Как составить словарь терминов по изученной теме

Как правильно составить терминологический словарь: пошаговая инструкция с образцами и примерами?

При подготовке научно-исследовательских и научных проектов автор не обходится без использования специфической терминологии. Притом важно не просто грамотно и уместно употребить тот или иной термин, но и упростить восприятие преподнесенной информации для целевой аудитории. В данном случае на помощь читателям и слушателям приходит так называемый терминологический словарь.

Что такое терминологический словарь или глоссарий?

Терминологический словарь представляет собой свод узкоспециализированных категорий с подробным и доступным для простого пользователя разъяснением сути каждой из них.

Внешне он может быть представлен в виде самостоятельной книги или брошюры. В студенческой и научно-исследовательской среде терминологический словарь визуально предстаёт в виде специфического перечня, где отражаются лишь использованные в проекте узкие научные, профессиональные или иные термины.

Студенты и исследователи чаще всего сталкиваются с необходимостью применения действующих (готовых) терминологических словарей, которые позволяют им лично разобраться в заявленной теме и корректно преподнести ее с учетом базовых, основных и специфических понятий, оборотов и пр. В то же время авторы НИР сами вынуждены формировать терминологические словари, но в упрощенном виде – глоссарий. В этом файле они выделяют лишь те слова, научные категории, которые употребили в собственном исследовании.

Иначе говоря, терминологический словарь представляет собой список научных или специализированных терминов с их расшифровкой и специфическим описанием, изъяснением и пр.

Сущность терминологического словаря

Сущность терминологического словаря

Данный сборник сов выполняет разнообразные функции. Во-первых, с его помощью студенты, исследователи и простые пользователи научной или иной литературы расширяют словарный запас и повышают уровень эрудиции. В этом проявляется просветительская или учебная миссия.

Во-вторых, терминологический словарь призван упростить восприятие сути описанной научной мысли, разъяснение обозначенной темы или парадигмы. Данная задача выполняется путем простого писания, разъяснения сложных или малоизвестных терминов, преобразование сложной информации в простой, понятный и доступный для среднестатистического пользователя вид. В этом проявляется информационная миссия.

В-третьих, анализ терминологического словаря позволяет лучше понять содержание и научный аппарат работы, а также выделить базовый и основной словарный агрегат НИР (основу, понятия, научную плоскость и уровень подготовка автора и пр.). В этом проявляется аналитическая и содержательная функция рассматриваемой парадигмы при выполнении научных и студенческих исследований.

Таким образом, терминологический словарь может быть как отдельным проектом Ш(книга), так и частью научно-исследовательского проекта. Но в любом случае он будет включать в себя перечень узкоспециализированных категорий с разъяснением, описанием, упрощающими их восприятие и дальнейшее применение на практике.

Учтите, что терминологические словари в виде книг могут простираться на сотнях страниц, а глоссарий к НИР занимает мало места – до 5-10 страниц (в зависимости от количества задействованных специализированных понятий и корректности, емкости их расшифровки).

Признаки терминологического словаря или глоссария

Терминологический словарь или глоссарий – это преимущественно научная парадигма, которая обладает следующими специфическими чертами.

Во-первых, данное произведение предстает перед читателем в виде перечня слов. Чаще всего он формируется в алфавитном порядке. В случае, когда автор прорабатывает глоссарий к тексту курсовой, дипломной или научной работы, то здесь уместен хронологический подход отображения задействованных слови и категорий (по аналогии с последовательностью применения слов в тексте НИР).

Во-вторых, в состав глоссария или списка терминов включают только те изречения и обороты, которые непонятны простому читателю или пользователю информации. То есть в данном случае происходит разъяснение, преобразование информации с целью упрощения восприятия отдельно взятых словесных единиц и пр.

Специфические черты терминологического словаря

Специфические черты терминологического словаря

В-третьих, терминологический словарь будет соответствовать определённой научной плоскости или тематике, содержать в себе конкретные термины, а не все неизвестные составителю слова. То есть в данном случае можно отметить тематическую или научную приверженность сборника с акцентом на определенную плоскость, направление и пр.

Таким образом, терминологические словари имеют упорядоченный вид с акцентом на определенное слово и его определение, разъяснение. Объем данного набора напрямую зависит от выбранной тематической и научной принадлежности, насыщенности профессионального и научного словесного состава, количества используемых на практике или конкретным автором категорий и пр. Рассматриваемому сборнику или перечню слов свойственна конкретная хронология отражения данных, описательный и информационный характер, а также «списочный вид».

Виды и сфера применения терминологических словарей

Терминологический словарь – это не просто свод терминов и их расшифровка. Как показывает практика, вариаций и форм таких сборников множество.

Вид терминологического словаря

Описание, предназначение

Сфера применения

Алфавитный Список терминов и их расшифровка происходит в алфавитном порядке. Все узкие категории располагаются в списке по алфавиту (с какой буквы начинаются и пр.). Классические терминологические и иные словари, глоссарий к студенческой работе
Хронологический Список узких категорий располагается в том же порядке, в котором был употреблен в научной или научно-исследовательской работы Диссертации, монографии, дипломная работа и пр.
Описательный или информационный, лексический Простое, лаконичное и понятное для среднестатистического пользователя термина Научная или профессиональная среда, разъяснение нюансов
Профессиональный или научный Все собранные в сборнике термины соответствуют конкретному направлению деятельности, отрасли, науке или профессии Научная работа, профессиональная деятельность (практика)
Грамматический Подчеркивает правильное, корректное написание терминов с их кратким изъяснением. Уточняется специфика постановки ударения в словах. Возможно отражение однокоренных слов и пр. Учебная деятельность, научная среда
Словарь синонимов К каждому термину приводится список аналогичных по смыслу и сути оборотов и категорий. С помощью такого словаря легко найти «подмену» термину, проще его описать или изъяснить, устранить речевые ошибки в тексте исследования При изучении предметов (лекции и семинары), выполнении студенческих и научных работ
Переводной В данном случае отражается определенный термин с переводом на иностранный или иной язык. Как правило, такие сборники рождаются на основе перевода иноязычных категорий на русский язык Преимущественно научная среда, при выполнении научных работ и научных статей, реферативных переводов и пр.
Бумажный и электронный В зависимости от вида представления информации и сборника. Бумажный вариант предполагает полноценную обычную брошюру или книгу с перечнем слов, а электронный – онлайн-словарь, который можно найти только в цифровом виде и воспользоваться при помощи гаджета, ПК Повсеместно

Указанная градация терминологических словарей далеко не исчерпывающая. Но как мы видим, в зависимости от вида сборника терминов может разниться миссия, сфера применения и его наполнение, структура и содержание.

Как можно заметить из выше представленной таблицы, одни словарь прояснять суть слов, другие – правильность и корректность написания и произношения, третьи — особенности перевода иностранных терминов на русскоязычный научный вариант, другие – помогут подобрать наиболее подходящие и простые для восприятия синонимы и пр.

Поэтому каждому исследователю или студенту перед использованием важно определить принадлежность термина к определенной касте (науке, отрасли или профессии и пр.), а затем потребность и нем и необходимость определённого разъяснения, «подмены» и пр. Только при грамотном поиске терминологического перечня удастся понять и осознать суть неизвестного термина и научиться грамотно его применять в собственных проектах и профессиональной, повседневной жизни.

Обратите внимание, что терминологические словари полезны для каждого читателя и пользователя любой литературы, так как они прояснять суть сложных или непонятных слов, терминов, облегчая их восприятие и расширяя словарный запас и кругозор человека. Поэтому данными сборниками и списками пользуются как школьники, так и студенты, исследователи, ученые и просто практикующие специалисты при выполнении различных заданий, работ, проектов и пр. Фактически они употребимы и уместны на повсеместной основе, но в определённых обстоятельствах – когда необходим уточнить отдельные моменты, устранить пробелы в знаниях и т.д.

Правила подготовки терминологических словарей и глоссариев

Подготовить список терминов (глоссарий к курсовой, дипломной или научной работе), самостоятельных терминологический словарь непросто. В данном случае важно руководствоваться рядом правил.

  • Избирательность.

Автору или составителю предстоит не просто выписать все подряд научные и сложные термины, а определить их тематическую приверженность, научную принадлежность, частоту применения и пр. То есть в одном списке будут отражаться не просто новые или непонятные для составителя категории и обороты. В данном деле важно определить спектр или круг их применения: тема, научная парадигма, профессия (специальность или отрасль) и пр.

Как правило, терминологические словари посвящаются словесным оборотам и единицам, свойственным конкретной научной плоскости, дисциплине. Если же индивид намерен сформировать глоссарий, то в этом деле избирательность будет предельно чёткой и ограниченной — выписываются только те слова, термины, которые были употреблены им при написании НИР.

Принцип избирательности предполагает, что все собранные слова в одном перечне будут связаны научной, профессиональной или тематической принадлежностью.

  • Сочетание научности или доступности, простоты и ясности.

В терминологическом словаре или глоссарии индивиду предстоит комбинировать строгий, сложный научный язык с простым формальным писанием сути термина. То есть здесь будет иметь место научная категория и описательный, разъяснительный характер («перевод» термина на более простой и понятный для пользователя язык). Притом правила академического письма никто не отменял. Все описания, детали, обзор слов производится в сдержанном, безэмоциональном виде.

Базовые правила по подготовке терминологического словаря

Базовые правила по подготовке терминологического словаря
  • Списочный характер.

Формирование терминологического словаря происходит в виде классического перечня, где будет приводиться термин и его разъяснение. Никаких глав, разделов, подпунктов при подготовке глоссария не требуется. Достаточно лишь грамотно расположить все слова с учетом логики: либо в алфавитном порядке, либо в хронологическом (по аналогии с употреблением в тесте исследования, студенческой или научной работы и пр.).

Терминологический словарь формируется по принципу термин – описание (разъяснение, толкование). Градация слов может быть разбита лишь на формальные блоки: по буквам алфавита (для отражения каждого блока в оглавлении и пр.).

  • Конкретика, точность и однозначность толкований.

Терминологический словарь – это единственный достоверный и качественный первоисточник, использование которого при выполнении НИР не должно порождать необходимость перепроверять данные. Поэтому при формировании глоссарий или списка терминов важно, чтобы значение описываемой категории совпадало с описанием (сутью) в других словарях, расшифровывалось строго однозначно, точно.

  • Структурированность данных.

Казалось бы, о какой структуре в терминологическом словаре идет речь, если здесь фактически отсутствуют какие-либо требования по разбивке данных на главы, параграфы, тематические блоки и пр. На самом же деле, даже в глоссарии или списке профессионализмов, научных категорий принято придерживаться единой структуры. Она предполагает единство отображения данных по принципу «термин – описание – образец» и пр.

То есть все заявленные слова будут иметь сначала научное обозначение или формулировку, затем разъяснение и после пример употребления (по усмотрению составителя словаря). Притом одна и та же схема будет применяться ко всему терминологическому словарю, каждому термину. Благодаря единству структуры и подачи данных в глоссарии или списке профессионализмов, научных оборотов можно отметить монотонность в их интерпретации.

  • Простота и ясность.

Реализация этого правила предполагает, что описание или разъяснение сложных, непонятных или научных категорий должно производиться на доступном для простого пользователя языке, но в жестких языковых рамках: грамотно (орфографически и лексически), обзорно или описательно (важно растолковать значение слова и возможности его употребления в разных контекстах и пр.), всестороннее раскрытие (обозначение всех существующих понятий и пр.).

То есть после прочтения термина в специальном словаре пользователь должен легко и оперативно восполнить пробелы в знаниях, разобраться в значении и пр.

Таким образом, терминологические словари формируются с акцентом на определенную нишу (наука, отрасль профессия или тема исследования, проект), носят точечный и предельно точный характер, растолковывая сложные обороты и слова и облегчая участь авторов в подборе более доступных для восприятия категорий.

Схема формирования терминологического словаря при подготовке студенческой или научной работы

Выполнение сложного или наукоемкого исследования требует от автора не просто применения специальных научных терминов, но и умение их грамотно преподносить в контексте, материале, а также толковать в ходе защиты. Чтобы упростить изучение и оценку студенческой или научной работы, исследователю предстоит сформировать список терминов. Если данный перечень является частью НИР, то он называется глоссарием.

Этапы подготовки терминологического словаря

Этапы подготовки терминологического словаря

Перед тем, как приступить к составлению терминологического перечня, автору предстоит тщательно изучить соответствующий труд (где они были употреблены). В ходе вычитки необходимо выделить узкоспециализированные, сложные и непонятные термины. Учите, что далеко не каждое специфическое слово должно входить в состав глоссария или словаря научных/профессиональных терминов. Важно выделить лишь самые специфические, непонятные простому пользователю обороты и категории, достойные уточнения и разъяснения.

Чаще всего в состав глоссария или терминологического словаря выносятся редкие, сложные слова и категории. В отдельных случаях допускается отражение часто употребляемых общенаучных категорий.

Второй этап по подготовке терминологического перечня – определение логики, хронологии отражения слов. В данном случае уместно два сценария: алфавитный (по первым буквам терминов), последовательное отражение категорий – по аналогии и последовательности употребления в основной части проекта.

Табличный способ оформления терминологического словаря

Табличный способ оформления терминологического словаря

Самый простой вид – алфавитный, но хронологический способ приемлем лишь в студенческих и научных работах при подготовке глоссария. В терминологических словарях, как самостоятельный научный переплет, используется алфавитный способ.

Третий этап – подбор или корректная, точная и однозначная формулировка значения слова/оборота. Для этого придётся изучить массу литературы, различных словарей и пр. Если у термина имеется несколько разных трактовок, то важно привести все варианты. При подготовке глоссария – достаточно указать только то значение, в котором слово было употреблено в основной части НИР.

Классический (пронумерованный) вид терминологического словаря

Классический (пронумерованный) вид терминологического словаря

Четвертый этап – оформление терминологического раздела или словаря. Глоссарий подлежит выделению в отдельный раздел студенческой или научной работы с соответствующей нумерацией. Непосредственно научная категория может быть выделена, а значение слова указывается согласно общим правилам оформления проекта.

В узкоспециализированном терминологическом словаре все термины располагается в алфавитном порядке, каждая страница подлежит сквозной нумерации. Научный или профессиональный термин указывается первым, далее следует его описание. Размер шрифта, формат и прочие особенности следует уточнять в типографии или редакции, издательстве, которое будет выпускать в свет брошюру. В отдельных случаях оно может носить свободный характер.

Самый простой способ оформления глоссария – в виде таблицы, где каждый из столбцов выполняет определенную функцию. Например, первый – выделение слова, второй – разъяснение, толкование, третий – образец применения и пр.

Также допускается сугубо текстовая подача данных, но по единой схеме: термин – определение — образец и пр.

Учтите, что количество слов в глоссарии не может быть меньше 5-10, а в терминологическом словаре присутствует свыше сотни наименований и категорий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Ошибки при формировании глоссария или терминологического словаря

Самая грубая ошибка – некорректное отражение термина в глоссарии: наличие грамматических, орфографических. Согласитесь, что составитель должен преподносить отобранные слова качественно: корректно, точно, правильно. Ошибки в словаре или глоссарии недопустимы. Их наличие моментально подрывает авторитет автора и вызывает массу вопросов относительно качества НИР.

Не менее распространённой огрехой при подготовке терминологического списка является некорректное восприятие и некорректная интерпретация значения слова. В данном случае все зависит от качества подготовки автора. Важно предельно точно разобраться в каждой категории, определить однозначное разъяснение и описание, учесть соответствующие толкования в других первоисточниках и словарях и емко, просто, сдержанно преподнести соответствующую словесную единицу.

Третьей ошибкой при формировании глоссария или терминологического словаря является включение в него базовых и общенаучных категорий. В состав данного раздела или брошюры целесообразно выносить лишь сложные, непосильные для текущего уровня подготовки автора НИР категории, несвойственные типичному или повседневному, частому употреблению в соответствующей нише.

Четвертая ошибка в формировании глоссария – превышение допустимых лимитов. Средний объем глоссария составляет от 10 до 25 слов. В случае превышения указанной границы, необходимо готовить терминологический словарь или выносить глоссарий в отдельный документ (с отдельным титульным листом и пр.).

Пятая ошибка – отсутствие в тексте основной работы (курсовой, дипломной или научной) ссылок на глоссарий. При формировании терминологического списка с пояснением категорий, их основной части можно убрать пояснение соответствующих оборотов, но в обязательном порядке следует отметить ссылку или сноску на раздел с соответствующим толкованием, описанием и пр. На каждый термин, вынесенный в глоссарий, должна присутствовать соответствующая отсылка.

Шестая ошибка при подготовке терминологического словаря – плагиат. При формировании описания специально вынесенных слов, важно самостоятельно описывать значение каждой категории. Копировать толкование из других проектов словарей недопустимо (притом оно негативно скажется на уникальности всего проекта).

Таким образом, подготовка терминологического словаря или глоссария потребует от составителя внимательности, разборчивости и ответственности.

10 класс Урок ____ Дата ________

СОСТАВЛЕНИЕ ГЛОССАРИЯ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: познакомить обучающихся с технологией развития критического мышления; сформировать представления о глоссарии

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать характеристики критического мышления; сформировать понятие глоссария;

  • уметь составлять глоссарий;

  • получат возможность применять полученные знания в новой ситуации, в проектной деятельности;

Метапредметные:

  • умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • получат возможность осуществлять деловую коммуникацию как внутри образовательной организации, так и за ее пределами, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия;

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

  • формирование умений работать в группе;

  • выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе

Тип урока: урок формирования практических навыков

Оборудование: ПК, интерактивная доска

ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация знаний

  1. Что такое браузер? Примеры. Прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач.

  2. Способы поиска в Интернете:

  • Указание адреса страницы.

  • Передвижение по гиперссылкам.

  • Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

  1. Назовите алгоритм поиска в Интернете

  1. Мотивация. Этап постановки целей и задач урока

– Какова тема урока? Цель? УзнатьНаучиться …

  1. Усвоение новых знаний

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления.

Основная цель применения ТРКМ – научить осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими:

  • Запоминание

  • понимание простых и сложный идей

  • Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта

Характеристики критического мышления:

  • самостоятельное

  • обобщенное

  • проблемное и оценочное

  • аргументированное

  • социальное

Формы и средства развития КМ

  • сбор данных

  • анализ текстов

  • сопоставление альтернативных точек зрения

  • коллективное обсуждение

  • разные виды парной и групповой работы

  • дебаты

  • дискуссии

  • публикации письменных работ учащихся

Глоссарий – это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.

Данный термин происходит от греческого слова «глосса», что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием.

Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов, которыми так и кишит ваш документ.

Как составить глоссарий?

  1. Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

  2. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

  3. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария — это определение термина. Она состоит из двух частей:

  • точная формулировка термина в именительном падеже;

  • содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

  • стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

  • старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

  • излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария — это всего лишь констатация имеющихся фактов;

  • также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

  • при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Правила составления глоссария:

  • термины располагаются в алфавитном порядке

  • обязательно указывается ссылка на источник

  • смысловая логичность и точность изложения

  • отсутствие лексических, грамматических и орфографических ошибок

Требования к оформлению:

  • Формат листов – А4,

  • шрифт – Times New Roman,

  • размер шрифта – 14,

  • расстояние между строк – 1,5 интервал,

  • абзацный отступ – 1,25 см.,

  • размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 2 см.

ФИЗМИНУТКА

  1. Закрепление изученного материала Практическое задание

Задание Составить глоссарий по изучаемой теме по заданному предмету

  1. Домашнее задание

  • Изучить конспект

  • Составить глоссарий по теме исследования

  1. Подведение итогов Рефлексия


Подборка по базе: Словарь терминов.docx, Словарь терминов.docx, Описание основных терминов ИМД.docx, Словарь терминов.docx, 3 класс Афанасьева словарь.docx, электронный словарь.docx, Ю Н Караулов Русский ассоциативный словарь как новый лингвистиче, Перечень терминов.docx, Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит».docx, Савина Ю.А. словарь.docx


Задание 1. Составьте словарь терминов по изученной теме

1. Адаптация- Способность живого приспосабливаться к условиям внешней среды. 2. Адаптация к физическим нагрузкам — Способность организма приспосабливаться к функционированию в условиях повышенных требований к двигательной деятельности. 3. Активная гибкость — Способность выполнять движение с большой амплитудой за счет активной тяги мышц 4. Амплитуда — Размах колебаний, наибольшее отклонение колеблющего тела от положения равновесия 5. Анализ — Расчленение предмета исследования на части, свойства, признаки. 6. Аналитические методы обучения — Методы обучения, предусматривающие обучения от частей к целому (разучивание частей движений, затем соединение их в целостное двигательное действие). 7. Антропометрия — Измерение морфологических и функциональных признаков уровня развития организма. 8. Быстрота — способность с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты 9. Быстрота одиночного движения — Способность выполнять в минимально относительно завершенное, самостоятельное движение в составе двигательного действия 10. Вариативность — Представление объекта, процесса в нескольких вариантах. 11. Воспитание — Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющееся в общественной жизни 12. Восприятие — Непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира 13. Восстановление — повышение сниженной работоспособности 14. Выносливость — Способность человека противостоять утомлению в какой-либо деятельности. 15. Гибкость — Способность человека выполнять движения с большой амплитудой. 16. Гимнастика — Совокупность упражнений для физического развития организма 17. Готовность — Состояние, при котором все сделано, все готово для достижения какой-либо цели. 18. Готовность к соревнованиям Готовность добиться высоких результатов в конкретном соревновании с учетом специфики его проведения и других особенностей. 19. Двигательная реабилитация — Удовлетворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. 20. Двигательное действие — Движение или сочетание движений, необходимое для решения двигательной задачи. Поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. 21. Двигательное умение — Степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составление операции и нестабильным способом решения двигательных задач. 22. Двигательный навык — Степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надёжностью. 23. Двигательный стереотип — Прочно сложившаяся, постоянная структура техники, не меняющаяся при изменении условий выполнения движения. 24. Движение — Изменение положения тела, или его частей. 25. Детали техники — Особенности движения, которые могут в известной степени изменяться, не нарушая основного механизма решения двигательной задачи. 26. Дидактика — Отдел педагогики, излагающий общие методы обучения. 27. Динамика — Отдел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил. Изменение состояния явления во времени. 28. Динамический двигательный стереотип — Относительно постоянная, но динамичная (подвижная) структура техники двигательного действия. Прочная, но меняющаяся при изменении условий выполнения двигательного действия. 29. Задача То, что требует выполнения, разрешения посредством умозаключения, вычисления 30. Закономерность — Соответствие законным требованиям. 31. Здоровье — Правильная, нормальная деятельность живого организма. 32. Игра — Тот или иной вид, способ развлечений. 33. Имитация — Воспроизведение с возможной точностью, подражание чему-либо. 34. Интегральная подготовка — Подготовка, направленная на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической, теоретической в процессе тренировочной и соревновательной деятельности 35. Интенсивность — Количество выполняемой работы в единицу времени. Напряженность, концентрация работы во времени. 36. Интервал — Промежуток, расстояние между чем-либо( кем-либо ) 37. Информация — Сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-либо 38. Исходное положение — Положение тела или его частей в пространстве, необходимое для начала движения. 39. Качество — Наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других 40. Классификация — Логическое представление разнообразия как упорядоченной совокупности с подразделением на группы и подгруппы согласно конкретным признакам. Разделение на группы согласно отличающимся признакам и объединением по общим признакам. 41. Контроль — Проверка, а также наблюдение с целью проверки. 42. Критерий — Мерило оценки, суждений. 43. Культура — Совокупность достижений человека в производственном, общественном и умственном отношении 44. Ловкость — Способность человека быстро овладевать новыми движениями, а также способностью перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. 45. Локомоция — Двигательное действие, направленное на перемещение собственного тела в пространстве. 46. Макроцикл — Большой тренировочный цикл – этап подготовки или ряда мезоциклов (полугодовые, годовые, многолетние (обычно четырехлетний) циклы подготовки). 47. Мезоцикл — Тренировочное звено среднего размера – относительно законченный рядов микроциклов – мезоциклов, включающих от трех до шести микроциклов. 48. Метод — Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. 49. Метод физического воспитания — Разработанная с учетом педагогических закономерностей система средств, направленных на решение задач физического воспитания. 50. Методика в ФВ — Совокупность методов, средств, форм занятии, направленных на решение задач физического воспитания . 51. Методика ФКиС — Наука о частных закономерностях физического воспитания и реализации общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность. 52. Методический подход -Совокупность способов воздействия на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией 53. Методический прием — Способ конкретизации методов воспитания в отношении решения частных задач. Способ реализации метода в конкретной педагогической ситуации. 54. Микроцикл — Малое звено структуры тренировки (пять – десять дней, чаще – неделя), состоящий из нескольких учебнотренировочных занятий. 55. Модель — Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления, процесса. 56. Морфология — Наука о строении и форме организмов 57. Моторная плотность занятия — Отношение времени, затраченного на выполнение двигательной работы, ко всей продолжительности урока, выраженное в процентах. 58. Мышцы-антогонисты — Мышцы, выполняющие противоположные по направлению движения одной и той же части тела (например: сгибатели и разгибатели сустава). 59. Навык — Умение, созданное упражнениями, привычкой. 60. Наглядность в обучении — Привлечение к процессу познания органов чувств. 61. Нагрузка — Определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых объективных и субъективных трудностей. 62. Направление — Линия движения, путь развития 63. Направление движения — Изменение положения тела и его частей в пространстве относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной). 64. Нарушение — Прекращение, прерывание в своем нормальном развитии, течении, не выполнение, или несоблюдении норм 65. Образование — Совокупность знаний, полученных специальным обучением 66. Общая выносливость — Способность противостоять утомлению при выполнении различных по характеру видов деятельности, физической работы умеренной интенсивности. 67. Общая плотность занятия — Отношение времени, использованного педагогически оправданно ко всей длительности урока, выраженное в процентах. 68. Общая физическая подготовка — Воспитание физических способностей, не специфичных для избранного вида, но так или иначе обуславливающих успех в соревновательной деятельности. 69. Общеразвивающие упражнения — Упражнения комплексной направленности в решении задач воспитания физических качеств, обучения движениям и укрепления здоровья. 70. Объем — Величина чего-нибудь в длину, высоту и ширину, измеряемая в кубических единицах. 71. Объем нагрузки Суммарное количество физической работы (длительность, количество). 72. Определение — Объяснение (формулировка ), раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего-либо. 73. Осанка — манера человека сохранять вертикальное положение тела. 74. Основа техники — Совокупность относительно неизменных движений, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи. 75. Основное звено техники — Наиболее важная и решающая часть в технике данного способа решения двигательной задачи. 76. Особенность — Характерное, отличительное свойство чего-нибудь. 77. Отбор — Выделение кого-нибудь (чего-нибудь ) из какой-либо среды. 78. Отдых — Перерыв, свободное от работы время для восстановления сил. 79. Отягощение — Внешнее условие, затрудняющее движение. 80. Пассивная гибкость — воздействия на движущиеся части тела внешних сил. 81. Периодизация — Деление на периоды, относительно законченные временные отрезки. 82. План — Заранее намеченная система, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения. 83. Планирование — Определение целей и задач, стратегии и тактики действий, прогнозирование развития планируемого процесса, программирование действий, разработка графиков работы и системы контроля, ведущая и направляющая функция тренера в процессе управления спортивной тренировкой. 84. Повторный максимум — Максимальная величина отягощения, которую человек может преодолеть не менее двух раз. 85. Подготовка — Процесс целенаправленного воздействия на специальные способности, обеспечивающие успешность в деятельности. 86. Положение о соревнованиях — основной документ, определяющий порядок проведения спортивного мероприятия, соответствующий определенным требованиям и регламентирующий деятельность организаторов и участников соревнований 87. Предпосылка — Предварительное условие чего-нибудь. 88. Преемтсвенность — Последовательность от одного к другому. 89. Преподаватель — Работник средней или высшей школы, преподающий какойнибудь предмет 90. Принцип — Основное, исходное положение какой-либо науки, теории, учения. 91. Прогноз — Заключение, вывод о предстоящем развитии и исходе чегонибудь, на основании каких-либо данных. 92. Прогнозирование — Форма конкретизации предвидения перспектив развития того или иного процесса или явления, характерного для определенной деятельности. 93. Простая двигательная реакция — Ответ заранее известным действием на заранее известный, но внезапно появляющийся, сигнал. 94. Профессионально-прикладная физическая подготовка — Процесс целенаправленного воспитания физических качеств и освоения двигательных навыков, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. 95. Процесс — Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо. 96. Психологическая подготовка — Совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсмена, направленных на формирование у него таких психически функций, процессов, состояний, свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. 97. Работоспособность — Способность много и производительно работать. 98. Развитие — Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному, от простого к сложному, от низшего к высшему. 99. Реакция на движущийся объект — Точность отслеживания и прогнозирования траектории движения объекта. 100. Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-либо деятельности. 101. Ритм — Чередование элементов, размеренность в развитии, в движении. 102. Ритм движения — Соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами движения по усилиям, во времени и в пространстве. 103. Руководство — Направляющая деятельность руководителя, стоящего во главе чего-нибудь. Учебное пособие по какому-нибудь предмету. 104. Силовые способности человека — Способность человека преодолевать внешние сопротивления или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. 105. Синтез — Обобщение, интеграция полученной информации. 106. Синтетические методы обучения — Методы обучения, предусматривающие изучение предметов и явлений, освоение двигательных действий от целого к частям (сначала получение общего представления, затем детализация). 107. Система — Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. 108. Скоростно-силовые способности — Способность человека развивать максимальные мышечные усилия за минимальное время. 109. Скорость движения — Соотношение длины пути, пройденного телом или его частью, ко времени, затраченному на этот путь 110. Сложная двигательная реакция — Реакция выбора, проявляющаяся при наличии нескольких видов сигнала или вариантов реакции. 111. Соревнование — Та или иная деятельность, в которой участвующие стараются превзойти друг друга в мастерстве. 112. Соревновательная подготовка — способ организации тренировочных воздействий, моделирующий соревновательную деятельность в тренировочных условиях . 113. Специальная выносливость — способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде физических упражнений. 114. Специальная физическая подготовка — Подготовка, направленная на развитие физических способностей, определяющих успешность соревновательной деятельности в избранном виде спорта. 115. Спорт — Это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практике подготовке человека к соревнованиям. 116. Спортивная ориентация -Определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанное на изучении задатков и способностей спортсменов, индивидуальных особенностей формирования их мастерства. 117. Спортивная подготовка — Процесс использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена, обеспечивая необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. 118. Спортивная подготовленность — Целостный эффект подготовки спортсмена. Совокупность достигнутого уровня развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в избранном виде спорта, степенью освоения спортивно-технического и тактического мастерства. 119. Спортивная тренировка — Подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена. 120. Спортивная форма — Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования. 121. Спортивное достижение — Показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретном результате. 122. Спортивное соревнование — Объективный способ демонстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения достижений определенных спортсменов и команд . 123. Спортивный отбор — Выявление наиболее способного контингента для достижения высоких спортивных результатов. 124. Спортсмен — Лицо, систематически занимающееся спортом — участвующее в соревнованиях и специальной подготовке к ним. 125. Способность — Умение, а также возможность производить какие-либо действия. 126. Средство — То, что создано человеком для достижения определенных целей. 127. Средство ФВ -Воздействие на организм и личность, направленное на решение определенных задач. 128. Стандарт — Типовой вид, образец, которому должно удовлетворять нечто по своим признакам, свойствам , качествам. 129. Стереотип — Прочно сложившийся, постоянный образец. 130. Структура — Строение, внутреннее устройство, относительно устойчивый порядок сочетания элементов. 131. Структура тренировочного процесса — Относительно устойчивый порядок объединения компонентов спортивной тренировки, их закономерное соотношение и последовательность. 132. Структура техники физического упражнения — Относительно устойчивый порядок сочетания элементов технически физического упражнения. 133. Тактика — Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. 134. Тактическая подготовка — Подготовка спортсмена, направленная на овладение спортивной тактикой (совокупностью форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. 135. Темп — Количество движений, выполняемых за единицу времени. 136. Темп — Частота относительно равномерного повторения каких-либо движений. 137. Теория — Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. 138. Теория и методика ФКиС — Совокупность научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования в целях гармоничного развития людей. 139. Теория ФКиС — Наука об общих закономерностях физической культуры и спорта как социального явления. 140. Тест — Контрольное испытание. 141. Техника физического упражнения — Способы выполнения двигательных действий, при которых целесообразно, с наибольшей эффективностью решается двигательная задача. 142. Техническая подготовка — Подготовка спортсмена направленная на обучение спортсмена технике двигательных действий и доведение их до совершенства. 143. Траектория движения — Путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. 144. Тренажер — Техническое средство, позволяющее эффективно воспитывать различных физические качества, обучать двигательным действиям, создавать условия для точного контроля и управления параметрами тренировочной нагрузки. 145. Тренированность — Результат тренировки, т.е. особое состояние организма, связанное с общим воздействием физической нагрузки на человека, проявляющееся в высоким уровне развития различных качеств. 146. Тренировка — Систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Планомерная подготовка организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнования наибольшей работоспособности 147. Умение — Способность делать что-либо, приобретенная знанием, опытом. 148. Управление — Руководство, направление деятельности. Перевод системы на более высокий уровень функционирования. 149. Упражнение — Задание, выполняемое тем, кто упражняется в чем-либо. 150. Урок — Учебный час, посвященный отдельному предмету. 151. Ускорение — Изменение скорости в единицу времени. 152. Условие — Правила, установленные в какой-либо области жизни, деятельности. 153. Утомление — Снижение работоспособности. 154. Учебная программа — Основной документ, регламентирующий деятельность преподавателя физической культуры в школе, определяет требования к уровню подготовленности выпускников и общие требования к содержанию работы. 155. Физическая культура — Составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых человечеством в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. 156. Физическая культура в школе — Совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых обществом и используемых в школе для обеспечения гармоничного развития школьников. 157. Физическая подготовка — Вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей, необходимых в конкретной профессиональной и спортивной деятельности. 158. Физическая подготовленность — Результат процесса физической подготовки. Актуальный (достигнутый, фактический) уровень развития физических качеств человека. 159. Физическая рекреация — Использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. 160. Физические способности — Комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо мышечной деятельности и обеспечивающие ее эффективность. 161. Физическое воспитание — Педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. 162. Физическое качество — Выражение достигнутого уровня развития физических способностей, их проявления в двигательной деятельности. 163. Физическое развитие -Процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений. 164. Физическое упражнение — Двигательная деятельность человека, организованная в соответствии с закономерностями решения задач физического воспитания. 165. Форма — Установленный образец чего-нибудь. 166. Функциональная система — Система элементов, объединенная выполнением общей функции. 167. Функция Работа, производимая органом, организмом, объектом. 168. Характеристика — Описание характерных , отличительных качеств, свойств, достоинств процесса, явления, объекта. 169. Хронометрирование — Метод исследования, направленный на изучение временных характеристик процесса, явления. 170. Цель — То, к чему стремятся, что надо осуществить 171. Частота движений — Способность человека выполнять максимальное количество двигательных актов за минимальное время. 172. Этап — Отдельный момент, стадия в развитии какого-нибудь процесса. Отрезок дистанции в спортивных состязаниях. Период времени, характеризующийся относительно завершенным решением комплекса задач.

Задание 2. Подготовьте  и заполните таблицу «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями»

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями для женщин

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями для мужчин

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями для детей

1

Даже для хорошо физически подготовленных студенток рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и малого таза. К таким упражнениям относятся прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания и натуживанием.

С возрастом наступают изменения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем, двигательного аппарата и мышц, происходит нарушение обмена веществ, ухудшается адаптация организма к различным физическим нагрузкам. Все в целом приводит к ограничению двигательной активности.

В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.

2

При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин.

С учетом возрастных изменений для лиц 17-30 лет рекомендуется:

  • имеющих высокий уровень физической подготовленности – занятия избранным видом спорта;

  • имеющих среднюю физическую подготовленность – занятия общей физической подготовкой;

  • имеющих низкую физическую подготовленность – занятия с оздоровительной направленностью.

В начале каждого занятия необходимо выполнять разминку для того, чтобы подготовить организм к предстоящей работе.

3

Упражнения с отягощениями применяются с небольшими весами, сериями по 8–12 движений с вовлечением в работу различных мышечных групп. В интервалах между сериями выполняются упражнения на расслабление с глубоким дыханием и другие упражнения, обеспечивающие активный отдых.

В возрасте 50 лет и старше лицам с низкой физической подготовленностью рекомендуются занятия физическими упражнениями с элементами лечебной физической культуры.

Начинать занятия следует с упражнений, требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости. Упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Затем приступают к упражнениям, которые требуют максимальной силы и выносливости. Увеличивают нагрузку постепенно. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма.

4

Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.

Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления. Для правильного дозирования физической нагрузки, каждому необходимо определить максимальный результат. Для этого в начале занятий нужно выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью.

5

Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необходимо наблюдать за влиянием занятий на течение овариально-менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обращаться к врачу.

Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.

6

Женщинам противопоказаны физические нагрузки, спортивная тренировка и участие в спортивных соревнованиях в период беременности. После родов к занятиям физическими упражнениями и спортом рекомендуется приступать не ранее чем через 8–10 месяцев.

В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.

Задание 3. Подготовьте план тематической беседы «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями»

План:

1.Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.

2.Специфика организации самостоятельных занятий, в зависимости от возраста, пола, индивидуального уровня физической подготовки и тренировочного опыта.

а. Особенности самостоятельных занятий для женщин.

б. Планирование объема и интенсивности физических упражнений, с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий.

в. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов.

г. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.

3. Гигиена и самоконтроль при самостоятельных занятиях, профилактика травматизма

а. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание.

б. Гигиенические требования при проведении занятий: место занятий, одежда, обувь

Инструкции для обучающихся по выполнению некоторых видов внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Подготовка презентации

Инструкция по
выполнению:

  1. Изучите дополнительную
    литературу, информационные ресурсы
    Интернет, отберите необходимый для
    презентации текстовый и графический
    материал.

  2. Помещая информацию
    на слайдах, помните, что она должна быть
    емкой, эффектной и информативной.
    Помните, презентация – это лишь
    визуальное сопровождение вашего устного
    выступления!

  3. Располагая
    визуальные объекты, помните, что они
    должны помогать восприятию материала,
    а не мешать.

  4. Оформите в едином
    стиле заголовки слайдов, текст. Учитывайте
    цветовое и анимационное оформление.
    Оно должно способствовать раскрытию
    темы вашей презентации.

  5. Оформите титульный
    слайд в соответствии с требованием:
    название работы «………»,
    название дисциплины; имя автора; имя
    курирующего преподавателя.

  6. Согласуйте
    презентацию с устным выступлением.

  1. Составление глоссария по изученной теме, работа терминами, понятиями

Инструкция по
выполнению:

Глосса́рий
(лат.Glossarium
— «собрание глосс»)
-словарьузкоспециализированныхтерминовв какой-либоотраслизнаний с толкованием, иногдапереводомна другой язык, комментариями и примерами.
Собраниеглосси собственно глоссарии стали
предшественникамисловаря.
По толкованиюэнциклопедического
словаря Брокгауза и Ефрона, глоссарий —
это объясняющий малоизвестныеслова,
употребленные в каком-нибудь сочинении,
особенно у греческого и латинского
автора. Глоссарий — это также список
часто используемых выражений.

Глоссарий — это
словарь определенных понятий или
терминов, объединенных общей специфической
тематикой. Данный термин происходит от
греческого слова «глосса», что
означает язык, речь. В Древней Греции
глоссами называли непонятные слова в
текстах, толкование которых давалось
рядом на полях. Собрание глоссов в
последствии стали называть глоссарием.

Каково назначение
глоссария? Глоссарий необходим для
того, что любой человек, читающий вашу
работу, мог без труда для себя найти
объяснение сложных терминов, которые
есть в документе.

Инструкция по составлению глоссария

  1. Внимательно
    прочитайте и ознакомьтесь с текстом.
    Вы встретите в нем много различных
    терминов, которые имеются по данной
    теме.

  2. После того, как
    вы определили наиболее часто встречающиеся
    термины, вы должны составить из них
    список. Слова в этом списке должны быть
    расположены в строго алфавитном порядке,
    так как глоссарий представляет собой
    не что иное, как словарь специализированных
    терминов.

  3. После этого
    начинается работа по составлению статей
    глоссария. Статья глоссария — это
    определение термина. Она состоит из
    двух частей: 1. точная формулировка
    термина в именительном падеже; 2.
    содержательная часть, объемно раскрывающая
    смысл данного термина.

При составлении
глоссария важно придерживаться следующих
правил:

  • стремитесь к
    максимальной точности и достоверности
    информации;

  • старайтесь
    указывать корректные научные термины
    и избегать всякого рода жаргонизмов.
    В случае употребления такового, давайте
    ему краткое и понятное пояснение;

  • излагая несколько
    точек зрения в статье по поводу спорного
    вопроса, не принимайте ни одну из
    указанных позиций. Глоссария — это всего
    лишь констатация имеющихся фактов;

  • также не забывайте
    приводить в пример контекст, в котором
    может употреблять данный термин;

  • при желании в
    глоссарий можно включить не только
    отельные слова и термины, но и целые
    фразы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 25.05.2023

Многие работы не подразумевают составление глоссария. Поэтому, когда студенту приходится столкнуться с такой работой, то он оказывается к ней не готов. Вместе с тем, все чаще преподаватели требуют составлять глоссарий даже к таким простым работам, как доклад или реферат. А если дело касается такого труда, как магистерская диссертация или диссертация на соискание научной степени, то без него, как правило, не обойтись. Что же такое глоссарий? Рассмотрим в данной статье.

Что такое глоссарий?

Глоссарий является структурной частью работы. Как правило, он приводится в конце работы после списка литературы или перед ним. Однако все зависит от требований конкретного вуза.

Поэтому целесообразно сначала ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению конкретной работы, в которых будут приведены и требования к оформлению глоссария.

В некоторых случаях глоссарий оформляют в отдельной папке и используют титульный лист.

Правила составления глоссария

Чтобы глоссарий подчеркивал положительные стороны работы, его следует составлять по основным правилам:

  • использование в словаре только тех терминов, которые отражают суть работы и подходят к профилю дисциплины;
  • указание ссылки на источник, из которого заимствовано определение;
  • использование исключительно новых для студента терминов для исключения дублирования материала (это правило не касается диссертации – там должны быть собраны, в первую очередь, новые для членов комиссии определения;
  • рекомендуемое количество терминов – обычно по рекомендации преподавателя; если глоссарий составляется к магистерской диссертации, то следует привести не менее 25-ти единиц;
  • расположение терминов в алфавитном порядке (если не предусмотрено иное).

Что такое глоссарий?

Обычно к каждому определению, вынесенному в глоссарий, в основной части работы делается сноска на словарь терминов.

Если студент пишет обычную студенческую работу (реферат, курсовую или доклад), то глоссарий должен, в первую очередь, показать, как он усвоил понятия. Они не являются новыми для преподавателя. В этом случае следует отбирать те понятия, которые помогут студенту лучше усвоить материал. Если же выполняется такая серьезная работа, как диссертация, то словарь терминов играет уже другую роль. Этот аспект будет рассмотрен в другом разделе.

Требования к оформлению глоссария

Мало просто отобрать слова по теме работы. Нужно их правильно оформить в виде словаря. Для этого можно воспользоваться стандартными требованиями (если методические рекомендации ВУЗа не предусматривают иное):

  • использование стандартного листа формата А4, на котором текст следует печатать с одной стороны с использованием полуторного интервала;
  • применение стандартного шрифта Times New Roman черного цвета 14-го размера;
  • использование стандартного формата выравнивания по ширине;
  • использование для титульного листа следующих отступов: верхнего и нижнего поля – 20 мм; правого и левого поля – 15 мм;
  • использование следующих полей для остальных страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм.

Отдельно следует выделить особенности оформления титульного листа:

  • указание в верхней части страницы названия высшего образовательного учреждения;
  • обозначение учебного курса, номера группы, формы обучения и курса;
  • указание данных автора и руководителя работы;
  • указание в нижней части титульного листа места (города) и года написания работы.

пример глоссария для реферата

Поэтому не рекомендуется выносить в словарь те определения, которые студент не понимает. Также не следует упоминать их в работе. Иначе это может стать проблемой при защите.

Иногда преподаватели просят студентов представить глоссарий отдельно от работы. В любом случае, требования следует уточнить у того, кто будет проверять работу.

Как будет оцениваться глоссарий? Термины, упоминаемые в нем, должны целиком соответствовать теме дисциплины. В глоссарии должно быть приведено требуемое количество определений. Студенту следует знать наизусть определения терминов из глоссария. Данная работа должна быть правильно оформлена.

Глоссарий для диссертации

Если диссертация содержит много новых профессиональных слов и понятий, то их рекомендуется привести в виде глоссария. Ведь тот, кто будет читать работу, не обязан досконально разбираться в профессиональных понятиях. Поэтому вынесение таких профессиональных жаргонов в отдельный раздел служит своего рода данью уважения к читателям.

Словарь терминов для студенческой работы призван, в первую очередь, помочь студенту разобраться в представленных в нем определениях. То есть он нужен не для преподавателя, а для студента. Словарь терминов в диссертации призван помочь членам комиссии разобраться в сути работы.

Пример глоссария

Правила составления глоссария следует уточнить в методических рекомендациях по написанию и оформлению диссертаций.

  • № по порядку.
  • Новое понятие.
  • Содержание.

Однако требования могут разниться в зависимости от вуза.

Правильное составление и оформление глоссария положительным образом скажется на работе и создаст соответствующее впечатление о ней у преподавателя.

Глоссарий или список терминов является разделом работы, в котором необходимо представить термины, которые были использованы в работе и могут быть незнакомы как проверяющему работу, так и простому читателю и дать их трактовку или краткое описание, не следует путать глоссарий и список сокращений.

Что такое глоссарий проектной работы

Глоссарий (список терминов) проектной работы

Глоссарий является не обязательным структурным элементом проектной работы, но при наличии в проекте большого количества сложных понятий (терминов) рекомендуется его составить.

Расположение глоссария в работе

В любой работе в том числе и проектной (проектно-исследовательской) глоссарий располагается после титульного листа перед содержанием, в том случае, если в проектной работе предполагаются дополнительные документы (аннотация, паспорт) глоссарий (список терминов) располагается перед данными структурными элементами, то есть глоссарий всегда располагается сразу после титульного листа.

Расположение глоссария в работе

Расположение глоссария (список терминов)

Расположение глоссария (или списка терминов) следующим за титульным листом разделом связано с тем, что новые термины могут встречаться на любых листах и в любых структурных элементах работы.

Особенности составления списка терминов (глоссария)

Так как глоссарий является словарём сложных терминов, используемых в работе его составление, имеет ряд особенностей:

  1. Не следует включать в глоссарий все термины, которые встречаются в проекте.
  2. Список терминов (глоссарий) не может состоять из 1-2 терминов (минимум 5), если их меньше следует дать трактовку термина в работе.
  3. Глоссарий является дополнительным элементов работы, поэтому страницы на которых он расположен не нумеруются и в общую нумерацию листов не включаются.
  4. В содержании глосарий не включается.
  5. Глоссарий оформляется, как и весь основной документ.
  6. При поиске значений следует использовать словари, учебную литературу.
  7. Сноски в глоссарии не ставятся.

Особенности выполнения списка терминов (глоссария)

Особенности составления глоссария (списка терминов)

Варианты структурирования глоссария (списка терминов)

Глоссарий или список используемых в работе терминов может быть оформлен различными способами в зависимости от требований методического пособия или положения:

  1. В виде таблицы, состоящей из 2 столбцов в одном из которых (левом) располагается термин, во втором (правом) даётся трактова (значение) термина, каждый новый термин и его значение располагаются в новой строке.
  2. В виде нумерованного списка, где каждый термин является элементом списка, через тире даётся трактовка (значение) термина.

Термины могут располагаться как в алфавитном порядке, так и в порядке появления в работе.

Этапы составления глоссария (списка терминов)

Составляя глоссарий работы необходимо следовать определённой последовательности:

  1. Выбрать из текста работы наиболее сложные и редкие термины, данные термины должны быть связаны с темой исследования.
  2. Если термином (понятий) получилось много (желательно в глоссарий включать не более 20 понятий) следует просмотреть повторно список и убрать из него наименее значимые термины для темы проектной работы.
  3. Определиться, как будет составляться список терминов (глоссарий): в виде таблицы или в виде текстового списка.
  4. Подготовить термины для добавления трактовок, если глоссарий оформляется в таблице, каждый термин необходимо разместить в свою строку, если он будет оформлен в виде списка следует скопировать выбранные термины на отдельный лист.
  5. Поиск правильной трактовки термина — наиболее важный этап, при поиске предпочтение следует отдавать словарям, нельзя использовать Википедию, Блоги, сайты рефератов. Также следует обращать внимание на область науки, для которой даётся трактовка, так как одно и то же понятие, например, в физике и медицине может иметь разные значения.

После того как значения всех терминов были найдены глоссарий готов.

Пример глоссария (списка терминов)

Для лучшего понимания приведём наглядный пример глоссария, составленного по теме различным темам и оформленным по-разному.

Обратите внимание, что глоссарий напрямую связан с используемыми в проекте терминами, поэтому использовать чужие глоссарии не рекомендуется, так как даже в одинаковых темах могут встречаться различные понятия тем самым использую чужой глоссарий по схожей теме может получиться ситуация, когда понятия глоссария и текста проектной работы полностью отличаются – это может привести к тому, что проектная работа не будет принята, потратьте время и составьте глоссарий самостоятельно и не переживайте за свою проектную работу.

Пример глоссария по теме Нормы русского языка

Нормы русского языка — глоссарий

Пример глоссария по теме Геральдика городов России

Геральдика городов России — глоссарий

Пример глоссария по теме Экологические проблемы Санкт-Петербурга

Экологические проблемы Санкт-Петербурга — глоссарий

Как видно из приведённого примера, в глоссарий включаются только сложные и непонятные термины трактовка которых не была представлена в тексте проектной работы.

Ошибки при составлении глоссария (списка терминов)

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки при подготовке списка терминов (глоссария):

Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату. В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.

В дипломе плагиат? Показала плагиат курсовая ? Повысим оригинальность!

Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату.

В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.

Поэтому, если возникает такая необходимость, студенты впадают в ступор, задаваясь вопросом: что это и как это делать?

Понятие глоссария

На протяжении всей курсовой или дипломной работы студент использует профессиональные термины, ключевые слова, специфические для конкретных специальностей, в определенных ситуациях и обстоятельствах.

Глоссарий – это перечень часто упоминающихся в работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием. Глоссарий выносится в отдельный разд ел учебной или научной работы.

Ч аще всего его размещают в конце проекта, после или перед списк ом использованных источников. Основные требования к оформлению глоссария указываются в методических рекомендациях ВУЗа.

Нередко в этом документе отражаются не только критерии по составлению глоссари я , но и пример его оформления. Иногда словарь терминов выносят за пределы работы и оформляют отдельным документом.

Принципы составления глоссария

Глоссарий призван не просто растолковать профессиональные и сложные термины, клише, но и подчеркнуть особенности курсовой или дипломной работы.

Для этого при составлении глоссария необходимо придерживаться следующих принципов:

  • в перечне должны присутствовать не все подряд термины, а исключительно те, которые подчеркивают уникальность работы, ее специфику, суть исследования;
  • при расшифровке термина важно делать ссылку, откуда взято определение;
  • в глоссарий следует включать новые для студента понятия , а также часто упоминающиеся профессиональные клише;
  • количество слов в глоссарии может быть ограничено. Оптимальный объем глоссария достигает до 25 слов;
  • все фразы и термины должны быть отражены в определенном порядке: алфавитном, систематическом (по мере появления в тексте и пр.).

Роль глоссария

Если правилами ВУЗа предусмотрено создание глоссария к учебной или научной работе, то такой порядок был упразднен не просто так.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Требования, предъявляемые к глоссарию

Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Согласно данному документу, словарь терминов должен быть:

Следует отметить, что все термины, указанные в глоссарии, студент обязан знать наизусть, уметь их грамотно и правильно употреблять.

На защите проекта экзаменаторы могут задать вопрос, попросить растолковать то ил и иное понятие, чтобы оценить, насколько хорошо автор разобрался в теме, освоил профессиональные клише и пр.

Вы пишите курсовую работу или реферат, и ваш научные руководитель от вас глоссарий. Что это такое и как его правильно составить? Немного усидчивости и внимательности — глоссарий готов.

Как составить глоссарий

Глоссарий — это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
Данный термин происходит от греческого слова «глосса», что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием.

Каково назначение глоссария?
Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов, которыми так и кишит ваш документ.

Как составить глоссарий?
Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.
После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария — это определение термина. Она состоит из двух частей:
1. точная формулировка термина в именительном падеже;
2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
— стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
— старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
— излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария — это всего лишь констатация имеющихся фактов;
— также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
— при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

В некоторых книгах или курсовых работах постоянно встречаются такие термины, которые не понятны обывателю. Для того чтобы читателю было легче понимать материал, авторы добавляют в книгу специальный словарь, который называется глоссарием.

Что такое глоссарий, для чего он нужен

Глоссарий – это словарь, в котором содержатся толкования всех слов, которые могут быть незнакомы читателю. Глоссарий значительно облегчает восприятие текста, так как человек в любой момент имеет возможность обратиться к словарю и проверить значение определённого термина.

Что такое глоссарий

Кроме того, глоссарий эффективно используется при переводе профессиональных текстов на другой язык. В некоторых языках есть термины, которые не имеют своих аналогов в других.

Кроме того, часто возникает ситуация, когда в тексте встречаются слова, которые обладают несколькими значениями, и далеко не всегда по контексту понятно, что термин обозначает. Глоссарий позволяет максимально снизить вероятность неточного перевода, ведь в таком случае значения определённого термина всегда можно уточнить в словаре.

Глоссарий широко используется при составлении различных юридических документов. Это делается для того, чтобы избежать любых возможных неточностей, что особенно важно в юриспруденции и законодательстве.

Что такое определение термина, пример

Термином называется слово, которое точно объясняет понятие, использующееся в определённой сфере науки. В отличие от общепринятых слов, термин бывает только однозначным, и он никогда не выражает какой-то эмоции. Чтобы определить термин, нужно пересказать суть понятия упрощёнными словами. Рассмотрим конкретный пример.

В литературе часто встречается такое понятие, как амфибрахий. Несведущему человеку будет непонятно, о чём именно ведётся речь. Для того чтобы уточнить значение слова, стоит дать ему определение: амфибрахий — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Теперь любому читателю станет понятно, что значит амфибрахий. Тоже самое стоит проделывать с терминами при создании глоссария.

Определение термина

При этом значение некоторого термина может отличаться в различных сферах. К примеру, в анатомии язык — это человеческий орган, а в военной среде языком называют пленного, способного поделиться ценной информацией.

Некоторые термины прочно вошли в язык и широко используются, такие как мышление, сознание, язык, в то время как гуманитарий никогда не употребляет слово дифференциал в своей речи.

Здесь то и возникают проблемы при прочтении текста, ведь не все термины получили широкое распространение в языке. Именно для уточнения специальных слов и применяется глоссарий.

Методика составления глоссария

Перед тем, как начать делать глоссарий, стоит понять, какие принципы лежат в основе составления глоссария. Читатель должен полностью понимать смысл изложенного в тексте материала. Соответственно, все слова, которые могут вызвать трудности в понимании, должны быть вынесены в глоссарий.

Определение термина обязано точно и недвусмысленно раскрывать понятие. При этом информация должна быть изложена простыми словами. Читатель не должен испытывать трудностей при поиске определения термина, а потому в глоссарии все слова следует расставлять в алфавитном порядке.

Необязательно использовать именно такой порядок, вполне реально составлять словарь по страницам. Главный принцип – человек, обратившийся к глоссарию, не должен иметь проблем с нахождением требуемого определения.

Определение термина должно быть просто найти

Из всех вышеперечисленных принципов составления словаря исходит весь алгоритм составления глоссария:

  1. Следует полностью перечитать исходный текст и выписать оттуда все слова, которые относятся сугубо к определённой сфере. Человек, несведущий в теме, также поможет при составлении списка, ведь он начнёт интересоваться значением непонятных слов в первую очередь.
  2. Далее, требуется придумать определение каждого обнаруженного термина и убедиться, что значение каждого слова понятно для обывателя. Опять же, эффективность выполнения этого пункта сильно повышается, если рядом находится друг, который не разбирается в сфере.
  3. В самом конце нужно разместить все термины в алфавитном порядке и написать рядом с ними их определение. Глоссарий готов!

Процесс составления глоссария достаточно прост. Перед завершением работы стоит заново перечитать все слова и их понятия и убедиться в том, что все значения внятно объяснены. Не мешает перестраховаться и попросить знакомых и друзей помочь с проверкой.

Пример глоссария

Чтобы внести окончательную ясность, как выглядит правильно оформленный глоссарий, стоит привести конкретный пример. Рассмотрим выдержку из глоссария, который связан с футбольной тематикой. Большинство слов, представленных в этом списке, непонятны простому человеку. Здесь приведены самые яркие примеры терминов, которые должны быть занесены в глоссарий.

Термин

Определение

Оборонительная тактика, при которой игроки занимаются защитой своих ворот и не выходят в атаку.

Гол, который забил игрок команды в собственные ворота.

Нападающий, постоянно забивающий много голов.

Момент, когда футболист обладает отличными шансами забить гол.

Тип тактики, когда футболисты команды ради достижения результата грубо нарушают правило и ведут себя вызывающе.

Удар, который крайне сложно отбить даже опытному и квалифицированному вратарю.

Ситуация, когда среди запасных есть множество игроков, не уступающих по уровню игры футболистам основного состава.

Испанское название Чемпионата Мира, главного футбольного состязания планеты.

Тактика, при которой команда полностью контролирует ситуацию на поле, владеет мячом и атакует большую часть игрового времени.

Большое пространство, в котором не находятся игроки противоположной команды

Нарушение правил, когда футболист в момент паса располагается к чужим воротам ближе, чем 2 игрока противника.

Футболист, который играет ключевую роль при атакующих действиях.

Вид наказания, при котором футболист отдаёт мяч партнёру с места нарушения правил. Прямым ударом забить гол нельзя.

Момент, когда игра возобновится после пробития штрафного или свободного ударов или после введения аута.

Футбольный приём, в котором игрок сразу после приёма мяча возвращает его обратно партнёру в другое место.

Чем так хорош этот пример? Здесь прекрасно видно, для чего создаются глоссарии. Человек, который не разбирается в футболе, скорее всего сразу не поймёт, что значит играть автобусом. Единственная возможность разобраться с таким термином — это обратиться к глоссарию.

Более того, определения слов понятны на интуитивном уровне, и читатель сразу понимает, о чём идёт речь в тексте. В этом глоссарии соблюдены все основные правила составления таких словарей – все слова упорядочены в алфавитном порядке, с левой стороны указаны все возможные футбольные термины, а справа чёткие объяснения этих слов.

Составить глоссарий намного легче, чем кажется. Для этого достаточно найти в тексте все термины, который могут вызвать затруднения в понимании, а затем написать исчерпывающее и понятное определение.

В этом видео вы узнаете, как быстро изучать языки:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также:

      

  • Дифференциальные уравнения в науке и технике реферат
  •   

  • Реферат на тему столыпинская реформа ход результаты значение
  •   

  • Сотрудники уис герои советского союза реферат
  •   

  • Положительные эмоции и нравственная регуляция реферат
  •   

  • Заказать реферат по обж

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти попарные расстояния между ними
  • Как найти сильное окружение
  • Как исправить ошибку в водительском удостоверении
  • Как найти контрольную работу по физике
  • Как найти песню на немецком языке