Как составить сложный план текста родной язык

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.


А какая ваша оценка?

👉 Ответы к странице 95. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Первая часть ответа на предыдущей странице 94

2) Выделите в тексте смысловые части. О чём говорится в каждой из них?


Ответ:

1. Введение: правила постановки ударения в иностранных языках.

2. Основная часть: правила постановки ударения в русском языке.

3. Заключение: правила постановки ударения в отглагольных существительных.

3) Составьте и запишите сложный план текста.


Ответ:

I. Правила постановки ударения в иностранных языках:

1. в финском;

2. во французском;

3. в английском.

II. Правила постановки ударения в русском языке:

1. ударения в словах, кончающих на «-лог»;

2. ударение, переходящее с одного слога на другой;

3. второе ударение в словах, связанное с повышением голоса или приставками;

4. ударение, поменявшееся с ходом времени;

5. ударение в словах, обозначающих меры длины и оканчивающихся на «-метр».

III. Правила постановки ударения в отглагольных существительных.

4) Найдите и ещё раз прочитайте предложения‚ где говорится об особенностях русского ударения.


Ответ:

Особенности русского ударения:

1. «В русском языке ударение может падать на любой слог и любую часть слова; кроме того, оно подвижно: в разных грамматических формах слов ударение может переходить с одного слога на другой».

2. «Встречается в словах русского языка и второе ударение, связанное не с «нажимом» или понижением тона голоса (как обычно), а с его повышением. Второе ударение можно заметить в словах с приставками «анти-», «меж-», «около-», «контр-», «сверх-», «супер-», «экс-» и другими».

3. «Больше того: ударение может меняться с ходом времени».

4. «В словах, обозначающих меры длины и оканчивающихся на «-метр», ударение падает на последний слог».

5. «В отглагольных существительных ударение сохраняется на том же месте, что и в исходном глаголе, от которого они образованы».

5) Подготовьте рассказ по составленному вами плану об особенностях постановки ударения в русском языке.


Ответ:

В финском языке ударение падает на первый слог, во французском — на последний слог, а в английском — на первый слог. В словах, кончающих на «-лог» ударение так же, как и во французском языке, ставиться на последний слог.

В русском языке ударение может падать на любой слог. Например, в разных грамматических формах ударение может переходить с одного слога на другой: голова́ — го́лову.

В словах русского языка можно встретить и второе ударение, которое связано с повышением голоса или с приставками «анти-», «меж-», «около-», «контр-», «сверх-», «супер-», «экс-» и т.д. Например, «кóнтратáка», «самолётостроé ние»

Кроме того, ударение может меняться с ходом времени. Например, во времена А.С. Пушкина говорили слово «пои́т», а в современности — «по́ит». Это произошло в следствии перемещения ударения во время спряжения глаголов на «-ить» с последнего слога к первому. В словах обозначающих меры длины, и которые оканчиваются на «-метр», ударение падает на последний слог: киломéтр.

В отглагольных существительных ударение сохраняется на том же месте, что и в исходном глаголе, от которого они образованы: «исповéдать — вероисповéдание».

6) Используя примеры из текста‚ составьте орфоэпический словарик. Дополните словарик тремя-четырьмя словами.


Ответ:

1. Мáркетинг

2. Гравёр

3. Каталóг

4. Рембрáндт (в России)

5. Головá,

6. Вáжный

7. Кóнтратáка

8. Самолётостроéние

9. Пóит

10. Звони́ть

11. Киломéтр

12. Вероисповéдание

13. Обеспéчение

14. Ту́фля

15. Хозя́ева

16. Христиани́н

Урок русского родного языка на тему : «Учимся составлять план»

Урок русского родного языка
в 4 классе

Настрой на урок
Если б мне сказали рассказать о настроении, то я …

Заботы животных.
Конец весны.
Скоро лето.
Холод и сырость.
Таяние снега.
Прилет птиц.

Для чего нужен ПЛАН?

Тема урока
Учимся составлять план

виды плана

цитатный,
вопросный,
план – опорная схема,
назывной

План
Кратко передает основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом.

испуганный
ароматный запах
молоко
Смелость
План – опорная схема
еж

Белка и волк
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Л. Толстой

Вопросный план.

Куда упала белка?
О чем спросил белку волк?
Почему белки веселы?

Цитатный план.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.
Скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.
Тебе оттого скучно, что ты зол.

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Родной
язык 14.04.2020 Классная работа

План
текста, виды плана

1.     
Прочитай информацию и запомни её.

План – это последовательное представление
частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и
(или) основную мысль. План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

1)    Прочитать
текст.
Обрати внимание на то, как он простроен:


о чём говорится в начале?


какие события описаны дальше?


как заканчивается текст?

2)    Разделить
текст на смысловые части (эпизоды) –
смену эпизодов
определяет таких повествовательных компонентов: место действия, время
действия, смена персонажей
(достаточно изменения одного из них).

3)    Выделить
главное в каждой части,
отметив самое главное в
части.

4)    Перечитать
выделенный предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в
каждой части. Побери к ним заголовки.

5)    Записать
заголовок к каждой части.

6)    Проверить,
отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли
что-то важное.

7)    Опираясь
на план, пересказать текст.

ПОМНИ!
Названия пунктов могут быть сформулированы по-разному:

1.     Как
вопрос
(Как появился колобок?)

2.     Как
повествовательное предложение
(Колобок появился.)

3.     Как
ключевые фразы из текста, отражающие главную мысль
(«По
амбарам помела, по сусекам поскребла»)

Обрати внимание! Я
привела примеры названий одной части из сказки «Колобок». Речь в каждом
названии идёт об одном и том же, но сформулировано по-разному.

Пример

Собака-грибник

 На лестнице я
встретил маленького щенка и принёс его домой.

 Я дал ему кличку Майка и стал его обучать.
Недели через три она прыгала через обруч, стояла на лапках.

 Прошло лето, за тем и осень пришла. В лесу
появились грибы. Я часто ходил в лес с Майкой. В лесу она бегала за птицами,
резвилась.

 Стал я обучать Майку находить грибы. Заметив
грибы, она громко лаяла.  За восемь лет Майка была моей
помощницей  по сбору грибов.

по А. Рыжкову

План:

Рассмотрим три
вида плана:

1.Как я
встретил щенка?

2.Как я
обучал Майку?

3.Где я
гулял с собакой?

4.Чем
помогал мне Майка в лесу?

1.
Встреча со щенком.
2. Обучение Майка.
3. Мои прогулки по лесу с собакой.
4. Мой помощник по сбору грибов.

1. «Я
встретил маленького щенка…»

2. «Я
стал его обучать».

3. «Я часто
ходил в лес с Майкой».

4. «Майка
была моей помощницей по сбору грибов».


2.
Прочитай текст и выбери из списка те пункты плана , которые относятся к данному
тексту. Запиши в тетрадь название текста и его план.

Чиж

Весёлая,
добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В
хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят
на свет крошечных чижат.

А
осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго. Уже в начале
весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа.

Здравствуй,
чижик! Добро пожаловать!

 План

1. Весёлая, добрая
птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие
уютные гнездышки.

4. Осень.

5. Здравствуй,
чижик!

6. Чиж —
родственник воробья.

3. Определи
порядок следования частей текста по плану и запиши полученный текст.

Золотая
осень

Потом
они набрали разных листьев и вернулись домой. 

Лес
был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул
лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада.
Дети долго любовались красотой природы.

Стоял
ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес. Солнце светило ярко. Небо было
голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

План:

1.Стоял ясный
день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в
хороводе.

4.Домой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти чужой адрес электронной почты
  • Составить рассказ как приготовить салат 2 класс
  • Как найти продолжение в сторис
  • Как в пинтерест найти похожие картинки
  • Как найти список загрузок в яндексе