Сложный план текста
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 559.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 559.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Айымжан Куатова
2/10
-
Айсулу Нуралиева
10/10
-
Svetlana Vasilieva
8/10
-
Цирек Мальцев
10/10
-
Дамир Жунусов
9/10
-
Dilya Zholdibaeva
8/10
-
Даша Головина
8/10
-
Павел Суров
6/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 559.
А какая ваша оценка?
Мамонты и тексты — общие моменты
План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.
А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.
Два уровня сложности
В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.
Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.
Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.
Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:
- Старик, старуха и Золотая Рыбка.
- Три желания старухи.
- Последний каприз царицы.
- Старик, старуха и разбитое корыто.
Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.
Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.
Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:
- Введение.
- Бедная жизнь старика со старушкой.
- Кого поймал рыбак?
- Почему дед отпустил свой улов?
- Что изменило жизнь стариков?
- Недовольство старухи.
- Что должен был сделать старик?
- Кем хотела стать жадная бабка?
- Исчезновение волшебной рыбки.
- Старик, его жена и разбитое корыто.
- Заключение
Как правильно составить план текста
Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.
В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.
Вне зависимости от источника информации, её следует:
- Изложить в письменном виде;
- Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
- Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
- Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.
Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.
Четыре критерия оценки
План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:
- Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
- Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
- Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
- Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.
Пять видов названия рубрик
Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:
- Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
- Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
- Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
- План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
- Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.
Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.
Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.
Три функции заголовков
План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:
- Организовывать и направлять внимание читателя;
- Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
- Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.
Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:
- Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
- Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.
Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.
План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.
Оглавление:
- Основные критерии
- Порядок составления
- Примеры написания
Основные критерии
Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.
Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:
- Целостность.Текст имеет вступление, содержание и вывод, такой же структурой обладает план.
- Точность высказывания. Выделяемые пункты и подпункты — это законченные мысли автора. Они не могут прерываться, содержать набор слов или словосочетаний.
- Содержательность, которая поможет с легкостью пересказать текст. Благодаря продуманному составлению можно «развернуть» каждый пункт в связный текст.
- Порядок пунктов. Последовательность пунктов не нарушается, мысль и повествование идут в одном направлении. Здесь важным является определение причинно-следственных и логических связей между ключевыми мыслями автора.
Кроме того, план должен быть лаконичным, необходимо придерживаться сути. Второстепенная по важности информация и большое количество пунктов не смогут уложиться в голове.
Порядок составления
Чтобы без труда справляться с любым текстом и легко составлять сложный план, нужно запомнить основные шаги. Именно шаги отличают самостоятельную проработку материала, которая формирует у человека логические связи между излагаемыми мыслями, от бесполезной зубрежки. Шаги для составления плана:
- Определение главной мысли автора. В тексте есть главная мысль, которая объясняет весь посыл произведения, для чего оно было написано. Чтобы правильно ее найти, нужно вдумчиво прочитать материал 2−3 раза, заостряя внимание на ключевых моментах, выражающих мнение автора. Во время такого прочтения рекомендуется делать пометки, по которым будет удобно ориентироваться во время составления развернутого плана.
- Выделение смысловых частей. Часто они совпадают с абзацами, что упрощает работу над материалом. Смысловая часть имеет непосредственное значение для всего текста в целом. Обычно частей бывает несколько, например, автор может описывать царства живой природы, а в следующем абзаце перейти к характеристике млекопитающих.
- Оглавление пунктов и подпунктов. Это словесное оформление плана, которое отличает сложный план от визуального плана, блоков-схем и других видов.
- Выписывание пунктов и проверка. Запись легче усваивается и сокращает время, которое затрачивается на вспоминание пункта. Важно сделать проверку, она заключается в мысленном или устном раскрытии пунктов и подпунктов. Если идея текста, его основные части и важные уточнения выстраиваются в последовательный логичный текст, значит, сложный план составлен хорошо.
Существуют распространенные ошибки, которые затрудняют эффективное применение сложного плана. Следует их избегать и устранять. К ним относится использование целых цитат и предложений из произведения, применение незнакомых слов, нарушение логической связи. Пункты не отражают структуру и основную мысль текста, в них присутствует второстепенная информация.
Примеры написания
В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:
- Начало жизненного пути:
- Рождение в Москве, детство в Тарусе.
- Учеба в училище и зарубежных пансионах.
- Первые сборники:
- «Вечерний альбом» (1910);
- «Волшебный фонарь» (1912).
- Творчество Марины Цветаевой:
- Сборники стихов.
- Поэмы.
- Поэмы-сказки.
- Драматические произведения.
- Проза.
Другой пример составлен по статье из учебника по истории:
- Определение понятия «восточный вопрос»:
- Родовая принадлежность: комплекс международных противоречий (конфликтов).
- Хронологические рамки: конец XVIII-начало XX веков (1756−1918 гг.).
- Сущностные признаки:
- упадок Османской империи;
- соперничество великих держав;
- борьба стран Европы за разделение ее территорий.
- Направления:
- геополитическое;
- экономическое;
- идеологическое;
- территориальное.
- Тактические операции:
- Русско-турецкая война 1768−1774 гг.
- Русско-турецкая война 1787−1791 гг.
- Договоры:
- Кючук-кайнарджийский мирный договор, 10 июля 1774 г.
- Георгиевский трактат, 24 июля 1791 г.
- Ясский мирный договор, 29 декабря 1791 г.
- Верельский мирный договор, 3 августа 1790 г.
- Разделы Речи Посполитой.
Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.
Подготовка
к ОГЭ и ЕГЭ
по обществознанию
Бибулатова Г.А. учитель истории и
обществознания МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка
Задание: Составление плана-ответа
План – это некая схематически записанная
совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По плану легко можно
ориентироваться в теме, а также определить знание материала. Составлять план
чрезвычайно необходимо для организации мыслительной деятельности, а также для
развития навыков и умений четкого выражения мыслей и ведения логически
последовательной схемы.
Положительные моменты в составлении плана:
1)Краткая запись.
2) Обобщенное и последовательное изложение.
3) Раскрытие материала.
4) Быстро запоминается.
5) Может заменить конспекты и тезисы.
6) Формулирует мысли.
7) Способствует усвоению материала при
длительной работе над источником.
Организует самостоятельную работу.
9) Сосредотачивает внимание и стимулирует
знания.
Виды планов и их выполнение:
Планы бывают: простые и сложные.
Простой план отражает выделение и наименование
главных частей.
Сложный план полнее раскрывает построение и
содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом
автора.
Как составлять простой план:
1) Прочтите текст (представьте мысленно весь
материал), выделите главные мысли.
2) Разделите текст на части и выделите в
каждой из них главную мысль (можно ориентироваться на абзацы) .
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки,
замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте,
все ли главные мысли отражены в плане.
5) Напишите план.
Как составлять сложный план:
1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и
озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание
каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и
подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого
материала.
Общие правила составления плана при работе
с текстом:
1) Для составления плана необходимо прочитать
текст, выделить главное в прочитанном материале.
2) Разбить текст на отдельные части и
озаглавить их.
В заголовках необходимо передать главную суть
каждого фрагмента.
3) Посмотреть, отражают ли пункты плана
основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проанализировать, можно ли, руководствуясь
этим планом, раскрыть основную мысль текста
Требования к плану:
1) Пункты плана необходимо составлять сразу с
момента первого прочтения.
2) Составляя план при чтении, следует обратить
внимание на абзацы, авторы обычно им отделяют свои мысли. Определенным отрывкам
дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Сформулировать заголовки необходимо
используя научный термины дисциплины. Приступая к формулированию, ищите в
тексте опорные словосочетания, они помогут.
4 План должен полностью охватывать содержание
текста (темы).
5) В заголовках (пунктах плана) не должны
повторяться сходные формулировки.
Графическая схема сложного плана:
I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————
а) —————————————
б) —————————————
в) —————————————
II. —————————————
III. —————————————
Составляя план ЕГЭ по обществознанию,
необходимо помнить, что как минимум три, а лучше четыре пункта он должен
отражать.
Большое внимание уделяйте подпунктам, тем самым
Вы показываете знание материала.
Все пункты, обязательно строим в столбик,
чтобы Эксперт ЕГЭ видел Ваш план.
При анализе ответа учитывается:
соответствие структуры предложенного ответа
плану сложного типа;
наличие пунктов плана, указывающих на
понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может
быть раскрыта по существу;
корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие
абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются
при оценивании.
Пример:
Налоги и их воздействие на экономику страны
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие налогов и их виды:
а) прямые;
б) косвенные.
2. Системы налогообложения:
а) пропорциональная;
б) прогрессивная;
в) регрессивная.
3.Воздействие налогов на экономику страны,
проявляющееся черезреализацию следующих функций:
а) фискальная;
б) частичное перераспределение доходов;
в) регулирование экономических отношений;
г) стимулирующая;
д) контрольная и др.
4.Воздействие налогов на спрос и предложение
как один из аспектов влияния на экономику страны.
5. Влияние налоговой политики государства на
инвестиционную активность в стране.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Содержание
- Основные требования к сложному плану текста
- Как составить сложный план: порядок работы
- Пример сложного плана текста
- Что мы узнали?
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Предыдущая
Русский языкСловообразовательный разбор слова – примеры (русский язык, 6 класс)
Следующая
Русский языкСуффиксальный способ образования слов – примеры