Как составить смысловые модели

Смысловая модель
«Род и вид».

Этот топ отражает
универсальный закон человеческой мысли
(и речи) — ее «нисхождение» от общего к
частному (дедукция) и «восхождение» от
частного к общему (индукция). Благодаря
этой модели простая идея размножается
по вертикали.

Пример: роза —
простое понятие, более общее по отношению
к ней — цветок, еще более высокая ступень
обобщения — растение.

Особым подразделением
в топе «род и вид» назовем топ
«разновидности». Разновидностями розы
будут: простой дикий шиповник, махровая
садовая роза, белая и красная…

Сократ в диалоге
Платона «Федр» говорит, что эта смысловая
модель позволяет человеку, «охватив
все общим взглядом, возводить к единой
идее разрозненные явления».

Смысловая модель
«Определение».

Определение, по
словам Кошанского, — «труднейший, но и
полезнейший» источник изобретения. Мы
рассматриваем его сразу после топа «род
и вид», потому что, определяя предмет
речи, делают это «через ближайший род
и видовое отличие».

Пример: Аристотель
определил человека как «двуногое без
перьев». Ближайший род в этом определении
— «двуногое»; «видовое отличие, отделяющее
двуногого человека от двуногой же птицы,
— «отсутствие перьев». Сравним другое
определение человека — пример из «Общей
риторики» Кошанского: «Человек есть
животное (ближайший род), одаренное
разумом, словом и бессмертной душой
(видовые отличия)».

Итак, определить
предмет речи — значит назвать общий
род и видовое, специфическое его отличие
от других предметов того же рода. Этот
топ позволяет делать речь ясной и
непротиворечивой. Используя эту смысловую
модель, нужно помнить, что ваша речь не
должна напоминать толковый словарь.
Прекрасные примеры подлинно риторических
определений можно найти в сборниках
афоризмов и крылатых слов. Хорошо, если
вы сами научитесь употреблять определения
— метафоры: «Жизнь есть сон».

Смысловая модель
«Целое — части».

Эта модель позволяет,
во-первых, рассмотреть предмет речи как
часть некоего целого и рассуждать так
же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть
элементы, части, составляющие предмет
речи, и говорить о них по отдельности.

Этот топ отражает
универсальный закон работы мысли: ее
движение от целого к частям предмета и
снова к целому.

Пример: карандаш
— одна из письменных принадлежностей
(определение). В нем две части: деревянная
палочка, а в нее вставляется графитовая
сердцевина (части).

Итак, разделение,
расчленение смысловой структуры в речи
сопутствует анализу и синтезу.

Смысловая модель
«Свойства».

Под названием
«свойства» назовем несколько очень
близких смысловых моделей. Это признаки
(приметы) предмета речи, его качества,
его функции, его характерные действия.
Чтобы правильно и успешно использовать
топ «свойства», нужно:

1) отбирать только
существенные, характерные признаки,
функции, качество объекта, причем такие
из них, которые делают его действительно
интересным как предмет речи и для
говорящего, и для адресата;

2) не избегать при
этом выражения собственных оценок,
эмоций.

Блестящий оратор
и теоретик русской судебной риторики
П. Сергеич пишет: «Исходная точка
искусства заключается в умении уловить
частное, особенное, характерное, то, что
выделяет известный предмет или явление
из ряда других ему подобных. Пока нет
обособления, нет художественной
обработки. Мещанин Иванов украл пару
сапог. Сколько ни думать, из этого ничего
иного нельзя выдумать, кроме того, что
Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте
одну характерную черту, скажите: старик
Иванов украл пару сапог, мальчишка,
пьяница, вор Иванов, украл пару сапог,
и вам уже дана канва для бытового очерка,
вы уже на пути к художественному
творчеству, уже готовы от себя вложить
в дело нечто вам лично присущее». (29,
131).

Смысловая модель
«Сопоставление».

«Все познается в
сравнении» — крылатое выражение, которое
отражает универсальность этой модели
для познания мира и речи о нем.

Поиски общего
между предметами и явлениями, как и
открытия отличного и противоположного,
позволяют человеку классифицировать
бесконечное разнообразие вещей, сделать
мир доступным познанию…

Если мы ищем
сходство между предметами или явлениями,
то обращаемся к модели «сравнение».

Модель «сравнение»
построена из двух членов (то, что
сравнивают, и то, с чем сравнивают) и
термина сравнения, связывающего эти
члены (это то общее, что дает возможность
сравнивать вещи).

Пример: Юношество
— весна человечества. «Юношество»,
«весна» — члены сравнения; термины
сравнения — пробуждение к жизни, сила,
красота.

Шопенгауэр говорил,
что «сравнение представляет большую
ценность, поскольку оно объясняет
неизвестные отношения с помощью
известных».

Если нам нужно
найти различие между предметами или
явлениями, то следует обратиться к
модели «противопоставление», которая
позволяет познать вещь и представить
ее через столкновение ее с другой вещью,
обладающей противоположными свойствами:
«война и мир».

Смысловая модель
«Причина и следствие».

Мы обращаемся к
этому топу, когда возникает необходимость
четкой аргументации для построения
рассуждения и для получения обоснованных
выводов или оценок. Существуют две
разновидности этой модели:

1) «веерная», когда
определяется набор, ряд причин одного
явления или его возможных следствий;

2) «цепная», когда
ряд умозаключений «от причины к следствию»
составляют рассуждения и приводят к
некоему выводу.

Пример из старых
риторик того, как разрабатывается тема
«Завтра, завтра, не сегодня — так ленивцы
говорят».

1. Анализ темы
(смысла пословицы). Почему многие любят
все откладывать?

2. Причины:

а) недостаток
чувства долга и любви к добру;

б) легкомыслие,
надежда на то, что все можно успеть
сделать за один присест;

в) изнеженность,
непривычка к постоянным усилиям и
преодолению трудностей;

г) жажда удовольствий,
«коим в жертву приносится долг»,
отвращение от всего, что кажется
неинтересным.

3. Следствия:

а) кто откладывает
работу, тот удваивает тяжесть труда; у
всякого дня — своя забота;

б) многое, что не
сделано вовремя, уже безвозвратно
упущено;

в) отложенная
работа выполняется всегда спешно
кое-как;

г) портится
настроение;

д)
теряется доверие начальства, сотрудников,
подчиненных.

Смысловая модель
«Обстоятельства».

Где? когда? как?
каким образом? — вот вопросы, ответы на
которые и дают возможность развить
содержание речи в соответствии со
смысловой моделью «обстоятельства».
Особенно важны эти топы в повествованиях
и описаниях.

Пример действия
этой смысловой модели вы найдете в любой
газетной статье.

Смысловая модель
«Пример».

Риторические
принципы конкретности и близости требуют
того, чтобы каждое положение речи
иллюстрировалось примерами. Примеры
черпаются говорящим из собственного
жизненного опыта, из истории, из
художественной литературы и т.д.

Смысловая модель
«Свидетельства».

Свидетельства»,
или «обращение к авторитетам» — смысловая
модель во многом сходная с топом
«примеры». Это цитаты, изречения, которые
употребляются с разными целями. Они
могут придать речи весомость признанного
авторитета, убедительность древней
мудрости, очарование поэзии. Пользоваться
этой моделью нужно умело.

«Чтобы соблюдать
общериторический принцип «гармонии
речевого события», подбирая изречения
и ссылаясь на «авторитеты», нужно
помнить: источники, к которым вы
обращаетесь за этим материалом, должны
быть авторитетными не только для вас,
и не только «вообще», но прежде всего
для вашей аудитории или собеседников»
(21, 155).

«Свидетельствами
можно открывать речь, завершать ее,
можно их использовать «на границе»
структурных частей произведения.

Смысловая модель
«Имя»

Эта смысловая
модель предполагает обращение к
происхождению и смыслу слова, обозначающего
явление или понятие, которое входит в
название вашей темы или является одной
из ее идей.

Пример: Владивосток
— владей востоком.

Итак,
изобретая содержание речи, есть смысл
обратиться к топам. Перебирая их в уме
и зная механизм их действия, можно
«поймать», «схватить» идеи для своей
будущей речи. Этот процесс называется
ориентацией
в содержании будущей речи. В этом процессе
рождается и первый, предварительный,
план
речи,
который может выглядеть как перечень
вопросов, в принципе подлежащих
обсуждению. Этот план будет уточняться
и в ходе инвенции, и в ходе диспозиции.

На начальной стадии
подготовки речи, в фазе ориентации,
очень важным звеном является постановка
цели и формулирование темы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Доклад на тему:

«Смысловые модели (топы) в речи»

                                                                                                  
Составитель: учитель

                                                                                        
Симакова Вероника Васильевна                                                                                                                     

                                             Магнитогорск 2022г

Топ – общее рассуждение,
наблюдение, описание, которое человек мог запомнить, чтобы использовать в
подходящем случае. Другими словами, смысловая модель обобщающей природы.
Например, время летит, время лечит и т.д.

Топ (смысловая
модель) — «род-вид» («разновидности»).

Ведя речь о машине,
мы видим, что родовым, общим понятием по отношению к машине будет аппарат.
Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности: швейная машина,
стиральная машина, легковая машина.

Принцип действия топа
— разложение идеи топа по схеме «общее-частное» только по вертикальной схеме.

Топ «разновидности»
является частным случаем топа «род-вид». В этом топе не только идут
перечисление видов, но и производится оценка каждой разновидности, выбирается
наилучшие, отбрасываются плохие или неподходящие.

Вывод: топ «род-вид»
(в том числе и топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой
мысли и речи — от общего к частному (дедукция) и от частного к общему
(индукция).

Топ «определение»-
определение предмета речи, служит изобретению содержания речи, условие ее
ясности, непротиворечивости. Структура топа: необходимо определить предмет речи
— значит назвать общий род (дуб- дерево, велосипед-машина и т.д.) и видовое,
специфичное его отличие от других предметов того же рода (лето — самое теплое
время года в нашем полушарии).

Топ (смысловая
модель) – «целое — части».

Суть модели «целое –
части» состоит в том, что предмет речи (идею) нужно:

а) рассмотреть, как
часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (Шамора — море, мангал
— шашлыки),

б) рассмотреть
элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.

Топ «целое — части»
отражает универсальный закон работы мысли – ее движение от целого к частям
предмета и снова к целому. Описание конкретного предмета (целого) требует
соблюдения определенного алгоритма:

— описываются
вещи-предметы, имеющие строго определенные функции, выделяются именно и только
те части таких предметов, которые и делают их функциональными.


в описаниях вычленяются самые заметные, бросающиеся в глаза элементы,
отличающие их от других сходных объектов: «Очки (определение) большей частью
состоят из двух круглых или овальных стёкол, вделанных в лёгкую оправу…Оправа
делается из стали, черепаховой кости, а также из серебра и золота (части).

Топ (смысловая
модель) – «свойства». Топ «свойства» включает в себя топы «признаки»,
«качества», «функции». Это приметы предмета речи, его качества, его функции,
его характерные действия. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять
важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Чтобы правильно
использовать топ «свойства» нужно:

а) отбирать только
существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из
них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего,
и для адресата;

б) не избегать при
этом выражения собственных оценок, эмоций: — «Эта птица поражает какой-то
необычайной внешней нескладностью и расхлябанностью, напоминая подчас скверно
сделанное неумелым таксидермистом чучело. И в то же время это во многих
отношениях замечательная птица» …

Топ (смысловая
модель) – «сопоставление».

Смысловая модель
«сопоставление» является одной из моделей организации мышления и речи,
«размножения идей». Поиски общего между предметами и явлениям, как и открытие
отличного и противоположного, предоставляет возможность структурировать
окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, классифицировать
бесконечное разнообразие вещей и таким образом овладеть разнообразием, сделать
мир доступным познанию.

Существуют две
разновидности топа «сопоставления»:

Топ «сравнение»:
поиски сходства (аналогии). Одно подается через другое, демонстрируется
посредством другого, если имеет с ним нечто общее (способ «размножения идей).
Эта модель топа построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, что с чем
сравнивают) и термина сравнения, связывающие эти члены (это то общее, что дает
возможность сравнивать вещи). Термины сравнения: внешность, дерзость,
действия…-

Топ
«противопоставление»: поиски различного (противоположного). Мышление и речь,
сопоставляя окружающее человека явления и предметы, оперируют следующим
механизмом: познать вещь и представить ее в речи можно и «сталкивая» ее с
другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Противопоставление широко
используется для решения риторических задач — и для описания, и для
рассуждения, и для доказательства: — День и ночь; «Война и мир»; толстый и
тонкий…

топ (смысловая
модель) – «Причина и следствие»

Описывает ещё один
универсальный тип отношений между идеями (между словами и отдельными
фрагментами в речи). Этот топ находит причины предмета речи, предвидит и
обнаруживает в речи его следствие: — Чем больше в Англии старых дев, тем больше
там удои молока. Цепная разновидность. При разработке смысловой структуры речи
_ рассуждения топы «причина» и «следствие» могут занимать первостепенные
позиции, исчерпывая, по существу, всё содержание. Дана тема: «Монументы
возвышают дух народа».

1.Причины: а)
памятники напоминают о славных деяниях предков; б) воспитывают в младших
поколениях стремление подражать великому и славному прошлому; в) рождают
уверенность, что в народе имеются ещё силы для дел не менее славных.

2.Следствия: а)
обязанность каждого патриота – посильное приношение на увековечение памяти
предков; б) обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и
строительстве новых памятников.

Топ (смысловая
модель) «Обстоятельства»

Топы «Как?», «Где?»,
«Когда?». Топ «обстоятельства»: место, время, условия — Где? Когда? Как? Каким
образом? Ответы на эти вопросы дают возможность развить содержание речи в
соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Попробуйте рассказать
«историю», не использовав эти риторические общие места: «Когда Ассоль решилась
открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся борт «Секрета» —
всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно солнечным зайчикам на
струящейся лучами стене. Не помня себя как, она поднялась по трапу в сильных
руках Грея…»

Топ (смысловая
модель) «Пример» и «Свидетельства»

«Примеры» к отдельным
положениям речи или ко всей речи необходимы в связи с обще риторическими
принципами конкретности и близости. Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего,
черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной
литературы…: — Пётр сказал однажды: «Англинская вольность здесь не у места, как
в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять».

«Свидетельства» —
риторическое общее место, это разного рода цитаты и изречения, которые
употребляются в речи с целью придать ей весомость: — «Язык мой – враг мой»;
«Что написано пером, того не вырубишь и топором» …

топ (смысловая модель)
«Имя»

Смысловая модель
«Имя» является источником изобретения мыслей, развития темы – обращение к
происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие. Топ «Имя»
подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам:

Россия! Сердцу милый
край!

Душа сжимается от
боли…

1. Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека, и необходимые для развития той или иной темы.(смотри далее)
2. Определение, содержание и структура риторики как науки. (смотри далее) Собрание материала о риторике. Источник.

«Местами» они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое «место» в речи, получила наименование «место» (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). «Общими» же эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, «модельной» природы.

   Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в «Топике» и «Риторике«. В разные периоды развития риторики ее теоретики (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов) предлагали свой набор смысловых моделей, с помощью которых можно создать конкретное речевое произведение. Аристотель представил в своей «Риторике» около сорока общих мест, из которых 28 «надежных» топов и 10 «ненадежных». Смысловые модели Аристотель связывал с обучением искусству аргументации: каждый топ мог использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, т. е. в качестве аргумента. У Цицерона в трактате «Топика» находим 16 основных топов, которые автор, как и Аристотель, рассматривал как виды доказательства.

   М.В. Ломоносов тоже предлагал 16 общих мест, призванных «расплодить» простые идеи, умножить их, превратить в «сложенные»: 1) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения. В «Общей риторике» Н.Ф. Кошанского представлено еще больше топов-моделей – 24 [с. 149 – 150; 295 – 302].

   Современная риторика, обобщив опыт авторитетных предшественников, пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: «род – вид», «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «примеры и свидетельства», «имя».

‹ Задания на продуцирование речи

Определение, содержание и структура риторики как науки.

1.    О термине «риторика».

2.    Место риторики в системе языкового образования.

3.    Основные категории риторики.

4.    Объект и предмет риторики как науки.

5.    Структура риторики: общее, частное, тематика риторики; теоретическая и прикладная риторика.

6.    Основные законы риторики.

7.    Основные правила риторики.

В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.

Гр. и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

  1. Схема Квинтилиана:1)    Изобретение;2)    Расположение;3)    Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

  1. Схема Аристотеля:1)    Этос;2)    Пафос;3)    Логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.

Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Эффективность речи

Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности  и правильности.

Социальная стагнация – деградация речи.

Объектом исследования современной риторики является не только устная речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частью стилистики является 

теория словесности

.

Словесность.

Структура риторики

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи. 

Законы риторики.

  Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит

опустошение речи

 (

энтропия

).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает 

обогащение содержания

.

Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.

Правило гемилектики

Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.

Правило риторики

Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.

1)    Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

2)    Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

3)    Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.

Оратория

Риторический анализ и риторический эскиз речи

1.   Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона.

2.   «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.

3.   Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.

4.   Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.

5.   Особенности структуры хрии и ее использования.

Риторический анализ

 – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.

Этапы классического риторического канона:

1.     Инвенция – изобретение (найти что сказать).

2.     Диспозиция – расположение изобретения.

3.     Элокуция – словесное оформление мысли.

4.     Меморио – запоминание.

5.     Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Инвенция

 предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).

Топ 

– система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.

Диспозиция

 предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:

1)    введение;

2)    предложение;

3)    повествование;

4)    подтверждение;

5)    опровержение;

6)    заключение.

Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).

Actio hypocrisis

 – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Инвенция.

Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.

По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.

Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели « топы « «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.

Совокупность «общих мест» — 

топика

 – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.

Смысловая модель:    

Род

вид

Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.

          Смысловая модель:    Определение

Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые отличия.

В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.

способ – подвести под общее понятие.

 II способ – определить предмет речи через противопоставление.

 III способ – используя метонимию – через смежность предмета.

 IV способ – через последовательное перечисление свойств. 

Троп: целоечасть.

Используется для определения:

1)    Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом;

2)    Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности  — анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез.

I.             Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.

II.            Самые заметные признаки и свойства.

Второй этап классического риторического канона – диспозиция.

Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке. 

Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

Рекомендации старых риторик

:

  По Ломоносову порядок расположения топов следующий:

1)    описание неодушевленных предметов:

—       дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;

—       смысловая модель целое-частное;

—       внешние свойства (форма, материал);

—       место, где встречается данный предмет;

—       функции предмета;

—       свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);

2)    схема описания одушевленных предметов (животных):

—       определение, использование, топ, род, вид;

—       свойства, внешний вид;

—       действия, образ жизни;

—       свойства внутренние: характер, нрав;

—       польза;

3)    требования при описании технического предмета (инструкция);

—       описание должно быть понятным, полным, точным.

Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.

Начало:

 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

2) сказать о времени дня или года

3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.

(описание от общего к частному).

Середина: 

1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)

 2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть

3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность. 

4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки: а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания; б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.

Конец:  

1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;

3)    выразить нравственную идею, моральную мысль.

Как рассказывать истории

Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).

Рекомендации:

1.     Начало повествования:

а) обращение к адресату;

б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);

в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;

г) место, время действия, лицо.

2.     Середина повествования:

а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

3.     Конец повествования:

а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Принципы создания интересного рассказа:

1.     Простота, ясность, краткость.

2.     Правдоподобие.

3.     Постепенное нарастание интереса.

Классический образец речи-рассуждения (хрия).

Хрия

Опр.  – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. 

В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Структура строгой (классической) или прямой хрии.

Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.

Структура состоит из 8 частей:

1.     Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

2.     Парафразис – разъяснение темы, экспликация.

3.     Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

4.     Противное – если нет, то…

5.     Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.

6.     Пример.

7.     Свидетельство (ссылка на авторитет)

8.     Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Структура нестрогой (свободной) хрии.

Доказательство – тезис.

Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным(сократовским).

Структура состоит из 5 частей:

1.     Приступ.

2.     Доказательство или аргумент.

3.     Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.

4.     Формулировка тезиса (основной мысли).

5.     Заключение.

Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение, листовку, рекламу.

3 Этап классического риторического канона – эллокуция.

Опр. Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.

Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.

Троп 

Опр.  это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смыслапрямой и переносный.

К тропам относятся: метафора, метонимия, синектоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.  

Тема мастер-класса: «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»

Цель: участники освоят новый метапредметный способ работы с информацией – построение логико-смысловых моделей

Задачи: 1. Показать возможности использования метаспособов в реализации системно-деятельностного подхода.

2.Отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.

Добрый день, уважаемые гости, члены жюри и участники конкурса.

Представляю вам мастер-класс по теме «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»

Стандарты ориентируют нас, педагогов, на развитие современного образования. Требования к результатам обучения, заложенные в стандартах, предполагают 3 компонента: личностный, предметный и метапредметный. Достижение  одного из результатов невозможно без двух других. Таким образом, взаимосвязь трех компонентов предполагает интеграцию, под которой понимается объединение отдельных частей в единое целое. А достижение целостности результата невозможно без организации системно-деятельностного подхода, который лег в основу стандартов второго поколения. Еще Конфуций говорил: «Я услышал и забыл.  Я увидел и запомнил.  Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации, а научив другого, мы запоминаем  95%.

Современная структурная лингвистика утверждает, что  75% текстов обладают избыточностью, и только 25% несут основной смысл для конкретного читателя.

Все мы на уроках так или иначе работаем с информацией: видео -, аудио -,текстовой. Но большую часть времени мы конечно работаем с текстом и знания получаем в основном из текста.

А сейчас давайте проведем методический прием «Дождь мыслей»

Какие способы обработки текстовой информации вы знаете?(на доске)

А какие из этих приемов вы чаще всего используете на своих уроках? (на доске)

 (обращение к учителю технологии) Почему вы на своих уроках не используете, например, графики?

(обращение к учителю математики)Почему вы на своих уроках не используете конспект?

Я хочу вам предложить целостное, системное средство обработки информации, которую можно использовать в каждом предмете. Это логико-смысловая трехмерная модель, автором которой является Штейнберг Валерий Эмануилович, (Г.Валькова, A. Зайнуллина,) смысл которой заключается в  сжатии информации и в  выделении логико — смысловых узлов.

Логико-смысловая модель строится по следующему алгоритму.

1     шаг – выделить центральное  ядро – ключевое слово

2 шаг – выделить координаты, это какие-либо характеристики модели по существенному признаку. Для удобства восприятия модели их должно быть  от трех до восьми.

3  шаг – наполнение каждой координаты смыслами,  т.е. узлами.

Предлагаю создать логико-смысловую модель по пониманию сущности современного урока.

Работать будем по вышеназванному алгоритму.

1 шаг – выделяем центральное  ядро – ключевое слово

В нашем случае это современный урок.

2 шаг – выделяем координаты, это какие-либо характеристики модели по существенному признаку. Как уже говорилось, для удобства восприятия модели их должно быть  от трех до восьми.

Что на ваш взгляд должно лежать в основе современного урока?

Какие?

Мы сформировали второй уровень. Любой учебный материал имеет смысл и логику, мы изобразили логику, теперь наполним ее смыслом, и тогда наша логическая модель превратится еще и в смысловую.

3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е узлами.

Подумайте, какими смыслами мы можем их наполнить?

Итак, цели урока? Какие бывают?

Содержание урока. Что включает в себя?

Таким образом, у нас получилась логико-смысловая модель современного урока.

А теперь, я предлагаю вам построить ЛСМ по любой теме вашего предмета на выбор.

Защита.

Как мы увидели, построение ЛСМ можно использовать на разных уроках.

Давайте определим, какие преимущества имеет данная модель?

ЛСМ – это способ обработки информации. В    основном, это средство организации самостоятельной работы над изучаемым материалом в микрогруппе.

Благодаря составлению и использованию учащимися ЛСМ в обучении, школьники учатся систематизировать знания, видеть полную характеристику изучаемого объекта, отслеживать её по различным параметрам на осях, располагая достоверные факты об изучаемых системах в логической последовательности.

Как вы считаете, когда можно использовать ЛСМ?

Действительно, ЛСМ – это подвижные системы. В ходе работы они могут перерабатываться и дополняться по мере расширения и углубления знаний по определенной теме. 

Будете ли вы использовать данную модель на своих уроках?

Еще Иммануил Кант говорил: «Не мыслям следует учить, а мыслить» (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, ее нельзя дать, т.к. чтобы появилась мыслить надо размышлять.  В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

Сегодня вы овладели еще одним универсальным системным способом обработки информации —  это построение логико-смысловой модели

Благодарю вас за работу

Практикум «Алгоритм создания логико-смысловых моделей»

Оценив всю важность и значимость логико-смысловой модели, перейдем

к ее описанию. Логико-смысловая модель – образная модель, состоящая из

опорно-узловых каркасов. Опорно-узловой каркас – это вспомогательный

элемент логико-смысловых моделей в виде опорно-узловых координат. В

систему координат помещается объект конструирования – тема или проблемная

ситуация. В центре модели могут находиться цели и задачи изучения темы,

объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат.

Необходимо определение набора координат, содержащих круг вопросов по

изучаемой теме, а также опорных узлов, включающих необходимые слова и

выражения.

В. Э. Штейнберг предлагает следующие этапы конструирования модели:

1. Тема делится на круг основных вопросов – координат модели.

2. Расстановка координат определяется путем их ранжирования.

3. Выявляются узловые элементы содержания.

4. Расстановка опорных узлов на координатах определяется по какомулибо основанию.

5. Выполняется свертывание названий координат и опорных узлов до

одного-двух ключевых слов.

6. Выявляются важные смысловые связи между опорными узлами.

7. Проверяется структура модели на наличие избыточных или

недостающих узлов.

ЛСМ- это схема, в центре которой находится ключевое слово или рисунок, от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать модель можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. На уроках предпочтение отдаю второму варианту, так как в этом случае содержание данной карты еще лучше запоминается. Можно использовать разные цвета, рисунки, фотографии, фигуры, благодаря этому любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Данное средство визуализации использую на уроках для освоения знаний социокультурной направленности, формирования и совершенствования грамматических и лексических навыков. Но наиболее эффективным это средство является при планировании монологического высказывания и диалогической речи, для развития умений письменной речи.

Первый этап работы с ЛСМ начинается с ввода мотивационной модели в качестве наглядного пособия к теме урока. Это и есть опорная схема для формирования языковой компетенции. Также происходит знакомство учащихся с правилами чтения ЛСМ. Например, при изучении темы «Feste», для активизации и систематизации лексических навыков, в центр доски вывешиваю карточку со словом «Feste». Задаю вопрос: какие праздники вы знаете? И предлагаю учащимся рассмотреть картинки (Рождество, Пасха, Новый год), которые развешиваются слева направо по часовой стрелке вокруг главного слова. Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на информацию на доске, а я соединяю каждую картинку с основным словом толстой линией (ветвью) и подписываю их (Weihnachtsfest, Osternfest, Neujahrfest). Затем по очереди работаю с каждой ветвью. От полученного слова рисую несколько ответвлений и задаю вопрос: что делают на праздники? Вывешиваю на доску картинки с тематикой и предлагаю учащимся выбрать подходящую картинку к поставленному вопросу. Учащиеся размещают картинки на соответствующей ветви интеллект-карты, обосновывают свой выбор. Интеллект-карта готова. Затем, с опорой на данную карту, учащиеся составляют устное высказывание. Следующий урок начинается с актуализации знаний. Учащиеся работают в парах или группах. Предлагается восстановить «деформированную» интеллект-карту по теме «Feste»: исправить ошибки, восстановить элемент, дополнить элемент и защитить свою работу. Выполняя такой вид деятельности, учащиеся учатся выделять главную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и осознанно строить речевое высказывание. После актуализации знаний начинается работа по развитию активного словаря учащихся с опорой на ЛСМ. Большое внимание уделяется дополнительным вербальным средствам, которые необходимы для полного, связанного и логического высказывания по теме. В ходе восприятия и понимания иноязычной речи на слух, чтения и понимания прочитанного текста, говорения осуществляется процесс совершенствования речевой и компенсаторной компетенций, а тематическое содержание общения содействует формированию социокультурной компетенции. После знакомства с внешним видом ЛСМ учащиеся знакомятся с алгоритмом действий при построении модели. Каждый получает белый лист бумаги (формат А4), цветные карандаши или фломастеры. С помощью наводящих вопросов определяется тема урока — это и есть ключевое слово ЛСМ.

При изучении коммуникативной ситуации «Moderne Kommunikationsmittel» учащиеся сначала знакомятся с темой по учебнику, затем делаются некоторые пометки для создания интеллект-карты по новой теме. Далее, после снятия языковых трудностей, учащиеся просматривают видеоматериал по изученному предметно-тематическому содержанию (совершенствование навыков восприятия и понимания речи на слух). По окончании просмотра учащиеся отвечают на несколько общих вопросов и приступают к разработке интеллект-карты. Затем составленные ЛСМ обсуждаются в парах и презентуются в классе. При использовании аутентичного материала на уроке создаётся естественная языковая среда, что очень важно для формирования социокультурной компетенции учащихся. А процесс самостоятельной разработки ЛСМ оказывает благоприятное воздействие как на формирование коммуникативной компетенции, так и на учебно-познавательную компетенцию, так как учащиеся анализируют и отбирают необходимую информацию, преобразовывают её в виде карты и воспроизводят в устной речи. В качестве домашнего задания учащиеся разрабатывают собственную интеллект-карту по теме «Moderne Kommunikationsmittel, die ich benutze», используя дополнительные источники, например Интернет. С помощью такого домашнего задания происходит реализация дифференцированного подхода к обучению, так как данное домашнее задание носит разно-уровневый характер. Учащимся нужно проработать большой объём информации, выбрать необходимую и преобразовать её в интеллект-карту. Таким образом созданы условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся: расширение словарного запаса, увеличение объёма изучаемых лексических единиц и грамматических конструкций, а это помогает пониманию устойчивых выражений и словосочетаний. Эта работа способствует сформированности лексического и грамматического словарей. Использование интеллект-карт в образовательном процессе повышает активность учащихся, развивает познавательный интерес, формирует навыки коллективной деятельности и самообразования. Информация запоминается и усваивается лучше, когда она запечатлена в системе визуально-пространственной памяти, а структурированный вид предъявления учебного материала позволяет качественно усваивать новые понятия, организовать различные формы учебно-познавательной деятельности с учащимися во время урока, создать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

ЛСМ- это схема, в центре которой находится ключевое слово или рисунок, от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать модель можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. На уроках предпочтение отдаю второму варианту, так как в этом случае содержание данной карты еще лучше запоминается. Можно использовать разные цвета, рисунки, фотографии, фигуры, благодаря этому любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Данное средство визуализации использую на уроках для освоения знаний социокультурной направленности, формирования и совершенствования грамматических и лексических навыков. Но наиболее эффективным это средство является при планировании монологического высказывания и диалогической речи, для развития умений письменной речи.

На примере изучения темы „Die Reise“ («Путешествие») я хотела бы

продемонстрировать работу по составлению логико-смысловой модели.

Отметим, что предложенная модель была составлена совместно с учащимися на

занятии по немецкому языку. Она имеет шесть опорно-узловых координат,

включающих вопросы, которые направлены на раскрытие изучаемой темы.

Учащимся предлагалось ответить на такие вопросы, как Womit? (На чем?),

Wohin? (Куда?), Wozu? (Для чего?). Учащиеся составляли вопросы с данными

вопросительными словами, закрепляя материал по структуре вопросительного

предложения. (Рис.)

В ходе дискуссии обсуждались следующие ситуации.

1. Womit reisen die Menschen? (На чем путешествуют люди?)

2. Wohin reisen die Menschen? (Куда путешествуют люди?)

3. Wozu reisen die Menschen? (Для чего люди путешествуют?)

Ответы, полученные в ходе дискуссии, фиксировались в модели как

опорные узлы.

Для заполнения 4-6 опорно-узловых координат учащимся предлагались

карточки со словами, которые необходимо было распределить на три группы.

1 группа. Was machen die Menschen vor der Abreise? (Что делают люди

перед поездкой?)

2 группа. Was machen die Menschen auf dem Bahnsteig? (Что делают люди

на вокзале?)

3 группа. Was machen die Menschen im Zug? (Что делают люди в поезде?)

В ходе взаимопроверки слова были зафиксированы в модели в

соответствии с необходимой координатой. На заключительном этапе занятия,

ориентируясь на новый лексический материал, отраженный в логико-смысловой модели, учащиеся составляли монологические высказывания по изучаемой теме.

Одним из положительных моментов в использовании логико-смысловой модели на занятии по немецкому языку: в ней отражен необходимый лексический

материал, она доступна для понимания и систематизирует учебный материал.

Логико-смысловая модель по теме «Meine Stadt»

Die Stadt ist … Pinsk wurde im Jahre… Wo?

gegründet. Die Stadt liegt…

groß, schön, am Fluss

modern, sauber … 1097 weit vom Wald

Meine Stadt

In der Stadt gibt es …

Ich mag …

viele Denkmäler,

viele Straßen …

D:ЛЮБА СТАРЫЙ ДИСКУрокиУрок PinskФото к откр ур ПинскDSC06252.JPG

Таким образом, использование логико-смысловой модели на занятиях по

немецкому языку позволяет воспринимать объекты как целостные образы,

устанавливать взаимосвязи между изученным и новым материалом, легко

запоминать информацию, активизировать познавательную деятельность.

Использование средств визуализации, в частности логико-смысловых моделей способствует повышению эффективности учебной деятельности и уровня качества обучения. Практика в целом показывает, что использование такой технологии позволяет активизировать речевое взаимодействие, стимулирует учащихся к решению коммуникативных задач, обеспечивает вовлечение учащихся в процесс общения, повышает эффективность урока, создаёт условия для самореализации школьников и развития их общеучебных и компенсаторных умений; формирует непринуждённые доверительные отношения между учителем и учеником, умение взаимодействовать друг с другом. Учащиеся более охотно включаются в процесс общения и принимают активное участие в его организации. Правильное сочетание слова и средства визуализации даёт возможность учителю творчески их применять сообразно поставленной дидактической задаче и особенностям учебного материала.

Список литературы

1. Шаталов, В. Ф. Запоминание через опорные сигналы [Электронный ресурс].

– Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/37894/. – Дата доступа: 15.01.2020.

2. Штейнберг В. Э., Мустаев А. Ф. Основания графической реализации

логико-смыслового моделирования в дидактике // Образование и наука.

2017. Т. 19, № 3. С. 46–76.

3. Авдулова, И.В. Технология визуализации учебной информации [Электронный ресурс]

4. И.В.Галыгина. Методология построения логико-смысловых моделей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти яндекс браузер на планшете
  • Как найти удаленного друга в контакте
  • Как составить документ коммерческое предложение
  • Дисковое отношение как найти
  • Как найти телефон андроид потерянный через google