Как составить словарь словарных слов

Здравствуйте, друзья! На календаре зима, за окошком холодно, а у нас на блоге тепло и уютно. Заходите в гости, чувствуйте себя как дома.

Сегодня мы здесь не ерундой занимаемся. Сегодня мы делаем проект орфографический словарь. Пытаемся хоть немножко почувствовать себя Ожеговыми и Далями.

Давайте посмотрим, что про данную работу нам расскажет наш любимый учебник русского языка.

Со страниц учебника

Итак, вот что мы видим на странице 142.

И смешное стихотворение здесь есть, и вопросы разные и собственно задание, которое необходимо выполнить.

Составители учебника для 3 класса Школы России предлагают детям заглянуть в оглавление и вспомнить правила по русскому языку, которые они уже успели изучить.

А потом выбрать одно из правил и именно для этого правила составить свой собственный словарик.

Что ж, задание понятно! А какие же правила детки уже успели изучить?

Изученные правила

За первое полугодье третьего класса наши маленькие школьники уже успели многое узнать. Все перечислять не будем, возьмем только основное.

Теперь наши дети знают, как писать слова с безударными гласными в корне.

Причем, и те слова, безударные гласные в которых можно проверить.

И те, в которых нельзя.

Слова, имеющие в своих корнях глухие и звонкие (парные) согласные тоже изучены на уроках.

А еще есть такие слова, в которых буква есть, а звука нет. Это трудные слова с непроизносимым согласным в корне. И они уже тоже пройдены.

Правописание слов с удвоенными согласными – также не новая тема.

Как и разделительный твёрдый знак после приставок.

Итого, у нас получается шесть тем, по каждой из которых можно составить отдельный словарик.

Теперь нужно выбрать какую-то одну.

Мы решили остановиться на правописании слов с безударными гласными в корне, которые можно проверить. То есть, словарные слова типа «апельсин» или «заяц» мы в свой словарик не возьмем.

Планируем работу

Еще раз внимательно прочитаем задание из учебника.

На основании задания составляем план действий.

  1. Выбрать правило.
  2. Подобрать слова с орфограммой на это правило.
  3. Записать слова по алфавиту.
  4. Подчеркнуть в словах орфограммы.

Прежде чем привести наш план в исполнение, давайте найдем ответы на некоторые вопросы.

Вот, например, что значит подчеркнуть орфограмму? Что вообще такое орфограмма?

Обратимся к греческому.

«orthos» — значит «правильный»

«gramma» — это «буква».

Получается – «правильная буква».

Орфограмма – это написание в слове, соответствующее орфографическому правилу.

Если сказать еще проще, то это та самая часть слова, в которой легко и просто можно допустить ошибку.

На картинке ниже примеры орфограмм на перечисленные выше правила русского языка.

Орфограммы в словах выделены красным цветом.

С орфограммами понятно.

Следующий вопрос. Сколько слов на выбранное правило нужно включить в свой словарь?

Не указано. Значит, на наше усмотрение.

Еще вопрос. Есть ли требования к оформлению готового орфографического словаря? В учебнике их нет. Значит, можно придумать самим, если, конечно, учитель не дал по этому поводу конкретных указаний.

Наш учитель в данном вопросе дал нам свободу. За что ему большое спасибо.

Пример готового проекта «Орфографический словарь»

Итак, план действий у нас уже есть.

Напомним, он выглядит вот так.

Пункт первый выполнен. Правило выбрано. Это будут слова, в корнях которых имеются безударные гласные, которые можно проверить правильно подобрав проверочные слова.

Согласно второму пункту плана необходимо подобрать слова для нашего словарика.

Мы выбрали вот такие.

Теперь эти слова нужно записать и выделить в них орфограммы. А так как безударные гласные в наших словах можно проверить, то мы решили заодно записать и проверочные слова.

Можно было бы пойти простым путем, взять чистый лист бумаги, цветные ручки или фломастеры и сделать что-то типа этого.

Но мы решили сделать кое-что поинтересней.

В результате создали небольшую красивую книжку.

Вот так выглядит обложка.

На ней написана тема проекта и имя составителя словаря.

Первые две странички дают ответы на вопросы, поставленные составителями учебника по русскому языку.

На страничке № 3 мы указали правило, которое выбрали для своего словаря.

А на четвертой у нас собственно само правило. Его в полном объеме взяли из учебника.

Сам словарик начинается со страницы № 5. Здесь у нас записаны шесть слов с выделенными орфограммами и проверочные слова к ним.

На следующей еще шесть слов.

Обратите внимание, все слова мы расположили в алфавитном порядке.

Вроде как все задания выполнены. Но! Захотелось добавить еще чего-нибудь, что могло бы украсить нашу книжку и в то же время соответствовать теме работы.

И мы подобрали пословицы и поговорки, в которых присутствуют слова с орфограммами на выбранное правило.

На следующих двух страницах как раз эти пословицы и поговорки размещены.

Вот теперь наш орфографический словарик готов полностью!

Осталось только представить его в классе.

И мы вовсе не против, если вы возьмете нашу идею оформления проекта за образец.

Шаблон проекта

ШколаЛа на страже родительского времени и нервов.

Друзья, рады сообщить, что у нас есть готовые шаблоны проекта-книжки «Орфографический словарь».

  • Вам не нужно бродить по словарям и интернету в поисках подходящих словечек.
  • Не нужно штудировать учебник русского языка, чтобы вспомнить правило.
  • Не нужно зависать в графических редакторах, изобретая макеты.

Все это мы уже сделали за вас.

С помощью нашего шаблона вы сможете составить и сделать свой красивый, аккуратный словарь на любую из шести упомянутых в статье орфограмм.

Подробнее о том, что содержит в себе шаблон, расскажем на витрине нашего магазинчика.

И хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазинчике Новогодние скидки! Не пропустите!

Обратите внимание на блоге есть и другие полезно-интересные статьи:

  • Про день рождения в пиратском стиле.
  • Про зимние снежные забавы для детей и взрослых.
  • Про выбор лыж.
  • Про идеальную пару коньков.

На сегодня все!

Будем рады снова увидеть вас у нас в гостях.

Ваша ШколаЛа.

Как сделать словарик своими руками (по русскому языку, по английскому языку) из обычной тетради?

Какие есть идеи оформления словаря?

Как сделать словарь из тетради:

Если речь идет о словаре для английского или любого другого иностранного языка, то можно купить готовый вариант. В нем три колонки:

Как сделать словарь из тетради

Поэтому словарь своими руками можно по такому же принципу сделать из тетради в линейку или в клеточку, просто расчертив каждую страницу на три столбика и записывать туда слово, его транскрипцию и перевод. Если с произношением и правилами чтения все ок, то можно только 2 колонки оставлять: слово и перевод. Мне больше нравятся тетрадки в клеточку, поскольку почерк мелкий и тогда больше слов на лист можно записать.

Для русского языка можно составить словарь и вовсе по алфавиту. Каждая страница — отдельная буква. Страничку разделить тоже на 2-3 столбика, чтоб на одну страницу больше словарных слов поместилось.

система выбрала этот ответ лучшим

Хотя в магазинах с канцелярскими товарами сейчас можно купить практически все, в том числе и словарик для записи новых слов на уроках иностранного языка, причем на любой вкус и цвет. Но иногда, для развития ученика или с целью экономии средств, лучше сделать такой словарь самому школьнику.

Для иностранных слов можно приобрести обычную тетрадь нужной толщины, иногда лучше завести не менее 24 листов, чтобы хватило до конца года, или даже 48 листов. У учителя могут быть свои требования: в линейку или в клетку. Если требований нет, решать Вам. С моей точки зрения, в клетку удобнее.

Каждую страницу в этой тетради при помощи линейки и карандаша/ручки нужно разделить на три части вертикальными линиями. Первую колонку озаглавим Слово, вторую — Транскрипция, третью — Перевод.

Что-то вроде печатного готового словаря для записи иностранных слов:

Иногда транскрипцию ( то, как слово читается ) не требуют, в этом случае колонки будет две.


На уроках русского языка может понадобиться словарь для записи словарных слов, правописание которых следует запомнить.

В продаже я ничего подобного не встречала. Пришлось купить блокнот и в нем вырезать край и подписывать буквы в алфавитном порядке, как это сделано во многих записных и адресных книжках.

Примерно такого плана получилось:

То же самое можно сделать и с обычной тетрадью. Но мне кажется, что сначала нужно разрезать ее пополам.

В Рокот­ов
[278K]

3 года назад 

Чтобы лучше и быстрее запоминать иностранные слова с ними нужно поиграть, а потом уместить в домике до следующего дня. Этот домик и есть словарь. Конечно словарь лучше сделать своими руками, если в предмет вложили душу, он служит дольше это всем известно. Предлагаю ниже четыре варианта самостоятельного изготовления словаря. Вариант 1. Сделать справа алфавит. вариант 2. На каждое слово или фразу рисовать иллстрацию — так к вербальной функции добавляется графическая и память работает дольше. 3 вариант. Разлиновать на три графы оригинал—транскрипц­ия—перевод. 4 вариант. Вместо слова рисовать картинку или наклеивать картинку. Пример в графическом варианте можно увидеть ниже. Успехов в учебе и творчестве! текст для бв.

Милол­ика Таира
[177K]

3 года назад 

По русскому языку словарь делали с ребенком как просила учительница: взяли обычную тетрадь, разлиновали пополам страницу и в столбик писали слова, которые просила записать учительница на уроке русского языка, затем выделяли корень, ударение, орфорграммы. На основе записанных слов затем проводился словарный диктант.

Словарь по английскому языку делается немного по другому. Страницы делили на три части:

  1. Для записи английского слова.
  2. Для транскрипции, то есть для произношения.
  3. Для перевода слова с английского на русский язык.

И все слова, изученные на уроке, пишем подряд, без разделения по алфавиту. Так легче учить слова.

Алиса в Стран­е
[364K]

3 года назад 

Когда я была маленькой, у меня не было никаких гаджетов, кроме телевизора и магнитофона, ну еще проигрывателя с пластинками, поэтому времени на все было очень много, на чтение, на гуляние, на всякие интересные занятия, об интернете никто даже и не мечтал еще, поэтому как-то приходилось систематизировать и записывать информацию. И я тоже из тетрадок в детстве делала и словари (по английскому языку) и еще разные книжки рецептов и прочей ерунды. Делается словарик из тетрадки просто очень. Можно купить специальную тетрадку с буковками с правого края, с алфавитным указателем, а можно такую тетрадку сделать самой, я так в детстве и делала, с правого края я сама вырезала буковки.

Странички можно расчертить, например для словарика по английскому языку разделить страницу можно на три столбика, в первом пишем слово, во втором его транскрипцию, в третьем — перевод. Примерно вот так, как делают это в готовых тетрадях для словарей, но можно и самому так легко расчертить:

Semel­e
[5.9K]

3 года назад 

Если есть время, и хочется позаморачиваться, можно аккуратно обрезать края листов и написать буквы. Далее разделить каждый лист на три столбика: в первом будет записано слово, во втором — транскрипция, а в третьем — перевод. И по алфавиту вносить в тетрадь новые изученные слова. Выглядеть это будет примерно так:

Но гораздо логичнее и удобнее группировать слова по темам. Тогда достаточно просто разлинованных листов в тетради.

Только в наше время подобными самоделками никто не занимается, потому что можно пойти и просто купить уже готовую тетрадь-словарь с любым понравившимся оформлением (хоть в горошек, хоть в бабочку). А сэкономленное на оформлении время потратить на изучение языка.

Лара Изюми­нка
[59.9K]

3 года назад 

Словарь нужно делать вместе с ребёнком. Словарь по английскому языку можно сделать так. Взять обычную тетрадь тонкую или небольшой блокнот, что ещё удобнее. Потом взять линейку и разлиновать словарь на три части. Далее после изучения темы или переводе рассказа выписывать слово английское, потом в соседней колонке транскрипцию, потом перевод слова. Темы отделять друг от друга. Можно конечно сделать словарь по алфавиту, но по темам будет наверное более удобно. Ведь не придётся рыться, а то что нужно в данный момент будет на одной странице.

По русскому языку я бы завела небольшой блокнотик. И просто крупно, красиво выписывала слова словарные по изученной теме. А потом на чистом листике тренировалась правильно писать их, иногда подглядывая в словарь.

Бекки Шарп
[71.2K]

3 года назад 

Словарь из тетради сделать не сложно, а главное он получится такой, как вы хотите. нужно определиться какой толщины тетрадь вам нужна — это словарь на один учебный год или на весь курс изучения языка.

В словарях по иностранному языку обычно делают три колонки — слово на иностранном языке, его транскрипция и слово на русском.

В словаре по русскому языку можно сделать несколько колонок, например 3.

Но нам же нужно сделать именно словарь, чтобы нужные буквы быстро находились. Поэтому обрезаем листочки с правого края таким образом. Буквы для сохранности первоначального вида я бы обклеила прозрачной лентой.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

В свое время я тоже делала из обычной тетрадки словарь по английскому языку.

Лучше всего взять тетрадку потолще, на 96 листов, а обложка чтобы была поплотнее.

Делим лист на три колонки. В первой колонке мы будем писать слово на английском языке, во второй — транскрипцию, а в третьей колонке — перевод.

Я обычно использовала тетрадь в клеточку, хотя можно брать и тетрадь в линию.

TheSu­n
[2.3K]

3 года назад 

Сделать словарик из обычной тетради очень просто. Если у педагога нет строгих требований, то лучше всего использовать тетрадь в клетку.

Каждую страницу тетради нужно разлиновать карандашом, разделив на три части вертикальными линиями.

Таким образом, получится три колонки, которые сверху страницы нужно озаглавить, как «слово», «Транскрипция» и «Перевод».

Знаете ответ?

Как построить работу со словарём

Раз вы начали читать эту инструкцию, ничего теперь уже не изменить. Вы уже встали на путь освоения русского языка, а это значит, что ваша грамотность будет медленно, но верно повышаться.

Первый шаг вы уже сделали. Вторым шагом будет создание собственного словаря. Для него подойдёт любая тетрадка 18 — 20 листов или небольшой блокнотик. Выглядеть он со временем будет примерно так:

DSCN58842.jpg

Правила работы со словарём.

1. В словарь записываются только те слова, в которых были допущены ошибки. 

2. Если ошибка появилась второй раз, слово не пишется вновь, а подчеркивается цветным карандашом. 

3. Если ошибка допущена в третий, четвертый, пятый и более раз, слово подчеркивается другими цветами, обводится в овал. С таким словом начинается особая работа: его пишут крупно и вывешивают на стену, преподаватель включает его в словарные диктанты. 

4. Словарь необходимо перечитывать на ночь. 

5. Словарь пополняется после каждого диктанта без напоминаний.

Сначала вы будете записывать в словарь очень много слов. Возможно, в какой-то момент вам покажется, что им нет конца и выучить их все невозможно. Не поддавайтесь панике! Это такой этап словарной работы. У всех бывает и легко проходит. Через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите, что записываете в словарь все меньше и меньше, и главное — что вы уже запомнили из своего словарика почти все старые слова. 

Словарная работа

Главное понять следующее: 

1. Количество слов в языке не бесконечно. 

2. Вы знаете, как пишется большинство слов.

3. Вы не знаете, как правильно пишутся лишь некоторые слова (у кого-то их несколько десятков, а у кого-то — несколько сотен, но крайне редко человек не знает правописание тысячи слов родного языка). 

4. Ваша задача вычислить, какие слова конкретно вы пишете неверно, и выучить их. Чем больше вы делаете ошибок в начале обучения, тем лучше, потому что вы быстро составите список своих словарных слов.

5. Несколько сотен слов выучить легко. Это всего пара тетрадных страничек.

Верьте в себя и регулярно занимайтесь. У вас все получится!

Возврат к списку

Статья » КАК ВЕСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 47 человек из 24 регионов

  • Сейчас обучается 89 человек из 39 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 263 163 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 11.11.2021
  • 350
  • 2
  • 11.11.2021
  • 166
  • 0
  • 11.11.2021
  • 184
  • 0
  • 11.11.2021
  • 131
  • 0
  • 11.11.2021
  • 237
  • 0
  • 11.11.2021
  • 293
  • 0
  • 11.11.2021
  • 691
  • 87
  • 11.11.2021
  • 417
  • 38

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Вишнивецкая Елена Викторовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Вишнивецкая Елена Викторовна

    • На сайте: 6 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 12268
    • Всего материалов:

      36

3класс

Занятие «Творческая мастерская»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Тема: «Составляем орфографический словарь»

Учебные задачи, направленные на  достижение

— предметных результатов:

  • активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
  • обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;
  • отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

— метапредметных результатов:

  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
  • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
  • формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;
  • формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

— личностных результатов:

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;
  • развивать навыки сотрудничества.

Предметно-развивающая среда:

  • выставка словарей.
  • листы с вопросами и текстом о словарях для индивидуальной работы.
  • желтые карточки со стихотворением об орфографическом словаре для работы в парах.
  • карточки со словами на определенную орфограмму  для игры «Пересадки».
  •  таблички с названиями групп (по названию орфограммы, с которой будет работать группа).
  •  страницы и обложка для словаря.
  •  памятка о работе в группе (на доске).
  •  инструкционные карты для работы в группе.
  •  бланки для записи слов.
  •  листы самооценки работы в группе.
  •  листы с впечатлениями о работе на уроке и стикеры.

Расположение учеников.

В начале занятия ученики сидят за своими партами как обычно. Во время игры «Пересадки» формируется 3группы по орфограммам: парные согласные – 3человека, ь-показатель мягкости – 4 человека, безударный гласный в корне слова – 18человек (количество участников групп обусловлено  объемом        словарных слов на заданную орфограмму), соответственно организуется 3 рабочих места для групповой работы. Ученики садятся по группам.  Распределение учеников по группам и ролей в группах обоснованно индивидуальными особенностями детей и их личностным развитием.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.

Деятельность учителя: читает стихотворение

Деятельность учащихся: слушают учителя.

Все – кто хочет расширить свой кругозор.

Все –  кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Все – кем движет великая сила – любознательность.

Все – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаю на занятие  творческой мастерской.

  1. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать опорные знания по теме занятия, создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя: актуализирует знания детей по теме «Словари» в ходе работы с опросными листами, работы с текстом и фронтальной беседы.

Деятельность учащихся:

  • познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная: читают поставленные вопросы и формулируют письменные ответы  на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей.

У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

Возьмите  лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы  и попробуйте письменно на них ответить.

Попробуйте ответить на вопросы.

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___________________________________________________
Скажите, кто первый ввел этот термин?_________________________

2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. _____________________________________________________

3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
_____________________________________________________________________________________

4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого  трудного слова или его формы. Какой это словарь? _________________________________________

5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
________________________________________________________________________

6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ______________________________________________________

7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? _____________________________________________________

На какие вопросы вы не смогли ответить?

Возьмите лист с изображением книг.

Найдите ответы на эти вопросы и проверьте правильность своих ответов в тексте.

Найдите ответы на оставшиеся вопросы и проверьте правильность выполненных заданий с помощью текста.

Словари.

Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь — это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.

Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с  греч.  – обучение по всему кругу знаний)  словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.

Лингвистические словари можно подразделить  на три типа:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англорусский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический (произношения слов), орфографический (правописания слов), словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный (с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей.

Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова,

Особое место среди толковых словарей занимает первый «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.

Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Проверяем. Прочитайте ответ на те вопросы, на которые не смогли ответить в начале.

  1. Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.

Деятельность учителя: с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует  работу в парах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфографическим словарем;

Деятельность учащихся:

  • познавательная:  во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урока;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парахах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.

Орфографический словарь

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфичиский славарь.

                                          М.Яснов

 Что вы заметили?

 Какие ошибки допустила ученица? (орфографические) Поработайте в парах и попробуйте исправить ошибки в стихотворении.

 Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении) Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы!

Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю)

Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)

Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)

Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?

Ребята, но ведь у нас в учебнике уже есть орфографический словарь со словарными словами. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать»  наш словарь, чтобы он был нам полезен на уроках русского языка.

Вспомните, какие задания с использованием орфографического словаря  вы  получаете? (выписать слова на определенную орфограмму) Ваши предложения: как можно «отредактировать» наш орфографический словарь, чтобы быстро выполнять данное задание?

И так, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, а словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам. Странички с какими орфограммами мы можем составить?

Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)

Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.

  • Учиться грамотно читать и писать.
  • Учиться определять  падеж имен существительных.
  • Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
  • Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.
  • Учиться  работать в группах.
  • Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.

Прежде чем начать работу по созданию орфографического словаря обратимся к самому словарю.

Перед вами орфографический словарик автора Грушникова П.А.

Обратите внимание на титульном листе написано: учебное пособие для учащихся начальной школы. Переворачиваем страницу. Перед вами «Русский алфавит». Без знания алфавита невозможно пользоваться словарями.

На следующей странице заголовок «Как пользоваться орфографическим словариком».

По словарику можно узнать,

 как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить. Найдите слова: апельсин, вентиляция, винегрет, оранжерея.
(Дети самостоятельно работают со словарем).

Словарик научит нас

 делать правильное ударение. Проверьте по словарю как правильно произнести слова: договор, атлас, творог, каталог.

Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов.

 Словарь поможет нам правильно изменять слова.
Например, туфля. Как правильно сказать: «У меня
 нет…»
полотенце «Я купила много…» (полотенец)
пахать «Я…»(пашу), «Они…» (пашут).

Словарик скажет нам

 какого рода существительное.
Например, драже «Драже очень вкус…» (ное).

В словарике есть и другие грамматические указания. Эти указания обязательно читайте, они помогут правильно писать слова.

  1. Создание страниц орфографического словаря. Групповая работа учащихся.

Деятельность учителя: организует групповую работу;

Деятельность учащихся:

  • познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная: работают с орфографическим словарем учебника; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.

Переходим к созданию своего орфографического словаря.

Работать мы будем по группам. Поэтому сейчас нам надо разделиться на 3 группы. Для этого мы поиграем в игру «Пересадки». У каждого на столах лежат карточки со словами на определённое правило. Ваша задача найти членов своих групп (в классе создаются места для работы в группах, которые обозначены карточками с названиями орфограмм):

1группа: безударный гласный в корне слова

2группа: парный по глухости-звонкости согласный

3группа: непроизносимый согласный

У каждого члена группы есть свои роли:

  • главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы),
  • художник-оформитель (оформляет страничку словаря),
  • хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе),
  • собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).

Распределите роли в группе.

Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов.

На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.

Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).

Правила работы в группе:

  1. Обсуждать тихо.
  2. Объяснять своё высказывание.
  3. Слушать других.
  4. Договариваться.
  5. Работать быстро.

 При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.

Инструкционная карта

1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы?

2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов.

3. Найти в словарике учебника на с. 150-151 слова на вашу орфограмму.

4. Записать  слова на бланк в алфавитном порядке.

5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке.

6. Оформить свою страничку.

Примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )

А

Б

Н

Т

Щ

  1. Презентация результатов  групповой работы.

Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;

Деятельность учащихся:

  • познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;
  • коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.  

Прошу главных редакторов представить свои странички.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;

Деятельность учащихся:

  • познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;
  • регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?

Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.

Фамилия, имя _____________________________

Лист самооценки

Оцените свое участие в работе группы.

Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы

 и ответь  (ДА  или НЕТ).

Вопрос

Ответ

Справился ли ты со своим заданием?

Легко ли тебе было выполнять  задание?

Активно ли ты работал(а) в группе?

Помогал(а)  ли  участникам группы, когда они нуждались в помощи?

Хочешь ли ты  еще работать с этими ребятами в одной группе?

Все ли изученные правила письма мы с вами сегодня рассмотрели при создании словаря? С какими орфограммами  можно  ещё создать странички орфографического словаря?

Какие впечатления от урока у вас остались? Прочитайте высказывания с впечатлениями о работе (на доске)  и прикрепите стикер к тому утверждению, которое совпадает с вашим мнением:

  • Мне очень понравилось работать над составлением словаря, хочу сделать свой словарь.
  • Мне понравилось работать над составлением словаря, но свой словарь создавать не хочется.
  • Мне не понравилась работа.

Я вижу, что многим понравилась работа и возникло желание создать свой словарь. Вы можете самостоятельно или вместе с одноклассниками, взрослыми составить свою страничку словаря, на которой представите слова на изученные нами орфограммы, но не вошедшие в наш словарь сегодня. А можно создать свой орфографический словарь, в который войдут слова на интересную для вас тему, например: «Школа», «Природа», «Здоровье», «Семья».

На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь поперечного сечения луча
  • Как найти средний размер файла
  • Как найти длину отрезка по двум координатам
  • Как составить вопросы на английском с going to
  • Потеряла вещь дома как найти попросить домового