Как составить сказку по биологии

Жил-был Коля. Он всё время болел. Коля кашлял, чихал, на коже у него была сыпь, у мальчика болели голова и живот. Ему ничего не хотелось. Только спать. Коля лёг в кровать, укрылся одеялом и закрыл глаза. И тут он услышал чьи-то голоса. Сначала Коле показалось, что это ему чудится, ведь он был в комнате один. Может быть, у него высокая температура, и он бредит? Но нет, голоса были слышны очень чётко. Коля прислушался.

-Он наш, — говорил чей-то противный голосок, — мы его первые заняли. Мы живём у него в желудке, на коже, во рту и вообще везде. Он наш дом.

-Нет, — ответил другой голос, который Коле показался более приятным, — Мы, полезные бактерии, этого не допустим. Коля болеет из-за вас. Мы его спасём.

-Ничего у вас не получится. Мы, вредные бактерии, будем и дальше жить в Коле. Вы могли бы победить, если бы Коля принял лекарство, которое называется «пробиотик», тогда бы вас, полезных бактерий стало бы больше, и вы могли бы победить в войне с нами, но он никогда об этом не узнает…

Коля закашлялся, и голоса утихли. Мальчик лежал и думал о полезных и вредных бактериях, об их войне и о лекарстве «пробиотик», которое (теперь он был в этом уверен) его обязательно спасёт.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д.С. Телефон: +7 (812) 318-72-63
Электронный адрес: info@prodlenka.org

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга:
Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг
и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр
Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

В сказке рассказывается об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка о бактериях

     В одном сказочном царстве правил мудрый царь, который как ему казалось, знал всё на свете. Однажды придворные сказали ему, что в царстве появились какие — то новые существа, очень маленькие, не видимые, что одни из них приносят пользу, а другие вред. «Как так? Кто такие? Почему без моего ведома?»  — возмутился царь. Он созвал всех мудрецов своего царства, чтобы узнать всё о неизвестных пришельцах, но ни один мудрец не мог ни чего рассказать о бактериях.  Тогда царь пообещал полцарства тому, кто расскажет ему о бактериях. Случайно в новогоднюю ночь в эту сказку попал ученик 5 класса. Он узнал о проблеме царства и поспешил к царю во дворец. Там он рассказал всё, что знал о бактериях. Он рассказал о том, что бактерии, это микроскопические одноклеточные организмы, не имеющие ядра. Что они могут иметь самую разную форму, и что от того какой они  формы их называю бациллы, вибрионы, спириллы или  кокки. Бактерии могут переносить неблагоприятные условия, если образуют спору. Делятся бактерии очень быстро каждые 20 минут, из одной получается две. Есть бактерии сапрофиты, они чаще всего  приносят пользу, а паразиты приносят вред, от них люди и животные болеют. Но с вредными бактериями можно справиться, они гибнут от света, тепла, солнца и много другого. Чтобы было меньше бактерий в вашем царстве, надо чтобы было у вас чисто и проветривайте свои царские палаты. Царь был доволен, что узнал так много нового и хотел подарить полцарства, а мальчик сказал, что это ерунда об этом знает любой школьник, и полцарства ему ни к чему, лучше надо учиться в школе.

Шинкевич Виталя

Биология – увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, как дети с
удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о
живой природе. Но вот приходя на уроки биологии, сталкиваются с необходимостью
знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой
неинтересны и непонятны. Не всем бывает интересно изучать программный материал,
постепенно теряется желание изучать предмет, начинаются проблемы с
успеваемостью.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором
царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из
способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных
педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах
при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес,
положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам
относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть
информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и
любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы,
развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает
большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить
задачи, за которых могут только учащиеся.

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.

  1. Описание сказочной страны, её героев.
  2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет
    о чём-то задуматься.
  3. Финал сказки.
  4. Задания для учащихся.

Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации
(таблицы, рисунки, слайды, гербарии)

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования,
которые применяются при изучении нового материала, сказки- загадки – при
закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении
знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, тип урока, так
как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку я
применяю на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими
приёмами обучения.

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы
при изучении биологии в 7-м классе. К каждой сказке обязательно составляются
задания для самостоятельной работы.

Тема урока: Особенности организации кишечнополостных.

На доске вывешивается учебная таблица с изображением пресноводной гидры
или демонстрируется слайд с изображением гидры. Учитель предлагает внимательно
рассмотреть гидру, отметить необычные черты в строении её тела и читает сказку.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у
неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались.
Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И
снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный
рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные
стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг
сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки
острая стрекательная нить — уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили
за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и
жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие
задания.

  • Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими
    необычными особенностями в строении тела обладает гидра?
  • Опишите способ передвижения гидры
  • На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца,
    окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью
    которых она добывает пищу и защищается от врагов.
  • Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите,
    какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте
    учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную
    таблицу.

Функции клеток тела пресноводной гидры.

  Функции, выполняемые клетками. Названия клеток. Слой тела.
1 Восприятие раздражения, передача возбуждения.    
2 Восстановление утраченных или повреждённых участков
тела.
   
3 Передвижение гидры, изменение её формы тела.    
4 Переваривание пищи в пищеварительных вакуолях.    
5 Защита от нападения.    

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства
Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза:
высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали
её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и
поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они
вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не
знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих
близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё
родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице,
что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о
знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и
внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” — заявил рис. И тут все вместе
заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже
оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и
крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии –
портреты злаков.

Вопросы и задания.

  1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости
    кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос
    необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические
    особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности
    строения листьев, цветка, соцветия.
  2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы?
    Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из
    них растения семейства злаковые по внешним признакам.
  3. Чем прославились растения этого семейства?

Тема урока: Семейство Бобовые

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана,
род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни
голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у
него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось
несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об
этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели.
Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и
могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами
– лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору,
цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет
своей силы и богатства.

Задания к сказке.

  1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему
    там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания
    других растений?
  2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (
    стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его
    название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)
  3. Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

Лесной карлик.

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он
небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк,
густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и
прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству
жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался
тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась
особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком,
похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки,
созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее
место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко,
только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и
не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”-
говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин
лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются
настоящими растениями.

Задания:

  • Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?
  • Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба
обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и
совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то
спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так
проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и
отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои
ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку.
Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои
ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и
внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл
мой последний час” — успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

  • О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
  • Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать
    сказку.
  • Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке,
    объясните её значение в жизни амёбы.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в
природе и жизни человека.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий,
яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась
красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных
жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал
здороваться со своими соседками — молодыми осинками. Они казались ему уродливыми
и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не
выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку.
Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой
красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал,
что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они,
помогая друг другу каждый по — своему.

Задания:

  • Какое биологическое явление описывается в этой сказке?
  • Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза,
    грибница.

Тема: Размножение и развитие насекомых.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский
жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и
полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с
удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил
сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя
красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело,
которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде
дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то
тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил
заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло
и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” — спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” — ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и
питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого — же майского жука,
как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

             Экологическое воспитание
учащихся через сказку.

                                                                          
Дюжакова Т.А. учитель биологии

                                                                 
   КГУ «Станционная основная школа»

                                                                    
Житикаринский район Котанайская

                                                                    область.

  Экологическое
воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжается в течение
всего периода обучения в школе. Ученики должны не столько выучить основные
экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить
природу.

 Сказки основаны
на вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представление людей о
жизни и справедливости, они учат жить. Экологические сказки не исключение. Их
назначение – научить детей принимать природу и беречь ее. Основные факты в
экологических сказках даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них
лишь события и разговоры между животными и растениями, которые помогают детям
понять суть происходящего в природе.

  Целесообразно не
только предлагать сказки школьникам для обсуждения, но и вовлечение ребят в их
написании. Учащиеся, как правило, с большим интересом принимают участие в
написании сказок, которые создают всем классом. Так, например, зачитываю начало
сказки «Интересное путешествие» и предлагаю выбрать далекую страну, в которую
они хотели бы совершить путешествие, и узнать, какие животные обитают в этой
стране. Пусть каждый выберет себе тот вид животного или птицы, который ему
больше понравился, и опишет встречу с ним. Из таких отдельных рассказов и сложится
сказка.

  Главное в
экологической сказке – точность биологической информации. Но сказка – это не
рассказ. Специфическая форма изложения требует соблюдения некоторых правил. 
Так, в них не должны присутствовать описания природы, рассуждения, наставления.
Весь фактический материал дается в диалогах героев. Место и время действия
определяются в самой общей форме: «в зимнем городе», «летом в лесу» и т.д. Не
должно быть никаких вступлений, сказка начинается, с какой — либо проблемы:
нехватка воды во время засухи, загрязнение воздуха деятельностью человека,
желание узнать что – либо и т.д. Их решение и определяет действия героев. Образы
героев экологических сказок не подвергаются изменениям: хорошие всегда остаются
хорошими, плохие – плохими.  Это обусловлено тем, что поведение животных
определяются в основном врожденными инстинктами.

   Школьникам
необходимо объяснить, что главное в сказке – мораль. Сказка  должна учить
жить,  учить в первую очередь доброте.   Чем больше в сказке будет  эпизодов,
воспитывающих доброту, тем лучше.

   Таким образом,
создавая сказки, школьники будут с большим интересом изучить экологию,
биологию, географию, литературу, рисовать, мастерить и даже попробуют себя в
роли актеров, а совместное творчество будет способствовать воспитанию
товарищества, учить жить в обществе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти дизайн моей кухни
  • Как найти карпа на водоеме
  • Как найти меценатов для благотворительного фонда
  • Как найти за что списаны деньги
  • Как составить математическую модель текстовой задачи