Как составить слоги с твердыми мягкими согласными

Здесь вы можете скачать карточки-слоги «Твердые и мягкие согласные звуки». Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми. 

Как пользоваться карточками «Твердые и мягкие согласные звуки»:

Когда распечатаете карточки «Твердые и мягкие согласные звуки», приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» — согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы  -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.

Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или  твёрдости звуков.

Пары «Твердые и мягкие согласные звуки»:

[б] — [б’]

[в] — [в’]

[г] — [г’]

[д] — [д’]

[з] — [з’]

[п] — [п’]

[ф] — [ф’]

[к] — [к’]

[т] — [т’]

[с] — [с’]

[м] — [м’]

[н] — [н’]

[р] — [р’]

[л] — [л’]

[х] — [х’]

Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.info

Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным.

На нашем сайте карточки с буквами и слогами «Твердые и мягкие согласные звуки» можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.

Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!

На нашем сайте вы также сможете скачать Карточки-слоги: Гласные и согласные звуки.

Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.

Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии — для нас это очень важно!!!

слоги карточки ба бо бу бы би бе слоги карточки бэ бя бё бю бь б слоги карточки ва ву во ве вы ви

слоги карточки вэ вя вь вю вё в слоги карточки га гу го ге гь ги слоги карточки гэ г

слоги карточки да до ду де ди ды слоги карточки дэ дя дё дь дю д слоги карточки жа жу жо же жи жь

слоги карточки буква ж слоги карточки за зу зо зе зы зи слоги карточки зэ зя зё зь зю з

слоги карточки ка ку ко ке ки кь карточки слоги кэ к карточки слоги ло лу ло ле лы ли

карточки слоги лю ля лё ль л карточки слоги ма му мо ме мы ми карточки слоги мэ мя мё мь мю м

карточки слоги на ну но не ны ни карточки слоги нэ ня нё нь ню н карточки слоги па пу по пе пы пи

карточки слоги пэ пя пё пь пкарточки слоги ра ру ро ре ры ри карточки слоги рэ ря рё рь рю р

карточки слоги са су со се сы сикарточки слоги сэ ся сё сь сю с карточки слоги та ту то те ты ти

карточки слоги тэ тя тё ть тю т карточки слоги фа фу фо фе фы фи карточки слоги фё фь ф

карточки слоги ха ху хо хе хь хи карточки слоги хэ х  карточки слоги ца цу цо це цы ци

карточки слоги буква ц карточки слоги ча чу чо че чи ч карточки слоги ша шу шо ше ши шь

карточки слоги буква ш карточки слоги ща щу що щи ще щь карточки слоги буква щ

карточки слоги гласные звуки карточки слоги гласные звуки

Скачать «Карточки-слоги — Твердые и мягкие согласные звуки» по ссылке ниже

Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р

В третьем архиве — недостающие слоги с буквами Ц и Ч

Твердые и мягкие согласные звуки — одна из наиболее сложных тем для младших школьников. К ее изучению приступают, когда ребенок усвоит предыдущую тему — различие гласных и согласных. Поскольку знакомство с единицами речи дается школьнику нелегко, родители должны заниматься с ним дополнительно дома. Существует много приемов обучения, в том числе развлекательных. Важно только, чтобы ребенок понял разницу между звуками, которые слышат и говорят, и буквами, имеющими письменную форму.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

У младших школьников обычно не возникает затруднений с пониманием, что такое звуки, какие из них гласные, какие согласные. Что касается умения определять твердость и мягкость фонем, то тут просто вызубрить не получится. У ребенка должно сформироваться понимание, почему один и тот же звук в одном слоге твердый, в другом мягкий.

Проще всего дифференцировать согласные, когда после них в слове следует гласная. Если школьник хорошо различает гласные фонемы, то ему останется лишь запомнить, что c твердыми согласными формируют слоги [а], [у], [о], [ы], [э]. А с мягкими — [е], [ё], [и], [ю], [я]. Для ускорения усвоения информации рекомендуется предлагать ребенку упражнения. Главное — для начала подбирать простые слова из 2-х слогов. Например, в слове «мама» фонема [м] твердая, так как после нее следует [а]. А в слове «ляля» согласная мягкая, ведь с ней формирует слог фонема [я].

Твердость и мягкость фонем: примеры

Больше сложностей возникает, когда в словах за одной согласной следует другая. Школьник должен запомнить, что первая согласная в этом случае — только твердая. Какая вторая, зависит от следующей за ней гласной. Например, в слове «солдат» и [л], и [д] твердые, ведь следом пишется [а]. А вот в слове «кораблик» [б] твердая, но [л] мягкая, ведь за ней следует [и]. Согласные, которые входят в категорию неизменно мягких, — [ч], [й], [щ] — не применяются соответственно указанному правилу. Например, в слове «печка» звук [ч] сохраняет мягкость.

При изложении материала нельзя торопиться. Пусть ребенок воспримет и поймет небольшой кусок информации, затем переходите к следующему.

Иногда младшим школьникам легко понять, чем различаются мягкие и твердые согласные, по собственной мимике. Если ребенок, проговаривая слог, непроизвольно растягивает губы в улыбке, то фонема мягкая. Такое происходит при употреблении соответствующих гласных. Например, «ля», «лю», «ли», «ле», «лё». Но улыбнуться не получится при проговаривании слогов «ла», «ло», «лэ», «лу», «лы». В рассматриваемом случае ребенок должен запомнить: согласная мягкая — слог получается «улыбающимся», твердая — «грустным».

Твердые и мягкие согласные

Для систематизации и упрощения восприятия информации представляем таблицу.

твердые мягкие
в слогах с гласными фонемами [а], [у], [о], [ы], [э] с гласными фонемами [е], [ё], [и], [ю], [я]
в слогах перед согласной перед мягким знаком
[ц], [ж], [ш] [ч], [й], [щ]

Сколько твердых и мягких согласных звуков

В нашей речи 15 согласных формируют пары, у твердых существуют мягкие аналоги: [л], [н], [м], [б], [д], [п], [в], [к], [т], [г], [с], [з], [х], [ф], [р]. Перечисленные фонемы называются парными. Помимо твердости-мягкости, существуют звуковые пары по глухости-звонкости. У некоторых фонем аналогов по звонкости-глухости нет, они называются непарными: [л], [р], [м], [х], [н].

Чтобы легче воспринять эту информацию, лучше заглянуть в таблицу.

парные непарные
твердые мягкие твердые мягкие
звонкие глухие звонкие глухие звонкие глухие звонкие глухие
[б], [в], [г], [д], [ж], [з] [п], [ф], [к], [т], [ш], [с] [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’] [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] [л], [м], [н], [р] [х], [ц] [л’], [м’], [н’], [р’], [й’] [х’], [ч’], [щ’]

При занятии с ребенком важно особо подчеркнуть, что не имеют парных мягких звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] вне зависимости от стоящей следом гласной, а фонемы [ч’], [щ’], [й’] — в любых случаях мягкие. Нечасто младшему школьнику удается запомнить эту информацию сразу.

Правила

Для ускорения запоминания можно сделать инсталляцию: изготовить 3 поролоновых фигурки, на них изобразить буквы «ч», «щ», «й», также сделать 3 фигурки из твердого материала, например, древесины, начертить на них «ж», «ц», «ш». По структуре материалов ребенок сразу вспомнит, к какой категории относятся звуки: поролон мягкий, а дерево твердое. Сделанные фигурки желательно зафиксировать на видном месте, на письменном столе, где школьник занимается. Ежедневно ребенок будет поглядывать на буквы, постепенно у него в памяти отложится правильная информация.

Как определить твердый или мягкий согласный звук

Прежде чем рассказывать школьнику, как различить мягкие и твердые звуки, необходимо объяснить ему, что понятие мягкости-твердости характерно исключительно для согласных. Гласные фонемы при произношении певучие, протяжные, установить для них твердость или мягкость невозможно. Но именно гласные определяют, к какой категории относится стоящая впереди согласная. Потому что от гласной зависят артикуляционные особенности проговаривания одной и той же согласной.

При мягком проговаривании согласной средняя часть языка поднимается к нёбу, тем самым перекрывает выходящий ток воздуха. Одновременно конец языка высовывается в сторону зубов. Описанная артикуляционная особенность — это палатализация. При проговаривании слога с твердой согласной воздушный поток не встречает препятствие. Понятно, что младшему дошкольнику знать эту логопедическую информацию не нужно, она предназначена для родителей. Ведь родитель лишь тогда может в доступной форме преподнести информацию ребенку, когда сам будет ее понимать.

Для понимания родителю можно попытаться самому произнести несколько слов, в которых одна и та же согласная совмещается с разными гласными, чтобы убедиться в действительности явления палатализации. Например, «ресторан»: при проговаривании «ре» язык поднимается, его кончик изгибается возле верхнего зубного ряда, а при произношении «ра» подобного не происходит, ощутимого напряжения в языковых мышцах нет.

Чтобы ребенку проще было усвоить различия между твердыми и мягкими фонемами, рекомендуется использовать игровую форму закрепления преподнесенного материала. Лучший вариант — придумать увлекательную историю о том, как звуки разделились на категории. Для примера приводим короткую сказку:

Далеко отсюда стояло славное королевство, в котором счастливо жили гласные и согласные звуки, никогда не ссорились. Но пятерка неугомонных гласных, которых звали Я, И, Ю, Е и Ё, решили захватить власть в королевстве в свои руки. Так в волшебном королевстве началась война, и никто не мог положить ей конец. Лишь звуки А, У, Э, О и Ы не желали воевать, они всеми силами старались поддерживать отношения со всеми товарищами, не выделяя кого-то.

Королевство

Чтобы скорее подчинить себе товарищей, взбунтовавшиеся гласные придумали хитрый план. Они обратились за помощью к Мягкому знаку. Этот хитрец тайно жил в королевстве, вроде бы числился, но не имел звука. Ему удавалось ловко рассоривать звуки меж собой.

Мягкий знак рассказал гласным, где спрятались противники, но не за просто так, а за вознаграждение, за возможность тоже примоститься к согласным. Благодаря подсказке Мягкого знака гласные сумели отыскать место, где спрятались противники, и одержали победу в сражении. Согласным ничего не оставалось, как подчиниться требованиям гласных.

С той поры гласные стали руководить королевством. Теперь они определяют, у какой согласной будет работа — создавать мягкость, а у какой — твердость. Мягкий знак стал важным чиновником, он распоряжается проигравшими в войне звуками. Но небольшая группа согласных не смирилась с итогами войны. Шипящие отказались следовать новым королевским правилам, они сбежали в лесную чащу, стали разбойниками. Среди тех побежденных, кто остался в королевстве, тоже есть бунтовщики, живущие по своим правилам. Но большая часть согласных подчиняется законам, установленным гласными.

Желательно сказочную историю подкреплять кубиками или карточками, изображающими фонемы разных категорий. Так ребенку будет проще понять смысл сюжета.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков

При написании обычного текста твердость и мягкость не обозначаются. Понять, к какой категории относится звук, можно при отображении в форме транскрипции. Мягкость фонемы обозначается значком «’», следующим за буквой. Твердость не выделяется, звук без значка читается априори как твердый.

Чтобы проще было разобраться в принципе обозначения согласных в зависимости от их твердости и мягкости, приводим пояснительную таблицу с примерами слов.

твердые мягкие
обозначение примеры обозначение примеры
[б] бал, бутылка, каблук [б’] билет, берег, кубик
[в] воздух, звон, корова [в’] вишня, свирель, ветка
[г] груз, нога, город [г’] гитара, изгиб, багет
[д] дом, лодка, педаль [д’] диван, одежда, дёготь
[з] зуб, звон, кукуруза [з’] зеркало, корзина, зима
[к] калоша, кран, кошка [к’] кисель, паркет, носки
[л] лыжи, плуг, школа [л’] соль, листва, улица
[м] морс, комок, сумка [м’] медведь, семья, миска
[н] нож, косынка, панама [н’] гнездо, небо, низина
[п] пол, кнопка, пуговица [п’] пират, копилка, шпиль
[р] река, корыто, фигура [р’] рисунок, крик, ряска
[с] склон, собака, песок [с’] высь, сила, кисель
[т] такси, ветка, молоток [т’] тигр, постель, картина
[ф] фуражка, фокусник, фант [ф’] филин, кофе, фигура
[х] храм, хохот, художник [х’] хит, химия, хирург

Упражнения для закрепления представления о твердых и мягких звуках

Самый простой игровой способ закрепления полученных школьником знаний — использование карточек со словами и фонемами. Они продаются в готовом виде. Но при желании их можно сделать самостоятельно, распечатать на принтере, разрезать. Посредством карточек можно обучаться не только дифференциации звуков, но и составлению слов. У школьника будет расширяться индивидуальный словарь.

Карточки со звуками можно использовать на начальном этапе обретения навыка чтения.

Важно, чтобы каждое изучаемое правило закреплялось упражнениями, доступными для понимания и восприятия в младшем школьном возрасте. Для начала пускай ребенок потренируется определять согласные фонемы в слогах. Когда начальный этап будет преодолен, можно предложить школьнику потренироваться на словах. Сначала слова должны быть примитивными и короткими, состоящими из 1–2 слогов: воз, дом, рот, пила, шар, крот, кит и прочие. Анализируйте с ребенком по 8–14 слов ежедневно. Школьник должен объяснять каждый звук, встречающийся в рассматриваемом слове.

Слова

Также можно попросить школьника среди перечисленных слов указать те, в которых значится звонкий либо глухой, твердый либо мягкий звук. Когда ребенок начнет легко управляться с простыми словами, переходите к сложным.

Можно сыграть с детьми в подвижную игру с мячом. Взрослый в игре исполняет роль ведущего, он становится в центр круга, сформированного игроками. Ведущий называет слог или короткое слово из трех букв, бросает мяч ребенку. Если в названом слоге согласная твердая, игрок ловит мяч, если мягкая, отбивает его обратно. Ошибившийся ребенок выбывает из круга. Победителем становится ребенок, не допустивший ни одной ошибки. Играть можно без ведущего, тогда следующее слово называет поймавший мяч игрок.

Дети

Хороший вспомогательный инструмент для закрепления знаний у школьника — музыкальный алфавит. Его можно приобрести в магазине детских товаров. С его помощью дети знакомятся со сказками, песенками.

Музыкальный алфавит

Для усвоения парных звуков по глухости-мягкости рекомендуется разбирать схожие по произношению слова, составленные в пары. Например, мак — маг, дом — том, шар — жар, пруд — прут. Для удобства работы сделайте соответствующие карточки. Пусть школьник произносит слова попарно, разбирает каждый звук. Он должен сделать вывод, чем различаются схожие по звучанию слова. Попросите школьника составить с каждым из предложенных слов короткую фразу. Например, «в небе летит воздушный шар» и «из печки идет сильный жар».

Парные звуки по глухости-мягкости

«Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов»

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом — мягкие

undefined

undefined

undefined

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

Рекомендации, как использовать карточки.

Начнем с того, что я считаю нет смысла очень рано учить ребенка именно читать, если ребенок созрел, то он за две недели с легкостью научится. Всему свое время.

Большое внимание в обучении своих детей я уделяю развитием логического мышления. Ребенок должен научиться думать, а не зубрить. Так и в чтении, если ребенок созрел, то он легко поймет логику формирования букв в слоги, слоги в слова..

Сначала я знакомлю с гласными буквами, показываю, что их можно пропеть. И если, например, приложить руку к горлу и произнести гласные звуки, то рукой мы ощутим легкое дребезжание.

Как все гласные буквы усвоены, нужно показать, что есть еще и согласные, и они дружат. А если убрать из слова все гласные, мы и не сможем ничего понять. Например, имя Саша —— Сш. Не понятно..А чтобы было понятно, нужно чтобы буквы дружили.

Распечатаем, первый лист с согласными, я люблю начинать с буквы М.

И пытаемся соединить слоги. Если согласный синий, мы его произносим твердо, а зеленый — мягко. Потом можно слепить из пластилина эту букву.

И в тетрадке в крупную клетку попробовать напечатать М и слоги

Поиграть в игру с мячом в слова на букву М и т.д.

http://www.razvitierebenka.com/2011/12/blog-post_02.html#.Ua8D_L3vcqG

Желаю удачи!!!

Дифференциация твердых и мягких согласных.

        Распространенными ошибками среди учащихся начальной школы являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме ( Я – ЙА,  Я –А, Я –ЬА, ЬЯ)  Различение мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Ошибки обусловлены целым рядом факторов:

 — неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки,

—  несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др.

         Для  преодоления ошибок чтения и письма проводится следующая работа:

А) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах,

Б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки , так одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от последующей буквы,

В) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И согласные мягкие,

Г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах,

Д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных букв Е, Ё, Я, Ю, а также И.

А. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

        Для более четкого понимания твердости и мягкости согласных звуков можно использовать опоры : камень – подушечка (поролоновая), стул – диван.

        Логопедическая работа по дифференциации на слух и в произношении осуществляется по следующему плану (на примере дифференциации звуков м — м’).

а) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.

Ц ел ь: научить детей различать на слух и в произношении звуки м и м’, выделять из слогов и слов твердые и  мягкие звуки м—м’

1. Рассматривание картинок на слова-квазиомонимы МЫЛО — МИЛА.

2. Беседа по картинкам.

— Что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)

— Что нарисовано на второй картинке? (девочка.)

— Эту девочку зовут Мила.

— Итак, что нарисовано на первой картинке? (Мыло.) Как зовут девочку на картинке? (Мила.) Повторите эти слова.

3. Выделение первых звуков в словах.

Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове МЫЛО первый звук . а в слове МИЛА — м’.

4. Сравнение звуков м и м’

Логопед произносит эту пару звуков (м — м’), затем просит детей повторить их.

— Одинаково ли произносятся звуки м и м’? (Неодинаково.)

— При каком звуке губы больше растянуты? (При звуке м’.)

— Какой звук произносится с большим усилием, напряжением? (Звук м’)

Далее логопед делает вывод: звук м’ произносится с большим напряжением губ, чем м.

Сравнивается звучание м и м’ Логопед произносит оба звука и задает вопрос:

— Какая разница в звучании этих звуков?

Если дети затрудняются в ответе, то следует поставить дополнительные вопросы:

— Какой звук звучит более твердо — м или м’? (м.)

— Какой звук звучит более мягко — м или м’? (м’.)

— Значит, как звучит м’? (Мягко.) А как звучит м? (Твердо.)

Делается вывод: м звучит твердо, он твердый; звук м’ звучит мягко, он мягкий.

5. Соотнесение звуков м и м’ с буквой.

— Какой буквой обозначаются звуки м и м’? (Буквой м.)

— Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий звук м. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем букву м зеленого и синего цвета. Синяя буква будет обозначать твердый звук м, а зеленая буква — мягкий звук м’.

6. Составление графической схемы слов мыло, Мила.

— В слове мыло  какой первый звук? (м.) Это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Какой буквой мы обозначим его — зеленой или синей? (Синей.)

В схеме под картинкой ставится синяя буква м.

— В слове Мила какой первый звук? (м*) Это твердый или мягкий? (Мягкий.) Какой буквой обозначим этот звук — зеленой или синей? (Зеленой.)

В схеме под картинкой ставится зеленая буква м.

— В каком же слове звук м твердый? (В слове мыло)

— В каком слове звук м мягкий — м’? (В слове Мила)

Дифференциация звуков м — м’ в слогах

Рекомендуются следующие задания:

1. Поднять зеленую букву м, если в слове мягкий звук М* , поднять синюю букву м, если в слове твердый звук м. ( предлагаются слоги с твердыми и мягкими звуками м и м’)

2. Прочитать слоги со звуками м и м’, подчеркнуть  зеленым  или синим цветом в зависимости от того, какой звук (твердый или мягкий) они обозначают

3.  диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (м, м’) Подчеркнуть буквы м зеленым или синим карандашом.

Дифференциация звуков м — м’ в словах

1. Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от  того, твердый или мягкий звук м в слове.

а) Со звуками м — м’ в начале слова:

малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, маши, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, м роз, мама, молоток, мухомор, матрешка.

б) Со звуками м — м’ в середине слова:

камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната.

2. Распределить картинки на две группы. Если в названии картинки твердый звук м, то картинка кладется под синей буквой м, если мягкий — под зеленой м.

3. Подобрать слова на твердый звук м.

4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука М*

5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный м на мягкий согласный м Назвать слово, которое  получится.  Сравнить по значению и звучанию пары слов:

 мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, мышка — мишка.

6. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Определить, какой звук — твердый или мягкий?

До…,  хо …, .. .локо, …шина, .. .тя, …ша, …газин, ….нута.

7. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зеленого или синего цвета.

8. Разделить страницу тетради на две части Слева записать букву м синим карандашом, справа букву м — зеленым карандашом. .Логопед читает слова. Дети рисуют кружочком под синей буквой, если звук в слове твердый, и под зеленой буквой — если звук в слове мягкий. Каждый кружок записывается с новой строчки. Во втором классе дети записыва- ют слова.

9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове.        —

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.)

Красна девица  в темнице, а  коса на улице. (Морковь.)

Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)

10. Игра в лото.

На карточках картинки, в названии которых имеется твердый м или мягкий м’. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и зеленой буквой — если звук м’ (мягкий).

Дифференциация звуков м — м’ в предложениях.

1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами:

мыла — Мила, мал — мял, мыл — мил, мышка — мишка.

2. Придумать по картинкам предложения, включающие слова со звуками м и м’.

3. Найти в предложениях слова со звуками м и м’ определить их место. Примерные предложения:

Мама положила в сумку помидоры. Там

ара споткнулась о камень. Митя сорвал с клумбы ромашки. Маша построила домик из кубиков. Медвежонок съел много меду. Малыш смеется.        *

4. Вставить пропущенные буквы карандашом синего или зеленого цвета, в зависимости от того, какой звук в слове — твердый или мягкий:

        …альчики пой…али …ышку. В лесу растет …ягкий …ох.  .. ы   рисуе…    до.. .ик.

5. Диктант предложений, включающих слова со звук м и м’.

        Мама купила лимоны. Сама пила морс. Миша кормит кур.  Митя ест помидор. Маше семь лет. Мы моем пол. У меня бумажный змей.

Дифференциация звуков м — м’ в текстах

С целью развития навыков дифференциации звуков м — м* в текстах детям даются аналогичные задания. Тексты долны включать слова со звуками м— м’

        Маша посадила семена в землю. Из семян выросли маленькие ростки. А летом на клумбе за цвели маки и ромашки.

        Аналогичная работа проводится по дифференциация других пар твердых и мягких согласных.

Как только дети научатся различать твердые и мягкие согласные на слух, можно перейти к следующей теме — “Обозначение мягких согласных на письме”, т.е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и, ь обозначают мягкость предыдущего согласного.

Б. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

        На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы.

Примерный речевой материал: угол—уголь, шест — шесть, ел — ель, брат — брать, жар — жарь, опят — опять, стал — сталь, цел — цель, вес — весь, дал. — даль, жест — жесть, удар — ударь, банка — банька, галка — галька, полка — полька, колко — Колька.

Вначале сравниваются слова с конечным мягким знаком.

Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твердые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова.

Работа над словами — квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова).

1. дифференциация значения слов с опорой на картинки. Например, с помощью картинок уточняется значение слов угол — уголь.

2. Сравнение звучания двух слов. Определение количества звуков в словах. Составление графической схемы слов под картинками.

3. Определение конечного звука в первом и во втором слове.

4. Обозначение буквами конечных звуков слов (л и л’).

5. Прочтение слов по схеме.

        Итогом этой работы является закрепление детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью ь.

В дальнейшем предлагаются следующие задания:

1. Поднять букву ь на слова, в которых его можно написать в конце слова. Примерные слова: дом, — мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп, сон, лень, соль, дым, бровь, лоб, шаль, руль, мост, цепь, день, шмель, пух, сок, рубль, дверь, зверь.

2.Дописать конечные буквы слов. Примерные слова: фасо…, саха…, ого…, косте…, буква…, дива…, песо. табе…, меда…, писа…

3. Записать пары слов:

был — быль, кров — кровь, кон — конь, вес — весь, мыл мыль, цел — цель и др.

4. Добавить слоги к названиям картинок. Записать слова.  Это задание может быть дано в нескольких вариантах.

а) На доске вывешиваются картинки с изображением с одного или нескольких предметов (куль — кульки, хорь — хорьки, зверь — зверьки, уголь — угольки, огонь — огоньки, тополь — топольки, окунь — окуньки, карамель — карамельки).

Дети сначала называют картинки с изображением одного  предмета. Названия картинок записываются в столбик? Затем детей просят назвать много предметов, но так, чтобы конце слышалось ки (хорь — хорьки). Справа от слов-названий одного предмета дети записывают через черточку слова, обозначающие много предметов.

б) Детям предлагаются картинки с изображением только одного предмета. Дети называют картинки, записывают названия. Уточняется, что в конце слова надо писать Далее логопед просит добавить слог ки в конце слова. Слова  со слогом ки также записываются.

в) Слова называются устно. Определяется конечный звук — твердый или мягкий. Уточняется, что в конце слова надо писать ь, так как конечные согласные мягкие. Слово

записывается. Затем логопед дает задание добавить слог Ки в конце слова. Дети произносят образованное таким образом слово, уточняют его значение и записывают.

5. Найти ошибку. На доске записаны слова, в некоторых из них пропущен ь. Детям предлагается исправить ошибки в словах:

санки, албом, палма, парта, персик, палто, мосты, релсы, крылцо, писмо.

После исправления на доске дети записывают слова в тетради.

6. Записать названия картинок.

Примерные картинки: кость, коньки, осень, портфель, письмо, платье, семья, деревья, пальто, мальчик, дверь, лось, рысь.

7. Добавить ь в середину слова. Какое слово получится?

Банка, галка, полка, горки, пенки.

Записать пары слов.

8. Выделить из предложений похожие по звучанию слова. Определить их различие. Записать слова парами.

Маше шесть лет. Около сарая шест.

Под домом появился хорь. На сцене поет хор.

Петя ел грушу. Около дома высокая ель.

У меня есть брат. Он разрешил мне брать его карандаши.

9. Диктант предложений.

Уголь положили в угол. Дождь прибил пыль. Рысь — хищный зверь. Рыбаки закинули сеть. Мы купили мебель. Кровать стоит около окна. У пенька выросли опять пять опят.

10. Диктанты текстов.

Наступила осень. С деревьев падают листья. Часто идет дождь. От дождя грязь. День становится короче. Птицы улетают в дальний путь.

В. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и

Первоначально сравнивается звучание следующих слов и слогов: МЫЛО — Мила, Мала — мяла, мол — мел, мэ — мел, му—мю.

В каждом слове выделяется первый слог. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге, называется второй звук слога. Слоги составляются  из букв разрезной азбуки: на одной строчке с твердыми согласными, на другой— с мягкими.

Предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Какие слоги на первой строчке? (С твердыми согласными.)

2. Подчерните гласные в этих слогах красным цветом).

3. Какие гласные в первом ряду? (а, ы, о, э, у)

4. После каких согласных они пишутся? (После твердых.)

5. Прочитайте слоги второго ряда (ми, мя, ме, мё)

6. Какие согласные в этих слогах? (Мягкие.)

7. Подчеркните гласные, которые стоят после мягких согласных. Назовите эти гласные (и, (я, е, ё, ю).

8. После каких согласных пишутся эти буквы? (После мягких согласных.)

        Далее делается вывод: гласные  е, ё, ю, я, и обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука.

Параллельно с дифференциацией твердых и мягких согласных на слух проводится работа по закреплению чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную букву.

1. Вначале закрепляется правило. После мягких согласных пишутся гласные е, ё, ю, я,’ Поэтому, чтобы правильно прочитать согласную, надо чала посмотреть, какая гласная идет после согласного.

2. Работа по таблице Калининой

3. Чтение пар слов с ориентировкой на последующую гласную.

4. Придумать слоги с твердыми согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать.

5. Придумать слоги с мягкими согласными звуками, составить из букв разрезной азбуки и прочитать.

6. Придумать пары слогов с твердыми и мягкими согласными (ма — мя, ду — дю, во — вё и т.д.). Записать слоги в два столбика: в первый столбик — слоги с твердыми согласными, во второй столбик — слоги с мягкими согласными. Подчеркнуть согласные разным цветом.

7. Подобрать слова с заданным слогом. Определить, какой согласный в слове — твердый или мягкий. Составить слово из буки разрезной азбуки.

8. Записать под диктовку слоги с твердыми и мягкими согласными. Прочитать их.

9. Придумать слова с твердыми звуками в начале слова. Составить их из букв разрезной азбуки. Прочитать слова.

10. Придумать слова с мягкими звуками в начале слова. Составить слова из букв разрезной азбуки и прочитать их.

11. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последующую букву.

12. Чтение предложений, включающих слова с твердыми и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последующую гласную.

В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.

Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети учат согласные и гласные буквы

Мягкие и твёрдые звуки в русском языке.

Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.

Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.

Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.

Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.

Попробуем рассмотреть разницу на примере слова «переросток». Обратите внимание, когда мы произносим первый звук [р’], язык уверенно поднимается к небу. А вот когда мы произносим второй звук [р], мы не напрягаем свой язык так сильно, разве что только кончик языка прижимаем к небу.

Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.

Парные гласные по твердости/мягкости Непарные согласные звуки по твердости/мягкости
Твердые Мягкие Только твердые Только мягкие
[Б] [Б’] [Ж] [Ч’]
[В] [В’] [Ш] [й’]
[Д] [Д’] [Ц] [Щ’]
[Г] [Г’]
[З] [З’]
[К] [К’]
[Л] [Л’]
[М] [М’]
[Н] [Н’]
[П] [П’]
[Р] [Р’]
[С] [С’]
[Т] [Т’]
[Ф] [Ф’]
[Х] [Х’]

Как объяснить ребенку разницу между звуками.

Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.

Например, что-то вроде:

Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.

Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.

Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.

Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.

Гласные Согласные
А О У Ы Э Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З Ъ
Я Ё Ю И Е П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ Ь

Как записать мягкие и твёрдые звуки

В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].

Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.

Классификация звуков по твердости и мягкости.

15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости. А остальные звуки [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [х] – [х’]— соответственно, без пары, ведь у них нет пары по звонкости и глухости.

Парные согласные
Твердые Мягкие
Звонкие Глухие
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З] [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] [Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’] [П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’]
Непарные согласные
Твердые Мягкие
Звонкие Глухие
[Л], [М], [Н], [Р] [Х], [Ц] [Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’] [Х’], [Ч’], [Щ’]
Шипящие
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’]

Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.

Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.

Некоторым детям проще визуально изучать информацию, нежели на слух. Возможно, родителям придётся поискать буквари с таблицами, где наглядно представлены все классификации букв. Если не получится найти в букваре, можно найти таблицу в интернете. Так хотя бы вся информация не будет казаться ребёнку абракадаброй. Но малыш обязательно усвоит весь материал, если родители помогут ему и дадут четкие объяснения по новому материалу. А если повесить эти схемы и таблицы на видном месте, например, на холодильнике или на рабочем месте ребенка, то правила запомнятся еще быстрее. А будущий ученик сможет просматривать материал в любое удобное время.

Таблица твердых и мягких звуков

Глухие и звонкие звуки

Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.

Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ». В этом предложении все согласные— звонкие.
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» А здесь напротив, каждый согласный звук — глухой.

Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.

Парные согласные звуки Непарные согласные звуки
Звонкие Глухие Только звонкие Только глухие
[Б], [Б’] [П], [П’] [й] [Х], [Х’]
[В], [В’] [Ф], [Ф’] [Л], [Л’] [Щ’]
[Г], [Г’] [К], [К’] [М], [М’] [Ц]
[Д], [Д’] [Т], [Т’] [Н], [Н’] [Ч’]
[Ж] [Ш] [Р], [Р’]
[З], [З’] [С], [С’]

Упражнения для детей

Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.

Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.

Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.

Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.

Изучение согласных и гласных букв ребенком

А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.

Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.

Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.

Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти новости барнаула
  • Как найти сериал светофор
  • Как составить тренировки для фитнеса мужчинам
  • Тарков ошибка 103003 как исправить ошибку при запуске
  • Как найти порно знакомство