Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Проблемы понимания художественных произведений в школе: лексический аспект
Вопросы анализа и интерпретации текстов художественной литературы волнуют учителей-словесников и методистов, так как навыки понимания и интерпретации текстов являются одними из базовых речевых навыков, которыми должен овладеть каждый выпускник школы. Однако практика показывает, что осмысление художественного произведения затруднено, а иногда и вовсе невозможно без дополнительной работы над его словарем. Поэтому организация целенаправленной работы над лексикой художественного текста является неотъемлемой частью преподавания русского языка и литературы.
Методический аспект проблемы понимания лексики художественных произведений шире простого толкования значения непонятных лексем. Поскольку в художественном тексте большое значение имеет контекстное окружение лексической единицы, которое влияет на смысл той или иной языковой единицы. Поэтому в основе освоение новой лексики художественного произведения должно носить системный характер и базироваться на учете семантико-стилистических и контекстных связей слов.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Составление словаря художественного произведения на уроках русского языка и литературы: приемы работы
Основой работы над лексикой нового произведения является составление его «словаря», иначе «тезауруса». Как правило, такой словарь имеет не только информативное (прикладное) значение, помогая понять неясные с точки зрения семантики фрагменты текста, но и выполняет функцию вспомогательного инструмента интерпретации смысла, заложенного в текст автором.
Итогом работы по составлению словаря текста является его письменное оформление в любом виде: от простой записи в тетради до создания красочно оформленных лэпбуков, папок, альбомов. При этом приемы работы над словарем разнообразны и могут использоваться в любой очередности для его пополнения:
- Поиск незнакомых слов при чтении. Необходимо приучить детей, встречая незнакомое слово, фиксировать его в тексте (например, помечать на полях знаком «?») или же выписывать в отдельную тетрадь.
- Использование справочного аппарата учебника для толкования незнакомых слов. Как правило, в учебники есть сноски, содержащие толкование устаревших, вышедших из активного использования слов и выражений, иногда встречающихся в произведениях классики.
- Обращение к словарям (толковым, словарям устаревшей лексики, а также лексических трудностей русской литературы) для определения значения слов.
- Осмысление значения слов через подбор синонимов (или антонимов) к ним.
- Определение значения по контексту, на основании особенностей лексической сочетаемости слов.
- Толкование значения слова (особенно обозначающего вышедшие их употребления предметы) по иллюстрации.
- Толкование слова на основе проведения его словообразовательного анализа.
- Сопоставление значения слов, используемых в литературном произведении, и их актуальной семантики.
«Составление словаря художественного произведения на уроках русского языка и литературы» 👇
Рассмотрим, как данные приемы реализуются на практике. Традиционно наибольшие сложности с пониманием лексики у учеников возникают, когда они знакомятся с произведениями древнерусской литературы и литературы XVIII века, язык которых значительно отличается от современного. Читая комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль», восьмиклассники встречаются с непривычным для них значением слова «недоросль» — молодой дворянин, не закончивший свое обучение и не вступивший на службу. Кроме этого, в комедии встречается множество слов, для объяснения которых можно использовать указанные приемы:
- К словарях (толковом, устаревших слов) ученики могут узнать значение таких слов, как «холоп», «челобитчик», «оброк», «Часослов, «Псалтырь» и др. Учитель дает необходимый историко-культурный комментарий, приводит примеры употребления этих слов в других произведениях.
- Понять значение многих слов и выражений, употребленных в комедии, можно, используя подбор синонимов: искал жениться – намеривался, хотел, жениться, сватался; застращать – запугать; переменила со мной свой поступок – изменила обращение, поведение по отношению к какому-либо.
- По контексту, анализируя ближайшее речевое окружение, можно догадаться о значении многих слов, которые кажутся неясными. Например, Скотинин, характеризуя вероломный поступок Простаковой, которая обманула его со сватовством к Софье, говорит: «Теперь же сама подъехала с отводом». Значение слова «отвод» в данном случае восстанавливается из контекста: отказ.
- С помощью иллюстраций можно объяснить толкование таких слов, которые обозначают понятия и предметы быта, вышедшие из употребления: «кафтан», «целковый», «светлица».
- Словообразовательный анализ помогает детям понять значение Говорящих имен в комедии: Фамилия «Кутейкин» происходит от слова «кутья» (род поминального кушанья из вареных зерен с маком, медом и изюмом), фамилия «Цифиркин» — это слова «цифирь» (система буквенно-цифровых обозначений, использовавшаяся в старославянской азбуке); имя «Вральман» образовано по созвучию с немецкими фамилиями (Штокман, Гроссман) от глагола «врать» и так далее.
Лексическая работа продолжается на протяжении всего изучения произведения, поэтому словарь текста, составляемый учениками, постоянно пополняется новой лексикой, способствуя обогащению их словарного запаса и совершенствованию навыков восприятия классических художественных произведений.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Весомая лепта — значительный вклад в общее дело.
Немудрёный — простой, лёгкий, не содержащий ничего лишнего.
Электрод — проводник электричества.
Замысловатый — сложный, трудный, хитроумный.
Непосвященный — человек, который неосведомлен о чем-то, ему не открыты какие-то тайны.
Дуговая лампа — лампа, источником света в которой, является электрическая дуга, которая горит между двумя электродами.
Угольный электрод — это электрод, который не содержит металл, сделан из углегода или стержневого графита.
Коронация — это формальная процедура. символизирующая принятие монархической власти и ее атрибутов (корона. скипетр, трон).
Изолирующий слой — в электротехнике, слой, препятствующий прохождению электрического тока.
Каолин — белая глина.
Благодатная почва — хорошие, походящие условия для каких-то действий.
Сервировка — процесс накрытия стола, с размещением на нем столовых приборов, тарелок и блюд.
Молибден — тугоплавкий металл, высокая температура плавления которого, дает возможность применять его в электрических лампах.
Вольфрам — один из свмых тугоплавких металлов, применяемых в областях свысоких температур, в частности, в электрических лампах.
Вакуум — безвоздушное пространство.
Подготовленные умы — люди, обладающие глубокими знаниями в какой то области, профессионалы.
Маркина Наталья Васильевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №136», г. Н. Новгород Schola136nn@list.ru
Составление лингвокультурологического словаря на уроках литературы как одна из инновационных форм работы в современной школе Аннотация. В статье описываются преимущества использования лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста, как одной из инновационных форм работы на уроках литературы. Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.
Ключевые слова: лингвокультурологический словарь, ключевые слова, лингвопоэтика, межпредметные связи, культура, творчество, метод проекта, исследовательская работа.
В начале XXI века все чаще говорят об уменьшении места и роли литературы в жизни современного общества. Все это стало следствием глубокой трансформации, происходящей в обществе, и обусловленных ею процессов в развитии культуры XX века. Современную цивилизацию представляют массмедиа, которые взяли на себя функции литературы и искусства. Как показали исследования литературных интересов учащихся, у учеников ослаблена память на прочитанное, резко снизились качество и скорость чтения. Среди прочитанных книг учащиеся практически не называют лирических сборников, пьес, с трудом самостоятельно работают с различными источниками информации. И как следствие этого — снижение грамотности, косноязычие современной молодежи. В подобной ситуации и школьному учителю, и вузовскому преподавателю приходится искать инновационные формы работы, чтобы привлечь учащихся к постижению загадок художественной литературы. Одной из таких форм является создание лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста.
Такой анализ помогает учащимся овладеть многими видами умений и навыков филологического цикла, развивает языковое чутье, что является основой орфографических навыков, позволяет рассмотреть языковое явление со стороны семантики.
Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами. Для нас важно восприятие учащимися текста, проникновение в его смысл. Вчитывание в слова, создание их концептуальной характеристики позволяет сделать это. Для того чтобы учащиеся ощутили поэтическое слово, необходимо определенным образом организовать работу с художественным текстом. Методическим приемом, способствующим восприятию слова в его эстетической функции, является лингвистический комментарий слова, словарная работа с последующим рассмотрением этого слова уже в художественном контексте, где оно приобретает дополнительные смысловые или стилистические оттенки.
Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. «Предметом лингвопоэтики является совокупность использованных в художественном произведении языковых средств, при помощи которых писатель обеспечивает эстетическое воздействие, необходимое ему для воплощения его идейно-художественного замысла» [1].
Этот метод анализа подразделяется на два направления: лингвопоэтика текста и лингвопоэтика приема. Первый исследует те элементы текста, «утрата которых влекла за собой изменения на содержательном уровне и свидетельствовала об эстетической их значимости…, а второй — различные формальные элементы, содержательная значимость которых изучалась на обширном материале» [2].
Эффективность лингвопоэтического анализа, прежде всего, объясняется желанием ребенка проникнуть в тайну слова, потребностью разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем, интуитивной способностью проводить семантико-структурные параллели между родственными словами.
Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.
Использование словаря на уроках создает у учащихся целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку и литературе, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа. Занятия с лингвокультурологическим словарем позволяет увидеть слово под новым углом зрения, позволяет интерпретировать художественный текст.
Наше время ставит перед каждым человеком задачу непрерывного образования, решение которой в большей мере определяется умением работать со словарями и справочной литературой. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере всех сведений о слове. Формирование умений пользоваться словарем, читать словарную статью, воспитание потребности обращаться к словарю связаны с воспитанием бережного отношения к языку, чуткого внимания к слову.
Создавая на уроках собственный словарь, ученики пользуются несколькими словарями (толковым, словообразовательным, этимологическим, синонимов, антонимов), сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в том или ином словаре.
Наиболее подходящим для создания лингвокультурологического словаря стал метод проекта. Метод проекта позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, выразить свои мысли в удобной для них форме.
В качестве примера рассмотрим алгоритм работы по созданию лингвокультурологического словаря на уроке внеклассного чтения «Сохраните в себе детство» в 6 классе по стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном».
Урок проводился с использованием групповой формы работы. Деятельность учащихся была направлена на распознавание в тексте языковых знаков и осмысление передаваемой ими образной информации. Накануне урока учащиеся получили задание прочитать стихотворение и выписать 3 группы слов: непонятные, ключевые, необычные. В начале урока класс делится на группы по 4-6 человек на основе дифференцированного подхода.
I этап. Первичное восприятие текста. Учащиеся отмечают, что стихотворение проникнуто любовью, какими-то нежными чувствами добра и красоты, ощущениями счастья, понимания. В стихотворении говорится о взаимоотношении взрослых и детей. Стихотворение построено на антитезе: взрослый — ребенок. Противопоставление выражено на лексическом уровне с помощью отрицательной частицы «не». Ребенок взрослым не чета.
Подбор к словам «ребенок», «взрослый» ассоциаций, которые возникают у учащихся. С образом ребенка у учащихся связаны счастье, радость, беззаботность, с образом взрослого — ответственность, строгость, опыт.
II этап. Работа с непонятными словами (упрек, чета, верстак).
III этап — обсуждение ключевых слов в группах.
Учитель во время работы групп консультирует учащихся через систему вопросов.
IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.
IV этап. Каждая группа представляет свой список слов, один человек от группы рассказывает о них.
Ключевые слова 1 группы: ребенок, природа, жизнь без ребенка — нищета, кто не ребенок —
мёртв. Ключевые слова 2 группы: ребёнок, детский, счастливый, жизнь, блестят. Ключевые слова 3 группы: жизнь, ребенок, нищета, мёртв, упрёк природы. В процессе работы с текстом учащиеся отмечают, что все лексемы можно разделить на две группы. Одна группа связана с образом ребенка и имеет положительную коннотацию: счастливый, пречистый, блестят, будущее, жизнь, прекрасный, свежи, мед. Другая группа слов связана с образом взрослого человека и имеет отрицательную семантику: упрек, нищета, бунтовщик, ложь, яд, мертв. В процессе анализа стихотворения учащиеся выделили слова, которые употребляются в несвойственном им значении: «мед», «яд», «искристый». Слово «яд» в стихотворении используется в следующих значениях: зло, обман, предательство, эгоизм. Значение слова «мед» в стихотворении — это добро, помощь, дружба, любовь, доброта, понимание.
VI этап. Создание лингвокультурологического словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном». Главная задача учителя — показать учащимся образец составления словарной статьи: 1) выяснение значения слова по толковым словарям; 2) подбор синонимов; 3) подбор антонимов; 4) этимологический анализ; 5) выяснение значения слова в тексте изучаемого произведения; 6) подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, в составе которых есть слова-ключи. Так как работа объемная, внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют обязанности. Итогом работы учащихся стал лингвокультурологический словарь, в который вошли 10 слов: «ребенок», «взрослый», «жизнь», «мед», «мертвый», «нищета», «свежий», «упрек», «чистый», «яд».
Таким образом, работа по составлению словаря к стихотворению Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» оказалась плодотворной. Во-первых, ученики получили навык работы со словарями. Во-вторых, достигнуты развивающие цели: развивать навыки мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, обобщать). В-третьих, в процессе работы над анализом стихотворения был составлен словарь, позволяющий глубоко проникнуть в духовный мир Е.Евтушенко и понять смысл художественного произведения. В тексте стихотворения противопоставляются ребенок и взрослый, но не по возрастному критерию, а по отношению к жизни, восприятию мира. Каждый человек, по мнению Е.Евтушенко, должен сохранить в себе детство, детское восприятие жизни. В детском возрасте мир существует в другом качестве, чем в зрелые годы. Поэтическое восприятие мира, всего окружающего нас, ощущение жизни как непрерывной новизны — величайший дар, доставший от поры детства. И важно не растерять этот дар на протяжении долгих лет.
Лингвокультурологический словарь к стихотворению
Е.Евтушенко «Прогулка с сыном» (2 словарные статьи)
Ребенок — мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. (С.И.Ожегов)
Ребенок — ребя и робя (ребятко), дите, детище, девочка, мальчик, малютка, малолетний человек. Младенец, отрок, отроковица до юношества (В.И. Даль).
Синонимы — малолетний, малютка, маленький, малыш, крошка, кроха, малявка (разг.), клоп, карапуз, ребятенок, дитя (устар.), ангельская душка (устар. разг.).
О родном ребенке — кровинка (прост. и нар.-поэт.), чадо, детище.
Антонимы — взрослые, родители.
Этимология. Ребенок — только русское. В русском языке слово «ребенок» с начала 18 века, произошло от «робенок», сохраняющемся в говорах.
Существительное «ребенок» является производным от «робя». Происходит от общеславянского корня orb — слабый, беспомощный.
У Е.Евтушенко
В ребенке взрослые видят счастье. Ребенок счастлив от того, что замечает все вокруг, все кажется ему удивительным. Ощущение этого счастья передается и взрослому. Ребенок — это душевное богатство. Жизнь без ребенка — нищета. Ребенок — это непорочность, святость. День, когда взрослые проводят с ребенком, кажется святым от ощущения этой чистоты, которую олицетворяет в себе ребенок. Ребенок — это полнота мира. У ребенка непосредственное восприятие жизни, поэтому в стихотворении приобретают значение образы верстака, сада и арбуза. Концептуальный портрет слова
1. Ребенок что воск — что хочешь, то и сольешь.
2. Дети не в тягость, а в радость.
3. У кого детей много, тот не забыт от Бога.
4. Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.
5. Ребенок что теленок.
6. Больной что ребенок.
7. И баба смекает, что ребенка качает.
8. Ребенку дорог пряник, а старцу — покой.
9. Умный ребенок боится грозы, а глупый — лозы.
10. Дом с детьми — базар, без детей — могила.
11. Дети — цветы жизни.
12. Мед сладок, а ребенок еще слаще.
Яд 1. Вещество, вызывающее отравление. 2. Злоба и ехидство, язвительность (перен.) (С.И.Ожегов)
Яд — отрава; вещество, вредоносное в пище, дыхании; снадобья, зелья, могущие причинить смерть. (В.И.Даль)
Синонимы — отрава, ядовитое вещество, токсин, злость, озлобление, желчь.
Антонимы — противоядие.
У Е. Евтушенко
Слово «яд» в стихотворении приобретает новые оттенки смысла. Яд — это и зло, которое будет всегда в мире, так как не могут люди быть всем довольны, и корысть, так как постоянно завидуют друг другу, и жестокость, и равнодушие. Особенно эти качества свойственны современным людям, которые на первое место ставят собственные интересы в ущерб другим. Яд — это зло, корысть, жестокость, равнодушие.
Концептуальный портрет слова
1. Большой яд — большое лекарство.
2. Корова пьет воду — дает молоко, змея пьет воду — источает яд.
3. Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.
4. Человеческий яд равен 10 змеиным.
5. С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед.
6. Господь из одного кувшина льет кому-то горький яд, кому-то мед.
7. Пища пчелы превращается в мед, а паука — в яд.
8. Со змеей яд не умирает.
9. Змеиный яд на змею не действует.
10. Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.
11. В душе яд, на устах — мед.
12. Ядовитый язык. Библиографический список
1. Задорнова В. Я. Словесно-художественное произведение как предмет лингвопоэтического исследования. — М.:МГУ, 1992, с.34.
2. Липгарт А. А. Лингвопоэтическое сопоставление: теория и метод. — М.: Московский Лицей, 1994, с.12-13.
3. Маймин Е. А., Сенина Э. В. Теория и практика литературного анализа. — М: Просвещение, 1984.
4. Маслова В. А. Лингвокультурология. — М, 2001.
5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.6 класс. — М: Московский Лицей, 2004.
6. Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов. — Н. Н.,2006.
7. Человек и его внутренний мир: Материалы «Комплексного лингвокультурологического словаря для школьников». Учебно-методическое пособие. Составители: Рацибурская Л. В., Лаврова Н. Н. и др. — Н.Н., 2005.
Мартыненко Ольга Сергеевна,
учитель химии первой квал. категории МБОУ СОШ №6 им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
ffluere@rambler.ru
Марчик Людмила Антоновна,
к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск
Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек» Аннотация. В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек». Кроме того, показана структура комплекса, порядок работы с ним, эффективность использования в одной из общеобразовательных школ г. Ульяновска.
Ключевые слова: изучение биологии в школе, современные информационные технологии, комплекс мультимедийных презентаций, качество знаний, уровень обученности.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения, сельского хозяйства и физической культуры, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новых перспектив в технике. Это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. Особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе и вузе.
zetengro
Вопрос:
Помогите пожалуйста!!!Составить словарик терминов к произведению»Как парижский официант русскому изобретателю помог»
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
herei214
Весомая лепта — значительный вклад в общее дело.
Немудрёный — простой, лёгкий, не содержащий ничего лишнего.
Электрод — проводник электричества.
Замысловатый — сложный, трудный, хитроумный.
Непосвященный — человек, который неосведомлен о чем-то, ему не открыты какие-то тайны.
Дуговая лампа — лампа, источником света в которой, является электрическая дуга, которая горит между двумя электродами.
Угольный электрод — это электрод, который не содержит металл, сделан из углегода или стержневого графита.
Коронация — это формальная процедура. символизирующая принятие монархической власти и ее атрибутов (корона. скипетр, трон).
Изолирующий слой — в электротехнике, слой, препятствующий прохождению электрического тока.
Каолин — белая глина.
Благодатная почва — хорошие, походящие условия для каких-то действий.
Сервировка — процесс накрытия стола, с размещением на нем столовых приборов, тарелок и блюд.
Молибден — тугоплавкий металл, высокая температура плавления которого, дает возможность применять его в электрических лампах.
Вольфрам — один из свмых тугоплавких металлов, применяемых в областях свысоких температур, в частности, в электрических лампах.
Вакуум — безвоздушное пространство.
Подготовленные умы — люди, обладающие глубокими знаниями в какой то области, профессионалы.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Другие предметы.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.
Составление словаря-комментария
как одна из форм работы над анализом
лирического произведения
Автор: Светлана Геннадьевна Заикина
Организация: МОУ «Планета детства»
Населенный пункт: Московская область, р.п. Решетниково
Анализ лирического произведения бывает для учеников сложен из-за недостаточной общей культурной подготовленности. В этом случае помогает такая форма работы как составление словаря-комментария к произведению.
Опишу данный вид работы на примере составления статей словаря, посвященного словам из стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»
Обучающимся предлагается написать словарные статьи, разъясняющие употребление слов: «Гамлет», «я», «Aвва Oтче», «чаша», «твой», «фарисеи». Данную работу можно проводить, организовав группу или поручив подготовить индивидуальный проект.
Приведем некоторые статьи словаря.
Гамлет
В стихотворении «Гамлет» нашла отражение шекспировская тема. Оно заставляет вспомнить самую трудную для истолкования трагедию Шекспира и ее главного героя – Гамлета, принца датского. Гамлет узнает, что его любимый отец, всеми уважаемый и почитаемый монарх умер не естественной смертью, а был предательски убит своим братом Клавдием, который затем женился на Гертруде, вдове покойного, матери Гамлета, и унаследовал его престол. Гамлет клянется отомстить за отца. Студент Виттенбергского университета, увлеченный наукой и философией, а потому державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, над которыми он раньше не задумывался. С его глаз спадает пелена: окружающий мир представляется ему “садом, проросшим сорняками”.
Гамлет – мыслитель и гуманист – видит в частном случае проявление общего зла. Гамлет убежден, что должен бороться с неправдой всего мира, должен восстановить утраченную «связь веков» — утраченную миром гармонию. Гамлет трагически погибает в борьбе со злом.
Aвва Oтче
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Слово авва трижды употреблено в Новом Завете, в том числе один раз Иисусом Христом при молении о чаше: «Авва Отче! Все возможно тебе, пронеси чашу сию мимо меня.» (Евангелие от Марка, гл.14)
Здесь авва служит обращением, выражающим высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности, а также дружеского расположения. Этим словом Иисус Христос, а вслед за ним апостолПавел (Рим. 8:15, Гал. 4:6) обращались к Отцу Небесному.
Чаша
Строки стихотворения:
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси, – близко передают смысл молитвы Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно тебе, пронеси чашу сию мимо меня.» (Евангелие от Марка, гл.14) Таким образом, герой ассоциируется с Иисусом Христом. Как видим, в строфе переданы размышления, колебания и Христа, и Гамлета, и Живаго, и самого поэта.
Эти евангельские слова вошли в мировую культуру как последнее искушение Христа, который знает, какие муки ему предстоят, и, заколебавшись на мгновение, просит Бога Отца, чтобы тот отвел от него чашу страданий.
Эти и другие статьи делают текст стихотворения более доступным для понимания школьниками. Такая форма работы помогает не только устранить пробелы в культурном образовании школьников, но и вызывает большой интерес у них.
Приложения:
- file0.docx.. 14,4 КБ