«Оповещение населения. Системы оповещения населения».
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения.
Системы оповещения создаются:
на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
СЗИОНТ — система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основной способ оповещения населения — передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.
Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов автоматизированного пульта управления для цифровой сети АПУ-Ц, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.
При создании локальных систем оповещения должно быть предусмотрено их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной (местной) автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
Локальные системы оповещения создаются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:
в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);
в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.
КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;
возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно — техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;
возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.
ОКСИОН имеет 4 уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные (МРИЦ), региональные (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).
В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).
ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности — его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Дальнейшее развитие ОКСИОН осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.
Основные направления совершенствования ОКСИОН:
модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах;
развитие составляющей ОКСИОН за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования.
СЗИОНТ создается в целях обеспечения:
информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.
Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.
Основные направления развития СЗИОНТ:
отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;
внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;
интеграция СЗИОНТ, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, с местными системами оповещения и информирования населения, через диспетчерские центры управления движением;
НПА, на основании которых осуществляется оповещение
- Федеральный Закон от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
- Федеральный Закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11. 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
- Приказ МЧС России № 422, Министерства информационных технологий и связи РФ № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 376 от 25.07.2006 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».
- Решение Коллегии МЧС России от 27.03.2013 №4/VII «О концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении ЧС»
6. Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Порядок оповещения населения
Порядок оповещения населения о ЧС. Действия населения по предупредительному сигналу «Внимание всем» и речевым информациям управления по делам ГО и ЧС
Оповестить население — значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе.
Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.
Время — главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.
Хотелось бы напомнить, что в Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо.
Для уверенного получения сигналов и другой информации жители Ленинграда на протяжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. Были дни, как, например, 9 октября 1941 г., когда «Воздушная тревога» в течение суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады было передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.
В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась гражданская оборона (1961 г.), людей учили, если звучит сирена—это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).
Шло время, менялась международная обстановка, появлялись новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения.
Буйство стихии не сокращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население надо предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения.
В случае опасности людей надо быстро предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают новый сигнал «Внимание всем!».
Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник и слушать сообщение местных органов власти или управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Сигналы оповещения |
Способы подачи сигнала |
Способы подачи сигнала |
Действия населения при получении сигнала |
Внимание ВСЕМ! |
Звуковой сигнал с помощью сирен, гудков и других звуковых средств оповещения, установленных в городах и на предприятиях |
Для привлечения внимания персонала и населения о передаче сигналов гражданской обороны и информировании об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях |
Включить ВСЕ имеющиеся средства радио- и телекоммуникаций для прослушивания информации штаба гражданской обороны |
Воздушная тревога |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации о воздушной опасности в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!» и объяснение кратких действий по этому сигналу |
Для предупреждения персонала и населения о непосредственно возникшей опасности нападения противника |
Отключить свет, воду. Взять средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды. Быстро занять места в закрепленном за вами защитном сооружении. СОБЛЮДАТЬ СПОКОЙСТВИЕ И ПОРЯДОК! Находиться в убежище до следующего сообщения штаба ГО о дальнейших действиях |
Отбой воздушной тревоги |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об отбое сигнала: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ!» |
Разрешение персоналу и населению покинуть защитные сооружения. |
Взять с собой все принесенные средства защиты, продукты питания, воду и личные вещи. Покинуть защитное сооружение. Продолжать выполнение своих обязанностей, прерванных предыдущим сигналом. |
Радиационная опасность |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об угрозе радиоактивного заражения местности, в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ!» и объяснение кратких действий по этому сигналу. |
Для предупреждения персонала и населения о радиоактивном заражении местности. Принятие мер защиты от него. |
Немедленно надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки и т.п.), взять подготовленный запас продуктов питания, воды, документы и уйти в защитное сооружение, провести его герметизацию и находиться там до поступления других распоряжений штаба гражданской обороны. Радиотрансляционные и телевизионные приемники держать включенными. |
Химическая тревога |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об угрозе химического заражения, в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА!» и объяснение кратких действий по этому сигналу. |
Для предупреждения персонала и населения о химическом заражении местности и защите от отравляющих веществ. Принятие мер защиты от них. |
Немедленно надеть противогазы (если имеется — защитную одежду). Плотно закрыть все окна и двери, убыть в убежище. Если такового по близости нет — принять антидо, провести герметизацию окон, дверей, вентиляционных люков и оставаться в помещении до получения сигнала : «ОТБОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТРЕВОГИ!» или других команд штаба ГО, при этом, приемники не отключать. Находясь на открытой местности — надеть противогаз и укрыться в ближайшем убежище или помещении. |
Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это — среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.
Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, 12 января 1970 г. почти 90% населения береговой зоны Бенгальского залива было оповещено о приближении урагана, вызвавшего затем наводнение. Однако к этой информации люди отнеслись беспечно, мер защиты не приняли и в результате — стихия унесла полмиллиона человеческих жизней.
Есть, конечно, примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами. Взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин (в 9.47) по распоряжению начальника ГО — председателя горисполкома И.Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались обращения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.
Сначала передается единый сигнал опасности «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», основным средством доведения которого являются электросирены (непрерывное звучание).
Основной способ оповещения населения — передача речевой информации с использованием сетей проводного вещания, радиовещания и телевидения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ГО И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПО НИМ
«Внимание всем!» |
Включить имеющиеся средства приема речевой информации и ожидать передачи речевого сообщения |
«Воздушная тревога» |
Отключить свет, газ, нагревательные приборы, воду. Взять средства инд. защиты, аптечку, документы, необходимые вещи, запас продуктов и воды. Предупредить соседей и , при необходимости, оказать помощь больным и престарелым выйти на улицу. Укрыться в ближайшем защитном сооружении или на местности. При укрытии в негерметизируемом защитном сооружении или на местности надеть средства инд. защиты. Соблюдать спокойствие и порядок |
«Отбой воздушной тревоги» |
Возвратиться из защитных сооружений к местам работы или проживания. Быть в готовности к возможному повторному нападению противника |
«Радиационная опасность» |
Надеть средства инд. защиты (ватно-марлевую повязку) и укрыться в защитном сооружении. Для защиты поверхности тела использовать подручные средства. Оповестить соседей о полученной информации. Оказать помощь больным и престарелым. Проверить герметизацию помещений. Загерметизировать продукты питания и запасы воды. Отключить свет, газ, отопительные приборы, воду. Укрыть с/х животных |
«Химическая тревога» |
Немедленно надеть противогазы, защитную одежду, укрыть детей (до 1,5 лет) в детской защитной камере (КЗД) и укрыться в убежище. Все граждане, находящиеся вне убежищ, должны немедленно надеть противогазы, защитную одежду и быстро выйти из зоны заражения , руководствуясь указаниями. При преодолении зоны очага химического заражения принять антидот из индивидуальной аптечки АИ-2 (тарен), при бактериологическом заражении территории принять противобактериальное средство № 1 из АИ-2 (антибиотик) |
Инструктаж по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ КАЖДЫЙ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — система мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), подготовке к защите и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.
РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации.
Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации.
Непосредственное руководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Руководство гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в краях и областях, городах и районах, министерствах и ведомствах в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны.
Для защиты людей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий и при чрезвычайных ситуациях применяются различные способы и средства: обучение, оповещение, укрытие в защитных сооружениях (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия и складки местности), эвакуация в загородную зону (отселение в безопасные районы), обеспечение средствами индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, защитная одежда, профилактические средства и прививки), установление режимов военного положения или чрезвычайной ситуации, радиационной или химической защиты, карантина или обсервации.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и иными нормативными правовыми актами имеют право:
— на обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
— при необходимости использовать средства индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти и организаций;
— быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны и о мерах необходимой безопасности;
— участвовать в установленном порядке в мероприятиях по ГО;
— на медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за причинение вреда при ведении военных действий;
— на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС.
Граждане Российской Федерации обязаны:
Знать:
— основные требования руководящих документов по вопросам ГО;
— принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
— правила поведения при возникновении опасностей военного времени;
— правила и порядок оказания само- и взаимопомощи при поражениях, травмах и ранениях.
Уметь:
— четко действовать по сигналам оповещения;
— пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие из них;
— пользоваться убежищами, укрытиями и строить простейшие укрытия;
— обеззараживать свое рабочее место, квартиру, местность, прилегающую к ним;
— оказывать доврачебную медицинскую самопомощь и помощь пострадавшим;
— защитить детей, больных и престарелых при угрозе нападения противника и при ЧС, надевать им средства индивидуальной защиты, обеспечивать их безопасность при эвакуационных и других мероприятиях.
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ
Завывание сирен, сигналы транспортных средств означают предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Услышав его, необходимо немедленно включить теле-, радиоприемники и слушать экстренное сообщение (речевую информацию) органов власти или администрации предприятия.
Эти сообщения будут содержать информацию об угрозе или начале военных действий, об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, их масштабах, прогнозируемом развитии, неотложных действиях и правилах поведения населения (персонала).
Главное внимательно прослушать и правильно понять переданное сообщение (оно будет передаваться несколько раз). Переспросите коллег, соседей, знакомых, чтобы выяснить — правильно ли Вы поняли передаваемую информацию и правильно ли собираетесь действовать.
Находясь на работе, выполняйте все указания своего непосредственного начальника.
Строго и неукоснительно следуйте установленным правилам поведения в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций! Это поможет сохранить жизнь и здоровье Вам и Вашим близким!
С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога»- «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».
Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.
По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.
Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги? Отбой воздушной тревоги». По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.
В городах (районах, по которым противник нанес удары оружием массового поражения), для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, режимах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых.
Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.
По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии -противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.
Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости — и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении.
Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.
Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.