Как составить сказку по музыке

В 5 классе, при изучении темы «Музыка и литература», учащиеся получают творческое задание — сочинить сказку, где музыка играет одну из главных ролей. Сказки Тестовой Нины в увлекательной форме знакомят читателей с названиями нот, понятием «нотный стан», «нотоносец» и «скрипичный ключ».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тестова Нина, 12 лет

МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново

Подосиновского района Кировской области

Руководитель:

Пономарева Елена Николаевна,

учитель музыки МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново

Подосиновского района Кировской области

В музыкальном царстве-государстве

Сказка

Когда-то в давние времена, в сказочном музыкальном    государстве поселились весёлые человечки-нотки. Жили они дружно в одном уютном домике – «нотоносце», «нотном стане». Их мама была царица, и звали её Скрипочка, потому и прозвали это царство-государство Скрипичным. Как вы думаете, почему?  

От всех домов, в которых живут люди, есть ключи. Так и от Скрипичного царства-государства есть свой ключ скрипичный – ключ по имени Соль. Ой, посмотрите, что это?  Радуга! У радуги семь цветов. И наших музыкальных человечков-ноток тоже семь, и есть у каждой нотки своё имя – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

До, Ми, Соль, Си на скамеечках сидят
Ре, Фа, Ля, До в окошечки глядят.                            

Нотки нам улыбаются,  

До следующей встречи прощаются.

Нашей сказочки конец,

А кто слушал молодец!

2012 г.

Сказка про ноты

Жил-был царь. Было у него семеро детей.  Да не простых, а музыкальных и звали их: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Старший брат «До» был Довольным собой и очень любил делать Добро. Второй брат «Ре» был очень РЕчистым и постоянно готовил какую-нибудь РЕчь.  Сестрёнка «МИ» была просто МИлашкой и ходила в МИни-юбке. Сёстры «Фа» и «Соль» были неразлучны   и выращивали ФАСОЛЬ.  Братец «Ля» прекрасно пел и целыми днями напевал: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ».  Малышка «Си» ходила в СИненьком платьице и любила СИдеть   где-нибудь наверху и за всеми наблюдать. Это была очень дружная семья. По вечерам они собирались, чтобы   петь хором. Царь брал в руки старинный скрипичный ключ и открывал большую длинную комнату, в которой стояли рядами пять скамеечек одна над другой. Это был нотный стан.   Дети рассаживались по своим местам, и начиналась репетиция. Дирижировал сам царь.  Трудность была в том, что сразу всем петь было нельзя. Пели по очереди, по двое или по трое, и получалась прекрасная музыка.

2012г.

В одном городе жила-была скрипка. Жила она, как и все ее сестры в музыкальном магазине. Но в один прекрасный, солнечный день в магазин пришел мужчина и забрал скрипку. её очень долго везли, и скрипка очень переживала, как же она будет без своих сестер, и куда ее везут. И вот, наконец, ее принесли в большую светлую комнату и отдали в руки мальчику, мальчик взял смычок провел им по струнами скрипка горько заплакала, завыла. Ребенок совсем не умел играть. Каждый день он брал скрипку в руки и долго «мучал» бедняжку. Шли дни, недели, месяцы и постепенно мальчик научился играть. И вот уже скрипка ждала этих встреч с нетерпением, в руках своего маленького друга она уже не плакала, как раньше, а звонко пела. Так у скрипки появился настоящий друг.

«Сочиняем музыкальную сказку» (музыка)

Материал развивает способности рефлексивного познания музыкальных образов, осознания логического выстраивания художественного материала посредством творческой импровизации.

Описание разработки

Цель урока:

Развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания художественного материала посредством творческой  импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.
Задачи урока

Образовательные: формировать определённые художественные знания, умения, навыки;
сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;

активизировать воображение, способности к сравнительному рассмотрению предложенного материала в различных образных интерпретациях;
побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации;

Развивающие: Способствовать осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, развивать выразительную сторону вокального исполнения, а также умение сравнивать, анализировать, делать вывод.

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умения анализировать полученные знания, использовать на практике, развивать умение применять новые знания;

формирование логических умений;

обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.

Воспитательные: Воспитание познавательной деятельности в коллективе;

Воспитание чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Тип урока, вид урока, методы, формы, приемы обучения

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков;

Метод: исследовательский, эвристический

Форма работы: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные 

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности

Метапредметные 

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Предметные

— расширение и систематизация  знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры;

формирование музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического 

Формируемые УУД:

Личностные : Понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.

Познавательные : Уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление основных принципов развития музыки.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.

Регулятивные: Понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных музыкальных образов , адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.

Оборудование:

ф на     Наглядно — дидактический материал (репродукции картин на сказочные сюжеты, музыкальные и литературные произведения), муз       музыкальный центр с аудиозаписями, фортепиано, синтезатор, флейта, ударные и шумовые инструменты.

Организационно – мотивационный этап:

Приветствие.

 2.  Подведение к теме урока – музыкальная загадка о сказках. Слушание песни Ю.Корнакова  «Расскажи мне, мама, сказку!»

3.  Объявление темы. Целеполагание.

Основной этап

Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе.

Акцентирование внимания на двух основных принципах развития музыки – повтор и контраст.

Углубление в тему. составление плана-схемы сказки.

Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям.

Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки»

5. Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки по изобразительным картинам («Несмеяна — царевна» В.Васнецова) и литературным сюжетам («Весёлый старичок» Д.Хармса)

Домашнее задание: конкурс на лучшего рассказчика сочинённой сказки.

Рефлексия.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Учитель

Андреянова Марина Александровна

Класс

Предмет

музыка

Тема урока

«Сочиняем музыкальную сказку»

Цель урока

Задачи урока

Развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания художественного материала посредством творческой импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.

Образовательные: формировать определённые художественные знания, умения, навыки;
сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;

активизировать воображение, способности к сравнительному рассмотрению предложенного материала в различных образных интерпретациях;
побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации;

  1. Развивающие: Способствовать осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, развивать выразительную сторону вокального исполнения, а также умение сравнивать, анализировать, делать вывод.

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умения анализировать полученные знания, использовать на практике, развивать умение применять новые знания;

формирование логических умений;

обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.

  1. Воспитательные: Воспитание познавательной деятельности в коллективе;

Воспитание чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Тип урока, вид урока, методы, формы, приемы обучения

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков;

Метод: исследовательский, эвристический

Форма работы: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности

Метапредметные

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Предметные

— расширение и систематизация знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры;

формирование музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического выстраивания различных звуковых структур.

— формирование практических навыков сочинения простейших мелодических, интонационно-ритмических оборотов, характеризующих настроение , состояние, навыков инструментального музицирования, применение их в ролевых играх, музыкальных спектаклях, на тематических праздниках;

— формирование бережного отношения к культурному наследию нашего народа.

Формируемые УУД:

  1. Личностные : Понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.

  2. Познавательные : Уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление основных принципов развития музыки.

  3. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.

  4. Регулятивные: Понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных музыкальных образов , адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.

Оборудование:

ф на Наглядно — дидактический материал (репродукции картин на сказочные сюжеты, музыкальные и литературные произведения), муз музыкальный центр с аудиозаписями, фортепиано, синтезатор, флейта, ударные и шумовые инструменты.

  1. Организационно – мотивационный этап:

  1. Приветствие.

2. Подведение к теме урока – музыкальная загадка о сказках. Слушание песни Ю.Корнакова «Расскажи мне, мама, сказку!»

3. Объявление темы. Целеполагание.

  1. Основной этап

  1. Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе.

  2. Акцентирование внимания на двух основных принципах развития музыки – повтор и контраст.

  3. Углубление в тему. составление плана-схемы сказки.

  4. Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям.

Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки»

5. Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки по изобразительным картинам («Несмеяна — царевна» В.Васнецова) и литературным сюжетам («Весёлый старичок» Д.Хармса)

  1. Домашнее задание: конкурс на лучшего рассказчика сочинённой сказки.

  2. Рефлексия.

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационно-мотивационный

Этап.

Приветствие.

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок, прошу занять свои места.

На сегодняшний урок нам понадобятся разные музыкальные инструменты.

Вовлеченность каждого ученика в активную деятельность, положительный настрой на изучение нового материала.

Регулятивные:

развитие мотивов учебной деятельности.

1.Подведение к теме урока.

Слушание песни Ю.Корнаковой «Расскажи мне мама сказку».

Все вы любите читать и слушать сказки. Сегодня мы будем говорить о сказках, но не простых, а волшебных, в которых происходят разные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают. А начнём мы разговор муз. Загадкой. Это песенка о сказках, о каких – вы должны догадаться сами.

Ученики внимательно слушают песню и выясняют: какие сказки они узнали из песни, можно ли их назвать волшебными, почему?

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, анализировать, вслушиваясь в музыку.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и учителем.

  1. Объявление темы: «Сочиняем музыкальную сказку».

Сегодня на уроке мы узнаем много секретов о сказках. И не только узнаем, а попробуем самим сочинить и разыграть сказку, т.е. все вы сегодня побываете в роли авторов, композиторов, музыкантов и актёров.

Определяют целеполагание: что должны узнать, чему научиться, какие задания выполнить.

Коммуникативные,

познавательные.

II. Основной этап.

  1. Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе.

Ребята, а с чего обычно начинаются сказки, и чем заканчиваются?

Из литературных источников учитель зачитывает присказки, зачины, концовки, и выделяет главные этапы развития повествований: завязка, кульминация, развязка. Учитель объясняет значение этих терминов. Далее учитель сообщает, что у волшебных сказок есть свои секреты, и предлагает оценить такую сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кое-кого и отдал ему некоторую часть найденного…» Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? Здесь важно подвести учеников к пониманию основных секретов волшебных сказок: присутствия в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников (клубок, зеркальце, гребешок, блюдо, узелок, яблоко и тд.), коварных врагов; особых художественных приёмов построения сказки (троекратные повторы, отлучки героя из дома, его испытания, превращения персонажей в вещи, в животных, оживление и омоложение героев).

В ходе рассуждений дети исполняют «Песню-спор» из новогодних приключений Маши и Вити – Г.Гладкова, разыграв её по ролям: девочки убеждают мальчиков что сказки существуют (в куплете), а мальчики (в припеве) уверяют что чудес не бывает.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: сопоставлять художественно-образное содержание произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог с учителем и сверстниками, освоение способов взаимодействия в коллективной работе.

  1. Акцентирование внимания на двух основных принципах развития – повтор и контраст.

Учитель делает акцент на важном принципе развития сказок как в музыке, так и в литературе – это принцип контраста и повтора., когда сюжет развивается на противопоставлении разных образов. Объяснить на примерах. Вспомнить сказки, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. Также важно отметить, что в таких сказках посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого — герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет (например: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей).

Учащиеся усваивают понятие –контраст, приводят примеры (добрый -злой, маленький- большой, сильный – слабый и тд.)

Называют сказки конфликтного типа, находят в них элементы волшебства.

Регулятивные: умение оценивать музыкальные и литературные образы сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и тд.

Познавательные: различать контрастные образы в музыке. Уметь сопоставлять, находить характерные отличия.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.

  1. Углубление в тему. составление плана-схемы сказки.

Далее учитель объявляет о том, что каждый из вас тоже может сочинить такую сказку, и чтобы она получилась интересной, увлекательной и запоминающейся – сначала нужно сочинить план-последовательность происходящего. На доске выписывает основные этапы развития сюжета (идёт коллективная форма обсуждения).

  1. пофантазировать, где могли бы происходить эти события? –определить место.

  2. Придумать положительных и отрицательных героев

  3. Обозначить свойства и действия этих героев.

  4. Придумать волшебство (какой-нибудь волшебный предмет)

  5. Описать взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. Например: отрицательный герой решил завладеть этим волшебством для своих коварных и злых помыслов, а положительный герой пытается этому помешать, освободить, спасти и т.д. Этот этап может быть кульминационным.

  6. В следующем этапе нужно показать развязку событий, т.е придумать как разрешить конфликт. Здесь важно напомнить о том, что большинство страшных сказок заканчиваются счастливо, пусть в ваших историях будет радостный конец: ведь правда, справедливость, мужество и бесстрашие обычно побеждают.

  7. Придумать название получившейся сказки.

В заключении работы по этому этапу можно зачитать учащимся готовые примеры, сочинённые ранее детьми сказки (из опыта педагога).

Учащиеся коллективно обсуждают, составляют сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, придумывают элементы волшебства, помогающие эти цели достигнуть. разрабатывают различные варианты их действий и взаимодействий между собой; выстраивают разные элементы в единую сюжетную линию.

Предметные: понимать специфику и особенности литературного языка, закономерности литературного искусства; на основе полученных знаний о развитии драматургии осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности.

Познавательные:

Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний.

Регулятивные:

Планирование собственных действий и прогнозирование результата творческой деятельности.

Коммуникативные:

Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе.

  1. Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям.

Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки»

Далее учитель предлагает детям послушать музыкальную сказку С.Прокофьева. послушать очень внимательно, чтобы ни одного музыкального секрета и таинства не упустить. Чтобы царевну с кикиморой не перепутать, не загоревать там, где смеяться нужно, а слезами веселья сказочного не залить.

После прослушивания обсуждаются музыкальные впечатления.

Возможные вопросы:

какую волшебную сказку рассказал нам композитор – весёлую или печальную? Услышали ли вы в музыке контрастные образы? Сразу ли вам стало страшно? чем понравилась вам эта сказка?

Далее ученикам даётся задание сочинить собственную сказку по музыкальным впечатлениям, фантазируя: где могли бы происходить эти события? Какие опасные, тревожные события могли произойти с героями в этой музыкальной истории?

Итоговое слушание.

Учащиеся внимательно слушают музыку, анализируют, сочиняют свой собственный сюжет по прослушанной музыке.

Предметные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о своих впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания, вносить коррективы в свою работу;

Личностные: проявлять познавательный интерес к музыкальной деятельности.

Коммуникативные: высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах сказочных персонажей.

  1. Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки.

Ребята, какая сказка изображена на картине В.Васнецова? слайд «Несмеяна-царевна». Обсуждение: что мы видим на картине. А давайте попробуем оживить сказочный персонаж музыкой. Учитель исполняет пьесу «Плакса» Д.Кабалевского, дети импровизируют на муз. Инструментах, выделяя главные интонации.

Ребята, наша царевна всё плачет да плачет. Давайте развеселим её лихой русской пляской. ( Музыкальная разминка – исполняют танец «Барыня»)

А сейчас давайте попробуем развеселить её весёлым стихотворением Д.Хармса «Весёлый старичок» (на экране текст). О чём оно? сколько в нём образов? Какие изменения происходят с появлением новых героев?

А теперь я предлагаю вам стать сразу композиторами, музыкантами и актерами. Давайте превратим это стихотворение в музыкальный спектакль. (Дети распределяют роли: 3 человека –актёра будут пластикой, движениями, мимикой изображать происходящее, 4 человека- композиторы сочинят вокальную партию и исполнят её , остальные – музыканты придумают аккомпанемент, музыкальное сопровождение на различных музыкальных инструментах, правильно оформив его ритмически.

Детям дается немного времени для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах).

Исполнение стихотворения с актерской и инструментальной импровизацией.

Дети анализируют сказочный сюжет на картине В.Васнецова, оформляют её элементарным музицированием (на музыкальных инструментах).

Выполняют физкультминутку. (импровизируют танцевальные движения под музыку русской народной пляски).

Учащиеся работают в группах:

совместно обсуждают возможность воплощения образов через музыку: подбирают музыкальные инструменты для создания импровизационной композиции, исполняют музыкальную инсценировку стихотворения.

После итогового выступления обсуждают соответствие образов и их музыкальных характеристик.
Затем меняются ролями.

Познавательные:

Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний.

Регулятивные:

Планирование собственных действий и прогнозирование результата музыкальной деятельности.

Коммуникативные:

Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе.

  1. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание, предлагая разные варианты.

Завершением работы ребят над их собственной сказкой по музыкальным впечатлениям может стать конкурс на лучшего рассказчика этой страшной сказки («страшилки»). При подведении итогов будет учитываться выразительность рассказа: жестикуляция, мимика, поза и тд.

Коммуникативные, Познавательные.

  1. Рефлексия.

Предлагает вернуться к поставленной вначале урока цели. Оцените степень ее выполнения.

Пожелание на прощание.

Спасибо всем

Учащиеся оценивают степень выполнения задачи, делятся впечатлениями.

Личностные, коммуникативные



-80%

Похожие файлы

  • Презентация к уроку музыки по теме «А.С.Пушкин и музыка»

  • Сценарии необычных занятий хорового кружка «Веселые нотки»

  • Презентация для начальных классов «Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Его перо носило сказки…»»

  • Путешествие в мир музыкальных инструментов

  • Урок музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Вы смотрели

Работа музыкального руководителя в дошкольном
образовательном учреждении на современном этапе
наполняется новым содержанием.

Наша задача – растить человека, способного к
самостоятельному творческому труду, личность
активную, ищущую.

Выполнить эту задачу эффективно можно на
основе интеграции деятельности всех участников
образовательного процесса: воспитатели,
педагоги дополнительного образования, учитывая
особенности детей должны искать наиболее
рациональные и эффективные пути стимулирования
их гармоничного развития.

Музыкальному руководителю в этом вопросе
отводится особая роль, так как музыкальная
деятельность носит творческих характер, но
оказывает влияние на развитие всех сторон
личности и сферу познавательного развития.

Это заставляет продумать иные подходы к
организации педагогического процесса,
планирования работы, построения занятий.

Описанный в данной работе алгоритм работы по
постановке музыкальных сказок опробован в
течении трех лет и дал хорошие результаты в
развитии детей, подготовке их к обучению в школе
и используется в настоящее время, что
подтверждает его эффективность.

Основной целью работы по созданию музыкальной
сказки с детьми дошкольного возраста является развитие
способности детей к свободному творческому
восприятию окружающего мира, отражению его
впечатления и отношения к окружающему миру через
творческую деятельность – искусство
музыкальной сказки.

Алгоритм работы с детьми по созданию
музыкальной сказки.

Данный алгоритм раскрывает пошагово работу по
созданию музыкальной сказки.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Шаг №1. Введение в мир волшебства.

Задачи:

1. Активизировать и развивать у детей интерес к
миру сказок
через чтение, просмотр фильмов,
посещение театров, прослушивание музыкальных
произведений на сказочные темы.

В группе дети знакомятся с русскими народными
сказками и сказками других народов. Детям
предлагается рассматривание иллюстраций,
прослушивание и просмотра аудио и видео кассеты,
посещение с родителями театров.

Учитывая сложности восприятия детьми
дошкольниками музыкального произведения
(наглядно-образное мышление, неустойчивое
внимание, малый объем музыкальной памяти); на
музыкальных занятиях используются различные
дополнительные средства выразительности:
выкладывание мозаики, использование стихов и
отрывков литературных произведений, игра со
светом, использование зеркального шара,
многоцветовой лампы (цветомузыка), аромолампы,
аквариум (наблюдение за “волшебным” изменением
цвета морских камней). <Рисунок 1, 2, 3, 4>

<Рисунок 1 >

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

2. Развивать слуховое внимание, воображение,
способствовать всестороннему речевому развитию

(речевое общение, литературная речь, работа над
просодикой, четкость произношения, темп и
громкость речи, образная речь). Учить
дифференцировать звуки окружающего мира.
Развивать ассоциативное мышление при восприятие
звуков окружающего мира.

Специально подобранный репертуар “волшебной
музыки”, звучащей в сказочной атмосфере,
позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный
отклик, позволяет рассказывать о своих
представлениях, переживаниях, характере звука,
тембре, делиться впечатлениями об услышанном.

Для прослушивания используется аудио кассета
“Мир звуков – образы и настроения” А. И.
Бурениной.

Прослушивание музыкального произведения
предусматривает сосредоточение внимания,
настрой слуховго аппарата. Используются игры:
“Что слышит”, “Слушай звук”, “Кого сегодня
нет” по Орфу, помогающие настроиться на нужный
лад.

Речевое развитие предполагает освоение
звуковой культуры речи (интонация, артикуляция,
чистота и точность произношения). При этом
речевой материал дается в разных формах с
музыкальным сопровождением.

Логоритмические упражнения разучиваются в
процессе музыкально-ритмической игры, что
позволяет в доступной форме развивать голосовой
аппарат, научить четко, понятно, эмоционально
произносить текст, развивать координацию
движений.

Доступные игровые образы способствуют
развитию образной речи. Музыкально-ритмические
речевые игры способствуют развитию музыкальных
способностей – чистота интонирования,
динамический, гармонический, ритмический слух,
помогают выразить эмоции, развивают мимику.

Окружающий мир полон различных звуков. Чтобы
показать волшебный лес, загадочную страну или
пение райских птиц необходимо развивать такие
качества, как внимание, наблюдательность и
научиться дифференцировать звуки окружающего
мира. С этой целью с детьми проводятся
исследовательские игры: “Как звучит дерево”,
“Как звучит вода”. <Рисунок 5, 6,>

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

Наблюдение за камнями и ракушками в воде
разной температуры, способствует созерцательной
способности. Игры на камушках и ракушках больших
и маленьких <Рисунок 7 >, составление
экологического оркестра – звучание воды,
звучание бамбукового ксилофона, стук камушков,
постукивание и потряхивание ракушек.

<Рисунок 7>

Реалистичность экологического оркестра может
нарушить звучание волшебного инструмента
“Задумчивость” <Рисунок 8>, где дети,
перебирая пальцами металлические трубочки,
создают необыкновенную сказочную атмосферу.
Таким образом обыкновенные лесные звуки,
превращаются в волшебные, обыкновенный морской
прибой в сказочный.

<Рисунок 8>

Проводятся игры на различие звуков, тембра: “Мы
в лесу” — шелест, шорох, скрип, птицы, костер (мять
бумагу), ветер; “Мы на море” — прибой (волны),
камушки, ракушки, ветер, чайки; “Мы шумим” — все
шумовые звуки; “Мы поем” — музыкальные звуки;
“Осенние звуки” — игры по Орфу; “Игры с
театральными шумами” (с помощью карточек). По А.
И. Бурениной.

3. Использовать элементарное музицирование для
передачи чувств и эмоций, характеров и
настроений
с использованием инструментов и
инструментов заместителей для передачи
характерных чувств. <Рисунок 9> Кроме этого
эффективно использовать “Экологический
оркестр”.

<Рисунок 9>

Освоение навыков игры на инструментах,
использование ансамбля в различных спектаклях.

4. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении
предметов атмосферу сказки.

Сказочный образ или действие рождаются в
обычной обстановке и возникает необходимость
изменить обстановку, приспособить окружающие
предметы для более яркого наглядного отражения
той или иной сказочной ситуации. В работу
включается ассоциативное мышление. Как создать
сказочный поезд? Как сделать дом для трех
поросят? Обычный стол превращается в избушку на
курьих ножках, голубые ленточки – в озеро,
гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но
самое главное в сказке это все таки сказочный
персонаж.

Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного
героя и ощущает потребность изменить свою
внешность. Но как это сделать без специального
костюма. Зато есть большой красивый платок,
который может быть фатой, вуалью для царевны,
может быть плащом для царевича, волшебника, если
завязать на голову можно стать бабушкой, если в
виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. Просто
палочка с помощью “волшебных” слов может стать
волшебной и она же может быть волшебной флейтой.
Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок,
возьми белый шарфик и ты античная статуя.

Чтобы почувствовать себя любимым и известным
героем сказки, необходима некоторая помощь
педагога. Педагог предлагает наборы предметов
или элементы костюмов, из которых ребенок
самостоятельно выбирает то, что поможет ему
наиболее ярко выразить любимый образ. При
внимательном рассматривании предметов,
оказывается, что один и тот же предмет, может быть
использован для определения многих персонажей.
Например: колпачок – Петрушка, Клоун, Гном,
Звездочет. Накидка – пелерина – плащ Царевича,
Кот в сапогах, мантия Принца. Набор головных
уборов, юбок, жилетов, масок – открывает
неограниченные возможности для перевоплощения.

Для развития ассоциативного мышления, развития
фантазии, воображения используются игры: “Найди
пару”, “Разведчик”, “Волшебный платок”,
“Волшебная палочка”, “Маска, я тебя знаю”.

Шаг 2. Введение в атмосферу конкретной сказки.

1. Выбор произведения.

Как выбрать произведение, которое будет
действительно интересовать детей, будет
соответствовать возможностям и особенностям
данного возраста, будет отвечать постановочным
развивающим задачам, удовлетворит детский
творческий порыв и желание, принесет детям
радость общения и раскроет индивидуальность.
Большую долю информации педагог почерпнет из
первого этапа работы. Так и проявятся
индивидуальные способности и возможности
каждого ребенка. Но как принять коллективное
решение, т.к. сказка – это коллективная работа.
Поскольку дети не обладают богатым литературным
багажом, педагог выносит в разных вариантах
известные и неизвестные сказки. С основной
частью сказок дети уже ознакомились на
подготовительном этапе. Таким образом,
определяется круг интересов и желаний детей и
определяется тип сказки, вызывающий интерес в
данном возрасте. Например в старшем дошкольном
возрасте девочки хотят быть принцессами, феями, а
мальчики сказочными воинами, царевичами. Детям
предлагается вспомнить сказку, где присутствуют
желаемые персонажи. Девочки могут назвать сказку
“Спящая красавица” (там есть принцесса и фея),
мальчики могут назвать “Сказку о царе Салтане”
(там есть 33 богатыря). А какой момент вам нравится
больше всего? Девочкам нравится бал и все, что с
ним связано: бальные платья, танцы, веера, шали,
маски. Мальчикам нравятся сказочные сражения,
превращения, путешествия и привлекает внешний
вид и атрибуты персонажа: шлемы, плащи, сабли,
шпаги, волшебные корабли, возможность сказочного
перемещения по воде, земле и воздуху. Так что же
нам мешает попробовать себя в роли любимого
персонажа и в интересующей нас ситуации?
Представить нужную ситуацию не составляет труда
(мы уже научились этому в подготовительный
период). Где взять волшебные атрибуты? В ход идут
все предметы заменители. Но как быть, если не
совсем нравится сюжетный поворот, если
непонятная ситуация, если ситуация не
соответствует представлениям возраста. Давайте
поменяем ситуацию. “Вырулим” ее на новый или
другой виток. Придумаем старую сказку на новый
лад (как мы ее себе представляем). Придумаем
другой конец сказки, придумаем новую сказку,
добавим новые персонажи

В процессе поиска меняются желания, девчоночьи
интересы проникают в мальчишечьи и наоборот.
Образы становятся взаимодополняемыми. Персонажи
одной сказки общаются с персонажами другой,
выручают друг друга, взаимодействуют. Таким
образом, находятся общие точки соприкосновения,
рождается коллективное решение. Так родилась
сказка “Три апельсина”, где сложный,
философский сюжет, приобрел простоту и детскую
непосредственность. Так родилось новогоднее
представление “Бал в сказочном королевстве”,
где персонажи разных сказок смогли
присутствовать на одном балу и выразить свои
желания.

2. Знакомство с музыкальным оформлением
спектакля.

Развитие слухового внимания. Слуховое внимание
наиболее трудная область развития для
дошкольников. Для того, чтобы продолжительное
время слушать серьезную музыку, необходима
определенная подготовка. Дети должны научиться
понимать, откуда берутся звуки, различать их по
тембру, следить за развитием звука в динамике,
определять характер звука и музыки в целом. Этому
занятию уделяется большое внимание в
подготовительном периоде, описанном выше.
Поэтому, к восприятию музыки спектакля, дети
приходят уже подготовленными. Поскольку сам по
себе спектакль не является точной копией
какой-либо сказки, а скорее фантазией на тему, то
и музыка в спектакле весьма разнообразна. Звучит
классическая музыка – Чайковский, Моцарт,
Вивальди, Мусоргский, Римский-Корсаков;
современная классика – Прокофьев, Свиридов;
эстрадные композиции; народная музыка; детские
песенки и детское музицирование. Музыка может
быть фоном, на котором развивается действие,
музыка помогает войти в нужное эмоциональное
состояние, музыка сопровождает все ритмические
действия от простейшей игры или сигнала до
сюжетного постановочного танца и, конечно же,
музыка помогает усилить и ярче представить
сказочные персонажи.

Знакомство с музыкой может происходить во
время чтения текста сказки. Музыкальные
фрагменты могут звучать как фон, могут
иллюстрировать описания какого-либо персонажа
или действия. Индивидуальные песни разучиваются
при работе над образом, танцующие персонажи
знакомятся с музыкой при разучивании танца,
хоровые или ансамблевые пения при работе над
эпизодами. Очень часто знакомство с музыкой и
прочтение текста сказки происходит
одновременно. Художественное слово и музыка
дополняют друг друга, усиливают впечатления от
услышанного и побуждают детей взять в руки
карандаши или краски и выразить свои впечатления
на бумаге. Кто-то сразу же в группе рисует
принцессу в сказочном замке, а кто-то дома
обдумывает волшебный лес. На следующий день мы
имеем собственные иллюстрации, которые еще более
активизирует интерес к нашей сказки.

Шаг 3. Работа над персонажами.

1. Начиная работу над персонажами, педагог
опирается на воображение детей, на личный опыт
ребенка и память. Ребенку предлагается
рассказать и показать, как он представляет себе
данный персонаж. Поскольку личный опыт еще не
велик, педагог корректирует и помогает,
подсказывает наиболее яркие особенности
персонажа, помогает глубже понять образ. Для
этого необходимо побудить ребенка к проявлению
воображения, фантазии. Если необходимо
представить волшебника, то помогает упражнение
“Фантазер”, если надо почувствовать себя феей,
то помогает упражнение “Фея сна”, если не сразу
получается веселый клоун, то весело двигаться и
прыгать поможет упражнение “Петрушка прыгает”
или “Два клоуна”. Зачастую бывают очень сложные
персонажи, особенные, с которыми дети редко
встречаются или впервые слышат. Именно новизна
темы и дает большие возможности для развития
памяти, воображения, развивает познавательные
способности, кругозор. К таким персонажам
подбираются, придумываются целые комплексы
групповых и индивидуальных упражнений. Так,
например, разучивая сказку “Три апельсина”
пришлось познакомить детей с жанром итальянской
комедии. Познакомить с традиционными героями
итальянской комедии – Труффальдино, Панталонэ.
Для них подбираются упражнения на определение
черт характера, на выражение эмоций, на смену
характера. <Рисунок 10, 11, 12, 13>

<Рисунок 10>

<Рисунок 11>

<Рисунок 12>

<Рисунок 13>

Хорошо представив и поняв своего персонажа,
озвучивает его. Ребенок знакомится с текстом
персонажа и в процессе разучивания и запоминания
формируется четкое, выразительное произношение.
Ребенок начинает понимать, что, если хорошо
представить предмет, о котором идет речь и
выразительно сказать – то текст запоминается
лучше и быстрее. Таким образом, работа над
персонажем способствует развитию психических
процессов – памяти, воображению, фантазии, речи.

Речь является и средством сценической
выразительности. Прежде всего текст должен быть
понятен партнерам и зрителям. Для четкого
произношения необходимо правильное дыхание и
артикуляция. Учиться дышать с закрытым ртом, “не
хватать” воздух, не поднимать плечи: упражнение
“Понюхаем цветочек”. Учимся брать короткое
дыхание – “Чуть не опоздал” — быстро, коротко
взяли воздух и сказали первое слово. Учимся
работать диафрагмой – “Надули животики и
сдули” (проверка, как работает диафрагма –
положить ладонь на живот). Учимся брать долгое
дыхание – “Взяли носом много воздуха, но так,
чтобы никто не заметил”, “Стеснительный
путешественник” (мы первый раз высоко в горах,
нам хочется поглубже вдохнуть, но так, чтобы
никто не заметил). А теперь будем говорить низким
взрослым голосом. Упражнение – “Диктор
телевидения” (сказать “Здравствуйте, в эфире
новости” или “До свидания, на сегодня это все, с
вами был Сергей Цветаев”.) Упражнение “Филин
большой и маленький” поможет сделать короткий
сильный выдох (тренировка диафрагмы). На выдохе
произносится звук – “У”.

Правильная артикуляция достигается многими
музыкальными упражнениями: “Да, дэ, ди, до,ду”,
“А – д”, “Паровоз кричит ду-ду”, “А вагоны
говорят – так, так…”, “До, ре, ми”, “Звуки
музыки”, “Во кузнице”

Взаимодействие с партнерами и участие в
спектакле становится все более увлекательным.
Хорошо зная и представляя своего героя, умея
понятно и выразительно говорить его словами,
дети с легкостью справляются с мимическим
решением образа. Конечно, некоторым все же
необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы лица
и научить лицо радоваться, печалиться, злиться,
хохотать на основе психогимнастики
М.И.Чистяковой.

Но наши герои не только умеют красиво говорить,
улыбаться или хмуриться. Они преодолевают
большие расстояния — скачут на лошадях, едут в
каретах, летят на ковре самолете, танцуют на
балах или просто вырастают из-под снега весной на
проталине. Одним словом живут в движении. Для
поиска пластического решения образа необходима
музыка, которая и подскажет характер героя и
придаст выразительность его движениям.
Передавать образ в движении дети учатся,
исполняя различные этюды на музыкальных
занятиях и занятиях хореографией.

Дети уже знакомы с музыкой спектакля. Там, где
музыка звучит фоном, дети могут импровизировать
и создавать движимый образ сами. Каждый герой по
своему: музыка “Лес” — как Красная Шапочка
пойдет по лесу, а как волк, музыка “Бал” — как
танцуют дамы, а как стражники.

Есть музыка для конкретного персонажа.
Например, постановка танца, где уже предлагается
определенный набор движений. В этом случае
музыка усиливает выразительность образа и
передает образ в стройной художественной форме.

Каждый персонаж обладает своей особенной
творческой характеристикой. Яркость образа
достигается разными способами, но более всего
музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен?
Или какие восточные гости без танца? Как
обойдутся стражники без бравой песни и веселого
марша? Как Золушка расскажет о своей беде?
Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти
особенно интересные музыкальные номера,
необходимо развивать музыкальные способности.

Правильное дыхание является основой не только
правильной речи, но и правильного пения. К
вышеизложенным упражнениям на дыхание
добавляется дыхание по музыкальным фразам.
Умение брать дыхание перед началом музыкальной
фразы, петь на одном дыхании сначала мотив, а
после музыкальную фразу. Дается понятия
дирижерского текста для правильного вступления,
окончания и правильного дыхания во время
исполнения музыкального произведения. Когда
звучит музыка, нельзя нарушать ее словом, но
можно показать жестом, как надо исполнять. “У
дирижера работают руки, а у исполнителей
внимательные глаза и послушный голос”. На
каждого персонажа или группу подбирается свой
комплект развивающих упражнений и игр в
соответствии с теми задачами, которые требуются.
Например, Восточный танец требует от
исполнителей уловить малейшие изменения в
музыке. <Рисунок 16 > Необходимо развивать
динамический слух: игра “Громко – тихо запоем”,
“Принц и принцесса” (принц ищет принцессу по
громкой музыке). Чтобы уловить сложный ритм,
развиваем чувство ритма: игра “Спой свое имя”,
ритмический рассказ “Дети вышли погулять”.
<Рисунок 14 >

<Рисунок 14 >

Гармонический слух тесно связан с характером
музыки, с музыкальным образом персонажа.
Упражнения: “Веселый капитан, грустный
капитан”, “страшный лес, веселый лес”,
“Выглянуло солнышко, вышла тучка”. Каждый
исполнитель роли по-своему воспринимает музыку и
имеет возможность импровизировать,
перестраивать и дополнять характер персонажа по
своему усмотрению.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок
встречается, на протяжении спектакля развивает
музыкальную память. Музыка для прослушивания и
музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы
следить за ходом спектакля, взаимодействовать с
партнерами, помнить свою музыкальную тему и
исполнять ее.

Например звучит увертюра к “Аленькому
цветочку” и исполнители занимают свои места.
Звучит тема пустыни, и дети ставят декорации
пустыни (кактусы и песочная ткань). В процессе
работы над персонажем формируется
музыкальность, музыкальная культура, которая
является частью общей культуры.

Шаг 4. Создание сценического пространства.

Для этого необходимо уметь ориентироваться в
любом пространстве, уметь определять границы для
данного действия, разделять пространство на
сектора, линии, основное место действия, знать
стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали),
определять середину, края.

Игры способствуют развитию ориентировки:
“Запомни свое место”, “Запомни свое дерево”,
“Ветерок”, “Лес” (деревья и звери), “Иголочка и
ниточка”, “Скучно так сидеть”, “Тропинка”,
“Декорация”, “Разведчик”.

Развитию ориентировки способствуют различные
упражнения на перестроение. Чтобы лучше
представить рисунок перестроений детям
предлагается зрительный ряд пиктограмм.
Научившись видеть и понимать пространство, дети
быстро находят место себе, партнерам и предметам
с которыми надо взаимодействовать. В силу
вступает детская импровизация, ассоциативное
мышление. Возникает необходимость использования
предметов (как декораций, так и предметов –
заменителей). Взаимодействие с партнерами
приводит к составлению мизансцен. <Рисунок 15 >

<Рисунок 15 >

Педагогу остается скорректировать творческий
намек детей, не навязывая своего видения, но
совместно “обживая” с детьми пространство. Все,
что может послужить, для репетиции эпизодов
находит свое точное место на площадке (элементы
декорации, реквизит). А элементы костюма находят
своего исполнителя.

Шаг 5 Формирование актерского состава
(распределение ролей).

Дети на протяжении некоторого времени
погружались в волшебный мир, сами создавали его,
научились смотреть и слушать известные сказки и
сказки, придуманные детьми. За это время
сформировались детские желания, обозначился
круг интересов, выявились пристрастия. Ребята
попробовали себя во всех ролях – одушевленных и
неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах.
Теперь настало время взять на себя
ответственность за конкретную роль, чтобы
донести спектакль до зрителя. Детям дается
возможность высказать свое желание и
попробовать себя в той или иной роли. По мере
исполнения ребенок сам оценивает себя (свои
возможности, степень выразительности, умение
взаимодействовать с партнерами). Ребенку дается
возможность почувствовать насколько ему
комфортно в этой роли, его ли это “одежка”. С
другой стороны его оценивают товарищи
(взаимовыручка, насколько убедительно
получается образ, умение работать с партнерами).
Коллектив детей высказывает свои пожелания,
определяет свои симпатии. Совместный выбор детей
определяет исполнителя наиболее подходящей
роли. <Рисунок 16 >

<Рисунок 16 >

Ребенку дается возможность попробовать себя в
образе одного или нескольких персонажей, тем
самым, развивая уверенность в себе,
коммуникативность в отношении со сверстниками.
Возникает необходимость определить второй
состав исполнителей, чтобы каждый мог раскрыть
свой творческий потенциал.

Шаг 6. Выступление.

Выступление является самым волнующим и
ответственным этапом в нашей работе. Ребенок
получает возможность заявить о себе и поверить в
себя. Формируется чувство ответственности за
общее дело. Ребенок ощущает радость общения со
сверстниками и со взрослыми. Взрослым отводится
роль помощников и ценителей. Осуществляется
социально-личностное развитие ребенка.
<Рисунок 17, 18 >

<Рисунок 17>

<Рисунок 18>

Шаг 7. Повторные показы.

Получив оценку зрителей и оценив самих себя
исполнители желают рассказать сказку “по
новому” — с дополнениями, изменениями, а то и
вовсе поменяться ролями. Исполнителями могут
стать и терпеливые зрители, которые в силу
каких-то причин не участвовали в первом показе.
Закрепляя, полученные навыки и умения каждый
ребенок индивидуально проявляется, раскрывается
через творческую деятельность. <Рисунок 19, 20 >

<Рисунок 19>

<Рисунок 20>

Значение работы по алгоритму

Работа на основе использования данного
алгоритма позволяет развить у детей интерес к
музыкальной и театральной деятельности,
способствует личностному росту детей, развитию
социальных навыков, общему развитию.

С использованием данного алгоритма были
поставлены музыкальные сказки “Любовь к трем
апельсинам”, Бал “В гостях у Золушки”, по
мотивам сказок А.С.Пушкина, “Щелкунчик” по
авторским сценариям. <Рисунок 19, 20, 24 >

<Рисунок 20>

Следствием данной работы явилось то, что у
детей сформировался устойчивый интерес к
музыкальной и театральной деятельности, что
позволяет детям принимать участие в
выступлениях на районных мероприятиях.

Разработанное планирование и построенная
работа с детьми с учетом задач развития,
позволяет придать музыкальным занятиям
развивающий характер, а включение педагогов
дополнительного образования и родителей
позволяет стимулировать личностный рост каждого
ребенка.

Активизировался интерес родителей к
творческой деятельности детей.

Дало возможность принимать с детьми участие в
публичных выступлениях на районных и городских
конкурсах детского творчества, на мероприятиях,
проводимых для ветеранов, праздниках города.
<Рисунок 21, 22, 23>

<Рисунок 21>

<Рисунок 22>

<Рисунок 23>

Будем сочинять сказку вместе с ребенком, ориентируясь по возрасту на 2-3 классы.

Петька и волшебная скрипка

Близился Новый Год, и Петька решил, что пора и ему письмо Деду Морозу со Снегурочкой писать, чтобы те успели его желание выполнить. Да вот незадача, что пожелать и не знает. Все-то у него уже есть: машинок целая комната, паровозы, солдатики, книжки, в общем, постарались уже новогодние волшебники. Потому сидит Петр, пыхтит, лоб морщит, а в голову ничего не приходит.

Вдруг смотрит, на карниз птичка-невеличка села и песенку свою затянула, да такую славную, будто скрипочка за окном поет. Тут-то и пришло в голову мальчишки, что у него всего вдоволь, а вот скрипки-то и нет. Решил Петя скрипку себе попросить, да не простую, а волшебную, чтобы смычок по струнам ходил и звуки красивые из скрипки вытягивал.

Решил-сделал, письмо написал и отправил. А тут вскоре и Новый Год наступил. Пошел Петька к елке, где подарки, обычно, Дед Мороз со Снегуркой складывают. Смотрит — посылочка лежит, а на ней крупными буквами его имя написано. Взял, открыл… А там то, что просил. Скрипочка, да такая красивая, что и глаз нельзя отвесть, лежит Пете подмигивает и шепчет: «поиграй на мне.» Взял он ее в руки, смычком провел по струнам, а звук такой резкий и неприятный раздался, что даже испугался Петя. Начал вертеть скрипку в руках и так, и эдак, смычком водить по разному, а звука, как у птички не получается. Расстроился сильно, заплакал. Тут родители подошли, про беду Петину узнали и как исправить все — подсказали.

Через три дня пошли они все вместе к Ивану Ивановичу, знатному музыканту. Тот как скрипку Петину в руки взял, да смычком по ней провел, так и полились из нее звуки красивые, да переливчатые.

Понял тогда Петя, что волшебной скрипка у того становится, кто усердно трудится. И чтобы его скрипка без дела не пылилась, он теперь учится на ней играть, и надо сказать, что скрипач из него получается отменный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить дырку на бумаге
  • Скажи мне как тебя найти я вижу
  • Как составить систему земледелия в моем хозяйстве
  • Как найти в ворде 2007 года
  • Как исправить структуру базы данных