Как составить сложный план развернутого ответа

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например:
— Теории происхождения…
— Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Более 600 планов для задания С8 →

Методические рекомендации по составлению сложного плана по обществознанию.

• Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. • Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. • Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

• Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

• В случае необходимости внесите корректировки.

• Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

• В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

2) полноту отражения основного содержания в плане;

3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;

б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

3) озаглавьте каждую часть;

4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

6) в случае необходимости внесите корректировки;

7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…

2) Понятие…

3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например: — Теории происхождения… — Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Источник: http://4ege.ru/obshestvoznanie/3187-algoritm-raboty-s-zadaniem-b8-po-obschestvoznaniyu.html

Алгоритм работы с заданием 28

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Помните , что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.

5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.

 
Примеры составленных планов:

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.


А какая ваша оценка?

Модель
составления сложного плана по обществознанию.

Тезикова
Ирина Геннадьевна,учитель истории и обществознания.

Данное
задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса
обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при
необходимости конкретизировать их подпунктами.

Под планом
понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного
вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную
идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОЖНОГО ПЛАНА:

  1. мысленно
    представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной
    темы;
  2. разделите
    его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
  3. озаглавьте
    эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
  4. в каждой
    части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
  5. проверьте,
    не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана
    с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
  6. в случае
    необходимости внесите корректировки;
  7. помните,
    что план должен охватывать основное содержание темы;
  8. в
    заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?

Главное –
мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание
предложенной темы.

Вот
примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

  1. Сначала
    необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует
    несколько вариантов: 1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…
  2. Затем,
    если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения
    (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных
    подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…
    (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот
    пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
  3. Далее
    выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и
    т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
  4. Функции…
    (детализировать в подпунктах).
  5. Типы
    (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) …
    (детализировать в подпунктах).
  6. Значение
    (роль, последствия, тенденции и т.п.) …
  7. Особенности
    (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).
  8. Пути
    решения.

Детализировать
в подпунктах следует 2-4 пункта.

Алгоритм
составления плана по теме:

1. Понятие,
сущность …

2.
Характерные черты (признаки):

а)
б)
в)

3.
Важнейшие задачи, основные функции:

а)
б)
в)

4. Формы,
типы, виды классификации:

а)
б)
в)

5.
Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху

6. Проблемы
становления (особенности развития) объекта в современной России.

Своим учащимся
я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 – используя учебник и
конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала
составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге
учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся
работать над составлением плана.

Изменения в
КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания
задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ – 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из
которых два или более детализированы в подпунктах.

Как
видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен
выполнить следующие действия:

  1. выявить
    вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не
    менее трёх);
  2. продумать
    формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
  3. составить
    сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана;
  4. проверить,
    «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не
    являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего
    специфики темы;
  5. проверить
    корректность формулировок.

Система
оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.

Первая
часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при
анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень
обязательных пунктов.

Содержание
верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При анализе
ответа учитывается:

  • соответствие
    структуры предложенного ответа плану сложного типа;
  • наличие
    пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
  • корректность
    формулировок пунктов плана.

Формулировки
пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие
политической партии.

2.
Особенности политических партий как общественных организаций:

а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.

3. Функции
политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.

4.
Классификация политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы
партийных систем:

а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.

6.
Политические партии в современной России.

Возможны
другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов
плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
(Мне кажется, оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме.
Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой
темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества
времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).

Наличие
любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу
формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один
пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не
быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись
формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание
данной темы по существу. Предложена более простая формулировка – через «наличие
пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.

В новой
редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты
плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.

Формальные
изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы
оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания
по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).

Итак,
составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с
критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на
номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).

Критерий
28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть
данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется
в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в
подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть
данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник
получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.

Критерий
28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется
0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Критерий
28.2 – количество пунктов плана – связан с требованием задания о том, что план
должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные
ситуации – 0 баллов.

Формулировки
пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании.
Чтобы более точно дифференцировать выпускников, введён критерий 28.3 –
корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, — в соответствии с
которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов
плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы
с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.

Тренинг:

1.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План
должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах.

1. Понятие
избирательной системы.

2.
Компоненты избирательной системы:

а) избирательное право;
б) избирательный процесс.

3. Основные
принципы демократического избирательного права:

а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.

4. Стадии
(этапы) избирательного процесса:

а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на
эти цели.

5. Типы
избирательных систем:

а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

6.
Особенности избирательной системы Российской Федерации.

Литература:

  1. ЕГЭ по
    обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных
    материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию.
    ФИПИ.
  2. Лискова
    Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе
    анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М.
    2017.
  3. Кишенкова
    О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017.
  4. Маркин
    С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2011.

Алгоритм составления сложного
плана по обществознанию

Автор: Эркенова Фатима Дагировна

Организация: МКОУ «СОШ №9 им. Х.Ч. Кубанова с. Джага»

Населенный пункт: КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага

В структуру экзаменационной работы по обществознанию (ЕГЭ) включено задание – составить сложный план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами. К сожалению, иногда выполнение данного задания вызывает сложности.

Что же такое вообще план?

Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет.

Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в двух случаях, однако для большей уверенности ( и если вы точно уверены в правильности написанного ) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема « Политическое участие», можно первой цифрой плана просто написать « Понятие политического участия».

Далее логично упомянуть формы политического участия этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне.

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить ещё один пункт – политический абсентеизм ( противоположность политического участия ).

Возможный «трёхбалльный» план выглядит таким образом:

  1. Понятие политического участия.
  2. Формы политического участия

участие в выборах; голосование на референдумах; участие в деятельности местного самоуправления; членство в политических партиях;

  1. Участие граждан в деятельности местного самоуправления:

участие в выборах в органы местного самоуправления; участие в публичных слушаниях; обращение в органы местного самоуправления;

  1. Важность политического участия граждан.
  2. Политический абсентеизм.

Предпочтительнее составление плана в называемой или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут)

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

  1. Понятие религии.
  2. Причины возникновения религии.
  3. Значение, роль и функции религии.
  4. Формы религии:

а) ранние религиозные верования, язычество б) политеизм в) монотеизм

  1. Основные мировые религии

а) буддизм

б) христианство

в) ислам

  1. Национальные религии

а) иудаизм

б) синтоизм

  1. Взаимосвязь религии с моралью и правом
  2. Свобода совести и вероисповеданий.
  3. Государство и религия.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. План может быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме)

Наличие любых двух из 2,3, и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Рекомендации при составлении сложного плана:

  1. мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;
  2. разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
  3. озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
  4. в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
  5. проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
  6. в случае необходимости внесите корректировки;
  7. помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
  8. в заголовках ( пунктах и подпунктах плана ) нежелательно повторять сходные формулировки.

ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое…. 2) Понятие… 3) Определение…

Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)…. Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…(сущности…), например: Теории происхождения … Взгляды мыслителей на… Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.

Далее выделить характерные черты ( признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.

Функции…( детализировать в подпунктах).

Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).

Значение ( роль, последствия, тенденции и т.п)…

Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

Пути решения.

Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.

Алгоритм составления плана по теме:

  1. Понятие, сущность…
  2. Характерные черты (признаки):

а)

б)

в)

  1. Важнейшие задачи, основные функции:

а)

б)

в)

  1. Формы, типы, виды классификации:

а)

б)

в)

  1. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
  2. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.

Также можно и по шаблону составить сложный план.

Шаблоны

Шаблон №1/тема касается социального института ( семья, образование, государство и т.д.)/

  1. Понятие
  2. Особенности/Признаки
  3. Виды/Типы/Формы
  4. Функции
  5. Особенности/проблемы… в современном мире/ в России

Например, план «Наука как социальный институт».

Шаг 1. Работа по шаблону

Понятие науки

Особенности научного знания

Виды наук

Функции науки

Особенности научной деятельности в России.

Шаг 2. Детализация плана ( подпункты)

  1. Понятие науки
  2. Особенности научного знания

А) объективность

Б) доказательность

В) системность

Г) наличие специального языка и методов

  1. Виды наук

А) Естественные

Б) Гуманитарные и социальные

В) Технические и точные

Г) Науки о познании и мышлении

  1. Функции науки
  1. Познавательно-объяснительная
  2. Производственная
  3. Культурно-мировоззренческая
  4. Социальная
  5. Прогностическая
  1. Особенности научной деятельности в России.

Шаблон №2 ( тема касается процесса глобализации, инфляции, безработица)

  1. Понятие
  2. Причины
  3. Виды/типы
  4. Проявление/примеры
  5. Позитивные последствия/Позитивное влияние на общество( экономику и т.д.)
  6. Негативные последствия/Негативное влияние на…
  7. Пути преодоления негативных последствий.

Например, план по теме: «Безработица»

  1. Сущность понятия «безработица».
  2. Виды безработицы:

фрикционная;

структурная;

циклическая;

сезонная.

  1. Формы безработицы:

открытая;

скрытая;

текучая;

застойная

  1. Последствия безработицы.
  2. Методы борьбы с безработицей.

Есть темы, которые не совсем укладываются в шаблон или совсем не укладываются ни в один из шаблонов — тогда нужно рассчитывать на сообразительность и теоретическую подготовленность учащихся. В остальных случаях шаблон помогает выстроить структуру плана, становится «канвой» работы.

Например, план по теме; « Международное разделение труда в условиях глобализации »

  1. Факторы международного разделения труда в условиях глобализации:

спрос на мировом рынке;

положение страны в структуре мировой экономики;

структура национального производства;

научно-технический процесс;

  1. Преимущества от международного разделения труда.
  2. Международные экономические отношения в условиях глобализации:

валютно-финансовые отношения;

международное движение капитала;

миграция рабочей силы;

международная торговля;

экономическая интеграция;

  1. Государственная политика в области международного разделения труда.

Как же научить учащихся составлению сложного плана работе по алгоритму?

В конце урока после изучения темы можно дать задание 28, т.е. учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Можно составить план вместе, затем разобрать составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.

Литература:

  1. ЕГЭ по обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по обществознанию. ФИПИ.
  2. Баранов П.А, А.В, Воронцова, С.В, Шевченко. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. Аст, 2017.-292с.
  3. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 по обществознанию. М. 2017.-52с.
  4. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М.Эксмо,2017.-486с.
  5. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С.М.: Айрис-пресс, 2011.-105с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,1 КБ

Опубликовано: 01.06.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти украденный выключенный айфон
  • Microsoft office 365 нелицензированный продукт как исправить
  • Как найти формат в ворде 2007
  • Как найти врача для ведения беременности
  • Как найти моду в статистике 9 класс