вам дам возможность, но вы должны исполнить мои
задания.

— Какие?

— Вот даю вашему учителю конверт с заданием. Выполните! Тогда я
вам расколдую цветочную поляну. У меня много дел, я оставлю надсмотрщика,
который будет наблюдать за вами.

— Ну что, ребята, выполним задания Кощея!

— Да!


слушают


приветствуют цветочную фею.


отвечают на вопросы цветочной феи


соглашаются оказать помощь цветочной феи

— зовут
Кощея


обращают внимание на Кощея


слушают Кощея

— отвечают
на вопросы Кощея


получают конверт с заданиями

— в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;


перерабатывать и преобразовывать информацию из одной  формы в другую;


высказывать и обосновывать свою точку зрения;


задавать вопросы;

Релаксация. Музыка.

Закрепление изученного

Домашнее задания

Самооценивание.

1. Задание.
«Сочинить стих».


Ура, ребята! Я придумала, как можно быстро сочинить небольшой стих! Сочиним
мы его по — американски. Это очень интересно и очень быстро!


Такие стихи называются синквейнами. Синквейн — в переводе из французского,
означает 5 строк. Таким образом, мы будем с вами короткие стихи сочинять,
состоящие всего из  пяти строк.  Придумала их американская писательница
Аделаида Крэпси.


Давайте пробовать вместе:


Ребята, выберите каждый свой любимый цветок!

Молодцы!
Мы придумали первую строчку нашего стиха.


Теперь ответьте на вопрос какой ваш цветок?


Давайте выслушаемте и запишем  понравившиеся 2 слова. А эти два слова мы
соединим союзом и.


Сочиняем третью строку.

Что
делает ваш цветок?  радует, пахнет, цветет, бодрит, дарит.

— А
теперь напишите, как вы относитесь к цветам?

Это
должно быть предложение. Оно может состоять из четырех слов.

Например! Дарит людям радость и настроение!

Молодцы!

Нам
осталось сочинить последнюю пятую строку.


Что вы представляете, когда произносите это слово?

Это
должно быть только одно слово, и отвечал на вопрос что или кто?


Чтоб Кощей нам расколдовал цветочную поляну, чисто, аккуратно запишем
сочиненный синквейн в тетрадь.

Поздравляю вас ребята! Сегодня вы стали
маленькими писателями!

Все! Мы выполнили задания Кощея!
Позовемте его!

— Кощей, Кощей! Кощей!

— Вот мы с детками сочинили стихи по
твоей просьбе, послушаете, присаживайтесь.

Слушаем! (Дети читают что у них
получилось).

Кощей, вам понравились наши стихи?

Да, ребята, ваши стихи очень красивые!
Спасибо Вам, я был не прав, простите меня, я расколдую, цветочную поляну.
(расколдовывает).

— А
теперь представьте солнечный летний день. Вы

лежите на лугу покрытым густым ковром из
трав и цветов.

— Ребята, давайте еще раз посмотримте
вокруг, какая замечательная поляна получилась, хотелось бы вам посадить на
этой полянке свой цветок?

— Да! В этой корзине лежат цветочки,
раскрасьте их вашим любимым цветом, и посадите их на нашей замечательной
полянке!

— Фея и Кощей присоединяются! Садят
вместе цветочки.

Ребята, посмотрите на полянку, какая у
нас она красивая, собрала все цвета радуги. Есть ли желание сорвать эти
безвинные красивые  цветочки?

Конверты с домашним заданиям. Дома
откроете конверт и прочитаете! (легенды о цветах).

В конверте лежат листы, какой конверт
выдернет ребенок, то лист он готовит домашнее задания.

— Предлагаю вам выставить себе оценку по
пятибалльной шкале: «Как я сегодня работал на уроке?»

Спасибо за урок!

До свидания!

Резервные задания

Задание: «Пазлы»

(Задача
детей, собрать пазлы и узнать название цветка.

Составить
1 предложение с названием одного из  цветов). Записать в тетрадь.

 См.
приложение 1.

Задание: Предложенный
текст разделить на предложения. Поставить точки. Определить границы
предложения.

(Читают
полученный текст).

Задание: Игра «Составь рассказ».

В
конверте дано 3предложения, записанные в разброс.

Задание:
Загадки


сочиняем синквейн


знакомятся с понятием синквейн

— берут
черновики

Записывают
первую строчку

— вторую
строчку


записывают третью строчку


записывают 4 строчку


записывают последнюю строчку


переписывают в тетрадь

— зовут
Кощея

— читают
стишки свои

— дети
закрывают глаза и представляютс  ясный солнечный  день


раскрашивают цветочки;


выбирают цветок


формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать
возможность существованию у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера;

— учатся
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, основам
смыслового восприятия художественных текстов;


проводят анализ, самоанализ

Пазлы

                                                         Приложение
1

         

Приложение
2

Девочки
посадили цветы Маша поливала цветы

было много цветов.

Приложение
3

Маша любит ромашки.
На столе стоят цветы. Мама любит эти
цветы.

Приложение
4

Загадки о цветах

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок —
И остался стебелёк.
Ответ одуванчик

На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?..
Ответ розы

Эй, звоночки,
Синий цвет, —
С язычком,
А звону нет!
Ответ колокольчики

В поле сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят, 
У каждой сестрички —
Белые реснички. 
Ответ ромашки

Все знакомы с нами: 
Яркие, как пламя, 
Мы однофамильцы 
С мелкими гвоздями. 
Ответ гвоздики

Пробивался сквозь снежок, 
Удивительный росток. 
Самый первый, самый нежный, 
Самый бархатный цветок! 
Ответ подснежники

Так маленького Васю называют 
И те цветы, что в поле собирают. 
Ответ васильки

К любому празднику нужна. 
Могу быть белой, желтой, красной, 
Но остаюсь всегда прекрасной! 
Ответ розой

Синквейны по русскому языку в начальной школе как форма письменной рефлексии

«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» [2, с. 11].

Как известно, слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме имени существительного;

2 строка – два имени прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – резюме, вывод, одно слово, имя существительное.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. В настоящее время синквейны используются на любом учебном предмете. Покажем, как можно использовать эту форму работы на уроке русского языка в начальных классах. Но прежде отметим, что синквейны будут результативны в 3 – 4 классах, так как школьники могут абстрагировать и понять, принять этот вид деятельности; у них в достаточной мере сформированы умения использовать «различные способы обработки, организации и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами учебного предмета» [3, с. 11].

Более того, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающиеся должны осваивать «начальные формы познавательной и личностной рефлексии» [3, с. 11], а работа над созданием синквейна – одна из эффективных и результативных форм письменной рефлексии.

В 4 классе по учебник русского языка образовательной системы «Школа 2100» в начале учебного года в разделе «Повторение» обучающиеся вспоминают разные разделы языкознания, такие как: «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис» и «Пунктуация».

Повторение определений может строиться как на основе лингвистического опыта, так и на построчном анализе текста определения и моделирования ключевых слов, например: «Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги» [1, с.11].

Фонетика

Звуковая, ударная.

Слушать, выделять, произносить.

Устанавливает звуковой строй слов и слогов.

Звучание.

Полученные результаты о данном понятии помогут скорректировать представления обучающихся и углубить их знания.

При повторении определения понятия «орфография» «Орфография – правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, форм и их сочетаний» [1, с.22] создание синквейна поможет не только запомнить само определение, но и научит пользовать русским синонимом термина, поможет понять практическую значимость данной науки.

Орфография

Правильная, точная.

Находить, выбирать, объяснять.

Система правил, устанавливающая написание.

Правописание.

Создание синквейна можно назвать продуктивным видом деятельности, т.к. в нём чаще используются слова, которых нет в определении: их домысливают сами обучающиеся под руководством учителя. Так получится при работе с понятием «словообразование». «Словообразование — раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов (из каких частей они состоят)» [1, c.30].

Словообразование.

Новое, изменяющее.

Составлять, соблюдать, исследовать.

Законы образования слов и состав слов.

Наука.

Эти «пятистишия» могут использоваться при любых других изучаемых или уже изученных темах: «Части речи», «Знакомство со словарем», «Части слова», где могут получиться вот такие результаты:

Имя существительное

Самостоятельная, знаменательная.

Склоняется, обозначает, выполняет.

Самая представительная часть речи.

Название.

Словарь

Необходимый, полезный.

Объясняет, раскрывает, обогащает.

Вселенная в алфавитном порядке.

Толкователь.

Приставка

Значимая, словообразующая.

Образует, участвует, присоединяется.

В слове стоит перед корнем.

Морфема.

В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата. В завершении урока синквейн может получить форму письменной рефлексии — достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не только знания, но и оценочные суждения, глубину понимания темы обучающимися.

Синквейн возникает в результате анализа и синтеза информации — неотъемлемой части умений по ФГОСу. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания учеником изучаемой информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.

Литература

Бунеев Р. Н. Русский язык. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. М. – Баласс; Издательство Школьный Дом, 2013. – 160 с.

Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. — 2002. — №3.

Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/99838-sinkvejny-po-russkomu-jazyku-v-nachalnoj-shko

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти воров квартиры
  • Вампиры как вас найти
  • Как найти работу лучшие способы
  • Как исправить ошибку в майнкрафте java net connectexception
  • Как найти камеру на планшете леново