Как составить словарную статью для толкового словаря

Структура словарной статьи

Слово со всей системой его значений, грамматических и стилистических помет, с необходимым иллюстративным материалом составляет словарную статью. Структура словарной статьи зависит от типа словаря. Обычно статья содержит следующие структурные части: заголовок, акцентологическую и грамматическую характеристику слова, стилистическую характеристику, толкование, подбор цитат-иллюстраций, справку историко-этимологического харакера, библиографическую справку.

Слово, открывающее словарную статью, называют заглавным словом, или заголовком. Основную часть словарной статьи в толковых, этимологических и подобных словарях называют толкованием, или определением.

В словарях всех типов слово даётся с правильным ударением, в некоторых приводятся также основные грамматические формы толкуемого слова. Например, для существительных указывается род, формы родительного падежа и множественного числа; для глаголов — вид, переходность, возвратность. Сведения такого рода называются грамматическими пометами. В конце словарной статьи обычно помещаются наиболее употребительные фразеологизмы.

Жанры научного стиля. Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи. 6 класс Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Туймазы Давлетшина Л.Б.

Жанры научного стиля. Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи. 6 класс

Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Туймазы Давлетшина Л.Б.

Восемнадцатое ноября Классная работа Словарная статья

Восемнадцатое ноября

Классная работа

Словарная статья

Цель урока : Научить составлению словарной статьи. Познакомить с требованиями к составлению словарной статьи.

Цель урока :

  • Научить составлению словарной статьи. Познакомить с требованиями к составлению словарной статьи.

Что такое статья? СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья.  Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Что такое статья?

  • СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья.
  • Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Теория к уроку  К учебно-научному стилю относится такой жанр, как словарная статья.   Словарная статья - основная структурная единица любого словаря.   Словарная статья состоит из заглавной единицы; текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики.

Теория к уроку

К учебно-научному стилю относится такой жанр, как словарная статья. Словарная статья — основная структурная единица любого словаря. Словарная статья состоит из заглавной единицы; текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики.

Тренируемся. Найдите заголовочную единицу ; текст, разъясняющий заголовочную единицу СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. Атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Идёт снег. Выпал снег. Мокрый снег. Снег слепит глаза. Белый как снег. Вечные снега (на вершинах высоких гор). Сугробы снега. Идти по снегу или по снегу. Нужен как прошлогодний с. (совершенно не нужен; разг. неодобр.). Как с. на голову (совершенно неожиданно; разг.). Зимой снега не допросишься (о том, кто очень жаден; разг.).

Тренируемся. Найдите заголовочную единицу ; текст, разъясняющий заголовочную единицу

  • СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. Атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.
  • Идёт снег. Выпал снег. Мокрый снег. Снег слепит глаза. Белый как снег. Вечные снега (на вершинах высоких гор). Сугробы снега. Идти по снегу или по снегу. Нужен как прошлогодний с. (совершенно не нужен; разг. неодобр.). Как с. на голову (совершенно неожиданно; разг.). Зимой снега не допросишься (о том, кто очень жаден; разг.).

Примеры употребления слова в речи | уменьш. снежок , жка (жку), м. | прил. снеговой, ая, ое и снежный , ая, ое. Снеговая нагрузка (нагрузка на сооружение от лежащего на нем снега). Снежные заносы. Снежная зима (обильная снегом). Снежный человек (по нек-рым данным: реликтовое человекообразное существо, живущее в Гималаях, в горах Средней Азии).

Примеры употребления слова в речи

  • | уменьш. снежок , жка (жку), м. | прил. снеговой, ая, ое и снежный , ая, ое. Снеговая нагрузка (нагрузка на сооружение от лежащего на нем снега). Снежные заносы. Снежная зима (обильная снегом). Снежный человек (по нек-рым данным: реликтовое человекообразное существо, живущее в Гималаях, в горах Средней Азии).

 Словарная статья состоит из таких частей: 1. Заголовочное слово: СНЕГ. 2. Грамматические пометы (для существительных это – окончание формы родительного падежа и род): СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м.  3. Толкование лексического значения слова:  Атмосферные осадки. 4. Пример употребления этого слова в речи: Белый как снег. Вечные снега.

Словарная статья состоит из таких частей:

1. Заголовочное слово: СНЕГ.

2. Грамматические пометы (для существительных это – окончание формы родительного падежа и род): СНЕГ, а (у), мн. а, ов, м. 3. Толкование лексического значения слова: Атмосферные осадки.

4. Пример употребления этого слова в речи: Белый как снег. Вечные снега.

Инструкция  Как составить статью для лингвистического словаря  1.Написать заголовочное слово. 2.Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.  3.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.  4.Дать предложенному слову толкование.  5.Привести пример использования данного слова в речи.  6.Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.  7.Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления

Инструкция Как составить статью для лингвистического словаря 1.Написать заголовочное слово.

2.Указать ударение в ед.ч. и мн.ч. 3.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч. 4.Дать предложенному слову толкование. 5.Привести пример использования данного слова в речи. 6.Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы. 7.Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления

Тренируемся (упр.221, учебник Разумовской М.М.) ЭКВАТОР, а, м. Географическая параллель, которая находится на одинаковом расстоянии от обоих полюсов. Земной экватор. Пересечь экватор.  | прил. экваториальный, ая, ое. Э. круг.    На  экваторе  человек весит меньше, чем на Северном полюсе, потому что  экватор расположен дальше от центра Земли. Длина э.  равна 40 075 686 км.

Тренируемся (упр.221, учебник Разумовской М.М.)

  • ЭКВАТОР, а, м. Географическая параллель, которая находится на одинаковом расстоянии от обоих полюсов.
  • Земной экватор. Пересечь экватор.
  • | прил. экваториальный, ая, ое. Э. круг.  

На  экваторе  человек весит меньше, чем на Северном полюсе, потому что  экватор расположен дальше от центра Земли. Длина э.

равна 40 075 686 км.

Домашнее задание:  Составьте словарную статью для лингвистического словаря с одним из предложенных слов из упр.224 (на выбор).   1. НАПИСАТЬ СЛОВО. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.  2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и в родительном падеже во мн.ч.  3. Дать предложенному слову толкование.  4. Привести пример использования данного слова в речи.

Домашнее задание:

Составьте словарную статью для лингвистического словаря с одним из предложенных слов из упр.224 (на выбор). 1. НАПИСАТЬ СЛОВО. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч. 2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и в родительном падеже во мн.ч. 3. Дать предложенному слову толкование. 4. Привести пример использования данного слова в речи.

Создание словарной статьи.

Практикум (мини-проект)                     

Цель:Проверить умения работы со словарной статьей.

Воспитывать   внимательного отношения к слову, материалу,
дающемуся в словарях.

Изучайте значение и происхождение
слов – и

вы избавите свет от половины его
заблуждений

1.Организационный момент.

Распределение учеников по группам — 6 групп

Правила работы в группе. Распределение обязанностей:

Руководитель группы –

Оформитель –

Хранитель времени –

Корреспондент —

2.Разминка

А) соотнесите слово с его значением.

Снетику
(появляться, возникать)

Не спуская, не
сводя глаз

Изъстрога
(приказал)

На мелкие
кусочки, вдребезги

Навзрячь
(смотреть)

Настрого, под
страхом наказания

Надробно
(разбился)

Внезапно,
неожиданно

Наопашь (оосить)

Насквозь

Напрохвать
(мороз пробрал)

Внакидку

Что помогло выполнить задание?

Б) как понимаете
значение эпиграфа к уроку?

3.Проверка
домашней работы

Составить
(записать) словарную статью слов: лубочный, мочажина, светец.

4.Сообщение темы и цели урока

Какая деловая бумага нам нужна для правильного составления
словарной статьи?

Инструкция

Составление
статью для лингвистического словаря.

  1. Указать
    ударение в ед.ч. и мн.ч.
  2. Определить
    окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах
    во мн.ч.
  3. Дать
    предложенному слову толкование.
  4. Привести
    пример использования данного слова в речи.
  5. Записать
    уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.
  6. Записать
    прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.

5.Работа
по теме урока.

Мудрецы
Древнего Востока писали: «Нет ничего труднее, чем создание словаря». Так ли
это? Давайте проверим. Наше путешествие будет увлекательным. Нас ждут остановки
на трёх станциях.

Станция 1 – «Организационная»

Будете создавать
проект, содержащий 4 словарных статьи на выбранную тематику:

 1.«Домашние животные»
2. «Любимые фрукты»
3. «Предметы быта»

4.«Времена года»

5.«Школьные принадлежности»

6.«Породы собак»

Помните о важности
предстоящей работы: это будет наглядный материал для учеников 4-5 классов при
изучении темы «Лексика».

Работа оформляется
на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для
привлечения внимания младших школьников.

Станция
2 – «Практическая»

Вспомнить.
как найти слово в словаре

Выполнение
работы

Инструктаж о выполнении работы

 Станция 3 –
«Результативная»

Представление работ, подведение итогов.

Памятка

«Как пользоваться орфографическим словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, как бы ты написал это слово, а затем сверь его
написание по словарю.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в
большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми
начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это
облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Помни, что все слова
поместить в словаре невозможно, поэтому, если ты не нашел свое слово, посмотри,
как пишется однокоренное слово.

5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Памятка

« Как пользоваться словарем фразеологизмов»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем
сверь значение его со словарем.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т. к. все фразеологизмы в словаре
расположены в алфавитном порядке.

Памятка

« Как пользоваться толковым словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем
сверить значение его по словарю.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в большинстве
словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается
и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе
поиск нужного слова.

4. Иногда слово имеет
не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их
внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе
слово (в данном контексте).

5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Памятка

« Как пользоваться словарем синонимов»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, что значит слово, к которому тебе надо
подобрать синонимы.

2. В этом словаре слова
расположены не по алфавиту, а смысловыми группами. Подумай, к какой смысловой
группе относится твое слово.

3. Найди свое слово в
этой смысловой группе и прочитай все синонимы к нему.

4. Выбери те из
синонимов, которые подходят по смыслу и стилю речи.

Памятка

« Как пользоваться орфоэпическим словарем»

1. Прежде чем
пользоваться словарем, произнеси слово, а затем найди его в словаре и проверь,
правильно ли ты произнес это слово.

2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что ударный
гласный звук отмечен специальным знаком. А особенности произношения указываются
в квадратных скобках. Если звук должен произноситься мягко, то после него сверху
ставится маленькая запятая.

Словарная статья состоит из заголовочного слова, его грамматической характеристики, рекомендаций по пунктуационному оформлению и иллюстративной зоны. При необходимости статью дополняют зона «Не смешивать!», зона дополнительного комментария, отсылочная зона.

Заголовочное слово указывается в словаре прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом. Ударение в заголовочном слове приводится только при необходимости смыслоразличения (А НУ КАК).

Для передачи в рамках одной словарной статьи максимально возможного числа схожих словоупотреблений заголовочное слово может быть снабжено специальными обозначениями:

Обозначение

Пример
заголовочного слова

Перечень словоупотреблений

Круглые скобки обозначают необязательный (факультативный) элемент.

СКАЖИ(ТЕ) НА МИЛОСТЬ

НЕТ-НЕТ (ДА) И

скажи на милость;

скажите на милость

нет-нет и;  нет-нет да и

Заключенная в круглые скобки запятая между частями заголовочного слова указывает на возможность разных вариантов пунктуационного оформления, комментируемых далее в словарной статье.

ВВИДУ ТОГО(,) ЧТО

ДЛЯ ТОГО(,) ЧТОБЫ

ввиду того что;

ввиду того, что

для того чтобы;

для того, чтобы

Наклонная черта разделяет вариативные элементы.

К ВАШЕМУ / ТВОЕМУ СВЕДЕНИЮ

ИЗБАВИ / СОХРАНИ / УПАСИ БОГ / БОЖЕ / ГОСПОДЬ

к вашему сведению;

к твоему сведению

избави бог; избави боже; избави господь; сохрани бог; сохрани боже; сохрани господь; упаси бог; упаси боже; упаси господь

Если перечень вариативных элементов открытый, то приводятся наиболее частотные варианты, после чего ставится многоточие.

БОЖЕ МИЛОСТИВЫЙ / ПРАВЫЙ…

боже милостивый;

боже правый;

боже милосердный;

и др.

Знаком /…/ обозначается закрытый перечень, в котором опущены варианты (в этом случае до знака приводится первый по алфавиту вариант, а после знака – последний).

НЕВАЖНО ГДЕ /…/ ЧТО

неважно где; неважно зачем; неважно как; неважно когда; неважно кто; неважно куда; неважно откуда; неважно почему; неважно сколько; неважно что

В одном заголовочном слове могут быть использованы сразу несколько знаков.

(НЕ) ПОЗДНЕЕ / ПОЗЖЕ, ЧЕМ

позднее, чем; позже, чем; не позднее, чем; не позже, чем

Местоимение в скобках после заголовочного слова указывает на то, что пунктуационную трудность представляет не само заголовочное слово, а вводимый им оборот.

К ВОСХИЩЕНИЮ (кого, чьему)

к моему восхищению;

к нашему восхищению;

к восхищению окружающих;

к неописуемому  восхищению Пети

и др.

Справа от заголовочной единицы дается помета, указывающая на ее грамматический класс или на употребление в составе синтаксической конструкции:

НА РЕДКОСТЬ, наречие

ДО ТЕХ ПОР, ПОКА, союз

ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, частица

К СЛОВУ СКАЗАТЬ, вводное сочетание

ПО ИНФОРМАЦИИ (кого, чего, чьей), в составе вводного сочетания

ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ, неразложимое сочетание

В двух случаях приводятся также сведения о синтаксической позиции заголовочного слова: 1) если заголовочное слово принадлежит к названному грамматическому классу только при употреблении в данной позиции; 2) если только в данной позиции заголовочное слово связано с трудностями пунктуации.

ДАЛЕЕ, вводное слово (в начале предложения или части сложного предложения)

И ТОЛЬКО, частица (в конце предложения)

А ЕЩЕ, союз (в восклицательном предложении)

С УВАЖЕНИЕМ (в заключительной части письма)

Единицы, имеющие одинаковое написание, но принадлежащие к разным грамматическим классам, как правило, рассматриваются в одной словарной статье. Такой подход позволяет наглядно продемонстрировать пунктуационные различия.

Рекомендации по пунктуационному оформлению заголовочных единиц основаны на нормах русского правописания и отражают сложившуюся редакционно-издательскую практику. Однако, учитывая динамический и вариативный характер пунктуационных норм русского языка, авторы стремятся предупредить читателя: 1) о неустоявшейся пунктуации; 2) о противоречиях между рекомендациями лингвистов и письменной практикой; 3) об отсутствии рекомендаций (лакунах) в существующих справочных пособиях. Соответствующие сведения обычно приводятся в зоне дополнительного комментария.

Рекомендации по пунктуационному оформлению включают в себя своего рода «подсказки», помогающие читателю разграничить случаи пунктуационного оформления, если заголовочное слово предполагает более чем один вариант расстановки знаков препинания. «Подсказки» могут представлять собой синонимические толкования, краткие определения, сведения о наиболее типичной синтаксической позиции и синтаксической функции и др.

КАК БУДТО (БЫ), союз и частица

1. Союз. То же, что «словно, будто». Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «как будто (бы)», выделяются (или отделяются) запятыми.

2. Частица. В знач. «словно, будто, вроде» тесно связана со сказуемым. Не требует постановки знаков препинания.

Частица «как будто (бы)» также не требует постановки знаков препинания, когда она употребляется в вопросительном или восклицательном предложении для утверждения обратного, для выражения несомненности обратного.

В ряде случаев рекомендации по пунктуационному оформлению содержат отсылки к приложениям или исчерпываются ими.

В СВЯЗИ С (чем), предлог

Обороты, присоединяемые предлогом «в связи с», могут обособляться. О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 1.

МАЛО ТОГО, вводное сочетание

То же, что «кроме того, сверх того». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2.

Иллюстративная зона включает цитаты из произведений русской художественной литературы XIX–XXI века и (или) показательные речения. В ряде случаев приводятся цитаты из публицистических текстов. Цитаты и речения выделяются курсивом, а имеющиеся в них заголовочные единицы – полужирным шрифтом. Для цитат из художественной литературы указывается автор (инициал имени и фамилия) и название цитируемого произведения.

Несомненно, между разными изданиями цитируемых произведений могут быть (и существуют) разночтения, обусловленные динамикой и вариативностью пунктуационных норм и практики письма.  Это обстоятельство не должно смущать читателя, так как цитаты приводятся не столько для того, чтобы подкрепить рекомендации справочника авторитетом классиков, сколько для того, чтобы показать слово в его естественном смысловом и синтаксическом окружении. Другими словами, цитаты носят не оправдательный, а именно иллюстративный характер.

Зона дополнительного комментария (обозначается знаком @) может содержать сведения: 1) о частотности пунктуационных вариантов, 2) о несоответствии предписаний справочников сложившейся практике письма, 3) о невозможности однозначного выбора варианта пунктуационного оформления без учета контекста и авторской воли. Иногда приводятся дополнительные сведения об орфографии.

@ На практике обороты со словами «против ожидания» чаще обособляются, поскольку по смыслу они сближаются с вводными сочетаниями.

@ В справочнике Д. Э. Розенталя «Пунктуация» указано, что слова «в общих чертах» могут обособляться как вводные в знач. «если говорить в общих чертах»: Вот из каких элементов, в общих чертах, состоит проект. Однако примеры из художественной литературы свидетельствуют о том, что слова «в общих чертах» и в этом значении обычно не выделяются знаками препинания.

@ Зачастую трудно определить, является ли слово «действительно» вводным. В спорных случаях вопрос о расстановке знаков препинания решает автор текста.

@ Следует различать союз «притом» (в знач. «вдобавок, к тому же») и сочетание предлога с местоимением «при том». Союз пишется слитно, сочетание с местоимением – раздельно: Это была безделица при том образе жизни, какой нужно было вести в Варшаве… И. Гончаров, Превратность судьбы.

Зона «Не смешивать!» предупреждает читателя о том, что: 1) существует слово другой части речи (или сочетание слов других частей речи), представляющее собой грамматический омоним заголовочной единицы; 2) (в случае с вводными словами) употребление слова или сочетания в роли вводного следует отличать от употребления в роли члена (членов) предложения.

СКАЖИ(ТЕ) ПОЖАЛУЙСТА, междометное выражение

<…>

! Не смешивать с сочетанием глагола и частицы.

Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин? М. Лермонтов, Герой нашего времени.

ПРОЩЕ ГОВОРЯ / СКАЗАТЬ, вводное сочетание

<…>

! Не смешивать с употреблением в роли членов предложения.

Несравненно было бы проще сказать ей: если так, если уж вы непременно дали клятву молчания, – сядем снова в фиакр, я довезу вас до дому и прощайте! Д. Григорович, Не по хорошу мил – по милу хорош.

Отсылочная зона представлена пометами См. также или Ср. и помогает сопоставить схожие или, напротив, различные по своему пунктуационному оформлению слова и сочетания.

Новая форма государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку позволят оценить уровень овладения не
только коммуникативной, но и лингвистической
компетенцией обучающихся.

Не секрет, что сочинение на лингвистическую
тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9,
представляет для детей определённые трудности.
Начинать работу с данным видом  сочинений
необходимо  как можно раньше.

В данной статье речь пойдёт о таких творческих
работах, тематика, жанр которых подсказаны 
необходимостью  начала подготовки  к ГИА И
ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.

Сочинения на лингвистическую тему  могут
быть разными по стилю и жанрам, они уместны в
любом классе, при изучении любого раздела. Но мне
хотелось бы говорить пока только о том, как 
строится работа по обучению написания сочинения
на лингвистическую тему в 5-6-х классах.

Учитывая особенности  пятиклассников, 
творческие  задания лучше подавать в 
игровой, занимательной форме. Предлагаю  
урок развития речи, на котором дети учились
писать  сочинение на лингвистическую тему:
написание словарной статьи.

1. Начинаем с постановки задачи:

– Представьте себе, что нам поручено 
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря  статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка».  Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена  статья о слове
«осень» в  таком словаре.
– Зачитываем  значение слова  «осень»  по
словарю. (Приложение 1.
Слайд 3)

2.  Анализ строения статьи

– Делаем вывод: словарная статья состоит не
менее чем из четырёх частей: (Приложение
1
. Слайды 4-5)

1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.

3.  Актуализация знаний

Устно проговариваем содержание будущей записи,
затем пишем  письмо по памяти. (Можно вернуться
к слайду 3)

Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж
небо осень дышало, уж реже солнышко блистало,
короче становился день, лесов таинственная тень
с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).

– Подчеркнуть известные  орфограммы.
Составить схему предложения. (урок проводится
после изучения темы «Синтаксис и пунктуация»,
поэтому составить схему предложения у детей не
вызывает трудностей)

Контроль выполнения. (Приложение
1
. Слайд 6)

4. Коллективная работа

Составление словарной статьи  о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы  появляется
запись (Приложение 1.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.

Прослушивание работ детей, которые
использовали  другие примеры.

Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них  – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1
. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением   деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1
. Слайд 10)
Находим   родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1.
Слайд 12)

Предметы Берёза Клён Лиственница Сосна
I (класс предмета)

 деревья

II (род предмета)

лиственные

хвойные

III(видовые признаки) белый ствол  широкие резные листья хвоя мягкая , опадает на землю вечнозелёное, плоды – небольшие шишки

– Составляем  пошаговое толкование
  лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:

1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с  белым стволом.

– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:

Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым
стволом.  Белая  берёза под моим окном
принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин).

Проверка (Приложение 1.
Слайд 14)

5. Самостоятельная работа

Составить словарную статью (по выбору)  о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1
. Слайд 16)

6.  Следующий этап урока – рефлексия

– Скажите, вам понравилось писать словарные
статьи?

Дети с удовольствием выполняют такие виды
работы.

– Ответьте  на вопрос «Для чего нужна 
словарная статья?».

Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики
говорят о важности словарей,  о том, как важно
правильно писать  словарные статьи.

7. Домашнее задание будет дублировать
ответ на вопрос «Для чего нужна  словарная
статья?», только его нужно записать несколькими
предложениями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти середину отрезка через окружность
  • Как вернуть деньги если нашел дешевле
  • Как найти черную тему
  • Как найти угол в египетском треугольнике
  • Как найти айфон если села батарейка