Как составить сложный план параграфа по русскому языку

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.


А какая ваша оценка?

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Как составлять план параграфа

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.

Как составлять план параграфа

Инструкция

Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.

Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: «Первый закон Ньютона».

По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.

Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.

Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев — второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев — третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу — делайте по своему усмотрению.

Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать «Задачи и упражнения». И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.

Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

Источники:

  • как составить план заданий

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

текст для составления плана

Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно, ей это очень нравилось, и она была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Тётке очень нравилось учиться, ведь она делала всё с огромным удовольствием, и ещё это нравилось её учителю. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
— Талант! Талант!  — говорил он.  — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тётка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой.
(По А. П. Чехову)

Простой план

(1). Желание хозяина сделать из собаки артистку.

(2). Обучение собаки.

(3). Восприятие собакой слова «талант».

Урок в 6 классе

Тема: Простой и сложный план текста.

Цели:

1.Познавательные:
а) повторить изученные речеведческие понятия
(план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные
слова в микротемах);

б) закрепить новые понятия: тезисный план,
цитатный план

2.Практические: 

а) составлять простой и сложный план;
а) закрепить умение работать с речеведческими
понятиями при подготовке к сжатому изложению;

б) формировать умение анализировать текст,
умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к истории и литературе;
б) развивать логическое мышление во время
анализа смысла и структуры текста;

в) развивать разные виды речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо);

г) формировать умение самостоятельно пополнять
знания (пользоваться орфографическим  и толковым словарями).

Оборудование: презентация, карточки, тексты

Ход урока

Этап

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые
результаты УУД

Мотивация к
деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Открываем тетради, записываем дату,
классная работа.

— Ребята, мы с вами
живём в большой красивой стране  Россия. Это наша родина. А своей родиной
каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её
символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

— Скажите, а как
русский язык помогает вам в этом?

Подготовка  класса 
к  работе.

Личностные
результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные
результаты

Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

2. Блицопрос

— Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

— Назовите особенности текста-повествования,
описания, рассуждения.

— Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

На уроке мы будем вспоминать, что такое
план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и
изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать
кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

Читают
тексты, оценивание

Ответы
на вопрос

Метапредметные
результаты

Планирование
учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные
результаты

Анализ объектов с
целью выделения признаков (П – логические)

Постановка
учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не
знаем).

1.         —
Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой
и сложный)

Чтение те 1.    Чтение и анализ текста.

         Ударили наши войска на
Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли.
Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты
все не сдаются.

         И вдруг увидел солдат наш,
добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку.  Видно,
отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга
одна-одинешенька посреди улицы. Из  расстегнутого пальтишка видна тоненькая
шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки  слез.

        А кругом идет страшный бой.
Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая
землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон
свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

          Видит наш солдат –
пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!…

          Бросился солдат через
улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим
плечом от огня и вынес из боя.

        А скоро и бойцы наши
подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом.
Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

                                                
Простой план.

1.         Последний бой войны.

2.         Немецкая девочка.

3.         Описание боя.

4.         Благородный поступок
солдата.

5.         Победа.

— на какие три части можно
разделить весь текст ( вступление, основная часть, заключение), озаглавьте
эти части.

— какая часть имеет несколько
микротем? Назовите их.

— составление сложного плана

                                               
Сложный план.

I.          Последний бой войны.

II.        Благородный поступок
солдата.

1.         Немецкая девочка.

2.         Описание боя

3.         Спасение ребенка.

III.       Победа.кста.

(2
слайд) — Как вы думаете, какой план представлен на слайде?


простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и
арабскими цифрами или буквами).

1….

2….

3….

I….

II….

1…

2…

III…


Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный
план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)


Где нам с вами уже встречался план?

(При
морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и
сложного предложения и др.)

 Работа в
парах. (5 минут).
(Выдаются карточки с заданием: составить план к
предложенной теме.

1.   
Звуки речи (3 ряд)

I.    
Гласные

1. …

2…

II. Согласные

1. …

2. …

2. Предложение (1 ряд)

I. По цели высказывания

1. …

2. …

3. …

II. По интонации

1. …

2. …

III. По количеству грамматических основ

1. …

2. …

IV. По наличию второстепенных членов

1. …

2. …

Формулируют
тему, цель и задачи  урока

Метапредметные
результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов
(К)

Предметные
результваты

Самостоятельное
формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование
проблемы (П – лог.

Первичное
закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися   правильной постановки
знака препинания после обобщающего слова перед  однородными членами
предложения.

Физкультминутка.

Упр 180, 181.

Работа
в паре

Проверка

Метапредметные
результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление
поведением партнера (К)

Выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные
результаты

Действие по
аналогии (П)  

Умение
структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П
– общеуч.)

Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной
деятельности

Упр. 238 составить простой и
сложный планы

Проверка,
оценивание

Взаимопроверка
по образцу

Проверяю себя

Метапредметные
результаты

Контроль,
коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в
ситуации затруднения (Р)

Личностные
результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия
деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует
рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

Какую цель
ставили?

Удалось достичь
поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили
результаты?

1) из учебника
биологии по 1 параграфу написать сложный план

Осуществляют 
оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их
соответствия

Отвечают на
вопросы:

Какую цель
ставили?

Удалось достичь

Называют ключевые
слова темы.

Метапредметные
результаты

Умение выражать
свои мысли (К)

Предметные
результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка
процесса и результатов деятельности (П)

Личностные
результаты

Самооценка на
основе успешности  (Л)

Адекватное
понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти риторические фигуры в тексте
  • Как составить свою тренировку для похудения
  • Как найти фамилию соседа
  • Как найти производную булевой функции
  • Как найти слова футбол