Как составить словарик к произведению

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Проблемы понимания художественных произведений в школе: лексический аспект

Вопросы анализа и интерпретации текстов художественной литературы волнуют учителей-словесников и методистов, так как навыки понимания и интерпретации текстов являются одними из базовых речевых навыков, которыми должен овладеть каждый выпускник школы. Однако практика показывает, что осмысление художественного произведения затруднено, а иногда и вовсе невозможно без дополнительной работы над его словарем. Поэтому организация целенаправленной работы над лексикой художественного текста является неотъемлемой частью преподавания русского языка и литературы.

Методический аспект проблемы понимания лексики художественных произведений шире простого толкования значения непонятных лексем. Поскольку в художественном тексте большое значение имеет контекстное окружение лексической единицы, которое влияет на смысл той или иной языковой единицы. Поэтому в основе освоение новой лексики художественного произведения должно носить системный характер и базироваться на учете семантико-стилистических и контекстных связей слов.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Составление словаря художественного произведения на уроках русского языка и литературы: приемы работы

Основой работы над лексикой нового произведения является составление его «словаря», иначе «тезауруса». Как правило, такой словарь имеет не только информативное (прикладное) значение, помогая понять неясные с точки зрения семантики фрагменты текста, но и выполняет функцию вспомогательного инструмента интерпретации смысла, заложенного в текст автором.

Итогом работы по составлению словаря текста является его письменное оформление в любом виде: от простой записи в тетради до создания красочно оформленных лэпбуков, папок, альбомов. При этом приемы работы над словарем разнообразны и могут использоваться в любой очередности для его пополнения:

  1. Поиск незнакомых слов при чтении. Необходимо приучить детей, встречая незнакомое слово, фиксировать его в тексте (например, помечать на полях знаком «?») или же выписывать в отдельную тетрадь.
  2. Использование справочного аппарата учебника для толкования незнакомых слов. Как правило, в учебники есть сноски, содержащие толкование устаревших, вышедших из активного использования слов и выражений, иногда встречающихся в произведениях классики.
  3. Обращение к словарям (толковым, словарям устаревшей лексики, а также лексических трудностей русской литературы) для определения значения слов.
  4. Осмысление значения слов через подбор синонимов (или антонимов) к ним.
  5. Определение значения по контексту, на основании особенностей лексической сочетаемости слов.
  6. Толкование значения слова (особенно обозначающего вышедшие их употребления предметы) по иллюстрации.
  7. Толкование слова на основе проведения его словообразовательного анализа.
  8. Сопоставление значения слов, используемых в литературном произведении, и их актуальной семантики.

«Составление словаря художественного произведения на уроках русского языка и литературы» 👇

Рассмотрим, как данные приемы реализуются на практике. Традиционно наибольшие сложности с пониманием лексики у учеников возникают, когда они знакомятся с произведениями древнерусской литературы и литературы XVIII века, язык которых значительно отличается от современного. Читая комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль», восьмиклассники встречаются с непривычным для них значением слова «недоросль» — молодой дворянин, не закончивший свое обучение и не вступивший на службу. Кроме этого, в комедии встречается множество слов, для объяснения которых можно использовать указанные приемы:

  1. К словарях (толковом, устаревших слов) ученики могут узнать значение таких слов, как «холоп», «челобитчик», «оброк», «Часослов, «Псалтырь» и др. Учитель дает необходимый историко-культурный комментарий, приводит примеры употребления этих слов в других произведениях.
  2. Понять значение многих слов и выражений, употребленных в комедии, можно, используя подбор синонимов: искал жениться – намеривался, хотел, жениться, сватался; застращать – запугать; переменила со мной свой поступок – изменила обращение, поведение по отношению к какому-либо.
  3. По контексту, анализируя ближайшее речевое окружение, можно догадаться о значении многих слов, которые кажутся неясными. Например, Скотинин, характеризуя вероломный поступок Простаковой, которая обманула его со сватовством к Софье, говорит: «Теперь же сама подъехала с отводом». Значение слова «отвод» в данном случае восстанавливается из контекста: отказ.
  4. С помощью иллюстраций можно объяснить толкование таких слов, которые обозначают понятия и предметы быта, вышедшие из употребления: «кафтан», «целковый», «светлица».
  5. Словообразовательный анализ помогает детям понять значение Говорящих имен в комедии: Фамилия «Кутейкин» происходит от слова «кутья» (род поминального кушанья из вареных зерен с маком, медом и изюмом), фамилия «Цифиркин» — это слова «цифирь» (система буквенно-цифровых обозначений, использовавшаяся в старославянской азбуке); имя «Вральман» образовано по созвучию с немецкими фамилиями (Штокман, Гроссман) от глагола «врать» и так далее.

Лексическая работа продолжается на протяжении всего изучения произведения, поэтому словарь текста, составляемый учениками, постоянно пополняется новой лексикой, способствуя обогащению их словарного запаса и совершенствованию навыков восприятия классических художественных произведений.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Весомая лепта — значительный вклад в общее дело.
Немудрёный — простой, лёгкий, не содержащий ничего лишнего.
Электрод — проводник электричества.
Замысловатый — сложный, трудный, хитроумный.
Непосвященный — человек, который неосведомлен о чем-то, ему не открыты какие-то тайны.
Дуговая лампа — лампа, источником света в которой, является электрическая дуга, которая горит между двумя электродами.
Угольный электрод — это электрод, который не содержит металл, сделан из углегода или стержневого графита.
Коронация — это формальная процедура. символизирующая принятие монархической власти и ее атрибутов (корона. скипетр, трон).
Изолирующий слой — в электротехнике, слой, препятствующий прохождению электрического тока.
Каолин — белая глина.
Благодатная почва — хорошие, походящие условия для каких-то действий.
Сервировка — процесс накрытия стола, с размещением на нем столовых приборов, тарелок и блюд.
Молибден — тугоплавкий металл, высокая температура плавления которого, дает возможность применять его в электрических лампах.
Вольфрам — один из свмых тугоплавких металлов, применяемых в областях свысоких температур, в частности, в электрических лампах.
Вакуум — безвоздушное пространство.
Подготовленные умы — люди, обладающие глубокими знаниями в какой то области, профессионалы.

Маркина Наталья Васильевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №136», г. Н. Новгород Schola136nn@list.ru

Составление лингвокультурологического словаря на уроках литературы как одна из инновационных форм работы в современной школе Аннотация. В статье описываются преимущества использования лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста, как одной из инновационных форм работы на уроках литературы. Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.

Ключевые слова: лингвокультурологический словарь, ключевые слова, лингвопоэтика, межпредметные связи, культура, творчество, метод проекта, исследовательская работа.

В начале XXI века все чаще говорят об уменьшении места и роли литературы в жизни современного общества. Все это стало следствием глубокой трансформации, происходящей в обществе, и обусловленных ею процессов в развитии культуры XX века. Современную цивилизацию представляют массмедиа, которые взяли на себя функции литературы и искусства. Как показали исследования литературных интересов учащихся, у учеников ослаблена память на прочитанное, резко снизились качество и скорость чтения. Среди прочитанных книг учащиеся практически не называют лирических сборников, пьес, с трудом самостоятельно работают с различными источниками информации. И как следствие этого — снижение грамотности, косноязычие современной молодежи. В подобной ситуации и школьному учителю, и вузовскому преподавателю приходится искать инновационные формы работы, чтобы привлечь учащихся к постижению загадок художественной литературы. Одной из таких форм является создание лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста.

Такой анализ помогает учащимся овладеть многими видами умений и навыков филологического цикла, развивает языковое чутье, что является основой орфографических навыков, позволяет рассмотреть языковое явление со стороны семантики.

Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами. Для нас важно восприятие учащимися текста, проникновение в его смысл. Вчитывание в слова, создание их концептуальной характеристики позволяет сделать это. Для того чтобы учащиеся ощутили поэтическое слово, необходимо определенным образом организовать работу с художественным текстом. Методическим приемом, способствующим восприятию слова в его эстетической функции, является лингвистический комментарий слова, словарная работа с последующим рассмотрением этого слова уже в художественном контексте, где оно приобретает дополнительные смысловые или стилистические оттенки.

Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. «Предметом лингвопоэтики является совокупность использованных в художественном произведении языковых средств, при помощи которых писатель обеспечивает эстетическое воздействие, необходимое ему для воплощения его идейно-художественного замысла» [1].

Этот метод анализа подразделяется на два направления: лингвопоэтика текста и лингвопоэтика приема. Первый исследует те элементы текста, «утрата которых влекла за собой изменения на содержательном уровне и свидетельствовала об эстетической их значимости…, а второй — различные формальные элементы, содержательная значимость которых изучалась на обширном материале» [2].

Эффективность лингвопоэтического анализа, прежде всего, объясняется желанием ребенка проникнуть в тайну слова, потребностью разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем, интуитивной способностью проводить семантико-структурные параллели между родственными словами.

Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.

Использование словаря на уроках создает у учащихся целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку и литературе, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа. Занятия с лингвокультурологическим словарем позволяет увидеть слово под новым углом зрения, позволяет интерпретировать художественный текст.

Наше время ставит перед каждым человеком задачу непрерывного образования, решение которой в большей мере определяется умением работать со словарями и справочной литературой. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере всех сведений о слове. Формирование умений пользоваться словарем, читать словарную статью, воспитание потребности обращаться к словарю связаны с воспитанием бережного отношения к языку, чуткого внимания к слову.

Создавая на уроках собственный словарь, ученики пользуются несколькими словарями (толковым, словообразовательным, этимологическим, синонимов, антонимов), сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в том или ином словаре.

Наиболее подходящим для создания лингвокультурологического словаря стал метод проекта. Метод проекта позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, выразить свои мысли в удобной для них форме.

В качестве примера рассмотрим алгоритм работы по созданию лингвокультурологического словаря на уроке внеклассного чтения «Сохраните в себе детство» в 6 классе по стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном».

Урок проводился с использованием групповой формы работы. Деятельность учащихся была направлена на распознавание в тексте языковых знаков и осмысление передаваемой ими образной информации. Накануне урока учащиеся получили задание прочитать стихотворение и выписать 3 группы слов: непонятные, ключевые, необычные. В начале урока класс делится на группы по 4-6 человек на основе дифференцированного подхода.

I этап. Первичное восприятие текста. Учащиеся отмечают, что стихотворение проникнуто любовью, какими-то нежными чувствами добра и красоты, ощущениями счастья, понимания. В стихотворении говорится о взаимоотношении взрослых и детей. Стихотворение построено на антитезе: взрослый — ребенок. Противопоставление выражено на лексическом уровне с помощью отрицательной частицы «не». Ребенок взрослым не чета.

Подбор к словам «ребенок», «взрослый» ассоциаций, которые возникают у учащихся. С образом ребенка у учащихся связаны счастье, радость, беззаботность, с образом взрослого — ответственность, строгость, опыт.

II этап. Работа с непонятными словами (упрек, чета, верстак).

III этап — обсуждение ключевых слов в группах.

Учитель во время работы групп консультирует учащихся через систему вопросов.

IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.

IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.

Ключевые слова 1 группы: ребенок, природа, жизнь без ребенка — нищета, кто не ребенок —

мёртв. Ключевые слова 2 группы: ребёнок, детский, счастливый, жизнь, блестят. Ключевые слова 3 группы: жизнь, ребенок, нищета, мёртв, упрёк природы. В процессе работы с текстом учащиеся отмечают, что все лексемы можно разделить на две группы. Одна группа связана с образом ребенка и имеет положительную коннотацию: счастливый, пречистый, блестят, будущее, жизнь, прекрасный, свежи, мед. Другая группа слов связана с образом взрослого человека и имеет отрицательную семантику: упрек, нищета, бунтовщик, ложь, яд, мертв. В процессе анализа стихотворения учащиеся выделили слова, которые употребляются в несвойственном им значении: «мед», «яд», «искристый». Слово «яд» в стихотворении используется в следующих значениях: зло, обман, предательство, эгоизм. Значение слова «мед» в стихотворении — это добро, помощь, дружба, любовь, доброта, понимание.

VI этап. Создание лингвокультурологического словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном». Главная задача учителя — показать учащимся образец составления словарной статьи: 1) выяснение значения слова по толковым словарям; 2) подбор синонимов; 3) подбор антонимов; 4) этимологический анализ; 5) выяснение значения слова в тексте изучаемого произведения; 6) подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, в составе которых есть слова-ключи. Так как работа объемная, внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют обязанности. Итогом работы учащихся стал лингвокультурологический словарь, в который вошли 10 слов: «ребенок», «взрослый», «жизнь», «мед», «мертвый», «нищета», «свежий», «упрек», «чистый», «яд».

Таким образом, работа по составлению словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» оказалась плодотворной. Во-первых, ученики получили навык работы со словарями. Во-вторых, достигнуты развивающие цели: развивать навыки мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, обобщать). В-третьих, в процессе работы над анализом стихотворения был составлен словарь, позволяющий глубоко проникнуть в духовный мир Е.Евтушенко и понять смысл художественного произведения. В тексте стихотворения противопоставляются ребенок и взрослый, но не по возрастному критерию, а по отношению к жизни, восприятию мира. Каждый человек, по мнению Е.Евтушенко, должен сохранить в себе детство, детское восприятие жизни. В детском возрасте мир существует в другом качестве, чем в зрелые годы. Поэтическое восприятие мира, всего окружающего нас, ощущение жизни как непрерывной новизны — величайший дар, доставший от поры детства. И важно не растерять этот дар на протяжении долгих лет.

Лингвокультурологический словарь к стихотворению

Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» (2 словарные статьи)

Ребенок — мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. (С.И.Ожегов)

Ребенок — ребя и робя (ребятко), дите, детище, девочка, мальчик, малютка, малолетний человек. Младенец, отрок, отроковица до юношества (В.И. Даль).

Синонимы — малолетний, малютка, маленький, малыш, крошка, кроха, малявка (разг.), клоп, карапуз, ребятенок, дитя (устар.), ангельская душка (устар. разг.).

О родном ребенке — кровинка (прост. и нар.-поэт.), чадо, детище.

Антонимы — взрослые, родители.

Этимология. Ребенок — только русское. В русском языке слово «ребенок» с начала 18 века, произошло от «робенок», сохраняющемся в говорах.

Существительное «ребенок» является производным от «робя». Происходит от общеславянского корня orb — слабый, беспомощный.

У Е.Евтушенко

В ребенке взрослые видят счастье. Ребенок счастлив от того, что замечает все вокруг, все кажется ему удивительным. Ощущение этого счастья передается и взрослому. Ребенок — это душевное богатство. Жизнь без ребенка — нищета. Ребенок — это непорочность, святость. День, когда взрослые проводят с ребенком, кажется святым от ощущения этой чистоты, которую олицетворяет в себе ребенок. Ребенок — это полнота мира. У ребенка непосредственное восприятие жизни, поэтому в стихотворении приобретают значение образы верстака, сада и арбуза. Концептуальный портрет слова

1. Ребенок что воск — что хочешь, то и сольешь.

2. Дети не в тягость, а в радость.

3. У кого детей много, тот не забыт от Бога.

4. Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.

5. Ребенок что теленок.

6. Больной что ребенок.

7. И баба смекает, что ребенка качает.

8. Ребенку дорог пряник, а старцу — покой.

9. Умный ребенок боится грозы, а глупый — лозы.

10. Дом с детьми — базар, без детей — могила.

11. Дети — цветы жизни.

12. Мед сладок, а ребенок еще слаще.

Яд 1. Вещество, вызывающее отравление. 2. Злоба и ехидство, язвительность (перен.) (С.И.Ожегов)

Яд — отрава; вещество, вредоносное в пище, дыхании; снадобья, зелья, могущие причинить смерть. (В.И.Даль)

Синонимы — отрава, ядовитое вещество, токсин, злость, озлобление, желчь.

Антонимы — противоядие.

У Е. Евтушенко

Слово «яд» в стихотворении приобретает новые оттенки смысла. Яд — это и зло, которое будет всегда в мире, так как не могут люди быть всем довольны, и корысть, так как постоянно завидуют друг другу, и жестокость, и равнодушие. Особенно эти качества свойственны современным людям, которые на первое место ставят собственные интересы в ущерб другим. Яд — это зло, корысть, жестокость, равнодушие.

Концептуальный портрет слова

1. Большой яд — большое лекарство.

2. Корова пьет воду — дает молоко, змея пьет воду — источает яд.

3. Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.

4. Человеческий яд равен 10 змеиным.

5. С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед.

6. Господь из одного кувшина льет кому-то горький яд, кому-то мед.

7. Пища пчелы превращается в мед, а паука — в яд.

8. Со змеей яд не умирает.

9. Змеиный яд на змею не действует.

10. Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.

11. В душе яд, на устах — мед.

12. Ядовитый язык. Библиографический список

1. Задорнова В. Я. Словесно-художественное произведение как предмет лингвопоэтического исследования. — М.:МГУ, 1992, с.34.

2. Липгарт А. А. Лингвопоэтическое сопоставление: теория и метод. — М.: Московский Лицей, 1994, с.12-13.

3. Маймин Е. А., Сенина Э. В. Теория и практика литературного анализа. — М: Просвещение, 1984.

4. Маслова В. А. Лингвокультурология. — М, 2001.

5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.6 класс. — М: Московский Лицей, 2004.

6. Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов. — Н. Н.,2006.

7. Человек и его внутренний мир: Материалы «Комплексного лингвокультурологического словаря для школьников». Учебно-методическое пособие. Составители: Рацибурская Л. В., Лаврова Н. Н. и др. — Н.Н., 2005.

Мартыненко Ольга Сергеевна,

учитель химии первой квал. категории МБОУ СОШ №6 им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

ffluere@rambler.ru

Марчик Людмила Антоновна,

к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек» Аннотация. В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек». Кроме того, показана структура комплекса, порядок работы с ним, эффективность использования в одной из общеобразовательных школ г. Ульяновска.

Ключевые слова: изучение биологии в школе, современные информационные технологии, комплекс мультимедийных презентаций, качество знаний, уровень обученности.

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения, сельского хозяйства и физической культуры, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новых перспектив в технике. Это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. Особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе и вузе.

zetengro

zetengro

Вопрос:

Помогите пожалуйста!!!Составить словарик терминов к произведению»Как парижский официант русскому изобретателю помог»

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

herei214

herei214

Весомая лепта — значительный вклад в общее дело.
Немудрёный — простой, лёгкий, не содержащий ничего лишнего.
Электрод — проводник электричества.
Замысловатый — сложный, трудный, хитроумный.
Непосвященный — человек, который неосведомлен о чем-то, ему не открыты какие-то тайны.
Дуговая лампа — лампа, источником света в которой, является электрическая дуга, которая горит между двумя электродами.
Угольный электрод — это электрод, который не содержит металл, сделан из углегода или стержневого графита.
Коронация — это формальная процедура. символизирующая принятие монархической власти и ее атрибутов (корона. скипетр, трон).
Изолирующий слой — в электротехнике, слой, препятствующий прохождению электрического тока.
Каолин — белая глина.
Благодатная почва — хорошие, походящие условия для каких-то действий.
Сервировка — процесс накрытия стола, с размещением на нем столовых приборов, тарелок и блюд.
Молибден — тугоплавкий металл, высокая температура плавления которого, дает возможность применять его в электрических лампах.
Вольфрам — один из свмых тугоплавких металлов, применяемых в областях свысоких температур, в частности, в электрических лампах.
Вакуум — безвоздушное пространство.
Подготовленные умы — люди, обладающие глубокими знаниями в какой то области, профессионалы.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Составление словаря-комментария
как одна из форм работы над анализом
лирического произведения

Автор: Светлана Геннадьевна Заикина

Организация: МОУ «Планета детства»

Населенный пункт: Московская область, р.п. Решетниково

Анализ лирического произведения бывает для учеников сложен из-за недостаточной общей культурной подготовленности. В этом случае помогает такая форма работы как составление словаря-комментария к произведению.

Опишу данный вид работы на примере составления статей словаря, посвященного словам из стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»

Обучающимся предлагается написать словарные статьи, разъясняющие употребление слов: «Гамлет», «я», «Aвва Oтче», «чаша», «твой», «фарисеи». Данную работу можно проводить, организовав группу или поручив подготовить индивидуальный проект.

Приведем некоторые статьи словаря.

Гамлет

В стихотворении «Гамлет» нашла отражение шекспировская тема. Оно заставляет вспомнить самую трудную для истолкования трагедию Шекспира и ее главного героя – Гамлета, принца датского. Гамлет узнает, что его любимый отец, всеми уважаемый и почитаемый монарх умер не естественной смертью, а был предательски убит своим братом Клавдием, который затем женился на Гертруде, вдове покойного, матери Гамлета, и унаследовал его престол. Гамлет клянется отомстить за отца. Студент Виттенбергского университета, увлеченный наукой и философией, а потому державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, над которыми он раньше не задумывался. С его глаз спадает пелена: окружающий мир представляется ему “садом, проросшим сорняками”.

Гамлет – мыслитель и гуманист – видит в частном случае проявление общего зла. Гамлет убежден, что должен бороться с неправдой всего мира, должен восстановить утраченную «связь веков» — утраченную миром гармонию. Гамлет трагически погибает в борьбе со злом.

Aвва Oтче

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Слово авва трижды употреблено в Новом Завете, в том числе один раз Иисусом Христом при молении о чаше: «Авва Отче! Все возможно тебе, пронеси чашу сию мимо меня.» (Евангелие от Марка, гл.14)

Здесь авва служит обращением, выражающим высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности, а также дружеского расположения. Этим словом Иисус Христос, а вслед за ним апостолПавел (Рим. 8:15, Гал. 4:6) обращались к Отцу Небесному.

Чаша

Строки стихотворения:

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси, – близко передают смысл молитвы Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно тебе, пронеси чашу сию мимо меня.» (Евангелие от Марка, гл.14) Таким образом, герой ассоциируется с Иисусом Христом. Как видим, в строфе переданы размышления, колебания и Христа, и Гамлета, и Живаго, и самого поэта.

Эти евангельские слова вошли в мировую культуру как последнее искушение Христа, который знает, какие муки ему предстоят, и, заколебавшись на мгновение, просит Бога Отца, чтобы тот отвел от него чашу страданий.

Эти и другие статьи делают текст стихотворения более доступным для понимания школьниками. Такая форма работы помогает не только устранить пробелы в культурном образовании школьников, но и вызывает большой интерес у них.

Приложения:

  1. file0.docx.. 14,4 КБ

Опубликовано: 06.05.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видео на андроиде в маленьком окне как исправить
  • Как найти косинус с помощью синуса формула
  • Нотариус как можно составить мировое соглашение при разделе имущества
  • Кабинет доктора янг как найти
  • Идл сервера кс го как найти