Смета работ (приложение к договору на пошив костюма)
Тематика документа: Смета
Файл текстовой версии: 4,2 кб
Образец документа:
Приложение N _____
к Договору N _____
на пошив костюма
от «__»___________ ____ г.
Смета работ
__________________ "__"___________ ____ г. Исполнитель: ИП _______________________________________ Заказчик: _____________________________________________ Срок предоставления материала: ________________________ Начало работы: "__"___________ ____ г. Окончание работы: "__"___________ ____ г. Этапы проведения работ: 1. __________________________. 2. __________________________. --------------------------------------------------------------------------- ¦Наименование (вид) работ ¦Единица ¦Цена за единицу,¦Объем¦Стоимость, ¦ ¦ ¦измерения¦руб., ¦работ¦руб., ¦ ¦ ¦ ¦в том числе НДС ¦ ¦в том числе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦НДС ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦1. Снятие мерок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦2. Подготовка эскиза костюма¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦3. Изготовление лекал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦4. Построение выкройки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦5. Выкройка деталей костюма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦6. Пошив элементов костюма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦7. Обработка краев костюма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦8. Пришивание пуговиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦9. Вшивание молнии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦10. Отутюживание готового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изделия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦11. Дополнительные работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по желанию заказчика: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦Ручная отстрочка нитью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦любого цвета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦Вышивка на подкладке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+---------+----------------+-----+-----------+ ¦Ручная вышивка на лицевой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стороне пиджака ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------------------------+---------+----------------+-----+------------ Исполнитель: _________________ (подпись) Заказчик: _________________ (подпись)
Приложения к документу:
- Смета работ (приложение к договору на пошив костюма).rtf (Rich Text Format)
Какие документы есть еще:
- Все документы из раздела «Смета»
- Рубрикатор всех типовых образцов и бланков документов
Что еще скачать по теме «Смета»:
- Смета работ (приложение к договору подряда на кровельные работы)
- Смета работ (приложение к договору на озеленение территории)
- Смета расходов на проведение спортивного мероприятия
- Смета расходов на выполнение работ по государственному контракту (приложение к типовому государственному контракту по разработке технических регламентов и других нормативных документов)
- Смета расходов на ремонт основных средств (примерный образец)
- Важные нюансы при покупке фирмы
- Процесс переписки квартиры на другого человека
- Процесс получения визы в США
- Процесс продажи машины
- Процесс строительства гаража (с бюрократической точки зрения)
- Строительство частного дома в городской черте
И для крупного ателье, и для надомницы самый часто задаваемый вопрос — это вопрос о цене пошива (серьезно, именно цена, опыт и квалификация стоит даже не на втором месте). Конечно, и мы чаще всего отвечаем именно на него. А также расписываем сметы и, конечно, ведем беседы с кучей сопутствующих вопросов («А почему столько?», «А получится еще подешевле?»).
Придерживаемся правила, что ценообразование для клиента должно быть прозрачным. И решили мы своим творческим коллективом помимо «кройки-и-шитья» покорпеть над статьей, где расскажем, как примерно работает система ценообразования в нашем деле. А также «Из чего пошивается платье», «Кто и за сколько над ним работает», «На чем можно сэкономить, чтобы вписаться в бюджет» и т.д.
Итак… Из чего складывается цена платья?
«Цена материалов и их количество» + «Оплата работы мастеров» + «Прибыль и Наценки ателье».
Разберем все эти составляющие по пунктикам (постараемся вкратце, без излишних подробностей, чтобы не отпугнуть читателя своим «многобукв»)
Часть I
Цена материалов и их количество
Возьмем для примера платье St — как правило, наиболее затратное. Цена будет зависеть от используемой ткани и конструкции платья. Сложность конструкции — это разный расход материала, а также сложность исполнения (больше работы — больше цена).
Схематично разобьем платье на Юбка + Подъюбник + Основа + Отделка
1. Юбка
Для юбки более простые варианты материалов это шифон+перлшифон, фатин, атлас. Далее цены на материалы идут по возрастающей, вплоть до дорогих натуральных шелков. В конечном итоге выбор материала ограничивает только бюджет
Расход будет зависеть от кроя (солнце, годе, кокетка с клиньями и проч. вариации). Если ткань с купоном, то расход будет выше т.к. надо подгадывать с рисунком.
2. Подъюбник
Органза+регилин (на обработку края) — расход зависит от желаемой пышности подъюбника.
Цена органзы зависит от качества — на нем экономить не стоит, так как дешевая может просто ползти по швам.
Регилин идет на обработку края. Цена зависит от ширины, качества и наличия ниток для сборки.
3. Основной материал
Масло, бифлекс, лайкра, сетка, бархат (и их комбинации). Здесь все просто – эластичность, сочетаемость с юбкой, ну и личные предпочтения.
4. Отделка
Гипюр, Лейсы, Валаны, Ленты, всевозможные аппликации, цветы и проч. И под конец камушки. Увеличивают цену объем и сложность работы.
Средние цены на кристаллы для ориентира всегда можно посмотреть в интернете. Не раз приходилось объяснять, что не может получится стандарта усыпанного кристаллами Сваровски (а это где-то 3-5 пачек) за «где-нибудь в 15-20 тр уложиться». Эта затея на данный момент (конец 2015) обойдется только по камням дороже раза в полтора и более (и это только камушки без работы по расклейке и конечно без пошива и материалов самого платья). Придется либо уменьшить количество, либо разбавлять Сваровски более дешевыми аналогами.
Соответственно в зависимости от Ваших пожеланий можно скалькулировать цену более точно и подобрать оптимальный вариант материалов для пошива и отделки под Ваш бюджет (как минимум сориентировать Вас по затратам и вариантам на чем можно сэкономить).
И да, часто можно сделать вариант «красиво и не очень дорого»
Часть II
ОПЛАТА РАБОТЫ МАСТЕРОВ
Возьмем цикл производства одежды, занятые в нем люди это:
Художник + Модельер-конструктор + Технолог + Закройщик + Портной + Расклейщик
При небольшом производстве, в рабочем коллективе один человек может совмещать в себе несколько функций, к примеру – Конструктор, он же Технолог, он же Закройщик.
Итак, эстафету начинает Художник, придумывая внешний вид костюма.
Модельер-конструктор уже придумывает, как воплотить все это буйство фантазии в жизнь, строит чертежи и делает лекала. Эти двое должны подключить свои творческие способности и опыт и постараться, чтобы платье отлично смотрелось и двигалось на паркете (именно на паркете, а не в первом приближении) — Не превратить девочку в скачущий по паркету однотонный шарик, или не переборщить с яркими мелкими деталями (что сделает платье в движении скопищем разноцветных пятен).
Затем Технолог думает, как все это сшить, (упрощает задачу портному).
Далее уже работа Закройщика и Портного.
И, наконец, Расклейщик. Хороший расклейщик — это почти второй художник Хороший расклейщик может просто преобразить костюм (не очень хороший – «убить» всю его прелесть банальным «шахматным порядком»).
Для многих это вечный поиск – мастер (или коллектив мастеров) задумки которого нравятся своими идеями, работы которого нравятся качеством исполнения и, не в последнюю очередь, устраивают по цене.
Труд мастеров, конечно же, должен быть оплачен. Подход может быть разный. Тут играет свою роль и деловая порядочность зарплатодателя (но вариант — мастера работают «за еду и усталость» мы не рассматриваем). Два самых простых и самых распространенных метода – внутренние тарифы ателье (фиксированная цена за расклейку или пришивание кристаллов и т.д.) и кол-во трудодней (к примеру, Портной может корпеть над пришиванием тонкого гипюра и бисера на сетку не один день). Плюс цену всегда увеличивают переработки — работа в выходные дни, срочность и тд.
Пример как может выглядеть смета с калькуляцией цены, можно посмотреть на прикрепленной картинке (в данном случае костюм для фигурного катания).
Часть III
ПРИБЫЛЬ И НАЦЕНКИ АТЕЛЬЕ
В наценку ателье или магазина, может входить компенсация огромного количества пунктов расходов (Даже у самого маленького предпринимателя помимо зарплат с социальными отчислениями работникам и налогового бремени очень много сопутствующих бизнесу расходов). Это аренда помещения, штат (или оплата услуг фрилансеров) непроизводственных сотрудников (бухгалтер, администратор, курьер, уборщица и проч.), расходные материалы (нитки-иголки и проч.) и и т.д. и т.п. И так вплоть до мелкого ярлычка на одежду – поверьте, список затрат среднего ателье может быть очень длинным.
Для магазина это также оплата непроизводственных затрат и сотрудников. Доп. расходы по доставке (к примеру, риски возврата при оплате посылок наложенным платежом). Рекламные расходы: Услуги фотографа и студия для рекламных фото товара; Дизайнера и Художника по оформлению стиля — логотип, визитки и проч (ателье этим также неплохо бы озадачиться ).
И еще ой как много всего тонким (а бывает, что и толстым) слоем размазывается по всем составляющим конечной цены.
Здесь все как в обычном продуктовом магазине, где в цену товара включают все возможные издержки (от транспортных расходов до магазинных воришек)
Может показаться, что надомница или небольшой творческий коллектив, работающие преимущественно через интернет, могут легко держать цены ниже ателье и магазинов (как минимум работа только через интернет позволяет не тратиться на шоурум). Но тут много своих сложностей увеличивающих цену. Меньше объем закупок – больше цена материалов. Меньше объем почтовых отправлений – дороже доставка и т.д. Зачастую держать цену ниже «частникам» не так-то легко.
Еще одно, относящееся к финансам, различие «ателье-надомница» о котором стоит упомянуть — это возможность пост-оплаты. Если достаточно крупное ателье может позволить себе оплату заказа по выполнению (или брать меньшую сумму аванса), а магазин доставку с наложенным платежом. То надомница не может позволить себе такие операции с бюджетом (ввиду банально меньшего количества свободных денег на материалы или почтовые услуги). Конечно, все риски ателье-магазин включат в цену (работать с потерями никто позволить себе не может), но сам факт оплаты по выполнению работ может быть важен для заказчика.
Понятно, что предпринимательская деятельность должна приносить прибыль. И, кстати, в первую очередь именно поэтому организаторы могут и дальше развивать проекты для клиентов (улучшать условия доставки, расширять ассортимент, устраивать акции). Ну а средние цены благополучно урегулирует рынок и свободная конкуренция.
*****
P.S. Конечно «у денег глаз нет» и бывают случаи, когда оценка изделия может идти по принципу:
«-Что платье такое роскошное?
-Да нет, просто денег очень хочется.»
*****
Вот как-то так
Надеюсь, данная статья поможет Вам лучше ориентироваться в ценообразовании.
И примерно понимать из чего состоит конечная цена изделия.
Всем адекватных цен.
С уважением, Ю-art.
Калькуляция на пошив сценических костюмов
Отзывов: | 0 | Просмотров: | 12191 |
Голосов: | 0 | Обновлено: | 15.01.2013 |
Тип файла .xls (Microsoft Excel 97)
Автор документа
Документ «Калькуляция на пошив сценических костюмов» в формате Excel вы можете получить по ссылке «Скачать файл»
Оставить комментарий к документу
Комментарии к документу «Калькуляция на пошив сценических костюмов»
Видео по теме «Договор оказания услуг, работ»
-
Трудовой договор или Договор оказания услуг?
-
Когда составляется акт при выполнение работ (услуг)?
Найденые документы по теме «калькуляция пошива костюма в бюджетном учреждении»
-
Калькуляция на пошив сценических костюмов
Договор оказания услуг, работ → Калькуляция на пошив сценических костюмов
документ «калькуляция на пошив сценических костюмов» в формате excel вы можете получить по ссылке «скачать файл»
-
Договор на услуги по пошиву медицинских халатов для медицинского учреждения
Договор оказания услуг, работ → Договор на услуги по пошиву медицинских халатов для медицинского учреждения
…
1. предмет договора
1.1. заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства по оказанию услуг по пошиву медицинских халатов (далее — товар), в сроки, количестве и на условиях, оговоренных в приложениях 1 и 2 к договору, являющихся…
-
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Учредительные договоры, уставы → Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
… согласован
.
утвержден
устав
ххххххх бюджетной (автономной) образовательной ххххх«xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx»
г. 201г.
…
-
Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения
…и, сложившимися на момент переоценки.
3.5. начисление износа по основным средствам производится в
порядке, определенном для бюджетных учреждений. износ основных средств
определяется за полный календарный год (независимо от того, в каком
месяце отчетного г… -
Договор на пошив костюма
Договор бытового подряда → Договор на пошив костюма
договор
на пошив костюмаг. «» 20 г.
, именуемое в дальнейшем
(наименование предприятия)«подрядчик», в лице ,
(должность, ф…. -
Договор на оказание услуг по пошиву штор
Договор оказания услуг, работ → Договор на оказание услуг по пошиву штор
договор №
на оказание услуг по пошиву шторг. «» 20 г.
государственное бюджетное учреждение здравоохранения , именуемое в дальнейшем «зака…
-
Договор на оказание услуг по пошиву спецодежды для персонала государственного учереждения
Договор оказания услуг, работ → Договор на оказание услуг по пошиву спецодежды для персонала государственного учереждения
договор №
на оказание услуг по пошиву спецодежды для персоналагосударственное учреждение , именуемое в дальнейшем «заказчик», в лице , действ…
-
Договор оказания услуг по пошиву и поставке форменной одежды
Договор оказания услуг, работ → Договор оказания услуг по пошиву и поставке форменной одежды
…, его количество, стоимость и срок поставки, а также наименование и адрес получателя согласовываются сторонами в спецификации и калькуляции (приложение №2), которые после подписания сторонами становятся неотъемлемой частью настоящего договора.
1.4. исполнитель …
-
Договор об оказании услуг по пошиву меховых изделий
Договор оказания услуг, работ → Договор об оказании услуг по пошиву меховых изделий
договор
об оказания услуг по пошиву меховых изделийг. “”20г.
индивидуальный предприниматель , действующий на основании свидетельства о госуда…
-
Договор бытового подряда по пошиву одежды
Договор бытового подряда → Договор бытового подряда по пошиву одежды
договор бытового подряда по пошиву одежды
г. «» 20 г.
индивидуальный предприниматель , паспорт: серия , n , выданный , свидетельство о госуда…
-
Муниципальный контракт на оказание услуг по пошиву платьев для школы искусств
Договор оказания услуг, работ → Муниципальный контракт на оказание услуг по пошиву платьев для школы искусств
контракт №
на оказание услуг по пошиву платьев
для моудод «детская школа искусств»муниципальное образовательное учреждение дополнительного образов…
-
Договор оказания услуг по пошиву и поставке специальной одежды
Договор оказания услуг, работ → Договор оказания услуг по пошиву и поставке специальной одежды
договор №
оказания услуг по пошиву и поставке специальной одеждыг. «»201 года
, именуемое в дальнейшем «поставщик&ra…
-
Договор об учреждении коммерческого банка
Учредительные договоры, уставы → Договор об учреждении коммерческого банка
д о г о в о р
об учреждении коммерческого банка«»20 г. гор.
мы, нижеподписавшиеся, руководствуясь требованиями
законодательства ссср и союзной… -
Образец. Извещение начальнику учреждения
Брачный договор, контракт → Образец. Извещение начальнику учреждения
извещение начальнику учреждения.
отдел загса начальнику
учреждения
(наименование местной
администрации)
от n
на nизвещаем вас, что в отде…
-
Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения
документ «разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения» в формате excel вы можете получить по ссылке «скачать файл»
Похожие документы
- Договор на техническое обслуживание железнодорожного пути необщего пользования
- Договор на оказание услуг по текущему содержанию железнодорожного подъездного пути
- Договор на текущее содержание и ремонт подъездного пути необщего пользования
- Договор оказания услуг по текущему содержанию железнодорожного пути необщего пользования
- Договор оказания агентских услуг по поиску клиентов
- Договор оказания услуг по организации питания для туристических групп
- Договор оказания услуг по проведению мероприятия
- Договор оказания услуг по проведению банкета в ресторане
- Договор оказания услуг по проведению банкета
- Договор на вывоз жидких бытовых отходов и их очистку
- Договор на вывоз жидких бытовых отходов
- Договор на оказание услуг по вывозу снега
- Договор о возмездном оказании услуг по вывозу жидких бытовых отходов
- Договор о возмездном оказании услуг по вывозу и размещению к утилизации твердых бытовых отходов
- Договор оказания услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов
- Договор взаимного оказания услуг
- Договор возмездного оказания услуг по информационному обслуживанию написания Диссертации
- Договор возмездного оказания услуг по предоставлению персонала (аутстаффинг)
- Договор возмездного оказания услуг по проведению периодических медицинских осмотров (обследований)
- Договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию установленного оборудования видеонаблюдения
Смета – это ключевая стадия подготовки к реализации проекта. На ее основании будет формироваться календарный план проекта, график поставок материалов и инструментов. Смета фиксирует стоимость всех работ, инструментов и материалов. Она включает в себя накладные и непредвиденные расходы, прибыль подрядной компании. Это крайне важный документ. К его составлению могут привлекаться даже отдельные подразделения.
Основные особенности
Смета обычно составляется в рамках строительства. Само такое понятие появилось в плановой экономике. Но оно осталось актуальным и в рамках рыночной экономики. Смета – это ориентир для определения цены, которая устроит заказчика. Она также нужна для качественного анализа расходов обеих сторон. Документ потребуется для осуществления расчетов между участниками проекта в процессе его воплощения. Сметная стоимость – это предполагаемый объем расходов, нужных для полноценной реализации проекта.
Функции сметы:
- Распределение вкладов по стадиям строительства.
- Установление источников появления средств.
- Определение цен на материалы/инструменты, которые устраивают и заказчика, и исполнителя.
При оформлении соглашения подряда смету составлять не обязательно. Но всегда составляется протокол, устанавливающий договорную стоимость. Но смета может быть затребована заказчиком. Как правило, она и запрашивается с целью детализации расходов на строительства. Обязательно составляется смета, если заказчик – это государственное учреждение.
Особенности установления
Сметная стоимость рассчитывается на каждой из стадий проектирования. Нужно это для дополнительной детализации, точного уточнения. Рассмотрим эти стадии:
- Предпроектная. Устанавливается предварительная стоимость проекта. Нужно это для обоснования инвестиций.
- Проектная. На этом этапе формируются укрупненные расчеты с большей степенью раскрытия сведений.
Если проводится несколько направлений строительства, заполняется сводка затрат по этим направлениям.
Способы расчета
В РФ распространены эти методы установления стоимости:
- Ресурсный. Представляет собой калькулирование в нынешних и планируемых ценах. Метод обеспечивает точный пересчет сметной стоимости на новые цены.
- Ресурсно-индексный. Сочетает в себе ресурсный способ с индексами. Последние представляют собой отношение нынешних цен к ценам на 1991 год.
Есть еще несколько методов установления стоимости.
Состав
Сметная стоимость подразделяется на 3 части. Рассмотрим их особенности:
- Прямые траты. В них входит стоимость объектов, траты на эксплуатацию оборудования, ЗП сотрудников.
- Накладные траты. Это расходы, направленные на формирование общий условий работы. К примеру, это траты на организацию и обслуживание объекта.
- Сметная прибыль. Представляет собой расходы, не связанные с возведением объекта, но требующиеся для обеспечения работы строительной компании. К примеру, это могут быть налоги, траты на развитие производства, материальное стимулирование, создание нормальных условий для работы сотрудников.
К СВЕДЕНИЮ! Если строится уникальное здание, для создания сметы обычно используются укрупненные сметные нормы. Если же УСН нет, могут применяться единичные расценки.
Разновидности сметы
Смета – это практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные расходы. Это не один документ, но комплекс бумаг. К ним относится эта документация:
- Сводный расчет.
- Сводка трат.
Состав документации, которая обычно сопровождает воплощение проекта в жизнь:
- Локальные сметы. Входят в состав первичной документации. Заполняются на отдельные направления работы.
- Локальные расчеты. Актуальны тогда, когда масштабы работ и размеры расходов пока не установлены или уточнить все значения можно только в ходе строительства.
Все эти документы заполняются на базе официальной документации. Вместе с ними могут составляться другие бумаги: ведомость сметной стоимости различных объектов.
Программы для составления сметы
Обычно смета составляется посредством специальных программ. Это наиболее простой и быстрый вариант. Есть бесплатные программы с минимальным функционалом. Они подходят для простейших расчетов. Произвести их можно в обычной Microsoft Excel. Есть также профессиональные программы. К примеру, это «Смета.ру», «1С:Подрядчик».
Однажды я насмотрелся сериалов про американских юристов и понял, что мне срочно нужен такой же классный костюм, как у них.
Оказалось, что костюмы киношным юристам шьют известные дома моды и стоят такие костюмы 150—200 тысяч рублей, а то и больше. Я не был готов потратить столько на одежду. В магазинах моего города ничего похожего не нашлось: все костюмы выглядели так, словно предназначались для школьного выпускного.
Чтобы выяснить, почему костюмы юристов из сериалов так хорошо выглядят, мне пришлось разобраться в истории мужской моды. Когда я понял, какие именно детали для меня важны, я составил список требований к костюму — получилось 23 пункта. Ни в одном магазине моего города не нашлось костюма, который соответствовал хотя бы первым трем.
Поэтому я нашел портниху, которая сшила мне костюм на заказ. На все ушло 14 650 рублей. Результат меня устроил — спустя год я заказал еще один костюм, ношу их уже несколько лет. По моим советам трое моих друзей обзавелись костюмами по такой же схеме. В этой статье я расскажу вам то, что рассказал им.
Из чего состоит костюм
Костюмы бывают двух видов: костюм-двойка и костюм-тройка. В двойке всего два элемента — пиджак и брюки, в тройке добавляется еще жилет.
Мне больше нравятся костюмы-тройки, потому что они более функциональны: если тройку надеть без жилета, получится обычная двойка, а вот обратный фокус не пройдет.
Пиджак
Пиджак может быть однобортным и двубортным. В однобортном пиджаке один ряд пуговиц, а в двубортном два, при этом двубортный пиджак застегивается внахлест. Мне сшили два костюма с однобортными пиджаками, один синий, другой серый — стандартные цвета для мужских костюмов. Вот из чего они состоят.
Лацканы — это отвороты на бортах пиджака. Они могут быть прямоугольными, заостренными или шалевидными, как на смокингах. Заостренные лацканы считаются более официальным вариантом кроя, чем прямоугольные.
На лацкане расположена петлица — прорезь для пуговицы. На дорогих пиджаках петлицу, впрочем, как и все отверстия для пуговиц, делают функциональной, а не бутафорской. В нее можно вставить значок, цветок или бутоньерку.
Карманы на пиджаке бывают прорезные и накладные. Прорезные — это стандартные строгие карманы, они спрятаны внутри пиджака. Накладные карманы пришиваются к пиджаку снаружи и часто соседствуют с заплатками на локтях пиджаков в стиле кэжуал.
Карманы могут закрываться клапанами — тканевыми крышечками.
Пуговиц на борту пиджака может быть от одной до трех. На одну пуговицу застегиваются неформальные пиджаки — блейзеры, а две пуговицы делают практически на всех костюмах. Три пуговицы на пиджаке были популярны в восьмидесятых, но сейчас таких уже почти не делают — и слава богу: выглядели те пиджаки странновато.
В идеале пуговицы на пиджаке должны быть не пластмассовые, а роговые. На пластмассовые пуговицы рисунок наносят штампом, поэтому они абсолютно одинаковые. На роговых и деревянных пуговицах рисунок одинаковым быть не может.
Еще пуговицы делают из корозо — материала, который получают из плодов южноамериканской пальмы. Такие пуговицы очень похожи на роговые, но их проще найти в магазинах. К тому же они дешевле: 10—20 рублей за пуговицу из корозо вместо 50—200 рублей за роговую. Чтобы понять, из чего сделана пуговица, можно ее поджечь: пластмассовая начнет плавиться с запахом горелого пластика, роговая загорится и запахнет жжеными волосами, а корозо загорится как любое обычное дерево.
На дешевых пиджаках пластмассовые пуговицы просто пришиты к рукавам и не расстегиваются. На более дорогих, как правило, стоят пуговицы из рога или корозо, при этом их можно расстегнуть. Правда, за три года в этих костюмах у меня ни разу не возникло необходимости расстегнуть рукав пиджака.
На внутренних карманах пиджака, жилете и брюках используются пуговицы диаметром 15 мм, а на бортах пиджака — диаметром 20 мм. На костюм-тройку уйдет по меньшей мере 20 пуговиц, из которых только две будут большими.
Шлицы — это разрезы в нижней части спинки пиджака. Они нужны, чтобы пиджак не стеснял движений и не мялся, когда садишься. Пиджаки бывают с одной шлицей по центру или с двумя по краям. Пиджаки без шлиц сейчас почти не делают, за исключением смокингов.
Пиджак с одной шлицей в истории моды появился, когда мужчинам в военных кителях нужно было ездить верхом на лошади. На стуле в офисе я сижу чаще, чем скачу на лошади, поэтому мне больше подходит пиджак с двумя шлицами. Такой пиджак меньше мнется — за счет того, что его спинка остается ровной, когда садишься на стул.
Брюки
Костюмные брюки могут быть разными по длине и ширине. Классические брюки делают прямыми: штанины одинаковой ширины по всей длине, не облегают ноги и заканчиваются чуть выше каблука.
Если штаны шьют для костюма-тройки, то на них не пришивают шлевки — петли для ремня. Дело в том, что в костюме-тройке есть жилет, а под жилет ремень надевать не принято. В принципе, если штаны сшиты по фигуре, они должны хорошо сидеть и без ремня — это один из признаков сшитого на заказ костюма.
Если брюки сшили без шлевок, а владелец костюма схуднул, то можно использовать подтяжки. Конечно, было бы здорово вшить в брюки боковые держатели: это такие тканевые ремешки в железных кольцах по бокам брюк, которые затягиваются вместо ремня. Но я таких у себя в городе не нашел, а заказывать было лень, поэтому обхожусь подтяжками.
Жилет
Жилет, как и пиджак, может быть однобортным и двубортным, с карманами и без них. Классический вариант жилета — однобортный на шести пуговицах, с двумя карманами без клапанов. Спинку жилета делают обычно из подкладочной ткани, которая используется на внутренней стороне пиджака.
После того как я разобрался с элементами костюма, я составил список пожеланий к фасону. Получилось, что мне нужен темно-синий костюм-тройка из шерстяной ткани. Пиджак должен быть однобортным, слегка приталенным, классической длины, на двух пуговицах, с прямыми лацканами и петлицей на левом лацкане, с двойным карманом справа, функциональными пуговицами на рукавах и двойными шлицами. Жилет нужен тоже однобортный, без лацканов, классической длины, на шести пуговицах. Брюки должны быть не зауженными, стандартной длины и без шлевок. Пуговицы — роговые или хотя бы похожие на них.
Как выбрать ткань
Мужские классические костюмы шьют из шерстяных тканей. Дорогие ткани обычно состоят из чистой шерсти, более дешевые разбавляют искусственными примесями вроде эластана или полиэстера.
Искусственные примеси — это не всегда плохо. Например, костюм из ткани с небольшим добавлением эластана будет слегка тянуться и меньше мяться. Полушерстяные ткани из смеси полиэстера и шерсти тоже вполне можно носить. А вот полностью синтетические ткани вроде смеси полиэстера и вискозы я бы покупать не стал: такая ткань дает тот самый неестественный блеск школьного костюма, при этом сам костюм практически не дышит. В таком костюме будешь потеть, даже когда холодно.
Как грамотно потратить и сэкономить
Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом
Еще ткани различаются по плотности: чем плотнее, тем теплее получится костюм. Брендовые ткани разделяются на категории: Super 100’S, 120’S, 130’S и так далее, при этом чем больше число, тем тоньше и дороже ткань. Обычные, небрендовые ткани не сортируют по таким категориям, поэтому их толщину нужно определять в магазине на ощупь.
Более тонкая ткань считается более качественной, потому что костюмы из такой ткани, по мнению портных, лучше сидят. Но при этом костюмы из тонкой ткани быстрее изнашиваются. Получается, что костюм за 300 тысяч рублей из тончайшей шерсти Super 250’S может износиться за пару выходов на вручение «Оскара», а в костюме из смеси шерсти и полиэстера можно жениться, проходить на работу до самой пенсии — и еще сыну на выпускной хватит. Поэтому при выборе ткани не стоит использовать подход «чем дороже, тем лучше».
Например, мой друг четыре года назад сшил костюм к свадьбе. Ткань он купил ту, что была в наличии в городе и подошла по цвету. Это была недорогая смесь шерсти с полиэстером — модные портные закидали бы помидорами. Костюм получился приличный и удобный, спустя четыре года он по-прежнему в строю, а мнение московских портных друга не интересует.
Средняя цена ткани — 800—1200 Р за метр: за эти деньги можно купить нормальную шерстяную ткань. Полушерстяная или совсем синтетическая будет дешевле — 400—600 Р за метр. Дороже 2000 Р за метр начинаются брендовые ткани с историями про шерсть австралийского мериноса, особую гладкость и мягкость. Я трогал такую ткань в магазине, но не стал ее покупать, потому что не почувствовал разницы с обычной шерстяной.
Классические цвета для повседневного мужского костюма — темно-синий и серый. Это самые нейтральные цвета, в таком костюме будет уместно прийти в офис, на конференцию или на свадьбу. Остальные цвета считаются менее формальными и не такими универсальными.
Я не стал приводить в этом разделе фотографии тканей, так как считаю, что ткань нужно идти и трогать в магазине. По фотографиям понятен только цвет — и то при студийном освещении.
Сколько стоил мой костюм
У меня в Курске костюмы стоят в среднем 15—20 тысяч рублей. Четыре года назад выбора практически не было: большинство костюмов были стандартными двойками из ткани, которая на ощупь чуть приятнее полиэтиленового пакета. Кроме того, я просто не смог найти ни одного костюма-тройки по размеру, не говоря уже о критериях фасона вроде шлиц и лацканов. Поэтому я и решил найти портного, чтобы он сшил мне костюм на заказ.
В интернете я читал, что бывают специальные ателье, которые занимаются только мужскими костюмами. У меня в городе таких не нашлось. Ехать в Москву и отдавать около ста тысяч за костюм было как-то дорого и далеко. В итоге я позвонил в несколько обычных местных ателье. Взяться за пошив мужского костюма согласились только в одном, поэтому я распечатал картинки и поехал к портнихе.
Портниха немного удивилась количеству моих пожеланий к фасону костюма, но за работу взялась.
В итоге на костюм ушло: 5 м костюмной шерстяной ткани, 3,5 м подкладочной ткани, 20 пуговиц и одна молния.
Перед тем как написать эту статью, я позвонил портнихе и зашел в тканевый магазин, чтобы сравнить цены с теми, что были раньше. Удивительно, но за четыре года они практически не изменились.
Потратил на костюм — 14 650 Р
Работа портнихи | 9900 Р |
Костюмная ткань | 3000 Р |
Подкладочная ткань | 1000 Р |
Пуговицы и молния | 750 Р |
Подкладочная ткань
1000 Р
Если бы я покупал такой костюм в магазине, то он обошелся бы мне примерно в 30—40 тысяч рублей. При этом готовый магазинный костюм соответствовал бы в лучшем случае трем из двадцати моих пожеланий к фасону. Сшит этот костюм был бы не по моим меркам, а по стандартным лекалам, поэтому сидел бы хуже.
На первый взгляд кажется странным, что пошить костюм у портного дешевле, чем купить в магазине. Но все зависит от того, к какому портному пойти и какую ткань выбрать. Можно купить английскую ткань по 10 тысяч рублей за метр и пойти к модному портному, чтобы послушать истории про прокладки из конского волоса и верблюжьей шерсти под лацканами пиджака. В итоге получится «статусный элемент гардероба, созданный по вдохновению мастера», который будет стоить около 100 тысяч рублей.
Если вам нужно ехать, а не шашечки, то можно купить обычную шерстяную ткань и найти самозанятого портного, который работает без десятка помощников и помпезных вывесок. Тогда костюм будет стоить в пределах 20 тысяч рублей — и выглядеть вдвое лучше, чем любой магазинный костюм за эти деньги, потому что сшит по фигуре и из лучшей ткани.
Когда я вижу рекламу с упором на «настоящий мужской стиль» — легкую небритость, часы с сигарами и все в таком роде, я точно знаю, что сейчас мне будут продавать что-нибудь втридорога. Одни упирают на столетние традиции, другие предлагают настоящую итальянскую ткань, третьи рассказывают про ручные стежки и неаполитанскую посадку, но в итоге все заканчивается обычным костюмом. Они пытаются продать мне образ и историю, но мне достаточно отрезов ткани, правильно сшитых между собой.
Возможно, я просто не разбираюсь в особо премиальных костюмах. Но одно я знаю точно: костюм даже из самой дорогой ткани будет выглядеть неважно, если будет плохо сидеть. Скроенный по фигуре костюм будет выглядеть здорово, даже если его сошьют из недорогой ткани. Вряд ли кто-то из ваших знакомых сможет отличить дорогую ткань от просто хорошей, а вот огрехи размера будут бросаться в глаза.
Как понять, что костюм сидит
Наденьте костюм, встаньте ровно и опустите руки вниз. Покрутитесь перед зеркалом, посмотрите на себя сбоку и немного со спины. Разведите руки в стороны, поднимите их вверх и опустите перед собой: костюм не должен трещать на спине. После этого походите и присядьте. Если классический костюм вам как раз, то он не будет мешать дышать, ходить и сидеть.
На пиджаке и жилете нет складок, рукава пиджака и штаны тоже идеально гладкие. Складки выдают детали, сшитые не по размеру. Например, если на пиджаке расходятся складки от пуговиц крест-накрест, значит, пиджак мал в груди, а если складки на рукаве, то, возможно, рукав перекрутили и пришили неправильно. Любые складки на костюме — это повод спросить у портного, что пошло не так. Или выбрать другой костюм, если вы в магазине.
Рукава пиджака заканчиваются за пару сантиметров до запястья. Рукава ниже запястья будут закрывать рубашку. Это выглядит неаккуратно. Именно по длинным рукавам до костяшек кулака можно определить, кто носит костюм потому, что ему нравятся костюмы, а кто — потому, что его просто заставляют так ходить на работе.
Полы пиджака заканчиваются на уровне последней фаланги большого пальца. Пиджак такой длины будет надежно прикрывать зад, как бы вы ни крутились или наклонялись. В последнее время в моду вошли укороченные пиджаки, которые едва прикрывают ремень, но такой пиджак будет хорошо смотреться разве что на очень худых ребятах.
Плечи пиджака стоят вертикально и не свисают. Свисающие плечи пиджака означают, что пиджак больше, чем нужно. Кроме этого выдавать слишком большой пиджак будут воротник и лацканы: они станут топорщиться волной, когда пиджак застегнут.
Между жилетом и брюками не видна рубашка. Обычно жилет делают такой длины, чтобы его нижняя часть слегка прикрывала то место, где на брюках со шлевками должен находиться ремень. Чуть более длинный жилет не будет бросаться в глаза, чего не скажешь о более коротком.
Брюки плотно облегают талию и не спадают без ремня и подтяжек. По большому счету ремень и подтяжки — это средства дополнительной поддержки брюк, которые нужны, чтобы компенсировать неточность размера. Если штаны сшиты точно по размеру, они будут прекрасно сидеть и без них. Большие брюки будут топорщиться сзади и спадать, а в маленькие просто будет сложно влезть.
У пошива костюма оказалось только одно негативное последствие: теперь мне стали бросаться в глаза недостатки одежды на других людях, а раньше я их не замечал. Рукава до костяшек кулаков, пиджак с заломами крест-накрест и еще парой складок от застегнутой нижней пуговицы и все в таком духе. Теперь вам тоже начнут мозолить глаза такие детали, извините.
Может показаться, что я потратил кучу времени на всю эту историю с костюмами. Так и есть, но зато я разобрался один раз и на всю жизнь — и теперь знаю, из чего состоит классическая одежда и как понять, что она сидит. Когда я узнал, как должен сидеть классический костюм, я стал понимать, как выбирать и другую одежду: принципы кроя везде примерно одинаковые.