Как составить систему образов по произведению

Определение понятия

Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. В теории литературы система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла

Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.

Валентин Хализев в «Теории литературы» дает такое определение понятию «образ»:

«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».

Отличие системы образов от системы персонажей

Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.

Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создан особый образ Петербурга, который является не только местом действия, декорацией для событий в романе, но и представляет самостоятельный художественный образ – тесного города, давлеющего над личностью, города, в котором мучаются неприкаянные маленькие люди. Создается он с помощью многочисленных городских пейзажей, как развернутых, так и ограниченных одной-двумя фразами.

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина путешествие Петра Гринева к крепости начинается со сцены бурана. Эта сцена занимает существенное место в повести и по объему (это довольно подробный пейзаж), и по значению: торжество снежной стихии, сметающей все на своем пути, становится образом, символизирующим стихийный пугачевский бунт, то есть буран – это полноценный образ-символ, являющийся частью системы образов повести.

Чуть позже тот же прием, а именно изображение снежной бури, метели, снегопада как символа хаоса, передающего эсхатологические настроения – будет применен А.А. Блоком в «Двенадцати» и М.А. Булгаковым в «Белой гвардии». Эти образы-символы позволяют автору создать у читателя особое, нужное ему настроение: в случае с метелью – передать ощущение приближающегося краха цивилизации, разрушение привычного мира, создать ощущение беззащитности человека перед силами более мощными и неуправляемыми. Похожий прием используется Джоном Мартином в «Песне льда и пламени»: иные (белые ходоки), приходящие с севера, из-за ледяной стены несут с собой вечную зиму как символ смерти и вечного забвения, а значит, гибели существующего мира.

Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.

Так, в «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной деталью становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.

«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. <…>Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. <…>Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».

Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.

Система образов в романе

Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.

Система образов в произведении позволяет создать полноценный художественный мир, способствует раскрытию авторского замысла (поднять актуальную тему, исследовать интересующую писателя идею, отразить цайтгайст – дух времени). Подчас все писательские усилия направлены на осмысленное формирование системы персонажей, портретов героев, где все объекты изображения становятся отражением авторской характеристики – то есть на создание продуманной системы образов. Как мы это встречаем в романах Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», Синклера Льюиса «Главная улица», Харпер Ли «Убить пересмешника».

Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:

«Каково бы ни было число аксессуаров и героев, современный романист должен группировать их по степени их значительности, подчинить их солнцу своей системы — интересу или герою, и вести их в определенном порядке, как некое сверкающее созвездие».

Лев Толстой про систему образов

       Лев Толстой в письме к Фету во время подготовки им «Войны и мира» так рассказывал про создание системы образов в романе:

«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для [того] чтобы выбрать из них 1/1 000 000, — ужасно трудно. И этим я занят».

Контраст в системе образов

Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.

Но и образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана.

Контраст используется и в названиях произведений: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.

Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.

Образы и авторский замысел

Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.

Подчас образность оказывается для писателя важна настолько же, насколько и герои, тема, само повествование. Именно к таким произведениям можно отнести «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса, «Игру в классики» Хулио Картассара, всю прозу Владимира Набокова, «Пейзаж, нарисованный чаем» и другие произведения Милорада Павича. Эти стилистически избыточные тексты, в которых любители языковой игры найдут особое удовольствие, изобилуют художественными образами, находящимися в особых взаимосвязях, которые читателю еще нужно суметь, подобно литературному ребусу, разгадать.

Итак, продуманная система образов позволяет:

  1. создать ёмкие, зримые художественные образы и как следствие – сильнее воздействовать на читателя;
  2. раскрыть центральную тему произведения и воплотить авторский замысел;
  3. сделать произведение более убедительным, цельным.

Система образов в литературе — это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом. Она подразумевает раскрытие персонажей и их значение в передаче замысла писателя и в сюжете в целом.

Система образов в литературе – это совокупность отдельно взятых различных явлений. Такие процессы в произведении называются художественным образом. Он должен не просто отразить, а что гораздо важнее, объединить действительность в единую целостную картину бытия.

Художественный образ имеет эстетическое значение. Также он создает несуществующий уникальный мир, вымышленный писателем. И каждый автор стремится так показать эти образы, чтобы стало понятно его личное понимание представлений о жизни и ее закономерности.

Классификация терминов.

Классификация

Лучше понять, что значит система образов в литературе, поможет их лаконичная характеристика:

1. Художественный образ.

Данный способ показывает действительность с помощью искусства, в частности литературы. Делает это подробно и в то же время обобщенно. Создается путем изображения картины человеческой жизни, преображенной в вымышленном мире с помощью фантазии писателя.

2. Литературный персонаж.

Какая-либо (эпическая, драматическая) действующая фигура как пример системы образов в литературе.

3. Образ автора.

Лицо, которое в книге исполняет эту роль. Обычно наделено жизненными представлениями писателя, но при этом передает также частично и авторский вымысел.

4. Образ лирического героя.

Это описание в книге художественного двойника автора, который передает мысли и чувства писателя, но при этом не отождествляется с ним. С помощью лирического героя литератор показывает то, что характерно и типично для настоящего времени в общем.

5. Образ рассказчика.

Конкретный персонаж, который повествуетет о событиях.

6. Эпический герой.

Персонаж в эпическом произведении, который содержит в себе черты национально-исторического значения.

7. Главный герой.

Основной персонаж литературного произведения, вокруг которого крутятся все основные события.

8. Драматический герой.

Персонаж, действующее лицо драматического художественного произведения.

9. Второстепенный персонаж..

Образ в произведении литературы, который не является главным героем или участником центральных конфликтов книги.

10. Внесценический персонаж.

В драматическом произведении – герой, который вообще не принимает участия в сюжете, но упоминается в словах действующих лиц.

Литературные персонажи.

Художественный образ и его многогранность

Кроме того, система образов в литературе — это совокупность различных элементов, самостоятельных фрагментов обобщенного выражения действительности, которые обладают собственной жизнью и смысловым содержанием.

В отличие от живописца, писателю не нужно списывать происходящее с натуры, его главная цель не показать события, происходящие в реальной жизни, а передать самое существенное, ценное. Ведь далеко не все так, как выглядит на первый взгляд. Это касается также и внешности людей. В качестве примера системы образов в литературе автору необходимо показать именно те черты, которые отражают характер, душу человека.

Становление термина

Система образов — это в литературе определение, которое по-разному осмыслялось в разные периоды развития человечества, принимало различные формы. Потому что раз преображается человек — непосредственный предмет, который изображают, то непременно изменятся и формы, с помощью которых его отражают в искусстве.

Безусловно, есть разные направления у авторов в описании реального мира, это зависит от их личных представлений о нем. Например:

  • реалисты;
  • модернисты;
  • сентименталисты;
  • романтики.

С течением времени в зависимости от стадии развития искусства менялись рамки реальности и вымысла, общего для многих и уникального, действительности и далекого идеала.

Эпоха классицизма.

Основные направления

Классицизм – направление 17-19 веков, которое основывалось на античных образцах, литературе, на первый план выдвигало борьбу чувств, эмоций и долга во имя семьи и государства. Безусловно, положительные герои обязаны были следовать своим обязанностям, а отрицательные – желаниям.

Писатели-романтики, наоборот, возвышали персонажей, которые имели мужество противостоять привычной для них среде, долгу и обществу, даже не признавали его или были отвержены им.

Реалисты, как и следует из названия, стремились показать рациональное познание мира, выявить причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Модернисты считали, что познать суть мира и человека реально, только используя иррациональные средства и возможности человеческого организма: интуицию, вдохновение, озарение и т. д.

Значение произведений искусства

Образ в произведениях русской литературы у писателей-реалистов подразумевает в первую очередь наличие в центре внимания человека и его взаимоотношений с окружающей действительностью, обществом.

Герои модернистов и романтиков же, напротив, были больше направлены в себя, свой собственный внутренний мир.

Стоит отметить, что все эти направления, помимо литературы, в равной степени проявили себя и в других видах искусства: музыке, живописи, поэзии, архитектуре и скульптуре.

По мнению творцов, в идеале читатель не просто пассивно воспринимает художественные образы, а является участником, сотворцом действия. Эмоционально реагирует на происходящее, наполняет произведение искусства своими чувствами и мыслями.

Представления автора.

Художественные средства

Система образов в литературе – это также средства выразительности, с помощью которых эти образы создаются. К ним относятся:

1. Речевые характеристики персонажей:

а) диалог (разговор между несколькими героями);

б) монолог (речь одного человека);

в) внутренний монолог (внутренние размышления человека).

2. Подтекст – тайное, неявное значение происходящего, скрытое отношение автора.

3. Символ – это образ, который выражает значение какого-либо явления.

4. Портрет – изображение внешнего облика персонажа, который дает характеристику его личностным качествам.

5. Интерьер.

6. Деталь – это подробность, которая с помощью выразительности дает какую-либо смысловую или эмоциональную нагрузку.

7. Характеристика автора – отношение автора к повествованию.

Данные элементы помогают образовать целостную картину образов, придают вымышленной реальности правдоподобность, заставляя читателя поверить в происходящее и эмоционально отреагировать.

Русская литература.

Раскрытие авторского замысла

Главная мысль, идея непременно есть в каждом литературном произведении. Она обобщает его смысл и эмоциональное содержание.

Художественная идея писателя – единая целостность книги по содержанию. Это продукт эмоциональных переживаний и представлений о жизни самого литератора.

Раскрытие авторского замысла происходит с помощью художественной структуры, единства и четкой взаимосвязи всех ее компонентов.

Наиболее эффективно выразить задуманное автору помогает выбор рассказчика. Показать это лучше всего на конкретных примерах.

Система образов в литературе

В русской художественной классике существует множество подобных иллюстраций:

  1. Ф. М. Достоевский, «Подросток». Повествование ведется от лица главного героя книги.
  2. И. С. Тургенев, «Записки охотника». Рассказчик не является героем происходящего. Он повествует, организуя текст в единое художественное целое. При этом его значение весьма условно.
  3. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Содержит в себе небольшое количество повестей, связанных между собой, которые ведутся от лица нескольких рассказчиков.
  4. Л. Н. Толстой, «После бала». Данное литературное произведение имеет форму «рассказа в рассказе», при этом повествование происходит от одного из лиц, ведущих беседу.
  5. Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчиком автор выбирает героя. Рудый Панько – конкретный персонаж, который обладает типическими чертами.

Система образов:примеры.

Данные примеры систем образов в литературе показывают, что различные авторы по-своему выражают собственное мнение о повествовании, выбирая различные типы рассказчиков.

Самостоятельный анализ системы образов в произведениях

Умение воспринимать литературу как искусство слова формируется на протяжении всех лет обучения школьника. Значимость этого умения повышается в современных условиях образования, которое не только формирует знания, но и создает условия для самоопределения личности.

Работу по совершенствованию умения воспринимать литературу как искусство слова, речи учителя организуют, используя различные формы: комплексный анализ текста, исследование выразительных возможностей языка, уроки развития речи, использование информационных технологий и многое другое.

Используя все эти формы, учитель решает задачу пробудить в детских душах отклик на те мысли и чувства, которые вложил в свою книгу писатель, чтобы прочитанное обогатило воображение школьника, развило память и речевую культуру.

Литература как предмет формирует умения самостоятельно искать, анализировать полученную информацию из текста. Поэтому учителю важно обеспечить единый подход к анализу литературного произведения, предложив ученикам схемы, планы, алгоритмы для разбора произведения.

Когда из начальной школы дети приходят в пятый класс, важно начинать формирование читательских представлений о художественном тексте как о знаковой системе и общих подходах к его анализу.

Ниже приводятся некоторые приемы работы, ставящие перед собой задачи разобраться в образной природе искусства, в понятии «образ», рассмотреть способы создания образа, что поможет детям увидеть художественный текст.

Эту работу можно организовать на любом уроке литературы, например, при изучении стихотворений А.С.Пушкина.

Детям предложено прослушать стихотворение А.С.Пушкина «Няне», и нарисовать словами портрет Арины Родионовны Яковлевой, каким они его увидели. Читается текст. Дети создают словесный портрет. У всех он получится разный, но важно при этом, как они выйдут на образ автора. Он может быть воспринят по-разному.

Детям предлагается подумать над тем, какие специальные средства есть у художника слова для создания образа.

Беседа покажет, что кто-то из учеников назовет эти средства: эпитеты, метафоры, сравнения как изобразительные средства языка, а кто-то из ребят не осознает. Примеры изобразительных средств языка учитель будет искать с ребятами в произведении.

Ребята заполняют правую  часть таблицы.

Средства художественной выразительности

Пример

Чувства героини

Сравнение

«Будто на часах»

Постоянство томительного ожидания

Метафора

«Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках»

Няня прислушивается  к звукам за окном, надеясь услышать долгожданный звук колокольчика: не едет ли кто-нибудь?

Метафора

«Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

В душе няни беспокойство о любимом воспитаннике, тягостные предчувствия: судьба его неясна, жизнь не устроена

Эпитет

«Забытые ворота»

Тяжесть одиночества няни

Эпитеты

«Чёрный отдалённый путь»

Горечь долгой разлуки

Повторы

«Давно, давно ты ждёшь меня»

Грусть от долгого ожидания

В ходе работы ученики выходят на открытие системы образов произведения, которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение. (Лирический герой далеко. Но он чувствует, что няня грустит, ожидая его, и поэтому испытывает острое чувство вины).

Чтобы закрепить понятие «система образов», выяснить роль сюжета детям могут быть предложены эпические тексты, по отношению к которым они занимают активную читательскую позицию (ученики окажутся соавторами), а учитель помогает им убедиться в том, что в развитии сюжета, в его определенном завершении можно увидеть следы авторской идеи (если поразмышлять над тем, почему так, а не иначе завершает автор судьбу героев в финале своего произведения).

Так на уроке читается начало рассказа до определенного момента, а затем дети дописывают его в соответствии с их пониманием авторской идеи и своим представлением о жизни и судьбе человека. Для этого можно взять любой небольшой по объёму рассказ.

С учениками в беседе сравниваются, выясняются характеры героев рассказов, позиция автора, понятие добра и зла. Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через письменную работу на высоком уровне активности.

Так на уроках, давая детям основы теории и практики интерпретации художественного текста, осмысливаются в активной читательской деятельности и отрабатываются ключевые понятия:

•  Художественный образ;

•  Произведение – система образов;

•  Средства создания образа;

•  Сюжет и его роль в произведении;

•  Идея произведения.

Выйти на авторскую идею через систему образов пятиклассники могут без особого труда, используя условные значки, стрелки, указывающие на связь между образами, рисуя, таким образом, структурную схему произведения. Изучая сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», можно составить такую систему образов:

Ученики видит, что характер героя раскрывается через связи с другими персонажами, поэтому им проще вывести идею: «Если ты любишь людей, относишься к ним с добром, они тебе отплатят тем же».

В конце работы дети видят, как автор «награждает» в финале произведения своих любимых героев, и «наказывает» злых, неприятных ему людей.

Для того, чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, можно давать план, по которому они составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

Хорошим заданием на дом будет заполнение этого плана, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о персонаже. Дети учатся в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора.

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)…)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

Таким образом, для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно их переживания, действия помогают маленькому читателю проникнуть в замысел автора.

Скачать материал

Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2 
г. РежСистема образов 
в художественном произвед...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2 
г. РежСистема образов 
в художественном произвед...

    1 слайд

    Щербакова Е.В.
    МАОУ СОШ № 2
    г. Реж
    Система образов
    в художественном произведении

  • Система образов -
 совокупность литературных героев в художественном произвед...

    2 слайд

    Система образов —
    совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

  • Система образов
Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязан...

    3 слайд

    Система образов
    Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих.
    Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
    Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.

  • Классификация литературных образов
1. По предметности:
образы-детали — статич...

    4 слайд

    Классификация литературных образов
    1. По предметности:
    образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы (пейзаж, портрет, интерьер);
    образы-события — динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности;
    образы характеров и обстоятельств — герои в коллизиях и конфликтах;
    образы судьбы и мира — глобальные образы бытия вообще в понимании художника.

  • 2. По смысловой обобщённости:
индивидуальные — неповторимые, созданы самобытн...

    5 слайд

    2. По смысловой обобщённости:
    индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника, чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова);
    характерные — отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде (например, персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского);
    типические — это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты (например, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов);

  • мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, м...

    6 слайд

    мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока и т.п.);
    топос («общее место») — образ, характерный для целой культуры определённого периода или нации. Таковы топосы «мир как книга» в культуре европейского Средневековья, «мир как театр» — в культуре Возрождения; топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.);
    архетип (термин «аналитической» психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) — образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития (например, мифы о потопе, представления о «мировом древе» и их отражения в литературе).

  •  По мере условности:
образ-символ
образ-аллегория
образ-миф

    7 слайд

     По мере условности:
    образ-символ
    образ-аллегория
    образ-миф

  • Образы автора, героя и персонажа

Образ автора — носитель авторской речи в ху...

    8 слайд

    Образы автора, героя и персонажа

    Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла.
    Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях.
    Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

  • Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-ис...

    9 слайд

    Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.
    Драматический герой — действующее лицо драматического произведения.
    Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения.
    Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения.
    Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц.

  • Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ чел...

    12 слайд

    Образ рассказчика в литературном произведении
    Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. 

    Судьба человека

  • Взаимоотношения персонажей
Антиподы — персонажи, связанные отношениями против...

    15 слайд

    Взаимоотношения персонажей
    Антиподы — персонажи, связанные отношениями противоположности, обладают противоположными
    чертами, но не вступают в борьбу (Ольга и Татьяна
    Ларины, Обломов и Штольц).
    Антагонисты — персонажи, чьё противостояние выливается в конфликт (Е. Базаров и П. Кирсанов, Фамусов и Чацкий).
    «Двойники» — персонажи, сходные по сюжетной роли; различают полное двойничество (провокатор и доносчик Алоизий Могарыч и Иуда) и неполное двойничество, когда герои имеют какое-то принципиальное отличие в идеологических основаниях и мотивах своих поступков (Раскольников и Лужин, Раскольников и Свидригайлов: Лужин, как и Раскольников, следует своей «теории).

  • Для характеристики  системы образов, необходимо:
выявить все образы, присутст...

    16 слайд

    Для характеристики системы образов, необходимо:
    выявить все образы, присутствующие в произведении, и определить их вид (образы персонажей, предметов, природы, автора/повествователя, времени, пространства и т.п.);
    соотнести образы с проблематикой произведения и объяснить их иерархию (главные, второстепенные);
    дать характеристику отдельных групп образов;
    выявить и охарактеризовать принципы, организующие систему образов (принцип контраста, принцип подобия, принцип дополнительности, принцип удвоения);
    охарактеризовать средства создания образов,
    в том числе тропы, стилистические фигуры.

  • Интернет-источникиhttp://belgdb.ru/assets/templates/project/victorina_book/im...

    17 слайд

    Интернет-источники
    http://belgdb.ru/assets/templates/project/victorina_book/img/01.png
    http://www.playcast.ru/uploads/2009/04/10/924938.jpg
    http://www.playcast.ru/uploads/2009/04/10/924938.jpg
    http://5litra.ru/other/table/456-sistema-obrazov-v-hudozhestvennom-proizvedenii.html
    http://www.iz-expo.ru/images/614435.jpg
    http://myfhology.info/gods/greece-gods/nika2.gif
    http://img-fotki.yandex.ru/get/5814/47407354.30b/0_a0653_6b5882cb_orig.png
    http://cdn01.ru/files/users/images/2e/d0/2ed0ac60e3861da5a506330d656b8a61.gif
    http://chitaj.ucoz.net/index/sistema_obrazov/0-46

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 266 073 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.12.2020
  • 324
  • 1
  • 28.12.2020
  • 576
  • 9
  • 28.12.2020
  • 259
  • 0
  • 28.12.2020
  • 276
  • 0
  • 28.12.2020
  • 300
  • 2
  • 28.12.2020
  • 223
  • 1
  • 28.12.2020
  • 295
  • 0
  • 28.12.2020
  • 381
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Система образов в литературе: что это такое?

Автор: ·
Опубликовано 23.03.2023
· Обновлено 22.03.2023

Система образов — это совокупность героев произведения, взаимосвязанных идеей автора и сюжетными линиями. Все элементы системы взаимосвязаны между собой: они работают на одну цель — раскрытие авторского замысла произведения, создание у читателей определенных чувств. 

Определение 

Система образов в литературе — это совокупность всех образов художественного произведения, связанных между собой: персонажей, природы, времени, пространства, образов-символов и т. д. Система персонажей в литературе — это совокупность литературных героев между собой, их взаимодействие друг с другом: антагонизм, противопоставление и т. п. 

Художественный образ — это форма отражения действительности, любое явление, переосмысленное автором в произведении. 

Основные функции 

Основные функции системы образов в литературе можно перечислить в списке:

  • Эстетическая. Человеку приятно читать произведение, в котором описываются интересные герои.
  • Познавательная. С помощью системы образов автор доносит до читателя свои мысли.
  • Коммуникативная. Общение с читателем происходит с помощью некоего посредника — героя, история которого привлекает внимание.
  • Воспитательная. Пример героя учит нас, как поступать не надо.

Типология художественного образа классифицируется по… 

  1. предметному содержанию: героев, предметов, интерьера (запущенность, паутина, пыль в романе И. А. Гончарова “Обломов”); пейзажа ( “Гроза”), времени и пространства — путь, день, ночь и т. д. 
  2. характеру обобщенности: индивидуальные — авторские; характерные — обобщенные, в которых отражаются основные черты, присущие людям; типические — выражающие общечеловеческие черты; образы-мотивы — повторяются в творчестве определенного писателя; топосы — общие для литературы целой эпохи или нации; архетипы — общечеловеческие образы, которые передаются из поколения в поколение. Вечные образы — образы, которые имеют значимость. Например, Гамлет, Фауст, Наполеон, Жанна Д ‘арк и др. В вечных образах можно увидеть качества и свойства человеческой личности (справедливость, самопожертвование, поиск смысла жизни и т. п. ) 

Художественные средства создания образов

Система образов в литературе формируется благодаря художественным средствам:

  • Портрет — изображение внешности героя произведения. Сюда же стоит отнести состояние героя (динамический портрет — выражения лица, мимики, глаз, жестов и т. д), а также черты, которые выражают индивидуальность персонажа (к примеру, манера поведения в обществе). 
  • Пейзаж — изображение картин, местности природы. Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей. Например, гроза в пьесе Н. Островского “Гроза”. 
  • Речевая характеристика героя — средство художественного изображения персонажей. Использование элементов просторечий, профессионализмов или литературной речи характеризует героев с той или другой стороны. 
  • Внутренняя речь персонажа — художественный прием, раскрывающий внутренний мир героя. Внутренняя речь имитирует устную речь, поэтому имеет нелинейный характер; отражает душевное состояние героя как спонтанный поток чувств и воспоминаний, в котором нет смысловой и синтаксической упорядоченности. Можно вспомнить, внутренний монолог Раскольникова после убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. 
  • Сказ — это тип повествования, который основывается на упрощении речи того героя, который выступает в роли рассказчика, например, рассказ Н. В. Лескова “Левша”, рассказы М. Зощенко и т. д. Повествование ведется в манере автора, имитирует живую речь со всеми ее особенностями (просторечия, фразеологизмы, диалекты, неполные предложения, спонтанность и т. п. ). 
  • Говорящие фамилии характеризуют героев с помощью их имен или фамилий, указывающих на их качества характера, отражают отношение автора к персонажам. Например, в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль” есть такие герои, как г-жа Простакова, Стародум, Правдин, Скотинин, Цыфиркин и т. д. Персонажи комедии четко выделены в три группы: положительные, отрицательные и воспитатели. 
  • Ремарка — это авторское примечание, пояснение в драматическом произведении, которое сообщает о месте и времени действия, о психологическом состоянии героев, темпе речи, интонации и т. д. Показывает авторскую оценку происходящего. 
  • Деталь — это подробность, с помощью которой создается художественный образ, деталь показывает черты характера героя, психологическое состояние, мотивацию его поступков, социальное положение и т. п. Деталь может быть предметной (драдедамовый платок Сони Мармеладовой), бытовой, психологической и т. д. 
  • Символ — это художественный образ, имеющий многозначный эмоционально-иносказательный смысл. Например, два образа одного и того же дуба, мимо которого проезжает князь Болконский. Символическим смыслом может обладать сравнение, олицетворение, метафора, пейзаж, художественный образ и т. п. К примеру, халат, диван в романе И. А. Гончарова “Обломов”. 
  • Подтекст — это скрытый смысл, на который автор лишь намекает. 
  • Психологизм — это способ углубленного изображения внутреннего мира героя, его мыслей, чувств, переживаний и др. Например, сны героев в произведениях Ф. М. Достоевского. 

Примеры

Система образов в романе И. А. Гончарова “Обломов” помогает читателю понять всю суть социального явления под названием «обломовщина». Система образов строится на антитезе героев: Обломов-Штольц, Ольга-Агафья, семьи Обломовых и Штольцев. Противопоставляя характеры, автор показывает образы героев на контрасте и выявляет те негативные черты, которые ведут к вымиранию русского барства. А на примере двух разных женщин писатель объясняет, какие духовные и физические потребности управляют выбором Обломова. Противопоставление семей позволяет понять, как воспитание и пример родителей формируют личность.

Не менее важны образы вещей. В книге все кричит о том, что мы находимся в доме ленивого человека. Диван, халат, квартира Обломова — все эти детали погружают читателя в обстановку, в которой находится главный герой. Любимая мебель Ильи Ильича Обломова — это его старый диван, он и является символом “обломовщины”. У Обломова есть еще три комнаты на его квартире на Гороховой улице, но мебель в этих комнатах закрыта чехлами. Это говорит о непрактичности и равнодушии героя ко всему, что его окружает.

Важной частью в романе, объясняющей мотивацию героя, является “Сон Обломова”, Ильи Ильичу снится родное место, поместье Обломовка, “благословенный уголок земли”. Для героя Обломовка — тихий и счастливый рай, она изолирована от внешнего мира и любое проникновение чего-то извне вызывает страх. Читателю очевидно, что маленький Илюша перенял негативный пример родителей и стал жертвой чрезмерной опеки. На это указывают образы нянечек, мамы и папы героя, а также описание других обитателей поместья. Даже крестьяне в этом месте ленивы, медлительны и все откладывают на потом. “Сон Обломова” несет свой смысл, который помогает нам понять лучше героя. В конце романа Илья Ильич возвращается к своей привычной жизни, потому что для него лень, праздность и инфантильность остаются главными атрибутами внутреннего и внешнего комфорта. Агафья Пшеницына берет на себя несколько социальных ролей: матери, жены, сиделки, кормилицы. Этим она закрывает потребности Обломова в полном отрешении от житейских проблем.

Еще один пример — драма А. Н. Островского “Гроза”. Она названа «Грозой» не просто так, она носит символический характер. В первом действии когда Катерина упоминает о своей любви, надвигается гроза. В четвертом действии гроза предвещает ее гибель. Тихон, муж Катерины, называет грозой брань своей матери, Дикой считает, что гроза — это наказание, а Кулигин думает, что гроза — это благодать и не стоит ее бояться. Для Катерины гроза ассоциируется с карой небесной за грехи. Развитие сюжета происходит не только в помещении, но и на природе, тем самым автор хочет показать, что природа является важной частью драмы. Сами персонажи делятся на “Темное царство”: Кабаниха, Дикой, Феклуша и жертвы “темного царства”: Катерина, Борис, Тихон, Варвара, Кулигин и Кудряш. Таким образом, система образов в литературе раскрывает тему и идею автора, заставляет нас, читателей, сопереживать героям, воплощает авторский замысел, делает произведение целостным, понятным, интересным.

Более подробно Литрекон описал систему образов в романе «Отцы и дети»

Автор: Екатерина Грушевская

Метки: 11 классЕГЭ по литературе

Читайте также:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти подругу в соцсетях
  • Как найти породу кошек по фото
  • Как может найти мегафон телефон
  • Как найти высоту трапеции зная косинус
  • Как найти мошенника по инстаграму