Как составить соц опрос для проекта

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

Как провести
социологический опрос

Краткая инструкция
для студентов-практикантов

  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Предварительный этап

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.

Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.

Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.

И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.

Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.

ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!

  • Преамбула

    Если вы проводите опрос онлайн, сначала надо написать преамбулу к анкете, чтобы будущие респонденты знали, к кому вы обращаетесь. Вот пример такой преамбулы: «Дорогие друзья! Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны. Заранее благодарим за сотрудничество!»

  • Структура анкеты

    Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.

    Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой».

  • Типы вопросов

    • закрытые (к ним даются варианты ответов);
    • полузакрытые (и вариант «другое»);
    • открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.

    Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:

    1. Покупали ли вы телевизор?
    2. Если покупали, то когда это было в последний раз?

    Избегайте бюрократического языка, чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.

  • Закрытые вопросы

    Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:

    • полностью согласен (согласен);
    • скорее, да, чем нет;
    • скорее нет, чем да;
    • не согласен;
    • затрудняюсь ответить.

    Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.

    Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».

    Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.

  • Несколько важных замечаний

    Будьте вежливыми, начинайте вопрос словами «Скажите, пожалуйста». Проверяйте, соответствуют ли варианты ответов формулировке вопроса. Если вы спрашиваете, нравится ли что-то респондентам, то и в вариантах должны быть слова «нравится – не нравится». Если в вариантах ответов есть интервалы (например, возраст), то они должны идти последовательно, не перекрывая друг друга. Правильно: 16-19 лет, 20-29 лет. Неправильно: 16-20 лет, 20-30 лет. Варианты ответов всегда идут в логическом порядке: от минимального к максимальному, по значимости или наоборот. Вариант «затрудняюсь ответить» всегда последний. Не бойтесь после закрытого вопроса дать и открытый, где респондент напишет свое мнение. Пример: после вопроса «Как бы вы оценили экспозицию музея?» с вариантами ответов, дайте открытый вопрос: «Почему?»

  • Анкета составлена, что дальше?

    Сначала надо проверить, что все задачи решаются с помощью поставленных вопросов, цель достигнута, формулировки вопросов и вариантов ответов четкие, логичные и понятные. Если все правильно, можно начинать опрос.

Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).

Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.

  • Главная
  • Темы
  • Рекомендации
  • Контакты


Загрузить PDF


Загрузить PDF

В сборе информации нуждаются все – бизнесмены, педагоги, государственные служащие, обычные люди. Опрос или анкетирование выполняет именно эту задачу, позволяя собрать данные и изучить что-то о ваших респондентах. На первый взгляд анкетирование кажется простым, но в нем есть немало скрытых нюансов. Воспользуйтесь информацией ниже, чтобы не ломать себе голову и выполнить опрос корректно.

  1. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 1

    1

    Определите цели опроса. Просто скажите, что вы надеетесь получить благодаря анкетированию. Вопросы, которые вы включите в анкету, должны соответствовать этой главной задаче.

    • Например, вы работодатель и хотите определить, насколько счастливы ваши сотрудники. Вопросы подготовленной анкеты должны прямо или косвенно определить, насколько удовлетворены работники компании. Вы можете спросить прямо: «Оцените по 10-бальной шкале, насколько вы счастливы на работе?». Также можно сформулировать непрямой вопрос: «Правда или Ложь: Просыпаясь утром, я чувствую, что моя работа полезна».
    • Подготовив все вопросы анкеты, пройдитесь по списку еще раз, чтобы определить, насколько каждый из них помогает достичь цели опроса.[1]
      Следует удалить любые вопросы, информация в которых не принесет никакой пользы для поставленной цели.
  2. Изображение с названием Make a Market Survey Step 10

    2

    Вам нужны честные ответы. Выделите время, чтобы продумать, какими способами обеспечить максимальную правдивость респондентов. Определяя удовлетворенность сотрудников работой, вы нуждаетесь в честном ответе. Это же правило применимо и к любому другому опросу. Поэтому подумайте, что может препятствовать правдивым ответам. В опросе об удовлетворенности работой честный ответ может вызывать у сотрудников какой-то страх, например, боязнь потери уважения, должности и т.д. Подумайте, нужны ли в подготовленной анкете какие-то корректировки, чтобы получить правдивые ответы. В опросе сотрудников это можно решить, сделав анкеты анонимными.

  3. Изображение с названием Make a Market Survey Step 5

    3

    Определите, какой метод анкетирования лучше всего подходит для сбора полезной информации. Опросы можно проводить по телефону, в форме личных интервью, почтовых анкет, а также интернет-опросников. У каждого метода есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно учитывать, планируя бюджет, необходимость в персонале и другие технические вопросы.

    • В целом, личные интервью являются лучшим способом для сбора данных. Хотя этот метод дорогой и требует много времени, вы получите наиболее корректную информацию и наилучшую детализацию ответов.[2]
      В противоположность этому методу, можно организовать онлайн-опрос. Такой метод иногда дает существенную погрешность, но это самый дешевый и простой способ провести анкетирование.
    • Если вы используете только один метод опроса (например, интернет-опросник), вам нужно сделать большую выборку. Чем больше людей ответят на вопросы, тем менее вероятна сильная погрешность. Чтобы быть уверенными в полученной информации, лучше использовать разные способы анкетирования одновременно.
  4. Изображение с названием Make a Market Survey Step 1

    4

    Продумайте, как повысить соответствие результатов истине. Опрос, в котором принял участие один или два респондента, расскажет что-то о каждом из них, но вряд ли сможет показать глобальные тенденции. Чтобы определить, сколько человек нужно опросить, вам нужно ответить на два вопроса:

    • Размер населения. Мнение какого населения вас интересует? Если нужно узнать уровень счастья сотрудников компании, размер населения будет равен количеству сотрудников фирмы. Если нужно изучить использование презервативов в Уганде, размер населения равен количеству жителей Уганды, т.е. приблизительно 35 миллионов человек.
    • Точность результатов опроса. Для оценки точности результатов используются два подхода. В первом задается допустимая погрешность, т.е. степень неопределенности, допускаемая в результатах. Второй подход называется доверительный интервал. В этом случае задается степень достоверности, чтобы оценить характеристики исследуемой группы максимально точно.
  5. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 4

    5

    Зная целевой размер населения и точность результатов, вы можете определить размер выборки. Как только вы ответите на вопросы: «Какой размер целевого населения?» и «Какая точность результатов требуется?», вы сможете запланировать, сколько человек нужно опросить, чтобы полученная информация ответила на задачи исследования. Воспользуйтесь таблицей ниже. Найдите нужный размер населения в левой колонке и выберите требуемую точность, чтобы узнать необходимое количество респондентов. В общем работает правило: чем больше людей вы опрашиваете, тем меньше погрешность результатов опроса.

    Реклама

Сколько респондентов опроса мне нужно?[3]

Население Допустимая погрешность Доверительный интервал
10% 5% 1% 90% 95% 99%
100 50 80 99 74 80 88
500 81 218 476 176 218 286
1,000 88 278 906 215 278 400
10,000 96 370 4,900 264 370 623
100,000 96 383 8,763 270 383 660
1,000,000+ 97 384 9,513 271 384 664
  1. Изображение с названием Make a Market Survey Step 8

    1

    Определитесь, будете ли вы использовать структурированные или неструктурированные вопросы, или комбинацию обоих типов. Насколько хорошо вы знаете респондентов? Что является целью опроса – сбор данных о чем-то известном или изучение новых идей? Если вы собираете информацию о чем-то известном, вам больше подойдут структурированные вопросы. Если вы исследуете что-то полностью новое, вам нужно полагаться на неструктурированные вопросы.

    • Структурированный вопрос формулирует вопрос и предоставляет варианты ответа из списка ниже. Пример структурированного вопроса:

      (1) «Ваше любимое занятие в сети? «
      (a) Чат/IM
      (b) Социальные сети
      (c) Форумы/обмен опытом
      (d) Шоппинг/Электронная коммерция

    • Неструктурированный вопрос не содержит заданных вариантов ответа. Поэтому неструктурированные вопросы не направляют респондента в каком-либо направлении, но поощряют формулирование личных ответов. Пример неструктурированного вопроса:

      (2) «Расскажите о своих впечатлениях от первого визита в магазин Apple.»
      Ответ:

  2. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 7

    2

    Используйте комбинацию структурированных и неструктурированных вопросов, чтобы получить более детализированную картину, и в то же время иметь возможность анализировать результаты. Минусом структурированного вопроса является то, что он не всегда дает возможность специфического и точного ответа. Негативной стороной неструктурированных вопросов является то, что результаты исследования трудно анализировать и/или заносить в базу данных (например, таблицу). Введите частично структурированные вопросы. Они позволяют немного сгладить слабые стороны каждого типа вопросов:

    (3) «Опишите свое отношение к необходимости платить за музыку? Поставьте отметку напротив пунктов, с которыми вы согласны.»(__) Я никогда не плачу за музыку (__) Как правило, я оплачиваю музыку, которую слушаю (__) Я часто загружаю музыку незаконно (__) Я редко загружаю музыку незаконно (__) Меня можно было бы склонить к тому, чтобы платить за музыку, если бы взамен я получал что-то еще.(__) Ничто не может заставить меня платить за музыку. (__) Я жалею музыкантов, пытающихся заработать музыкой на проживание (__) Мне не жаль музыкантов, стремящихся зарабатывать музыкой на проживание.

  3. Изображение с названием Make a Market Survey Step 7

    3

    Задавайте «оценочные» вопросы. Это одна из разновидностей структурированных вопросов. В ней используется шкала оценки личного опыта, имеющего отношение к вопросу. Эта шкала может быть выражена в числовой форме или сформулирована более изысканно:

    (4) «Посещение бруклинского зоопарка интересно и для детей, и для взрослых.»(a) Полностью не согласен (b) Скорее не согласен (c) Скорее согласен (d) Полностью согласен

  4. Изображение с названием Make a Market Survey Step 9

    4

    Используйте «ранжирующие» вопросы, чтобы определить и структурировать предпочтения. Когда нужно собрать мнения людей по поводу какой-то темы, ранжирующие вопросы часто дают более полную картину, нежели оценочные вопросы. Примером ранжирующего вопроса может быть что-то вроде:

    (5) «Запишите цифры от 1 до 5 напротив каждого бренда, чтобы определить, насколько вы доверяете им: 1 – доверяю больше всего, 5 – доверяю меньше всего»(a) ___ McDonald’s(b) ___ Google (c) ___ Walmart(d) ___ Costco(e) ___ Apple

  5. Изображение с названием Make a Market Survey Step 13

    5

    Разрабатывая структурированные вопросы, используйте общие фразы в конце списка вариантов ответа. Иногда полезно включить в перечень ответов фразы наподобие: «Другое», «Ничто из перечисленного» и т.д. Такие варианты ответов повысят корректность собранной информации. Не имея такого варианта ответа, респондент вынужден выбирать что-то, несоответствующее действительности, если ему не подходит ни один из предложенных вариантов.

    Реклама

  1. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 5

    1

    Подумайте, как вы будете распространять анкеты. Определившись с тем, какой тип/типы опроса вы будете использовать. Нужно продумать, как вы будете задавать вопросы респондентам.

    • Интернет намного облегчил создание и распространение опросников. Существуют простые и бесплатные онлайн-сервисы: Google Forms, SurveyMonkey и др.
    • Вам придется раскошелиться, если вы планируете телефонные опросы или личное интервьюирование. Собранные данные обычно более точно представляют целевую группу, но это влетит в копейку. В большинстве случаев нужно воспользоваться услугами профессиональных компаний, выполняющих проведение опросов.
  2. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 11

    2

    Обеспечьте максимальную простоту возврата результатов. Например, при проведении опроса по почте нужно выслать не только анкету, но и конверт с маркой, на котором написан ваш адрес. Также активность респондентов будет ниже, если вы проводите опрос в неудобное время. Среди респондентов, опрошенных в конце рабочего дня или вечером, информация может исказиться из-за усталости или недовольства.

  3. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 13

    3

    Проанализируйте результаты опроса. Если результаты исследования поступают в форме разрозненных форм, нужно внести их в единую базу. Отличным инструментом для сбора и анализа данных является Excel. В этой программе можно использовать формулы, создавать таблицы и анализировать данные, т.е. определить, что сказали респонденты.

  4. Изображение с названием Make a Market Survey Step 4

    4

    Сделайте выводы на основе полученных результатов, и используйте их. Теперь нужно задать себе вопрос почему?. Например, почему ваши сотрудники испытывают недовольство. Ответ может быть указан внутри каких-то вопросов анкеты. Если это трудно определить, вы сможете провести еще один опрос, в котором постараетесь найти ответ на этот острый вопрос. Например, если ваши сотрудники недовольны работой из-за малого количества льгот, вы сможете воспользоваться результатами опроса, чтобы разработать изменения кадровой стратегии.

    Реклама

Советы

  • Вспомните об анкетах, попадавших на ваш стол. Какие из них вы заполнили, а какие отправили в корзину после беглого взгляда? Используйте личный опыт, чтобы определить, как создать результативный опрос.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 55 828 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как составить анкету для соц. опроса — предназначение, правила, классификация

Содержание статьи:

  • > Значение социологических опросов
  • > Подготовительный этап
  • > Правила составления анкеты
  • > Разновидности вопросов
  • > Этапы проведения анкетного опроса
  • > Нюансы обработки
  • > Классификация вопросов
  • > Типичные ошибки при составлении

Проведение многочисленных исследований социологического характера позволяет точнее определить интересы людей в самых разных областях. Чтобы опрос был максимально результативным — требуется уделить особое внимание составлению анкеты. Существуют определенные правила, позволяющие получить нужный результат, если решено не использовать шаблоны. Подготовленная без ошибок анкета заметно облегчит опрос. Удастся выполнить поставленную цель в намеченные сроки.

Значение социологических опросов

Интерес к социологическим опросам вырастает в геометрической прогрессии. Анкета должна помочь собрать конкретные данные, не содержащие ложной информации. Составитель анкеты выступает в роли интервьюера. Респондент сумеет ответить на вопросы максимально правдиво, особенно при сохранении полной анонимности.

Метод лэддеринга предусматривает отказ от анкеты, поскольку подобный опрос предполагает проведение доверительной беседы. В качестве заказчиков выступают компании и маркетологи, желающие путем опроса выявить предпочтения потребителей. Анализ покажет сложившиеся мнения о новом товаре или услуге.

Второй способ связан с подготовкой анкеты, когда прямой контакт не предусмотрен. Проведенный опрос даст возможность:

  • включить в анкету нужные вопросы;
  • привлечь большое число респондентов;
  • получить исчерпывающие ответы из-за условий анонимности.

Анкетный метод выглядит предпочтительней живого опроса. Респонденты не всегда готовы говорить правду, могут выдавать желаемое за действительное. Правильно сформулированные вопросы в анкете облегчат поиск ответа из предложенных вариантов.

Подготовительный этап

Перед подготовкой анкеты следует написать техническое задание, которое поможет прояснить ситуацию и определить порядок действий. Первоначально задают основной вопрос, связанный с актуальностью темы для опроса.

Нужно показать убедительные причины, позволяющие проводить исследования в конкретный период. Определяют целевую аудиторию и способ связи. При опросе в режиме реального времени проще узнать мнения представителей молодого поколения. Люди среднего и старшего возраста в меньшей степени увлечены интернетом.

Формулировка главной темы не помешает затрагивать в анкете сопутствующие вопросы для проверки нескольких гипотез. Узнать приблизительное число респондентов помогает рассылка приглашений (на электронную почту) с просьбой принять участие в опросе.

Анкетирование умеет выдавать количественную информацию при правильной постановке вопросов. Готовые интересные варианты ответов позволят сделать выбор или поставить оценку. Остается выбрать инструмент для проведения опроса и приступить к составлению анкеты.

Правила составления анкеты

Предварить опрос должна небольшая преамбула, особенно при выборе режима онлайн. Короткий текст сумеет пояснить цель мероприятия, указать время заполнения и анонимность ответов.

  • 1.Структура анкеты разбивается на несколько блоков, способствующих раскрытию темы. Должна прослеживаться последовательность и логика. Отвлекаться на посторонние тематики нерационально, поскольку это внесет путаницу.
  • 2.Постепенно происходит переход от простых вопросов к более сложным с последующим чередованием. В конце обязательно остается блок с некоторыми персональными сведениями. Респондент может проинформировать о возрасте, поле, образовании, месте работы.
  • 3.Логичный порядок размещения вопросов помогает сосредоточится, не затрачивать много сил и времени. Основные важные вопросы следует включить в первые блоки, сделать обязательными. Не всегда есть уверенность, что клиент прочтет до конца и даст все ответы.
  • 4.Короткая анкета займет не более страницы. Большой опрос разбивают на части, раскрывающие стороны выбранной тематики. Нужно обойтись без длинных предложений, искать краткие формулировки.
  • 5.Уместно добавить дополнительные вопросы с необязательным заполнением. Они обычно затрагивают заинтересованных респондентов, выставляющих слишком высокие или низкие баллы.
  • 6.Присутствие подсказок скорее сбивает с толку. Объективную картину легче получить при помощи открытых вопросов, требующих самостоятельного ответа.

Выражение благодарности будет приветствоваться. Сообщают о месте просмотра результатов опроса или возможном вознаграждении. Следует ожидать удовлетворительных результатов при правильном подборе вопросов.

Разновидности вопросов

Создавать вопросы следует с учетом видов. Простые формулировки без бюрократических штампов будут понятны после первого прочтения. Глаголы превалируют над прилагательными и междометиями.

  • 1.Закрытые вопросы в анкете имеют до 5 вариаций ответа (да, нет, затрудняюсь ответить). Уровень важности подскажет проставление оценок (1-10 баллов).
  • 2.Объем открытых вопросов будет достаточно скромным. Ответы нуждаются в комментариях, затягивается заполнение и обработка.
  • 3.Полуоткрытый тип затрагивает пункт «другое» и шкалу Ликерта. Средние значения позволяют встать на нейтральную позицию, без необходимости высказываться положительно или отрицательно.

До 10 вариантов ответа приводят к использованию переключателей (радиокнопок). При увеличении числа пунктов пригодится выпадающий список. Подбирают картинки, добавляют рейтинги.

Этапы проведения анкетного опроса

Готовую анкету внимательно просматривают , стараясь убрать недочеты. Нельзя допускать опечаток, орфографических и логических ошибок. Для тестирования обращаются к коллегам или знакомым, готовым стать добровольными участниками опроса. Проведение разделяется на несколько этапов.

  • 1.Потребуется доказать актуальность вопроса для выяснения мнений.
  • 2.Создается анкета с разбивкой на блоки. На одной странице присутствуют 3-4 коротких вопроса.
  • 3.В кратком приветствии объясняется задача проведения опроса.
  • 4.Небольшая инструкция пояснит порядок действий.
  • 5.Размер поля адаптируется в соответствии с типом вопроса.
  • 6.Проводится работа над визуальным оформлением. Интуитивный дизайн, подборка цвета, контрастность и четкая структура привлекают респондентов.
  • 7.При длинном опросе важно показать прогресс заполнения (по количеству страниц, в процентах).
  • 8.В конце опроса выражается благодарность за участие. Предлагаются бонусы и скидки.

Анонимный статус вполне устраивает участников, готовых высказать собственное мнение без давления. Необходимость конкретизировать респондентов добавляет пункт «Регистрация», расположенный чуть ниже приветствия.

Нюансы обработки

Обработка материалов пройдет после окончания опроса. При наличии свыше 100 анкет расчеты делают в процентах с точностью до десятых. Предварительно изучают ответы на вопросы закрытого типа.

При уменьшении (до 100 анкет) указывают число респондентов. При выборе одного варианта общая сумма достигает 100 %. Более одного — учитывают число ответов (более 100 процентов), не зависящих от количества участников.

Составляют таблицы и добавляют рисунки для демонстрации итогов опроса. В готовый отчет включают преамбулу с описанием тематики. Ниже следует развернутое описание опроса. Анкета будет включена в приложения. Выводы и рекомендации делают в заключении отчета.

Классификация вопросов

Подготовка вопросов превращается в значимое событие, отражающееся на итогах опроса. Потребуется использовать классификацию по форме.

  • 1.Увеличить объем закрытых вопросов для привлечения внимания, возможности отвечать после выбора одного из вариантов.
  • 2.Добавить 1-2 открытых вопроса, помогающих узнать личную точку зрения участника.
  • 3.Применять комбинирование вариантов (полузакрытый тип) с готовыми и собственными ответами.
  • 4.Сочетать прямые и косвенные вопросы.

Опрос по форме призван выяснить оценку явления людьми разного возраста и увлечений. Классификация по содержанию затрагивает респондентов и факторы:

  • сознания (личное мнение, планы);
  • поведения (настрой, поступки);
  • личности (пол, возраст, специальность).

Проводится разговор на простом языке. Неплохо добавить пример заполнения или перемешивать варианты ответов, если не установлен определенный порядок.

Типичные ошибки при составлении

Начинающие интервьюеры нередко допускают ошибки, относящиеся к категории типичных. Нужно рассмотреть несколько очевидных промахов.

  • 1.Нагромождение вопросов приводит к отсутствию логики или неверным суждениям. Возникают явные противоречия, не предоставляющие возможности анализировать информацию.
  • 2.Попытка смешать в одну кучу несколько тем приведет к фиаско. Лучше разбить один длинный вопрос на два коротких. Четко установить главный вопрос, добавляя второстепенные в рамках темы.
  • 3.Представленные варианты ответов сужают возможности выбора. Участнику важно не зацикливаться на диаметральных позициях, высказать нейтральное мнение.
  • 4.Злоупотребление специфическими терминами сократит число участников. Искать расшифровку непонятных слов может не каждый респондент.
  • 5.Сложно-построенное предложение с деепричастными оборотами нелегко прочитать и понять. Краткий текст сумеет быстрее донести информацию, сократит время заполнения.

Участник опроса должен почувствовать свободу при рассмотрении анкеты. Четко структурированный текст разбит на части, дополняющие друг друга. Прочтение пунктов не вызывает затруднений с ответом, смысл предельно ясен.

Дизайнерское оформление, картинки и таблицы помогают заполнять поля с удовольствием. Выражение благодарности воспринимается благожелательно, особенно вместе с сообщениями о положенных бонусах. Сотрудничество приносит моральную и материальную выгоду.


При использовании информации ссылка на Лабораторию маркетинговых исследований MarketingLab обязательна.

Отправляйте заявку по форме ниже, и наши специалисты свяжутся с Вами.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Наиболее распространенным видом практического исследования в проектной работе является проведение анкетирования.

Анкетирование в практической главе проектной работы

Анкетирование как практическая часть проектной работы

Анкетирование в проектной работе направлено на определение отношения респондентов к чему-либо, их точки зрения относительно какого-либо явления, события, проблемы и т.д.

Организация и проведение анкетирования в проектной работе включают в себя несколько этапов.

На первом этапе необходимо определить цель, задачи анкетирования, объем выборки, выбрать способ связи с респондентами, разработать анкету.

Выборка анкетирования – это количество респондентов, принимающих участие в исследовании. Для достоверности данных проведенного анкетирования в выборку необходимо включать от 20 до 100 респондентов.

Респондентами выступают люди, служащие источником информации, и заполняющие анкету, например:

  1. Если тема проектной работы посвящена молодежной тематике или проблематике, то целесообразно в качестве респондентов определить школьников, либо молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет.
  2. Если тема проектной работы нацелена на исследование глобальной проблемы человечества, то рекомендуется анкетировать жителей Российской Федерации в возрасте от 18 до 70 лет.
  3. Если в проектной работе характеризуется региональная проблема, то необходимо в качестве респондентов подбирать жителей анализируемого региона в возрасте от 18 до 70 лет.
  4. Если в работе анализируется гендерный аспект, то наиболее удачным вариантом будет анкетирование тех респондентов, которые характеризуются по гендерному и возрастному признаку в Вашей работе.
  5. Если основной аспект работы посвящен долголетию, то в качестве респондентов необходимо выбирать пожилых людей в возрасте 75 лет и старше.

К способам связи с респондентами относятся:

  • личное взаимодействие;
  • взаимодействие с помощью социальных сетей.

Анкета является социологическим инструментарием опроса, представляющим собой структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации.

Анкета в проектной работе должна включать в себя следующие части:

  1. Вступительная часть. Содержит обращение к респондентам, в котором разъясняются направленность анкетирования, его цель, порядок, особенности заполнения бланка анкеты, сообщается приватность и конфиденциальность данных.
  2. Статусная часть. Включает в себя вопросы, ответы на которые позволяют получить данные о социальном статусе личности.
  3. Основная часть. Содержит вопросы, напрямую относящиеся к теме анкетирования.

В анкете могут быть представлены открытые и закрытые и полузакрытые вопросы. Открытые вопросы подразумевают свободный ответ респондента. Как правило, такой вопрос задается, когда необходимо уточнить мнение или мотивы, которыми руководствуется анкетируемый. В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать подходящий вариант из предложенных или ответить односложно на вопрос (да/нет). Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его мнению.

Вопросы в анкете необходимо представлять не разрозненно, а по степени их значимости (в порядке возрастания значимости), по категориям (к примеру, если анкетирование касается видов спорта, сначала нужно задать все вопросы по одному виду спорта, затем переходить к другому). Также вопросы следует группировать блоками по принципу схожести их структуры.

В конце анкеты необходимо вписать вводную фразу, выражающую благодарность за участие в анкетировании, например:

  • Спасибо за внимание!
  • Спасибо за участие в анкетировании!
  • Благодарим Вас за участие в анкетировании!
  • Выражаем Вам благодарность за то, что согласились принять участие в анкетировании.

Благодарность за участие в анкетировании

Окончание анкеты в проектной работы

Разработанную анкету обязательно следует оформить и включить в приложение проектной работы.

На втором этапе происходит обработка и анализ результатов анкетирования.

Обработанные результаты в проектной работе, желательно, предоставить не в текстовом виде, а наглядно в виде диаграмм, гистограмм, таблиц (это касается закрытых и полузакрытых вопросов), результаты по открытым вопросам можно представлять в виде текста.

Методы обработки результатов анкетирования в проектной работе условно можно разделить на 2 группы:

  1. Ручная обработка – при ручной обработке все анкетные данные анализируются без использования программных средств, то есть результаты каждой анкеты необходимо обрабатывать, записывать на отдельный лист, после чего проводить анализ полученных результатов. Такой метод обработки результатов не рекомендуется использовать при большом количестве анкет, так как, пропустив или перепутав результат ответа респондента на вопрос, итоговые данные могут оказаться неправильными.
  2. Использование программных средств – для обработки результатов анкетирования используются специализированные программы (например, Excel). В данном случае данные каждого анкетного листа заносятся в программу, далее проводится анализ результатов, строятся таблицы, диаграммы. Также с помощью программных средств можно рассчитать зависимость ответов от пола, возраста или предпочтений респондентов и т.д. Использование программ для анализа анкетных данных уменьшает вероятность допущения ошибки и позволяет более качественно обработать результаты анкетирования.
  3. Использование онлайн-сервисов для анкетирования – при их применении результаты анкетирования автоматически заносятся в таблицы, также можно построить на их основании диаграммы, гистограммы и т.д. Использование онлайн-сервисов позволит свести вероятность допущения ошибки при обработке данных к 0, а также сократит время проведения анкетирования, так как не возникнет необходимости распечатывать анкетные листы, раздавать их и обрабатывать вручную. Для проведения онлайн-анкетирования можно воспользоваться бесплатными сервисами от Яндекса (Яндекс Формы) или Google (Google Формы), которые позволяют создавать анкеты с различным количеством вопросов и вариантами ответов, проводить анализ полученных результатов.

В ходе анализа результатов анкетирования в тексте проектной работы необходимо обязательно делать ссылки на вопросы анкеты, вопросы следует анализировать подробно, а также отражать личные точки зрения респондентов.

В конце анкетирования следует подвести его итог с помощью вводной фразы, к примеру:

  • подводя итог результатам анкетирования, необходимо отметить, что;
  • полученные результаты анкетирования позволяют ответить;
  • проведенное анкетирование позволило сделать вывод и т.д.

В подведенном итоге необходимо кратко суммировать основные результаты, отразив мнение и отношение респондентов к теме анкетирования.

По результатам анкетирования в проектной работе может быть разработан продукт проектной деятельности. К примеру, если в результате анкетирования было выявлено, что респонденты плохо осведомлены о существующей проблеме или желают получить по теме исследования больше информации, то в качестве продукта проектной деятельности можно разработать буклет, памятку, журнал, учебное пособие, записать видеоролик и т.д., кроме того само анкетирование может быть продуктм проектной деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти базальт в майнкрафт
  • Как найти координату центра тяжести кривой
  • Как найти что то в ексель
  • Как найти длину вектора зная координаты точек
  • Как в контакте найти девушку по фото