Как составить систематический каталог в библиотеке

Систематические каталоги библиотек.

Систематический
каталог – это библиотечный каталог, в
котором библиографические записи
располагаются по отраслям знания в
соответствии с определенной системой
библиотечно- библиографической
классификации
.
Функция систематического каталога –
дать
информацию о том, какие документы по
конкретной теме имеются в данной
библиотеке. Эта, по сути дела, единственная
функция очень важна, т. к. читатель,
приходящий в библиотеку, часто не
располагает сведениями о конкретных
изданиях по интересующей его теме.

Пользоваться
алфавитным каталогом для поиска по
конкретной тематике нецелесообразно,
и, как правило, просто невозможно. В
алфавитном каталоге возможен лишь очень
ограниченный тематический поиск в том
случае, если известен конкретный автор,
занимавшийся интересующей тематикой,
либо если документ

(документы) описан
под заглавием, совпадающим с одним из
ключевых слов интересующей темы. Но в
любом случае попытки тематического
поиска по алфавитному каталогу приведут
к неполному результату или не дадут
никакого результата, а в случае
последовательного перебора карточек,
содержащих заглавия, похожие на искомое,
такой поиск будет не только неэффективным,
но и трудоемким.

Поэтому роль
систематического каталога, как главного
инструмента тематического поиска в
библиотеке, очень велика.

Систематический
каталог – это каталог, отражающий
содержание документов и предназначенный
для поиска по тематическим запросам.

Систематический
каталог раскрывает книжный фонд
библиотеки по содержанию. Карточки с
информацией о книгах в систематическом
каталоге группируются согласно принятой
в библиотеке таблице библиотечной
классификации (ТБК).

Обращаться к
систематическому каталогу полезно:

  • при подготовке к
    реферату, сообщению, докладу;

  • если списка
    литературы по предмету, теме у вас нет.

Электронные
каталоги

библиотек совмещают в себе функции всех
основных видов библиотечных каталогов,
в т. ч. выполняют функции систематических
каталогов, т. к. позволяют проводить
эффективный тематический поиск.

В распоряжении
читателей — не только традиционные
карточные, но и электронный
каталог
,
отражающий документы, поступившие в
фонд библиотеки МГОУ с 2001 года.

Электронный
каталог

это библиотечный каталог в машиночитаемой
форме, работающий в реальном режиме
времени и предоставленный в распоряжение
пользователей
и
является составной частью справочно-поискового
аппарата (СПА) библиотеки и центральным
звеном Автоматизированной
библиотечно-информационной системы
«МАРК». Электронный каталог объединяет
функции алфавитного и систематического
каталога.

Электронный каталог
Библиотеки МГОУ включают в себя
библиографические базы данных:

  • Электронный
    каталог книг (более 20100 записей)

  • Систематическая
    картотека статей (более 24300 записей)

  • Диссертации МГОУ
    (600 записей)

  • Учебно-методические
    комплексы (1694 записей)

Библиотечно-библиографические
классификации.

Итак, библиографические
записи, а значит и карточки, их содержащие,
располагаются в систематическом каталоге
в соответствии с какой-либо
библиотечно-библиографической
классификационной системой.
Библиотечно-библиографические
классификации относятся к

информационно-поисковым
языкам иерархического типа
.

Выражение
содержания документа и/или смысл
информационного запроса на
информационно-поисковом языке называется
индексированием
.

Применительно к
библиотечно-библиографическим
классификациям индексирование означает
присвоение конкретного, составленного
на основе определенной классификации
индекса,
который максимально выражает особенности
документа.

Библиотечно-библиографические
классификации – системы упорядоченного
расположения произведений печати и
некоторых других документов по классам,
подклассам и более дробным делениям в
логической последовательности и
соподчинении на основе их содержания,
формы, назначения и т. п. По
сути, эти классификации являются
классификациями различных отраслей
науки и практической деятельности,
предусматривающими особые средства
для учета особенностей конкретных
документов.

Библиотечно-библиографические
классификации могут быть отраслевыми,
т. е. охватывающими какие-либо отдельные
отрасли знания, и универсальными, т. е.
охватывающими все отрасли знания.
Поэтому, универсальные системы очень
сложны, разветвлены, но при этом постоянно
развиваются, т. к. постоянно

развивается и само
знание. Материальное воплощение
существующая классификационная система
находит в виде издаваемых и переиздаваемых
классификационных
таблиц
.
Переиздание таблиц осуществляется по
мере накопления изменений в классификационной
системе. Действующим
является только последнее

издание
таблиц
.

Сам термин указывает
на то, что библиотечно-библиографические
классификации применяются не только в
библиотечном деле при систематизации
документов и создании систематических
каталогов, но и в библиографии при
систематизации библиографических
записей и построении некоторых
библиографических пособий. Используются
библиотечно-библиографические
классификации также и в издательском
деле.

Досконального
знания библиотечно-библиографических
классификаций от рядового пользователя,
конечно, не требуется. Однако первичное
представление о них полезно, т. к.:

а) на основе принятой
в конкретной библиотеке классификации
(реже — разных классификаций для
систематизации разных документов)
выделяются разделы в систематическом
каталоге, и, ориентируясь в классификации,
легче ориентироваться и в систематическом
каталоге,

б) во многих
библиотеках фонд строится по отраслевому
принципу на основе выбранной классификации,
и в этом случае библиотечные шифры также
базируются на выбранной классификации,
а начальное представление пользователя
о шифрах поможет избежать досадных
ошибок,

в) при публикации
научных работ, издатели часто требуют,
чтобы авторы вместе со своей работой
предоставляли классификационные
индексы. Проставление авторами индексов
требуется при предоставлении диссертаций,

г) электронные
библиотечные каталоги, как правило,
дают возможность поиска по конкретным
индексам одной или нескольких
классификационных систем.

УДК.

Универсальная
десятичная классификация (УДК) –
библиотечно- библиографическая
классификация, разработанная Международным
библиографическим институтом
(непосредственные создатели – П. Отле
и А. Лафонтен) в 1895-1905 гг. Она разработана
на основе Десятичной классификации, но
является вполне законченной самостоятельной
классификацией, значительно отличающейся
от классификации Дьюи. Ныне УДК — 2-я по
распространенности в мире и 1-я по объему
содержания библиотечно-библиографическая
классификация. Она используется в 36-ти
странах (в литературе иногда называются
и большие цифры), причем в 21-ой стране
УДК признается классификацией национальной
библиографии.

Главный принцип
построения этой системы — условное
деление каждого раздела или подраздела
в пределах десяти цифр, что и обусловило
ее название — десятичная. Благодаря
такому делению разделов выстраивается
стройная система соподчинения отделов
от общего к частному. Каждый раздел
обозначается арабской цифрой:

  • 0 —  Общий 
    раздел

  • 1 —  Философия

  • 2 —  Религия

  • 3 —  Общественные
    науки

  • 4 —  Филология

  • 5 —  Естественные
    науки. Математика

  • 6 —  Прикладные
    науки (техника,  медицина, с/х)

  • 7 —  Искусство
    и спорт

  • 8 —  Литература
    и литературоведение

  • 9 —  История.
    География

Каждый из этих
отделов делится на десять более мелких
подотделов путем добавления цифры
справа:

Пример:
5.
— Естественные науки. Математика

  • 51 — Математика

  • 52 —  Астрономия

  • 53 —  Физика

  • 54 —  Химия

  • 55 —  Геология

  • 56 — 
    Палеонтология

  • 57 —  Биология

  • 58 —  Ботаника

  • 59 —  Зоология

В свою очередь
каждый подотдел можно разделить на
более дробные разделы знания. Условные
обозначения каждого отдела и подраздела
называется индексом. Чем дробнее индекс,
тем он обозначает более конкретный
раздел знания. Для удобства прочтения
индексов после каждых трех цифр ставится
точка.

Алфавитно-предметный
указатель

печатается в конце отдельных выпусков
основных таблиц УДК. В нем отражаются
понятия, встречающиеся в разделах
основных таблиц УДК, опубликованных в
данном выпуске. После завершения издания
таблиц УДК публикуется сводный
алфавитно-предметный указатель ко всем
выпускам. Алфавитно- предметный указатель
– это своего рода путеводитель по УДК.
Он в алфавитном порядке содержит названия
понятий, которые образуют рубрики.
Понятия, представленные в нескольких
разделах, образуют в указателе гнездовые
рубрики.

ББК.

Среди
библиотечно-библиографических
классификаций, применяемых в нашей
стране, значительное место занимает
классификация, которая так и называется:
Библиотечно-библиографическая
классификация (ББК). Она имеет статус
национальной классификационной системы
Российской Федерации и в других странах
не используется. Этот статус предполагает,

что в ней глубже
и полнее отражаются проблемы национальной
географии, истории, экономики, права,
языкознания, искусства, литературы,
которые не находят адекватно полного
отражения в международных
библиотечно-библиографический
классификациях. ББК используется как
единственная (либо как основная)
библиотечно-библиографическая
классификация в крупных отечественных
универсальных, а также в гуманитарных
и массовых библиотеках. В технических
же библиотеках, как было сказано выше,
ключевую роль играет УДК.

ТБК

Таблицы библиотечной
классификации

Карточки с
информацией о книгах в систематическом
каталоге группируются согласно принятой
в библиотеке таблице библиотечной
классификации (ТБК).

ОСНОВНЫЕ ДЕЛЕНИЯ
ТБК:

0 Общий отдел

1 Философия.
Психология. Логика

2 Религия

3 Общественные
науки

4 Языкознание.
Лингвистика

5 Естественные
науки. Математика

6 Прикладные науки.
Медицина. Техника

7 Искусство.
Физкультура. Спорт

8 Литературоведение

9 История. География.
Археология

 Художественная
литература.

Библиотечные
шифры.

Библиотечный
шифр – условное обозначение места
хранения документа в виде сочетания
знаков (цифр и/или букв)
.
Библиотечный
шифр
иначе
называется шифром
хранения документа
или
полочным
шифром.
Эти названия
отражают непосредственную зависимость
системы
шифров,
принятой в той или иной библиотеке, от
того, каким образом
организован
в ней фонд, а именно от того, каким образом
расставлен фонд.
Расстановка
фонда может быть формальной, т. е.
осуществленной по

какому-либо
формальному признаку
:
по алфавиту (алфавитная расстановка),
по формату
документов (форматная расстановка), по
времени издания (хронологическая
расстановка), по времени поступления
документов в библиотеку (нумерационная
расстановка)

Другим видом
расстановки фонда является систематическая
расстановка, при которой документы
расставляются по отраслям знания, а
внутри отделов, выделенных по отраслям
– по алфавиту. Выделение отделов фонда
происходит на основе принятой в данной
библиотеке библиотечно-библиографической
классификации. Шифр при систематической
расстановке является, как правило,
комбинацией обозначения отдела фонда
(сокращенного варианта индекса принятой
библиотечно-библиографической
классификации) и авторского знака.

Авторский знак –
условное обозначение начального
буквосочетания первого слова
библиографической записи. При
систематической расстановке фонда в
одном отделе оказываются книги,
родственные по содержанию, однако это
родственность самая общая, т. к. выделение
отделов фонда происходит обычно на
основе самых грубых, не детализированных
делений принятой библиотечно-библиографической
классификации.

Поэтому на
читательском требовании абсолютно
недопустимо указание одного только
шифра без информации о самом документе,
и чем она полнее и точнее, тем лучше. В
карточном библиотечном каталоге шифр
– необходимый элемент библиографической
записи на карточке. Как уже говорилось
чуть ранее, библиотечный шифр (или шифры)
помещается обычно в левом верхнем углу
каталожной карточки.

Таким образом,
шифр
устанавливает связь между библиотечными
фондами и библиотечными каталогами
.
Поиск
документа в фонде
библиотеки
осуществляется по шифрам, указанным на
каталожной карточке,
поэтому
точное и
полное воспроизведение шифров в
читательском требовании обязательно
.

АПУ.

Важную роль в
поиске информации по систематическому
каталогу играет его алфавитно-предметный
указатель
,
содержащий предметные. Алфавитно-предметный
указатель является главным инструментом
поиска в систематическом каталоге, т.
к. для пользователя неочевидно, в каком
разделе каталога собирается информация
по интересующей его теме.

Алфавитно-предметный
указатель к систематическому каталогу
(АПУ) представляет собой алфавитный
перечень предметных рубрик, раскрывающих
содержание отраженных в систематическом
каталоге документов с указанием
соответствующих классификационных

индексов.
После того, как найдена определенная
предметная рубрика, подходящая к теме
поиска, пользователь может обратиться
к разделу каталога, руководствуясь
указанным индексом.

В АПУ часто
указывается не только общая предметная
рубрика, соответствующая какому-либо
понятию, т. е. дается заголовок
предметной

рубрики,
но и приводятся подзаголовки,
отражающие
разные аспекты этого понятия.

Существует быстрый
способ поиска – алфавитно-предметный
указатель (АПУ) к каталогу (аналог поиска
по ключевым словам). В АПУ приводятся в
алфавите наименования основных, ведущих
отраслей знания, частных дисциплин и
отдельных вопросов этих отраслей,
всевозможных научных проблем, отдельных
понятий, предметов, явлений и пр.

Систематический
каталог библиотеки МГОУ.

Предметные
каталоги библиотек.

Одним из видов
библиотечных каталогов является
предметный каталог. Предметный
каталог включает библиографические
записи, расположенные в алфавитном
порядке предметных рубрик. Предметную
рубрику можно рассматривать как элемент
информационно-поискового языка,
содержащий краткую формулировку темы
на естественном языке.

Краткую формулировку темы составляет
какое-либо понятие (как правило, с
последующими уточнениями). Так же, как
и систематический каталог, предметный
каталог позволяет проводить поиск по
определенной тематике, поэтому в
библиотеке обычно имеется либо
систематический, либо предметный каталог
(чаще – систематический каталог). Однако,
несмотря на общность функций, задачи
создания и принципы построения
систематического и предметного каталогов
различаются. Если в систематическом
каталоге карточки с библиографическими
записями документов группируются по
областям знания, с последующей
детализацией, то в предметном каталоге
происходит группировка карточек по
выделенным предметным рубрикам,
содержащим конкретное понятие, при этом
в каждом
разделе предметного каталога,
соответствующем одной предметной
рубрике, может собираться информация
о документах, которые относятся к разным
областям знания, но касаются данного
понятия.
Предметные
каталоги имеют ряд преимуществ перед
систематическими: их более дробное
построение позволяет нередко быстрее
найти материал по узкой теме, а способ
сбора информации под предметной рубрикой
позволяет комплексно подойти к решению
возникшей поисковой задачи.

В библиотеке МГОУ
предметный каталог отсутствует.

Краеведческие
библиотечные каталоги.

Наименее
распространенным видом библиотечных
каталогов являются краеведческие
каталоги. Краеведческий каталог – это
каталог, отражающий документы
краеведческого характера. Наиболее
характерны они для массовых библиотек,
особенно для библиотек, являющихся
головными для Центральной библиотечной
сети города, района, области. В краеведческих
каталогах отражаются документы, связанные
с историей, экономикой, культурой
какого-либо территориального образования.
Особенностью этих каталогов является
отражение не только книг, брошюр,
отдельных местных периодических изданий,
но и отражение статей из журналов, газет,
сборников, а также, иногда, мультимедийных
ресурсов. В библиотеке МГОУ краеведческий
каталог, также как и предметный,
отсутствует.

Картотеки
библиотек.

Наряду с каталогами,
в единую систему каталогов и картотек
библиотеки входят также библиографические
картотеки, обычно ведущиеся сотрудниками
библиографических отделов. В
отличие от библиотечных

каталогов,
библиографические картотеки могут
отражать сведения не

только о
документах из фондов библиотеки, но и
об отсутствующих в

библиотеке
документах
.
Хотя существуют также картотеки, строго
базирующиеся на фонде библиотеки. Еще
одна особенность картотек в

том, что они,
как правило, отражают части документов
(статьи из

журналов,
сборников и т. д.), либо и части документов,
и полные документы (книги, брошюры) в
соответствии с выбранным профилем

картотеки.
Картотеки, отражающие только полные
документы, создаются редко, т. к. полные
документы отражаются в каталогах данной
библиотеки, либо также в каталогах
других библиотек. Таким образом,
библиографические записи на карточках
в картотеках часто содержат аналитические
библиографические описания. Внешнее
оформление картотек подобно внешнему
оформлению библиотечных карточных
каталогов.

Наиболее
распространенными видами картотек
являются:

а) Картотеки статей,

б) Тематические
картотеки,

в) Краеведческие
картотеки,

г)
Специальные картотеки.

В библиотеках
ведутся систематические картотеки
статей. Они являются универсальными по
содержанию, но ограничиваются целями
и задачами, поставленными библиотекой.
Общий объем публикуемых статей огромен,
поэтому какие-либо ограничения отражаемого
материала неминуемы, даже для крупных
библиотек. Ограничения могут касаться
тематического, хронологического и
регионального охвата. Структура таких
картотек аналогична структуре
систематического каталога.

Очень распространенными,
в т. ч. в вузовских библиотеках, являются
тематические картотеки, которые отражают
документы по какой-либо актуальной для
пользователей библиотеки теме. Эти
картотеки могут отражать только статьи,
либо статьи и книги, либо также другие
документы. Тематические картотеки
ведутся иногда много лет и содержат
огромный объем информации.

В пеструю группу
специальных картотек входят ведущиеся
в библиотеках многих вузов картотеки
трудов сотрудников данного вуза.
Картотеки трудов сотрудников включают
обычно все выявленные труды: книги,
брошюры, статьи из журналов и сборников,
доклады на конференциях и пр. По-возможности,
выявляются не только отечественные, но
и зарубежные публикации. Особенностью
этих картотек при грамотном их ведении
можно считать обилие добавочных карточек,
позволяющих проследить работы каждого
сотрудника.

Картотеки
библиотеки МГОУ

Систематическая
картотека статей
отражает
статьи из периодических изданий (газет
и журналов), получаемых библиотекой
МГОУ. Систематическая картотека статей
— базируется на аналитической росписи
периодических изданий. Структура
картотеки аналогична структуре
систематического каталога.

Систематическая
картотека статей раскрывает фонд
периодических изданий по содержанию.
Карточки с информацией о статьях в
картотеке группируются согласно принятой
в библиотеке таблице библиотечной
классификации (ТБК), в обратно
хронологическом порядке.

Справочно-библиографические
фонды библиотек.

В состав
справочно-библиографического аппарата
библиотеки помимо системы каталогов и
картотек входит также справочно-библиографический
фонд библиотеки. Само название этого
фонда показывает, что в нем хранятся
документы библиографического и
справочно-энциклопедического характера.
Справочно-библиографические фонды
называют также справочно-информационными
фондами. Справочно-библиографические
фонды разных библиотек очень различаются
по объему и составу. Наиболее разнообразными
СБФ обладают крупнейшие универсальные
библиотеки страны – РГБ и РНБ.

Основная часть
справочно-библиографического фонда,
либо весь фонд полностью, находится,
как правило, в библиографическом отделе
библиотеки.

Библиографические
указатели и списки. Библиографические
издания.

Библиографическое
пособие – это упорядоченное множество
библиографических записей. Библиографическое
пособие значительного объема со сложной
структурой называется библиографическим
указателем. Библиографическое пособие
с простой структурой (и, как правило,
небольшого объема) называется
библиографическим списком.

Библиографические указатели обычно
построены по систематическому или
предметному принципу, имеют вспомогательные
указатели и списки источников,
использованных для составления указателя.
Библиографические списки слабо
структурированы, библиографические
записи в них располагаются в едином
алфавитном ряду или в хронологическом
порядке (прямом или обратном).

Если библиографическое
пособие издается полиграфическим
способом, то оно называется библиографическим
изданием. Итак, библиографическое
издание –
это библиографическое пособие, выпущенное
в виде отдельного

документа.
Библиографические издания могут
существовать как в виде отдельных книг
и брошюр, так и в виде периодических и
продолжающихся изданий. Подавляющее
число библиографических изданий
представляют собой разные виды
библиографических
указателей
,
поэтому, говоря далее о библиографических
изданиях, мы будем использовать этот
термин.

Библиографические
списки публикуются значительно реже.
Библиографические пособия, опубликованные
в электронном виде, можно считать
электронными
библиографическими изданиями
.
Термин этот, однако, применяется
относительно редко и более подходит
для вполне законченных (не пополняемых
и не обновляемых) отдельных библиографических
ресурсов, чаще распространяемых на
съемных носителях. Для онлайновых
библиографических ресурсов используется
термин библиографическая
база данных
.

Виды библиографических
изданий.

Существует большое
число разных видов библиографических
изданий. Их дифференциация основана на
дифференциации разных видов самой
библиографии.

В справочно-библиографических
фондах библиотек не обязательно могут
быть библиографические издания всех
видов, да и каждый вид представлен в
разном объеме, что определяется профилем
библиотеки. Но ориентироваться в
разнообразии библиографических изданий
пользователю полезно.

Государственные
текущие универсальные библиографические
указатели.

Государственные
текущие универсальные библиографические
указатели выполняют функцию регистрации
отечественных изданий («Книжная летопись»
и др.). Издаются РКП.

Текущие отраслевые
и тематические указатели.

Задача текущих
отраслевых и тематических библиографических
указателей

отражение новых документов по какой
либо отрасли знания
или тематике.
Наиболее полно представлены государственные
текущие
отраслевые
библиографические указатели: Реферативный
журнал ВИНИТИ,
Экспресс-информация
ВИНИТИ, издания ИНИОН.

Текущие указатели
диссертаций, отчетов, депонированных
работ и т. д.

Библиографические
указатели этого вида выполняют функцию
государственной регистрации специальных
видов документов, большая часть которых
относится к неопубликованным.

Ретроспективные
тематические и отраслевые указатели.

Для серьезного
поиска информации по какой-либо теме
важно не только представить сегодняшнее
состояние вопроса, но и посмотреть
информацию о документах прошлых, в т.
ч. недавних, лет издания. Выполнять такую
работу по текущим отраслевым указателям,
последовательно просматривая их годовые
комплекты, можно, но это занимает много
времени. Иногда полезно воспользоваться
уже сделанными библиографическими
указателями, отражающими литературу
по какой-либо отрасли или теме за прошлые
годы. Такие указатели называются
ретроспективными тематическими и
отраслевыми библиографическими
указателями.

Справочные
издания.

Помимо библиографических
изданий в состав справочно-библиографических
фондов (СБФ) библиотек всегда входят
справочные издания. Справочное
издание – это издание, содержащее
краткие сведения научного или прикладного
характера, расположенные в порядке,
удобном для их быстрого отыскания, и не
предназначенное для сплошного чтения.

Справочные издания (за редкими
исключениями) не являются библиографическими
пособиями, но составляют часть СБФ, так
как библиографические отделы библиотек
ведут не только чисто библиографическое,
но и, шире, информационное обслуживание
пользователей. К тому же некоторые
справочные издания (энциклопедии,
некоторые словари и справочники,
биобиблиографические словари) содержат
библиографическую информацию. В
большинстве энциклопедий, например,
библиографические списки помещаются
в конце статей и набираются петитом.
Состав справочной части СБФ разных
библиотек так же, как и состав
библиографической части СБФ, очень
различается от общего объема и профиля
фонда конкретной библиотеки.

Энциклопедии.
Энциклопедические словари.

Важным видом
справочных изданий являются энциклопедии.
Энциклопедии
– справочные издания, содержащие
основные сведения по всем отраслям
знания и практической деятельности или
по какой-либо одной отрасли, изложенные
в виде статей.
Статьи
в энциклопедиях обычно располагаются
в алфавитном порядке, но может быть и
систематическое расположение материала.
В зависимости от охвата материала
различают универсальные (общие),
отраслевые и региональные энциклопедии.

Особым видом
энциклопедических изданий являются
энциклопедические словари. Энциклопедический
словарь – энциклопедия, содержащая
краткие статьи, расположенные в алфавитном
порядке.

Энциклопедические словари бывают
универсальными и отраслевыми. В силу
ограниченного объема энциклопедических
словарей (обычно 1 том, иногда 2 тома,
реже – больше) в них осуществляется
жесткий отбор материала (как отбор самих
статей, так и сведений, помещаемых в
статьях), в универсальных энциклопедических
словарях библиографическая информация
обычно отсутствует.

Универсальные
энциклопедии.

Универсальные
энциклопедии содержат основные сведения
по всем отраслям знания и практической
деятельности. Объем таких энциклопедий
очень велик, а их подготовка и издание
обычно продолжаются многие годы. До
недавнего времени последней по времени
выхода отечественной универсальной
энциклопедией была «Большая Советская
энциклопедия»(БСЭ) в 30-ти томах (1969-1978).

В 2006 г. московским
издательством «Терра» была выпущена
«Большая энциклопедия» в 62-х томах
(объем томов велик, но значительно
меньше, чем объем томов БСЭ). Эта
энциклопедия содержит много полезной
фактической информации и хорошо
иллюстрирована, однако не все в ней
освещается на высоком научном уровне,
а библиографические списки к статьям
отсутствуют. В 2004 г. началось издание
«Большой Российской энциклопедии» в
30-ти томах, которая обещает стать лучшей
и наиболее полной современной отечественной
универсальной энциклопедией. Параллельно
с 2004 г. начато издание «Новой Российской
энциклопедии» в 12-ти томах.

Отраслевые
энциклопедии.

В отраслевых
энциклопедиях
содержатся
важнейшие сведения по отдельным отраслям
знания. Конкретная отрасль знания
освещается в отраслевой энциклопедии
более подробно, чем в универсальной.
Примерами отраслевых энциклопедий
могут служить «Физическая энциклопедия»
в 5-ти томах, выпущенная в 1988-1998 гг.,
«Математическая энциклопедия» в 5-ти
томах (1977- 1985), «Химическая энциклопедия»
в 5-ти томах (1988-1998).

Региональные
энциклопедии.

Иногда выпускаются
региональные
энциклопедии
,
посвященные какому- либо региону и
включающие (полностью или преимущественно)
материал, каким-то образом связанный с
этим регионом, с его природой, экономикой,
историей, культурой. Региональные
энциклопедии обычно посвящены какой-либо
крупной территориальной единице либо
крупному городу, имеющему большое
экономическое и культурное значение.

Энциклопедические
словари.

Энциклопедические
словари
обладают
тем достоинством, что они, в отличие от
больших энциклопедий, издаются оперативно.
Они компактны, удобны в работе, но
содержат значительно меньше информации,
чем энциклопедии. Универсальные
энциклопедические словари в 1-ом или
2-х томах в последние годы издавались и
переиздавались неоднократно. В 80-е гг.
в нашей стране была выпущена целая серия
отраслевых энциклопедических словарей.
Часть этих энциклопедических словарей
представляла собой как бы сокращенное
издание соответствующих отраслевых
энциклопедий (Физический энциклопедический
словарь», «Математический энциклопедический
словарь» и т. д.).

Словари.

Словарь – это
справочное издание, содержащее
упорядоченный перечень языковых единиц
(слов, словосочетаний, фраз, терминов,
имен, знаков), снабженных относящимися
к ним справочными данными.

Существует множество разновидностей
словарей, но, как правило, все они обладают
схожим построением: словарные статьи
предельно кратки и точны и располагаются
в алфавитном порядке (в алфавите того
языка, на котором даются слова, фразы,
термины и т. д., которые поясняются).
Словари составляют часть общего
справочно-библиографического фонда
библиотеки, но далеко не во всех
библиотеках находятся в библиографических
отделах.

Терминологические
словари.

Терминология имеет
большое значение для любой отрасли
науки, являясь ее специфическим языком.
Неправильное употребление или понимание
терминов и понятий, ведет к досадным
недоразумениям, и подчас может породить
серьезные ошибки. Крайне нежелательно
также равноправное существование
множества терминов для определения
какого-либо одного объекта, процесса
или явления, необходима разумная
унификация терминологии. Поэтому очень
полезными справочными изданиями можно
считать терминологические словари.
Терминологические словари содержат
термины какой-либо отрасли знания и их
определения. Пример терминологического
словаря: Терминологический словарь по
электронной технике / [В. Н. Вениаминов,
Г. Н. Грязин, И. П. Жеребцов [и др.]]; под
ред. Г. Н. Грязина, И. П. Жеребцова. – СПб.
: Политехника, 2001.

Языковые словари
одноязычные.

Языковые словари
содержат
перечень лексических единиц с их
характеристикой или переводом на другой
язык (или другие языки). Одноязычные
словари
содержат
только характеристики лексических
единицкакого-либо языка (их правописание,
значение, словоупотребление, происхождение
и т. д.). Существует великое множество
одноязычных словарей: орфографические,
орфоэпические, ударений, толковые,
этимологические, словообразовательные,
фразеологические, частотные и др.

Дву- и многоязычные
словари.

Дву- и многоязычные
словари
содержат
перевод лексических единиц одного языка
на другой язык (или на другие языки).
Наиболее полные двуязычные словари
принято называть большими.
Выпускаются учебныесловари,
обычно небольшого объема, но нередко
содержащие подробные словарные статьи
и методические рекомендации. Особой
разновидностью таких словарей являются
разговорники, содержащие только бытовую
лексику и издающиеся в качестве пособий
для общения с носителями иностранного
языка. Дву- и многоязычные словари бывают
общими и отраслевыми. Общие словари
помимо традиционных могут быть также
фразеологическими, словообразовательными,
синонимов, частотными, иллюстрированными
и др. Отраслевые словари посвящены
лексике, применяемой в какой-либо отрасли
науки или практической деятельности,
либо употребляемой в конкретной научной
тематике.

Словари сокращений.

Особой разновидностью
языковых словарей являются словари
сокращений, которые могут быть как
одноязычными, так и двуязычными. Они
расшифровывают значение аббревиатур,
что, не прибегая к этим словарям, бывает
сделать иногда очень нелегко.

Биографические
и биобиблиографические словари.

Биографические
словари

содержат сведения о жизни каких-либо
лиц. Иногда такие словари бывают общими,
но чаще круг лиц, биографии которых
приводятся в словаре, сужен в большей
или меньшей степени. Например: ученые,
писатели или физики, русские писатели,
или физики- лауреаты Нобелевской премии,
русские писатели XIX века. Биографические
словари часто очень информативны, они
могут включать большой иллюстративный
материал, содержать интересную
библиографическую информацию. Однако
уровень различных биографических
словарей, издающихся ныне, резко
различается: от строго научного до
невыдерживающего никакой критики.

Биобиблиографические
словари

помимо биографий лиц, содержат большую
библиографическую информацию. Обычно
это библиографические списки трудов
этих лиц и литературы об их жизни и
деятельности.

Справочники.

К числу справочных
изданий наряду с энциклопедиями и
словарями относят собственно справочники.
Справочник
– это справочное издание, носящее
прикладной, практический характер,
имеющее систематическую структуру или
построенное по алфавиту заглавий статей.
Следует
отметить, что подавляющее число
справочников не входит в
справочно-библиографические фонды
библиотек, а находятся в основной части
фонда, т. к. многие справочники по своему
содержанию и структуре сравнительно
мало отличаются от обычных, не справочных
книжных изданий.

Справочно-библиографический
фонд библиотеки МГОУ.

Справочно-библиографический отдел
(СБО) является центром справочно-библиографического
обслуживания в библиотеке. В структуре
библиотеки МГОУ 2 СБО, расположены по
адресу: ул. Радио, д.10-А, кор.2, каб.60, М.О.,
г.Мытищи, ул.Веры Волошиной,24

В ведении отдела
находятся:

  • Фонд библиографических
    пособий, справочников и энциклопедических
    изданий;

  • Систематическая
    картотека статей (СКС), содержащая
    роспись отечественных журналов и
    сборников.

Основные задачи
отдела:

  • Справочно-библиографическое
    обслуживание читателей;

  • Пропаганда
    библиотечно-библиографических знаний
    среди студентов университета;

  • Создание
    справочно-библиографического аппарата
    (СБА) отдела;

Отдел  обслуживает
все категории читателей, выдавая им
издания из фонда отдела в читальный
зал, осуществляет информационное
обслуживание читателей на базе
справочно-библиографических ресурсов,
 проводит занятия по «Основам
библиографии» для студентов всех
факультетов.

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО
ОТДЕЛ
осуществляет:

  • помощь в тематическом
    поиске с использованием баз данных
    электронного каталога библиотеки,
    традиционных карточных каталогов и
    картотек;

  • фактографический
    поиск информации (уточнение сведений
    о фактах, явлениях, событиях);

  • уточнение
    библиографического описания документа,
    указание полных стандартных
    библиографических данных о документе;

  • адресно-библиографическое
    информирование, установление
    местонахождения издания;

  • по индивидуальным
    запросам присвоение индексов УДК и ББК
    на статьи, книги;

  • обучение основам
    библиотечно-библиографических знаний;

  • проведение выставок
    и открытых просмотров.

Справочно-библиографические
отделы и службы библиотек.

Основная часть
справочно-библиографического фонда
библиотеки (или СБФ полностью) находятся
в ведении библиографических отделов
или библиографических служб.

Главная функция
библиографических подразделений –
максимально полное и оперативное
удовлетворение информационных
потребностей своих пользователей. Их
конкретная работа определяется профилем
библиотеки и особенностями контингента
пользователей. Библиографы выполняют
библиографические справки, проводят
различные выставки, занимаются ведением
картотек и, как правило, составляют
библиографические указатели и списки,
а в последнее время ведут библиографические
базы данных. Во многих современных
библиотеках библиографы участвуют в
пополнении электронных каталогов и
подготовке библиографической информации
для библиотечных сайтов, ведут так.
наз.виртуальные справочные службы.

Специальность «Оборудование и технология сварочного производства»

Практическая работа по дисциплине «Введение в специальность»

«Работа с систематическими и алфавитными каталогами библиотеки»

1 Цели занятия

1.1 Проверка знаний и контроль за самостоятельной работой учащихся, обсуждение предложенных в плане проблем темы.

1.2 Развитие познавательной активности учащихся, их способности к аналитическому мышлению, умений разбираться в существе проблем, делать обоснованные выводы.

1.3 Раскрытие сущности библиотечных каталогов.

1.4 Обучение работы с алфавитным каталогом.

1.5 Обучение работы с систематическим каталогом.

1.6 Воспитание положительного отношения к знаниям и чувствам ответственности при изучении темы.

2 Литература

2.1 Воронько К.Л. Организация библиотечных фондов и каталогов. М.: «Книга», 1981. – 328 с.

3 Методическое обеспечение

3.1 Методическая разработка практической работы

4 Последовательность выполнения работы

4.1 Изучить рекомендуемую литературу до практической работы.

4.2 Изучить теоретическое обоснование выполнения практической работы.

4.3 Рассмотреть предлагаемые вопросы.

4.4 Дать ответ преподавателю на предлагаемые вопросы.

5 Теоретическое обоснование

Значение каталогов.

Каталог – слово греческое. В переводе на русский язык оно означает список.

Библиотечные каталоги – перечни произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленные по определенным принципам и предназначенные для раскрытия состава или содержания библиотечных фондов. Они могут быть реализованы в карточной или машиночитаемой форме, на микроносителях, а также в форме книжного издания.

Библиографические описания произведений печати расположены в них в определенном порядке. Название каждого каталога зависит от способа группировки в нем описаний, от назначения каталога и других признаков.

Каталоги обеспечивают возможность разыскания и выбора книг и являются средством воспитания, образования, и активно пропа­гандируют произведения печати и другие документы, входящие в фонд библиотеки.

Знакомясь с фондом по книгам, стоящим на полках, читатель не получает полного представления о содержании фонда. Кроме того, надо учитывать, что немалая часть произведений печати всегда находится у читателей. В каталогах каждое издание может быть отражено в соответствующих отраслях знания. Поэтому каталоги могут полностью раскрыть перед читателями содержание фонда, таким образом способствовать осуществлению руководства чтением, пропаганды литературы и помогать в выборе нужных книг.

Если книга написана двумя, тремя авторами и более, она также будет расположена на полке в одном месте (либо под фамилией первого автора, либо под заглавием); каталоги же помогут читателю разыскать ее и в том случае, если он забыл фамилию первого автора, а помнит фамилию второго (третьего) или фамилию автора тогда, когда книга поставлена в фонде под заглавием.

В ряде каталогов библиографические описания собраны в определенной системе. Она легко обозрима сама по себе, с помощью целого ряда указаний (отсылок и ссылок) в ней связаны близкие по содержанию темы. Отсылки оповещают читателей, интересую­щихся, например, историей войн и сражений, о том, что книги по этому вопросу надо искать среди исторической литературы. Каталог расширяет представление читателей о системе знаний, привлекает их внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, т.е. содействует самообразованию.

Правильно оформленное требование на книгу, заполненное по каталогам, в крупных библиотеках, где основной фонд закрыт для читателей, во много раз ускоряет разыскание издания в фонде и выдачу его читателю, так как указывает его местонахождение в книгохранилище.

Не меньшее значение имеют каталоги во внутренней работе библиотеки. Они нужны для комплектования фонда, обработки новых поступлений и очистки фонда от устаревших изданий, при подготовке массовых мероприятий. Без хорошо организованных каталогов невозможна справочно-информационная работа библиотеки.

Библиотечные каталоги занимают значительное место в системе обслуживания читателя и являют­ся помощником библиотекаря в его работе.

Организация каталогов начинается с составления библиографи­ческого описания произведения печати, его части или группы про­изведений. Для того, чтобы организовать из отдельных библиогра­фических описаний каталог, их надо расположить (сгруппировать) в определенном порядке.

В теории и практике библиотечного дела определились три основных вида каталогов по способу группировки библиографиче­ских записей:

1) в порядке строгого алфавита авторов и заглавий произведений печати;

2) в систематическом порядке отраслей зна­ния;

3) в алфавите предметов и понятий, составляющих содержа­ние книги. Отсюда и названия каталогов: алфавитный, систематиче­ский и предметный.

При организации описаний в алфавитном каталоге совершенно не принимается во внимание содержание книг, и поэтому книги самой разнообразной тематики оказываются в нем рядом.

t1591123645aa.gif

Рисунок 1 – Ящик алфавитного каталога. Ящик систематического каталога

По алфавитному каталогу, если читателю известны автор и за­главие произведения, можно установить: есть ли в библиотеке кон­кретная книга и узнать, какие произведения того или иного автора имеются в библиотеке.

Систематический каталог группирует описания книг по содержа­нию сначала по отраслям знаний, а в пределах отрасли описания выстраиваются в логический ряд в порядке соподчиненности от общих понятий к более частным, например:

Естественные науки

Физико-математические науки

Математика

Элементарная математика

Теория чисел

Арифметика

Систематический каталог отвечает на вопросы о том, какие кни­ги по той или иной отрасли знания, проблеме, теме есть в библио­теке.

В предметном каталоге, как и в систематическом, за основу берется содержание книги, но, в отличие от систематического, груп­пировка материала производится в нем по узким вопросам (предме­там) вне зависимости от того, с какой точки зрения этот предмет рассматривается. Так, например, в систематическом каталоге кни­ги по географии могут быть отражены в нескольких разделах: под­разделе «география»; «зоология», если это география животных; «ботаника», когда речь идет о распространении растений на земле; «сельское хозяйство» — география почв, и в других отраслях зна­ния. В предметном каталоге произведения печати по этим вопросам соберутся под предметной рубрикой «География». Описания распо­ложены в нем по алфавиту предметов, а своим построением пред­метный каталог напоминает энциклопедический словарь.

Стиль

Стирка домашняя

Столбняк

Столярные работы

Стоматология

Страноведение

Стратегия

Предметный каталог очень важен для справочных целей, так как отвечает на вопрос, какие книги есть в библиотеке по опреде­ленному, часто узкому предмету.

Он находит применение (наряду с другими видами каталогов) главным образом в специальных библиотеках, тогда как алфавит­ный и систематический каталоги должны быть в каждой библио­теке.

t1591123645ab.gif

Рисунок 2 – Ящик предметного каталога

Существуют также каталоги филиалов и отделов библиотек. На карточках, кото­рые включены в центральный каталог, есть пометки — сиглы, сообщающие библиотекарям и читателям, какой именно отдел или филиал имеет нужное из­дание.

По назначению каталоги можно разделить на читательские и служебные.

В одном и том же каталоге могут сочетаться разные при­знаки: учетный каталог – не только каталог специального назначения, но и центральный, служебный и алфавитный.

Кроме каталогов библиотеки составляют систематические картотеки статей, где описания группируются так же, как и в систематическом каталоге, и тематические картотеки по актуальным вопросам.

Каждая библиотека должна иметь все перечисленные виды каталогов. Чем больше библиотека, чем сложнее состав ее фондов, тем разнообразнее виды каталогов. Но ни одна библиотека не может обойтись единственным каталогом, пото­му что один каталог не может дать ответ на все запросы читателей. Следовательно, каждая библиотека, как бы малочисленны ни была ее фонды, должна иметь несколько каталогов, которые в совокуп­ности раскрывали бы фонд с разных точек зрения и позволяли удовлетворять запросы читателей с наибольшей полнотой и быст­ротой.

В библиотеках должна быть продуманная систе­ма каталогов, при которой каждый из них в отдельности и все вместе помогали бы читателям в выборе литературы по всем инте­ресующим их вопросам, способствовали пропаганде лучших книг, повышали качество обслуживания читателей, экономили время на разыскание книг.

Алфавитные каталоги занимают значительное место в справочно-информационном обслуживании читателей.

Карточки в алфавитном каталоге расставляют в порядке строгого алфавита начальных слов описания, поэтому он дает точный ответ на такие основные вопросы:

1) есть ли в библиотеке конкретная, заранее известная читателю книга;

2) какие книги того или иного автора имеются в библиотеке.

Вместе с тем, разыскивая по каталогу книгу, можно узнать, какими изданиями она представлена в фонде (если на карточках сделаны соответствующие записи), познакомиться с теми произведениями автора, которые ранее не были известны, потому что только в алфавитном каталоге все описания произведений одного автора собраны вместе в независимости от их содержания. Алфавитный каталог также может помочь читателям в тех случаях, когда знают фамилию не первого, а второго или третьего автора книги, дать информацию о редакторах, переводчиках, иллюстраторах, исполнителях.

Только алфавитный каталог может раскрыть фонд по авторскому признаку.

Шифры, указанные на лицевой стороне карточек, связывают каталог с фондом и помогают читателям и библиотекарям найти книгу на полке.

Алфавитный каталог является основой справочного аппарата библиотеки не только поточу, что он отвечает на указанные запросы читателей по ЦБС в целом, ЦБ и в филиале, но и потому, что он необходим библиотекарям для внутренней работы. Служебные библиотечные пометки связывают всю систему каталогов библиотеки. Они дают сведения о наличии добавочных и аналитических описаний в картотеках библиотеки. Полный индекс указывает место карточек на эту же книгу в систематическом каталоге, предметная рубрика – в предметном. Алфавитный каталог осведомляет о количестве экземпляров данного издания.

Обрабатывая новые поступления, библиотекарю необходимо сверять вновь поступившие книги с алфавитным каталогом для того, чтобы установить, были ли в библиотеке предыдущие издания или не является ли книга дублетом ранее поступившей. В первом случае такая сверка поможет предотвратить ошибку при систематизации книги, а во втором – избавить библиотекаря от необходимости писать на нее карточку. Достаточно будет включить сведения о поступлении в уже имеющуюся карточку.

Не меньшее значение имеет алфавитный каталог и при докомплектовании фонда. Сведения о количестве имеющихся в библиотеке экземпляров подскажут библиотекарю, сколько книг нужно докупить, для какого структурного подразделения, а само описание поможет уточнить данные о намеченном к приобретению издании.

Сведения о количестве имеющихся в библиотеке книг и их местонахождении необходимы при исключении литературы из фондов библиотеки, т.к. библиотекарю в этом случае нужно изъять все экземпляры книги из отделов и филиалов.

Алфавитный каталог используют в справочно-библиографической работе для справок, связанных с разысканием определенных книг составления памяток и обзоров произведений определенного автора и другим вопросам.

Алфавитный каталог в некоторых случаях помогает подготовить массовые мероприятия, посвященные, например, творчеству писателя или поэта.

Алфавитный каталог включает:

1 Основные описания

1.1 Под заголовком:

а) книги 1,2,3 авторов (составителей);

б) под коллективным автором.

1.2 Под заглавие:

а) книги 4,5 и более авторов;

б) книги, изданные без указания авторов;

в) сборники с общим заглавием;

г) книги, имеющие составителей, но описываемые под заглавием;

д) конституции, законы, кодексы и сборники законов.

2 Вспомогательные описания

2.1 Добавочные:

а) подзаголовком – на соавторов, редакторов, художников-иллюстра-торов, на коллективного автора и др.;

б) назаглавие:

– при описании книг, имеющих авторов (составителей);

– при описании официальных изданий – на характерное название.

2.2 Аналитические.

3 Вспомогательные карточки

3.1 Справочные – на типовое заглавие при описании официальных изданий;

3.2 Ссылочные – от неупотребляемого заголовка описания к принятому в каталоге.

Правильное оформление каталога создает условия для пропаганды литературы, актуальной и ценной в научном и художественном отношении, а также облегчает читателю ориентировку в каталоге. От оформления каталога в значительной степени зависит эффективность его использования. Разделители и надписи на каталожных ящиках, с помощью которых оформляется каталог, вместе с продуманной расстановкой карточек обеспечивают доступность каталога, быстроту и простоту разыскания нужного материала.

В алфавитном каталоге применяются несколько видов разделителей: буквенные, слоговые, словарные и именные. Удобнее для буквенных разделителей использовать разделительные карточки с небольшим выступом посередине, для слоговых и словарных, – с выступами слева и справа, а для именных – с широким выступом посередине.

Словарным разделителем можно выделять не только слова, но и распространенные фамилии, а также заглавия отдельных произведений.

Целесообразно придерживаться единой формы разделителей в каталоге.

Разделители для каталога должны быть хорошо оформлены. Надписи на них следует делать библиотечным подчерком. Еще лучше, если текст будет напечатан.

Учитывая, что читатели часто не запоминают фамилии авторов и спрашивают книгу, называя только ее заглавие, к алфавитному каталогу целесообразно иметь указатель заглавий произведений художественной литературы. Он состоит из вспомогательных карточек, в которых указано заглавие произведения и фамилия его автора. Карточки в каталоге расставляют в порядке алфавита заглавий книг.

Систематический каталог играет важную роль в работе библиотеки. Построенный на основе «Таблиц», он раскрывает фонд по содержанию и отвечает на наиболее часто возникающий у читателей вопрос: какие книги есть в библиотеке по той или иной отрасли знания, по тому или иному вопросу?

Карточки в систематическом каталоге так же, как и книги на тюрках, расставляются по отраслям знания. Однако это вовсе не означает, что в библиотеках, где существует открытый доступ чита­телей к книжным фондам, роль систематического каталога умень­шается. Этого не происходит:

1) потому, что издания мно­гостороннего содержания стоят в фонде, за очень редкими исклю­чениями, только в одном отделе, тогда как в систематическом ката­логе они могут быть показаны в разных отраслях знания;

2) потому, что значительная часть фонда находится не на полках, а на руках у читателей;

3) дробность делений на полках и в каталогах неодинакова. Систематический каталог представляет читателю фонды в значительно более узких аспектах.

Особенно возрастает роль каталога в условиях централизации библиотек, так как центральный систематический каталог раскры­вает по содержанию единый, обширный фонд всех структурных под­разделений объединенной библиотеки, показывая круг изданий, которых нет в данном подразделении, но которым может восполь­зоваться читатель.

Значение систематического каталога в массовых библиотеках определяется тем, что он ориентирует читателя в истинном соотношении явлений, предметов, понятий, составляющих содержание книг, правильно и научно обоснованно группирует материал.

Систематический каталог является важным источником поиска читателями необходимых им книг. Он ненавязчиво рекомендует книги читателям, являясь в какой-то мере средством руководства чтением.

Просматривая в каталоге раздел или отрасль знания, которые его интересуют, читатель имеет возможность (особенно, если кар­точки аннотированы) выбирать наиболее интересные с разных то­чек зрения книги: новую литературу, если он достаточно знаком с темой, или популярные книги, когда только начинает интересо­ваться тем или иным вопросом.

Систематический каталог, если он правильно орга­низован, может показать читателям, особенно занимающимся самообразованием, новые проблемы, темы, смежные отрасли зна­ния. Читателю, который интересуется эстетикой быта, каталог с помощью ссылки на разделителе подскажет, что дополнительно к этому вопросу можно прочитать книги по декоративно-прикладно­му искусству.

Справки по тематическим запросам читателей выдаются, преж­де всего, исходя из фактически имеющегося фонда по всем отрас­лям знания не только в центральной библиотеке, но и ее филиалах, что дает основание считать каталог той базой, на основе которой осуществляется справочно-библиографическое обслуживание чита­телей и разыскание изданий, с помощью работника библиотеки (или самим читателем).

Таким образом, систематический каталог можно считать источ­ником информации о книгах, имеющихся в библиотеке.

Систематический каталог оказывает большую помощь библиотекарям во внутренней работе. По каталогу работники библиотек ведут целенаправленное постоянное изучение книжного фонда, вы­ясняют, в какой мере его состав соответствует задачам библиотеки и запросам читателей, как укомплектованы сама центральная биб­лиотека и ее филиалы по различным отраслям знания, учитывают пробелы, устанавливают где и какие из них нужно ликвидировать в первую очередь, в каком направлении вести пополнение библио­теки новой литературой, т. е. каталог помогает в комплектовании и докомплектовании книжного фонда.

Значением систематического каталога и обусловлены требова­ния, которые предъявляются к его содержанию и оформлению: идейная направленность и научная объективность в оценке и отбо­ре материала и информации о книгах, соответствие уровню совре­менного состояния науки.

Выполнение этих требований последовательно осуществляется:

1) в отборе рубрик;

2) в построении (структуре) каталога;

3) в его оформлении;

4) в наполнении рубрик;

5) в расстановке карточек за разделителями.

Оформлять каталог лучше разделителями одного цвета, исполь­зуя другие цвета или оттенки для определенных ступеней деления в тех случаях, когда недостает разнообразия форм.

На выступе разделителя пишут рубрику: индекс и название де­ления. Если название не помещается на одной строке, его переносят на следующую, оставляя индекс свободным.

При оформлении разделителей большое значение имеет правильная четкая терминология, ее соответствие общепри­нятым научным формулировкам. Поэтому надо следить за всеми изменениями, которые печатаются в методических карточках, и своевременно вносить их в каталог.

Если перечень не умещается на одном разделителе, его продол­жают писать на следующем (втором, третьем и т. д.), срезав выступы.

На обороте второй и последующих карточек разделителя пишут индекс, указанный на первой карточке, с тем, чтобы знать, продол­жением чего они являются.

Отсылать читателя нужно к реально существующим делениям каталога.

Отсылки и ссылки размещают в правой части разделителя: сначала отсылки в порядке следования отделов, а затем в том же по­рядке ссылки.

Может случиться так, что на разделителе будут указаны основ­ные деления, отсылки и ссылки или дан только перечень основных делений или, наоборот, только отсылки и ссылки. В последних случаях место, предназначенное для тех или иных записей, следует оставлять свободными.

Сокращения слов (кроме «см.» и «см. также») на разделителях не допускаются.

6 Проверь себя: вопросы для обсуждения

6.1 Дать определение понятию «каталог».

6.2 Дать определение понятию «библиотечные каталоги».

6.3 Раскрыть сущность библиотечных каталогов.

6.4 Дать определение понятию «алфавитный каталог».

6.5 Раскрыть сущность алфавитного каталога.

6.6 Дать определение понятию «систематический каталог».

6.7 Раскрыть сущность систематического каталога.

6.8 Раскрыть сущность предметного каталога.

Оформление систематического каталога

Систематический каталог, как и алфавитный, оформляют разделителями, но здесь не соблюдается формальное количество карточек за разделителем (50-100). Разделители соответствуют логическому построению таблиц классификации, иногда за ним может находится две-три карточки, но это необходимо для соблюдения логики подчинения делений каталога.

Применяются разделители разного размера и разного цвета, центральные (с выступом в центре) и боковые: правые (с выступом справа) и левые (с выступом слева).

Центральные используются для выделения отрасли знания, науки или крупного отдела или раздела, правые и левые – для выделения литературы внутри крупного отдела или раздела. На разделителе указывается индекс и название раздела,  рубрики.


Рис. 1. Центральный разделитель крупного отдела

               с перечнем основных разделов

Рис. 2. Боковой разделитель

Рекомендуемые материалы

Первоначально выбранная форма разделителей для отделов различной дробности должна быть выдержана во всем каталоге. Разделители со срединным выступом используются для делений первой, второй, иногда третьей ступени. Левосторонние разделители – для четвертой и пятой ступени, правосторонние для шестой и последующих ступеней.

На выступе разделителя систематического каталога указывается индекс и формулировка данного деления каталога. На поле разделителя могут даваться ссылки (<см. также>) и отсылки к другим делениям каталога (<см.>), ориентирующие читателя в смежных вопросах. Например, на выступе разделителя «28.5 Ботаника», а справа на поле разделителя даны отсылки: Астроботаника см. 22.654; Палеоботаника см. 28.15; Фитопатология см. 44.7.

Иногда внутри разделов каталога материал распределяется путём применения не цифровых, а словесных обозначений, в первую очередь это касается персоналий. Например, в истории литературы практически во всех делениях и русской и зарубежной литературы на разделители вынесены фамилии писателей, разделители расположены в алфавите фамилий, за каждым из них мы найдете издания именно об этом писателе.

На ярлычке каталожного ящика не могут быть перечислены все индексы делений, входящих в него. Чаще всего указываются через тире индексы первого и последнего разделителей, иногда перечисляются основные деления.

Например:

26.221 — 26.222.82

Океанология. Природный лед. Ледники.

  1. Техника

Технические науки

34.6 – 34.96

Вам также может быть полезна лекция «10 — Саванны и субтропические леса».

В ряде разделов СК целесообразно выделить описания документов биографического характера. Если описаний документов об одной персоналии окажется значительное количество, то вводится безындексная рубрика, на которой пишутся данные о персоналии. Такой разделитель можно выделить цветной полосой и разместить на нем текст: «Карточки на книги биографического характера расставлены в порядке алфавита биографируемых лиц».

Над систематическим каталогом также помещают планшеты в помощь читателям:

· перечень основных делений Таблиц библиотечно-библиографической классификации;

· алгоритм поиска по алфавитно-предметному указателю к СК;

· алгоритм поиска по систематическому каталогу.

План
библиотечно-библиографического урока (5-6 класс)

Тема занятия:
Алфавитный и систематический каталог

Тип
занятия:
совершенствование знаний, умений и
навыков.

Вид
занятия:
смешанный
(беседа, практическая работа: игровая часть).

Цель
занятия:
Закрепление знаний учащихся о
библиотечных каталогах.

Задачи:

·      
обучающая:
выработать навыки и умения работы с каталогами при поиске литературы;

·      
развивающая:
дать возможность учащимся проявить свои творческие способности.

Обеспечение
занятия:

·      
технические средства обучения: ПК,
медиапроектор, экран;

·      
раздаточный материал: индивидуальные
задания для команд; буклеты (памятки для учащихся);

·      
наглядные пособия: презентация;
информационные листы с высказыванием великих людей;

·      
литература: 

1.
Агафонова Л.А. Что такое библиотечный каталог?/

Л.А. Агафонова// Читаем, учимся, играем.-
2007.- №8.- с. 62-66

2.
Библиотечные уроки. Выпуск 2.- М.: Глобус, 2008.- 160с.

Ход
учебного занятия

№ п/п

Этапы

Время

Содержание
деятельности библиотекаря и учащихся

1.

Орг.
момент

5
минут

Приветствие.
Сообщение темы и цели урока

2.

Работа
по теме занятия

35
минут

1.     Беседа
о библиотечных каталогах с использованием презентации

2.     Конкурс
№ 1 «Библиотечное лото»

3.     Конкурс
№ 2 «Найди книгу в алфавитном каталоге»

4.     Конкурс
№ 3 «Найди книгу в систематическом каталоге»

3.

Подведение
итогов

5
минут

Объявление команды-победительницы

Ход
занятия

Библиотекарь:
 Здравствуйте! Дорогие ребята мы приветствуем Вас в
стенах нашей библиотеки. Английский государственный деятель Бенджамин
Дизраэли говорил: Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто
располагает лучшей информацией.
Нельзя не согласиться с этим высказыванием. 
А что же такое информация?

Ответы
детей:
сведения,  знания о чем-либо.

Библиотекарь:
Вся жизнь человека состоит из процессов получения
информации и ее применения.

 Вопрос
учащимся:
Что является источником информации? 

Ответы
детей:
телевидение, радио, интернет, газеты и
журналы, книга  –традиционный носитель информации.

Библиотекарь:
Объем информации, которую сможет удержать в голове
человек, чрезвычайно мал, поэтому без библиотек современный человек испытывал
бы огромные трудности.

Для
поиска нужной информации в каждой библиотеке имеется каталог.       Ребята, вы
уже знакомы с библиотечными каталогами. Сегодня мы с вами вновь поговорим о
библиотечных каталогах и проверим ваши знания на практике, но не скучными и
трудными контрольными, а веселыми и интересными конкурсами.

    
Тема нашего занятия: Алфавитный и систематический каталог.

    
Цель урока: закрепить знания учащихся о библиотечных каталогах.

    
У каждого из вас  на столе лежит таблица с двумя колонками: первая колонка
называется «Термины», а вторая «Определения терминов» (приложение
№ 1)
.

Обратите
ваше внимание, что первая колонка пустая. Ваша задача слушать меня внимательно
и в ходе нашей беседы к определениям записать соответствующие термины.

     
Каталог – представляет собой перечень книг, имеющихся в
библиотеке. Он  состоит из каталожных карточек, на которые записывают каждую
поступившую в библиотеку книгу. В переводе с греческого каталог означает
«список».

Каталожная
карточка несет информацию о книге.             

Вопрос
учащимся:
Что мы узнаем из карточки?

Ответы
детей:
Автора книги; как она называется
(название книги); в каком городе ее создали; в каком издательстве она родилась;
сколько в книге страниц.

Библиотекарь:
Итак, все самые важные данные помещаются на карточку.

Вопрос
учащимся:
А откуда эти данные берутся?

Ответы
детей:
Из книг (с титульного листа книги).

Библиотекарь:
Но кроме этих сведений вам необходимо знать
местонахождение книги на полке, то есть ее адрес. Таким адресом является шифр
книги.

Шифр
на каталожной карточке помещается в верхнем левом углу и записывается в виде
дроби.

    
Шифр
, состоит из индекса и авторского
знака
, где индекс указывает отдел, в котором находится книга, а авторский
знак
служит для расстановки книг по алфавиту. Таким образом, каждая книга
получает определенное место.

Каталоги
в библиотеке бывают двух видов: алфавитный и систематический каталоги.   В чем
же их отличие?

    
Алфавитный каталог-
каталог, в котором
карточки расставлены по алфавиту фамилий авторов и названий произведений.

    
Систематический каталог –
каталог, в котором
карточки расставлены по отраслям знаний (по литературе, математике, географии,
музыке и т.д.). Каждая отрасль знания имеет свой индекс.

    
Пользование систематическим каталогом облегчает алфавитно-предметный
указатель (АПУ), 
с которого и нужно начинать поиск. В нем, на карточках,
указываются предметная рубрика и раздел каталога (индекс), в котором следует
искать нужную книгу. АПУ является «ключом» к систематическому каталогу.

Вопрос
учащимся:
Что можно узнать с помощью каталога?

Ответы
детей:

·       
есть ли в библиотеке нужная нам книга,
если известен ее автор и название;

·       
уточнить заглавие книги, если автор
известен;

·       
какие произведения данного автора имеются
в библиотеке;

·       
год издания, объем книги, издательство.

Библиотекарь:
А сейчас, мы начинаем наш турнир, который
называется                              «С каталогами на «ты». В турнире
участвуют  три команды.  Каждой команде я раздам задания по сегодняшней нашей
теме. За правильность и быстроту ответов, команда получает 5 баллов. Если ответ
неправильный или неполный, то право ответа предоставляется  другой команде. В
конце  урока мы подведем итог и узнаем, кто лучше усвоил материал, какая команда
действительно на «ты» с каталогом.

    
Итак, мы начинаем. Вам сейчас предстоит показать свои знания в конкурсе,
который называется: «Библиотечное лото».

(прежде
чем проводить данный конкурс, нужно у детей забрать таблицу с терминами,
которую они заполняли во время беседы)

Конкурс 1: «БИБЛИОТЕЧНОЕ
ЛОТО»

    
Каждая команда получает набор карточек (приложение № 2): на одних будут
написаны термины, на других — определения этих терминов. Ваша  задача: 
совместить карточки так, чтобы термин соответствовал с определением. Время на
выполнение этого задания – 5 минут.

Конкурс 2: «НАЙДИ КНИГУ В
АЛФАВИТНОМ КАТАЛОГЕ»

Переходим
ко второму конкурсу, который называется «Найди книгу в алфавитном каталоге».
Этот конкурс поможет узнать, насколько хорошо вы умеете пользоваться алфавитным
каталогом. Выполняет один представитель из команды, которому выдается карточка
с заданием (приложение № 3).

(Чтобы
игроки не мешали друг другу, задания должны быть составлены на разные буквы
алфавита).

Пока
эти участники выполняют задание по каталогу, команды отвечают на вопросы
викторины «Библиотечный калейдоскоп». Вопросы на скорость, за правильный
ответ – 1 балл.

Викторина «Библиотечный
калейдоскоп»

1.    
Хранилище книг (библиотека)

2.    
Как называется место, где печатают книги и
газеты (типография)

3.    
В Древней Руси для письма использовали (береста)

4.    
Вспомните, какая страна является родиной
бумаги (Китай)

5.    
Начальный лист книги, на котором печатают
основные сведения о книге (титульный лист)

6.    
Отдел библиотеки, в котором книги выдают
на дом (абонемент)

7.    
Библиотечный документ установленного
образца, назначенный для индивидуального учета читателей и выданной литературы (читательский
формуляр)

8.    
Кто написал сказку о Золотой рыбке (А.С.
Пушкин)

9.    
Книга, в которой собраны необходимые
сведения по определенным вопросам  (справочник)

10.   Какие
виды справочной литературы вы знаете (словари, справочники, энциклопедии)

11.  Что
нам особенно нужно для занятий в читальном зале (тишина)

12.  Полоска
из картона, которая вкладывается в книгу для того, чтобы отметить нужную
страницу (закладка)

13.  Бумажная
обложка, надетая поверх переплета книги (суперобложка)

14.  Отступ
в начале строчки, начало абзаца (красная строка)

15.  Куда
мы спешим, если нам хочется почитать интересную книгу или дополнительный
материал для урока (библиотека).

Конкурс 3: «НАЙДИ КНИГУ В
СИСТЕМАТИЧЕСКОМ КАТАЛОГЕ»

Переходим
к третьему конкурсу, который называется «Найди книгу в систематическом
каталоге»
. Этот конкурс поможет узнать, насколько хорошо вы умеете
пользоваться систематическим каталогом. Выполняет один представитель из
команды, которому выдается карточка с заданием (приложение № 4).

(Чтобы
игроки не мешали друг другу, задания должны быть составлены на разные разделы
систематического каталога).

Пока
участники выполняют задание, предлагаю остальным участникам команд игру «Продолжи
пословицу»
, за правильный ответ – 1 балл.

1.    
Что написано пером… (не вырубишь
топором)

2.    
Кто много читает… (тот много знает)

3.    
Книга – друг… (человека)

4.    
Книга подобна воде – дорогу пробьет… (везде)

5.    
С книгой жить — … (век не тужить)

6.    
С книгой поведешься… (ума
наберешься)

7.    
Книги читать – скуки (не знать)

8.    
Ум без книги, что птица… (без
крыльев)

9.    
Хорошую книгу читать не в тягость, а…
радость)

10. Книга
мала, а ума… (придала)

11. Не
красна книга письмом, а красна… (умом)

12. Книга
в счастье украшает, а в несчастье… (утешает)

13. Книга
книгой, а своим умом… (двигай)

14. Испокон
века книга растит… (человека)

15. Дом
без книги – день без… (солнца)

Библиотекарь:
Наш турнир знатоков библиотечных каталогов
закончен.        (В конце урока подводится итог игры, команда,  занявшая 1
место, получает оценку «ОТЛИЧНО»).

Библиотекарь:
Спасибо за активное участие, до новых встреч!

Приложение
№ 1

Термины

Определения терминов

Каталог

Представляет
собой перечень книг, имеющихся в библиотеке. Он  состоит из каталожных
карточек, на которые записывают каждую поступившую в библиотеку книгу. В
переводе с греческого означает «список».

Каталожная карточка

Несет
информацию о книге.

Шифр

Адрес
книги, состоит из индекса и авторского знака.

Индекс

Указывает
отдел, в котором находится книга.

Авторский знак

Служит
для расстановки книг по алфавиту.

Алфавитный каталог

Каталог,
в котором карточки расставлены по алфавиту фамилий авторов и названий
произведений.

Систематический каталог

Каталог,
в котором карточки расставлены по отраслям знаний (по литературе, математике,
географии, музыке и т.д.). Каждая отрасль знания имеет свой индекс.

Алфавитно-предметный
указатель

Облегчает
пользование систематическим каталогом, является «ключом» к систематическому
каталогу.

Приложение
№ 1

Термины

Определения терминов

Представляет
собой перечень книг, имеющихся в библиотеке. Он  состоит из каталожных
карточек, на которые записывают каждую поступившую в библиотеку книгу. В
переводе с греческого означает «список».

Несет
информацию о книге.

Адрес
книги, состоит из индекса и авторского знака.

Указывает
отдел, в котором находится книга.

Служит
для расстановки книг по алфавиту.

Каталог,
в котором карточки расставлены по алфавиту фамилий авторов и названий
произведений.

Каталог,
в котором карточки расставлены по отраслям знаний (по литературе, математике,
географии, музыке и т.д.). Каждая отрасль знания имеет свой индекс.

Облегчает
пользование систематическим каталогом, является «ключом» к систематическому
каталогу.

Приложение № 2

Конкурс 1: «БИБЛИОТЕЧНОЕ
ЛОТО»

Карточки для 1 команды:

Книга

Традиционный
носитель информации

Алфавитно-предметный
указатель

Облегчает
пользование систематическим каталогом

Шифр

Местонахождение
книги на полке, адрес книги

Карточки для 2 команды:

Каталог

Перечень
книг, имеющихся в библиотеке

Систематический
каталог

Карточки
расставлены по отраслям знаний

Авторский
знак

Служит
для расстановки книг по алфавиту

Карточки для 3 команды:

Индекс

Указывает
отдел, в котором находится книга

Алфавитный
каталог

Карточки
расставлены по алфавиту фамилий авторов и названий произведений

Каталожная
карточка

Карточки,
на которых указаны данные о книге

Приложение № 3

Конкурс 2: «НАЙДИ КНИГУ В
АЛФАВИТНОМ КАТАЛОГЕ»

Задание для 1 команды

С помощью алфавитного каталога выполни
задания:

1.    
 Найдите книги А.С. Пушкина. Назовите их.

2.    
Есть ли в библиотеке книга Успенского Э.
«Тетя дяди Федора или побег из Простоквашино».

Задание для 2 команды

С помощью алфавитного каталога выполни
задания:

1.    
Узнайте, есть ли в нашей библиотеке
рассказы А.П. Гайдара и,  какие?

2.    
Есть ли в нашей библиотеке книга
«Путешествие Гулливера», автор Свифт Д.

Задание для 3 команды

С помощью алфавитного каталога выполни
задания:

1.    
С помощью алфавитного каталога найдите
книги Н.Н. Носова. Назовите их.

2.    
Есть ли в нашей библиотеке книга
«Приключения Тома Сойера», автор книги Твен М.

Приложение
№ 4

Конкурс 3: «НАЙДИ КНИГУ В
СИСТЕМАТИЧЕСКОМ КАТАЛОГЕ»

Задание для 1 команды

С
помощью систематического каталога выполни задания:

                     
(для поиска используй АПУ)

1.    
Есть ли в нашей библиотеке книги о
домашних животных, кто их автор?

2.    
К какому разделу каталога относится
«МАТЕМАТИКА», вы должны указать индекс.

Задание
для 2 команды

С
помощью систематического каталога выполни задания:

                     
(для поиска используй АПУ)

1.    
Какие словари по русскому языку есть  в
библиотеке и сколько их?

2.    
К какому разделу каталога относится
«АСТРОНОМИЯ», вы должны указать индекс.

Задание
для 3 команды

С помощью
систематического каталога выполни задания:

               
(для поиска используй АПУ)

1.    
Есть ли в нашей библиотеке книги о
живописи, кто их автор?

2.    
К какому разделу каталога относится
«МУЗЫКА», вы должны указать индекс.

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Библиотечно-информационная деятельность»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Систематический каталог в структуре СБА, его назначение

В библиотеке в настоящее время сосредоточено большое количество данных, аккумулируются различные информационные ресурсы, поэтому встает проблема организации информации, а также ее упорядочивания и систематизации для использования сотрудниками библиотеки и читателями.

Обработка информации в целях ее упорядочивания и систематизации в библиотеке лежит в основе создания справочно-информационного аппарата.

Определение 1

Справочно-информационный аппарат выступает как система вторичных данных, способствующих получению библиографической информации о составе фондов библиотеки.

СБА позволяет не только получить данные о составе фонда, его профиле, особенностях расположения документов, но и формирует систему инструментов для работы с информацией с целью извлечения различных сведений (информация об изданиях, подбор библиографических источников по теме, сравнение источников и проч.).

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 2

Среди элементов СБА особое место занимают каталоги, представляющие собой систематические реестры документов, составляющих фонд.

Каталоги выполняют несколько функций:

  1. Описательную функцию, способствующую созданию библиографических описаний документов.
  2. Организационную функцию, суть которой состоит в том, что каталог способствует систематизации и структурированию документов.
  3. Ориентационную функцию, которая связана с помощью в поиске необходимого документа.
  4. Информационную функцию, заключающуюся в ознакомлении читателя с фондом.
  5. Методическую функцию, способствующую организации фондов для использования их как источников для научно-методической работы.

В библиотеке формируются каталоги двух основных типов, в основе выделения которых лежит принцип упорядочивания единиц фонда:

  1. Первый тип — алфавитный каталог, построенный по принципу алфавитной систематизации документов.
  2. Второй тип — систематический каталог, в основе которого лежит принцип систематики, то есть отраслевого деления фонда для предоставления информации о составе фонда.

«Систематический каталог, его назначение, структура и развитие» 👇

Структура и развитие систематического каталога библиотеки

Систематический каталог формируется для разных типов источников: периодических и непериодических изданий.

Деление источников по принципу отраслевой принадлежности документов базируется на основах библиотечно-библиографической классификации. Для удобства использования систематического каталога информация в разделах уточняется за счет введения дополнительных отраслевых рубрик. Внутри рубрики документы располагаются по алфавитному принципу, что облегчает поиск источников и работу с ними.

Для составления систематического каталога большое значение имеет такой аспект библиографической деятельности, как предметизация и рубрикация, осуществляемая библиографом при обработке источников.

Предметизация заключается в том, что в содержании источника выделяются ключевые слова, соответствующие предметным рубрикам. Впоследствии эти рубрики становятся основой для создания классификации источников. Особенно важна предметизация для электронного каталога, потому электронный каталог не создается как алфавитный или систематический, но предусматривает возможность систематизации по разным параметрам, которые задаются пользователем.

Другие задачи предметизации заключаются в следующем:

  1. Выявление предмета (тематического содержания) издания (документа).
  2. Определение основных аспектов анализа документа.
  3. Нахождение связей, которые существуют между содержанием данного документа и других документов фонда, а также каталогов.
  4. Определение формы документа, а также его пользовательского предназначения.

Благодаря выделению предметных рубрик пользователь может осуществлять поиск по ключевым словам, подбирая документы по теме, которая его интересует.

Систематический каталог необходим в том случае, когда читатель нуждается в сведениях относительно отраслевых типов и видов документов, находящихся в составе фонда. Это важно при составлении библиографических списков по теме исследования, проведении научного обзора источников, в которых представлена разработка проблемы, а также поиска изданий, которые конкретизируют тему информационного запроса читателя.

Использование систематического каталога необходимо и библиотекарю при проведении библиографических обзоров, выставок, организации Дней специалиста в библиотеке, а также осуществлении анализа состава фонда, соотношения разных его отраслей для планирования комплектования.

Таким образом, систематический каталог позволяет осуществлять различные операции, направленные на поиск и отбор необходимых источников информации, а также управлять библиотечно-информационными процессами.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить план к тексту мохнатые тяжеловесы
  • Как найти сумку по фото в интернете
  • Как включить звук найти айфон
  • Как найти работу в краснодоне
  • Как найти мерседес в гта