Как составить сложный план по тексту 7 класс

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.


А какая ваша оценка?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Я рада нашей новой встрече,Мне с вами интересно, друзья!Интересные ваши отв...

    1 слайд

    Я рада нашей новой встрече,
    Мне с вами интересно, друзья!
    Интересные ваши ответы
    С удовольствием слушаю я.
    Мы сегодня будем наблюдать,
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Активно в работу включайся, дружок!

  • Эталон к дом. заданию из учебника литературысоставить простой план статьи В.П...

    2 слайд

    Эталон к дом. заданию из учебника литературы
    составить простой план статьи В.П.Аникина
    1. Главная мысль былин.
    2. Главные герои былин.
    3.Герои былин –богатыри.
    4. Круг главных идей былин.

  • Какой план представлен ?1….
2…
3….I…..
II…
     1….
     2….
III….

    3 слайд

    Какой план представлен ?
    1….
    2…
    3….
    I…..
    II…
    1….
    2….
    III….

  • Эталон  к упр.16I. Из устного народного творчества
1. Былины
а) Микула Селяни...

    4 слайд

    Эталон к упр.16
    I. Из устного народного творчества
    1. Былины
    а) Микула Селянинович
    Б)Илья Муромец и Соловей – разбойник
    в) А.К.Толстой. Илья Муромец
    2.Русские народные песни.
    А)Обрядовая поэзия
    Б)Песни колядные
    В)Песни масленичные
    Г)Песни свадебные
    Д)Лирические песни
    Е)Лиро-эпические песни
    II.Из древнерусской литературы
    1….И вспомнил Олег коня своего…
    2. Повесть о Петре и Февронии Муромских

  • Требования к плану     1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленн...

    5 слайд

    Требования к плану
    1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
    2) Составляя план при чтении, прежде всего, старайся определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Помечай эти места в тексте. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
    3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищи в тексте опорные словосочетания, они помогут.
    4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует составить его на черновике – отточить формулировки.
    5) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).

    6) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

  • Виды плановПростой
    Состоит из основных пунктовСложный
    Включает в себя...

    6 слайд

    Виды планов
    Простой
    Состоит из основных пунктов
    Сложный
    Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

  • Как составить сложный план?1) Составь простой план текста 
2) Разверни каждый...

    7 слайд

    Как составить сложный план?
    1) Составь простой план текста
    2) Разверни каждый пункт плана путем детализации наиболее важных вопросов.

  • Чеканщик - Рабочий, занимающийся чеканкой.Чеканка - выбивание на пластине о...

    9 слайд

    Чеканщик — Рабочий, занимающийся чеканкой.

    Чеканка — выбивание на пластине определённый рельеф.
    Резчик – рабочий, занимающийся резкой, резанием чего-либо, в том числе — с применением устройств (приборов, механизмов) для резки материала. Резчик по дереву. 
    Эмальер ( от слова «эмаль») — , -а, м. Мастер, художник по изготовлению эмалей

  • Оружейная палата

    10 слайд

    Оружейная палата

  • Составить план к предложенной теме1.     Звуки речи 
I. Гласные
1. Ударные…
2...

    12 слайд

    Составить план к предложенной теме
    1. Звуки речи
    I. Гласные
    1. Ударные…
    2…Безударные
    II. Согласные
    1. Звонкие…
    2. Глухие…

    2. Предложение
    I. По цели высказывания
    1. Повествовательное
    2. вопросительное…
    3. Побудительное
    II. По интонации
    1. Восклицательное
    2. Невосклицательное
    III. По количеству грамматических основ
    1. Простое…
    2Сложное…
    IV. По наличию второстепенных членов
    1. Нераспространенные…
    2. …Распространенные
    I2. …

  • . Жанры литературы 
I. Прозаические:
1. Роман
2. Повесть
3. Рассказ…
4. Новел...

    13 слайд

    . Жанры литературы
    I. Прозаические:
    1. Роман
    2. Повесть
    3. Рассказ…
    4. Новелла
    II. Поэтические:
    1. Стихотворение…
    2. …Поэма
    3. …Баллада
    III. Драматические:
    1. Комедия…
    2. Трагедия…
    3. Драма

  • РефлексияРасскажи своему соседу по плечу:
- Что нового узнали на этом уроке?...

    14 слайд

    Рефлексия
    Расскажи своему соседу по плечу:
    — Что нового узнали на этом уроке?
    — важную ли информацию я получил?
    — Где мне это пригодится в жизни?
    — Принесёт ли это мне пользу?

  • Домашняя работаВариант 1:     Упражнение  12, стр. 13-14 - составить  сложный...

    15 слайд

    Домашняя работа
    Вариант 1: Упражнение 12, стр. 13-14 — составить сложный план текста.
    2. Вариант 2: упражнение 20, стр.20-Пересказ содержания отрывка по плану.
    3.вариант 3: Упражнение 20 – задание 5 по выбору:написать небольшое сочинение о мастерах – народных умельцах своего края.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать

должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала

отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ

единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светлоголубой

цвет. Прежде всего, светлоголубой цвет относится к числу тех цветов, который

человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и

приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является

одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей

государственности светлоголубой флаг, необходимо относиться с наибольшей

доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет

нашего флага свидетельствует о культурноэтническом единстве народа и

одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом

жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А

время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно

измерение день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и

изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем

флаге одновременно имеют форму зерна — основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его

изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан,

имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную

власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости,

стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу,

способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении

будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в

высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является

параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь

изображен казахский орнамент «кошкармуйз — бараньи рога». [1]

Примерный план текста:

1. Символ государства.

2. Конкурс государственного флага.

3. Элементы государственного флага.

1) Цвет – символ неделимости государства.

2) Солнце – источник жизни и энергии.

3) Орел – символ свободы и независимости.

4) Орнамент.

5. Составление календаря исследовательской деятельности.

Разработка исследовательской (проектной) работы начинается с планирования.

Правильно составленный план позволяет исследователю продуктивно организовать НИР

по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

Рабочий план составляется автором на основе предварительного ознакомления с

литературой и другими источниками.

Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать

вопросы темы по учебникам, т.к. в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме.

Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению

первоисточников, нормативных документов.

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА

Планы бывают нескольких типов:

простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

 Как составлять простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте части.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.

Как составлять сложный план.

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Вопросный план.

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и  т. п.).

 Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

 В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

1. (цитата);

2.(цитата);

3.(цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты)

 Тезисный план.

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1.Логико-смысловой анализ текста:

А)членение на законченные смысловые части;

Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

В)определение главной мысли текста;

Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:

А) озаглавливание;

Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

Как составлять план текста 

 План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.

План может быть простым или сложным.

Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.

Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые  раскрывают содержание главных вопросов.

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Разделите текст на законченные по смыслу части.

  3. Выделите главную мысль каждой части.

  4. Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.

  5. Пункты плана формулируйте кратко и точно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти песню как бы не было зимы
  • Как составить резюме на работу впервые
  • Как найти предел измерения прибора амперметра
  • После осветления корни желтые как исправить
  • Как найти высоту двери теплицы