Как составить смету для аукциона

Смета контракта по 44-ФЗ

16.02.2020

Смета контракта по 44-ФЗСтатья 110.2 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что оплата контракта, предметом которого является строительство или реконструкция объекта капитального строительства, осуществляется заказчиком в соответствии со сметой контракта, являющейся обязательным его приложением. Смета контракта должна составляться в соответствии с методикой, утвержденной Минстроем России (приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр), действующей с 15.02.2020 (ч.ч. 6.1 и 7 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Однако, что ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не распространяет свое действие на контракты, предметом которых выступает капитальный ремонт, снос или реставрация объектов капитального строительства. Помимо этого, ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не наделяет Минстрой России правом на утверждение методики формирования сметы контракта для указанных контрактов. Вместе с тем, ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ предусматривает, что сметная стоимость работ по капитальному ремонту, сносу, реставрации объектов капитального строительства определяется при проектировании таких работ, но не используется при формировании сметы контракта. Смета контракта на выполнение указанных работ, также как и работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства, формируется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, если иное прямо не предусмотрено контрактом.

В связи с этим, если предметом контракта, например, выступает капитальный ремонт, снос, реставрация объекта капитального строительства, приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр наделяет стороны контракта правом на использование сметы контракта, составленной в соответствии с Методикой, утвержденной приказом.

“2. Смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее — Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта. Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в приложении N 6 к Порядку.”


Как видно из приведенной выше цитаты, при осуществлении закупок строительных работ, не связанных со строительством и реконструкцией объекта капитального строительства, соглашение сторон по применению сметы контракта может быть достигнуто только при условии, что сам проект контракта содержал проект сметы контракта, составленной в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Указанное соглашение достигается простой подачей участником закупки заявки на участие в процедуре, которой он соглашается со всеми условиями документации о закупке, изложенными заказчиком, включая использование сметы контракта.


Подводя итог вышеизложенному отметим, что с 15.02.2020 заказчик при осуществлении закупок, предметом которых является строительство или реконструкция объектов капитального строительства, не вправе при составлении сметы контракта использовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов в силу прямого запрета на это ч. 6.1. ст. 11.2 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупок иных видов работ заказчик вправе использовать смету контракта, составленную в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, или составлять смету “классическим” образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием НМЦк и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Проект сметы контракта

В статье Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” не будет расписывать весь алгоритм составления проекта сметы контракта, уже описанный в приказе Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, суть которого сводится к укрупнению единичных расценок, содержащихся в сметной документации, до цен основных конструктивных элементов объекта. Читатель с данным алгоритмом может ознакомится самостоятельно. В статье будут отмечены лишь те моменты, на которые следует, по мнению сотрудников центра, обратить отдельное внимание.

1. Детализация (группировка) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ в проекте сметы контракта осуществляется таким образом, чтобы было возможно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в ходе исполнения контракта в соответствии с графиком выполнения подрядных работ, являющемся обязательным приложением контракту (пп. “б” п. 33 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Таким образом, все укрупненные работы, нашедшие свое отражение в проекте сметы контракта, должны быть также отражены в графике выполнения работ. Если проект сметы контракта будет более детализирован по работам, чем график выполнения работ, то это будет означать, что в отношении части работ, указанных в проекте сметы контракта невозможно идентифицировать срок их начала и окончания, что будет рассматриваться как несоблюдение требований приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Однако, следует заметить, что составление самого графика выполнения работ является обязательным только в случае, если предметом контракта выступает новое строительство или реконструкция объекта капитального строительства (ч. 6 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ). При осуществлении закупок иных строительных работ график, как приложение к контракту, может не формироваться вовсе. 

2. Проект сметы контракта составляется на основании Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплектов (видов) работ и, фактически, является производной от такой Ведомости (пп. “б” п. 31 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Сама ведомость может формироваться заказчиком после осуществления проектных работ либо подготовка такой Ведомости может быть предусмотрена в качестве обязанности проектировщика, если это содержалось в задании на проектирование. По мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” является предпочтительным для заказчика.

3. Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений могут включаться в проект сметы контракта отдельной строкой, а могут и не выделяться в проекте сметы контракта. Все зависит от порядка определения таких затрат проектировщиком (см. п.п. 39-41 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Вместе с тем, если затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений не будут выделены в проекте сметы контракта отдельной строкой, то это, по мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”, не освобождает заказчика от их приемки в эксплуатацию, а также зачислению в основные средства заказчика с последующей передачей генподрядчику в пользование в порядке, установленном в контракте (п. 3.4 ГСН 81-05-01-2001).

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

НМЦК в закупках строительных работ определяется специальным Приказом Минстроя № 841/пр. Цена контракта с единственным поставщиком определяется в том же порядке.

Когда применяется Приказ № 841/пр

Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 утверждает:

  1. Порядок, на основе которого проводят обоснование НМЦК в сфере градостроительства при реализации заказов:
    • на инженерные изыскания;
    • подготовку проектов для капитального строительства;
    • строительство;
    • проведение реконструкции объектов капитального строительства или снос этих объектов;
    • сохранение культурного и исторического наследия (памятники архитектуры и пр.).
  2. Расчетную методику 841/пр от 23.12.2019 с изменениями для составления сметы:
    • на строительство;
    • реконструкцию или снос;
    • сохранение архитектурного наследия.

ВАЖНО!

В нормативах указано, обязательно ли применять методики расчетов Минстроя, — да, если заказчик планирует закупку в градостроительной сфере. Положения Приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 не распространяются на территориальное планирование. Еще одно исключение — контракты по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства осуществляются одновременно (ПП РФ № 563 от 12.05.2017).

Как обосновать НМЦК на строительство

Вот как применять Приказ Минстроя России № 841/пр от 23.12.2019 в 2023 году:

  1. Подготовить смету.
  2. Учесть НДС.
  3. Зафиксировать результат определения НМЦК в протоколе.

НМЦК договора на работы в сфере градостроительства рассчитывают с применением проектно-сметного метода с учетом:

  • индексов цен на затраты при реализации инвестиций;
  • индексов-дефляторов Министерства экономического развития.

Согласно приказу Минстроя проверка расходов на строительство по госконтракту при применении индексного метода — это контроль соответствия индексов цен и индексов инфляции, которые применены при расчете, официальным данным федеральной службы госстатистики и органов власти.

Расчет НМЦК проектных, строительных работ и ввода в эксплуатацию, которые будут проводиться одновременно, выполняют после получения заключения технологического и ценового аудита и применяют правила, которые установлены Постановлением № 563 от 12.05.2017.

В соответствии с приказом Минстроя методика расчета НМЦК по 841 содержит единый алгоритм расчета строительных работ, состоящий из нескольких этапов:

  1. Пересчет цены на текущую дату.
  2. Умножение итоговой суммы на индекс инфляции (с учетом планового периода исполнения договора).
  3. Определение цены контракта.

Расчет цены договора оформляют в виде протокола и прикладывают к тендерной документации, которую размещают в ЕИС.

ВАЖНО!

Когда тендер проводится на несколько видов работ, в расчете указывают цену каждой.

НМЦК договора на инженерные изыскания и ПСД определяют с учетом формулы:

Формула НМЦК для инженерных изысканий и ПСД

Расчет НМЦК на проектирование и изыскания включает в себя:

  • выполнение инженерных изысканий;
  • разработку проектной документации;
  • дополнительный объем средств на непредвиденные затраты (если это предусмотрено контрактом);
  • итоговую цену (с НДС и без НДС).

Определение цены услуг технического заказчика проводится на основе сметы. Калькуляция включает в себя (если это предусмотрено контрактом):

  • затраты, которые связаны с выполнением функций технического заказчика;
  • затраты на строительный контроль;
  • услуги, которые выполняет технический заказчик;
  • дополнительный объем средств на непредвиденные расходы;
  • итоговую цену (с НДС и без НДС).

Расчет НМЦК на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, сохранение памятников архитектуры готовят на основе сметы по формуле:

Формула НМЦК для строительных контрактов

В расчет НМЦК на выполнение работ по строительству включают:

  • строительство (монтаж);
  • оборудование;
  • наладку и запуск оборудования;
  • транспортные расходы (переброс оборудования, командировочные выплаты рабочим и т. п.);
  • увеличение расходов в зимнее время;
  • дополнительный объем средств на непредвиденные расходы;
  • иные расходы;
  • итоговую цену (с НДС и без НДС).

ВАЖНО!

Если точный объем заказа не определить, установите начальную цену и предельную стоимость контракта.

Как рассчитать стоимость работ, которые не были выполнены

При расторжении договора, не все условия которого выполнены, Минстрой рекомендует использовать для калькуляции остаточной стоимости формулу:

Формула расчета стоимости остаточных работ по контракту

Сметную стоимость остатков в текущем уровне рассчитываем по формуле:

Формула расчета сметной стоимости остатков в текущем уровне цен

Для калькуляции сметной стоимости в уровне цен сметы, на которую получено положительное экспертное заключение, используют следующую формулу:

Формула расчета сметной стоимости в уровне цен сметы

Если контракт расторгнут по решению сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом от его исполнения и заказчик заключает новый договор со вторым участником тендера (ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ), то стоимость этого контракта определяют по формуле:

Формула НМЦК со вторым участником торгов

Для калькуляции стоимости остаточных работ в текущем уровне цен на дату формирования НМЦК используют формулу:

Формула расчета стоимости остаточных работ в текущем уровне цен

Стоимость работ, которые выполнены на дату формирования НМЦК расторгнутого контракта, определяют по формуле:

Формула расчета стоимости работ, которые выполнены на дату формирования НМЦК

Как рассчитать увеличение стоимости работ

Еще с августа 2021 года действует особый порядок расчетов сметной стоимости — при увеличении цены строительных работ из-за удорожания строительных ресурсов, материалов и оборудования (Приказ Минстроя № 500/пр от 21.07.2021). Увеличение стоимости работ допускается, но не более чем на 30 %. А с 13.12.2021 для контрактов с ценой до 30 млн рублей после пересчета учитывают непредвиденное при заключении удорожание и материалов, которые еще не закупили, и ресурсов, которые уже приобрели в течение 2021 года (Приказ Минстроя № 728/пр от 07.10.2021). Кроме того, к расчетам применяется коэффициент корректировки, учитывающий рост стоимости работ из-за существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, который невозможно предвидеть при заключении контракта (приказ Минстроя № 124/пр от 25.02.2022).

Новая методика, как посчитать удорожание строительства через год для контрактов с ценой не больше 30 млн рублей, такова:

  1. Оформите расчет в разрезе строительных ресурсов, суммарная стоимость которых с учетом объема поставки по контракту — не меньше 80 % от общей стоимости всего объема ресурсов, которые необходимы для исполнения контракта, но которые подрядчик еще не закупил, а их цена существенно изменилась.
  2. Составьте перечни ценообразующих ресурсов отдельно для строительных материалов и для строительного оборудования.
  3. Определите такие перечни на основании сметы в базисном уровне цен. При условии что смета прошла проверку и получила положительное заключение экспертных органов. Если таких сведений нет, то воспользуйтесь информацией о текущей стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту, которую использовали при формировании сметы госконтракта.
  4. Подтвердите цены таких строительных материалов и оборудования обосновывающими документами с информацией о цене на материалы, оборудование — прайс-листами, данными торговых площадок, договорами поставки идентичных товаров.
  5. Определите разницу между увеличившейся стоимостью на материалы, оборудование и той ценой, которую учитывали на дату заключения контракта.

Подробнее: изменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов

Разница при расчете НМЦК со строительством в следующем году определяется по формуле:

Формула расчета разницы между стоимостью ценообразующих стройматериалов и новой стоимостью

Рассчитывайте новую цену контракта с учетом непредвиденных расходов в смете обоснования в 2023 году по такой формуле:

Формула новой цены строительного контракта с учетом удорожания стройматериалов

А величина изменения стоимости строительных ресурсов определяется так:

Формула коэффициента увеличения стоимости стройматериалов

Коэффициент корректировки цены контракта, учитывающий удорожание стройматериалов, рассчитывают по формуле:

Формула коэффициента корректировки цены контракта в связи с удорожанием строительных ресурсов

Как составить смету

Проект строительной сметы готовят без использования сметных нормативов из федерального реестра и сметных цен строительных ресурсов.

При калькуляции стоимости строительства берут за основу данные из смет и сводных сметных расчетов.

Пошаговая инструкция, как подготовить смету на основании Приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019:

Шаг 1. Проводим комплексный анализ проектной документации, на которую получено положительное экспертное заключение.

Ша 2. Формируем ведомость объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, которая содержит:

  • объемы готовых составных частей (если это предусмотрено заданием на проектирование);
  • номера смет и позиций;
  • наименования работ и их объем.

Шаг 3. Готовим проект сметы контракта, который включает в себя:

  1. Названия работ и их объем.
  2. Стоимость, в которую входят:
    • основные расходы (зарплата рабочих, аренда специальной техники и т. п.);
    • накладные расходы;
    • прибыль;
    • стоимость оборудования (если это не отдельная строка в смете);
    • затраты на строительство временных зданий и сооружений (если это не отдельная строка в смете);
    • дополнительные расходы (если этот пункт заложен в расчет);
    • пусконаладочные работы (если смета контракта на строительство не предполагает отдельного пункта);
    • иные расходы.

Шаг 4. Указываем в документе итоговую стоимость (с НДС и без НДС).

ВАЖНО!

При поэтапном выполнении работ в расчете указывают стоимость каждого этапа.

Приведем пример расчета по Приказу Минстроя 841 — смета на капитальный ремонт (актуально в 2023 году).

Пример расчета нмцк на капитальный ремонтпо приказу 841/пр от 23.12.2019

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

Как применять официальную статинформацию об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Росстатом для периода, и индексах-дефляторах Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)»

Письмо Минстроя № 9333-ИФ/09 от 16.03.2020

Скачать

Как определить НМЦК в градостроительной деятельности

Письмо Минстроя № 8323-ОГ/09 от 18.03.2020

Скачать

Об авторе этой статьи

Элла Залужная

Элла ЗалужнаяЭксперт проекта
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)

В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.

Другие публикации автора

Содержание

1. Появление «контрактной сметы»

2. Введение произвольного графика оплаты строительных работ

3. Новый способ формирования НМЦК

4. Изменение способа оплаты исполненных строительных контрактов

С 27 июня 2019 года, в соответствии с Федеральным законом 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Данный регламент обязателен для всех заказчиков в рамках 44-ФЗ и на часть заказчиков по 223-ФЗ (автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом в статье 110.2 44-ФЗ прописана специальная норма, запрещающая использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

 

Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

 

Выиграть котировку

1. Появление «контрактной сметы»

Итак, вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки, называемая «контрактной сметой».

Данная контрактная смета составляется заказчиком без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Но тогда возникает законный вопрос: на основании чего составляется контрактная смета?

В обновленной редакции части 7 статьи 110.2 44-ФЗ на этот вопрос отвечают так: контрактная смета составляется на основании методики составления сметы контракта, которую будет разрабатывать Министерство строительства, и которой, естественно, не существует, и когда она родится, никому неизвестно.

В данных обстоятельствах все без исключения заказчики по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, становятся нарушителями существующего законодательства.

Выбирать бедному заказчику приходится из двух зол.

1) Составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы, надеясь, что Бог не выдаст и ФАС не съест.

2) Как законопослушный гражданин, дожидаться рождения методики составления сметы контракта, порожденной в недрах Минстроя, невзирая на срыв сроков строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какой-то разумный выход из этого тупика?

Есть: применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов можно, если это прописано в контракте:

1) заказчикам по 223-ФЗ при строительстве;

2) заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

2. Введение произвольного графика оплаты строительных работ

Согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, при осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Как будут работать подрядчики при подобном графике оплаты, закон безмолвствует.

 

Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

 

Выиграть котировку

3. Новый способ формирования НМЦК

С июля 2019 года сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам по новому законодательству будет формироваться на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком в соответствии с ценовым предложением подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должно создать и утвердить Министерство строительства РФ.

При этом, в соответствии с новой редакцией 44-ФЗ в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия в обязательном порядке должно быть положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.

У независимых экспертов появляется по этому поводу вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ узнает тот, кому хватит терпения дочитать эту статью до конца.

4. Изменение способа оплаты исполненных строительных контрактов

По предписанию части 6 статьи 110.2 44-ФЗ объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами.

То есть, отныне заказчик, в соответствии с регламентом 44-ФЗ, принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

По мнению независимых экспертов, чиновники Минстроя России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов сочинили новую схему освоения бюджетных средств, при которой ни заказчик, ни подрядчик в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По итогам, данная реформа сильно усложнит жизнь и заказчикам, и подрядчикам, и проверяющим их контрольным органам, подсчитывающим размеры убытков, понесенных государством в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Ранее, еще в 2015 году, Минстрой России разъяснял: «…сметные нормативы не предназначены для расчетов за выполненные работы, сметная документация, сформированная в составе проектной документации, после установления Н(М)ЦК контракта и выбора исполнителя (подрядчика) контракта по итогам конкурсных процедур, утрачивает свое значение для целей реализации контракта» (Письмо  Минстроя России от 23.03.2015 № 7830-ЛС/03 «О применении сметной документации, разрабатываемой с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр»).

Однако, поскольку законодательного закрепления указанной позиции не было, как и не было единого подхода к составлению сметы, определяющей цену работ на период реализации контракта, Заказчики не стремились следовать рекомендациям Минстроя.

Летом 2019г. Минстрою России удалось осуществить «переворот» в регламентированных закупках строительных работ, Федеральным законом № 151-ФЗ были внесены существенные изменения в Градостроительный Кодекс (далее ГрК РФ) и Закон № 44-ФЗ. 

Теперь, такие понятия как «сметная стоимость», «смета контракта» на законодательном уровне разграничены между собой, как самостоятельные понятия.

Итак, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — это расчетная стоимость строительства, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования и используемая при определении Н(М)ЦК, цены контрактов, заключаемых с ед.поставщиком в  соответствии с Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ.

При этом, согласно ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамках Закона №44 ФЗ и на ряд заказчиков по Закону № 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

Федеральным законом № 151-ФЗ ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ дополнена специальной нормой ч.6.1., которая также прямо запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цены строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (!!! Прошу обратить внимание, что здесь речь идет только о строительстве и реконструкции).

Из вышеизложенного можно сделать три вывода: 

1. Сметная стоимость строительства используется исключительно для обосновании Н(М)ЦК проектно-сметным методом (предмет — строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия).

2. Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов нельзя использовать при исполнении (оплате) контрактов/договоров,

— при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия — такой запрет установлен ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ, НО здесь есть оговорка «если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором».

— при строительстве, реконструкции — такой запрет дополнительно  установлен еще ч.6.1. ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

3. при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия можно использовать  сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, используемые при определении Н(М)ЦК, если иное не предусмотрено в контракте/договоре.

Возникает вопрос, какую тогда стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику? 

Согласно ч.6.1. ст.110.2 Закона № 44-ФЗ для оплаты выполненных работ по строительству, реконструкцииобъекта капитального строительства составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – смета контракта).

Более полугода с момента введения в Законе № 44-ФЗ нового понятия «смета контракта» заказчики мучились вопросами: как? когда? и кем составляется такая смета? 

И вот «15» февраля 2020 г. вступила в силу методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр (далее методика Минстроя).

Согласно методики Минстроя, алгоритм составления сметы выглядит следующим образом:

1. Анализируется, обобщается и систематизируется проектная документация, которая имеет положительное заключение экспертизы, в том числе сметная документация, рабочая документация (при наличии).

2. Объект капстроительства детализируется (группируется) по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ (детализация работ и затрат выполняется таким образом, чтобы в отдельные позиции были сформированы технологически законченные элементы объекта и было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в соответствии с графиком выполнения подрядных работ).

3. Определяется объем работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (отдельной строкой учитываются количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря, поставляемых в рамках контракта (в случае, если такое решение принято Заказчиком)).

4. Составляется ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (далее — Ведомость).

5. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ (всего и на принятую единицу измерения) в пределах Н(М)ЦК.

6. Составляется проект сметы контракта, который включается в закупочную документацию

!!! Здесь еще раз акцентирую внимание читателя на том, что проект сметы составляется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, но в пределах Н(М)ЦК.

7. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом предложенного участником закупки в ходе закупки снижения Н(М)ЦК — это и есть смета контракта, которая выплачивается Подрядчику за выполненные работы.

Очевидно, что приведенный алгоритм не так прост, как может показаться на первый взгляд и специалисту Заказчика будет достаточно сложно, если он не профессиональный инженер-строитель или проектировщик, детализировать объект капстроительства по основным конструктивным решениям, определить их объем, стоимость, составить ведомость объемов конструктивных решений...

Поэтому, рекомендуем составление Ведомости в будущем поручать Проектировщику, выполняющему работы по данному конкретному проекту. Такое право Заказчика предусмотрено методикой Минстроя, НО такую обязанность Проектировщика необходимо заранее предусмотреть еще в задании на проектирование и/или проекте контракта.

Но что же делать сейчас? По уже готовым проектамКакую стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

 — при строительстве, реконструкции – составляется смета контракта исключительно по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр (алгоритм рассмотрен выше);

— при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик вправе использовать смету контракта по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр, или составлять смету «классическим» образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием Н(М)ЦК и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Спустя чуть более месяца после вступления в силу Приказа Минстроя появилось первое решение ФАС России по смете контракта (Решение ФАС России от 26.03.2020 по делу № 20/44/105/511), которое очень удивило своим выводом.

А вывод такой: ФАС России считает, что проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы. Вот так! 

А как же детализация объекта по конструктивным решениям? не применение в смете контракта сметных нормативов и расценок…? Почему ФАС не выявил нарушение ч.7 ст.110.2 Закона № 44-ФЗ?

Надеемся, что такое решение будет единичным, и общая практика ФАС не будет складываться по аналогичному пути.

В целом, методика составления сметы контракта на данный момент вызывает массу вопросов по поводу ее применения и большинство специалистов считают, что идея Минстроя в этой части не до конца продумана. 

На наш взгляд основной вопрос связан с расчетами за выполненные работы — как будут составляться КС-2,КС-3 по укрупненной смете контракта? Как в дальнейшем проверяющие органы будут проверять, и не будут ли запрашивать раскрытия укрупненных показателей, т.е. не получится ли двойной работы для Заказчика…?

На эти вопросы пока нет ответа, будем следить правоприменительной практикой по данному вопросу. 

Подводя итоги, хочется, пожелать заказчикам успешного освоения новой Методики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и проверяющих органов!

Но если Вам нужна помощь в составлении ведомости объемов конструктивных решений, проекта сметы контракта и иных вопросах, связанных с применением Приказа Минстроя №841/пр и не только, наша компания с радостью поможет Вам, подробности по тел.:+7 (495) 181-51-38, эл. почте: cptc@cptc.ru.

Главный менеджер 

ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»

Кособокова Екатерина 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти на айфоне управление устройством
  • Как составить опись документов в личном деле сотрудника
  • Как найти площадь восьмиугольника треугольника
  • Как найти код html в wordpress
  • Новое радио как найти волну