Как составить словесный портрет сказочного героя

Текст-описание про любимого сказочного героя может выглядеть, например, так:

Винни-Пух — мой любимый сказочный герой.

Винни-Пух — это персонаж книг Алана Милна. Также есть несколько мультфильмов про него, как наших, так и зарубежных.

Винни-Пух — это очаровательный плюшевый медвежонок, любимая игрушка Кристофера Робина. Он толстенький, потому что любит поесть разные сладости. В голове у него постоянно копошатся разные мысли.

Этот мишка очень добрый, любознательный, находчивый. У него много друзей, потому что он искренний, верный и отзывчивый. С ним постоянно происходят увлекательные истории. Кто-то назовёт его глупым, а мне кажется, что он наивный и добродушный.

Мне кажется, что мы очень похожи с Винни-Пухом. Я тоже люблю приключения, интересные игры, придумывать смешные стишки. Я думаю, мы могли бы стать хорошими друзьями, потому что умеем дружить по-настоящему.

План сочинения-описания.

  1. Кто мой любимый герой?
  2. Описание внешности медвежонка.
  3. Описание характера Винни-Пуха.
  4. За что я люблю этого персонажа?

Винни-Пух

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Составление описательного рассказа «Портрет сказочного героя»

Задачи:

закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;

обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой.

продолжать развивать операции логического мышления (синтез, анализ), память, внимание, творческое воображение.

воспитывать умение внимательно слушать сверстников и взрослых;

Оборудование: портреты сказочных персонажей — Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас, Пьеро; схема описания портрета; карточки с пиктограммами различных эмоциональных состояний; большой цветной карандаш; пластмассовые ножницы; вылепленные из теста носы разной формы; уши, вырезанные из бумаги – 3 пары, среднего размера, большие, маленькие; кисточка.

Ход занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Сядет тот, кто вспомнит и назовёт, какого-нибудь сказочного героя, в человеческом обличии из сказки «Буратино». (Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас, Пьеро —  портреты вывешиваются на доску)

Сегодня мы снова будем учиться составлять рассказ-описание по схеме. А описывать будем портреты тех сказочных персонажей, которые вывешены на доске.

2. Рассматривание схемы.

конспект занятия по развитию речи

Подскажите, чем нам может помочь схема? (Схема подскажет, о чём надо рассказать сначала, о чём потом, схема – это план рассказа)

Скажите, что нам подсказывает первый символ схемы — знак вопроса? (Надо назвать героя из сказки, о котором мы будем рассказывать)

Послушайте загадку и узнаете, о ком мы сейчас будем составлять рассказ.

Начинает он ругаться —

Куклы все его бояться.

Грозный взгляд и борода

Нагоняют страх всегда. (Карабас)

Как мы начнём свой описательный рассказ? (Описательный рассказ начнём так: — «Это Карабас.»)

3.Игра «Зеркало»

Среди детей выбирается водящий. Он с помощью карточек с пиктограммами различных эмоциональных состояний, а затем просто жестов и мимики передает различные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх и т.д. дети отгадывают и изображают то же эмоциональное состояние.

Мы вспомнили, какие бывают эмоции, давайте продолжим составлять рассказ. Что мы можем сказать о Карабасе по второму символу схемы? (По второму символу схемы мы можем сказать, что Карабас – злой.)

Почему вы решили, что он злой? ( Мы решили, что он злой, потому что он нахмурил лохматые, густые брови, его губы сжаты, не улыбаются, у него длинные усы и страшная длинная борода.)

4. Игра «Волшебный карандаш»

До чего карандаш дотрагивается, то становится такого же цвета, как и он сам.

Логопед дотрагивается до разных предметов в группе, а дети составляют словосочетания, голосом выделяя окончания прилагательных.

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены глаза человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса – чёрные, злые глаза.)

5. Физминутка. Игра на внимание: «Уши-нос».

Дети слушают команду: «Ухо» и дотрагиваются до уха. «Нос»- дотрагиваются до носа. Логопед сначала выполняет задание вместе с детьми, затем умышленно допускает ошибки. Дети должны быть внимательными и не ошибиться. Кто ошибается, садится на своё место.

6. Игра «Примерь».

Дети примеряют уши, вырезанные из бумаги, сказочным персонажам и сравнивают размеры их ушей.

Сколько у нас всего бумажных ушей? (У нас всего 6 бумажных ушей.)

Все шесть ушей разного размера? (Не все уши разного размера.)

Почему не все уши разного размера? (Не все уши разного размера, потому что у одного человека два одинаковых уха.)

Каких размеров уши из бумаги? (Два уха —  большие, два – маленькие, два – среднего размера.)

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены уши человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса большие уши.)

7.Игра « Определи на ощупь».

Дети рассматривают разной формы носы, вылепленные из теста.

С чем можно сравнить нос такой формы? ( Нос такой формы можно сравнить с картошкой.)

С чем можно сравнить нос такой формы? ( Нос такой формы можно сравнить с крючком)

Как можно сказать об этом носе? ( Это курносый нос, задранный)

Чем похожи эти два носа? (Эти носы длинные.)

В чём же их отличие? (Они отличаются тем, что один нос – прямой, а другой – с горбинкой.)

А может нос сочетать два признака – быть  длинным и походить на картошку, или быть курносым и с горбинкой? (Нос может сочетать два признака.)

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображён нос человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса большой нос, похожий на картошку, и загнут крючком.)

8.Игра «Парикмахер».

Выбирается один ребёнок, для роли парикмахера. Ему выдаётся атрибут – пластмассовые ножницы и расчёска.

Постригите, пожалуйста, клиенту волосы, чтобы они стали средней длинны/короткими/ остались длинными, были аккуратно расчёсаны, остались  лохматыми, неопрятными. (Ребёнок подходит к детям и взрослым с заданной длинной волос и сообщает всем, как он подстриг клиента.)

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены волосы человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать о волосах Карабаса? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса большой нос, похожий на картошку, и загнут крючком.)

9. Игра «Художник».

Выбирается один ребёнок, который сможет повторить всё сказанное ранее детьми, при составлении рассказа. Ему выдаётся атрибут – кисточка. Он, дотрагиваясь кисточкой до каждой части портрета Карабаса, описывает его, соответственно схеме–плану.

10. Итог занятия.

Что понравилось вам сегодня на занятии? Что вы узнали полезного, что поможет вам составлять описания портретов?

Дома, попробуйте описать какого-нибудь сказочного героя самостоятельно, с опорой на схему. А на следующем занятии, мы будем учиться составлять сравнительные рассказы-описания.

С голубыми волосами

И с огромными глазами.

«Зубы чистить! Руки мыть!»

Любит поруководить! (Мальвина)

Начинает он ругаться —

Куклы все его бояться.

Грозный взгляд и борода

Нагоняют страх всегда. (Карабас)

В Мальвину с давних пор влюблён

И ей всем сердцем предан он. (Пьеро)

Нос совал, куда хотел,

Карабаса одолел.

Ох, не справится Мальвина

С непослушным … (Буратино)

Цели урока:


  • выполнить портрет сказочного героя;
  • создать атмосферу творчества, в которой
    учащиеся могут актуализировать свои знания и
    умения (анализировать, участвовать в творческом
    обмене мнениями).

Задачи:

1) формировать эстетическое отношение к
сказочным героям,

2) учить отображать в рисунке характерные
особенности образов сказочных героев;

3) развивать творческую активность;

4) воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: рисование по представлению.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Приемы: педагогический показ, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: бумага формата А3, простой
карандаш, ластик, гуашь, кисти.

Для учителя: Презентация.

Слайды:

2. И.Я. Билибин “Баба Яга”

3. И.Я. Билибин “Всадник Утро”,
“Всадник День”, “Всадник Ночь”

4. В.М Васнецов “Аленушка”

5. В.М Васнецов “Баба Яга”

6. В.М Васнецов “Богатыри”

7. В.М Васнецов “Сирин и Алконост”

8. М. А. Врубель “Царевна Лебедь”

9. М. А. Врубель “Пан”

10. М. А. Врубель “Богатырь”

11,12. Схемы

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Откуда к нам пришла сказка? Почему многие
столетия взрослые рассказывают детям сказки, а
дети с упоением слушают? “Так ведь это же
интересно – слушать сказки!” — ответят все не
задумываясь. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым
молодцам урок”, — вспомнят пушкинские строки те,
кто начитан. Но в древние времена сказка входила
еще и в магический обряд “посвящения во
взрослые”. Вместе со сказочными героями
подростки отправлялись в символический
потусторонний мир – мир мертвых, учились
побеждать страх, проходили через ряд испытаний,
разгадывали загадки и благополучно возвращались
обратно.[1]

Сегодня мы с вами ознакомимся с произведениями
великих русских художников, которые изображали
сказочных героев, иллюстрировали сказки. И сами
попробуем изобразить сказочного героя.

Для начала вспомним определение жанра
“портрет”.

ПОРТРЕТ — жанр изобразительного искусства,
посвященный изображению человека или группы
людей; разновидности — автопортрет, групповой
портрет, парадный, камерный, костюмированный
портрет, миниатюра портретная, парсуна. 
Приступим к анализу произведений художников. [2]

Слайд 2

И.Я. Билибин “Баба Яга”

Взглянув на эту картину, скажите, как вы
думаете, Баба Яга является добрым персонажем или
нет? Правильно, Баба Яга, является отрицательным
персонажем. Художник это показал устрашающим
лицом, длинными костлявыми руками серого цвета.
Развивающиеся тонкие волосы и наклон ступы
создают движение, Баба Яга как бы нападает из
темного леса с пестом в руках. Создается
ощущение, что она летит на нас. Так же художник
изобразил мухоморы, которые являются ядовитыми
поганками и часто применяются в различных
отравляющих зельях колдуньи.

Слайд 3

И.Я. Билибин “Всадник Утро”, “Всадник День”,
“Всадник Ночь”.

На страницах сказки “Василиса Прекрасная”,
проиллюстрированной художником, превращения
происходят на глазах читателя. В предрассветном
лесу вдалеке появляется белый витязь – вестник
Утра. Красный всадник на следующей странице
скачет как бы прямо на зрителя – День
разгорается. А на следующей странице читатель
замирает от страха: прямо на него из глубины леса
конь выносит черного всадника – наступает Ночь,
таящая новые испытания и превращения.

Слайд 4 “Аленушка”, картина, в которой Васнецов
наиболее полно и проникновенно воплотил
лирическую поэзию родного народа. “Аленушка, —
рассказывал впоследствии художник, — как будто
она давно жила в моей голове, но реально я увидел
ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую
девушку, поразившую мое воображение. Столько
тоски, одиночества и чисто русской печали было в
ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло
от нее”. Васнецов обратился к сказке об Аленушке
и ее братце Иванушке, по-своему, творчески
претворив ее в живописи. По народным преданиям,
природа оживает на исходе дня, обретая
способность чувствовать в лад с человеком.
Подобные ощущения в большой степени были присущи
самому художнику, потому-то так органично
согласованы в Аленушке состояние природы с
чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся
над своей горькой судьбой, как бы вторит и
бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой
поверхность омута с застывшими на ней желтыми
листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы
осинок, и темная глубокая зелень елочек.

Слайд 5

В картине В. М. Васнецова “Баба Яга” восходящий
месяц озаряет призрачным светом мрачную чащобу,
сквозь которую над болтом несется в ступе ведьма.
Кажется, мы слышим скрежет зубов Бабы Яги и
зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют
очертания ее развевающегося одеяния. Белое пятно
рубашки Иванушки пронзительно светится. Он будто
взывает о помощи. Неужели к его крика никто не
услышит.

Слайд 6

В.М. Васнецов “Богатыри”

Скажите, кто из витязей самый старший “по
званию” и какими приемами художник это выделил?
По жесту, по стати богатырской догадайтесь об их
характерах. Кто спокоен, уверен? Кто суров,
дальновиден? А кто удал, да лукав? Пусть подскажет
верный ответ цвет коней ретивых. Один конь – что
ветер в чистом поле, другой – что огонь, а третий
– тяжел и могуч, как сыра земля?

В соответствии с былинными образами Васнецов
разработал характеры своих персонажей. В центре —
Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем
чувствуется спокойная уверенная сила и
умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он,
несмотря на грозный вид — в одной руке, напряженно
поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, —
исполнен “благости, великодушия и добродушия”.
Богатырь справа, самый младший, “напуском
смелый” — Алеша Попович. Молодой красавец, полный
отваги и смелости, он “душа-парень”, большой
выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с
копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий
богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с
былинами представителен и величав. Тонкие черты
лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его
знания, культурность, вдумчивость и
предусмотрительность. Он может выполнить самые
сложные поручения, требующие изворотливости ума
и дипломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической
живописи и согласно творческому принципу
Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы,
вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри
наделены запоминающейся внешностью, яркими
чертами характера. Только характеры эти не
жанровые, а героические.

Слайд 7

В.М. Васнецов “Сирин и Алконост. Песнь радости и
печали”

Взгляните на эту картину. Определите, где
изображена птица радости, а где – птица печали.
Почему вы так решили? Что вам помогло? Какой
колорит использует художник для изображения
каждой птицы.

Слайд 8

М.А. Врубель “Царевна Лебедь”

“Царевна-Лебедь” — один из самых пленительных,
задушенных женских образов, созданных
художником. На глазах зрителя совершается чудо
превращения морского прибоя в крылья Царевны
Лебедь. Перламутровый колорит картины словно
порожден музыкой. Очарование родной природы,
гордая и нежная душевность сказочной
девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного
злого колдовства. 

Верность и твердость истинной любви.
Могущество и вечная сила добра. 

Все эти черты соединены в чудесный образ,
дивный своей немеркнущей свежестью и той
особенной величавой красотою, свойственной
народным сказам. 

В самую глубину твоей души заглядывают широко
открытые чарующие очи царевны. Она словно все
видит. 

Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть
удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты
губы. Кажется, она готова что-то сказать, но
молчит. 

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные
самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и
мнится, что это трепетное сияние сливается с
отблеском зари на гребнях морских волн и своим
призрачным светом, словно окутывает тонкие черты
бледного лица, заставляет оживать шелестящие
складки полувоздушной белой фаты,
придерживаемой от дуновения ветра девичьей
рукой. 

Перламутровый, жемчужный свет излучают
огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной
Царевны Лебедь волнуется море. Мы почти слышим
мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего
багровыми, алыми приветливыми волшебными
огнями. 
Далеко-далеко, у самого края моря, где оно
встречается с небом, лучи солнца пробили сизые
тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари… 

Вот это колдовское мерцание жемчугов и
драгоценных камней, трепета зари и бликов
пламени огней острова и создает ту сказочную
атмосферу, которой пронизана картина, дает
возможность почувствовать гармонию высокой
поэзии, звучащей в народной легенде.

Может, порою только легкий шорох крыльев да
плеск волн нарушают безмолвие. В картине нет
действия, жеста. Царит покой. 

Все как будто заколдовано. Но вы слышите,
слышите живое биение сердца русской сказки, вы
будто пленены взором царевны и готовы бесконечно
глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее
обаятельным, милым лицом, прекрасным и
загадочным. 

Художник пленил нас магией своей волшебной
музы. 

Слайд 9

М.А. Врубель “Пан”

Низкий, над самым горизонтом стоящий полумесяц
с его неясными очертаниями, каким он
действительно бывает только в летний период,
прячась за кустами и случайно показываясь
где-нибудь из-за большого пня или кочки – одно из
“открытий” Врубеля. 

Только после появления “Пана” мы стали
замечать в полумесяце его тяжелую рыхлую фактуру
и то, что он не дает никакого света, тяготеет к
земле, меланхолически стремясь скрыться за
горизонт. В таких болотистых местах по вечерам
человеком овладевает беспричинная тоска, и душу
полнит приток той безысходной грусти, которая
сквозит в выцветших старческих остекленевших
глазах Пана… Он сидит, согнувшись, около кривой
березки, и все тело его срослось с землей, слилось
с влажным воздухом, и нет никакой возможности
мыслить ни Пана отдельно от этих топких
болотистых мест, ни слепого косматого полумесяца
без козлоногого старого фавна. 

Фактура его сильного тела сливается в одно
органическое целое с землей, травами, воздухом и
водой. Здесь и изобразительно-поэтическое
олицетворение образа эллинской мифологии и его
необычайная русификация. Это козлоногое
существо с цевницей в руке – бог природы, но
природы северной. Мшистая фактура его тела
приспособлена к влажным низинам, звуки его
цевницы сливаются со скрипучим криком дергача и
теми шорохами, что наполняют северный вечер.

Слайд 10

М.А. Врубель “Богатырь”

Сказочный богатырь словно высечен из
драгоценной горной породы или выложен из
приглушенно поблескивающей мозаики. Он как будто
“вырастает” у тебя на глазах и не умещается в
рамках картины, “проламывая” ее вверху шлемом, —
отсюда и необычный формат полотна. Мощный конь
под богатырем также не вмещается в формат
картины, что говорит о величии и силе.

  • Какой колорит художник использует в своей
    картине?
  • Какой характер
  • Богатыря передал художник?

III. Формулировка задания практической работы

Задание. Выполнить портрет сказочного героя.
Но, прежде чем приступить к заданию, вспомним, как
выполняется портрет.

IV. Инструктаж


Прорисовка частей лица

Чтобы правильно нарисовать голову человека,
необходимо знать её пропорции.

Голова имеет овальную форму, которая делится
линией глаз на две примерно одинаковые части.

Лицо рисовать довольно сложно. Условно его
можно разделить на три части: от начала волос до
линии бровей, от линии бровей к концу носа и от
конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей,
нижний — на уровне основания носа. Линию глаз
можно поделить на пять одинаковых частей, из
которых вторую и четвёртую занимают глаза.

Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного
шире носа.

Расстояние между глазами равно ширине глаз или
ширине основания носа. Уши располагаются от
линии бровей до линии основания носа, разрез рта
— на одну треть расстояния от основания носа до
конца подбородка.

Голова симметрична, и рисовать её можно на
основе условной линии, которая начинается на
затылке, проходит посередине лба между глазами,
вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта
линия называется срединной и служит для
построения парных симметричных форм.

Знание этих пропорций поможет начинающему
художнику в работе над портретом.

Форма головы бывает разных типов.

А теперь посмотрите, как зарисовать разное
выражение лица человека.

[3]

Выбор черт лица при изображении сказочного
героя определяется характером героя, его
литературным описанием. Так же необходимо
учитывать характер героя, его положительность
или отрицательность при выборе цветовой гаммы.
Некоторые части лица могут быть нарочито
увеличены, либо уменьшены.

Я вам прочитаю описание сказочного персонажа,
ваша задача, используя полученную информацию,
изобразить героя.

Леший

Леший похож на человека, но внешность его
описывают по-разному. По одним данным, волосы у
лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни
ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда —
горят зеленым огнем.

Также может явиться к человеку косматым
чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой.
Если на лешем есть одежда, то она вывернута
наизнанку, запахивается левой полой на правую,
обувь перепутана, и сам он обязательно не
подпоясан.

По другим источникам это обычный старичок,
маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы
уверяли, что этот старичок носит белую одежду и
большую шляпу, а когда садится, закидывает левую
ногу на правую.

Согласно поверьям, внешний вид лешего зависел
от местности: в лесу его рост сравним с высотой
деревьев, в поле он не выше травы.

Пристрастие к карточным играм и вину —
характерная черта этого существа.

Леший обитал в дремучих лесных чащах, зарослях
камыша, дуплах старых деревьев. Среди всех лесных
обитателей любимец хозяина леса — медведь. Леший
делился с ним вином, а медведь охранял его покой.

Леший — главный хозяин леса, он следит, чтобы
никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим
людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к
не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет
ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в
ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет
.[2]

V. Практическая работа

Во время работы звучит музыка из сказок.

VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

Литература

  1. М.В. Казиева. Энциклопедия живописи для детей.
    Сказка в русской живописи. Москва, 2008.
  2. Википедия.
  3. http://kidsmoy.su

Нажмите, чтобы узнать подробности

План характеристика героя сказки

1.Где живет герой?

2. Внешний облик героя?

3. Какие поступки совершает?

4.Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. свое отношение к герою.

Портрет героя – это описание внешности персонажа, его манеры держаться, говорить, двигаться – внешнего вида и особенностей поведения. Писатель создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный кинематограф, который поможет ему представить героя. Но не только внешность интересует автора, ведь через внешнее он описывает и внутреннее: черты характера, качества личности и даже мировоззрение персонажа может быть отражено в описании внешнего вида.

То есть в теории литературы литературный портрет становится методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.

Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:

  1. Раскрыть характер персонажа.
  2. Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)
  3. Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).

Художественный образ

Литературный портрет в произведении существует не сам по себе, а органично вписан в художественный текст. Очень часто, портрет персонажа дается сразу после появления героя в тексте. Причем если мы взглянем на произведения 18-19 веков, то столкнемся с многословными портретами, насыщенными многочисленными деталями, призванными описать героя во всех подробностях. Постепенно описания героев становятся более лапидарными, краткими, автор как будто предлагает читателю самому составить представление о герое по его поступкам, высказываниям, движениям. В любом случае портрет помогает читателю увидеть героя, наблюдать за сюжетам, делает повествование выразительным, зримым.

То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.

Создать ёмкий художественный образ помогают точно подобранная лексика, то есть слова. Эпитеты становятся лексической основой мастерски составленного портрета.

Для современного читателя подробные описания в духе Тургенева кажутся избыточными. Так же, как и в живописи изображение объекта становится все более и более условным, и совершается переход от реализма к импрессионизму, так и в литературе меняется изобразительный канон: от сверхподробного описания авторы переходят к условности, к намеку, пунктирной линией обозначая описываемый портрет.

Для того чтобы увидеть, как это работает на практике, предлагаем оценить портреты персонажей, созданные писателями разных эпох.

Портреты персонажей в мировой литературе

И. С. Тургенев «Накануне». Портрет главной героини Елены Николаевны Стаховой:

«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь».

Ги де Мопассан «Милый друг»:

«Одна из таких женщин, прислонившись к их ложе, уставилась на него. Это была полная набеленная брюнетка с черными подведенными глазами, смотревшими из-под огромных нарисованных бровей. Пышная ее грудь натягивала черный шелк платья; накрашенные губы, похожие на кровоточащую рану, придавали ей что-то звериное, жгучее, неестественное и вместе с тем возбуждавшее желание».

Чарлз Диккенс «Большие надежды»: 

«Дядя Памблчук, грузный, неповоротливый мужчина, страдающий одышкой, с  глазами, рыбьим ртом и изжелта-рыжими волосами, торчком стоявшими на голове, так что казалось, точно его недавно душили и он еще не совсем очнулся». 

Чарлз Диккенс «Пиквикский клуб»

«Он был среднего роста, но благодаря худобе и длинным ногам казался значительно выше. В эпоху «ласточкиных хвостов» его зеленый фрак был щегольским одеянием, но, по-видимому, и в те времена облекал джентльмена куда более низкорослого, ибо сейчас грязные и выцветшие рукава едва доходили незнакомцу до запястья. Фрак был застегнут на все пуговицы до самого подбородка, грозя неминуемо лопнуть на спине; шею незнакомца прикрывал старомодный галстук, на воротничок рубашки не было и намека. Его короткие черные панталоны со штрипками были усеяны теми лоснящимися пятнами, которые свидетельствовали о продолжительной службе, и были туго натянуты на залатанные и перелатанные башмаки, дабы скрыть грязные белые чулки, которые тем не менее оставались на виду. Из-под его измятой шляпы с обеих сторон выбивались прядями длинные черные волосы, а между обшлагами фрака и перчатками виднелись голые руки. Худое лицо его казалось изможденным, но от всей его фигуры веяло полнейшей самоуверенностью и неописуемым нахальством».

Ян Флеминг «Казино Руаяль»

«Бонд видел глаза Намбера, красные, в прожилках лопнувших сосудов; в них, как смородины в крови, плавали зрачки. Лицо Намбера было желтого цвета, полное, с коркой черной щетины; из-за расползавшихся вверх следов кофе в углах губ оно казалось улыбающимся; свет из-за штор ложился на него яркими полосами».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Четтерлей»:

«Недостало этому плоду солнца и тепла, оттого и цветом тускл, и соком скуден».

Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»

«И, наконец, Д. Б. Да-Сильва – быстрые движения и парфюмерная vonn».

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Ночь нежна»:

«У нее была осанка балерины; она несла свое тело легко и прямо, при каждом шаге не оседая книзу, но словно вытягиваясь вверх. Ее тень, совсем коротенькая под отвесными лучами, лежала у ее ног; на миг она попятилась — от горячего света больно стало глазам».

Синклер Льюис «Главная улица»:

«Неделей позже Сай прикрепил к окну их гостиной колотушку, и постукивание, доносившееся из темноты, напугало Кэрол до слез. С тех пор, за четыре месяца, ей довелось наблюдать, как он вешал кошку, крал дыни, швырял помидоры в дом Кенникотов и оставлял следы лыж на их газоне. Она слышала также, как он громогласно и с потрясающим знанием дела объяснял кому-то тайну деторождения. Одним словом, это был редкий образец того, что могут сделать захолустный городишко, строгие учителя, здоровый народный юмор и благочестивая мать из смелой и деятельной натуры».

Закончить этот текст нам бы хотелось фрагментом из повести Юрия Олеши «Зависть».Здесь один объект –юная девушка — описан по-разному: с точки зрения эстетского, поэтического сознания и с точки зрения заурядного, реалистического восприятия действительности. Отрывок этот можно брать на вооружение и вспоминать о нем, когда непонятливый читатель или критик будет ворчать что-то вроде: «Тень падающего снега? Ну, это уж чересчур»:

«О ней, о Вале, я могу сказать и обычными словами, – и вот, пожалуйста, я вам приведу сейчас ряд понятных для вас определений, умышленно, чтобы разжечь вас, чтобы раздразнить тем, чего вы не получите, уважаемый колбасник! 
Да, она стояла передо мной, – да, сперва по-своему скажу: она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней – тень падающего снега; да, сперва по-своему: не ухом она слушала меня, а виском, слегка наклонив голову; да, на орех похоже ее лицо: по цвету – от загара, и по форме – скулами, округлыми, сужающимися к подбородку. Это понятно вам? Нет? Так вот еще. От бега платье ее пришло в беспорядок, открылось, и я увидел: еще не вся она покрылась загаром, на груди у нее увидел я голубую рогатку вены…
А теперь – по-вашему. Описание той, которой вы хотите полакомиться. Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами – очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка (это уже по-моему!), невеликий ростом».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Dstudio gui exe системная ошибка как исправить
  • Как найти наградной лист на участника вов
  • Как найти фразовые глаголы в тексте
  • Как найти работу историку
  • Как найти человека в роблокс 3008