Как составить сказку для дошкольников

                                Как научить детей  сочинять  сказки?.  

  Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

          В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

         Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития.                                                 Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

          Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Вопросы, игры и творческие задания развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка, математики, искусства.

         Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип «От простого — к сложному»; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

          Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза — в — глаза.

        Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.

Моделирование сказок.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

         В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок — полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка — зеленый; лиса — оранжевый и т.д.).

Выразительные движения.

       Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

         Проблемные ситуации — это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

 Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).

Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».

· Рассказать знакомую сказку по кругу.

· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

· Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).

· Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

· Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

· Разыгрывание придуманных сказок. И так далее.

Могут быть и другие творческие задания: Сказки, но по-новому — дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

Сказки о бытовых предметах — началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало, сказочное продолжение.

Узнай сказку по песенке героев:

***Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)

***Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)

***Козлятушки, ребятушки!

      Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)

Продолжи сказку — вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Нарисуй сказку — дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

                Также можно использовать следующие методы для развития творческого воображения: «Заканчиваем сказку» — суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите.

Цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки.               Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу — заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

            «Рассказ о конкретном персонаже» — суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

              Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

              «Сказка с помощью картинок» — суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг.

Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

          «Инсценируем сказку» — суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами.

Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

При работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

               Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

 Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагают следующие задания:

— упражнения на развитие словаря детей;

— придумать новые названия для известных сказок, например, для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».

— постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?», например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»

— задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.

— упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок».

Использование схематических изображений.

3 этап. Сочинение сказки.

К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…»

К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».

Использование схем, картинок.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

— нести очень «тяжёлый» чемодан;

— дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно
кислое;

— передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

— «встретили друга» (улыбнулись);

— «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);

— «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек-самоделок, записывали сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей.

 Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Закончи сказку.

Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Целью данного задания — помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия — это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.

Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой — самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания — активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказкирешает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказкуот первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказкипридумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказкуна предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.» Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось. Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы — например, кровать или сумка.

Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения.

Сказка на свободную тему

Этот жанр — вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога — создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.

4. Работа с родителями

Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, устраивают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иллюстрации к любимой сказке», оформление книг совместно с родителями.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников педагоги предлагают родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества воспитателя с родителями.

Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с воспитателем в детском саду.

Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

1. Подготовительная работа проводится педагогом или родителями по заданию воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.

2. Составление сказки детьми на занятии под руководством педагога.

3. Коррекция и закрепление материала на индивидуальном занятии.

4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).

5. Домашняя работа по составлению и оформлению сказки ребенком совместно с родителями.

6. Проверка домашнего задания.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Библиография

1. Аркин Е. А. Родителям о воспитании — М , 1957

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) Под редакцией А. М. Виноградовой — М , 1980

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М. , 1986.

5. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.

6. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа). — М., 2000.

7. Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.

8. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992

9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.

Обучение дошкольников сочинению сказок.

Сказка — это кладезь народной мудрости в ней
таится громадный ресурс для воспитания и
развития детей. Сколько существует человечество,
столько малыши всех времен, культур и народов с
абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки,
которые рассказывают им взрослые. А что, если
попробовать самим сочинять волшебные истории,
сочинять их вместе с детьми? Это способствует
развитию фантазии и воображения ребенка и сможет
стать основой его творческих способностей.

Главная отличительная особенность сказки — это
ее метафоричность, то есть отражение
жизненного опыта людей с помощью приемов
символической аналогии.

Отличительной особенностью сказки является
некая фантастичность. Это могут быть волшебные
предметы или герои с необычными свойствами.
Необычно и начинается сказка «Где-то в
тридесятом царстве», «За тридевять
земель», «В стародавние времена» и т.п.
Использование словосочетаний (долго – коротко,
не далеко – не близко) позволяют свернуть время и
расстояние.

Чтобы дети имели возможность самостоятельно
сочинять сказку, нужно научить их записывать
схемами придуманный текст (схематизация). Запись
текста знакомых сказок лучше производить на
полоске бумаги простым карандашом или ручкой
слева направо. Схемы не должны иметь много
деталей; действие к действию добавляется через
стрелку.

Следующим этапом в работе со сказкой является
использование игр и творческих заданий:

“Назови героя”

Цель: учить детей объединять героев по
заданному признаку.

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети
должны найти конкретных героев из других сказок
(девочки герои — сказок: Герда, Красная Шапочка,
Женя (из “Цветика-Семицветика”) и т.д.

“Действия героя”

Цель: Учить детей перечислять все возможные
действия какого-либо сказочного героя. Учить
детей проводить аналогии в действиях героев
разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из
сказки “Волк и семеро козлят”.

Условие: говорить только глаголами. (Жила-была,
ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель
предлагает вспомнить героев, которые выполняли
бы эти же действия в других сказках.

“Сказочные слова” Цель: учить детей
перечислять разные варианты слов и
словосочетаний по заданному признаку.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и
сказать все заклинания, которые они знаю в
сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка,
вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова,
с которых начинается сказка (Однажды в некотором
царстве, в стародавние времена…и т.д.)

Работа с детьми по сочинению сказок должна
носить сначала коллективный характер, потом
подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем
или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по
определенной модели. Рассмотрим некоторые из
них. 

Составление сказок с помощью метода
«Каталога» Цель:
научить ребенка
связывать в единую сюжетную линию случайно
выбранные объекты, сформировать умение
составлять сказочный текст по модели, в которой
присутствуют два героя (положительный и
отрицательный), имеющие свои цели; их друзья,
помогающие эти цели достигнуть; определенное
место. Данный метод можно использовать уже в
работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть
спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или
картинки). С пяти лет объекты можно выбирать в
книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

— Жил-был… Кто? С кем он дружил? Пришел злой…
Кто? Кто помог друзьям спастись? Постепенно
цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним
детям задаются примерно следующие вопросы: —
Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел
делать?)
— Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?

— Встретил кого злого? Какое зло этот
отрицательный герой всем причинял?
— Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он
мог помочь главному герою? Что стало со злым
героем?
— Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
Небольшой группе детей предлагается сочинить
сказку (историю). Задается вопрос детям. Например:
«Жил-был кто?» Взрослый открывает книгу на
любой странице, предлагает ребенку указать
пальчиком на слово: «Жил-был… карандаш!».
Значит, история будет про карандаш, который попал
в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на
любой другой странице. Если по сюжету должно быть
имя существительное или глагол, а ребенок указал
на другую часть речи, педагогу необходимо
переделать слово в нужную часть речи, либо найти
другое на этой же строчке. Ответы,
«найденные» в книге, постепенно собираются в
единую сюжетную линию. Когда сказка составлена,
дети придумывают ей название и пересказывают.
Воспитатель просит детей вспомнить, на какие
вопросы они отвечали с помощью книги (выведение
алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность
детей по придуманному сюжету: рисование, лепка,
аппликация, конструирование или схематизация
(запись действий сказки с помощью схем).
Попросить детей вечером рассказать дома
придуманную сказку. Составление сказок
динамического типа. Цель:
создать
педагогические условия для усвоения модели
сказки динамического типа. В такой сказке один
или несколько объектов совершают действия с
определенной целью, при этом взаимодействуя с
разным окружением, которое по-разному реагирует
на действия героев. Герой должен делать выводы,
корректировать свое поведение, набираться опыта,
в результате чего идет достижение цели и
изменение отношения окружающих. Выбирается
герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и
цели. Герои совершают действия для достижения
цели и встречаются при этом с другими объектами.
Последовательно по каждому взаимодействию
фиксируются изменения главного героя, идет
описание реакции других объектов при
взаимодействии с героем. Итог — изменение героя
(героев) и вывод жизненного правила.
Придумывается название получившейся сказки и
составляются правила ее сочинения. На доске
воспитатель рисует сказочную дорожку и
обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали.

Например:

Мышонок в лесу на полянке дома

Если путешествует герой с отрицательными
качествами, то в результате взаимодействия с
другими героями он может перевоспитаться, стать
хорошим. Использование творческих методов в
работе со сказкой позволяет ребёнку
нетрадиционно, оригинально, непривычно,
по–новому не только воспринимать содержание
сказки, но и творчески преобразовывать ход её
повествования, придумывать различные концовки,
вводить непредвиденные ситуации, смешивать
несколько сюжетов в один ит.д. Эти методы
подробно описаны в книге Л.Б. Фесюковой
“Воспитание сказкой”:

  • Сказки с новым концом.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказки о любимых игрушках.
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Сказки от потешек.
  • Сказки о путешествиях.
  • Цветные сказки.
  • Частица “не” и новая сказка
  • Сериал в сказках.
  • и др.

Дети по сочинённым сказкам рисуют, клеят, лепят.
Используются методы нетрадиционного рисования
(пальцевая живопись, рисование по мокрой бумаге,
с помощью восковой свечи, объёмная аппликация и
др.) Показывают этюды текста с помощью мимики и
жестов, и театрализованные представления.

Результатом проведённой работы стали
следующие сказки: “Сказка о рыбках”, “Сказка о
маленьком мышонке”, “Сказка о потерянной
морковке”, “День рождение зайца”, “Новый
теремок”, “История про смелого ёжика и его
друзей” и др. Предлагаем некоторые из них:

История про смелого ёжика и его друзей.

Сказка по потешке.

— Что ж ты, Ёж, такой колючий?

— Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Давным-давно в дремучем лесу жил маленький и
очень добрый ёжик. Но был он очень-очень колючий и
с ним никто не хотел играть. И от этого ему было
грустно. Один — одинёшенька ходил он по лесу, и
тихонька вздыхал: “Ах!” да “Ох!”. Ведь больше
всего на свете он хотел иметь много друзей.

Однажды в лесу он встретил волшебную ворону, и
рассказал ей про своё горе. Ворона была и в самом
деле волшебной, пожалела она ёжика и решила ему
помочь.

— Я помогу тебе избавиться от этих иголок —
сказала она.

Ворона взлетела на самое высокое дерево, и
прокричала на весь лес: “Каррр!”

И иголки исчезли. Обрадовался ёжик,
поблагодарил ворону, и скорее побежал на полянку,
где весело играли зверюшки. Теперь они и его
брали в свои игры, ведь ёжик был совсем не
колючий.

Развеселились зверюшки в лесу, они играли в
салки, жмурки, в прятки и не заметили, как из леса
появился серый голодный волк, зубами щёлк да
щёлк.

“Ха-ха-ха! Ага, попались!” – обрадовался волк –
“Сейчас я вас всех съем!”

Испугались белочки да зайчики, задрожали от
страха их хвостики.

И тут ёжик подумал: “Если бы были у меня мои
иголки, показал бы я этому волку!”

А ворона сидела на дереве и всё видела.
Покричала она своё волшебное: “Карр!”, и у ёжика
снова появились иголки. Свернулся наш смелый
ёжик в комочек и подкатился к волчьим лапам. Да
так больно исколол серого разбойника, что тот
завыл от боли и убежал обратно в лес. И больше
никогда уже не возвращался.

Стали зверушки благодарить ёжика – “Спасибо
ёжик, ты настоящий друг. Твои колючие иголки
спасли нас от беды”. И с тех пор, и по сей день, все
звери в лесу дорожат дружбой с маленьким колючим
ёжиком. Настоящая дружба познаётся в беде.

НОВЫЙ ТЕРЕМОК.

Коллаж из сказок.

Бежала мышка по лесу, устала, присела отдохнуть
и вдруг увидела: среди леса в густой траве сидит
грустная лягушка.

— Отчего ты такая грустная? — спросила мышка.

-Я грущу потому что, у меня нет друга — ответила
лягушка.

— Не печалься, если хочешь, я буду тебе другом.
Давай построим домик-теремок, и будем жить
вместе. Построили они домик из веточек и сухих
листиков. И стали в нем жить поживать, песни петь
да кашу варить. Да так развеселились маленькие
зверюшки, что услышал их волк. Прибежал он к
теремку, давай стучаться, в гости проситься.

-Вот так терем-теремок! И кто в тереме живёт?-
спросил волк.

Выглянули из окошка зверюшки.

-Я — Мышка-Норушка.

-А – Лягушка-Квакушка. А ты кто?

-А я – Волк! Хочу у вас жить!- прорычал волк. —
Сейчас же отоприте дверь!

Ни на шутку испугались зверюшки, и от страха
ничего уже не могли ответить.

-Ах, так! Ну, погодите же! Сейчас от вашего
теремка ничего не останется – закричал Волк.

Волк начал дуть: “Ф-ф-ф-у-у-у!”. И разлетелся
теремок во все стороны, как будто на него налетел
ураган. Был теремок, да нет! Сидят мышка да
лягушка на лесной полянке, и горько плачут.

Стало волку стыдно, что он такой большой,
маленьких зверюшек обидел. Пожалел он их,

принялся брёвна носить, доски пилить – новый
теремок строить. Да лучше прежнего выстроил,
окошки резные, ставни расписные, всем места
хватило, да ещё для гостей осталось.

Обрадовались мышка с лягушкой новому теремку.
Стали они волка благодарить, в гости зазывать,
чаем с пирогами угощать. Откушал волк угощение и
побежал в лес по своим волчьим делам. А друзей
обещал не забывать, в гости заходить, да
гостинцев приносить.

Тем временем бежал заяц по лесу, и увидел
терем-теремок.

-Вот так терем-теремок! – подивился заяц. – И
кто же там, в теремочке живёт?

И стал изо всех сил в дверь барабанить.

-Здесь мы живём. Я — Мышка- Норушка, да Лягушка-
Квакушка. А ты кто?

-Я – Зайчик — Побегайчик, у меня есть барабанчик.
Пустите меня в теремок, я вам дам на барабанчике
поиграть. Открыли зверюшки дверь, впустили зайку.

— А где же барабанчик твой?- спросили они.

— Там, на крылечке остался. Сходите, принесите —
ответил им заяц.

Только зверюшки за порог, а заяц дверь на замок,
и обратно хозяев не впускает.

Что делать? Как быть? Сидят на пенёчке Мышка с
Лягушкой плачут, горюют, лапками слёзы утирают.

Бежит мимо Лисичка-Сестричка.

-О чём вы горюете? – спрашивает.

Друзья о горе своем всё и рассказали.

-Не плачьте,- говорит лиса,- я его выгоню.

Побежала лиса к теремку, давай зайца гнать. А он
сидит, двери, окна закрыты, сам не выходит, и
никого не впускает. Так вернулась лиса не с чем.
Стали звери вместе думать, как зайца из избушки
выгнать. Думали, думали и придумали. Решили они
дедушку Медведя на помощь позвать, он самый
сильный в лесу. Пришёл Медведь, как зарычит на
весь лес.

— Рррр…ррр…, Ступай, заяц, вон!

Как ударил в дверь – так с петель её и сорвал.

На чужой каравай рот не разевай – прорычал
медведь – хочешь себе избушку сам построй.
Испугался заяц, выскочил из домика – да бежать. А
Мышка- Норушка да Лягушка- Квакушка до сих пор в
теремке живут – поживают, да гостей встречают. А
звери лесные любят к ним в гости ходить, чай с
пирогами пить, песни петь, да хороводы водить.

Сценарий сказки НОВЫЙ ТЕРЕМОК.

Ведущая: Давно это было, в чистом поле, в
широком раздолье, в частом лесочке по высоким
кочкам мышка бежала. Бежала да устала. Присела
отдохнуть, да лягушку увидала.

Мышка: Что, лягушечка, грустишь, отвечай,
чего молчишь?

Лягушка: Грустно мне, ведь я одна, нет
подружки у меня.

Мышка: Хочешь, милая лягушка, буду я тебе
подружка.

Я на выдумки хитра, строить нам жилье пора,

Чтобы крепки были двери, чтоб не трогали нас
звери.

Лягушка: Мы построим тут избушку, в гости к
нам придут зверюшки.

Ведущая: Вот в двоём взялись за дело и работа
закипела…

Мышка листья собирает, лягушка веточки таскает.

Ворона: Здесь по лесу я летаю, всюду сплетни
собираю.

Любопытнее вороны не найти во всём районе,

Всюду суну клюв я свой и скорей лечу домой.

Сорока: Ты слыхала – ли, кума, новость про
лягушку?

Вместе с мышкою она построила избушку.

И избушка не плоха, хватит двум подружкам,

Так летим, новость пора рассказать зверюшкам.

Ведущая: Тили-тили, тили-бом и готов подружек
дом.

И пошло в лесу веселье, всем вокруг на удивленье

Полячку зверюшки пляшут, весело платочком
машут.

(исполняется танец зверей, затем они
разбегаются)

Ведущая: Так шумели и шутили, что даже волка
разбудили.

Волк: Что за шум тут на поляне? Побывали здесь
цыгане?

И трава вокруг примята, ну а это что за хата?

Вот так терем- теремок, в теремочке кто живет?

Мышка: Я мышка- норушка.

Лягушка: А я лягушка- квакушка, а ты кто?

Волк: Я бедный, бедный волк, зубами щелк да
щелк .

В тенёчке лежал, вдруг шум услыхал.

Весь лес обошел, никого не нашел.

Да устал слегка в дороге, волочу едва я ноги.

Жить пустите насовсем, а не то обеих съем!

Ведущий: Мышь с лягушкою молчат и от страха
лишь дрожат.

Воздуху набрал волчишко, дунул – развалил
домишко!

Разбежались все зверюшки, вот и нет у них
избушки!

Лягушка: На пенёчке мы сидим вместе с мышкой
грустим.

Где теперь мы будем жить, хлеба корочку
делить?

Мышка: Эх, волчишка, как ты мог, развалить наш
теремок?

Мы б тебя и так пустили, чаем с медом напоили.

Волк: Вы подружки не грустите, и прошу — меня
простите!

Всё исправлю — я же волк, построю новый теремок.

Ведущая: Взялся наш волчок за дело, и работа
закипела

Доски строгает, гвозди вбивает,

колет и тешет, щепочки режет.

Тили-тили тили — бом, выстроил волчишко дом.

Ставенки резные, окна расписные.

В доме места всем досталось, для гостей ещё
осталось.

Мышка: От нас тебе большой поклон, дом
красив со всех сторон.

Лягушка: Оставайся с ними жить, дом наш
будешь сторожить.

Волк: Нет, спасибо, не могу, по делам я побегу.

Ведущий: Вот простились зверюшки и живут в
своей избушке.

На полянке на лесной появился вдруг косой.

Заяц: Вот так терем-теремок, в теремочке кто
живёт?

(И стал изо всех сил в дверь барабанить.)

Мышка: Я- Мышка- Норушка.

Лягушка: А я лягушка- квакушка. А ты кто?

Заяц: Я Зайчик — Побегайчик, у меня есть
барабанчик.

Теремок кто отопрёт, барабанчик мой возьмёт!

(Открыли зверюшки дверь, впустили зайку)

Лягушка: Где же, барабанчик твой?

Заяц: На полянке, под сосной!

Ведущая: Зашёл заяц в теремок и закрылся на
замок.

Сколько звери не стучали, так в избушку не
попали.

Что же делать, как же быть? Надо теремок открыть.

Мышка: Волк построил крепкий, славный дом

Да обманщик заяц поселился в нём.

Лягушка: Кто не побоится горюшку помочь, да
прогонит зайца-хулигана прочь.

Ведущая: Мимо Лисонька бежала, да подружек
услыхала.

Лиса: Заяц явно здесь не прав, у меня горячий
нрав

Не боюсь не ссор, не драк, покажите, где ваш враг?

Ведущая: Стала, Лиска, зайца гнать, громко
топать и стучать.

Лиса: Эй, зайчище, выходи, мышь с лягушкою
пусти.

А не-то как налечу, тебя мигом проучу.

Ведущая: Заяц дверь не открывает, лису в домик
не пускает.

Стали звери все гадать, как же зайца им
прогнать?

Лиса: Надо дедушку медведя нам позвать сюда
немедля.

Все преграды по плечу дяде Мише силачу.

Медведь: Если кто попал в беду на помощь мигом
я приду.

Ну, рассказывай, лягушка, кто забрался к вам в
избушку?

Лягушка: Это заяц хулиган, обещал нам
барабан.

Медведь: Сейчас как стукну кулаком, и
развалится весь дом.

Тебя я за уши поймаю и слегка накостыляю.

Ведущий: Косой от страха задрожал, из
избушки убежал.

Он помчался без оглядки, лишь видны меж ёлок
пятки.

Мышка: Ну, спасибо, дядя Миша, что помог
прогнать зайчишку.

Заходи скорее в дом, чаю с мёдом мы нальём.

Ведущий: Тут обрадовались звери, заплясали и
запели,

Стали жить да поживать, друзей в гости
поджидать.

Литература.


  1. 1. Л.Б. Фесюкова “Воспитание сказкой” Москва
    2000
  2. 2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. “Технологии
    развития связной речи дошкольников” 2004

                При сочинении сказок следует обратить
внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: 

— учит детей
сравнивать, сопоставлять;

— формирует
привычку доказывать, что это — так или иначе;

— ставит ребенка
на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу
возможность выбора собственной позиции;

— упражняет
детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно
более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

«Докажи, что Аленка лучше всех»; 
«Кого тебе жалко в этой сказке»; 
«Как бы ты поступил на месте…»; 
«Как движениями похвалить петушка». 

                Нередко здесь используется ТРИЗовская игра «Хорошо —
плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления — значит сделать
еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

                Кроме
спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В
этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов,
словосочетаний и предложений.

                Вместе с
детьми можно:
 
— придумать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесовичок); 

— срифмовать два слова (кузнец
— удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям
как предвестникам словотворчества; 
— составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого
— по словечку» — «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» —
«Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.  

Некоторые приемы сочинения
сказок.

ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ
                Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и
доверительно договариваемся что-то в ней изменить. 
                Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем
ребенка придумывать. К примеру, мы говорим: 
                «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то
другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла
Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе
двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья
или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами
менять ситуации в сказках. 
                Ниже предлагаем еще ряд новых ситуаций к известным
сказкам: 
-ГУСИ-ЛЕБЕДИ На пути девочки встречается серый волк… 
-ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ Волку мешает медведь, который зовет его на свой день
рождения… 
-СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Рыбка захотела сама встретиться со старухой… 

ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

                Данный метод
развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при
которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства.
  Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц
вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут
быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки
оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте
многоэтажного дома).

КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК

                Если сказки
знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет
новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе
отправились в гости к лисе в лубяную избушку.     Вариантов и переплетений
ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о
главных, первоначальных героях — и получится «Коллаж из сказок». А детям
дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации.

СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

                Не игрушки и даже не предметы,
а просто мусор — никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для
создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность
использования отходов: оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко
всему нужно относиться экономно и изобретательно. Конечно же, на первых порах
мы, взрослые, показываем и рассказываем первые «Мусорные» сказки. 
                Мусор Пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков,
стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты с дырочками, пластмассовые коробочки из-под
варенья и т.д. 
Начало: «Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и
скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг дружке
помочь: 
— пустые коробки превратились в театр, 
— цветные мелки в человечков, 
— стружки помогли человечкам обрести волосы, 
— полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками, 
— пластмассовые коробочки зверятами. Начался пир на весь мир… 

 СКАЗКИ ОТ МФА(метод морфологического анализа) 
                Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую
заносятся некоторые особенности тех новых предметов, образов (живых и неживых,
реальных и фантастических), которые мы хотели бы придумать. А придумываем мы их
путем соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новый карандаш.
Для этого составим себе в помощь табличку, где по вертикали будут указаны
материалы, из которых он может быть сделан, а по горизонтали будут указаны
варианты его возможной формы (круглый, ребристый и т.д.). На пересечении
избранных параметров и будет найден вариант нового, придуманного нами
карандаша. 
                Мы придумали пластилиновый карандаш в виде указки, а он
оказался волшебным и тотчас же…Вот примерное начало сказки. 

СКАЗКИ ОТ СТРАННЫХ ИСТОРИЙ
                Вашему вниманию предлагаются темы странных историй, в которых
уже заключена завязка сказки, а ее развитие зависит от сотворчества взрослых и
детей. Вам решать, какие из них лучше использовать в виде свободных продолжений
и переложений: 
-Как поссорились чашка с ложкой. 
-Путешествие в страну чистюль. 
-Сказка о капризной пуговице. 
-Сказка о левом башмаке. 
-О царе Беспорядке и царице Ленивице. 
СКАЗКИ ОТ ПОТЕШЕК, КРИЧАЛОК И ДРУГИХ ФОРМ МАЛОГО ФОЛЬКЛОРА

                Кроме потешек и кричалок, в
качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные
перепутаницы.
Потешка:
-Что ж ты, Еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
— Знаешь, кто мои соседи? 
Лисы, волки и медведи! 
                 Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной
почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…
СКАЗКИ ОТ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
                Понятно, что фантастические явления (то есть то, чего не бывает
в реальной жизни) послужат важным отправным моментом для сочинения сказки. При
этом лишь не следует забывать о двух правилах: дать понять детям, что они
сейчас будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений.               Рекомендуем
начинать примерно так: 
-Представь, что ты можешь
уменьшиться до размеров муравья:
 
— Какое бы у тебя было любимое занятие? 
-Чего ты опасался? 
-Захотел бы ты стать прежним? и т.д. 

СЛУЧАЙНЫЕ СКАЗКИ
                Вам, конечно, ясно, что забавные случаи из реальной жизни также
важны для развития фантазии у детей. Следует лишь умело подбирать их с учетом
возраста детей, их настроения и ряда других факторов. Когда дети научатся
продолжать сказочное развитие предложенных взрослыми случаев, крайне важно
направлять внимание ребят на использование случаев из их реальной или
воображаемой детской жизни. 

                Мы предлагаем вам такие случаи:

Однажды девочка упала с дерева и дала папе
слово никогда больше не лазить на деревья. Как-то раз девочка увидела
маленького котенка, который никак не мог слезть с дерева и жалобно пищал. Как
он там оказался? Очень хотелось помочь котенку и в то же время сдержать слово,
данное папе… 

СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ
                Дошкольники не достаточно знают о бытовой технике. Именно
поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о технике и автоматах со
сказочным продолжением. Вот это мы и предлагаем сделать: 

                Реальное начало (И. Мельников)
Солнечные часы

                Давным-давно, когда часов еще
не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко — нам
вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она
также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и
придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил
его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба
медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые
часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог.
Почему? 

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС
                Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать
кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на
них, видеть образы, предметы или их отдельные детали.
                «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе
напоминает?» — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и
воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем
перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может
получиться целый сюжет. 
                А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу
краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны — тотчас же появится
какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель
помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы? 

Какие еще могут быть сказки:

Сказка от
смешного стишка.

Сказка от
грамматической арифметики.

Сказка от
фразеологизмов.

Сказка от
задачки.

Спасательные
ситуации в сказках.

Сказки от
просто стишков.

Случайные
сказки.

Сказки о
чудищах.

Сказки по
смешанным образам.

Сказка
продолжается.

Изменение
ситуации в знакомых сказках.

Перевирание
сказки.

Сказка, но
по-новому.

Бином
фантазии.

Эксперименты
в сказках.

Цветные
сказки.

Семейная
сказка.

Сериал в
сказке.

Сказки о
фантастических странах.

Сказки от
шуточных вопросов.

Сказки о
любимых игрушках.

Сказки о
путешествиях.  Сказки от превращений.

Краткие
истории.

Сказки от
одного слова.

Сказки о
временах года, запахах, звуках.

Сказка по
аналогии с известными.

Сказки по
комическим рисункам.

Сказки по
завуалированным картинкам.

Моделирование
сказок.

Сказки с
новым концом.

Сказка с
середины.

Частица
«не» и новая сказка.

Из сказки
убежали все глаголы (существительные).

Сказки к
волшебным рисункам.

По следам
к сказке.

От точек —
к сказкам.

Имя и
сказка.

Сказки про
самого себя.

Материал подготовлен
по методике Л. Б. Фесюковой

«Воспитание сказкой»

Для работы с детьми
дошкольного возраста

МКДОУ
«Колчеданский
детский сад
№ 1»

Памятка

«сочиняем сказки вместе с детьми»

 

Составитель:

воспитатель
Н.Г.Лукоянова

2017

Вы  просили: «Помогите сочинить сказку?» Потому что  хотите научиться тому, как самой сочинить  сказку.

  • Вашим детям 4-7 лет
  • Вы новичок в сочинении сказок
  • Вам нужна простая  методика сочинения сказок
  • Вы хотите получать удовольствие от процесса развития своих детей

Хорошая новость заключается в том, что, следуя моим подсказкам, Вы научитесь сочинять  маленькие сказки  для своих детей. У Вас  обязательно получится, если следовать простым правилам. Если идти шаг за шагом.

Итак, в путь!

1. Вам нужен герой или героиня сказки

Сочините сказку про человека, животное, растение или любой предмет: игрушку, чайник, ложку, лампочку, стол, планшет. Про все, что попадется на глаза или придет на ум. При желании, Вы можете оживить, что угодно, даже явления природы. Но люди или животные чаще всего выступают главными действующими лицами сказочных историй.

vam-nuzhen-geroj-skazki

Как Вы думаете, что главное для героя?

Конечно же, его характер и облик.

Подумайте, каков Ваш герой

Он смешной? Умный? Храбрый? Красивый?

Также не забудьте придумать маленькие недостатки

Он маленький? Застенчивый? Часто ленится? Упрямый?

Создание персонажа маленькой сказки может занять некоторое время. Но если у вас получится убедительный герой или героиня, вызывающий сочувствие и желание ему помочь, то полдела сделано. Кстати, придуманный персонаж можно делать героем самых разных историй.

Из этих кирпичиков составляйте характер героя своей сказки

  • имя
  • возраст
  • чем занимается
  • внешность
  • домашние питомцы, друзья
  • увлечения
  • любимый цвет
  • любимое блюдо
  • темперамент
  • чего боится
  • с кем дружит
  • чего не любит
  • секреты
  • что вспоминает
  • что снится
  • о чем мечтает

Как Вы понимаете, для сказки одного героя или героини не достаточно.

Поместите героя своей короткой сказки в конкретное  время и пространство

geroj-skazki-vo-vremeni-i-prostranstve

Подумайте, происходит ли действие Вашей истории в реальном или вымышленном мире.

Сейчас? Давным-давно? Или в далеком будущем?

Сколько времени понадобится герою, чтобы преодолеть все трудности и достичь цели?

День, несколько лет,  столетие?

Поместите ваш персонаж в привычную или, наоборот,  необычную обстановку.

Не усложняйте. Можете, например, поселить героя в вашей квартире, и представить гостиную, наполненную уютными креслами и диванами с диванными подушками. Или кухню. Или детскую. Или двор.

Не забудьте включить все свои чувства. А для этого войдите внутрь своего героя или героини и представьте.

  • Что видите: ключ, странный предмет, клочок бумаги, письмо, надпись из облаков?
  • Что слышите: тиканье настенных часов, движение машин на улице, чуть слышные шаги?
  • Какой запах тревожит вас: странный аромат, запах гари, сладкий аромат печенья?
  • Что чувствуете: дуновение ветра, озноб, мурашки, теплое прикосновение солнечного лучика?
  • Может быть, во рту появился вкус горячего молока или  металлический привкус страха?

    3. Что случилось с Героем или Героиней?

    s-geroem-chto-to-sluchilos

Обратите внимание на то, что большинство сказок всех времен и народов используют идею «дама в беде» или «у юноши неприятности». Эти идеи работают всегда!

Сочините, что произошло с главным героем

  • необычное явление,
  • что-то наколдовал злодей,
  • какой-то поступок сдвинул равновесие,
  • болезнь,
  • кража чего-то жизненно важного,
  • потеря,
  • бедность и необходимость выжить,
  • задание спасти или защитить кого-то, возможно, весь мир.

Придумайте цели

  • какую цель ставит перед собой герой?
  • какие действия ему нужно совершить, чтобы достичь цели?
  • что заставляет его идти к цели: любовь? справедливость? свобода? сострадание? поиск приключений? Безопасность и страх? самореализация?

    4. Какие препятствия должен преодолеть Герой сочиненной сказки?

    geroj-preodolevaet-prepyatstviya

  • решить маленькую или большую проблему,
  • достичь какого-то пункта назначения в результате путешествия,
  • помочь себе, члену семьи или просто спасти человека,
  • осуществить мечту,
  • получить ответ на вопрос,
  • сломать заклятье,
  • излечить или излечиться?
  • найти друга или любимого человека.

schastlivyj-konets-skazki

Несмотря на то, что мы не всегда получаем то, что мы желаем в реальной жизни, мир сказок заставляет нас верить, что все возможно.

Попробуйте вот такие идеи:

  • главный герой сказки спасает себя, своих родных или  кого-то еще,
  • герой решает головоломку и раскрывает тайну,
  • главный герой преодолевает препятствия и его характер или черта характера изменяется,
  • главный герой становится счастливее, богаче, умнее, у него появляются друзья.

Теперь можно приступить к введению сказки

Примените классические зачины:  «Когда-то» , «В одной стране далеко, далеко», «Давно, когда» и тому подобное.

Или придумайте свой: «Легенда говорит»  или «Глубоко, в самом сердце леса».

Выберите «точку зрения» для сочиненной сказки

Как вы будете рассказывать свою сказку: от первого, второго или третьего лица?

Как рассказчик вы можете быть  непосредственно вовлечены в действие или сообщать только объективные данные о том, как действуют персонажи истории и что с ними происходит.

Рекомендуем рассказ от третьего лица. Это позволит вам видеть картину целиком и в равной мере уделить внимание всем персонажам.

Убедитесь, что текст сочиненной Вами сказки соответствует возрасту ребенка

Для детей в возрасте от 3 до 5 лет используйте простые темы.

Герой не знал чего-то и благодаря простым действиям узнал. Герой был грустным, а стал веселым. Кто-то был жадным, а благодаря действиям героя, стал добрым. Герой исправил несправедливость, подружился с другими персонажами, спас персонажа и заставил его улыбнуться. Что-то потерял, а в результате своих действий нашел.

Для детей в возрасте от 5 до 7 лет можно усложнять темы.

Добавьте злодеев, пусть герой преодолеет три, а не одну сложную ситуацию. Добавьте  в свою сказку злой магии, включите бунтарские действия героя: непослушание, побег из дома за приключениями, совершение запретного действия. Вплетите в повествование мораль, обобщенную в  пословицах и поговорках.

И прежде, чем перейти к примерам, получите свой ПОДАРОК!

Книжку с развивающими играми для детей 5-7 лет!

Примеры, как сочинить сказку самому

А теперь  — примеры волшебных историй  и картинки для визуальной разминки. Начинайте с маленькой сказки. И для того, чтобы раскрыть двери своего воображения,  рассматривайте фотографии и картинки.  Позвольте включиться своей фантазии.

 Моя любимая собака

Эта история написана мамой вместе с ее пятилетним сыном, у которого погибла собака. Сын рассказал свой сон, а мама его записала под  диктовку.

сказка собака и мальчик

 Сказка про бабочек

dolina-babochek

— Мамочка, а откуда взялись бабочки? – спрашиваю я.

И она мне рассказывает.

Однажды осенью один Волшебник наблюдал, как на лужайке играют дети. Дети смеялись и веселились, но волшебник грустил. Грустил, потому что  видел, как течет время, унося с собою в иные миры людей, цветы и всю красоту мира.

—  Нужно сохранить красоту здесь на земле для людей, — подумал Волшебник.
Он достал  волшебную шкатулку и  стал складывать  в нее солнечных зайчиков, синеву неба, блики цветов, детский смех, дуновение ветра.
Когда дети улеглись спать и поляна опустела,  волшебник открыл шкатулку. Легкий ритмичный шорох наполнил воздух, везде, куда проникал взгляд, порхали прекрасные  бабочки.

—  Летите в волшебную страну к своей Королеве, — сказал волшебник. — Теперь Ваше предназначение- дарить людям красоту.

Царство бабочек спрятано среди непроходимых джунглей и высоких скал.  Здесь множество чудесных благоухающих цветов и  трав, прозрачных озер и хрустальных водопадов. Здесь все время  лето и круглый год светит солнце. Правит этой чудесной страной прекрасная и добрая Королева бабочек. Она очень красивая, веселая и радостная.

Именно здесь живут самые искусные художники и самые красивые на свете бабочки. Каждое утро художники рисуют разноцветные узоры на их крылышках и каждую весну отправляют их на землю радовать людей своей  красотой и нежностью.

Визуализация

Взгляните на эти картинки. Проникнитесь их настроением и персонажами. И они натолкнут  Вас на идею собственной волшебной истории.

kollazh1-dlya skazkikollazh2- sochinyaem skazku

Зачем учиться  сочинять сказки самим?

  • Надо уметь, потому что в школе задают  задания — «сочинить короткую  сказку про животное, сочинить сказку про..»
  • Чтобы и самой удовольствие получать и мышление ребенка развивать
  • Чтобы получать искренние эмоции и прекрасное настроение

Автор: Наталия Розанова-Тесакова, коуч, тренер, автор творческих методик и книг

При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна


Если Вы хотите играючи подготовить своего ребенка к сложным школьным заданиям, приобретайте  мастер-класс

«Сказка-малышка за 30 минут».

Всего за одно занятие Вы научитесь сочинять мини — сказки!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Огурцы не хрустят как исправить
  • Как найти удачу в продажах
  • Unallocated диск как исправить
  • Договорные матчи бесплатно как найти договорной матч
  • Как составить финансовый календарь