Как составить социальный диагноз

Целевая аудитория

Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, которые обратились за помощью: семьи с детьми (в т. ч. с детьми-инвалидами); граждане пожилого возраста; инвалиды; граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании и др.

Уровни социальной диагностики:

Федеральный: изучается состояние всего общества или больших социально-демографических групп с целью отслеживания результатов социально-экономической политики государства (институты, фонды, научные центры и пр.; перепись населения, всероссийский мониторинг социально-экономического положения семьи и пр.).

Региональный: изучается состояние региона для выработки различных управленческих решений (например, определение адресной социальной помощи, основанной основана на показателях прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии конкретного региона).

Локальный и индивидный (личностный) — уровень социальной диагностики проблем клиента.

Выделяют следующие типы объектов социальной диагностики: по полу, по возрасту, по состоянию здоровья (например, наличие или отсутствие инвалидности); по материальному положению; по семейному положению; по жилищным условиям; по поведению; по видам и объемам ранее полученной помощи; по специфике ситуации (что произошло: почему человек обратился).

Сам проблемный индивид может не осознавать того, что проблема имеется (ребенок, умственно отсталое лицо, алкоголик или наркозависимый человек, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не должны «довольствоваться» только клиентами, которые пришли в учреждение социального обслуживания. При всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.

Краткое содержание

Социальная диагностика в социальном обслуживании — это анализ и оценка социальной ситуации обратившегося клиента с целью выявления его социальных проблем.

Если анализ предполагает описание состояния жизненной ситуации клиента, то диагностика — это объяснение, оценка его жизненной ситуации посредством сравнения фактического состояния с нормативным, результатом чего является выявление социальных проблем в этой жизненной ситуации.

Структура технологии социальной диагностики включает следующие основные элементы:

1. Предварительное ознакомление с объектом (с клиентом, семьей, группой), которое предполагает получение достоверного представления о реальном состоянии социальной ситуации, социальной проблемы на основе определенного набора показателей. Условно этот элемент можно соотнести с вопросом «Что болит?».

2. Определение нормативных (эталонных, должных, желательных) параметров проблемной социальной ситуации («Как должно быть»?).

3. Оценка состояния социальной проблемы социального объекта на основе сравнения нормативного (должного, желательного) состояния с фактическим, реальным («Насколько остра проблема?») для дальнейшей разработки мер решения проблемы.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики и отличающей ее от процедуры, например, анализа. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить остроту каждой выявленной проблемы, срочность (последовательность) их решения. На этих результатах будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

4. Построение выводов, на основе которых делается заключение о конкретных мерах социальной помощи в решении выявленной корневой проблемы и ее составляющих, формулируются управленческие решения («Что сделать?»).

Механизм реализации (этапы, формы, методы)

Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).

Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.

Основные признаки социальной технологии:

– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

– последовательное выполнение процедур и операций;

– однозначность выполнения процедур и операций;

– возможность контроля и координации всех действий.

Общая схема технологии осуществления диагностики включает в себя следующие этапы и соответствующие средства (способы, методы).

Первый этап — осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах клиента, граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Потому наряду с информацией, полученной в ходе контакта с клиентом, важна объективная углубленная информация по обозначенной социальной проблеме.

Второй этап:

– осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина; систематизация данных о социальной проблемной ситуации по заранее определенным показателям (например, состав семьи, возраст, национальность, сведения из учреждений, свидетельствующие о социальном неблагополучии и т.п.); выявление обстоятельств возникновения социальных проблем клиентов путем организации обследований, мониторинга условий фактического пребывания.

– определение нормативных (эталонных, должных, желательных) показателей параметров проблемной социальной ситуации клиента, сравнение их с фактическим состоянием проблемной социальной ситуации, используя официальные данные о социальных показателях конкретного региона (прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии и др.). Тем самым определяются реальные проблемы клиента (социального объекта): проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта, норматива.

Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то определить ее сущность, причину, как правило, совсем не просто: если можно при помощи несложного прибора измерить клиенту давление и определить важные показатели его здоровья, то измерить, например, давление внутрисемейных или внутригрупповых противоречий достаточно сложно. Тем более не просто определить нормативную модель таких отношений. Потому социальный работник целенаправленно собирает сведения, при необходимости посещая клиента, семью, расспрашивая его и (или) его близких; используя иногда и архивные данные (например, в случае противоправного поведения кого-то из предшествующего поколения, наличия заболеваний родителей или прародителей).

Источники специальной информации (на примере семьи и ребенка):

• органы социальной защиты населения;

• полиция;

• учреждения здравоохранения;

• школа;

• соседи, родственники;

• органы опеки и попечительства;

• КДН;

• другие организации.

Третий этап — постановка социального диагноза. Задача социального работника здесь состоит в том, чтобы провести оценку информации, полученной из разных источников, выявить причины выявленных проблем; определить остроту каждой проблемы; проранжировать выявленные проблемы: выделить коренную проблему, от решения которой зависит решение других проблем. Так, при анализе одной из самых распространенных семейных дисфункций, связанной с пьянством одного из супругов (или обоих), предстоит определить, явился ли семейный конфликт результатом пьянства или, наоборот, пьянство появилось как реакция слабых и неуверенных личностей на семейные трудности, с которыми они не смогли справиться. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз, который оформляется в виде специальной документации: социального портрета; социального паспорта или социальной карты клиента (социального объекта).

Четвертый этап — формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу, которые выступают основанием для разработки конкретных программ, проектов о социальной помощи клиенту (социальному объекту) с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей (см., например, Таблица 1. Матрица «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики»).

Таблица 1

МАТРИЦА «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики» 

Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики

Методы сбора информации:

• опрос (интервью, анкетирование, тестирование);

• наблюдение;

• диагностическая беседа;

• биографический метод;

• выход в семью;

• метод семейной генограммы;

• анализ документов.

Методы определения приоритетов проблемы:

• экспертные методы;

• метод ранжирования альтернатив;

• метод «дерева» проблем (целей, решений);

• метод корреляции;

• метод сравнительного анализа проблем;

• экспертные методы парных и множественных сравнений;

• метод дифференциации и др.

Так, метод сравнительного анализа проблем часто используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения социальной диагностики. Например, в российском провинциальном городе проводилось диагностическое исследование в нескольких детских домах. В одном из них была выявлена тенденция явного роста числа побегов его воспитанников. Сбор первичной информации, диагностические беседы с детьми, интервью с воспитателями и специалистами не позволили выявить основную причину такого поведения ребят. Тогда был использован метод сравнительного анализа проблем. По разным аспектам (что, кто, когда, где, в какой степени) диагносты выяснили разницу между данным детским учреждением, где существует проблема, и другим, таким же или очень похожим на него детским домом, где такой проблемы не существует. В ходе сравнения удалось прояснить первопричины проблемы. Они заключались в чрезмерно жестком внутреннем режиме в данном учреждении и наличии скрытого неформального лидера, активно формировавшего определенные настроения в коллективе воспитанников, но оказавшегося вне влияния специалистов детдома. (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).

При этом особенность инструментов для реализации диагностических методов заключается в том, что структура любого из них должна содержать три необходимых в диагностике блока вопросов (заданий):

• вопросы (задания), позволяющие выявить реальное состояние социальной проблемы;

• вопросы (задания), связанные с нормативным (желательным) состоянием проблемы;

• вопросы (задания), позволяющие выявить степень отклонения реального состояния от должного (нормативного, желательного) с целью выработки решения выявленной проблемы.

Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Не умаляя значение каждого метода, важно иметь в виду, что только комплексное их применение дает наиболее адекватную картину о реальном положении дел клиента.

Например, если социальным объектом выступает ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то первый шаг-сбор информации о нем — начинается буквально сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования.

Следующий шаг — определение нормативных показателей для такого типа детей.

Затем (третий шаг) — сравнение фактического психологического состояния ребенка с нормативными показателями, что позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др. Тем самым такое сравнение позволяет выявить реальные проблемы ребенка. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты выступают основанием для разработки конкретных программ помощи ребенку (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).

Таким образом, своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.



Понятие «семья» берет свое происхождение от латинского слова fames — «голод». Основой данного понятия являются функции защиты и удовлетворения жизненных потребностей человека. Вместе с тем, «семья» будучи первичной, защитной средой индивида, может являться одновременно и фактором социальных деприваций, жизненных кризисов.

К примеру, различные социальные ситуации, приводящие к кризису в семье, могут вызвать у детей стресс и специфическое реагирование на него (в том числе в форме девиантного поведения), провоцировать самоубийство и суицидальные попытки.

Право ребенка жить и воспитываться в семье как основное право каждого ребенка, впервые было признано Семейным кодексом Российской Федерации в 1996 году, с момента его вступления в законную силу. В настоящее время издано многочисленное количество нормативных правовых актов, способствующих обеспечению права ребенка на семью и снижению количества детей, чьи родители лишены либо ограничены в родительских правах.

Вместе с тем, судя по складывающейся практике работы органов опеки и попечительства, существует значительное количество психологических проблем семей, находящихся в социально-опасном положении. В связи с чем, для органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, первостепенной становится задача обеспечения психологической помощи в преодолении кризисной жизненной ситуации не только ребенку, но и семьи в целом.

Феномен семьи, находящейся в социально опасном положении, в которой родители своими действиями или бездействием представляют угрозу жизни либо препятствуют нормальному воспитанию и развитию своих несовершеннолетних детей, практически не является предметом специального рассмотрения в психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных. Данный термин введен в статью 121 Семейного кодекса РФ в 2010 году. Семья, относящаяся к обозначенной категории, является предметом профессиональной деятельности органов опеки и попечительства, которые, установив факт проживания ребенка в такой семье, в большинстве случаев изымают его из кровной семьи и передают на воспитание в приемные семьи. Ребенок остается разлученным с кровной семьей и практически не имеет шансов к воссоединению с родителями. Те, в свою очередь, остаются наедине со своими нерешенными психологическими и социальными проблемами. Именно такой фактор, как отсутствие социального лифта в восстановлении утраченных функций семьи, затрудняет возвращение ребенка в кровную семью.

В нормативных правовых актах, обзорах судебной практики, термин «неблагополучная семья», «асоциальное поведение» в основном связывается с такими понятиями как «административная ответственность, «виновное противоправное поведение родителей», «жестокое обращение с детьми», «пренебрежение основными нуждами детей» и подлежит наказанию в виде лишения/ограничения в родительских правах. В сложившейся практике взаимодействия органов и учреждений, задействованных в профилактической работе с семьями, отсутствует психологическая составляющая. Т. е. в данном направлении специфической деятельности отсутствует запрос о выявлении сути возникшей проблемы и факторов, которые могли бы поспособствовать восстановлению семейных функций и возвращению ребенка в кровную семью.

Современными исследованиями в области педагогики, психологии и социальной сферы жизнедеятельности установлено, что воспитание ребенка в семье «группы риска» приводит к получению детских травм, которые влияют на дальнейшее формирование личности взрослого человека. При этом социальная помощь, которая предоставляется различными ведомствами, исходя из специфики деятельности каждого из них, оказывается разрозненной, и малоэффективной, такая помощь не учитывает первопричины возникшей ситуации в семье, не устанавливает наличие собственных ресурсов семьи к восстановлению нарушенных функций.

В своей работе специалисты не могут зачастую поставить «социальный диагноз», а соответственно «излечить» и сохранить семью. Соответственно, и семьи, и дети, проживающие в асоциальных семьях, не имеют возможности пройти реабилитацию для сохранения либо восстановления кровной семьи [2].

Психологическая помощь подросткам и членам его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации заключается в своевременном выявлении факторов, способствующих негативной обстановке в семье, оказании психологической помощи в переживании обстоятельств, которые вызвали стресс, поддержке его движения в направлении роста и саморазвития личности. В теоретическом смысле указанная профессиональная деятельность оказывается малоизученной и практически поверхностно осуществляемой на практике. Данная коллизия, объясняется тем, что в существующей практике по предотвращению социального сиротства первоочередное значение имеет юридическая сторона вопроса. Целью силовых структур является наказание, а не проникновение в суть и источники возникновения трудной (кризисной) жизненной ситуации. Работа психолога в данной сфере деятельности встречает непонимание целей и методов работы, мало освещена в нормативных актах, а также в теоретических и практических исследованиях психологической, педагогической, социальной и других науках, занимающихся данной проблематикой. Более того, имеет более длительный по времени процесс, чем мгновенное реагирование, в виде изъятия ребенка и лишения родительских прав его родителей.

В семидесятых годах XX в. в нашей стране появилось понятие «семейного диагноза» [5].

Семейный диагноз это выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств. Во-вторых, это определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования и [или] психотерапии) и при ее осуществлении [5].

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика [5].

Нарушения родительского функционирования являются в данном случае единственным «необходимым и достаточным условием», критерием, на основании которого делается вывод об уровне семейного неблагополучия (и риске социального сиротства). Соответственно, следующим закономерным этапом является анализ факторов, которые послужили причиной нарушения семейного функционирования [4].

Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов [4].

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.) [4].

В различных исследованиях и теориях существуют отличные друг от друга подходы к пониманию функций семьи. Большинство исследователей (Гребенников И. В., Мацковский М. С., Харчев А. Г., Медков В. М., Навайтис Г. и др.) единодушны в выделении следующих функций: продолжение рода (репродуктивная); воспитательная; хозяйственно-бытовая; эмоциональная; функция духовного (культурного) общения; первичного социального контроля; сексуально-эротическая и др.

Функции, которые имеют непосредственное отношение к взаимодействию родителей и детей:

Функция жизнеобеспечения (в т. ч. принятая в большинстве классификаций хозяйственно-бытовая функция) — удовлетворение жизненно-важных потребностей членов семьи (в первую очередь не имеющих возможности удовлетворять их самостоятельно) — в пропитании, одежде, в предоставлении крова, обеспечении физической безопасности, в сохранении здоровья, в создании условий для сна, отдыха и бодрствования и др [5].

Воспитательная функция (в т. ч. принятые в большинстве классификаций функции первичного социального контроля и духовного общения) — формирование личности ребенка, развитие его интеллекта, способностей, умений, навыков и интересов, передача накопленного обществом социального опыта; нравственное и эстетическое развитие; содействие укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры; обеспечение выполнения социальных норм; удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, духовном обогащении [5].

Эмоциональная функция — удовлетворение потребностей в принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность, активно содействует сохранению психического здоровья.

По степени значительности нарушений функций семьи, можно охарактеризовать их от большего к меньшему — от сохранности или незначительных нарушений отдельных сторон жизнедеятельности семьи до частичного и значительного нарушения [5].

Исследованиями в области социальной и психологической диагностики благополучия (неблагополучия) ребенка в семье занимались Алексеева Л. С., Бобылева Н. А., Дементьева И. Ф., Иванова Н. П., Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., и др.

Признаки частичного или значительного нарушения функционирования семьи по большей части носят описательный характер и могут быть выявлены и зафиксированы уже на этапе сбора информации и знакомства с семьей — путем наблюдения и опросов, при посещении семьи, образовательного учреждения, при работе с документами.

В обыденном понимании семейное благополучие осознается через показатели уровня жизни (материальный достаток, отношения в семье, поведение ее членов), а семейное неблагополучие — через показатели нравственно-правового поведения членов семьи.

Несмотря на достаточно многообразные формулировки понятия «неблагополучная семья», в общем понимании, «неблагополучной семьей» можно называть семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Наиболее подробно описаны семьи с явным и скрытым семейным неблагополучием в работах Целуйко В. М., в которых он учитывал доминирующие факторы, оказывающие негативное влияние на развитие личности ребенка.

Семьи, в которых ярко прослеживаются явные формы неблагополучия, составляют большую социальную группу. Данная социальная группа является областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, в ней несовершеннолетние не обеспечены условиями для реализации их жизненно необходимых потребностей в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного уровня насилия по отношению к детям, риска формирования у детей в этих семьях устойчивой социальной дезадаптации с высокой частотой случаев отклоняющегося поведения и состояний зависимости от ПАВ [2].

Специалистам органов опеки и попечительства, занимающимся организацией профилактической работы с неблагополучными семьями, психологу, работающему с подростком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и воспитывающемуся в дисфункциональной семье, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Непреодолённые кризисы в сочетании с травмавтизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, суицид.

Эмоциональность присуща детскому и подростковому возрасту, так как дети очень живо реагируют на любые изменения в его окружении. Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. При этом, хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний. В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации). Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматических последствий стресса.

Подростки, которые проявляют отклонение в поведении, нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику и коррекцию девиантного поведения.

Первоочередным показателем к проявлению девиантного поведения у подростков обычно выступает специфическая мотивация. Такое поведение по своей сути означает наличие актуального конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и социальными требованиями, представленными в законах.

Для того, чтобы наметить план работы и спрогнозировать динамику улучшений в семье, специалисту, работающему с семьей (со случаем) необходимо оценить степень нарушения каждой функции семьи. Именно оценка степени нарушения каждой функции помогает наметить адекватную работу по сопровождению семьи (или оказанию иных форм помощи и воздействия). Повторная диагностика и сравнение с «начальным» уровнем функционирования семьи позволит оценить эффективность проводимых мероприятий, а также динамику изменений в родительском отношении и состоянии ребенка.

Заключения и выводы полученные от специалистов, задействованных в социальной сфере работы с семьей в форме «социального диагноза», поставленного семье на этапе сбора информации и знакомства, и указывающего на возможные направления дальнейшей работы, должен быть дополнен психологическим диагнозом, подробно описывающим механизмы возникновения семейного неблагополучия и выявляющим не только проблемные зоны данной семьи, но и ресурсы, которые могут способствовать ее успешной реабилитации. Только после этого может быть разработана детальная программа сопровождения семьи и распределены функции команды специалистов, задействованных в реабилитационном процессе.

Литература:

  1. Семья Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства.// Психологическая наука и образование, 2016 Т.21 № 21 с.67–82.
  2. Технологии командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска: Сборник методических материалов для специалистов социозащитных учреждений. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. — 140 с.
  3. Филиппова Л. Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 2004. — 136с.
  4. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.: Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл.
  5. Эйдемиллер Э. Г., 1973; Мягер В. К, Мишина Т. М., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1990, 1999

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, психологическая помощь, девиантное поведение, кровная семья, семейное неблагополучие, удовлетворение потребностей, функция, жестокое обращение, первичный социальный контроль.

УДК 316 © 2014 г. Ю.Г. Волков

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Волков Юрий Григорьевич — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор ЮжноРоссийского филиала Института социологии РАН, директор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета e-mail: infoippk@sfedu.ru

Аннотация. Представленная статья отражает исследовательскую позицию автора, которая состоит в том, что социологический диагноз представляет социальный диагноз, включающий аналитические и объяснительные конструкты социологического знания. Автор статьи исходит из того, что достижение целей социологического диагноза при высокой степени верифицируемости результатов возможно при реализации двух следующих условий. Во-первых, выбор метода диагноза, включающего реализацию соответствующей социологической парадигмы, нацеленной на производство объективного знания. Во-вторых, принятие формулы эффективности достигнутых результатов.

Ключевые слова: социальный диагноз, социальные объекты, социологическая диагностика, методологические подходы, парадигма социологического знания.

Социальный диагноз стал предметом широкой дискуссии в социологическом сообществе. При том, что наблюдается конкуренция различных подходов, связанных со структурно-функциональной, структурно-деятельностной и деятельностно-активистской парадигмами социологического знания, можно констатировать, что существует единство в понимании актуальности запроса российского общества на диагностического знание и понимание теоретико-методологических сложностей, связанных с неразработанностью критериев, структуры и

способов проведения социальной диагностики. Определение социального диагноза как способа распознания, оценки и анализа существующего состояния социальных объектов содержит ориентацию на ясное понимание целей и пределов реализации социального диагноза. Однако при этом следует помнить, что возникает проблема конечного результата. Социальный диагноз может быть ограничен практической рекомендацией или стать основой социального программирования и социального планирования. Работающие в сфере социального управления исследователи (С.С. Фролов, А.И. Пригожин, В.Н. Иванов, Ф.Д. Щербина) подчеркивают, что социальная диагностика как деятельность по изучению становления состояния конкретной системы фиксирует статус социолога как социального врача, дающего диагноз, а лечение социальной болезни является уделом социальных практиков [1, с. 29].

Имея в виду это обстоятельство, социальный диагноз понимается как практически ориентированное социологическое знание, воспроизводящее состояние объекта с определенной целью его стабилизации или изменения. Вводимые методы (системный, нормативный, ситуативный) базируются на принципах классической социологии, так как содержат описание и анализ структурных и институциональных параметров деятельности изучаемого объекта.

Между тем признается существование и ситуативного метода (индивидуализирующего), определяющего состояние социального объекта как уникальной, неповторяющейся, требующей выяснения его особенностей функционирования. В такой ситуации содержится критика нормативизма. Но возникает проблема исследовательского выбора. Другими словами, социолог должен отказаться от веры в универсальную социологическую методологию и работать с объектом сообразно логике становления и функционирования.

К таковым методам можно отнести методы социального микроуровня: теория фреймов, социально-ролевой метод, метод социальной интеракции. Определяется, что изучаемые объекты социологического анализа могут содержать неформальные социальные нормы и отношения, и для исследователя необходимым является признание этих норм и особенностей в контексте описания методами качественного анализа.

Работая в схеме организационной диагностики, отечественная социологическая мысль достигла определенных результатов в концептуализации проблемы [2]. Но это является первым шагом по пути осуществления социологической диагностики, так как социальное самопознание общества не может быть ограничено организационно-

структурными связями, и, как показывают исследования российских социологов, динамика социальных настроений или оценка человеческого потенциала являются не менее важными показателями на пути социальной диагностики.

Более того, социологическая диагностика, если понимать ее как процесс социологической интерпретации и объяснения социальных процессов и явлений, включает субъектно-мотивационную сферу деятельности человека. Парадоксы российской жизни во многом объясняются тем, что социологический диагноз, исследуя организационные и институциональные формы, может проходить мимо сложившихся социальных стандартов и стереотипов, связанных с коллективным опытом и системами восприятия и оценки социальных событий и явлений.

Говоря о роли социологической диагностики, можно отметить, что социальная диагностика — это процесс распознания оценок и свойств, особенностей, состояний коллективного человека (общества). Иным образом трудно вынести суждение об аналитическом и объяснительном потенциале отечественной социологии. Выстраивая градацию используемых методов (системного, нормативного, институционального), необходимо помнить о том, что социологический диагноз может фиксировать эти методы как частные, но генерализирующим, обобщающим свойством обладают другие методы исследования, в частности деятельностный метод (теория социального действия), который включает анализ состояния объектов и систем в контексте теории социального поведения, социального обмена [3, с. 81].

Отмечается, что «конкуренция» различных методологических подходов определяется схемой построения, включением деятельност-ного аспекта, который позволяет осуществить целостный подход и не мыслим без анализа самого субъекта деятельности. В социологическом анализе, таким образом, расчленяются условия, цели и результаты деятельности. Вследствие этого предметом социологической диагностики становится сам субъект деятельности, пути и способы его влияния на исследуемую ситуацию.

Отмечая, что социальная диагностика уходит в этом значении от парадигмы структурности к парадигме социального действия, оценка социального диагноза определяется тем, какие функции выполняются в обществе, какие общественные запросы и потребности удовлетворяются в процессе социологической диагностики.

Социологический диагноз в первую очередь обладает социально-познавательной функцией, функцией наращивания социологической информированности общества о происходящих в нем процессах и яв-

лениях. В условиях, когда социальная компетентность дефицитна, что порождает массовый когнитивный диссонанс в оценках и анализе социальных явлений, в диагностической функции заключается роль социологии в определении того, что является существенным и несущественным, векторным и побочным в общественном развитии. В конечном счете массовые настроения россиян показывают, что для них небезразличен тип общества, в котором они живут, и большинство признают в качестве общественного идеала социально справедливое и социально разумное общество.

Социально-познавательная функция диагноза ориентирует и общество, и социологов на нахождение точек соприкосновения двух, казалось бы, противоречащих друг другу понятий: «справедливость», связанная с ментальностью, традицией, архетипами, и «разумность», определяемая рациональностью построений общественных отношений. Из социально-познавательной функции может вывести дериватные функции: функцию социального контроля, которая является чрезвычайно важной в условиях неординарных управленческих ситуаций и возрастания социального риска.

Социально-диагностическое знание наделяет различные группы населения возможностью социального контроля, не подменяя при этом соответствующие государственные инстанции. Когда мы говорим о перспективах укрепления гражданского общества в России, вероятно, одним из условий являются обоснованность и формы социального контроля. Отчасти уклон в сторону правозащитных организаций объясняется тем, что социальный диагноз в российском обществе часто не востребован в силу увлеченности темами, ориентированными на «грантоприсвоение», с другой стороны, знание только административных и правовых механизмов не дает возможности адекватно оценить результаты и последствия принимаемых решений в сфере государственной и общественной политики.

Если на уровне социального диагноза нельзя претендовать на властный контроль, социальный контроль, благодаря полученному знанию становится действенной формой участия социологов в общественной жизни. Так, очевидно, что картины исторического опыта показывают недопустимость увлечения радикализмом, нарастания бесконтрольной социальной ситуации, разрушения основ политической жизни [4, с. 87]. Поэтому социально ориентационная функция диагноза выражается в том, что социальный диагноз настраивает элиту и широкие слои общества на принятие оптимальных приоритетов общественного развития и эффективные механизмы разрешения социальных

проблем. Благодаря исследованиям российских социологов последнего периода общество стало более отчетливо осознавать, что избавление от иллюзий быстрого и безболезненного перехода к рынку и демократии означает, что неизбежным становится выбор собственного пути развития, сочетающего достижения мировой цивилизации и культурно-историческую и государственную самобытность России.

Объективно общественные настроения в российском обществе показывают спад либеральных иллюзий, ассоциируемых с «западничеством». Одновременно следует минимизировать опасность изоляционизма. Россия вступила в ответственный период развития, связанный со стремлением вернуть ее на позиции после распада Советского Союза, максимально снизить возможности осуществления национально-государственных интересов и вклад в создание многополярного мира.

Таким образом, россияне должны, с одной стороны, испытывать чувство вселенской открытости, с другой — понимать, что предстоит тяжелая борьба и за национальное выживание, и за развитие в условиях глобальной конкуренции. Социологический диагноз в зависимости от степени обобщения дает возможность оценить адекватные ситуации в конкретных сферах общественной жизни и соответствующим образом выстроить адекватную модель восприятия и оценки. Как пишет М.К. Горшков, в нынешних условиях очевидно, что отчетливо выраженный общественный консерватизм в оценках опыта перестройки учитывает опыт более радикальных перемен, выражает историю реформирования России в целом [5, с. 109].

На основании социологического диагноза вырабатываются сдержанность и скептицизм в отношении даже самых привлекательных политических программ. Отсюда следует, что, несмотря на противоречивую реакцию общества, столкновение точек зрения, социальные ориентации выражают убеждение в том, что важным является не реформирование политической системы, а создание самодостаточной высокотехнологичной экономики.

С социально-прогностической функцией социологического диагноза связывается оценка возможностей развития России, так же как и вероятности различных социальных сценариев в конкретных сферах общественной жизни и экономики. Возникшая ситуация с импортоза-мещением сельхозпродукции свидетельствует о том, что российские социологи на протяжении 20 лет фиксировали противоречивые тенденции в инфраструктуре и составе сельской среды. Были обозначены перспективные точки в виде роста фермерства и новых частных собственников, ориентированных на создание рынка продовольствия. С дру-

гой стороны, отмечалась деградация социальной инфраструктуры, что являлось основной причиной депопуляции сельской местности и снижения ее человеческого потенциала.

Социологическая диагностика указывает на важные моменты, связанные с оценкой прогнозов достижения результатов импортоза-мещения, имеющих важное социально-стабилизирующее значение. Во-первых, отмечается, что эта программа не может быть рассчитана на 1-2 года, имеет более долгосрочное измерение — 10 — 15 лет. Во-вторых, требуется активизировать целевые программы по развитию российского села и отказаться от заимствования зарубежных трендов по типу «российское село спасет экологию, ландшафт и туризм» или отхожие промыслы населения. В-третьих, диагностика показывает, что в России сформировался новый тип сельского жителя, который по социально-ценностным установкам и трудовым мотивациям не отличается от городских, и следовательно, требуется повысить привлекательность сельского труда путем и введения новых технологий, и улучшения условий и оплаты труда сельского жителя. Интегративным показателем является то, что социальная инфраструктура должна развиваться по принципу разумной концентрации, то есть обеспечения доступности образовательных, медицинских, культурных благ селян.

Не следует забывать о социально-критической функции социологического знания, смысл которой состоит в том, чтобы адекватно оценивать теоретический потенциал социологии и проводить соответствующую «понятийную» работу; с другой стороны, выявлять в общественном поведении и настроениях явления, которые объективно имеют последствиями барьеры на пути социокультурной модернизации российского общества. Необходимо отметить, что новым поворотом в дискуссии о роли социологического диагноза является ответственность социологии за понимание и осмысление социальных изменений, поворот к социальному диагнозу как фиксирование локального в целях сохранения структурности социальной жизни. Это особенно важно в том смысле, как отмечает В.А. Ядов, что современная постмодернистская социология, используя тропы текучей современности, практически отказалась от идеи социального проектирования [6, с. 26].

Неотъемлемым свойством социологического диагноза является постановка целей. Вероятно, аналитический потенциал диагноза определяется тем, какие цели и задачи выполняются в процессе социологической диагностики. Говоря об этом, следует отметить, что в социальной диагностике сложилась ситуация, связанная с тем, что объяснение причинных связей приводит к избыточному детерминизму, преувели-

чению значения окружающей среды [7, с. 119]. Практическая социальная деятельность нацеливает на выявление сложившихся типов и форм взаимодействия и отношения с другими людьми. Вероятно, поэтому диагноз является формой познания, имеющей коллективные, а не индивидуальные значения.

Диагностика характеризуется активностью социолога, ее элементами являются предметность, социологический опыт, социологические практики, целесообразность и границы преобразования объектов социологического анализа. В результате накладываемых функциональных и методологических ограничений в диагностике иллюминируются элементы субъективизма. Не исключением является и то, что описание и оценка социального процесса или явления требуют различных подходов. Если социальный процесс представляет социальную динамику, то соответствующим образом усиливаются социально-прогностическая и социально-контролирующая функции. Для оценки «единичного» социального факта более приемлемыми являются социально-статистические процедуры.

ТЛ __С С

В целом накопление социологически выверенной и надежной информации отделяет социологический диагноз от других видов социального распознавания. В определении критерия целесообразности важно [8, с. 133] осознать необходимость создания новых альтернативных внешних регуляторов. Действительно, диагностика, и можно поддержать это положение, направлена на то, чтобы создать новые внешние регуляторы. В то же время диагностическое знание не претендует на определение и формат решения социальной проблемы.

Социально-диагностическая деятельность предполагает знание социальных локальностей и в долгосрочной перспективе необходимо знать специфику социально-организационных отношений. При этом в диагностике содержатся требования к уровню компетентности, зрелости и конкурентоспособности субъектов социальной деятельности. Советский номенклатурный тип работника не нуждался в социологической диагностике, поскольку, как мы отмечали ранее, важным было соответствовать предопределенным канонам и правилам.

Становление социологической диагностики фиксирует состояние, в котором необходимо возникновение новых форм социальной регуляции и саморегуляции. В социальной реальности не исчезли гибридные формы, в которых социологический анализ сочетается с логикой долженствования. Между тем методологические проблемы заключаются в том, чтобы сделать правильный исследовательский выбор и адекватно определить объект социологического анализа. Нарушение

одного из условий влечет за собой то, что объекты начинают представляться либо как индивидуальные, исключающие социологические процедуры, либо как не имеющие значимости для понимания конкретного социального факта или явления.

Рассматривая, таким образом, социологическую диагностику, следует внимательно разделять социологическую и социальную диагностику. Если социальная диагностика в широком смысле включает логику здравого смысла и отражает массовые настроения людей (оценки, тревоги, страхи), социологическая диагностика есть научно-рефлексивный уровень диагностирования, связанный с использованием теоретического инструментария и языка социологии.

Таким образом, схема социологического диагноза отличается от социального тем, что вводятся критерии исследования и объект интерпретируется социологическим языком. Что же касается разницы в оценках, то социальный диагноз включает общеоценочное суждение, в то время как социологический диагноз элиминирован от оценок в смысле субъективных предпочтений исследователя. Конечно, в рамках социологического диагноза важно перейти к практикам социологического диагностирования, на что указывает М.К. Горшков, в том смысле, чтобы достичь связности, когерентности социологических диагнозов для осуществления социологической экспертизы. Социология создает образы и концепты, влияющие на наше представление о том, какова реальная ситуация, в которой мы находимся или можем оказаться. Поэтому, в определенном смысле влияя на образ мысли людей, их представления о себе, стиль жизни, их потребности, весь спектр их действительных или возможных действий, она формирует будущее [5, с. 26].

Очевидно, что развитие социально-диагностического знания может быть конституировано в качестве самостоятельного социологического направления, если соблюдаются позитивные условия. Во-первых, ситуация рассматривается не как результат проявления индивидуальных предпочтений, а как следствие условий общественной жизни, проявление коллективных правил, норм или стереотипов, принятых в сообществах и социальных группах, к которым принадлежим [5, с. 24].

Благодаря включению социологического диагноза транслируются определенные представления о назначении и языке социологического анализа. Разумеется, путем совокупного сложения социологических анализов не следует ожидать перехода к адекватной модели российского общества. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что включение в новые виды деятельности, такие как маркетинг, реклама, избира-

тельная кампания, правозащитная деятельность, управление организациями, содержит наряду с очевидным преимуществом расширения сферы влияния социологии возможность возникновения новых самообманов, связанных с переводом социологической диагностики в рыночные рецепты. В таком варианте происходит девальвация значимости диагностики, хотя социолог может оказаться в финансово выигрышном положении.

Как отмечалось ранее, специфика социологии во многом зависит от того, что диагноз не претендует на нахождение тех объектов, которые помогли бы понять мир. Здесь речь идет о социологической прагматике. Вместе с тем нельзя не признать, что востребованные обществом установки на активность и инициативность ставят вопрос о публичности социологии, о допустимой мере открытости и доступности диагностического знания. В каком-то смысле речь идет о формировании позитивного восприятия диагноза, который внешне затрагивает интересы конкретных заказчиков, но в реальности влияет на реализацию или неисполнимость социальных ожиданий большинства населения.

Надо признать, что социологическая диагностика, трактуемая как реализация определенных теоретико-познавательных и практико-ориентированных задач, не ставит целью формирование мировоззрения человека. Методы социологии объективны в том смысле, что не предлагают, а анализируют сдвиги в массовом сознании. Поэтому для оценки эффективности и целесообразности диагноза требуется разделить, для чего он используется. Речь идет, прежде всего, о технологическом моменте, связанном с поддержанием социально-политической стабильности. При этом не следует забывать, что диагностика основывается на степени взаимного доверия между исследователем и заказчиком.

М.К. Горшков отмечает, что господствовавшая в СССР командно-административная система имела то преимущество, что ученый-социолог мог выступать прямым инициатором организованного социального действия [5, с. 38]. В нынешних условиях социологическая проблематика может порождать потребительское отношение к социологии. Некоторый нигилизм по отношению к социологическому диагнозу связан с тем, что перед диагностикой ставятся несоизмеримые, избыточные задачи, связанные с решением проблем, которые не входят в рамки оценки состояния конкретного объекта социологического диагноза.

Критерий целесообразности основывается на том, что следует иметь в виду существенное различие между социологическим знанием и тем, каким образом можно его операционализировать в различных

условиях. К наиболее актуальным и требующим внимания проблемам социологической диагностики относятся вопросы, связанные с ее структурированностью: во-первых, структура (строение) диагноза дает возможность дифференцировать этапы его проведения; во-вторых, помогает сформировать адекватный исследовательский выбор; в-третьих, важно различать используемые в процессе диагностирования модели, методы и средства. По мнению С.С. Фролова, структура обеспечивает описание состояния подвергаемого диагностике объекта и выражает соотношение между действующими факторами и «грядущими» изменениями, которые можно интерпретировать как последствия или случайность [1, с. 167].

Таким образом, структура социологического диагноза имеет важное методологическое значение, поскольку определяет эффективность конкретного социологического метода. За исключением ситуационной диагностики, которая не может быть с уверенностью названа социологической, системная диагностика претендует на получение нового знания, имеет предэкспертное значение. Во-вторых, можно говорить о том, что структуру социологического диагноза составляют социологическая модель описываемого явления, средства объяснения исследуемых социальных фактов и процедур, интерпретация результатов диагноза. В-третьих, структурированность социологического диагноза определяется требованиями не только эффективности и целесообразности, но и имеет внутритеоретическое измерение, связанное с когерентностью представленных уровней и возможностью перехода к экспертным суждениям и оценкам.

Литература

1. Фролов С.С. Социология. М., 1994.

2. Щербина Ф.Д. Социальная инженерия и социальная диагностика. М., 1993.

3. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. М., 2003.

4. Волков Ю.Г. Креативный класс -альтернатива политическому радикализму // Социс. 2014. № 7.

5. Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М., 2011.

6. Новые идеи в социологии. М., 2013.

7. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.

8. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005.

References

1. Frolov S.S. Sotsiologiia. M., 1994.

2. Shcherbina F.D. Sotsial’naia inzheneriia i sotsial’naia diagnostika. M., 1993.

3. Osipov G. V. Rossiiskaia sotsiologiia v XXI veke. M., 2003.

4. Volkov Iu.G. Kreativnyi klass -al’ternativa politicheskomu radikalizmu // Sotsis. 2014. № 7.

5. Gorshkov M.K. Rossiiskoe obshchestvo kak ono est’. M., 2011.

6. Novye idei v sotsiologii. M., 2013.

7. Osipov G.V. Sotsiologiia i sotsial’noe mifotvorchestvo. M., 2002.

8. Sotsial’nye transformatsii v Rossii: teorii, praktiki, sravnitel’nyi analiz. M., 2005.

1.1. Методологические основы социально-психологической диагностики

Данное учебное пособие написано для студентов, изучающих дисциплину «Социальная диагностика окружающей среды». Почему же авторы расширяют понятие «социальная» до понятия «социально-психологическая» диагностика? Для начала определим значение термина «социальная». Чем «социальная» отличается от «социологической» и «социально-психологической»?

Социологическое объяснение явлений опирается только на социологические понятия (а не на психологические, культурологические и т.д.). Понятие же «социальное исследование» гораздо шире, чем «социологическое» и не принадлежит только социологии, это междисциплинарное исследование. В.И. Добреньков и А.И. Кравченко считают, что социологическое исследование – это тип внутридисциплинарных исследований и опирается оно строго на предмет и тематику социологии как науки. Социальные же исследования родились на стыке двух наук и включают в себя понятия, которыми оперирует и одна, и другая науки. Так, на стыке социологии и психологии сформировались социально-психологические исследования, на стыке социологии и экологии – социально-экологические, на стыке социологии и антропологии – социально-антропологические [9].

В рамках этой логики мы не будем разводить два типа исследований: социальных и социально-психологических. Поскольку подобный тип исследований отнесен нами к междисциплинарным, то при описании исследовательских методов мы будем опираться как на социологические, так и на психологические научные понятия.

Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого – распознавание, определение) заимствован из медицины. Однако, медицинские диагнозы не всегда учитывают социокультурные аспекты и влияние окружения пациента, а также возникающие в связи с этим проблемы. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития. Диагностика – это общий способ получения информации об изучаемом объекте или процессе.

Сущность социально-психологического диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни людей в социуме. Социально-психологический диагноз предполагает сбор информации о людях, нуждающихся в социально-психологической поддержке в условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социально-психологической помощи.

В чисто социологическом понимании социальная диагностика является методологическим инструментом, который дает необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.

Если говорить о социально-психологическом понимании социальной диагностики, необходимо учитывать, что суть социальной диагностики сводится не просто к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, но и учитываются психологические аспекты личности или социальной группы, обусловленные спецификой их включенности в социальный мир и отражения его в психическом «Я» индивида или группы.

Социально-психологическая диагностика осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп и человека, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития.

Обобщенные результаты исследования составляют социально-психологический диагноз, т.е. научное заключение о состоянии «социального и психологического здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, а также на изучении среды, в которую он включен. Постановка социально-психологического диагноза предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов исследования, но и их идентификацию (отождествление с другими объектами или обнаружение у них особой индивидуальности в поступках и действиях), их структурирование и ранжирование. Это творческий и весьма трудоемкий процесс, чуждый по своей сути шаблонным приемам и способам проведения. Однако в психологической практике сложилась определенная общая схема социально-психологической диагностики.

Социально-психологическая диагностика не должна быть оторвана от других форм работы педагогов и психологов с человеком, социальными объектами или явлениями. Диагностика имеет смысл только в единстве с принятием решений и их реализацией в социально-психологической практике, диагностика неразрывно связана с профилактикой и коррекцией.

Этапы социально-психологической диагностики

В. Суслова рассматривает этапы социальной диагностики с точки зрения традиционного общепсихологического подхода:

— предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

— проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

— проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

— построение выводов, на основе которых делается заключение [50].

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Определение диагноза не является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Принципы социально-психологической диагностики

Социально-психологическая диагностика основывается на ряде принципов:

— объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

— причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

— диагностика конкретных данных всегда увязывается со всем комплексом проблем, потому что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявлениях;

— научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [50].

Основной фокус внимания социально-психологической диагностики – это особенности развития трудной жизненной ситуации человека, нарушение процесса социализации. Структура анализа трудной жизненной ситуации включает в себя:

— действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;

— деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации;

— переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.

Факторы, влияющие на качество диагностики

В.Г. Ильницкий делает акцент на помехах, которые могут оказывать негативное влияние на деятельность социального диагноста. Как он отмечает, людям свойственны такие особенности мышления, как стереотипность, некритичность, традиционализм, ритуальность, фрагментарность и т.д. На результаты диагностики оказывают влияние и такие особенности социального восприятия, как переоценка людьми собственного мнения и действия, предрасположение в пользу своего «Я», ложная уникальность, самонадеянность, эффект самооценки, эффект индивидуального мировосприятия, недооценка мнения другого человека и т.д. [13].

Причины диагностических ошибок могут быть как объективные, так и субъективные. Объективные трудности обусловлены тем, что многие события в жизни индивидов происходят без какого-либо вмешательства социального диагноста, иногда они затрагивают большое число людей, например: стихийные бедствия, экономический рост и т.д. Но для социально-психологической диагностики важно, что во внешней среде произошло изменение одного из факторов, который может оказать важное воздействие на жизнь большого числа людей. Это создает возможность для исследования этих воздействии, однако в этом случае не всегда можно получить полные данные. Таким образом, можно сделать ряд важных выводов: социально-психологические изменения могут происходить как постепенно, так и неожиданно, поэтому понятие времени занимает важное место в социальной диагностике. Многие процессы, происходящие в социальной среде, требуют времени, чтобы стало очевидным их действительное воздействие. Либо это воздействие происходит насколько быстротечно, что исследователь не успевает фиксировать все параметры их воздействия на человека. Именно этим объясняется, что трудно подобрать адекватные методы для исследования явлений в масштабах общества.

Субъективными причинами диагностических ошибок могут являться недостаточная квалификация исследователя, плохо собранные сведения о социальном объекте, недооценка или переоценка возможностей специальных методов исследования и т.д.

Учет вышеперечисленных факторов поможет исследователю повысить надежность результатов диагностики.

В заключение необходимо отметить, что сам процесс диагностики, как и содержание диагностики не являются статичными. В современном мире появляются новые социальные условия, которые не может не учитывать диагност. Среди таких проблем стоит отметить тенденцию к индивидуализации, что предполагает учет специфики отдельных личностей, групп, организаций. В фокусе внимания социально-психологической диагностики находятся также вопросы влияния на человека бурного роста информационных технологий, расширение возможностей мобильности населения.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Раскройте понятие «социально-психологическая диагностика».

2. Какие этапы включает в себя социально-психологическая диагностика?

3. Перечислите принципы социально-психологической диагностики.

4. Какие элементы трудной жизненной ситуации человека должен учитывать при социально-психологическом анализе педагог-психолог?

5. Какие трудности социально-психологического исследования должен учитывать диагност?

Рекомендуемая литература

1. Ильницкий В.Г. Диагностика в системе социального управления организацией: Дис…. канд. социол. наук: 22.00.08; Междунар. акад. образования – Тверь, 2007. – 228 с.

2. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.

3. Ян тер Лак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство института практической психологии. – Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1996. – 384 с.

— многозначный термин, под которым в науке прежде всего подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений. С.Д. особенно важна в тех случаях, когда социолог имеет дело с плохо изученным объектом исследования, который вызывает интерес исследователя, или когда, напротив, необходимо на основании многих известных, но разрозненных фактов, характеризующих тот или иной процесс или явление, дать максимально точное его определение, которое позволит проанализировать и природу данного явления и породившие его социальные причины. По мнению ряда авторов, проведение С.Д. является основным условием преодоления кризисных состояний в развитии того или иного социального процесса и эффективным методом борьбы против застойности и консерватизма в обществе в целом.

Термин «диагноз» (от греч. diagnosis — распознание) пришел в социологию из области медицины, где необходимо правильное распознание той или иной болезни по ее внешним проявлениям для выбора оптимальных методов лечения. Помимо социологии, этот термин применяется сейчас в физике (напр., в разработке диагностики плазмы как совокупности методов измерения характеристик плазмы), в технических науках, в инженерной практике (напр., для установления и изучения признаков, характеризующих наличие дефектов в машинах, устройствах, их узлах и т.д.). В социологии первоначально термин «С.Д.» также преимущественно использовался при изучении тех или иных социальных болезней, изучении девиаций и отклоняющегося поведения в целом. В истории социологии имеется богатый опыт использования С.Д. в социологических исследованиях. Так, еще в 18-19 вв. во Франции, Англии, других странах проводились социологические обследования с целью изучения причин бедности, изнуренности рабочих работой и т.п. Диагностические методы использовал Ф. Энгельс при изучении положения рабочего класса в Англии. В 20 в. они использовались представителями Чикагской школы социологии.

Объектами С.Д. могут являться отдельные личности, социальные группы  и слои, другие социальные общности, те или иные объединения (например, органы управления), а также социальные процессы и социальные отношения. 

Если в теориях среднего уровня С.Д. используется как система поэтапного изучения того или иного процесса и явления (например, преступности, проституции, наркомании), результатом которой является выявление типичных характеристик и причин указанных форм отклоняющегося поведения для последующего принятия практических рекомендаций по их минимизации, то в методическом плане под С.Д. обычно понимают конкретные методы по установлению и оценке социальных отклонений. Разработка типовых методик проведения С.Д. — одна из прикладных задач социологии.

Процедура диагностирования успешно используется в областях социологии права, семьи, труда, образования и др. В эпоху горбачевской перестройки термин «С.Д.» широко использовался для выявления социальных, политических, экономических причин замедления темпов развития общества и перерождения социализма в государственно-бюрократический строй, а также для характеристики сложившейся консервативной системы общественных отношений. В постсоветское время сфера использования понятия «С.Д.» опять несколько сузилась — преимущественно до конкретных объектов социологического изучения в рамках специальных теорий.

Социальный диагноз — не самоцель. Он должен быть основанием для решения, в т.ч. планового, прогнозного и др. С.Д. позволяет, с одной стороны, направить усилия общества на борьбу не только с отдельными симптомами той или иной социальной болезни, но и с ее причинами, с другой — находить ростки нового в социальной жизни. С.Д. необходима при создании любого социально-экономического проекта (прогноза) как одно из условий выбора адекватных методов, средств рациональной практической деятельности.

Социальные диагнозы можно классифицировать по разным основаниям:

а) по объекту — распространяемые на все общество, регионы, на социальные общности, в т.ч. локальные;

б) по времени определения — длительные (постоянно определяемые и перманентные), среднесрочные и краткосрочные оперативные;

в) по формообразованию — социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические;

г) по сферообразованию — в сфере труда, образования, науки, культуры, искусства, быта, досуга и т.д.;

д) по диапазону охвата — всесторонние (комплексные), корреляционные, односторонние;

е) по детерминации — объективно обусловленные, субъективно обусловленные;

ж) по методическому обоснованию — аналитические, гипотетические, статистические, экспериментальные. Диагнозы социальных явлений (и позитивные, и негативные) невозможно устанавливать без детерминантного анализа, без установления связей и зависимостей — прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных, внутренних и внешних (по отношению к объекту).

С.Д., опираясь на результаты конкретных социологических исследований, в т.ч. выраженные и в количественных, и в качественных показателях, не исчерпывается ими. Получаемые обобщающие показатели — только основа для последующего содержательного анализа совокупной социологической информации. Дальнейший анализ раскрывает связи статистических показателей с реальными социальными процессами (напр., усиление порядка и дисциплины в связи с расширением борьбы с преступностью и коррупцией и т.д.).

С.Д. должна опираться на данные не только конкретных социологических исследований, но и государственной статистики, промышленной статистики, оперативной местной статистики и т.п. Свободный доступ ученых к социальной статистике, оперирование ее данными при С.Д. позволяет сосредоточить внимание на выявлении и решении наиболее сложных вопросов, знакомить с ними общественность и т.д. Закрытость же информации резко ограничивает возможности в выявлении отрицательных тенденций, в поисках адекватных средств их преодоления. Создание широкой информационной базы — основное условие успеха развития С.Д. Ее отсутствие ведет к формированию в общественном сознании полуправдивых, а иногда и ложных представлений о жизни общества. Так, в годы застоя социологи нередко закрывали глаза на негативные явления (напр., рост алкоголизма, наркомании, «теневой экономики» и т. п.), что способствовало их разрастанию, а в общественном сознании — формированию и развитию инертности, двойных стандартов, что в конечном счете вместе с другими деформациями привело к гибели советское общество.

В настоящее время наибольшее развитие С.Д. получила в практике менеджмент-консалтинга. Здесь она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации с целью поиска и оценки ее проблемных точек. К ним относятся: организационные противоречия (внутри организации по «горизонтали» и «вертикали», во взаимоотношениях с внешней средой — вышестоящими или аналогичными организациями, администрацией района, города и т.д.), трудности (препятствия, дефициты), неопределенности в целях, связях, нормах и т.п.

Одним из методов С.Д. является позиционный анализ, задача которого — выявление различий в интересах, представлениях о ситуации, целях различных групп (корпоративных, социально-психологических, профессиональных и др.), их суждений как о положении дел в организации, так и в отношении друг друга. Используются также игровые методы С.Д., так называемое «исследование действием». Из способов получения информации для С.Д. чаще используют «диагностическое интервью» с ключевыми лицами организации. Правда, этот способ имеет определенный недостаток: дело в том, что информация здесь вытекает из ряда высказываний, которые являются отражением собственного видения ситуации конкретными респондентами. Потому его необходимо дополнять другими методами исследования, в том числе изучением самих социальных процессов.

Л.Г. Титаренко, В.А. Балцевич

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти наименьшую сторону треугольника по углам
  • Как найти кто взял мои фото
  • Найти эпизод где описывается как мечется капалуха
  • Как тебя могут найти в скайпе
  • Как найти картинки по оттенкам