Как составить социально ориентированный проект

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section navigation

Структура
раздела

Следующая статья

right arrow

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему. 

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

  • достижима;
  • конкретна;
  • измерима;
  • реалистична;
  • ограничена во времени.

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы. 

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.  

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего

Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования

«Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Методика составления социального проекта»

Разработала: Уварова Е.В.,

методист, педагог д/о

Уварово, 2017

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;

Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Социальное проектирование — способ выражения идеи улучшения окружающей социальной среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий. 

Признаки проекта

  • Цель — изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
  • Установленные сроки начала и завершения
  • Определенные ресурсы
  • Измеряемый продукт или результат

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, др.);

• социальные институты (школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

СТРУКТУРА ПРОЕКТА:

  • Название проекта
  • Аннотация проекта (не более 1/3 страницы формата А 4);
  • Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект (не более 1 стр.)
  • Основные цель и задачи проекта
  • Обоснование социальной значимости проекта;
  • Основные направления реализации проекта. Описание основных методов, форм и приемов работы по реализации проекта.
  • Основные целевые группы, на которые направлен проект
  • География проекта (федеральный, региональный, местный уровень).
  • Механизм и поэтапный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
  • Результативность проекта, описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе
  • Источники финансирования проекта. Детализированный бюджет проекта

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:

Каждое слово, используемое в названии проекта, должно давать максимальную информацию о его содержании. Название не должно раздражать эксперта или наводит на него тоску.

Название проекта ограничивается по числу букв от 90 до 120. Это ограничение заставляет заявителя подбирать слова, более точно определяющие задачу, которую он хочет решить.

АННТОТАЦИЯ (АКТУАЛЬНОСТЬ) ПРОЕКТА:

Это одна из важнейших частей проекта. Аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной. Включает по одному – два предложения, отвечающих на вопросы:

— кто будет выполнять проект?

— почему и кому нужен этот проект?

— что получится в результате?

— как проект будет выполняться?

  • сколько потребуется денег?

! Кстати. Каждый последующий раздел проекта логично вытекает из предыдущего. Соответственно, этот первый раздел естественным образом должен подводить к разделу «Постановка проблемы», т.е. нести в себе информационный заряд, поясняющий, почему именно у вас родился проект и Вы сами заинтересованы в достижении намеченной цели и потому являетесь достаточным гарантом выполнения проекта.

1/3 страницы не более

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ:

(решению или снижению остроты, которой посвящен проект)

В этом блоке описывается, почему возникла необходимость в выполнении проекта, и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами проекта.

 Когда описываете проблему, необходимо указать, что уже сделано, кто занимался, ссылка на авторов, надо говорить, что достигнуто, т.е. показать, что этой проблемой занимаетесь не только вы.

        Не более 1 страницы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Цель – это во имя чего предпринимается проект.

Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты подаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА:

Внимательно прописать целевую группу и ее потребности, в идеале необходимо получить об этом информацию от самой целевой группы. Напишите, какую выгоду получит целевая группа от реализации проекта.

География проекта (федеральный, региональный, местный уровень)

указывается район, где будет проходить работа по проекту: город, область и т.д.

МЕХАНИЗМ И ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления.

Этапы работы над проектом (указываются сроки):

1 этап — подготовительный (На этом этапе разрабатывается технология внедрения проекта)

  1. Определение актуальности темы, формулировка проблемы.
  2. Определение целей, задач, основного замысла и формы продукта проектной работы.
  3. Обзор источников и анализ статистических данных по выбранной тематике;
  4. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
  5. Составление индивидуального плана работы над проектом.

2 этап – проектно-диагностический (Разработка мероприятий, направленных на решение проблемы проекта)

  1. Разработка мероприятий, направленных на решение проблемы.
  2. Планирование и описание плана действий по решению данной проблемы.

3 этап – практический (Проведение в жизнь данного проекта)

  1. Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной с детьми деятельности.
  2. Привлечение внимания общественности к решению проблемы.

4 этап – обобщающий (Обобщение опыта работы, внесение изменений в проект)

Обработка результатов по реализации проекта.

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

Мероприятия, направленные на реализацию проекта, как правило, оформляются в виде таблицы, в которой обязательной указываются:

— наименование мероприятия,

-организационная форма мероприятия,

— сроки проведения,

— социальные партнеры.

При заполнении этого раздела социального проекта важно обратить внимание на:

  • наличие плана-графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);
  • реалистичность, выполнимость плана;
  • наличие достаточного количества сотрудников (участников проекта) и их профессиональный опыт; писание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
  • соответствие запрашиваемых и имеющихся ресурсов планируемой деятельности (количественные и качественные показатели):
  • наличие критериев отбора участников или получателей услуг;
  • возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

Рекомендуемый объем: 1 — 4 стр., редко более.

! В данном разделе самое главное – логика проекта: если будет выполнен вид деятельности. А это приведет к решению задачи №2. Или: какие виды деятельности направлены на решение задачи №1? Если предполагается более чем один вид деятельности, то являются ли они взаимосвязанными и направленными на создание синергии для выполнения задач проекта.

РЕЗУЛЬТАТИВНОТЬ ПРОЕКТА:

В этом разделе описывается:

– насколько достигнуты цели проекта,

– насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе «Постановка проблемы»,

– не имел ли Ваш проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтенного ранее,

– хорошо ли были подобраны средства (методы),

– какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.

Рекомендуемый объем: 0.5 — 1 стр.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА:

Главная мысль этой части проекта — как и за счет каких средств предполагается продолжать деятельность по окончании финансирования, полученного в рамках данного конкурса.

Если проект нуждается в финансировании, составляется детализированный бюджет проекта. Этот раздел составляется после написания самого проекта.

Этот блок отвечает на вопросы:

— сколько денег требуется на реализацию проекта?

— из каких источников будут получены средства, требующиеся для выполнения проекта, ресурсы и на что они будут потрачены?

Государственное
бюджетное образовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа № 511

Пушкинского
района Санкт-Петербурга

Отделение
дополнительного образования детей

Социально-ориентированный
проект

«Выбор
профессии – выбор будущего»

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

    
1.   
Паспорт проекта

   
  2.    Пояснительная записка

2.1
Сведения  о проекте

2.2.
Цели, задачи

2.3.
Нормативная база

          
 2.4.
Материально-техническое обеспечение
профориентационной работы в детских объединениях ОДОД

   
  3.     Актуальность проблемы

           
3.1. Особенности современных детей

           
3.2.  Особенности современного образования

    
  4.    Аналитический модуль

 5.    Этапы
реализации проекта по ранней профориентации

       6.    Предполагаемые
результаты, критерии их оценки

       7.   
Результативность проекта

 ПАСПОРТ
ПРОЕКТА

Название
проекта

Социально-ориентированный
проект: «Выбор профессии – выбор будущего»

Основания
для

разработки
проекта:

Вовлечение  школьников
в социально-значимые практики в условиях школьного ОДОД.

Разработчики:

ПресновА.А.,
педагог дополнительного образования;

Разномазова
Н.В., методист ОДОД.

Исполнители
проекта

Проект является
составной частью  воспитательной системы  ОДОД «Страна успеха».

Участники:

В реализации
проекта участвуют школьники
9 — 17 лет,
живущие в новом
 микрорайоне Славянка Пушкинского
района СПб,  и их родители. Проект объединяет  более 40  учащихся,
занимающихся в ОДОД СОШ №511 по дополнительным общеобразовательным 
программам  «Юный вело-авто-любитель».
 

Назначение:

Проект
предназначен для создания условий с целью раскрытия внутреннего  потенциала
учащихся, личностного развития самореализации детей и подростков  через
конструктивную социально значимую деятельность.

Проблема,

требующая
решения средствами

проекта:

Дети сегодня не те, что раньше, и
поэтому требуются новые методы профессиональной ориентации. Современному
подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять
ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. И
поэтому у современных школьников возникают трудности с профессиональным самоопределением.
Успешно решать проблему выбора профессии поможет сочетание традиционных и
новых инструментов профориентации.

Цель

Создание
организационно-педагогических условий, направленных на формирование новых качеств личности таких как  лидерство,
ответственное отношение к выбору,  самостоятельность, умение собрать команду
по интересу в рамках ранней профессиональной ориентации

Задачи

Расширить
представление и понятия, связанные с миром профессий
;

-Расширить
представления о собственных интересах, возможностях, способностях, а также
прогнозируемым спросом на современном рынке труда.

-Создание
конструктивных условий стимулирования  осознанного выбора профессии через
участие в   мероприятиях различного уровня (игры, авто-состязания, конкурсы
на знание ПДД);

-Формирование и
закрепления навыков автодела  в рамках  общеобразовательных  программ по
технологии, ОБЖ,  ДООП  с целью ранней профориентации;

-Создание
детского коллектива  (команды) способного к решению профессиональных задач по
поведению в различных ситуациях на проезжей части.

Этапы

реализации

Проект  реализуется
в период 2018 -2021 гг. по следующим этапам:

1
этап (2018 — 2019гг.)
: анализ исходного состояния,
разработка проекта, обсуждение и коррекция его содержания, а также ранее
созданных  дополнительных образовательных программ, выбор практик ранней
профориентации.

2
этап (2019-2020 гг.)
: реализация проекта;
промежуточный контроль, предъявление промежуточного результата.

3 этап (2020-2021 гг.):
подведение итогов и осмысление результатов реализации проекта; постановка
новых стратегических задач.

Ожидаемые

результаты

1.                 
Организация познавательного досуга
детей.

2.                 
Привитие интереса к велосипеду, как
транспортному безопасному средству.

3.                 
Привитие профессионального интереса к
занятиям автоделом.

4.                 
Знакомство с историей автодела в нашей
стране и в Царском Селе.

5.                 
Знакомство с профессиональными навыками
и  подготовка к обучению в автошколе.

6.                 
Привитие навыков грамотного поведения  в
сложных ситуациях и оказания первой помощи.

7.                 
Привлечение родителей к совместной
деятельности по формированию ранней профориентации.

Контроль

 реализации
проекта:

Контроль выполнения проекта  осуществляет
руководство ОДОД СОШ№511 Пушкинского района. Результаты работы по проекту
представляются в виде итогов соревнований,  открытых итоговых мероприятий для
родителей и педагогов СОШ №511.

2.Пояснительная
записка

Сведения о проекте

Социально-ориентированный
проект: 
«Выбор профессии – выбор будущего »   является  
составной частью  воспитательной  системы ОДОД «Страна успеха».  Этот проект реализуется
в ОДОД СОШ №511 с 2018 года по сегодняшний день. Проект представляет пример вовлечения 
школьников в профессионально значимые практики в условиях школьного ОДОД, т.к.
осуществляется в рамках деятельности детских  объединений «Юный
вело-авто-любитель» и «Безопасность на дорогах». Воспитательно-образовательный процесс
осуществляется в соответствии с дополнительной общеобразовательных общеразвивающих 
программ «Юный вело-авто-любитель» и «Безопасность на дорогах».  Деятельность
по   ранней профориентации осуществляется на
основании плана досуговой деятельности.  К осуществлению проекта привлечены 
учащиеся  и родители школ  микрорайона Славянка Пушкинского района СПб.
Основные участники проекта — более 30 учащихся 9-17 лет, занимающихся в детских
объединениях ОДОД.

      
  
Федеральный
государственный стандарт основного общего образования нового поколения
определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники
должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной
деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. В  нашем
ОДОД  ведется работа по   социально-педагогическому  сопровождению профессионального
самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей,
ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов
рынка труда – с другой.  Педагогический коллектив создал
специальную социально-педагогическую профориентационную среду, где
учтены  организационно-управленческие, организационно-методические,
воспитательные, организационно-педагогические аспекты ранней  профориетации.  В
общеобразовательных программах  ОДОД созданы  условия для  личностного
профессионального самоопределения каждого ребенка.

         
Проект решает не только проблему ранней профессиональной подготовки, но и
формирует личность молодого человека.

В
проекте представлены
современные  методики формирования
профессиональных интересов, склонностей и способностей;  игры и упражнения по
актуализации профессионального самоопределения, проектирования своего
профессионального будущего, выбора альтернативных сценариев получения
профессий. Особое внимание уделено актив
ным методам ранней
профориентации
: представлены оригинальные авторские
методики для практической работы с  детьми и подростками, предложены разные
варианты проведения профконсультационной работы с обучающимися. 

           Проект современен в связи с тем,
что с
оциальное
самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном
этапе одной из главных задач.  Проект  актуален,  прежде всего, потому, что
сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной
действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А
для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить
профессиональные перспективы.

           
В проекте осуществляются следующие  виды деятельности:
воспитательно-образовательная,  патриотическая,  
нравственно-трудовая, соревновательная.  В проекте организовано сетевое
взаимодействие с различными организациями, профилактика правонарушений,
взаимодействие с семьей, досуговая и культурно-массовая деятельность. 

          В ходе
реализации проекта формируется  мотивация  на достижение позитивной  динамики
образовательных и профессиональных результатов юного гражданина.

          Результатом
проекта является  успешная социализация  подростка  и качественная подготовка к
жизни.   Проект стимулирует обучающихся к дальнейшему совершенствованию
физической и интеллектуальной сферы, способствующей формированию личности 
гражданина и патриота.

        Проект позволяет 
осуществлять компетентностный подход к формированию гармоничной личности с
гибкими навыками, с социальными компетенциями,
 которые позволяют
эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми.  Проект
способствует  управлению личным развитием, умением оказать первую помощь,
умением грамотно управлять своим временем, умением убеждать,  что помогает в 
ведении деловых переговоров.

 Цель
проекта:
Создание
организационно-педагогических условий, направленных на формирование
новых качеств личности таких как  лидерство, осознанное отношение к выбору
профессии,  самостоятельность, умение собрать команду по интересу в рамках данной
профессиональной ориентации.

Задачи
проекта:

§  Расширить
представление и понятия, связанные с миром профессий по предмету «Автодело»;

§  Расширить
представления о собственных интересах, возможностях, способностях, а также
прогнозируемым спросом на современном рынке труда на профессии связанными с
автоделом;

§  Сформировать
умение планировать свой профессиональный жизненный путь.

§  Организация
социально значимой  и общественно полезной деятельности в рамках проекта;

§  Выяснение 
типов мотивации и мышления, выделение  интересов, которые помогут учащимся
сделать правильный выбор,  сильных стороны и предпочтительных видов
деятельности;

§  Создание
конструктивных условий стимулирования  осознанного выбора профессии через
участие в   мероприятиях различного уровня (игры, авто-состязания, конкурсы на
знание ПДД);

§  Формирование
и закрепления навыков в рамках  общеобразовательных  программ по технологии  и
ОБЖ,  а также по дополнительным образовательным  программам,  с целью ранней
профессинальной ориентации;

§  Создание
детского коллектива  (команды) способного к решению профессиональных задач по
поведению в различных ситуациях на проезжей части.

Гипотеза:

Мы
предполагаем, что раннему профессиональному самоопределению школьников  будет
способствовать   познавательная  досуговая деятельность за рамками
образовательных  программ.   Применение в конструктивной  социально значимой 
деятельности 
новых методов  профориентационной работы  позволит
достичь поставленной цели.
 

Нормативная база:

Международные акты

-Конвенция
о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года,
ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990).

Законы и подзаконные акты
Российской Федерации


Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

—   Концепция
развития дополнительного образования детей  (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014г.  №1726-р);

—  Стратегия
развития воспитания РФ на период до 2025г. Распоряжение Правительства РФ от
29.05. 2015 №99-р.

— Методические
рекомендации по проектированию дополнительных образовательных программ (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от
18.11.2015г. № 09-3242;

— Примерные требования к
программам дополнительного образования детей (Письмо
Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»).

Законы
и подзаконные акты Санкт-Петербурга

-Санкт-Петербургская
программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» от
04.06.2014 г. № 453.

Официальные
документы отраслевых комитетов Правительства Санкт-Петербурга

— «Об организации
опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования
Санкт-Петербурга» (Распоряжение КО Правительства СПб от 20.06.2005 № 456-р).

Материально-техническое
обеспечение профориентационной работы в детских объединениях ОДОД


Наличие

Количество

Для
проведения занятий на базе ГБОУ средняя школа  № 511:

1.        

Велосипеды
подростковые

7

2.        

Горный велосипед

1

3.        

Насос для
велосипеда, набор ключей

2

4.        

«Правила
дорожного движения РФ» 2016 г.

15

5.        

Аптечка

5

6.        

Автотренер-1КП»

1

7.        

Электростенд по
изучению светофоров.
 

1

8.        

Жезлы

5

9.        

Экзаменационные
билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными
средствами категорий «А» и «Б»

6
комплектов

10.     

Комментарий к
экзаменационным билетам «А», «В»

6
комплектов

11.     

Интерактивная
доска

1

12.     

Компьютер

1

13.     

Проектор

1

14.     

DVD –
проигрыватель, телевизор

1

Для
проведения занятий, тестирования и соревнований на базе РОЦ ПДДТТ и БДД
(Ленинградская,2)и ЦТТиТ будет использовано техническое оснащение:

1.      
 

Доски магнитные
«Азбука дорожного движения», «Дорожное движение в городе»

2

2.      
 

Магнитные знаки
дорожного движения

4
комплекта

3.      
 

Мультимедийный
комплекс

1

4.      
 

Обучающий
комплекс по ПДД «Веселый светофор»( единый моноблок с
интегрированным ЖК-дисплеем 21» (диагональ 54
см), блоком управления и обучающим программным обеспечением на базе ПК)

2

5.      
 

Детский
автотренажер «Школьник»          

2

6.      
 

Интерактивный велотренажер
«Пилот-1″ на основе системы виртуальной реальности (ЖК-дисплей
42»)

1

7.      
 

Автотренажер
«Форсаж-5.1» (панорамный экран с углом обзора 180 градусов)

4

8.      
 

Тренажер-манекен
взрослого пострадавшего «Александр-1-0.2» (голова, туловище,
конечности) для отработки приемов сердечно-легочной реанимации (с
контроллером)

1

3.
Актуальность проекта

Одна
из важнейших задач современной школы   – помочь учащимся осознанно выбрать
дальнейший путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются
новые методы профориентации. Мы выделили две проблемы, характеризующие
современное общество.

1.
Особенности современных детей:

·        
Зависимость от цифровых технологий,
предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.

·        
Желание быть успешными, не прикладывая
значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.

·        
Ориентированность на потребление,
индивидуализм.

·        
Желание как можно раньше всё попробовать и
испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.

·        
Трудности в установлении прямого контакта
с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа
жизни.

·        
Клиповое мышление.

В связи с этим важно
правильно выбрать технологии для развития таких
детей.

2.
Особенности современного образования

Сегодня мы можем наблюдать
стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых
качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению,
самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи
по формированию этих качеств в большей мере  возлагаются и на дополнительное образование.
Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной
личности. И наша задача, как педагогов, состоит в создании условий формирования
творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью,
конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений,
обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу
страны.

1.Компетенции образования
– компетентностный подход.

 2.Цели образования XXI
века:

3. Развитие soft skills,
как тренд современного профессионального образования (коммуникативность, умение
работать в команде).

Многочисленные
исследования показывают — для карьерного продвижения важны не только
профессиональные знания и умения, но еще и дополнительные психологические
аспекты личности. И у кого из людей такие аспекты развиты лучше, тот, как
правило, и успешней, как в профессиональной, так и в личной сфере.
Немало важно, что от развития гибких навыков (soft skills)
зависит профессиональная успешность человека.

Компетенции XXI века: Система 

критическое мышление;

— коммуникативность;

— креативность;

— кооперирование.

Ожидаемые результаты: формирование
гармоничной и счастливой личности

4. Аналитический модуль

     
Идея опыта заключается в создании в школьном ОДОД социально-педагогических условий
(на занятиях по образовательным программам и в досуговой деятельности), способствующих
развитию социальных навыков учащихся,  необходимых не только в учёбе, но и в
обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать различные стороны событий и явлений). Проект помогает  формировать
 у учащихся и их родителей стремление к сотрудничеству, умение слушать и
слышать других. Проект предназначен для создания условий ранней профориентации 
с целью раскрытия внутреннего духовного потенциала учащихся, личностного
развития самореализации детей и подростков СОШ№511 и микрорайона Славянка через
конструктивную социально значимую деятельность.

В современном мире требования к
психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а
цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям
необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности
к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной
ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда
и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Мы понимаем, что профориентация в рамках
ОДОД
– это комплекс действий для выявления у школьников
склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а
также система действий, направленных на формирование готовности к труду и
помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время
учебно-воспитательного процесса, а также во время досуговой деятельности,
через   работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному,
осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного
развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим,
эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника,
т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно
профориентационная работа  является одним из важнейших компонентов в развитии
как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

       
Профориентационная работа  в ОДОД осуществляется различными способами:

·        
профессиональное просвещение, задачей которого является
ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями
профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к
психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения
профессии;

·        
взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся,
поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика;

·        
применение  традиционных и элементов   новых методов 
профориентационной работы.

     Традиционно в деятельности ОДОД широко применяются
различные игровые технологии.  Применение
элементов игровых технологий позволяет    моделирование специальной игровой
реальности с собственными внутренними законами. Используются  ролевые, деловые,
организационно-деятельностные и прочие игры. В этих условиях учащийся перестаёт
быть собой – берёт на себя роль, и действует исходя из выбранной роли, а не из
личных побуждений.

     
Геймификация
– это новый тренд в образовании, который
предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт
возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому
человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы,
игровые имитации для обучения.

Наибольшее сходство у геймификации с обучающими симуляторами,
которые создают иллюзию реальности в компьютерной среде для обучения или
тренировки. Тем не менее,  в отличие от симуляторов, геймификация, формируя
иллюзию игры, применяет механики компьютерной игры в реальном мире.

     
В ОДОД есть опыт использования элементов этой методики за счет
использования  авто
-тренажера «Питерец»  с
программным обеспечением и обучающих компьютерных программ.

Компьютерная
программа,  установленная на автотренажере, позволяет имитировать движение
автомобиля  и  моделировать  дорожные ситуации и условия.  Цель: обучить
школьников  основам вождения автотранспортного средства и научить принимать
правильные решение в различных дорожных ситуациях. Кроме того, программа
позволяет осваивать  культуру вождения и поведения на дороге.

      
Данная программа позволяет организовывать индивидуальные соревнования по
управлению автомобилем.

Компьютерная
программа позволяет имитировать дорожное движение и побуждает  учащегося 
самостоятельно  принимать  решение в различных дорожных ситуациях.

      
Ранняя профориентация осуществляется через формирования  навыков  водителя
транспортного средства, знакомит с профессиями – инспектор  ГИБДД,  инженер по
организации перевозок и управления на транспорте, преподаватель автодела.

      
Подготовка обучающихся  к поступлению в автошколу осуществляется по результатам
компьютерного тестирования  основанного  на экзаменационных билетах ГИБДД,
разработанных  ВОА СПб.

Тестирование
происходит в компьютерном классе по обучающей программе «Автополюс-Медиа».
Механики,
используемые в заданиях  этих компьютерных  программ,  применённые к любому
неигровому виду деятельности, усиливают мотивацию и повышают вероятность достижения
поставленной цели. 

       По ходу обучения  учащийся выполняет и
образовательные, и игровые задачи. К
примеру, образовательная задача – выучить
правила дорожного движения, игровая задача – набрать максимальное количество 
баллов за выполнение  заданий и прохождение тестов для перехода на следующий
уровень. При этом образовательные цели остаются в приоритете, а игровые –
призваны сохранять внутреннюю мотивацию к осуществлению образовательных
задач. 

5. Этапы реализации проекта по ранней
профориентации

Этапы

Цель

Педагогические задачи

Практики

Знакомство с профессиями

Этап
актуализации проблемы выбора профессии

(2-4
класс)

Сформировать
первоначальное представление о мире транспортных средств, безопасности жизнедеятельности
на дорогах

1. Создание
конструктивных условий стимулирования  осознанного выбора профессии через
участие в   мероприятиях различного уровня.

2.
Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее
доступными для них.

3. Вооружение
доступными элементами труда по разным профессиям

4.
Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной
деятельности.

Практические
занятия 
на
вело-городке школы:

Игры:


обучающие


развивающие


сюжетно-ролевые


игры-тренинги


настольно-печатные.

Соревнования
(профессия – водитель транспортных средств):

— авто-состязания,

-эстафеты
на велосипедах,

эстафеты
на веломобилях;


викторины и конкурсы  на знание ПДД.

Экскурсии:

— авто-центр
«Пулково» — «Фольксваген»;

 «Ауди»;

СПб  ГКУ
«Дирекция по организации дорожного движения»

Регулировщик
дорожного движения,

Диспетчеры
дорожного движения,

Логисты,

Работники
 спец- транса,

Инженер
по организации перевозок и управления на транспорте

Инспектор
ГИБДД

Водитель
транспортных средств

Менеджер
по продаже автомобиля

Диспетчер

Автомеханик

Этап
формирования профессиональной направленности

(5-9
класс)

Сформировать
общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме
выбора профессии

1.
Целенаправленное знакомство с  профессиями, ознакомление с потребностями
региона в кадрах

2.
Выявление и развитие профессиональных интересов.

3.
Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

Актуализация
проблемы самопознания и самовоспитания.

5.
Вооружение  трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

Практические
занятия:

в авто-классе
СОШ№511;

— РОЦ 
ПДД и БД Пушкинского района;


Практический автотренажер автошколы

«Пулково»;


автошкола «Нева»;

— ГГУ
«Балтийский берег».

Соревнования:

— по
авто-многоборью;

— по
управлению вне дорожной техникой.

Проектная
деятельность;

— Мини-
проекты по
истории
автомобильного транспорта в России и Царском Селе.

Экскурсии:

— авто-центр
«Пулково» — «Фольксваген »;

 «Ауди»;

СПб  ГКУ
«Дирекция по организации дорожного движения»

Водитель
транспортных средств

Водитель
вне дорожной техники

Тренер
по автоспорту

Автомеханик

Инженер
по безопасности движения

Инженер
по содержанию и ремонту дорог

Инженер-автомеханик

Инженер-дизайнер
транспортных средств

Конструктор
авто-техники

Эксперт-авто-техник

Дизайнер
транспортного средства

Этап
уточнения социально-профессионального статуса

(10-11
классы)

Сформировать
убежденность в правильности выбора профессии

1.
Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Организация
социально значимой  и общественно полезной деятельности в рамках проекта.

3.  Вооружение
перспективой трудоустройства

Игровая
имитация


соревнования на автотренажере;


тестирование по ПДД в компьютерном классе;

Практические
занятия:

в авто-классе
СОШ№511;

— РОЦ 
ПДД и БД Пушкинского района;


Практический автотренажер автошколы

«Пулково»;


автомастерские ГГУ «Балтийский берег».

автомастерские
в Колпинском ЦТТ.

Командные
соревнования
по авто-многоборью, приуроченные к памятным датам;

Подготовка
к поступлению в автошколу

Водитель
транспортных средств

Инспектор
ГИБДД

Автомеханик

Инженер
по безопасности движения

Инженер
по содержанию и ремонту дорог

Водитель
транспортных средств

Преподаватель
автодела

6. Предполагаемые результаты, критерии их
оценки

Предполагаемые
результаты

Критерии 
оценки  результатов

Задача
1. Расширить представление и понятия, связанные с миром профессий.

1

-Сформировано
представление о  современном мире профессий.

-Вовлечение 
обучающихся в разнообразную образовательную деятельность по проекту.

Задача 2. Расширить представления о собственных
интересах, возможностях, способностях, а также прогнозируемым спросом на
современном рынке труда.

2

-Сформировано
представление о собственных возможностях, способностях интересах, о том, что
такое профориентация (его основные аспекты и компоненты).

-Сформирована мотивация
на познание и применение  информации связанной с рынком труда.

-Освоены приемы саморегуляции
и активизации при прохождении единого государственного экзамена.

-Снижение риска неправильного
выбора профессии, связанного с неполным представлением о собственных
возможностях.

Задача
3. Сформировать умение планировать свой профессиональный жизненный путь.

3

-Сформировано понятие
«профессиональный жизненный путь», осмысленны его составляющие.

-Расширено
представление «план карьеры» (включая планы получения профессии, поиска и трудоустройства)
и, в целом, спланировать свой профессиональный жизненный путь.

-Получен навык социального
проектирования, составления индивидуального образовательного маршрута в
области профориентации.

-Предоставление в итоге реализации
проекта индивидуального профессионального маршрута.

7. Этапы и сроки реализации проекта

Проект 
реализуется в период 2018 -2021 гг. по следующим этапам:

1
этап (2018 — 2019гг.)
: анализ исходного
состояния, разработка проекта, обсуждение и коррекция его содержания, а также
ранее созданных  дополнительных образовательных программ, выбор практик ранней
профориентации.

2
этап (2019-2020 гг.)
: реализация проекта;
промежуточный контроль, предъявление промежуточного результата.

3 этап (2020-2021
гг.)
: подведение итогов и осмысление
результатов реализации проекта; постановка новых стратегических задач.

Результативность
проекта

Важнейшей составной частью проекта стали две
дополнительные общеобразовательные  общеразвивающие программы технической
направленности. Одна из задач этих программ – ранняя профориетация. ДООП  «Безопасность
на дорогах»  реализуется с 2016 года. В 2018 г. начала реализовываться 
программа по автоделу для младших школьников  «Юный вело-авто-любитель».
Результаты обучения по ДООП являются также результатами проекта.

Результаты реализации данного
социально-ориентированого проекта можно разделить на три уровня:

Первый уровень результатов –
приобретение школьником социальных знаний по ранней профориетации (об
общественных нормах, об устройстве рынка труда, о социально востребованных
профессиях т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своим  педагогом, учебной группой, родителями как значимыми для него
носителями социального знания и повседневного опыта в мире профессий. Личность
школьника приобретает такие важные качества как гибкость подхода к решению
проблем, умение ответственно принимать решение, упорство в достижении цели,
инициатива, стремление участвовать во всем. Школьник выбирает будущую профессию
исходя из представлений полученных на учебных занятиях по автоделу,
востребованности  профессии в обществе и своих личных возможностей.

Второй уровень результатов –
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с
другими школьниками на уровне учебной группы, класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Достижению этого уровня
способствует активное участие во всевозможных мероприятиях по популяризации
занятий автоделом и по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Учащиеся ежегодно участвуют в традиционном
мероприятии по авто-многоборью:


Открытое первенство  ГБОУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга,
приуроченное к годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Учащиеся ежегодно участвуют в традиционном
мероприятии по Правилам дорожного движения:


Городские соревнования «Дорожный патруль».

Третий уровень результатов –
получение школьником опыта самостоятельного социального действия (выбор
профессии). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в
открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии,
«действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно
настроены к действующему, молодой человек действительно становится деятелем,
гражданином, свободным человеком. Этот уровень результатов характеризуется осознанным
выбором профессии:

1.
Выпускники ДООП «Безопасность на дорогах» после окончания  ГБОУ СОШ№ 511
продолжили своё обучение в учебных заведениях по профилю «Автодело».

·       
СПб ГБПОУ Техникум автосервиса МЦПК -1 чел.

·       
СПб Автомеханический колледж -2 чел.

·       
СПб Автодорожный колледж  (АДК) – 1 чел.

·       
СПб Электро-механический колледж – 1 чел.

·       
СПб ГАСУ кафедра автомобилестроения – 3 чел.

2.
Овладели профессией «Водитель» — 2 чел.

3.
После окончания изучения  программы «Безопасность на дорогах» 90% выпускников
продолжают обучение в автошколах и получают удостоверение водителя транспортных
средств категории В.

Социальный проект

Рассказываем, что значит социальный проект. Каким должен быть социальный проект? Показываем алгоритм разработки социального проекта.

Социальный проект — это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении.

Главное отличие социального проекта в том, что он является уникальным продуктом, созданным для решения конкретной социальной проблемы. Это может быть проблема, присущая только конкретному двору, улице, деревне, городу. А, может, это будет проект, направленный на решение проблемы, острой для социальной среды всей страны.

Чтобы проект стал реальной возможностью решить социальную проблему, он должен обладать следующими основными качественными характеристиками:

  • адекватность, объективность и обоснованность: необходимо доказать, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием реального наблюдения, осмысления ситуации и оценки возможностей воздействия на неё;
  • целостность и системность: общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и прогнозируемому результату, проект должен предлагать не «единоразовое», а системное решение проблемы;
  • последовательность и связность: все части проекта должны быть последовательны и взаимосвязаны — цели и задачи вытекают из поставленной проблемы, бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом;
  • конкретность: все проектные параметры — время реализации, цели, задачи, результаты, технологии, методы и т.д. — должны быть четко обозначены;
  • компетентность: необходимо показать высокий уровень осведомленности авторов о проблематике, средствах и возможностях решения вопроса;
  • жизнеспособность и возможность пролонгации: нужно определить перспективы развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен;
  • эффектность и эффективность: значимым фактором для успешной реализации вашего проекта может стать его привлекательность для людей и результативность, проект должен быть интересным и вдохновляющим на дальнейшее конструктивное движение.

  1. Сбор информации, аналитика. Создание аналитической записки проекта.
  2. Постановка и конкретизация социальной проблемы. Обоснование актуальности.
  3. Постановка целей и задач проекта.
  4. Определение концепции (сути) проекта.
  5. Написание проекта:
    • Вводная информация о проекте.
    • Содержание проекта.
    • Система управления в проекте.
    • Кадровое обеспечение проекта.
    • Материально-техническое и финансовое обеспечение.
    • Ожидаемые результаты. Показатели / критерии эффективности проекта. Определение кризисов.
    • Мониторинг в проекте.
    • Планы реализации программы: стратегический, оперативный, календарный.

Актуальность социального проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе, сообществе напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Цель — это осознанное представление общего результата деятельности по проекту, высшая точка достижений, к которой вы стремитесь в ходе реализации проекта. Фактически цель — это уникальное решение проблемы.

Задача — это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание». Задача в проекте — это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. При формулировке задач лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять глаголы совершенного вида (подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить).

На этапе постановки целей и задач важно помнить следующее:

  • цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;
  • важно не подменить цели и задачи с методами их решения;
  • каждая задача должна приближать достижение цели проекта;
  • язык формулировок цели и задач должен быть ясен, четок, однозначен в интерпретации, без вводных слов, ненужных пояснений и ссылок.

Концепция проекта — описание основного смысла деятельности, модель проекта. Концепция позволяет всем участникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление о сути и смысле проекта. Концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика проекта на каждом этапе реализации. На ее основе выстраиваются все составляющие проекта. На этапе написания концепции проекта вам и вашей команде должно стать окончательно понятно «что делать?» и «на каком основании это делать?».

Контрольными характеристиками для этапа написания содержания проекта могут служить:

  • четкое структурирование проекта на части и видение их взаимосвязей;
  • доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
  • должно быть понятно, как, с кем, когда и где будет проходить (реализовываться) проект;
  • естественность логической цепочки: проблема — цель — задача — метод;
  • отсутствие ненужных описаний, приложений и прочего неполезного материала;
  • соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта и др.

Результаты проекта — это то, чего предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. По объему этот раздел должен быть лаконичным, так как, по существу, результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель — это образ предполагаемого результата.

Research start, Теоретические и прикладные исследования

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка при инициализации процесса входа как исправить
  • Как найти ошибки в браузере
  • Как найти через айди в контакте
  • Как найти работу в зеленогорске
  • Dpc watchdog violation windows 10 что за ошибка как исправить