Как составить сочинение в публицистическом стиле

Сочинение в публицистическом стиле представляет собой определенную сложность, особенно для учащихся начальной и средней школы. Оно обладает массой специфических особенностей, ведь в публицистическом стиле пишут преимущественно журналисты и представители СМИ. Однако и сочинение составить реально, нужно только знать некоторые особенности, о которых мы поговорим подробнее.

сочинение в публицистическом стиле

Специфика стиля

Для начала следует разобраться в самом понятии публицистики. Этот термин образовался от латинского publicus, что в переводе означает «общественный». Но не нужно ходить далеко, ведь всё намного проще – данное понятие пошло от слова «публика». Потому цель публицистических произведений и в целом этого стиля речи – передать обществу информацию с намерением воздействовать на него, разбудить желание совершать какие-либо действия.

Публицистика имеет прямое отношение к журналистике. К произведениям, которые пишутся в данном стиле, относятся практически все, что публикуются в печатных и электронных изданиях – статья, очерк, фельетон, судебная речь

Чтобы написать сочинение в публицистическом стиле, необходимо учитывать все его особенности.

Пример текста публицистического стиля

«Какое потрясающее открытие! Житель деревни Лямкино, которая находится в северной части России, придумал и изобрел уникальное средство, позволяющее клубням картофеля вырастать до 7 кг! Много столетий ученые провели в раздумьях над вопросом «как прокормить большую семью?», а ответ нашел наш соотечественник!

Изобретатель пока еще находится в сильном шоке от своего эксперимента и пока не дает комментариев. Но можно однозначно сказать, что подобные открытия — это большой шаг на пути к уничтожению голода населения во многих странах!»

Стиль речи и его характерные черты

Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.

Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.

Сочинение на тему: «Человек и природа»

Человек и природа должны быть вместе. Мы привыкли получать от природы все, что нам захочется – это наслаждение теплой солнечной погодой, купание в водоемах, вкусные фрукты, овощи, орехи и семечки. Охотники убивают диких животных ради еды и вкусного мяса, рыбаки вылавливают в озерах, реках и морях рыб в большом количестве, забывая, что они все живые существа.

Но самое плохое даже не в этом. Нельзя забывать, что человек – дитя природы. Он полностью от нее зависит. Всегда необходимо помнить, что нельзя нарушать природный баланс. Если уничтожить животных, приносящих пользу природе, то взрастет численность вредителей, от которых пострадают зеленые насаждения. Люди вырубают леса, но они ведь нужны для очистки воздуха, и получения кислорода, так необходимого для дыхания всего живого вокруг.

Некоторая деятельность людей наносит огромный вред окружающей среде, особенно, если приходится загрязнять ее. Многие промышленные предприятия выбрасывают свои отходы в реки, что ведет к гибели рыб и водоплавающих птиц. Из труб заводов и предприятий в атмосферу выделяются вредные парниковые газы. Изобилие транспорта загрязняет воздух выхлопными газами. Из-за нерационального использования сельскохозяйственных земель, снижается плодородие почвы.

Люди огораживают себя от природы бетонными и кирпичными зданиями, создают машины, электронику. Получается, что благодаря цивилизации человек все дальше отделяется от природы, и забывает проявлять о ней заботу. Но нельзя забывать о том, что если человек наносит вред природе, то одновременно вредит и себе.

Для того чтобы дышать чистым воздухом, пить воду из природных водоемов, есть экологически чистые продукты, необходимо потрудиться, позаботиться о сохранении окружающей среды. Самым первым, что должен сделать каждый человек – это посадить и вырастить дерево, которое сможет не только украсить все вокруг, но и сделать воздух чище. Можно позаботиться о домашних питомцах. Благодаря им люди чувствуют себя ближе к природе, становятся добрее.

Чтобы сохранить связь с природой, необходимо в выходные дни выезжать за город, гулять по лесу, купаться в озере и загорать. Не оставлять на месте пребывания мусор, пластиковые бутылки и пакеты. После таких прогулок наша жизнь наполняется энергией, а настроение улучшается. Даже при большой занятости, человек обязательно должен находить уединение с природой, не забывать о своем происхождении. Ведь она нас кормит, согревает и наполняет жизнь приятными впечатлениями.

Вопрос эксперту

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Элементы аналитики

Публицистика, как и любой другой жанр, имеющий отношение к журналистике, содержит в себе элементы аналитики. Ведь каждый человек, который что-либо пишет, прежде всего рассуждает. А этот процесс невозможен без анализа того или иного явления.

У многих возникает вопрос о том, как написать сочинение-рассуждение. На самом деле всё просто. Во-первых, нужно определить проблему. Во-вторых, проанализировать её, оценить, каким образом её можно решить. После этого сделать соответствующие обобщения и выводы.

Перед тем как написать сочинение-рассуждение, надо усвоить, что все мысли необходимо излагать последовательно и логично. Также желательно использовать общенаучную терминологию, если это уместно по отношению к той или иной теме.

Как написать сочинение на публицистическую (“свободную”) тему

Публицистическая тема может быть раскрыта в жанре рассказа, очерка, стихотворения, поэмы, похвального слова, статьи. В выборе жанра пишущий руководствуется, во-первых, личной склонностью к тому или иному жанру; во-вторых, материалом, которым он располагает; в-третьих, условиями, в которых он будет писать сочинение. Например, в экзаменационных условиях практически невозможно написать рассказ, очерк, даже если пишущий хорошо владеет этими жанрами; легче написать публицистическую статью.

Публицистическая (и литературно-критическая) статья представляет собой или рассуждение-доказательство, или рассуждение-опровержение, или и то и другое вместе. Порядок работы над публицистической статьей такой же, как и над литературно-критической. Особую трудность в работе над публицистической статьей составляет выбор материала для сочинения: во-первых, надо этот материал держать в памяти; во-вторых, из имеющегося материала надо суметь отобрать ровно столько, сколько потребуется для того, чтобы раскрыть предложенную тему.

Практическая часть урока. Для примера разберем публицистическую

Ответим устно на поставленные вопросы и сделаем вывод. Запишем план нашего устного рассуждения (вспомним сначала, по какому случаю были сказаны А. С. Пушкиным слова, предложенные как тема сочинения):

I. Когда, при каких обстоятельствах были сказаны Пушкиным слова, предложенные как тема сочинения?

. “Мы пашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир”.

Мы совершили беспримерные в истории подвиги, приняв на себя силу вражеских ударов: 1) остановили у границ Европы монголо-татарскую орду; 2) “повалили над всеми тяготеющий кумир” и освободили Европу от власти Наполеона; 3) разбили фашизм и спасли мир от гибели. Любовь к Родине, чувство национального и личного достоинства побудили русских к подвигам, спасшим Европу.

III. Кому полезно знать эти уроки истории.

Эмоциональность – главный жанровый элемент

Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.

Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.

публицистический стиль 7 класс

Что такое публицистический стиль речи?

Главной целью публицистики является предоставление достоверных научных фактов, информации об актуальных событиях, а также воздействие на аудиторию.

Человеческое сообщество не может существовать без речевого общения.

Мы используем речевые образцы не только при взаимодействии друг с другом, но также и для передачи информации людям, находящимся далеко от нас, как по расстоянию, так и во временном пространстве.

Таким образом, речь имеет классификацию на различные функциональные стили. У каждого стиля свои особенности. В этой статье мы поговорим о публицистическом стиле речи.

Этот стиль присущ письменной составляющей речи и является официальным стилем средств массовой информации, а также донесения важной общественно-политической информации через выступления и побуждения слушателей или читателей к активным действиям.

Как любой стиль письма, публицистический имеет свои характерные особенности. Рассмотрим несколько из важнейших характеристик публицистики.

Выразительность

Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.

Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.

написать в публицистическом стиле

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Нередко публицисты применяют образные средства, переносные значения слов и слова с высокой эмоциональной окраской. Средства эмоциональной выразительности в этом случае безграничны.

Публицистический текст становится похож на художественный, однако во втором главная задача — это создание художественного образа, тогда как в публицистике — это воздействие на аудиторию. Авторы используют эпитеты, сравнения, метафоры, а так же риторические вопросы и обращения.

Похожие записи:

  1. Речевые стили — краткий обзор всех стилей Разные стили речи имеют свои функциональные особенности. Различаются научный, художественный,…
  2. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  3. Стиль художественного текста — понятие, особенности Из букв люди научились творить различные текста, создали множество стилей….
  4. Публицистический стиль: классификация популярных жанров Что такое жанры публицистического стиля? Жанры публицистического стиля – определенные…

Структура

И, наконец, о том, какую структуру должно иметь подобное произведение. Конечно же, необходима вступительная часть. Нужно ознакомить читателя с темой и как можно ближе подвести к раскрытию главных аспектов запланированной работы.

Следом идет содержательная часть, то есть основная. Здесь необходимо разъяснить суть сочинения, раскрыть заданную тему. И, конечно же, заключение, в котором традиционно подводят итоги сказанного и делают выводы. Учитывая всю жанровую специфику, можно просто расставить все точки над i. Ведь этим характерен публицистический стиль.

Примеры того, как можно закончить работу, бывают разными. В основном сочинение завершается такими словами: «Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том…» Далее следует обобщение того, о чем ранее шла речь. Так получится грамотно закончить свою мысль, доведя её до логического конца.

В публицистическом стиле пишут не только статьи и очерки, но и эссе.

Сегодня мы расскажем, как написать эссе в жанре публицистического стиля, какая структура у такой работы и содержание. А потом приведем примеры публицистического эссе.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте о новых публикациях и новостях. Еще там вы найдете интересные предложения для вашей учебы.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое публицистическое эссе

Публицистическое эссе — это сочинение небольшого размера, в котором автор не только рассказывает об определенной проблеме, но и выражает свое мнение и убеждает в нем читателя.

Такое эссе могут задать написать не только учащимся журналистского факультета, но и студентам других направлений: гуманитарного, социального, педагогического.

Особенности эссе в публицистическом стиле 

У публицистического эссе есть свои характерные особенности:

  • последовательное изложение мыслей. В этом эссе обязательно надо придерживаться структуры;
  • личная оценка и отношение автора. Не стоит забывать, что эссе — это не статья, в нем обязательно должно быть аргументированное мнение автора;
  • достоверность информации. Публицистическое эссе не терпит неточностей. Всю информацию, которую автор будет использовать в работе, надо тщательно проверять;
  • умеренная эмоциональность. В таком виде эссе надо не просто перечислять определенные факты и приводить конкретные примеры, но и добавлять в текст эмоциональную окраску. Для этого можно использовать средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. А вот от иронии и просторечия лучше воздержаться.

Но самое главное требование, которое преподаватели предъявляют к этой работе — это понятность и общедоступность. Это значит, что ваше публицистическое эссе должен понять и прочувствовать каждый читатель, ведь этот жанр рассчитан на широкую аудиторию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Публицистическое эссе

Как написать публицистическое эссе

Как мы писали выше, при написании эссе надо придерживаться структуры:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Во введении автор определяет проблематику работы и знакомит читателя с темой эссе. Еще в этой части можно обозначить свой тезис:

Человек и природа должны быть вместе. Мы привыкли получать от природы все, что нам захочется — это наслаждение теплой солнечной погодой, купание в водоемах, вкусные фрукты, овощи, орехи и семечки. Но мы забываем, что человек — это дитя природы. (Публицистическое эссе на тему «Человек и природа», введение).

В основной части идет анализ проблемы работы, личная оценка и пути ее решения. Если автор изложил во введении свой тезис, то в этой части он должен привести весомые аргументы его точки зрения:

Охотники убивают диких животных ради еды и вкусного мяса, рыбаки вылавливают в озерах, реках и морях рыб в большом количестве, забывая, что они все живые существа. Но самое плохое даже не в этом. Нельзя забывать, что человек — дитя природы. Он полностью от нее зависит. Всегда необходимо помнить, что нельзя нарушать природный баланс. Если уничтожить животных, приносящих пользу природе, то взрастет численность вредителей, от которых пострадают зеленые насаждения. Люди вырубают леса, но они ведь нужны для очистки воздуха, и получения кислорода, так необходимого для дыхания всего живого вокруг.

Некоторая деятельность людей наносит огромный вред окружающей среде, особенно, если приходится загрязнять ее. Многие промышленные предприятия выбрасывают свои отходы в реки, что ведет к гибели рыб и водоплавающих птиц. Из труб заводов и предприятий в атмосферу выделяются вредные парниковые газы. Изобилие транспорта загрязняет воздух выхлопными газами. Из-за нерационального использования сельскохозяйственных земель, снижается плодородие почвы.

Для того чтобы дышать чистым воздухом, пить воду из природных водоемов, есть экологически чистые продукты, необходимо потрудиться, позаботиться о сохранении окружающей среды. Самым первым, что должен сделать каждый человек — это посадить и вырастить дерево, которое сможет не только украсить все вокруг, но и сделать воздух чище. Можно позаботиться о домашних питомцах. Благодаря им люди чувствуют себя ближе к природе, становятся добрее. (Публицистическое эссе на тему «Человек и природа», основная часть).

В заключении надо резюмировать написанное выше и подвести итоги. Выводы должны быть четкие и конкретные — это тоже одна из особенностей публицистического жанра:

Чтобы сохранить связь с природой, необходимо в выходные дни выезжать за город, гулять по лесу, купаться в озере и загорать. Не оставлять на месте пребывания мусор, пластиковые бутылки и пакеты. После таких прогулок наша жизнь наполняется энергией, а настроение улучшается. Даже при большой занятости, человек обязательно должен находить уединение с природой, не забывать о своем происхождении. Ведь она нас кормит, согревает и наполняет жизнь приятными впечатлениями. (Публицистическое эссе на тему «Человек и природа», заключительная часть).

Эссе в публицистическом стиле: примеры и образцы

При написании эссе в публицистическом стиле можно посмотреть похожие работы. Так можно лучше понять, в каком направлении двигаться и что отражать в своей работе:

Поиск себя
Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос: что значит найти себя? Ответ на него очень непросто сформулировать. В основном, всё зависит от мировоззрения людей, их взглядов на окружающий мир, поставленных ими целей и задач.

На мой взгляд, найти себя – значит в полной мере самореализоваться, достичь поставленной цели. Наверное, вы хотя бы раз в жизни слышали такую фразу: «в этой работе он нашёл себя». Действительно, нельзя отрицать, что выбор будущей профессии влияет на дальнейшую судьбу человека. Это тоже своеобразный поиск себя. Не зря говорят, любимая работа – это досуг, за который ещё и вознаграждают.

Также немаловажно определить цель своей жизни, понять своё предназначение в этом мире. У кого-то основной задачей является учёба, получение достойного образования, в дальнейшем, стремительный карьерный рост. Для другого приоритетным считается семья, домашний очаг. Это зависит от характера человека, его темперамента, нравственного и духовного развития.

Кстати, что касается духовного развития. Безусловно, все люди обязаны стремиться обрести душевное и психологическое равновесие. По-другому говоря, найти гармонию в своей душе. Только когда человек достигает этого уровня, этой ступени развития, он обретает спокойствие и уверенность в своих силах.

Хотелось бы отметить ещё один аспект. Каждому из нас следует найти свой образ. Я имею в виду внешний облик и манеру поведения. Это может показаться второстепенным, но этот факт порой играет ведущую роль в жизни человека. Ваш социальный статус должен быть отражен, главным образом, во внешнем виде и в умении вести конструктивный диалог. Например, занимая должность учителя в школе, вы не просто должны быть талантливым педагогом, вы, в первую очередь, должны быть примером. «Встречают по одежке – провожают по уму» — именно так гласит народная пословица.

аким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что поиск себя зависит от многих условий. То есть, можно сказать, что любимая работа, душевное равновесие, главная цель жизни и социальный статус в совокупности помогают человеку найти себя, найти свой жизненный путь.
 

  1. Эссе на тему «Взамотношение человека и времени».
  2. Эссе на тему «Семья — это та первичная среда, в которой человек должен учиться делать добро» (В.М.Сухомлинский)».

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Вот так надо писать публицистическое эссе. При любых затруднениях можете обращаться в студенческий сервис. Наши специалисты помогут написать эссе качественно и в срок.

Сочинение в публицистическом стиле представляет собой определенную сложность, особенно для учащихся начальной и средней школы. Оно обладает массой специфических особенностей, ведь в публицистическом стиле пишут преимущественно журналисты и представители СМИ. Однако и сочинение составить реально, нужно только знать некоторые особенности, о которых мы поговорим подробнее.

сочинение в публицистическом стиле

Специфика стиля

Для начала следует разобраться в самом понятии публицистики. Этот термин образовался от латинского publicus, что в переводе означает «общественный». Но не нужно ходить далеко, ведь всё намного проще – данное понятие пошло от слова «публика». Потому цель публицистических произведений и в целом этого стиля речи – передать обществу информацию с намерением воздействовать на него, разбудить желание совершать какие-либо действия.

Публицистика имеет прямое отношение к журналистике. К произведениям, которые пишутся в данном стиле, относятся практически все, что публикуются в печатных и электронных изданиях – статья, очерк, фельетон, судебная речь

Чтобы написать сочинение в публицистическом стиле, необходимо учитывать все его особенности.

Где используется публицистический стиль?

Совсем недавно для того, чтобы узнать какую-то новость, люди получали газеты, другие ежедневные средства массовой информации, просматривали новостные программы по телевидению.

Сегодня же доступ к новостной информации стал намного шире.

Практически каждый из нас имеет круглосуточный доступ к новостным лентам, которые ежедневно освещаются в Интернет-пространстве.

Причём мы получаем новости в различных форматах. Интересно, что, каким бы способом мы не получали новость — через газеты, журналы, через Интернет, сама же публицистика новостной информации осталось неизменный, как и сам стиль публицистики и принципы подачи свежей информации.

Рассматриваемый нами стиль также называют журналистским письмом. Это такой стиль письма, который используется для сообщение новый информации по разным каналам.

Таких каналов четыре:

  • новости в газетах и журналах;
  • телевизионные передачи;
  • радио;
  • интернет.

Стоит отметить, что этот стиль письма значительно отличается от других стилей.

Открыв газету или новостное сообщение в Интернете, мы сразу заметим своеобразие новостного стиля. Публицистика выделяется своей краткостью, каждый новостной сюжет имеет строгую определённую структуру.

Например, привлекателен большой жирный заголовок, а также уже в первом предложении или абзаце внимание читателя обращается на краткое изложение того, что последует далее в статье.

Публицистика затрагивает различные типы информации. Это могут быть нейтральные новости о спортивной или культурной жизни, также это могут быть острые политические заметки.

Стиль речи и его характерные черты

Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.

Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.

Элементы аналитики

Публицистика, как и любой другой жанр, имеющий отношение к журналистике, содержит в себе элементы аналитики. Ведь каждый человек, который что-либо пишет, прежде всего рассуждает. А этот процесс невозможен без анализа того или иного явления.

У многих возникает вопрос о том, как написать сочинение-рассуждение. На самом деле всё просто. Во-первых, нужно определить проблему. Во-вторых, проанализировать её, оценить, каким образом её можно решить. После этого сделать соответствующие обобщения и выводы.

Перед тем как написать сочинение-рассуждение, надо усвоить, что все мысли необходимо излагать последовательно и логично. Также желательно использовать общенаучную терминологию, если это уместно по отношению к той или иной теме.

Как написать проблемный очерк: смысл и основная цель

В проблемном очерке перед автором стоят следующие задачи: выяснить причины возникновения проблемной ситуации, попытаться определить ее дальнейшее развитие и определить возможные пути решения.

Проблемная ситуация не описывается просто в виде набора неких цифр, суждений, фактов, а представляется в тексте как определенная преграда, которую реально существующие люди со своими достоинствами и недостатками, характером, мировоззрением и ценностями пытаются решить.

Очень часто сама проблема возникает на фоне конфликта интересов. И исследуя этот конфликт, автор может добраться до сути проблемной ситуации. Сам процесс наблюдения за конфликтом вызывает эмоции и вовлеченность, как со стороны читателя, так и самого автора очерка. Это и делает очерк «живым» и интересным.

Журналист может приводить в тексте различные параллели, ассоциации и сравнения, иногда даже отступать от основной темы очерка.

Задача автора состоит не столько в передаче читателю уже имеющихся фактов и сведений о проблемной ситуации, сколько предоставление таких фактов, которые автор во время сбора и подготовки информации нашел и выяснил самостоятельно.

Эмоциональность – главный жанровый элемент

Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.

Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.

публицистический стиль 7 класс

Морфологические особенности

  1. Преобладание форм настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонениях.
  2. Использование восклицательных частиц (что, как), указательных частиц (вот), усилительных частиц (даже, ведь).
  3. Употребление междометий.
  4. Применение распространенных обращений.
  5. Использование модальных слов (конечно, возможно).
  6. Применение отрицательных частиц.
  7. Употребление причастий с приставкой не- (неиссякаемый).
  8. Употребление большого числа прилагательных для обозначения позиции автора.
  9. Применение глаголов в настоящем времени.

Выразительность

Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.

Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.

написать в публицистическом стиле

Лексические особенности публицистического стиля

Публицистическому стилю присуща общественно-политическая терминология, а так же лексика, раскрывающая моральные понятия, медицину, экономику, культуру, психологию. В публицистике распространены слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с)- и суффиксы -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист.

Так же часто встречаются слова с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-. Текст дополняется сложными и сложносокращенными словами и устойчивыми оборотами речи.

Структура

И, наконец, о том, какую структуру должно иметь подобное произведение. Конечно же, необходима вступительная часть. Нужно ознакомить читателя с темой и как можно ближе подвести к раскрытию главных аспектов запланированной работы.

Следом идет содержательная часть, то есть основная. Здесь необходимо разъяснить суть сочинения, раскрыть заданную тему. И, конечно же, заключение, в котором традиционно подводят итоги сказанного и делают выводы. Учитывая всю жанровую специфику, можно просто расставить все точки над i. Ведь этим характерен публицистический стиль.

Примеры того, как можно закончить работу, бывают разными. В основном сочинение завершается такими словами: «Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том…» Далее следует обобщение того, о чем ранее шла речь. Так получится грамотно закончить свою мысль, доведя её до логического конца.

Сочинение на публицистическую тему 8 класс

Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени. Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках также, а может даже более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов. Все в мире покроется пылью забвения, Лишь двое не знают ни смерти, ни тления: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья не зная конца. Фирдоуси Мы должны беречь и почитать память об умерших, потому что, как сказал В. А. Сухомлинский, у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы — наше равнодушие. Сколько более или менее высоких, но одинаково важных дел совершили живущие до нас. Выдающиеся герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии. Сейчас, к сожалению, об этом забывают. А ведь люди посвятили борьбе всю свою жизнь, некоторые погибли за светлые идеалы. У нас в семье из поколения в поколение передаются рассказы о Великой Отечественной войне, в которой участвовали наши деды (прадеды), бережно передаются записи, сделанные их рукой, их впечатления от тех событиях. И что бы сейчас ни говорили по поводу того, имела смысл или нет та война, правы были мы или нет, — для меня не существует такого вопроса. Меня возмущают люди, которые, не будучи сами живыми свидетелями происходящего в те дни, берутся осуждать и переделывать историю. Я считаю, что это были великие дни, а наши предки были великими людьми. И в укор подобным горе-критикам необходимо сохранить светлую память о них и передать будущим поколениям. Но неповторима и интересна судьба не только тех людей, которые ушли, которые участвовали в великих событиях прошлого. Нашего внимания и участия требуют и те, кто живут сейчас — нынешние старики и старушки. Они чувствуют, что их время уходит и более всего нуждаются в подтверждении того, что память о них сохранится в сердцах детей и внуков. Потому стоит иногда отложить все свои занятия, сесть рядом и попросить рассказать что-нибудь о себе. Уверена, вы не пожалеете о времени, потраченном на то, чтобы их послушать. Минуты внимания с вашей стороны продлят жизнь этих людей, а вы услышите много интересного и поучительного, важного для вашего духовного развития.

Сочинение в публицистическом стиле представляет собой определенную сложность, особенно для учащихся начальной и средней школы. Оно обладает массой специфических особенностей, ведь в публицистическом стиле пишут преимущественно журналисты и представители СМИ. Однако и сочинение составить реально, нужно только знать некоторые особенности, о которых мы поговорим подробнее.

сочинение в публицистическом стиле

Специфика стиля

Для начала следует разобраться в самом понятии публицистики. Этот термин образовался от латинского publicus, что в переводе означает «общественный». Но не нужно ходить далеко, ведь всё намного проще – данное понятие пошло от слова «публика». Потому цель публицистических произведений и в целом этого стиля речи – передать обществу информацию с намерением воздействовать на него, разбудить желание совершать какие-либо действия.

Существует несколько точек зрения по вопросу о том, что такое публицистика. В Большом…

Публицистика имеет прямое отношение к журналистике. К произведениям, которые пишутся в данном стиле, относятся практически все, что публикуются в печатных и электронных изданиях – статья, очерк, фельетон, судебная речь

Чтобы написать сочинение в публицистическом стиле, необходимо учитывать все его особенности.

публицистический стиль примеры

Стиль речи и его характерные черты

Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.

Поможет понять, как пишется заметка в газету, пример написания таковой. Также желающему попробовать…

Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.

как написать сочинение рассуждение

Элементы аналитики

Публицистика, как и любой другой жанр, имеющий отношение к журналистике, содержит в себе элементы аналитики. Ведь каждый человек, который что-либо пишет, прежде всего рассуждает. А этот процесс невозможен без анализа того или иного явления.

У многих возникает вопрос о том, как написать сочинение-рассуждение. На самом деле всё просто. Во-первых, нужно определить проблему. Во-вторых, проанализировать её, оценить, каким образом её можно решить. После этого сделать соответствующие обобщения и выводы.

Перед тем как написать сочинение-рассуждение, надо усвоить, что все мысли необходимо излагать последовательно и логично. Также желательно использовать общенаучную терминологию, если это уместно по отношению к той или иной теме.

Эмоциональность – главный жанровый элемент

Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.

Сочинение на тему «Мой любимый город» писал каждый ученик в своей жизни. А если нет — то…

Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.

публицистический стиль 7 класс

Выразительность

Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.

Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.

написать в публицистическом стиле

Структура

И, наконец, о том, какую структуру должно иметь подобное произведение. Конечно же, необходима вступительная часть. Нужно ознакомить читателя с темой и как можно ближе подвести к раскрытию главных аспектов запланированной работы.

Следом идет содержательная часть, то есть основная. Здесь необходимо разъяснить суть сочинения, раскрыть заданную тему. И, конечно же, заключение, в котором традиционно подводят итоги сказанного и делают выводы. Учитывая всю жанровую специфику, можно просто расставить все точки над i. Ведь этим характерен публицистический стиль.

Примеры того, как можно закончить работу, бывают разными. В основном сочинение завершается такими словами: «Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том…» Далее следует обобщение того, о чем ранее шла речь. Так получится грамотно закончить свою мысль, доведя её до логического конца.

Я ИДУ НА УРОК

7-й класс

Пишем классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля

Апробация технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП)

Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты
«Русский язык» за публикации о технологии РКМЧП.
Публикации2 С.В.
Столбуновой и Е.Е. Вишняковой в газете «Русский
язык» помогли мне разобраться в технологии
РКМЧП. Я попыталась вникнуть в суть технологии по
вашим публикациям и рекомендуемым вами книгам,
хотя сертифицирующий тренер технологии
Е.Е.Вишнякова1, конечно,
не без основания считает, что «обучение
технологии по книге, какой бы хорошей она ни была,
недостаточно».

Технология РКМЧП во многом согласуется с
опытом моей работы (а побывать на семинарах, к
сожалению, нереально). Хочется поделится
некоторыми размышлениями, которые возникли в
ходе апробации технологии, а также представить
конспект урока-письма в 7-м классе в жанре
рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».

Известно, что Дэвид Клустер3
считает: во-первых, развитие критического
мышления через чтение и письмо всегда носит
индивидуальный характер; во-вторых, по этой
технологии любая информация является
«отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих,
работа начинается «с постановки вопросов и
объяснения проблем, которые нужно решать;
в-четвертых, критически мыслящий стремится «к
убедительной аргументации»; в-пятых, критическое
мышление «социально».

Но в статье Д.Клустера есть одно утверждение, с
которым я, как и И.Низовская4,
не могу согласиться. Он уверен, что творческое и
критическое мышление не связаны. Но ведь речь не
идет о гениальных творениях. Л.С. Выготский,
как мне кажется, был прав: «…в каждодневной жизни
творчество – необходимое условие существования,
и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано
своим происхождением творческому процессу
человека». Однако далеко не однозначно все это и
по отношению к вершинным творениям. Вспомним,
например, о работе А.С.Пушкина над стихотворением
«Анчар». Вся рукопись испещрена исправлениями.
Муки творчества и критического мышления?!

А сколько черновиков, вариантов одного
произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей?
Как мне представляется, между критическим и
творческим мышлением существует тесная связь.
Эти виды мышления настолько органично связаны
друг с другом, что одно может вызывать другое.

Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что
необходимо выделить такую особенность
критического мышления, как взаимная, органичная
связь его с творческим мышлением.

Соглашусь с Д.Клустером в том, что все
необходимые стороны критического мышления лучше
всего проявляются в письменной работе. «На
письме процесс мышления становится видимым.
Хорошая письменная работа содержит в себе поиск
решения проблемы и предлагает найденный ответ
читателям. Для школьников ценно, что к работе их
относятся с… уважением, что они получили
возможность поделиться своими мыслями с
одноклассниками, родителями. Я глубоко убежден,
что письмо – наиболее эффективное средство
обучения критическому мышлению»5.

Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие
письмом, состоялись: у них нет проблем с
адаптацией, они всегда имеют свое мнение и
убедительно аргументируют его, они выбирают
профессию по душе.

Чтобы побуждать желание писать творческие
работы, у нас в школе в кабинете литературы есть
специальные стенды, на которых авторы лучших
этюдов, эссе, исследований помещают свои
публикации.

Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м
классе. Классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля «“Хочу” и “надо”» по
учебнику М.М. Разумовской6
§ 34, упр. 455.

Технологическая карта



I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
А. Мозговой штурм.
Б. Инвентаризация, или погружение
Составление чернового текста. Правка. Издание (публикация).


I. Стадия вызова.


А. Мозговой штурм.

Чем отличается рассуждение-размышление от
рассуждения-доказательства и
рассуждения-объяснения? Вспомните кластер,
воспроизведите его.


Б. Инвентаризация, или погружение.

Теперь читаем задание к упр. 455:

Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите,
часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с
проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете?
Сохраните публицистический стиль речи.

Хочу и надо

Этими двумя словами, по существу, можно
определить все наши поступки. В жизни очень часто
сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда
совершенно противоположные слова. С самого утра
возникает противоречие: вставать или еще немного
полежать?

После работы по учебнику учитель стремится
создать благоприятную обстановку, которая
располагает к творческой работе.

Учитель. Вспомните, когда и как
сталкивались в вашей душе хочу и надо.
Что
вы при этом испытывали? Что побеждало?

Для этого можете выбрать любой уголок класса,
любую парту. Если вам хочется с кем-то
посоветоваться, поделиться своими мыслями,
пожалуйста, сделайте это.

II. Стадия осмысления


Составление чернового текста и правка.

Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о
том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись
или совпали ваши хочу и надо, что
происходило в вашей душе, в ваших мыслях.


Старайтесь писать без остановок, не
исправляйте написанное, не подбирайте слова. То
есть не делайте правку, пишите по теме, что
думаете и чувствуете. Если произойдет остановка
и дальше «не пишется», попробуйте сначала
сочинить синквейн.

Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.

Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.

Учитель. Помните, когда пишете, вы
рассказываете о себе. Посмотрите на себя через
написанное вами, представьте: это – зеркало.
Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя
увидели.

Правка – это работа над ошибками по
содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача –
улучшить текст, его связность, стиль. На этом
этапе не обязательно обращать внимание на
орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это
вам поможет.

Учитель. Если вы хотите проводить правку в
парах, пожалуйста, можете объединиться.

Вопросы работающим в парах:

1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а)
вопросно-ответную форму?

2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь
мой текст?

3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?

4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть,
добавить оценку своей позиции, больше обобщить?

Таблица-редактор висит на доске, учащиеся
знакомы с условными обозначениями.

Таблица

Стилистические ошибки Условные знаки
1. Повторы

2. Многословие, лишнее

3. Фактические ошибки

4. Логические ошибки, непоследовательность

5. Абзац

6. Пропуск нужного слова

7. Словесные штампы

8. Неудачный порядок слов

9. Неправильное употребление местоимения

10. Расширить, развернуть, словесная
недостаточность

11. Нарушение границ предложения

12. Неудачное слово, выражение

П

[ ]

Ф

Л

Z

V

Ш

1, 2, 3

М

>

Гр.

В

Учитель. Внимательно прочитайте
еще раз про себя, что написали, исправьте
орфографические, пунктуационные ошибки
.
Ученики пишут сочинение.

III. Стадия рефлексии.

Приведем примеры трех работ на одну тему
«“Хочу” и “надо”».

1

Хочу и надо… этими двумя словами, по существу,
можно определить все наши поступки. В жизни очень
часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а
иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие:
вставать или еще немного полежать? Что ты
выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым
нашим решением мы все больше творим узор нашей
жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают.
Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и
ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку!
Почему нельзя гулять до полуночи, если я так
хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для
тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе
это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь
выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти
гулять; учиться или бегать с мальчишками по
улицам; дружить с правильными, хорошими
девочками или «оторвами» из подворотни?
Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно
оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для
тебя обернется то или иное действие. Только мама
может понять, что для тебя действительно будет
хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты
хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть,
принять то или иное важное для тебя решение,
необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и
начинается «хочу».

Б.Н.


2

 Днем
перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо
делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка
я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро».
Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда,
какой компьютер?! По английскому контрольная
работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая
игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная
«натурка». Хотеть не вредно!!! Я же не хочу стать
неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в
руки учебники по русскому, английскому, алгебре и
начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя
натура по имени «надо» победила.

Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки
болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку,
конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может
быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на
гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке
забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и
начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал
зарядку.

И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо».
Так и должно быть!

С.В.


3

Вечером по вторникам и четвергам у меня
возникает очень, как мне кажется, злостный
вопрос: пойти на английский после школы или нет?
Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой,
включу музыку и отдохну часок, потом, может,
встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник
английского, и мне станет нехорошо. Но потом
такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу
знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на
английском мы не только учимся, но и общаемся. Да
и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я
все-таки пойду».

Но это не единственный случай, когда у меня не
совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится
разбирать новые тексты по музыке. И я думаю:
Может, не надо? Мне все восемь лет учительница
говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю:
не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять.
Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на
свои природные способности. Предела
совершенству нет. Затем я беру ноты, стул,
открываю пианино и начинаю заниматься.

В таких случаях мне очень хочется себя
похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой
горжусь».

З.Э.

Какова форма презентации творческой работы?

Устная и письменная форма. Первая: ученик
читает свое сочинение, сидя в «авторском кресле».
Остальным предлагается найти в услышанном
тексте что-то, что им очень понравилось, что их
заинтересовало»7.

Пример презентации в письменной форме:
десятиклассниками после проведения большой
исследовательской работы о творчестве художника
Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с
этюдами, которые иллюстрировались подлинниками
гравюр художника. Книгу назвали «Страна
Синилова».

Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне
кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в
написании такого жанра, как эссе, можно начинать
и с ярких образцов. Почему бы не взять
великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова
«Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?

Анализ образцовых текстов предлагается
сделать дома и для этого использовать двучастные
дневники. Этот прием дает возможность увязать
содержание текста со своим личным опытом.
Страницу надо разделить на две половины
вертикальной линией. В левом столбике
записывается текст-образец (его фрагменты), в
правом – комментарии ученика. Приведем пример из
ученического дневника.

Фрагмент текста Комментарии
М.Ю. Лермонтов. «Тучи».

Кто же вас
гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Автор очень ярко выражает свое
настроение-сомнение. Он четко выстраивает
альтернативные вопросы с помощью ли и или.
Целых пять вопросов, даже внутри предложения
Нет, вам наскучили нивы
бесплодные,
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, Вечно свободные.
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
После альтернативных вопросов
дается отрицательный ответ. Принимается совсем
другое решение проблемы. Тучи бездушны, им все
равно. А Лермонтов другой, он любит родину.

1 Е.Е. Вишнякова. Не
только о технологии РКМЧП / М.: Русский язык, 2004, №
15. С. 10.

2 С.В. Столбунова. Развитие
критического мышления. Апробация технологии. М.:
Русский язык, 2003, № 27–28. С. 2–4.

3 Д.Клустер. Что
такое критическое мышление? М.: Русский язык, 2002,
№ 29. С. 3.

4 И.Низовская. За и
против. Критическое мышление – это… М.:
Библиотека в школе, 2003, № 16. С. 3–4.

5 Клустер Д. Что
такое критическое мышление? М.: «Русский язык»,
2002, № 29.

6 Разумовская М.М. М.:
Дрофа, 2002, § 34, упр. 455.

7 Лекция 3: Технология
развития критического мышления через чтение и
письмо. М.: Русский язык, 2005, № 19. С. 13.

Т.Н. ВАСИЛЬЕВА,
г. Камышин,
Волгоградская обл.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину боковой поверхности призмы
  • Как составить вопрос с глаголом to has got
  • Как найти песню в хорошем качестве
  • Как найти наибольшее значение функции с кубом
  • Как найти друзей по переписке письмами