Как составить смысловую структуру текста

А ещё немного про виды композиции текста (и бонус).

Под материалом «Как устроена редакция DTF» Семён Муравьёв запросил пост о том, как устроены тексты. Ну и вуаля!

Разумеется, всё это — лишь мой личный опыт. Но вдруг он вам пригодится? Кто ж его знает. И да, речь исключительно о публицистике: художественные тексты работают как-то немного не так (понятия не имею как, я не литред).

Так вы будете выглядеть, дочитав текст до конца (но это не точно)

Что такое текст и каким он бывает

Для редактора всё просто: текст бывает редактируемым и не редактируемым. В первом случае редактор сам может внести правки и пустить «в печать» (а вычитываются у нас абсолютно все тексты), а во втором — приходится возвращать автору с комментариями.

Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Индустрия развлечений — специфическая, особенно это касается игр. Чтобы автор мог сделать, скажем, достойный лонгрид про какую-нибудь гонку, он должен иметь определённый опыт в жанре. Та же история с другими жанрами.

Посмотрите, например, на текст Андрея про Baldur’s Gate III — по сравнениям и анализу можно понять, что он играл в кучу игр жанра. И это всё — необходимые знания: если их нет, то текст получится пустым, а может быть даже дефектным.

Всё сводится к банальному «нужно разбираться в теме», но в случае с видеоиграми (да и кино с литературой) это особенно непросто. Просто потому, что эти знания нельзя быстро набрать: они копятся вместе с, скажем так, игровым стажем. То есть, человек должен много и часто играть с детства. Не получится взять талантливого человека с журфака, который особо и не играл никогда, и научить писать про игры. Как бы хорошо он не писал и не обрабатывал информацию, ему просто не хватит опыта.

Тут как в случае с изданиями, посвящёнными финансам и экономике — проще взять человека, который уже разбирается в теме, и научить его журналистике, чем наоборот. Разумеется, во всё играть не получается: именно поэтому авторов лонгридов у нас так много и постоянно нужны ещё — у каждого своя экспертиза, свой профиль.

Очень редко бывает так, что новичок сразу же пишет идеальные или, как минимум, редактируемые тексты — чаще тексты приходится гонять туда-сюда с комментариями. В моей практике было и так, что я возвращал автору текст с сотней комментариев в гуглодоке. Однако если всё грамотно объяснить и попросить автора исправлять ошибки самостоятельно, то уже через пять-шесть текстов он превращается в крутого чувака, который может написать текст, к которому не будет замечаний и советов.

Лирическое отступление закончено, возвращается к нашим баранам.

Каждый текст — это чёткая схема. И если понимать, как устроены тексты, то вскоре начинаешь подобно Нео видеть матрицу.

Орфографию, пунктуацию или, там, стилистику можно поправить. Это всё ерунда, хоть и запарная порой. Но вот что поправить не получится, так это дефектную структуру. Если структура, эта самая чёткая схема, нарушена, то текст на 100% не редактируемый, и его нужно возвращать автору на полную переработку.

Люди разные. Кому-то проще набросать себе структуру текста заранее и писать по ней. Кому-то проще написать, и потом посмотреть, всё ли в порядке со структурой. Я, например, из последних — заранее составленный план меня путает и мешает входить в состояние потока. Однако и в таком случае стоит всегда проверять, всё ли со структурой текста в порядке, и не получилась ли случайно какая-то мешанина, не упустил ли ты нечто важное.

Дальше о структуре и поговорим.

Смысловая структура текста

Примерно так выглядит любой текст. Прошу прощения за мат, я рисовал это очень давно и для «внутряка».

Вторая картинка, разумеется, стёб — просто пример. Такой текст получился бы просто отвратительным! Но он был бы правильным по структуре, это да

Главная мысль (ГМ) — одно простое предложение, которое описывает ваш текст. Если не получается его сформулировать, значит текст будет дефектным. Если предложения два — текст тоже будет дефектным. ГМ — всегда одно простое предложение. Ключевой тезис вашего материала, на который работают все остальные тезисы в тексте.

Констатирующие тезисы (КТ) — мысли, подтверждающие ГМ. В тексте их несколько: может быть три, может быть десять — зависит от того, сколько инфы у вас есть и каких целей вы хотите достичь материалом.

Развивающие тезисы (РТ) — они, собственно, развивают КТ и напрямую от них зависят. Как правило, это пояснения: выдали вы какую-то умную мысль, а потом продолжаете её развивающими тезисами. Они могут быть у каждого КТ, а могут быть лишь у некоторых, если развивать мысль не нужно. Опять же, их может быть несколько у одного КТ.

Иллюстрация — необязательная инфа (например, в новостных заметках иллюстраций, как правило, нет), но она делает текст живым и ярким. Это могут быть примеры, сравнения, художественные описания событий, рефлексия автора и так далее.

Аналитическая оценка ситуации (АОС) — я, если честно, не помню, почему эта штука так называется, но это, в общем, просто вывод в конце текста. Божья структура — это когда там дублируется ГМ и все КТ. Впрочем, это не обязательно — зависит, как говорится, от.

Текст не должен быть схемой сам по себе — иначе это будет попросту скучно. Ну, то есть, если вы каждый новый абзац будете начинать с КТ, то не очень получится. Мёртвый текст будет. Но сама структура всегда есть и она должна быть чёткой.

Тут всё на поверхности. В заголовке у меня ГМ, каждый подзаголовок — КТ, внутри блоков — РТ и Иллюстрации. А вот с АОС я пролетел почему-то, его в тексте нет. Но вроде и без него нормально получилось.

Разумеется, правильная структура не гарантирует хороший текст. Но, как минимум, его можно будет читать, что уже не так уж и плохо.

Общие рекомендации

  • Не пихайте в текст всё и сразу. Это очень частая ошибка у авторов, которые пишут огромные лонгриды с кучей инфы. Все ваши тезисы должны работать на ГМ. Если какой-то тезис на неё не работает, то его следует переформулировать или выкинуть.
  • Старайтесь делить текст на смысловые блоки. Необязательно остервенело тыкать подзаголовки: просто условно для себя разделите текст. Один КТ = один смысловой блок. Так и читать материал будет проще. Давным-давно выяснилось, что в интернете читать проще те материалы, в которых один абзац — одна мысль. На мой взгляд, это херня какая-то, но правда в ней тоже есть. Один КТ = один смысловой блок (один абзац это будет или три, не важно).
  • Ставьте на КТ чёткий акцент. Покажите важность мысли: с размаху врежьте ей читателю по лицу. Ему же будет проще понять, в конечном итоге.

Примерчик!

Разберём недавний текст Лёши Хромова про мультфильм «Супермен: Красный сын» — он коротенький и понятный.

ГМ: Авторы мультфильма испортили оригинальный сюжет комикса.

Главная мысль сформирована прямо в заголовке — она резкая, броская. Думаю, это в том числе обеспечило тексту хорошую читаемость. Она же дублируется в лиде (во вступлении).

Иллюстрация: рассказ о том, чем примечателен был комикс Миллара.

КТ1: Авторы добавили жестокости Сталину и Супермену.

Иллюстрация: В оригинальном комиксе Супермен сторонился власти.

РТ1: Сталин сделал Супермена жестоким.

Иллюстрация: Пример с Лоис Лейн и ГУЛАГом.

РТ2: Супермен сам убил Сталина и стал убийцей.

КТ2: В комиксе персонажи сохраняли свои классические характеры, в экранизации их изменили.

РТ1: Супермен искренне хотел сделать мир лучше.

РТ2: Лютор всё также был говнюком.

КТ3: В комиксе Миллар исследовал то, как изменятся знакомые персонажи, если им поставить другие цели, а в мультфильме просто поменяли злодея и героя местами.

РТ1: Из сюжета убрали эпизоды, где Супермен помогает людям.

РТ2: Супермену приписали логику Лютора, в том числе необходимые убийства.

Иллюстрация: Описание сцены с корейским танком.

РТ3: Из сюжета убрали тот факт, что Лютор многие годы создавал всевозможных суперзлодеев, только чтобы победить Супермена.

КТ4: Экранизация сместила акцент на то, что все глобальные проблемы — разборки мужчин.

Иллюстрация: рассказ о том, как было в комиксе.

РТ1: Лоис всеми силами старается дистанцироваться от Лекса, подчёркивая, что её фамилия не Лютор, а Лейн.

РТ2: Чудо-женщина же сразу заявляет Супермену, что не хочет его целовать, поскольку всю жизнь жила только с женщинами

Иллюстрация: Рефлексия автора на этот счёт.

КТ5: Финал в мультфильме очевидный, в отличие от комикса.

Иллюстрация: Рассказ о том, как было в комиксе (Сталинград и так далее).

РТ1: В мультфильме Супермен знал, как вернуть Сталинград, но не хотел этого делать, воплощая идею тотального контроля.

РТ2: Сюжет мультфильма обрывается на уходе Лютора с поста президента.

КТ6: Полностью упустили весь подтекст с ошибочной мотивацией героев.

РТ1: В комиксе потомки Лютора отправили Кал-Эла в прошлое, так и появился Супермен. В мультфильме ничего этого нет.

АОС: Создатели фильма сами не поняли, в чём главная прелесть сюжета Миллара, и всё запороли.

В общем, как-то так. Я тут упустил несколько иллюстраций, иначе получилось бы очень громоздко. Главное — понять принцип. Он, я надеюсь, понятен.

Если вам скучно или даже хочется потренироваться, то можете взять какой-нибудь текст с DTF и на досуге попробовать его разобрать. Надеюсь, не найдёте там ошибок!

Виды композиции

Мне известно четыре вида композиции текста: линейная, обратная, кольцевая и ризоматическая.

Линейная — это когда автор даёт ГМ в начале (в заголовке и/или лиде), а потом последовательно её раскрывает.

Обратная — когда автор сначала интригует, постепенно в тексте подводит к ГМ и ебашит ей в лицо читателю в конце. На мой взгляд, самый сложный вид композиции. В тексте про второй сезон «Полового воспитания» я пытался её соорудить — не знаю, достойно ли вышло.

Кольцевая — это когда вы выносите ГМ в начало текста (в заге и/или лиде), потом её раскрываете, а в конце — дублируете, для пущего эффекта.

Ризоматическая — это подборки. ГМ тут обычно в заголовке (например: «25 файтингов, в которые нужно поиграть»). Сам текст чётко делится на блоки, начинать читать можно с любого блока.

Самая эффектная, на мой взгляд, кольцевая. Самая простая — линейная. Самая сложная — обратная, но зато если всё получится, то можно как следует «бомбануть». С ризоматикой всё и так понятно.

Бонус

А ещё у меня есть табличка со всеми ошибками, которые вы можете допустить в текстах. Я стащил её в магистратуре с кафедры стилистики, так что никому не показывайте! Надеюсь, разберётесь, там несложно. Хе-хе.

Важно помнить, что есть два типа авторов. Если у вас нет проблем с композицией и смысловой структурой текста, то лучше продолжать писать как и раньше, но проверять итоговый текст. А если проблемы всё-таки есть, то, надеюсь, этот небольшой гайд вам будет полезен. Как минимум, если вы часто испытываете синдром чистого листа — сидите подолгу и не знаете, с чего начать.

Ну ладно, с этим разобрались — о чём дальше поговорим? Что мне рассказать, чем поделиться?

логичность и структура текстаМы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Содержание

  1. План текста
  2. Структура
  3. Связность текста
  4. Проверочный тест

Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Первый тип плана – диалектический

Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.

2

Второй тип плана – аналитический

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Структура текста

Структура текста

Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.

Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.

Введение

Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.

Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».

Основная часть

В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.

Заключение

Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.

Названия и заголовки

Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая.

Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.

Связность текста

Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.

1. Порядок слов в предложении

В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.

2. Простые и сложные предложения

Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.

3. Слова и обороты связи

Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.

Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.

Противопоставление

Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза

Причина и следствие

Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине

Цель

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы

Перечисление

Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов

Условие

Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда

Дополнение

Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…

Пример

В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию

Выделение

Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути

Сравнение

Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3 Стили текста5 Словарный запас →

Многие миллионы текстов рождаются каждый день. Виртуальных страниц открывается такое количество, что вряд ли они подлежат учёту. Миллионы людей пишут о случившихся в их жизни событиях, описывают явления, обсуждают новости, делятся практическими руководствами, публикуют интервью, сочиняют анекдоты, пишут стихи, рассказы, повести и даже романы. Это далеко не полный список деятельности человечества в сети, но есть общая составляющая — всегда создаётся текст с более или менее тщательно выверенной структурой.

структура текста

Есть структура текста, воспринимаемая легко, но бывает и такая, в которую вникнуть не так просто. Рассмотрим некоторые виды составления текстового материала, а главное — представим подсказки по созданию такого текста, который удобно и быстро читается и глубоко воспринимается.

Структура текста. Разновидности

В зависимости от поставленной задачи элементы структурирования определяются создателем индивидуально. Не все авторы умеют делать это правильно, потому и получается, что одни тексты даже по диагонали воспринимаются стопроцентно, другие заставляют останавливаться и переставлять слова в предложениях, чтобы докопаться до смысла. Как устранить хаос непонимания?

анализ текста

Для полной наглядности структура текста подразделяется на несколько неравных частей и рассматривается поэтапно. В тексте обязательно должны быть заголовок, который невозможно пропустить, и основная часть, как правило, разделённая на смысловые абзацы. Плюс к тому значительно повышают качество восприятия подзаголовки и списки. В основной части может быть своя — внутренняя — структура текста (смотря какие задачи стоят перед автором при выполнении задания).

Даже поток сознания ирландским писателем Джойсом в замечательной книге «Улисс» кропотливо и отчётливо выстроен. У него своя структура — художественно упорядоченный хаос. А, например, деловой текст требует совершенно другого способа организации. Прежде всего, необходимо разобраться в существующих видах и типах текстового письма.

Внутренняя структура и её типы

1. Логическая составляющая. Особенности: каждый абзац по смыслу связан с предыдущим, прямо или хотя бы косвенно продолжая его по смыслу. Практические руководства, статьи, описания, словом, всё то, что подпадает под термин «деловой текст», характеризуется логической, последовательной составляющей. Несомненно, это очень удобный способ и написания текстов, и восприятия их. Особенно легко по данной методе проводится анализ текста, и особенно быстро обозначаются последующие выводы.

составить текст

Например, здесь в первом абзаце автор описывает правило использования логической составляющей структуры текста. Во втором приводит пример построения. Далее будет рассматриваться следующий тип структуры. Как видите, все просто. Логическая структура текста дополняет и продолжает начатое в предыдущих абзацах.

2. Пирамидальная структура. Такой тип характерен для написания новостной ленты и пресс-релизов. Пирамида получается перевёрнутой, потому что в её широком основании, то есть в самом начале, автор помещает всю основную информацию. Далее она просто обрастает деталями, раскрывающими суть.

Принцип перевёрнутой пирамиды помогает читателю сразу узнать главное: о чём эта статья, интересна ли она ему, нужно ли читать дальше, вникая в подробности. Но самое интересное в том, что даже если пользователь закроет это окно на экране, основную мысль, а значит, весь деловой текст, он уже усвоил. Ёмкие, лаконичные, предельно информативные фразы — ключ к успеху. Это говорит о том, что удалось составить текст правильно. Задача автором выполнена.

3. FAQ-структура. Текст письма наиболее характерен для публикации интервью или рубрик с ответами на часто задаваемые вопросы. Здесь легко обнаружить логику и смысл: в каждом абзаце присутствует только одна пара — вопрос и ответ.

Очень помогает упорядочить текст письма помещение в самом начале содержания со ссылками на информацию. В этом случае читать много лишнего текста не приходится, и можно сразу найти ответы на интересующие читателя вопросы.

деловой текст

4. Структура коммерческая. Главной задачей продающих и рекламных текстов является продажа или продвижение. Нужно найти как можно более короткий путь к ответной реакции потенциального клиента: это звонок, регистрация, покупка товара или заказ услуг. Именно ради результата структура рекламного текста создаётся с использованием маркетинговых моделей. Например, AIDA. Она состоит из четырёх ступеней, которые и задают основные качества текстовому материалу. Необходимо предупредить, что эта структура совсем не опирается на смысл текста, эстетику или последовательность. Здесь единственно и исключительно важен конечный результат. Структура рекламного текста на этом зиждется.

5. Структура комбинированная. Такой метод характерен для блогов. Чаще всего блогер сначала информирует о событии (значит, используется пирамидальная структура художественного текста), а потом делится своими мыслями по этому поводу или анализирует, то есть строит текст, структурируя его последовательно.

Используя комбинированную модель, нужно быть очень осторожными: конкретная информация или новость, перемешанная с анализом и доморощенной философией, порождает хаос в восприятии читателя.

6. Структура хаотичная. Путаница получается, когда писатель не умеет работать с материалом, и утверждает, что такова его авторская структура художественного текста.

текст письма

Тем не менее, умные манипуляторы смекнули, что мешанина в умах клиентов иногда бывает весьма кстати. Читателей умело дезориентируют в случае нужды в дискредитации людей, фирм, даже правительств, — любой саботаж легко свершается благодаря текстам хаотичной структуры.

Как разделять на абзацы

Читателю должно быть удобно осваивать смысл текста, поэтому целый пласт делится на более доступные глазу фрагменты. Слишком мелкое деление, однако, тоже рассеивает внимание. Поэтому здесь важно, чтобы смысловая структура текста не рвалась, переходя от абзаца к абзацу.

смысл текста

Абзацы тоже должны подчиняться общей структуре текста, даже если они по форме отличаются и представлены разнообразно: как вопрос и ответ, как одиночное предложение, как единый пласт текста, как список или как цитата. Необходимо помнить, что смысл никогда не должен нарушаться, даже если абзац каким-либо образом обособлен. И нехорошо, если на протяжении всей работы меняются выбранные средства: стиль, язык, форма подачи, несмотря на то что каждый абзац должен быть самостоятельной смысловой единицей.

Примеры

Вот правильно составленная структура научного текста в абзаце:

  • Довольно частая проблема, возникающая в процессе работы, — обозначить окончание труда. Наиболее полное раскрытие темы — основная задача, но нельзя ставить её во главу угла. Чтобы выполнить всё задуманное и не потерять тему в близкой, но малозначимой информации, применяется методика определения проблемы. Перед началом работы нужно сформулировать в одном предложении всё, что задумано донести до публики. Таким образом, проявится логическая структура текста. Без обозначенной проблематики любая работа становится либо пересказом, либо грамотной компиляцией.

Правильно составленная структура художественного текста:

  • Иван, подгоняемый ветром, быстро идёт по дороге. Так стремительно летит, что даже облако на высоком небе почти остановилось, поджидая. Что скажет ему этот человек, обгоняющий ветер? А человек сцепил крепко зубы, только желваки играют на высоких скулах, и шагает, шагает. Почти бежит. Не облако догоняет он, а по глупости потерянную любовь.

    структура рекламного текста

И два примера некорректно построенных абзацев, где нарушена смысловая структура текста:

  • Нужно знать, когда окончание труда, и составить план работы. Выполнение процесса и задачи раскрытия темы нужно, чтобы не допустить пересказа информации. Так же важно не допустить компиляции. Необходимо обязательно формулировать проблему и структуру текста в одном предложении. Выполнить всё задуманное — основная задача.
  • Облако поджидало Ивана на дороге, чтобы поговорить о его потерянной любви. Но Иван шёл так быстро, что обогнал ветер. Сцепил зубы. Что он скажет?

Хотя последний пример, несмотря на всю концептуальность, смысла окончательно не лишён. Здесь даже определённая структура художественного текста намечена, но не прописана. Главное, чтобы читатель мог получить нужную информацию в как можно более доступной форме, чтобы текст не утомлял его и не запутывал.

Анализ текста

Очень важно соблюдать правила выбора и составления структуры под диктовку главной задачи, поставленной материалом. Текст как осмысленное произведение речи должен представлять собой последовательную смысловую взаимосвязь и иметь понятное глазу оформление, за счёт чего и образуется целостность.

Структура текста в русском языке предполагает представление деятельности, то есть должны быть субъект и объект, собственно процесс, главная цель, все используемые средства и конечный результат. Точный состав компонентов отражают следующие показатели: содержательно-структурные, функциональные и коммуникативные.

Анализ текста проходит по параметрам микро- и макросемантики, микро- и макроструктуры. Семантика выполняет коммуникативную задачу в передаче информации, а структура определяет особенности внутренней организации единиц текста. Играют свою роль и закономерности во взаимосвязях всех единиц в границах документа как цельного, единого сообщения.

Композиционная структура и внутренняя

Это внешняя сторона структурирования, согласно которой необходимо выстроить предложения, абзацы, параграфы, подразделы, разделы, подглавы, главы и так далее по возрастающей. Внешняя структура текста лишь частично связана с собственно организацией, которая происходит внутри текста, словно выстраивая мост от введения к эпилогу.

структура художественного текста

Составить текст можно на основании знаний о единицах его внутренней структуры, а это:

  • высказывание (предложение как таковое);
  • несколько высказываний с соблюдением межфразового единства, объединённых в один фрагмент и синтаксически, и семантически;
  • несколько межфразовых фрагментов, составляющих блоки и сообщающих тексту цельность и связи смысловые и тематические.

Единицы синтаксического и композиционного плана всегда взаимосвязаны. Отсюда вытекают стилистические и стилевые характеристики текста. Определяется таким способом и функциональность — художественное ли это произведение, научное и так далее. К тому же любое сообщение обладает помимо стилистических качеств и авторской индивидуальностью.

Структура рекламного текста

1. Заголовок. В первую очередь читатель обращает внимание на этот элемент. Он должен быть лаконичным, но содержательным, оригинальным, точным по смыслу. Хороший заголовок обеспечивает желание ознакомиться с основным текстом. Удачнее всего вариант, выбранный из нескольких, составленных в процессе работы с текстом.

2. Вводный абзац. Он не менее важен для целевой аудитории, поскольку заинтересовывает и удерживает внимание. Увлекательно и предельно ясно здесь передаётся содержание текста, но при этом мотивируется чтение статьи до конца. Если уместно, вполне допускается интрига, естественно, при наличии чувства меры. Приступая к оформлению вводной части, нужно хорошо представлять себе и самого потенциального клиента, и его потребности и проблемы, чтобы все их решения отразились в первых строках.

Некоторые секреты

Давно действуют правила, чаще всего негласные, зная которые, можно избежать ошибок начинающих копирайтеров и рерайтеров. Профессионалы исключают из употребления банальности типа «Добро пожаловать в наш магазин». Настоящие мастера не сорят ключевыми фразами: сказано внедрить в текст слово четыре раза, значит, пятого не будет. Сообщение от их обилия становится невероятно унылым. Более того, подобный текст вселяет в читателя недоверие к рекламируемому продукту. «Директ», может, и поднимет рейтинг, но внимание клиентов потеряется. Хороший литератор не станет писать длинными «толстовскими» сложносочинёнными предложениями с изобилием причастных и деепричастных оборотов. Необходимо учесть, что рекламные тексты чаще всего читают по диагонали.

Следующее правило — отсутствие клише и шаблонов. Всяческие устоявшиеся выражения лучше забыть напрочь, чтобы создать оригинальный текст.

Картинки

На каждую тысячу символов желательно подобрать изображение. Оно должно быть строго тематическим. Размер картинки выбирается в соответствии с задачей. Если картинка максимально информативна, ее размер большой, если не очень — поменьше.

Подзаголовок и абзац

Подзаголовки — это пункты составленного перед написанием текста развёрнутого плана. Лучше выбрать варианты второго и третьего уровней. Абзацы несут основное содержание текста, сжато отображённое во вводном абзаце. Здесь прописываются все детали информации, уместны эффектные обороты речи при указании достоинств рекламируемого предмета. И тут да не покинет писателя чувство меры!

Список

Правильно оформленный и продуманно составленный, он помогает передать:

  • все до единого преимущества объекта рекламы;
  • широту возможностей предоставляемого товара или услуги;
  • перечень ассортимента предлагаемой продукции;
  • сравнительные характеристики и отличительные качества рекламируемого предмета;

Кроме того, данный структурный элемент оказывает помощь в цепочке действий при оформлении заказа или регистрации.

Нельзя допускать, составляя список:

  • использования только ключевых слов — костяком, без словесного «мяса»;
  • наличия одних линков;
  • затянутости при перечислении;
  • перегруженных информацией предложений и абзацев.

Таблица

Это необходимая и чрезвычайно полезная помощница. Хорошо показывает сравнительные характеристики, прогресс-регресс, великолепно структурирует текст. Составить список, конечно, легче, но таблица нагляднее. Ее можно составить по любому поводу, даже чтобы просто проинформировать, кому, когда, куда, например, принято носить запонки, и с какой одеждой, и какие именно. В отдельном столбце показывая, где предоставляется более широкий выбор, в каком магазине товар дешевле, а в каком быстрее можно купить этот.

Мотивация к покупке

И здесь очень хорошо работает короткий, но ёмкий список, убеждающий, что всё, что есть на свете лучшего, находится именно у вас. Главная задача финальной части статьи — окончательно убедить клиента, прогнать все сомнения чёткой аргументацией и плавно подвести к единственно правильному выбору. Как вариант — использование эхо-фразы, повторяющей главную мысль основного текста, классически завершая рекламную статью.

362

текста.
Концептуальная обусловленность
лексической структуры тек­ста
объясняет наличие не только типовых,
стандартных связей и отно­шений, но
и оригинальных, индивидуально-авторских.

Продолжая
конкретизировать понятие «лексическая
структура тек­ста»,
рассмотрим, что такое ассоциативно-семантическая
сеть.
Лекси­ческая
структура текста организуется по
сетевому принципу с учетом различных
связей лексических единиц как «по
горизонтали» (в соот­ветствии
с линейным развертыванием текста), так
и по «вертикали» (с учетом
ассоциативно-семантических перекличек
дистантно удаленных лексических
единиц).

Сетевой
принцип предполагает наличие «узлов»,
фокусирующих пучки
связей и отношений лексических элементов.
Ср.: «Семантичес­кая
сеть представляет собой граф, в вершинах
которого фиксируются наименования
данных, а дугам соответствуют отношения,
устанавлива­емые
между ними» [Новиков, 1989, с. 64].

Являясь
ассоциативно-семантической сетью,
материализованной вербально,
лексическая структура текста отражает
заложенную в нем смысловую
программу. Формирование
ассоциативно-семантической макросети
целого текста в сознании читателя
происходит на основе тек­стовой
парадигматики и синтагматики с учетом
коммуникативного по­тенциала
лексических единиц, актуализированного
в соответствии с общим
концептом произведения. Таким образом,
отдельные лексичес­кие
элементы текста коммуникативно
ориентированы общей лексиче­ской
структурой, относящейся к системным,
интегральным качествам произведения.

Лексическая
структура текста соотносится с рядом
таких родствен­ных
понятий, как «семантическая структура»
и «смысловая структура текста».
Под семантической
структурой текста
понимается
ассоциа­тивно-семантическая
сеть, отражающая связи и отношения
между
реализованными
в тексте лексическими и грамматическими
значени­
ями
слов, фразеологизмов, предложений.
Семантическая
структура текста
основана на правилах языкового
кодирования и отражает языко­вую
и когнитивную информацию объективно
через систему речевых средств
разных уровней, прежде всего лексических.

Смысловую
структуру
текста
можно определить как отражение
в
сознании
воспринимающего субъекта структурированного
концепту­
ально
содержательного плана произведения,
т.е. его содержательно-фактуальной и
содержательно-концептуальной информации
(терми­ны
И.Р. Гальперина [1981]). Смысловая структура
текста детерминиру­ется
не только его лексической и семантической
структурой, но и знанием
читателя о мире. Смысловая структура
текста формируется на основе
необычайно сложных и многоаспектных
(контактных, дистант-

363

Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование

ных,
ассоциативно-семантических, логических,
грамматических и др.) связей
и отношений всех его элементов, прежде
всего лексических, твор­чески
интерпретируемых читателем.

Таким
образом, смысловая структура текста
субъективна, вариатив­на,
динамична, поскольку определяется
языковым и социальным опы­том
читателей, характером их информационного
тезауруса. Вместе с тем общность
языкового кода и социальной сущности
автора и адресата, наличие
инвариантного ядра в их информационном
тезаурусе создают предпосылки
для относительной адекватности понимания
и коммуни­кации
вообще.

В
целом для трех рассматриваемых понятий
(лексическая, семан­тическая, смысловая
структура текста) характерны отношения
взаим­ного
подчинения: лексическая
структура текста определяет его
семан­
тическую
структуру, а семантическая

смысловую.
Поскольку
целью познавательной
деятельности читателя является
постижение глубинного смысла
текста, наиболее важна в интерпретационном
отношении его смысловая
структура. Так как смысловая структура
текста формирует­ся главным образом
на основе различных связей лексических
единиц, изучение
лексической,
структуры текста
представляет
особый интерес в
плане интерпретации.

Лексическая
структура текста служит остовом,
«каркасом» для се­мантической и
смысловой структуры текста и вместе с
тем формой их репрезентации.
Последнее обусловлено экспликацией
смысла текста через
объективно актуализированные в
произведении связи и отноше­ния
элементов лексического уровня.
Лексическая
структура текста,
таким
образом, является «ключом» к выявлению
структурированного
определенным
образом глубинного смысла художественного
произведе­
ния.

Поскольку
в тексте как системно-структурном
образовании неко­торые
исследователи выделяют поверхностную
и глубинную структу­ры
(ср.: [Тураева, 1986; Купина, 1983; Комиссаров,
1988 и др.]), необхо­димо
соотнести эти понятия с ранее
рассмотренными. Представляется, что
лексическую структуру текста можно
отнести к поверхностной структуре
вследствие ее вербальной эксплицированности,
доступности в
аспекте восприятия, объективной
заданности элементами лексичес­кого
уровня текста и недостаточности для
постижения всей информа­тивно-прагматической
сущности произведения.

Семантическая
и смысловая структуры текста могут
быть поверх­ностными и глубинными.
Для поверхностной структуры текста
харак­терны
эксплицитность связей и неполнота
отражения содержания, а значит,
недостаточность в аспекте интерпретации.
Глубинную структу-ру,
диалектически связанную с поверхностной,
отличают концептуаль-

Оглавление

  1. 1 Текст. Развитие речи
    1. 1.1 Текст. Тема и основная мысль текста
    2. 1.2 Структура текста
    3. 1.3 Виды и средства связи предложений в тексте
    4. 1.4 Признаки текста
    5. 1.5 Типы речи (текста)
    6. 1.6 Стили речи (текста)
      1. 1.6.1 Научный стиль
      2. 1.6.2 Официально-деловой стиль
      3. 1.6.3 Публицистический стиль
      4. 1.6.4 Разговорный стиль
      5. 1.6.5 Художественный стиль
      6. 1.6.6 Анализ текста

Текст. Развитие речи

Текст. Тема и основная мысль текста

    В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

    Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

    Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

    Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста.     Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

    Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

Структура текста

    Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции.     Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

 Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

    Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

Виды и средства связи предложений в тексте

    В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: 

    а) цепная;

    б) параллельная.

    Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

    Средствами цепной связи могут быть следующие:

    а) лексический повтор;

    б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;

    в) слова-«заместители»:

  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.

    Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

    Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

    Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

    Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставляются.

    Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

  • одинаковом порядке следования слов;
  • единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

    Например: Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

    Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

    Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.

Признаки текста

    Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

    1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности.     В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

    2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

    Можно выделить следующие виды связности:

    1)локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);

    2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);

    3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);

    4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

    3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

    4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

    5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

    6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Типы речи (текста)

    Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. 

    В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

 Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.

(А.Н. Толстой)

    Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

 Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята.

    Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

    Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

(По М.М. Пришвину)

    Повествовательный тип противопоставлен описательному. Основное различие представлено в антонимичности их главных характеристик: динамика (в первом случае) – статика (во втором). Оба эти типа характеризуются, как правило, присущими каждому из них цепочками видо-временных форм глаголов-сказуемых.

 Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

    Например: Наше отечество, наша родина – матушка Россия.

    Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

    Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.

(К.Д. Ушинский)

    Перечисленные выше три типа речи (текста) различаются между собой интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описании.

    Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования.     Это придает тексту выразительность.

    С некоторой долей условности можно ориентироваться на следующие схемы текстов названных типов:

    Схема текста-повествования

  1. Начало события.
  2. Его развитие.
  3. Конец события.

    Примечание. В художественных текстах присутствует еще и кульминация, предшествующая концу события.

    Схема текста-описания

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).
  2. Признаки предмета (явления).
  3. Отношение к предмету (явлению).

    Схема текста-рассуждения

  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Доказательства (объяснения).
  4. Вывод.

    Примечание. В тексте-рассуждении иногда вступление и тезис могут совпадать. Кроме того, в тексте этого типа вывод в некоторых случаях может отсутствовать.

    Самый простой способ определения типа текста (применяемый уже в начальной школе) – это использование вопроса и приема «фотографирования»:

Стили речи (текста)

    Функциональный стиль – это определенная разновидность речи, соответствующая сфере ее функционирования и отличающаяся особым набором средств, характерных для данной сферы.

    В первую очередь разграничиваются две противопоставленные друг другу группы функциональных стилей: книжные и разговорный. К книжным стилям, в свою очередь, относятся следующие: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

    Каждый из названных стилей отличается определенным набором характеризующих его признаков.

Научный стиль

    Данный стиль обсуживает сферу научной деятельности, научного общения и употребляется для донесения результатов научно-исследовательской деятельности.

    Цель научного стиля – сообщение, объяснение тех или иных явлений и закономерностей.

    Форма реализации этого стиля – письменный (реже – устный) монолог.

    Свойства текстов научного стиля: информативность, логичность, аргументированность, объективность, лаконичность, точность, однозначность, обобщенность, предварительный отбор языковых средств.

    В научном стиле часто используются:

  • термины (нейтрон, морфема, тромб);
  • слова с абстрактным значением (процесс, явление, свойство);
  • отглагольные существительные (состояние, описание, доказательство);
  • большое количество причастий и деепричастий (выраженный, используемый, рассматривая, обобщая);
  • краткие прилагательные и причастия (условна, ясна, доказано, использован);
  • глаголы страдательного залога (используется, рассматривается);
  • сложные предлоги и союзы (в заключение, в связи с тем что, вследствие того что);
  • вводные слова, подчеркивающие логичность изложения (во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом);
  • прямой порядок слов в предложении;
  • сложноподчиненные и сложносочиненные предложения;
  • безличные предложения;
  • цитаты, ссылки, сноски.

    Слова в тексте научного стиля употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-окрашенные слова используются довольно редко.

    Жанры научного стиля: учебник, диссертация, монография, научная статья, отзыв, рецензия, дипломная работа, курсовая работа, реферат, научный доклад, лекция, аннотация, словарные и энциклопедические статьи.

    Например: Активная среда газовых лазеров находится в газовой фазе. В подавляющем большинстве случаев создание инверсной заселенности уровней в лазерах того же типа осуществляется в результате протекания электрического тока через среду, т. е. с помощью газового разряда. Газовый лазер состоит из кюветы, заполненной газом и введенными в нее электродами – катодом и анодом.

(Н.Г. Басов, Ю.В. Афанасьев)

    Каково соотношение понятий «язык» и «речь» с точки зрения их места в речевой коммуникации?

    Язык в человеческом обществе является основным средством общения. Упрощенно можно сказать, что язык – это естественно возникшая и развивающаяся в обществе знаковая система, служащая для выработки, хранения и переработки информации. Эта система представляет собой упорядоченную структуру единиц – фонем, морфем, слов и словосочетаний, предложений. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонемный – морфемный – лексический – синтаксический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

(А.А. Радугин)

Официально-деловой стиль

    Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере – управление, делопроизводство, право, дипломатическое общение.

    Цель официально-делового стиля – информация.

    Форма реализации этого стиля – письменный монолог.

    Свойства текстов официально-делового стиля: точность, однозначность формулировок, лаконичность, информативность, стандартность, неличный характер изложения, компактность структуры, предварительный отбор языковых средств.

    В официально-деловом стиле часто используются:

  • стандартные слова и выражения (надлежащий, вышеуказанный, принимая во внимание, предъявление иска, вступить в силу);
  • термины (правоспособность, юрисдикция);
  • сложносокращенные слова и аббревиатуры (Мосэнерго, ООН, НАТО, ОБСЕ);
  • составные предлоги и союзы (ввиду того что, в силу того что);
  • отглагольные существительные (регулирование, опровержение);
  • краткие прилагательные типа должен, обязан;
  • использование неопределенной формы глагола вместо повелительного наклонения (обеспечить явку);
  • причастные и деепричастные обороты;
  • указание даты составления документа, а также других реквизитов (название адресата и адресанта, название учреждения, гриф, подпись с расшифровкой и т.п.);
  • прямой порядок слов в предложении;
  • развернутые предложения.

    Слова в тексте официально-делового стиля употребляются в прямом значении. Использование эмоционально окрашенных слов обычно не допускается.

    Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, указ, постановление, приказ, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, инструкция, докладная, договор, Конституция, повестка в суд, кассационная жалоба, соглашение.

    Например: Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов.

    Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

    а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской федерации;

    б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам  гражданства Российской Федерации;

    в) проверяют факты и предоставленные для опознавания заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

    г) направляют Президенту Российской Федерации документы в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы …

(Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62 ФЗ).

Публицистический стиль

    Данный стиль обслуживает сферу агитационно-массовой деятельности и употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни.

    Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей.

    Форма реализации этого стиля – устный или письменный монолог.

    Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств.

    В публицистическом стиле часто используются:

  • торжественные слова (держава, святыня);
  • прилагательные в превосходной степени (величайшее, самый яркий);
  • фразеологизмы (стоять насмерть);
  • эмоционально окрашенные слова (душегуб, ренегат – «отступник», «изменник»);
  • устойчивые обороты типа играть роль, иметь значение, здравый смысл;
  • метафоры (нарост на теле государства);
  • сравнения (деньги текут рекой);
  • эпитеты (роковое стечение обстоятельств);
  • разговорно-просторечные слова (бабки, зеленые, крутой, браток);
  • иностранные слова (спикер, киллер, имидж, маркетинг);
  • новые слова, т.е. неологизмы (боевик – «террорист», биотерроризм, киднеппинг – «похищение людей с целью выкупа»);
  • профессиональные журналистские слова (интервью, репортаж, корреспондент);
  • слова общественно-политической лексики (бюджет, парламент, законодательство);
  • обращения (дорогие читатели, соотечественники, россияне);
  • вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению, к несчастью, к величайшей радости):
  • преимущественно простые предложения;
  • номинативные предложения (особенно в заголовках);
  • риторические вопросы (как жить? где искать защиту?);
  • вопросительные и восклицательные предложения;
  • неполные предложения;
  • присоединительные конструкции.

    Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест.

    Например: Проект новой Концепции государственной миграционной политики ФМС готовила скоростным методом в соответствии с решениями мартовского заседания Совбеза РФ. 17 ноября с. г. проект должен был рассматриваться в Белом Доме. Но до правительства проект не дошел. По пути его перехватила дума, точнее сказать – думский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На заседании Комитета была выявлена беспомощность документа, призванного провозгласить новую миграционную политику, привлекательную для мигрантов …

(Информационное Агентство «Миграция» (ИАМ), 2005 г.)

Разговорный стиль

    Этот стиль употребляется в сфере бытовых и неофициальных профессиональных отношений, в обыденной речи, в беседах.

    Цель разговорного стиля – общение.

    Форма реализации этого стиля – диалог.

    Свойства текстов разговорного стиля: неофициальность, непринужденность, зависимость от ситуации, спонтанность, участие мимики и жестов (невербальных средств общения), эмоциональность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств.

    В разговорном стиле часто используются:

  • глаголы (пошла, пришел, увидели);
  • личные местоимения (я, он, ты …);
  • частицы (же, вон, только);
  • междометия (Ого!), причем часто в качестве сказуемых (Марш домой!);
  • слова и фразеологизмы разговорного стиля (болтать, ни рыба ни мясо);
  • просторечные слова (облапошить, ляпнуть);
  • слова с эмоционально-оценочной окраской (хвастун, красавец);
  • метафоры (в голове – каша);
  • повтор слов;
  • обращения;
  • вводные слова (наверно, кажется);
  • замена словосочетаний одним словом (маршрутка – маршрутное такси);
  • особые звательные (сокращенные) формы (Мам! Люб!);
  • вопросительные и восклицательные предложения (Как дела? Какие люди!);
  • неосложненные простые, сложносочиненные, бессоюзные предложения;
  • неполные предложения (Мы в кино).

    Например: Как-то раз Домна Платоновна спросила у меня:

    — Ты Егупова полковника знаешь?

    — Нет, не знаю.

    — Ну как чай, не знать! Красивый такой, брюхастый: отличный мужчина. Девять лошадей под ним на войне убили, а он жив остался. В газетах писано было об этом.

    — Я его все-таки, Домна Платоновна, не знаю. Вы уж не мучьте, рассказывайте!

    — Да, эту историю уж точно стоит рассказать. Как он только называется?.. есть тут землемер

    … Кумовеев ни то Макавеев, в седьмой роте в Измайловском он жил.

    — Бог с ним.

    — Бог с ним? Нет, не бог с ним, а разве черт с ним, так это ему больше кстати.

    — Да это я только о фамилии-то.

    — Да, о фамилии – ну это пожалуй; фамилия ничего – фамилия простая, а что сам уж подлец, так самый первый в столице подлец. Пристал: «Жени меня, Домна Платоновна!»

(Н.С. Лесков. «Воительница»)

Художественный стиль

    Данный стиль употребляется в сфере словесно-художественного творчества.

    Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей.

    Формы реализации этого стиля – письменный монолог и диалог.

    Свойства текстов художественного стиля: образность, выразительность, эмоциональность, наличие авторской позиции, наличие элементов других стилей, предварительный отбор языковых средств.

    В художественном стиле используются изобразительно-выразительные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты и т. п.).

    Жанры художественного стиля: трагедия, комедия, трагикомедия, рассказ, роман, новелла, повесть, стихотворение, поэма, басня, баллада, роман в стихах и др.

    Например: Пешеходов надо любить.

    Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы, осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд.

    И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.

(И.А. Ильф, Е.Н.Петров. «Золотой телёнок»)

Анализ текста

Текст 1

    Установление трудового стажа. Порядок подтверждения трудового стажа изложен в Правилах подсчета и подтверждения трудового стажа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.02.

    Основным документом, подтверждающим периоды работы до введения в действие нового законодательства, является трудовая книжка. Сохраняется возможность установления трудового стажа на основании свидетельских показаний.

    Если документы, подтверждающие трудовой стаж, утрачены в связи со стихийным бедствием (пожаром, наводнением и т. п.) и восстановление их невозможно, стаж может быть установлен на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя (п. 28 Правил).

(М. Петросян)

    1. Определите тип текста.

        1) описание

        2) повествование

        3) рассуждение

    2. Определите стиль текста.

        1) научный

        2) художественный

        3) публицистический

        4) официально-деловой

        5) разговорный

Текст 2

    Не только печальные, но и веселые рассказы О. Генри написаны человеком большого сердца. За причудливой, своеобразной манерой художника, повествовавшего о жизни с видом стороннего наблюдателя, угадывается душа человека, глубоко задумывавшегося над судьбами людей. О. Генри в своих рассказах по большей части смеется, но бывает, что он смеется в то время, как душа его обливается кровью. Он смешил других, а самому ему подчас совсем не было весело. Но он никогда не поддавался отчаянию и не хотел, чтобы отчаяние завладело его читателями. О. Генри верил в жизнь, в людей. И его рассказы озарены огоньком подлинной человечности.

(А. Аникст)

    1. Определите тип текста.

        1) описание

        2) повествование

        3) рассуждение

    2. Определите стиль текста.

        1) научный

        2) художественный

        3) публицистический

        4) официально-деловой

        5) разговорный

Текст 3

    Наука, которая изучает поведение больших коллективов частиц, называется статистической физикой. Закономерности этой науки, так называемые статистические закономерности, имеют огромное значение прежде всего в силу того, что они не требуют для своего вывода знания о поведении (фактически – о движении) отдельных частиц, составляющих коллектив. В то же время всякая макроскопическая система содержит колоссальное количество частиц и, следовательно, подчиняется статистическим законам. Для систем с малым количеством частиц указанные законы становятся бессодержательными.

(Н.Г. Басов, Ю.В. Афанасьев «Световое чудо века»).

    1. Определите тип текста.

        1) описание

        2) повествование

        3) рассуждение

    2. Определите стиль текста.

        1) научный

        2) художественный

        3) публицистический

        4) официально-деловой

        5) разговорный

Текст 4

    Персы воюют с русскими клопами, блохами и тараканами, для каковой цели приготовляют персидский порошок. Воюют уже давно, однако же еще не победили и, судя по размерам купеческих перин и щелей в чиновничьих кроватях, победят едва ли скоро. Богатые персы сидят на персидских коврах, а бедные – на колах, причем первые испытывают гораздо большее удовольствие, чем вторые. Носят орден «Льва и Солнца», каковой орден имеют наш Юлий Шрейер, завоевавший себе персидские симпатии, Рыков, оказавший России персидские услуги, и многие московские купцы за неослабную поддержку причин упомянутой войны с насекомыми.

(А.П. Чехов «К характеристике народов»).

    1. Определите тип текста.

        1) описание

        2) повествование

        3) рассуждение

    2. Определите стиль текста.

        1) научный

        2) художественный

        3) публицистический

        4) официально-деловой

        5) разговорный

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти рисковую надбавку
  • Как правильно составить письмо обращение к главе администрации образец
  • Браузер опера как найти на странице
  • Как найти красивого котика
  • Как найти лестера gta 5