Как составить словарь урока

Cлайд 1

Словарь урока Драма – 1) род литературы, один из трёх, наряду с эпосом и лири...

Словарь урока Драма – 1) род литературы, один из трёх, наряду с эпосом и лирикой, основу драмы составляет действие; 2) пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлён, обычен и так или иначе разрешим. Назад

Cлайд 2

Словарь урока Диалог (от геч. dialogos – разговор, беседа) – вид устной речи,...

Словарь урока Диалог (от геч. dialogos – разговор, беседа) – вид устной речи, разговор двух или более лиц. Назад

Cлайд 3

Словарь урока Конфликт ( от лат. conflictus – столкновение) – противоборство,...

Словарь урока Конфликт ( от лат. conflictus – столкновение) – противоборство, столкновение между изображаемыми в литературном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Назад

Cлайд 4

Словарь урока Монолог (от греч. monos – один и logos – слово) – развернутое в...

Словарь урока Монолог (от греч. monos – один и logos – слово) – развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц. Монолог – излюбленная форма характеристики персонажей в драме: обращаясь к себе или зрителям и на время выключаясь из сценического действия, герой в монологе раскрывает своё душевное состояние. Назад

Cлайд 5

Словарь урока Кульминация (от лат. culmen – вершина) – высшее напряжение дейс...

Словарь урока Кульминация (от лат. culmen – вершина) – высшее напряжение действия в художественном произведении. Назад

Cлайд 6

Словарь урока Ремарка (от франц. remarque – замечание, примечание) – авторско...

Словарь урока Ремарка (от франц. remarque – замечание, примечание) – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими. Назад

Cлайд 7

Словарь урока Декорация ( от франц. decoration < от лат. decorare – украшать)...

Словарь урока Декорация ( от франц. decoration < от лат. decorare – украшать) – художественное оформление спектакля средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники и другого. Назад

Cлайд 8

Словарь урока Пародия (от греч. parodia – перепев, противопеснь) – произведен...

Словарь урока Пародия (от греч. parodia – перепев, противопеснь) – произведение подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Назад

Cлайд 9

Словарь урока Резонёрство – склонность к пространным рассуждениям нравоучител...

Словарь урока Резонёрство – склонность к пространным рассуждениям нравоучительного характера. Назад

Cлайд 10

Словарь урока Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию. Назад

Словарь урока Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию. Назад

Cлайд 11

Словарь урока Ханжество – притворная, показная набожность, добродетельность; ...

Словарь урока Ханжество – притворная, показная набожность, добродетельность; лицемерие. Назад

Cлайд 12

Словарь урока Лицемерие – несоответствие слов, поступков, человека истинным ч...

Словарь урока Лицемерие – несоответствие слов, поступков, человека истинным чувствам убеждениям, намерениям; притворство. Назад

Cлайд 13

Словарь урока Чванство – тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь. ...

Словарь урока Чванство – тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь. Назад

Cлайд 14

Словарь урока Спесь – чрезмерное самомнение, стремление подчеркнуть свою важн...

Словарь урока Спесь – чрезмерное самомнение, стремление подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими; высокомерие, надменность, чванство. Назад

Cлайд 15

Словарь урока Лиценциат (от лат. licentiatus – допущенный) – 1) в средневеков...

Словарь урока Лиценциат (от лат. licentiatus – допущенный) – 1) в средневековых университетах – преподаватель, получивший право читать лекции до защиты докторской диссертации; 2) первая учёная степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки. Назад

Cлайд 16

Словарь урока Дивертисмент (от франц. divertissement – развлечение) – 1) увес...

Словарь урока Дивертисмент (от франц. divertissement – развлечение) – 1) увеселительное представление, состоящее из танцевальных номеров, песен; включается в программу спектакля обычно как его заключительное отделение; 2) танцевальная сюита или вставные номера в балете или опере, непосредственно не связанные с сюжетом; 3) муз. сюита развлекательного характера (типа серенады) для инструментального ансамбля или оркестра; 4) легкая, иногда виртуозная пьеса типа попурри, вариации. Назад

Cлайд 17

Словарь урока Фарс – 1) лёгкая комедия, один из видов драматического представ...

Словарь урока Фарс – 1) лёгкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой Франции; 2) в позднейшем понимании – комедия или водевиль грубоватого содержания; 3) шутовская выходка, грубая шутка; 4) перен. нечто лицемерное, циничное и лживое. Назад

Cлайд 18

Словарь урока Пастораль ( от лат. pastoralis – пастушеский) – вид литературы,...

Словарь урока Пастораль ( от лат. pastoralis – пастушеский) – вид литературы, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы. Назад

Cлайд 19

Словарь урока Аллегория ( от греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – иносказ...

Словарь урока Аллегория ( от греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – иносказание; в искусстве развернутое уподобление; причём прямой смысл изображения не теряется, а дополняется возможностью его переносного истолкования. Назад

Cлайд 20

Театральный словарь Бельэтаж (фр. bel – красивый) – 1) второй, главный (обычн...

Театральный словарь Бельэтаж (фр. bel – красивый) – 1) второй, главный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания (дворца, особняка); 2) первый ярус балконов в зрительном зале над партером и амфитеатром. Назад

Cлайд 21

Театральный словарь Балкон (ит. balcone – балка) – 1) выступающая на верхний ...

Театральный словарь Балкон (ит. balcone – балка) – 1) выступающая на верхний этаж здания площадка; 2) верхний или средний ярус в зрительном зале. Назад

Cлайд 22

Театральный словарь Амфитеатр (гр. amphitheatrom) – 1) в древнегреческом теат...

Театральный словарь Амфитеатр (гр. amphitheatrom) – 1) в древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов; 2) в древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены; 3) в современных театрах, концертных залах, цирках – места в зрительном зале, расположенные за партером. Назад

Cлайд 23

Театральный словарь Партер (фр. parterre “par”по + “terre” земля) – 1) места ...

Театральный словарь Партер (фр. parterre “par”по + “terre” земля) – 1) места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене, эстраде, экрану; в театре 16 – 17вв. – стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших классов; 2) открытая часть сада или парка, украшенная газонами, цветниками бассейнами, фонтанами, расположенными в определённой системе; 3) одно из положений спортсмена в состязаниях по борьбе. Назад

Cлайд 24

Театральный словарь Бенуар (фр. baignoire) – нижний ярус лож в театре на уров...

Театральный словарь Бенуар (фр. baignoire) – нижний ярус лож в театре на уровне партера (ложа бенуара) или немного выше. Назад

Cлайд 25

Театральный словарь Ложа – место у стены в зрительном зале, отделённое для не...

Театральный словарь Ложа – место у стены в зрительном зале, отделённое для нескольких лиц. Назад

Cлайд 26

Театральный словарь Галёрка – (разг.) самый верхний ярус в театре, цирке и то...

Театральный словарь Галёрка – (разг.) самый верхний ярус в театре, цирке и тому подобном. Назад

Cлайд 27

Словарь урока Актуальный ( от лат. actualis – деятельный) – 1) важный, сущест...

Словарь урока Актуальный ( от лат. actualis – деятельный) – 1) важный, существенный для настоящего времени; 2) существующий, проявляющийся в действительности; противоп. потенциальный. Назад Домашнее задание

Автор: Злодеева Юлия Николаевна

Организация: МБОУ СОШ №9

Населенный пункт: Московская область, г. Чехов

Пояснительная записка

Мир вокруг нас уникален, современная жизнь информационно насыщена, и для правильного ориентирования в ней, всегда пригодятся умные слова. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке. Не­слу­чай­но из­вест­ный линг­вист Л.А. Но­ви­ков го­во­рил: «Слово в речи об­ла­да­ет спо­соб­но­стью обоб­щать и в то же время обо­зна­чать ин­ди­ви­ду­аль­но не­по­вто­ри­мое. Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

В 6 классе словарная работа на уроках русского языка — один из путей повышения языковой культуры учащихся. Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. Роль и значение справочной литературы в нашей жизни возрастает с каждым днём. В настоящее время издается огромное количество словарей, энциклопедий, справочников. Современному человеку важно уметь пользоваться словарями, так как на наго обрушивается большое количество информаций через живое общение людей, через СМИ, Интернет, телевидение, через разные новые технические средства. Словари составляются, чтобы упорядочить и пояснить лексику языка.

Цели и задачи урока

Образовательные:

  1. способствовать усвоению и углублению знаний учащихся

по основным разделам лексики, совершенствование навыка работы со словарями;

  1. составление тезауруса по пройденной теме (пробудить интерес к работе со словарём);
  2. формирования умения работать над содержательной стороной слова (лексический анализ слова);
  3. работа с информационными источниками.

Развивающие:

  1. повышать творческую активность учащихся;
  2. развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
  3. формировать потребность в использовании словарей различных типов.

Воспитательные:

1) воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и

внимательность к слову;

2) научить бережно обращаться с языком;

3) повысить культуру речи учащихся.

Формирование УУД:

Предметные: уметь работать со словарями, выполнять анализ слова;

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: самоопределение, нравственная оценка.

Планируемые результаты:

Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты; развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

  1. Технология здоровьесбережения.
  2. Технология коллективного обучения.
  3. Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: наблюдение над языком, исследование; работа индивидуальная, в парах, фронтальная, дифференцированное домашнее задание.

Оборудование: учебники: «Русский язык» 6 класс М.Т.Баранов ,Т.А.Ладыженская., словари («Этимологический словарь русского языка», «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толковый словарь» С.И.Ожегова); эпиграф к уроку: «Слово в речи об­ла­да­ет спо­соб­но­стью обоб­щать и в то же время обо­зна­чать ин­ди­ви­ду­аль­но не­по­вто­ри­мое» (Л.А. Но­ви­ков), компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация, тетрадь одного урока, материалы-карточки для заполнения таблицы, фломастеры.

Основная часть https://citatnica.ru/wp-content/uploads/2020/12/1-4.jpg https://citatnica.ru/wp-content/uploads/2020/12/1-4.jpg

Ход урока

«Слово в речи об­ла­да­ет спо­соб­но­стью обоб­щать и в то же время обо­зна­чать ин­ди­ви­ду­аль­но не­по­вто­ри­мое».

Л.А. Но­ви­ков

1. Организационный этап.

— Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь ему.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать,

Как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово

Любимое, родное … (Слово!)

— Для чего служат слова? Что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

— Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

( Лексика)

— Что такое лексическое значение слова?

Приложение 1(слайд 2)

— На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи. Какую цель вы поставите в начале урока?

(Постановка цели урока учащимися)

-Правильно, обобщение и систематизация изученного материала. «Повторенье – мать ученья!»

– Проверим готовность к уроку

2. Мотивация к учебной деятельности.

— Все ли у вас на месте ребята? Молодцы!

3. Актуализация опорных знаний

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2018/12/elitefon.ru-15416-752x440.jpg

-Сейчас нам предстоит повторить материал прошлых уроков и обобщить информацию из разделов «Лексикология», «Фразеология», «Культура речи». Для этого мы будем составлять тезаурус в форме тематического словаря. Это и будет проверкой домашней работы.

Ребята, у каждого на парте лежит тетрадь одного урока. Откройте и запишите число, классная работа.

Приложение 2

Перед вами учебник, словари, карточки и таблица индивидуального словаря. Соотнесите определения, заполните до конца таблицу и не забудьте привести примеры из словаря. Работаем в парах. (Учитель заранее готовит карточки и таблицы по количеству парт в классе. Дети работают в парах. Заполняют таблицу, работают со словарями, приводят примеры)

Приложение 3

Ребята, при работе со словарем, на какие пометки будете обращать внимание?

Историзмы. Архаизмы — (устар.)

Профессионализмы — (спец.)

Жаргонизмы, диалектизмы — (обл.)

Высокая лексика — (высок.)

Фразеологизмы-

Проверка таблицы производится в форме игры «Да-нетка»

“Да-нетка” учит:

– связывать разрозненные факты в единую картину;

– систематизировать уже имеющуюся информацию;

– слушать и слышать соучеников.

Примерное заполнение таблицы индивидуального словаря (можно выполнить в алфавитном порядке).

тема

определение

примеры из толкового словаря

1.

Исконно русские слова

слова, которые возникли в русском языке или были унаследованы из языков-предков

сосуд

ложка

2.

Заимствованные слова

слова, которые пришли в русский язык из других языков

театр (франц.)

баскетбол (англ.).

3.

Историзмы

устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений

царь

кольчуга

4.

Архаизмы

устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном языке

туга(печаль)

живот(жизнь)

5.

Диалектизмы

территориально ограниченные слова

курень

бурак

6.

Профессионализмы

слова, употребляемые представителями одной профессии, сферы деятельности

пинцет

верстак

7.

Жаргонизмы

слова, употребляемые представителями социальных групп, объединённых по возрасту, профессии, принадлежности к общественному классу

домашка

тачка

8.

Высокая лексика

стилистически окрашенная лексика, которая употребляется в ораторской, художественно-поэтической речи

отчизна

избранник

творец

9

Фразеологизмы

устойчивые сочетания слов, имеющие переносный смысл.

душа в пятки уходит (становится страшно)

на скорую руку (торопливо)

-Дети, разговорная лексика по сравнению с книжной и стилистически нейтральной обладает оттенком сниженности. Большую степень сниженности имеют просторечные слова. Грубые и бранные просторечные слова нарушают морально-этические нормы общения и унижают достоинство не только собеседника, но и говорящего. Они недопустимы в речи культурных людей.

— В толковых словарях просторечные слова сопровождаются пометой прост.

Например: брехня́, -и, ж. (прост.); враньё, вздор. (слайд3 )

  1. Работа по обобщению и систематизации знаний.

-Ребята, продолжаем нашу работу по систематизации знаний. Предлагаю создать словарь одного слова.

-Много ли информации можно извлечь из одного слова? Произношение, написание, значение… Но оказывается, об одном слове можно создать целый словарь! Наша задача – убедиться в этом. Пусть это будет слово рука.

-Начнём с толкования значения слова. Итак, открываем словарь, находим толкование.

-Что такое рука?

Словарь Ожегова. РУКА, и, вин. руку, мн. руки, рук, рукам, ж. 1. Одна из двух верхних конечностей человека от плеча до кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев. (слайд 4)

-В этом значении слово употребляется чаще всего. У человека две руки, протянуть руку для приветствия, помыть руки перед едой, выронить из рук.

-Но у слова рука есть и другие значения. Мы говорим: рука мастера, имеем в виду почерк, творческую манеру кого-либо. Когда нужно получить согласие на замужество, просят руки, предлагают руку и сердце.

-Это не все значения слова рука, но мы уже можем сделать вывод: это слово многозначное. О мно­го­знач­но­сти слов в рус­ском языке не­ма­ло ска­за­но, на­пи­сан не один труд. Рус­ское слово – яв­ле­ние уни­каль­ное, не­по­вто­ри­мое, порой, зага­доч­ное. Поэтому эпиграфом нашего урока будет высказывание из­вест­ного линг­виста Л.А. Но­ви­кова: «Слово в речи об­ла­да­ет спо­соб­но­стью обоб­щать и в то же время обо­зна­чать ин­ди­ви­ду­аль­но не­по­вто­ри­мое» (эпиграф написан на доске).

— Выясним происхождение слова рука. Первоначальная гипотеза – слово исконно русское. Проверим её с помощью этимологического словаря (проверяют).

— Итак, слово образовано от праславянского rekti — «собирать», первоначальное значение — «собирающая», от которого произошли: древне-русское рука, русское, украинское, белорусское рука. Наша гипотеза подтвердилась.

-Любопытно, что среди слов, называющих руку и её части, есть устаревшие. Ученые делят руку на плечо (до локтя), предплечье, запястье, пясть… Так, раньше у правой и левой руки были свои названия. Шуйца – левая рука, десница – правая. Ладонь называлась длань, палец – перст. (слайд 5)

-Продолжаем наше исследование. Определим сферу употребления слова. Гипотеза: слово является общеупотребительным. Докажем, обратимся к новому частотному словарю русской лексики С.А. Шарова, О.Н. Ляшевской. Этот словарь содержит сведения о наиболее употребительных словах современного русского языка. Для этого проходим по ссылке на экране, находим частотный список имен существительных. Смотрим. (слайд 6)

— Какой вывод можно сделать? (Гипотеза доказывает, что слово рука входит в десятку самых употребительных имён существительных, занимает 7-ое место в рейтинге). (слайд 7) Молодцы! Быстро ответили.

-Об общеупотребительности свидетельствуют и фразеологизмы со словом рука. Приведите примеры. Дети приводят примеры (золотые руки, рукой подать, горит в руках, с протянутой рукой, протянуть руку помощи, руки в брюки и т.д.) (слайд8) Молодцы!

А вот послушайте фразы сразу с тремя фразеологизмами:

Отдавать нужно в добрые руки, держать себя – в железных руках, а обладать – золотыми.

-Обобщим наши результаты. Выполним лексический анализ слова рука из фрагмента стихотворения «Мамины руки». Автор – Ирина Морозова Приложение 2

-Итак, слово употреблено в тексте в каком значении? ( в прямом) Оно какое? (многозначное). Синонимов, антонимов, омонимов имеет? (нет) По происхождению?( исконно русское, общеупотребительное) . Стилистической окраски не имеет. Нейтральное. Входит в активный запас слов. Может входить в состав многих фразеологизмов. Запишите свои примеры в тетрадь (как рукой сняло, из первых рук, набить руку). У доски 2 человека выполняют письменно, приводят свои примеры. С заданием вы справились отлично!

-Наше исследование не закончено. Посмотрим на особенности употребления слова рука. В речи взрослых иногда можно услышать фразу: «У тебя своя рука в министерстве – похлопочи за меня». Здесь слово рука в значении «высокопоставленное лицо, способное оказать покровительство» имеет разговорный оттенок.

-Если нужно выразить своё отношение к руке, рукам, мы образуем от них слова с оценочными суффиксами, образуйте ( ручонка –о маленькой руке, ручища –о большой). Молодцы!

-Если нужно указать на определённую часть руки, мы используем слова кисть, плечо, локоть, предплечье. Эти слова чаще всего используются в научной речи.

-Дополним наш словарь орфоэпической страничкой. Запишем слова и фразы, поставим ударение. Работа у доски. Выходят по цепочке, ставят ударение, правильно произносят. Остальные работают в тетрадях.

(схватить за́ руку (за́ руки); взять плащ на́ руку; наложить повязку на ру́ку; взять ребёнка на́ руки; передавать с рук на́ руки; сказать по́д руку; вести по́д руки; идти рука о́б руку).

-Если продолжить наше исследование, то у нас появятся новые странички словаря одного слова: словообразовательная, морфологическая, синтаксическая. Но это тема других уроков.

  1. Физкультминутка.

-Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка, сл.9).

— Встанем, как аршин проглотили.

— Проголосуем обеими руками.

— Согнемся в три погибели.

— Попрыгаем, как заяц.

— Дадим задний ход.

— Посмотрим друг другу в глаза.

— Сделаем хорошую мину при плохой игре.

— Похлопаем друг друга дланью.

— Разведем руками.

— А теперь — руки в брюки.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем.

  1. Работа с текстом (подчёркивание элементов).

Задание 1.

Прочитайте текст в своей тетради. Найдите в нём слова сниженного употребления. Подчеркните их.

Задание 2.

Определите, к активной или пассивной лексике относятся слова.

Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что к пассивной лексике относятся слова, которые в современном языке употребляются редко. Потому что уже вышли из лексикона (зипун, ланиты, чело) или ещё не вошли в активный лексикон носителей языка (ситком, офлайн).

Приложение

7. Подведение итогов учебного занятия.

-Вот мы и приблизились к завершению урока.

-Ребята, вам понравился урок? Мне тоже понравилась. Чему мы научились? (соединять сведения из разных источников информации, лексическому анализу слова, составлять словарь одного слова)

(Выставление учителем оценок).

  1. Информация о домашнем задании.

Дифференцированное творческое домашнее задание: составить толковый словарь (лист словаря) на тему: «Жаргонизмы 6-г класса». Для тех, кто затрудняется – задание: записать по три примера на каждую группу лексики: архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы (по словарю в учебнике). Составить с 3любыми предложения.

  1. Рефлексия урока.

— Мы сегодня активно поработали, повторили наши знания по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи.» Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу работу? У вас на столах лежат фломастеры трех цветов. Красный – «отлично», зеленый – «хорошо», синий –« удовлетворительно». Нарисуйте кружок в тетради одного урока, каким цветом вы считаете нужным. (сл.10)

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком? (ответы учащихся)

Быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.

До счастливых новых встреч!

Список литературы

1. Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Словари: Токовый словарь, этимологический словарь.
Дополнительная литература:

  1. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. Москва, «Просвещение», 2017.
  4. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. Москва, «Вако», 2015.
  5. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

2. Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru

  1. Сайт Словари.ру http://slovari.ru
  2. Электронная версия нового частотного словаря русской лексики С.А. Шарова, О.Н. О.Н. Ляшевской. http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_s&title=%D7%E0%F1%F2%EE%F2%ED%FB%E9%20%F1%EF%E8%F1%EE%EA%20%E8%EC%E5%ED%20%F1%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%F5

3. Приложения:

Приложение 1. Презентация

Приложение 2. Тетрадь одного урока

Приложение 3. Таблица. Карточки.

Приложение 4. Текст.

Приложения:

  1. file0.docx.. 236,6 КБ

  2. file1.zip.. 13,8 МБ

Опубликовано: 30.11.2021



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов

  • Сейчас обучается 78 человек из 40 регионов

  • Сейчас обучается 108 человек из 38 регионов

Краткое описание документа:

Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.

     Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.

     Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

     Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

     Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

     Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

    Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

    Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

    Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 264 634 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 06.07.2015
  • 720
  • 1
  • 06.07.2015
  • 584
  • 0
  • 06.07.2015
  • 589
  • 0
  • 06.07.2015
  • 4303
  • 1
  • 06.07.2015
  • 616
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 06.07.2015
  • 1854
  • 2
  • 06.07.2015
  • 843
  • 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37» имени Г.Г. Новикова  г.  Кемерово

СТАТЬЯ

«Работа со словарём на уроках в начальных классах»

                подготовила

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             Бутарева Ольга Александровна

Кемерово 2013

Одна из задач моей работы – развитие речи учащихся, расширение их кругозора.

Кругозор – это объём интересов, знаний. А это значит, для того, чтобы развивать особое внимание к чему-либо, должно возникнуть желание узнать, понять и поэтому работа должна быть интересной, занимательной, с учётом психолого-педагогических особенностей этого возраста.

Основное внимание в своей работе я уделяю работе со словарём.

Но обычно у детей нет желания работать с такой скучной книгой – словарём, поэтому я строю свою работу так, чтобы привлечь детей, заинтересовать, ведь дети любят загадки и с большим удовольствием принимают участие в игре.

Младшие школьники с интересом отгадывают загадки и сочиняют их сами. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.

Например:

  1. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома (трамвай)

  1. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд  (ракета)

Отгадывая загадку, дети объясняют лексическое значение этих слов, пользуясь словарём:

Трамвай – вагон городской электрической железной дороги.

Ракета – снаряд с реактивным двигателем.

Также выясняют многозначность словарных слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Я прослушиваю все варианты, чтобы не отбить инициативу ребёнка. Лучшие предложения записываем на доске и в тетрадях.

Работаем над произношением, ударением, отрабатываем орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения: магазин, километр, портфель.

Также рассматриваем ударение в таких словах:

 фрукт – слива.

— А как же будет называться сок?

Как правило, многие говорят сливовый. А давайте найдём это слово в словаре. Оказывается – правильно произносим – сливовый. Составляем предложение с прилагательным, пользуясь словарём.

И дети с удивлением открывают для себя ударение в этом слове.

Продолжая работу со словарём, я использую такие виды упражнений:

  1. Выпишите из словаря, в учебнике русского языка, слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда».

Найдите в каждой строчке лишнее слово. По какому принципу отобраны слова:

— автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;

— капуста, помидор, солома, морковь;

— пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

  1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами:

— На берегу возвышается старинный … .

— Квартира была закрыта на … .

— Билет в театр … десять рублей.

— Телефон … на тумбочке.

Подсказка:  стоит, стоит, замок, замок.

В словарной работе нам помогают наши помощники – словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком, что так необходимо для детей начальных классов.

Словарик – это рабочая тетрадь детей, где они сами записывают словарное слово и по мере возможности стараются выполнить рисунок к новому слову, чтобы лучше его запомнить. Также дети сочиняют сказку про это слово, или рассказ, в котором много раз употребляется словарное слово.

Творчество ребёнка в работе со словариком способствует развитию речи, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

Сейчас появилось много иностранных слов, которыми мы засоряем речь и не знаем их правильное значение и правильное произношение.

У нас в магазинах продают грейпфруты, и ни в одном магазине на ценниках  нет правильной записи. И чтобы разрешить эту задачу: узнать, как же правильно он называется, мы обращаемся к толковому словарю.

Правильная запись этого слова: грейпфрут. И оказывается это самостоятельное цитрусовое дерево или сочный, ароматный, горьковато-кислый плод с жёлтой кожурой.

Я считаю, что очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла.

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к языковому материалу, создаёт благоприятные условия для запоминания слов, расширяет кругозор.

Например, значение слова:

Апельсин – это слово пришло в русский язык из Германии. Апфель –  по немецки яблоко, а чина или сина – Китай. Впервые эти плоды были привезены в Европу и не имели названия, но они круглые и были привезены из Юго-восточной Азии, поэтому им дали название апфель и син, а у нас апельсин.

Работа со словарём присутствует не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

Ребёнок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает,  прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – обогатить словарь детей.

Так, например, уроки чтения способствуют обогащению, расширению кругозора.

Общая закономерность в настоящее время – дети не любят читать. Некоторые дети не хотят читать и не могут пересказать. А это происходит оттого, что многие слова детям непонятны. И опять же нам на выручку приходит словарь.

Например, в учебниках встречается слово «лапти» (произведение Андрея Платонова «Сухой хлеб). Находим значение этого слова в словаре:

Лапти – в старинное время крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

Тяпка – орудие для рубки чего – либо.

С помощью словаря мы узнаём точное значение непонятных слов.

На уроках математики тоже можно обогатить словарный запас ребёнка.

На своём личном опыте я убедилась в том, что дети не могут начать решать задачу, не зная значение некоторых слов. Дети приходят в школу с малым словарным запасом, так как у них маленький жизненный опыт, для этого надо обогащать словарный запас, учить детей пользоваться толковым словарём, чтобы дать  точное определение непонятного слова.        

Например, в 1 классе многим детям непонятны слова «дороже», «дешевле».

Обращаемся к толковому словарю:

«Дешёвый» – имеющий низкую цену.

«Дорогой» — имеющий высокую цену.

Значит дороже – это больше, дешевле – это меньше.

Для работы со словарём необходимо:

— Не пугаться большой информации, содержащейся в словарях, а просто усвоить основные принципы устройства словаря.

— Превратить работу со словарем в неотъемлемую часть классной и домашней работы.

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.

Литература

  1. Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.
  2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
  3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
  4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. – М., 2012.
  5. Словарь русского языка в четырёх томах. – М., 1985.

Маркина Наталья Васильевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №136», г. Н. Новгород Schola136nn@list.ru

Составление лингвокультурологического словаря на уроках литературы как одна из инновационных форм работы в современной школе Аннотация. В статье описываются преимущества использования лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста, как одной из инновационных форм работы на уроках литературы. Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.

Ключевые слова: лингвокультурологический словарь, ключевые слова, лингвопоэтика, межпредметные связи, культура, творчество, метод проекта, исследовательская работа.

В начале XXI века все чаще говорят об уменьшении места и роли литературы в жизни современного общества. Все это стало следствием глубокой трансформации, происходящей в обществе, и обусловленных ею процессов в развитии культуры XX века. Современную цивилизацию представляют массмедиа, которые взяли на себя функции литературы и искусства. Как показали исследования литературных интересов учащихся, у учеников ослаблена память на прочитанное, резко снизились качество и скорость чтения. Среди прочитанных книг учащиеся практически не называют лирических сборников, пьес, с трудом самостоятельно работают с различными источниками информации. И как следствие этого — снижение грамотности, косноязычие современной молодежи. В подобной ситуации и школьному учителю, и вузовскому преподавателю приходится искать инновационные формы работы, чтобы привлечь учащихся к постижению загадок художественной литературы. Одной из таких форм является создание лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста.

Такой анализ помогает учащимся овладеть многими видами умений и навыков филологического цикла, развивает языковое чутье, что является основой орфографических навыков, позволяет рассмотреть языковое явление со стороны семантики.

Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами. Для нас важно восприятие учащимися текста, проникновение в его смысл. Вчитывание в слова, создание их концептуальной характеристики позволяет сделать это. Для того чтобы учащиеся ощутили поэтическое слово, необходимо определенным образом организовать работу с художественным текстом. Методическим приемом, способствующим восприятию слова в его эстетической функции, является лингвистический комментарий слова, словарная работа с последующим рассмотрением этого слова уже в художественном контексте, где оно приобретает дополнительные смысловые или стилистические оттенки.

Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. «Предметом лингвопоэтики является совокупность использованных в художественном произведении языковых средств, при помощи которых писатель обеспечивает эстетическое воздействие, необходимое ему для воплощения его идейно-художественного замысла» [1].

Этот метод анализа подразделяется на два направления: лингвопоэтика текста и лингвопоэтика приема. Первый исследует те элементы текста, «утрата которых влекла за собой изменения на содержательном уровне и свидетельствовала об эстетической их значимости…, а второй — различные формальные элементы, содержательная значимость которых изучалась на обширном материале» [2].

Эффективность лингвопоэтического анализа, прежде всего, объясняется желанием ребенка проникнуть в тайну слова, потребностью разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем, интуитивной способностью проводить семантико-структурные параллели между родственными словами.

Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.

Использование словаря на уроках создает у учащихся целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку и литературе, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа. Занятия с лингвокультурологическим словарем позволяет увидеть слово под новым углом зрения, позволяет интерпретировать художественный текст.

Наше время ставит перед каждым человеком задачу непрерывного образования, решение которой в большей мере определяется умением работать со словарями и справочной литературой. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере всех сведений о слове. Формирование умений пользоваться словарем, читать словарную статью, воспитание потребности обращаться к словарю связаны с воспитанием бережного отношения к языку, чуткого внимания к слову.

Создавая на уроках собственный словарь, ученики пользуются несколькими словарями (толковым, словообразовательным, этимологическим, синонимов, антонимов), сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в том или ином словаре.

Наиболее подходящим для создания лингвокультурологического словаря стал метод проекта. Метод проекта позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, выразить свои мысли в удобной для них форме.

В качестве примера рассмотрим алгоритм работы по созданию лингвокультурологического словаря на уроке внеклассного чтения «Сохраните в себе детство» в 6 классе по стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном».

Урок проводился с использованием групповой формы работы. Деятельность учащихся была направлена на распознавание в тексте языковых знаков и осмысление передаваемой ими образной информации. Накануне урока учащиеся получили задание прочитать стихотворение и выписать 3 группы слов: непонятные, ключевые, необычные. В начале урока класс делится на группы по 4-6 человек на основе дифференцированного подхода.

I этап. Первичное восприятие текста. Учащиеся отмечают, что стихотворение проникнуто любовью, какими-то нежными чувствами добра и красоты, ощущениями счастья, понимания. В стихотворении говорится о взаимоотношении взрослых и детей. Стихотворение построено на антитезе: взрослый — ребенок. Противопоставление выражено на лексическом уровне с помощью отрицательной частицы «не». Ребенок взрослым не чета.

Подбор к словам «ребенок», «взрослый» ассоциаций, которые возникают у учащихся. С образом ребенка у учащихся связаны счастье, радость, беззаботность, с образом взрослого — ответственность, строгость, опыт.

II этап. Работа с непонятными словами (упрек, чета, верстак).

III этап — обсуждение ключевых слов в группах.

Учитель во время работы групп консультирует учащихся через систему вопросов.

IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.

IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.

Ключевые слова 1 группы: ребенок, природа, жизнь без ребенка — нищета, кто не ребенок —

мёртв. Ключевые слова 2 группы: ребёнок, детский, счастливый, жизнь, блестят. Ключевые слова 3 группы: жизнь, ребенок, нищета, мёртв, упрёк природы. В процессе работы с текстом учащиеся отмечают, что все лексемы можно разделить на две группы. Одна группа связана с образом ребенка и имеет положительную коннотацию: счастливый, пречистый, блестят, будущее, жизнь, прекрасный, свежи, мед. Другая группа слов связана с образом взрослого человека и имеет отрицательную семантику: упрек, нищета, бунтовщик, ложь, яд, мертв. В процессе анализа стихотворения учащиеся выделили слова, которые употребляются в несвойственном им значении: «мед», «яд», «искристый». Слово «яд» в стихотворении используется в следующих значениях: зло, обман, предательство, эгоизм. Значение слова «мед» в стихотворении — это добро, помощь, дружба, любовь, доброта, понимание.

VI этап. Создание лингвокультурологического словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном». Главная задача учителя — показать учащимся образец составления словарной статьи: 1) выяснение значения слова по толковым словарям; 2) подбор синонимов; 3) подбор антонимов; 4) этимологический анализ; 5) выяснение значения слова в тексте изучаемого произведения; 6) подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, в составе которых есть слова-ключи. Так как работа объемная, внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют обязанности. Итогом работы учащихся стал лингвокультурологический словарь, в который вошли 10 слов: «ребенок», «взрослый», «жизнь», «мед», «мертвый», «нищета», «свежий», «упрек», «чистый», «яд».

Таким образом, работа по составлению словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» оказалась плодотворной. Во-первых, ученики получили навык работы со словарями. Во-вторых, достигнуты развивающие цели: развивать навыки мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, обобщать). В-третьих, в процессе работы над анализом стихотворения был составлен словарь, позволяющий глубоко проникнуть в духовный мир Е.Евтушенко и понять смысл художественного произведения. В тексте стихотворения противопоставляются ребенок и взрослый, но не по возрастному критерию, а по отношению к жизни, восприятию мира. Каждый человек, по мнению Е.Евтушенко, должен сохранить в себе детство, детское восприятие жизни. В детском возрасте мир существует в другом качестве, чем в зрелые годы. Поэтическое восприятие мира, всего окружающего нас, ощущение жизни как непрерывной новизны — величайший дар, доставший от поры детства. И важно не растерять этот дар на протяжении долгих лет.

Лингвокультурологический словарь к стихотворению

Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» (2 словарные статьи)

Ребенок — мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. (С.И.Ожегов)

Ребенок — ребя и робя (ребятко), дите, детище, девочка, мальчик, малютка, малолетний человек. Младенец, отрок, отроковица до юношества (В.И. Даль).

Синонимы — малолетний, малютка, маленький, малыш, крошка, кроха, малявка (разг.), клоп, карапуз, ребятенок, дитя (устар.), ангельская душка (устар. разг.).

О родном ребенке — кровинка (прост. и нар.-поэт.), чадо, детище.

Антонимы — взрослые, родители.

Этимология. Ребенок — только русское. В русском языке слово «ребенок» с начала 18 века, произошло от «робенок», сохраняющемся в говорах.

Существительное «ребенок» является производным от «робя». Происходит от общеславянского корня orb — слабый, беспомощный.

У Е.Евтушенко

В ребенке взрослые видят счастье. Ребенок счастлив от того, что замечает все вокруг, все кажется ему удивительным. Ощущение этого счастья передается и взрослому. Ребенок — это душевное богатство. Жизнь без ребенка — нищета. Ребенок — это непорочность, святость. День, когда взрослые проводят с ребенком, кажется святым от ощущения этой чистоты, которую олицетворяет в себе ребенок. Ребенок — это полнота мира. У ребенка непосредственное восприятие жизни, поэтому в стихотворении приобретают значение образы верстака, сада и арбуза. Концептуальный портрет слова

1. Ребенок что воск — что хочешь, то и сольешь.

2. Дети не в тягость, а в радость.

3. У кого детей много, тот не забыт от Бога.

4. Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.

5. Ребенок что теленок.

6. Больной что ребенок.

7. И баба смекает, что ребенка качает.

8. Ребенку дорог пряник, а старцу — покой.

9. Умный ребенок боится грозы, а глупый — лозы.

10. Дом с детьми — базар, без детей — могила.

11. Дети — цветы жизни.

12. Мед сладок, а ребенок еще слаще.

Яд 1. Вещество, вызывающее отравление. 2. Злоба и ехидство, язвительность (перен.) (С.И.Ожегов)

Яд — отрава; вещество, вредоносное в пище, дыхании; снадобья, зелья, могущие причинить смерть. (В.И.Даль)

Синонимы — отрава, ядовитое вещество, токсин, злость, озлобление, желчь.

Антонимы — противоядие.

У Е. Евтушенко

Слово «яд» в стихотворении приобретает новые оттенки смысла. Яд — это и зло, которое будет всегда в мире, так как не могут люди быть всем довольны, и корысть, так как постоянно завидуют друг другу, и жестокость, и равнодушие. Особенно эти качества свойственны современным людям, которые на первое место ставят собственные интересы в ущерб другим. Яд — это зло, корысть, жестокость, равнодушие.

Концептуальный портрет слова

1. Большой яд — большое лекарство.

2. Корова пьет воду — дает молоко, змея пьет воду — источает яд.

3. Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.

4. Человеческий яд равен 10 змеиным.

5. С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед.

6. Господь из одного кувшина льет кому-то горький яд, кому-то мед.

7. Пища пчелы превращается в мед, а паука — в яд.

8. Со змеей яд не умирает.

9. Змеиный яд на змею не действует.

10. Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.

11. В душе яд, на устах — мед.

12. Ядовитый язык. Библиографический список

1. Задорнова В. Я. Словесно-художественное произведение как предмет лингвопоэтического исследования. — М.:МГУ, 1992, с.34.

2. Липгарт А. А. Лингвопоэтическое сопоставление: теория и метод. — М.: Московский Лицей, 1994, с.12-13.

3. Маймин Е. А., Сенина Э. В. Теория и практика литературного анализа. — М: Просвещение, 1984.

4. Маслова В. А. Лингвокультурология. — М, 2001.

5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.6 класс. — М: Московский Лицей, 2004.

6. Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов. — Н. Н.,2006.

7. Человек и его внутренний мир: Материалы «Комплексного лингвокультурологического словаря для школьников». Учебно-методическое пособие. Составители: Рацибурская Л. В., Лаврова Н. Н. и др. — Н.Н., 2005.

Мартыненко Ольга Сергеевна,

учитель химии первой квал. категории МБОУ СОШ №6 им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

ffluere@rambler.ru

Марчик Людмила Антоновна,

к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек» Аннотация. В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек». Кроме того, показана структура комплекса, порядок работы с ним, эффективность использования в одной из общеобразовательных школ г. Ульяновска.

Ключевые слова: изучение биологии в школе, современные информационные технологии, комплекс мультимедийных презентаций, качество знаний, уровень обученности.

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения, сельского хозяйства и физической культуры, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новых перспектив в технике. Это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. Особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе и вузе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить схему научного исследования
  • Как мне его снова найти
  • Шива с востока как найти
  • Как найти соль на природе
  • Как найти сколько жизнь