Знание может быть только у того, у кого есть вопросы. (Генри Форд)
Цель урока: выразить своё мнение по теме, оценивая содержание текста через формулирование проблемных вопросов
- формирование собственной культуры, создание отдельного социума, современный досуг, имидж нового поколения.
Стратегия «МОРЕ ВОПРОСОВ»
- ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ – ПОВЕРХНОСТНЫЕ
- Это вопросы, ответы на которые четко прописаны в тексте. Как правило, эта категория вопросов начинается со слов: КТО…? КОГДА…? ЧТО…? ГДЕ…? и т.д.
- ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
- Такие вопросы требуют логического мышления. Ответ как бы скрыт «между строк», о нем можно догадаться, если внимательно читать текст и по некоторым «подсказкам» можно предположить, что имел ввиду АВТОР.
- ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ
- Как правило, это вопросы, ориентированные на личное восприятие какой-то информации. Вопросы, раскрывающие позицию читателя. Чаще всего такие вопросы начинаются так:
- На их месте я бы…
- Как текст соотносится с реальной жизнью…?
- Если бы я…, то…
Вопросы, составленные учениками в конце урока
- С какой целью молодёжь играет в азартные игры?
- Что имел ввиду автор сказав, что «отношение школьников с компьютером слишком раздуто?»
- Почему молодёжь играет в азартные игры?
- Что имел ввиду автор сказав, что «современное поколение школьников не такое уж упущенное»?
- С какой целью автор упомянул о незаинтересованности молодёжи в классической литературе?
- Как вы поступили на месте родителей тех детей, которые играют в азартные игры?
- Автор статьи считает, что «множество молодых людей, в последнее время, начали заниматься собой». Как вы думаете, почему так происходит?
- «Одним из самых «популярных» упрёков считают нежелание молодёжи читать литературу…»
Что имел ввиду автор заключив слово популярных в кавычки?
- Каким образом можно заинтересовать молодёжь чтением классической литературы?
Почему автор считает, что молодой человек не в состоянии создать что-то новое?
- Почему автор считает, что многие заблуждаются о современном досуге молодёжи?
- «» Что имел ввиду автор под словом «изюминка»?
- Чем привлекает интерес молодёжи чтение бестселлеров?
- Чем чаще всего, по вашему мнению, увлекается молодёжь?
Критерии оценивания:
«Как текст «Увлечения современных школьников» связан с реальной жизнью?».
Формулировать проблемные вопросы я
Умею
Сомневаюсь
Затрудняюсь
Домашнее задание:
- Прочитать
- 1. М.Кабанбаев «Арыстан, я и виолончель»,
- 2. В.Г.Короленко «Слепой музыкант»,
- 3. Е.Винокуров «Стихия музыки – могучая стихия»
Видеоуроки и конспекты Русский язык. Сложные вопросы. Теория и практика
Конспекты по русскому языку собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать
учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для
учителя русского языка, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.
Как пользоваться видеоуроками и конспектами?
Простые и сложные вопросы
Прием «простые и сложные вопросы» может быть использован на стадии вызова — это вопрос к изучению темы, на стадии осознания — способ активной фиксации вопросов по содержанию прочитанного, на стадии рефлексии — демонстрация понимания пройденного. Метод предполагает работу с таблицей: в правую колонку записываются вопросы, которые нуждаются в простом, односложном ответе (например: Кто автор рассказа «Хамелеон»?); в левой колонке — вопросы, которые нуждаются в подробном развернутом ответе.
Сложные вопросы — это проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, которые побуждают учащихся к дальнейшему поиску. |
Простые вопросы — это вопрос на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста) |
Дайте объяснение, почему …? Объясните, почему …? Почему Вы думаете …? Почему Вы считаете …? В чем разница …? Предложите, что будет, если? Что, если … ? |
Кто? Что? Когда? Может ..? Будет …? Мог ли … ? Как зовут …? Было ли …? Согласны ли Вы …? Верно …? |
Источник: http://svitliteraturu.ucoz.ua/board/interaktivni_metodi/quot_prosti_ta_skladni_zapitannja_quot/2-1-0-122
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Сложным называется вопрос, включающий в
качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.
В зависимости от типа связки сложные
вопросы могут быть:
•соединительными (конъюнктивными);
•разделительными (дизъюнктивными);
•смешанными (соединительно-
разделительными).
Для уточняющих вопросов сложным
ПРОСТЫЕбудет вопрос,ИвСЛОЖНЫЕкотором выясняется
ВОПРОСЫистинность двух и более
суждений.
Схема конъюнктивного уточняющего вопроса выглядит так :
?(p Λ q)
Например: «Верно ли, что завтра будет геополитика И риторика?»
Схема дизъюнктивного уточняющего вопроса выглядит следующим образом:
?(p V q)
Например, “Верно ли, что договор купли-продажи может быть заключен в письменной ИЛИ устной
Для восполняющих вопросов
ПРОСТЫЕсложным будетИ СЛОЖНЫЕвопрос, включающийВОПРОСЫ
два и более вопросительных слова, а также вопрос, в котором вопросительное слово или слова относятся к двум и более
суждениям.
Примером конъюнктивного восполняющего вопроса может быть следующий вопрос:
«Где и когда мы будем проводить выпускной?» или
«Где мы будем встречать Рождество и Новый год?»
поставленными, корректными.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ПРОСТЫХ
Провокационные вопросы не
И СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
допустимы.
2.Возможность ответа ДА/НЕТ на уточняющие вопросы.
3.Краткость и ясность формулировки вопроса.
4. Простота вопроса. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.
5.Необходимость отличать обычный вопрос от риторического.
Например: «Кто из вас не любит А.С.Пушкина?
P.S. Риторический вопрос является суждением, т.к. в нем содержится утверждение или отрицание, обычные же вопросы суждениями не являются.
ЛОГИЧЕСКАЯПознавательная СТРУКТУРАфункция вопроса ИреализуетсяВИДЫ ОТВЕТОВв форме вновь полученного суждения — ответа на
поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом.
Среди ответов различают:
истинные и ложные;
прямые и косвенные;
краткие и развернутые;
полные и неполные.
ответы могут быть истинными и
ИСТИННЫЕложными. И ЛОЖНЫЕ
ОТВЕТЫ
Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает
действительность.
Например: «За декабрем идет январь.»
Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
Например: «В феврале 30 дней.»
Прямые и косвенные ответы — это
ПРЯМЫЕдва вида ответов,И КОСВЕННЫЕразличающихся ОТВЕТЫспособом выражения информации.
Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например: «Когда была принята Конституция Украины?»
—«КонституцияУкраины была принята 28 июня 1996 года.» Или «Является ли дельфин рыбой?»
—«Нет, дельфин не является рыбой.»
ПРЯМЫЕКосвеннымИназываетсяКОСВЕННЫЕответ,
ОТВЕТЫкоторый берут из более широкой области, нежели область поиска
ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ.
Например: “Когда была принята
Конституция Украины?”- ”Конституция Украины
была принята накануне 5-ой годовщины независимости Украины” Или
“Является ли дельфин рыбой?”- “Дельфин относится к млекопитающим животным”
утвердительный и отрицательный
КРАТКИЕответы: И РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ
“да” или “нет”. Развернутые — это ответы, в
каждом из которых повторяются все элементы вопроса.
Например, на вопрос “Был ли Карл Маркс атеистом?” могут быть
получены утвердительные ответы: краткий — “Да”; развернутый —
“Да, Карл Маркс был атеистом. ” Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами.
ПОЛНЫЕПо объему ИпредставленнойНЕПОЛНЫЕв ответе информации они могут быть
ОТВЕТЫ
полными или неполными. Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например: “Верно ли, что
подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?” -«Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, дополнение — второстепенным членом»
Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.
Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.
Правильный вопрос: какой он?
Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.
Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?
Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.
Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.
А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.
Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»
Чего можно добиться правильным вопросом?
Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:
- пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
- повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
- управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
- удерживать инициативу в общении.
Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.
Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.
Типы вопросов
Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.
Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!
Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.
Закрытый вопрос
Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».
С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».
Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».
Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.
Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)
Открытый вопрос
Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.
Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.
Особенность таких вопросов в следующем:
- собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
- у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
- открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
- партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.
Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.
Наводящие вопросы
Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.
Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».
В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:
- разве,
- конечно,
- ведь,
- тоже,
- не правда ли.
Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.
Альтернативные вопросы
Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.
Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»
Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.
Риторический вопрос
На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.
Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»
Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.
Переломный вопрос
Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.
Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»
Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.
Вопрос для обдумывания
С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.
Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»
Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.
Зеркальный вопрос
Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.
Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.
Контрольный вопрос
Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.
Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).
Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.
Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:
- Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
- Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
- Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.
Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.
Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.