Как составить сложное предложение с подчинительными союзами

1. Я люблю читать книги, потому что они развивают мою духовность.

2. Катя купила цветы, чтобы порадовать маму.

3. Я торопился домой, так как там меня ждал подарок.

4. Если бы Стёпа вышел на остановку раньше, он бы успел на первый урок.

5. Несмотря на холодную погоду, много людей ходят без шапок.

6. Я сделаю уроки полностью только тогда, когда мне поможет мама.

7. Я разбил вазу, что стояла на столе.

8. Едва грянет гром, я спрячусь в дом.

9. Вследствие дождей, шедших два дня, в городе образовались лужи.

10. Она говорила так, будто я виноват в этом.

Подчинительные союзы — это союзы, связывающие простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.

Союзы и союзные слова — это связующее звено между главным и зависимым предложением в сложноподчиненном предложении (СПП). Чтобы понять, что такое подчинительные союзы и союзные слова, вспомним, какое предложение является сложноподчинённым.

Приведем список союзных слов и подчинительных союзов в зависимости от того, какую по смыслу придаточную часть они присоединяют к главному предложению.

Подчинительные союзы

Части сложноподчиненного предложения синтаксически неравноправны. Между ними существует подчинительная связь. Придаточное предложение зависит от главного по смыслу и синтаксически.

Определение

Сложное предложение, в котором одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчиненным.

Список подчинительных союзов

Простые Составные
что
будто
если
когда
словно
чтобы
как
ибо
пока
с тех пор как
так что
лишь только
потому что
в связи с тем, что
оттого что
так как
как будто
для того, чтобы

В сложноподчиненном предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью синтаксического вопроса, задаваемого к зависимому предложению, и подчинительного союза или союзного слова.

Узнаем из таблицы, какие бывают подчинительные союзы в зависимости от смысловых отношений между главной и придаточной частью сложного предложения.

Подчинительные союзы в СПП

Между частями сложноподчиненного предложения существуют изъяснительные, пространственно-временные, причинно-следственные, уступительные, сравнительные и другие отношения.

Необходимыми элементами в структуре сложноподчиненных предложений являются союзные слова и подчинительные союзы.

Типы подчинительных союзов Выражаемые отношения Примеры
Изъяснительные Выражают отношения пояснения Что, чтобы, как и др.
Временные Выражают временные отношения Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
Причинные Выражают причинные отношения Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с…
Условные Выражают условные отношения Если, коли, раз, ежели, кабы.
Целевые Выражают целевые отношения Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.
Сравнительные Выражают сравнительные отношения Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.
Уступительные Выражают уступительные отношения Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др.
Следственные Выражают следственные отношения Так что.

Виды подчинительных союзов

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

1. изъяснительные (примеры) — что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы

Юра вздрагивал, и ему то и дело мерещилось, будто мать аукается с ним и куда-то его подзывает (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

2. временные (примеры) — когда, как, едва, лишь, лишь только, как только, пока, пока не, в то время как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

Пока продолжались эти разговоры, наступила ночь (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).

Варенуха чиркнул какую-то закорючку в тетради у женщины и, лишь только дверь за ней захлопнулась, вскрыл квадратик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. сравнительные (примеры) — как, будто, словно, точно, как будто, как если бы, подобно тому как и др.

Слезы беспомощности и обиды катились у него по щекам, словно все горести долгих восьмидесяти семи лет отразились на его опечаленном лице (Джек Лондон. Алая чума).

Под сводами стали летать какие-то звуки, точно проснулись демоны (М. Н. Булгаков. Белая гвардия).

4. целевыечтобы, с тем чтобы, затем чтобы,  дабы, для того чтобы, лишь бы и пр.

На листах брошюры лежали куски гранита, чтобы они не разлетелись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в неё бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

5. причинныепотому что, оттого что, так как, поскольку, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, из-за того что и др.

Поскольку они говорили тихо, я не стал прислушиваться (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

Должно быть, молодой человек взглянул на неё каким-то особенным взглядом, потому что и в её глазах мелькнула вдруг прежняя недоверчивость (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Но всё же я не вернулся домой, так как мне было стыдно показаться на глаза близким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

6. условныеесли, ежели, если бы, кабы, раз и др.

Но уж раз вы приобрели эти акции, то держитесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

Разговор их был, вероятно, другой, ежели бы они говорили не при звуках песни (Лев Толстой. Война и мир).

7. уступительныехотя, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что

Вообще его любили, хотя и почитали гордым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

8. следствиятак что

Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (А. С. Пушкин. Дубровский).

Но расстояние между телеграфными столбами по этой дороге шестьдесят ярдов, так что высчитать скорость ничего не стоит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

Рон крепче сжал руль, так что побелели костяшки пальцев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тайная комната).

Подчинительные союзы и союзные слова

Союзные слова

В сложноподчиненном предложении в роли подчинительных союзов выступают слова самостоятельных частей речи — местоимения и наречия. Относительные местоимения и относительные местоименные наречия — это союзные слова.

В отличие от союзов, слов служебной части речи, союзные слова, хотя выполняют роль союза, в то же время остаются полноправным членом придаточного предложения.

Союзные слова

Относительные местоимения Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько
Местоимённые наречия Где, как, когда, куда, откуда, почему

Рассмотрим предложение:

Туристы поднялись на холм, с которого открылся прекрасный вид на старый город.

В придаточном предложении местоимение «с которого» замещает слово «с холма»:

…с холма открылся прекрасный вид на старый город.

Относительное местоимение выступает в роли союзного слова. К  нему можно задать вопрос:

открылся (откуда?) с которого (с холма).

Союзное слово «с которого» является второстепенным членом придаточного предложения — обстоятельством.

Перечислим союзные слова — местоимения:

  • кто
  • что
  • какой
  • каков
  • который
  • чей
  • сколько (сколь).

Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихнет и милостиво со мною разговаривает (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кроме того общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обречен на гибель, этот юноша с прекрасным сильным телом, юноша, чей голос звучит, как призыв горна и звон оружия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколько в ней еще неиспорченного, детского (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не замечал, сколь тщетны его усилия (Джек Лондон. Сердца трех).

Рассмотрим два простых предложения:

Я сейчас расскажу тебе. Зачем мне нужен этот альбом?

В первом предложении явно присутствует какая-то недосказанность:

я расскажу тебе о чём?

Чтобы получилось информативное полноценное сообщение, объединим эти простые предложения в одно и получим сложноподчиненное предложение:

Я сейчас расскажу тебе, зачем мне нужен этот альбом.

Как видим, с ролью союза вполне справилось местоименное наречие «зачем». Это союзное слово. Оно является полноправным членом придаточного предложения в отличие от подчинительного союза.

Я сейчас расскажу тебе, зачем мне нужен этот альбом.

В составе сложноподчиненного предложения союзными словами являются местоименные наречия:

  • где
  • зачем
  • как
  • когда
  • куда
  • откуда
  • отчего
  • почему
  • насколько.

Примеры предложений с союзными словами — наречиями

Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно тупая игла выскочила из сердца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не соображал, куда он шагает, широко раскидывая ноги, но ноги прекрасно знали, куда несли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпустила его руку, отчего пальцы его слегка разжались и карандаш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он потерял терпение и начал роптать, почему его всегда заставляют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Как отличить союзы от союзных слов

Чтобы отличить союз от союзного слова, предпримем некоторые приемы проверки.

Отличие союзов от союзных слов

Первый прием — это разбор придаточной части по членам предложения.

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному предложению или к другому придаточному.

Например:

Артём никогда не считал, что его жизнь пройдет гладко и без забот.

Слово «что» грамматически не связано с другими членами предложения, к нему нельзя поставить вопрос. Значит, это подчинительный союз.

Второй прием — изъять союз из предложения.

Подчинительный союз можно опустить, и тогда сложное предложение превратится в бессоюзное без искажения его содержания.

Артём никогда не считал: жизнь его пройдет гладко и без забот.

Сравним:

Мама, видимо, догадывалась, что таится у меня в душе.

Важно

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например:

Осенью птицы улетают зимовать в такие края, где всегда тепло.

Не знаю, зачем он это сделал.

В этих предложениях союзные слова «где» и «зачем», выраженные местоименными наречиями, являются второстепенным членом предложения  обстоятельством, которое невозможно изъять из высказывания.

Третий прием. Выясним, можно ли исследуемое слово выделить интонационно. На союзное слово обязательно падает логическое ударение, а на союз нет.

Сравним:

Все увидели, как Саша бросил палку в речку (союз, не член предложения, можно опустить).

Андрей не знает, как нарисовать лошадь (союзное слово, обстоятельство образа действия).

Четвертый прием. Союз заменяется только другим союзом, а союзное слово — союзным словом.

Понаблюдаем:

Когда прошла неделя ожидания, наконец пришло от сына письмо.

После того как прошла неделя ожидания, наконец пришло от сына письмо.

У ивы, что стоит у самого берега, плавает утка с утятами.

У ивы, которая стоит у самого берега, плавает утка с утятами.

Чаще всего омонимичными являются союзы и союзные слова «что», «как», «когда», которые различаем, проанализировав придаточное предложение с помощью указанных приёмов проверки.

Видео «Союзные слова как средства связи в СПП»

Тест

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Дальше, чтобы было проще читать, мы будем время от времени использовать аббревиатуру СПП для обозначения сложноподчиненных предложений.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

  • Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

  • Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ … ], (чей …).

  • Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

  • Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ … ], (когда …), а ( … ).

Обстоятельственные значения:

    • места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ … ], (откуда …).

    • времени (средства связи придаточной и главной частей – союзы когда, пока, лишь, только);

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

    • условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

    • причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как);

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

    • цели (средство связи придаточной и главной частей – союз чтобы);

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

    • следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что);

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ … ], (так что…).

    • уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя);

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

  • сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем);

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

  • меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько);

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

  • образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

  • Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

  • Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

  • Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные).

Блок -схемы (1)

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

  • Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

    Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Predlozhenija1

  • Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

    Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Predlozhenija2

  • Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

    Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

    Predlozhenija3

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Predlozhenija5

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда, подчинительный союз что.

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Predlozhenija4

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Поделитесь ссылкой на эту страничку со своими одноклассниками – нужные кнопки найдете под текстом. Пускай они тоже хорошо разберутся в этой теме и заработают хорошие оценки в классе и на экзамене.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

1.Я не сделал домашнее задание, потому что вчера у нас отключили электричество.

2.Иногда люди задаются философскими вопросами вместо того, чтобы решать ежедневные бытовые проблемы.

3.Вот и подходит к концу зима, которая принесла нам столько приятных моментов.

4.В городском саду пары медленно танцевали вальс, будто никогда не существовало правило соблюдения дистанции.

5.Наша старая квартира, которую мы собирались продать, была для меня самой уютной и любимой.

6.Мне нравятся небольшие города, где спокойное, размеренное течение жизни.

7.Миша попросил написать такое сообщение, чтобы перечитывать его в больнице и каждый раз забывать про боль и страх.

8.Я с тёплым чувством вспоминаю, как ты сделал первый шаг, сыночек.

9.На тренировке нужно выкладываться на все 100%, чтобы добиться успеха.

10.Танцуй так, будто никто на тебя не смотрит.

11.Ни одного человека я тут не знаю, и незнакома мне улица за домом.

12.Звёзды заглядывали в приоткрытое окно, а я не могла уснуть от их блеска.

13.То дети кричали за окном, то кто-то пел песни и громко смеялся.

14.Каждое утро я просыпалась с желанием идти в школу, а моя мама радовалась этому, как ребёнок.

15.Один отдыхает, а другой работает до изнеможения.

16.Голова ещё побаливала, но я не обращал на это внимания.

17.Не хочу пирожки, но сказать об этом бабушке у меня не хватает смелости.

18.Девочка выбрала карандашики сиреневого цвета, а мальчик хотел рисовать только зелёными.

19.И снова за окном расшумелся ветер, но это не сможет помешать мне встретиться с друзьями.

20.Ребята собрали все листья, и в парке стало чисто и красиво.

1-10 — сложноподчиненные.

11-20 — сложносочиненные.

На чтение 9 мин Просмотров 57.7к.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение – разновидности сложных синтаксических конструкций в языке. Сложные предложения составляются из простых частей, для соединения которых в единое целое служат:

  • интонация (в устной речи);
  • смысловая связь;
  • связующие элементы (союзы, союзные слова).

В зависимости от использованных связующих элементов и от взаимоотношений между частями сложные предложения подразделяются на виды/

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Что такое сложноподчинённое предложение (СПП)

Такое название носят конструкции, образованные путём подчинения одного простого предложения другому. При этом одно из них становится главным и от него задаётся вопрос ко второму (придаточному).

  • Лыжные соревнования пришлось отложить, потому что снег растаял из-за внезапной оттепели.

Основная информация содержится в первой (главной) части. Вторая, придаточная, сообщает дополнительные сведения: поясняет причину происходящего. Схематически структура полученной синтаксической единицы передаётся так.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Особенности сложноподчинённого предложения

По сравнению со сложносочинённым СПП имеет отличия:

  1. Придаточное присоединяется подчинительным союзом или союзным словом.
  • В афише написано, что гастроли симфонического оркестра пройдут на сцене театра в июне. (подчин. союз)
  • Начальник выяснял, что помешало сотрудникам закончить работу в срок. (союзн. слово)
  1. Союз (союзное слово) входит в состав придаточного, а не располагается между частями.
  2. Место зависимой части – не только после главной, но и впереди и даже внутри неё.
  • Кондуктор подошёл к пассажиру, который ещё не оплатил проезд.
  • Кто получит премию по итогам года, руководство решало с учётом результатов работы.
  • До деревни, куда дети собирались на каникулы, от райцентра ходил автобус.

СПП с несколькими придаточными

В подчинительных конструкциях, состоящих из трёх, четырёх и т. д. элементов, при необходимости присоединения нескольких зависимых к одному главному используются три способа подчинения:

  1. последовательное;
  2. параллельное;
  3. однородное.

Последовательное подчинение

Способ заключается в образовании цепочки, в которой очередной подчиняемый элемент становится главным для следующего.

  • Экскурсанты ждали, когда подадут на посадку автобус, который отвезёт их в старую крепость.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Параллельное подчинение

При параллельном подчинении зависимые части подчинены одной, но с разными вопросами. Возможности взаимного расположения элементов в таком случае не ограничены.

  • Когда книга была издана, в магазинах люди выстраивались в очереди, чтобы приобрести её.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

  • Половину вещей, которые были приготовлены в дорогу, пришлось оставить, чтобы не тащить слишком тяжёлый рюкзак.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Однородное подчинение

Вариант, близкий к предыдущему. Разница заключается в том, что придаточные отвечают на одинаковые вопросы и ведут себя подобно однородным членам в плане постановки знаков перед соединяющими их сочинительными союзами. В прозаической речи подчинённые компоненты располагаются по одну сторону от основного, поэзия допускает отдельные отступления от этого правила.

  • Продолжение фильма повествует о том, как сложилась дальнейшая судьба героев, какие приключения с ними происходили, чем завершилась их миссия.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

  • Олег спешил домой, чтобы родители не волновались и чтобы Барсик побыстрее обрадовался новой игрушке.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Запятая между придаточными, как и при однородных членах, не ставится перед одиночным соединительным союзом.

Комбинированное подчинение

Высказывания с количеством подчинённых элементов от трёх и выше допускают использование комбинаций способов подчинения.

  • Чтобы память не подвела, Николай записывал свои планы в блокнот, который всегда был у него с собой и в который он частенько заглядывал.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

В примере использована комбинация параллельного и однородного способов.

Типы придаточных в СПП

Придаточная часть раскрывает содержание основной, поясняя дополнительные аспекты происходящего. Характер пояснения определяет принадлежность зависимого к одному из перечисленных типов:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные;
  • присоединительные.

Определительные

В составе высказывания поясняют существительное из главной части, с которым связаны вопросами определений. Присоединяются при помощи союзных слов.

  • Письмо, которое было получено на прошлой неделе, сообщало о приезде родственников на новогодние каникулы.

Выделенная часть содержит характеристику подлежащего письмо, с которым связана вопросом (какое?).

Определительные придаточные поддаются замене одиночным причастием (нераспространённые) или причастным оборотом, поскольку причастие относится к существительному, связано с ним тем же вопросом и берёт на себя при замене значение действия, ранее выражавшегося сказуемым.

  • Письмо, полученное на прошлой неделе, сообщало о приезде родственников на новогодние каникулы.

Разновидность этого типа – местоименно-определительные. Подчинены тем же способом местоимению, заменяющему существительное.

  • Каждый, кто оказывался на вершине холма, останавливался полюбоваться открывшимся видом.

Изъяснительные

Этот тип отвечает на падежные вопросы существительного. Относится к словам, с помощью которых обозначаются чувства, мысли, разновидности устной и письменной речи и пр. В роли таких слов выступают:

  1. Глагол — Рыбак надеялся, что буря пройдёт стороной.
  2. Предикативное наречие (категория состояния) — После папиного объяснения Маше стало понятно, как решается задача.
  3. Краткое прилагательное — Докладчик был согласен, что в рамки темы доклада указанная проблема не укладывается.

Присоединение происходит при помощи как союзов, так и союзных слов.

В предложениях с придаточным изъяснительным смысл главной части неполон без зависимой, поскольку слова указанного значения требуют пояснения в виде либо дополнения, либо отвечающего на его вопрос самостоятельного синтаксического компонента.

Обстоятельственные

Тип зависимых частей, отвечающих на наречные вопросы (кроме двух видов, к которым вопрос не задаётся вообще). Поясняют основную часть целиком, за исключением групп со значением образа действия, меры и степени.

По значению подразделяются на смысловые группы:

Образа действия

Указывают, как, каким образом происходят события, обозначенные в главной части. На эти же вопросы и отвечают. Поскольку действие передаётся глаголом, его и поясняет данная разновидность. При наличии в главном указательных слов так, таким образом вопрос задаётся от них, если они опущены – от сказуемого.

  • Дела обернулись так, что курьер должен был выехать немедленно.
  • Водитель реагировал на знак, как предписывают правила дорожного движения.

В предложении занимают постпозицию по отношению к поясняемой части.

Меры и степени

Поясняют слова со значением признака или действия с точки зрения степени проявления этого признака (действия). Относятся к указательным словам.

Присоединяясь союзами что и чтобы, приобретают добавочное оттеночное значение – результата, следствия.

  • Автобус шёл настолько медленно, что к поезду семья едва не опоздала.

В конструкциях с союзными словами насколько, сколько оттенок отсутствует, значение меры и степени представлено в чистом виде.

  • Музыка гремела настолько оглушительно, насколько позволяли динамики музыкального центра.

В работах лингвистов представленные две разновидности обстоятельственных придаточных то объединяются в одну группу (образа действия и степени), то разделяются на самостоятельные.

Места

Сообщают о месте (где) или направлении (куда, откуда). Поясняют главную часть, но относятся в ней к указательным словам, представляющим собой местоименные наречия в роли обстоятельства места. Располагаются после поясняемой части, присоединяясь к ней с помощью союзных слов.

  • Друзья договорились встретиться там, откуда им будет удобнее добираться до парка аттракционов.

В разговорной речи допускаются два отступления от традиционной для литературной нормы структуры:

  1. опускается указательное слово в главном элементе конструкции;
  • Оглушённая новостями Елена бездумно брелакуда несли её ноги.
  1. поясняющая часть предшествует поясняемой.
  • Куда друзья позвали, туда Борис и пошёл.

Времени

Отмечают время события (когда), продолжительность (как долго), начальный и конечный моменты (с каких и до каких пор). Поясняют главное высказывание целиком.

В расположении относительно основной части допускается вариативность при отсутствии в ней указательных слов.

  • Когда докладчик завершил выступление, слушатели задали ему много вопросов.
  • Пассажир выскочил из вагона на платформу, как только двери открылись.
  • Птицыедва небо начало светлеть, уже огласили рощу разноголосым пением.

Фиксируется положение придаточного при отсутствии указательных слов в двух случаях:

  1. связующий элемент – союз со значением внезапности (как вдруг, как) – требует следования содержащей его части за основной;
  • Девушка, сидя на скамейке, читала письмо, как вдруг налетевший порыв ветра вырвал странички из её рук.
  1. двойной союз с находящимся в главной части вторым компонентом (который бывает опущен и только подразумевается) автоматически закрепляет конструкцию, содержащую первый компонент, в начале.
  • Чуть только зазвенел звонок, как ученики толпой высыпали в коридор.

Цели

Присоединяются ко всему главному, указывая, для чего делается то, что в нём происходит. Связующий элемент – целевые союзы.

  • Бабушка отвлеклась от телевизора, чтобы в третий раз посолить суп.

Причины

Подобно предшествующим вариантам, поясняет основную часть целиком с позиции того, почему происходят упомянутые в ней события.

  • Монеты рассыпались по полу, потому что кошелёк случайно открылся.

Привычное положение придаточного причины – постпозиция, но, как и у конструкций со значением места, включение второго компонента двойного союза в главную часть закрепляет её на втором месте.

  • Поскольку днём синоптики обещают дождито зонтик с собой не помешает.

Уступки

Уступительные конструкции называют событие, несмотря на которое, вопреки которому совершается происходящее в главном высказывании. Относятся также к этому высказыванию в целом, связываясь с ними при помощи как союзов, так и союзных слов.

  • Хотя в процессе эксплуатации выявлены мелкие конструктивные недоработки, новая модель автомобиля пользуется спросом.

Закрепление взаимного расположения элементов синтаксической конструкции и здесь происходит при включении в главный из них второй части составного союза.

  • Хотя снегопад уже прошёлно дорога в город ещё не была расчищена.

Условия

Придаточные со значением условия присоединяются условными союзами к основной части, устанавливая, при каких обстоятельствах возможны описываемые в ней события.

  • Если взойдёт луна, обойдёмся без фонарика.
  • Постарайтесь уговорить её, если она откажется.

Союз если превращается в первый компонент двухчастной конструкции путём прибавления к нему второго элемента. Будучи встроенным в основное высказывание, вторая половина союза удерживает его в постпозиции. Однако она не обязательна, выпадает без изменения смысла, и фиксированность расположения утрачивается.

  • Если начнётся ремонт дорогитогда въезд в посёлок останется только с южной стороны.

Следствия

Конструкции со значением следствия, результата, вывода занимают постпозицию по отношению к основному высказыванию и присоединяются союзом так что. Вопрос от главной части к придаточной при этом не задаётся.

  • Соседи затеяли ремонт, так что выспаться в выходной день Василию не удалось.

Сравнения

Выполняет в предложении функцию сравнительного оборота, отличаясь от него наличием грамматической основы. Сопоставительное значение и сравнительные союзы у обеих конструкций совпадают.

  • В воздухе разносился тихий звонсловно где-то далеко били молотом по наковальне.

При сравнительных придаточных используется также состоящий из двух элементов союз чем…, тем.

  • Чем темнее становилось неботем ярче сияли на нём россыпи звёзд.

Присоединительные

Причиной выделения в отдельный тип послужило отсутствие связи как с основной частью высказывания, так и с входящими в её состав отдельными словами. Конструкция связывается при помощи союзных слов, как бы заключающих в себе весь смысл главной фразы.

  • Вопрос оказался спорнымчто послужило основанием длительной дискуссии.

При установлении типа придаточного опасно ориентироваться лишь на соединительные элементы – они совпадают у ряда разновидностей. Исследование признаков в комплексе позволяет избежать ошибок при классификации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить калорийный завтрак
  • Гнутые ножки сокета как исправить
  • Как исправить рассаду помидор если она вытянулась
  • Как найти свой порт если не знаешь
  • Как найти место захоронения в магнитогорске