Как составить социальный портрет ребенка

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»

Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования.

Подготовила: воспитатель

                                                                        Колесникова Н. А.

Вейделевка, 2012г.

     В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральные государственные требования определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

          Для определения итогового результата освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 6,5 — 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.

       Федеральные государственные требования учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребенка-дошкольника: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое.

        Перечисленные направления включают в себя образовательные области, в которых выделяются интегративные  качества дошкольника — выпускника 6,5 – 7 лет.

1.Познавательно – речевое развитие включает следующие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Федеральные Государственные требования  определяют такие личностные качества дошкольника 6,5 – 7 лет:

—  Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

 Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 

2. Физическое развитие включает в себя образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность».

Федеральные государственные требования определяют такие физические качества выпускника, это

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

3. Образовательные области социально – личностного направления «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Федеральные государственные требования определяют такие личностные  качества выпускника:

—  Любознательный, активный.

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

—  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

—  Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребенок имеет представление:

* о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

* о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

* об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

* о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

* о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

         С эти направлением  связано наибольшее количество интегративных качеств, поэтому в нашей педагогической деятельности этому разделу нужно уделять особое внимание.

4. Художественно – эстетическое направление включает образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»

Федеральные Государственные Требования не выделяют  отдельно интегративные качества выпускника по  художественно-эстетическому направлению.

       Одни и те же качества могут формироваться в ходе реализации разных образовательных областей.  Однако их повторяемость не недостаток, а скорее достоинство, проявление интегративности содержания дошкольного образования.

Социальный портрет ребенка дошкольника 6,5-7  лет.

  1. Физически развитый.
  2. Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  3. Любознательный.
  4. Активный.
  5. Эмоционально отзывчивый.
  6. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  7. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные правила и нормы поведения.
  8. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  9. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
  10. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

        Итак,  федеральные государственные требования определяют конкретные характеристики и качества личности ребенка  6 — 7 лет, как целевого ориентира системы дошкольного образования.

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

— создание предметно-развивающей среды

— использование новых технологий

— оснащение методической литературой….

1.     Таким образом, наш педагогический коллектив  способствует развитию интегративных качеств  выпускника ДОУ, используя для этого современные технологии и методики.

2.     Совершенствует предметно-развивающую среду.  

3.     Активизирует работу с семьями воспитанников по формированию позитивного отношения к школе.

МБДОУ « Верхнеуслонский детский сад « Берёзка»

Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования.

Подготовила: воспитатель

Соболева С. А.

2015.

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральные государственные требования определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Для определения итогового результата освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 6,5 — 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.

Федеральные государственные требования учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребенка-дошкольника: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое.

Перечисленные направления включают в себя образовательные области, в которых выделяются интегративные качества дошкольника — выпускника 6,5 – 7 лет.

1.Познавательно – речевое развитие включает следующие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Федеральные Государственные требования определяют такие личностные качества дошкольника 6,5 – 7 лет:

— Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

2. Физическое развитие включает в себя образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность».

Федеральные государственные требования определяют такие физические качества выпускника, это

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

3. Образовательные области социально – личностного направления «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Федеральные государственные требования определяют такие личностные качества выпускника:

— Любознательный, активный.

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

— Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

— Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребенок имеет представление:

* о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

* о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

* об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

* о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

* о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

С эти направлением связано наибольшее количество интегративных качеств, поэтому в нашей педагогической деятельности этому разделу нужно уделять особое внимание.

4. Художественно – эстетическое направление включает образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»

Федеральные Государственные Требования не выделяют отдельно интегративные качества выпускника по художественно-эстетическому направлению.

Одни и те же качества мо­гут формироваться в ходе реа­лизации разных образователь­ных областей. Однако их повторяемость не недостаток, а скорее достоинство, проявление интегративности со­держания дошкольного образо­вания.

Социальный портрет ребенка дошкольника 6,5-7 лет.

  • Физически развитый.

  • Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

  • Любознательный.

  • Активный.

  • Эмоционально отзывчивый.

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные правила и нормы поведения.

  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Итак, федеральные государственные требования определяют конкретные характеристики и качества личности ребенка 6 — 7 лет, как целевого ориентира системы дошкольного образования.

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

— создание предметно-развивающей среды

— использование новых технологий

— оснащение методической литературой….

1. Таким образом, наш педагогический коллектив способствует развитию интегративных качеств выпускника ДОУ, используя для этого современные технологии и методики.

2. Совершенствует предметно-развивающую среду.

3. Активизирует работу с семьями воспитанников по формированию позитивного отношения к школе.

Физически  развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе государстве, мире и природе.
Ребенок имеет представление:
– о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
– о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
– об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
– о государстве ( в том числе символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
– о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты)

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Каким же должен быть выпускник МДОУ?

Психологи утверждают что «не ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее чем умение читать и писать, ребёнку важнее психологическая стабильность, адекватная самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Современные дошкольники 5–7лет хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть, — один из самых сложных моментов для современных детей.

Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содержательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует проявления активности и самостоятельности.

Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружающих негативно оцениваются всеми детьми.

Отношения дошкольника со сверстниками регулируются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преимущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость контактам, доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности.

Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе

качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде сверстников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте.

Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность для современного дошкольника. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. Задача состоит в обогащении игровой палитры ребенка новыми современными играми и игрушками, интерес к которым проявляют многие дети.

Типичны для детей ориентация на свою семью, выраженная потребность в том, чтобы у ребенка были мама и папа, другие родственники, понимание того, что невозможно жить без них. Дети ориентируются в будущем на хорошую, полную, благополучную семью. В оценке своих родителей дети беспристрастны и искренни.

Современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе.

Социальный портрет старшего дошкольника выглядит так:

— Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. — Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. — Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. — Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) — Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

— Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. — Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.        -Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. — Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Вывод: под социальным портретом выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представление о наиболее важных качествах личности ребёнка.

Социальный портрет будущего первоклассника

Педагог-психолог: Овсянникова Я.М.

МДОУ «Ясли-сад № 316 города Донецка»

Обновлено: 27.05.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы должно строиться через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.

Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО, Стандарт) определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

любящим свой народ, свой край и свою Родину;

уважающим и принимающим ценности семьи и общества;

любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;

владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;

готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (далее – УУД).

Программа формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования (далее – программа формирования УУД) конкретизирует требования ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно – воспитательных программ.

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования утверждается, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Так, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации говорится, что в обучающихся необходимо формировать личность в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В се вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.

Цель данной работы: изучить соответствие современных выпускников начальной школы портрету, представленному в ФГОС НОО.

Методологической основой работы являются материалы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, труды А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, В.В. Давыдова.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании связи УУД с качествами присущими портрету выпускника начальных классов, а также в компиляции знаний по данной теме.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур, таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

– смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

– нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

В ходе проведения эспериментальной работы по формированию УУД, мы провели исследование, состоящее из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На этапе констатирующего эксперимента нами были проведены следующие методики:

Проба на внимание ( П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой).

На этапе формирующего эксперимента проводились уроки с использованием современных образовательных технологий, позволяющих формировать у обучающихся универсальные учебные действия, соответствующие портрету выпускника начальной школы.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент по выявлению динамики развития УУД младших школьников.

Результаты повторного исследования мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Мотивационные предпочтения обучающихся 4 Б класса:

Учебно – познавательная мотивация – 100% (22 обучающихся – Алена С., Александр М., Арина С., Артем А., Артур В., Валерия М., Вера С., Вероника К., Владислав Г., Глеб М., Денис Т., Екатерина П., Иван Д., Иван Д., Кирилл Д., Максим М., Марина Т., Мария Б., Мария К., Никита С., Эмилия М., Эрик О.);

социальная мотивация – 27% (5 обучающихся – Алена С., Артур В., Иван Д., Мария К., Эмилия М.);

внешняя мотивация – 9% (2 обучающихся – Денис Т., Кирилл Д.);

стремление к одобрению – 0% (не выявлено);

негативное отношение к школе – 0% (не выявлено).

Представим итоги повторной диагностики мотивационных предпочтений в Диаграмме 5.

Из Диаграммы 5 мы видим, что в результате проведенных занятий учебно – познавательная мотивация повысилась на 9%, социальная мотивация повысилась на 13%, внешняя снизилась на 5%, стремление к одобрению с 9% снизилось до 0%, негативное отношение к обучению выявлено не было, что свидетельствует о положительной динамике мотивационных предпочтений в учебной деятельности у обучающихся.

Таким образом, результаты повторной диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД у обучающихся 4 Б класса следующие:

Высокий уровень – 91% (10 пар – Алена С., Артем А., Артур В., Вера С., Вероника К., Владислав Г., Глеб М., Денис Т., Екатерина П., Иван Д., Иван Д., Кирилл Д., Лера М., Максим М., Марина Т., Мария Б., Мария К., Никита С., Эмилия М., Эрик О.);

средний уровень – 9% (1 пара – Арина С., Саша М.,);

низкий уровень – 0% (не выявлено).

Представим результаты повторного исследования сформированности коммуникативных УУД в Диаграмме 6.

В Диаграмме 6 представлена динамика развития коммуникативных навыков обучающихся, а именно: по итогам констатирующего эксперимента 8 пар (73%) показали высокий уровень коммуникативного взаимодействия, а 3 пары (27%) – средний уровень. После проведенной работы с обучающимися, на этапе контрольного эксперимента, 10 пар (91%) обучающихся показали высокий уровень, а 1 пара (9%) – средний.

Результаты повторной методики по выявлению уровня сформированности внимания и самоконтроля

По результатам методики мы видим, что обучающиеся 4 Б класса имеют следующие уровни сформированности внимания:

Высокий уровень – 77% (17 обучающихся – Алена С., Александр М., Арина С., Артем А., Артур В., Валерия М., Вера С., Вероника К., Владислав Г., Глеб М., Денис Т., Максим М., Марина Т., Мария Б., Никита С., Эмилия М., Эрик О.);

средний уровень – 23% (5 обучающихся – Екатерина П., Иван Д., Иван Д., Кирилл Д., Мария К.);

низкий уровень – 0% (не выявлено).

Результаты повторной диагностики представлены в Диаграмме 7.

Таким образом, мы видим, что динамика сформированности внимания положительная.

Результаты повторной диагностики по выявлению уровня развития мышления

По результатам методики можно сделать вывод, что обучающиеся 4Б класса имеют уровень мышления:

Высокий – 59% (13 обучающихся – Алена С., Артем А., Валерия М., Вера С., Вероника К., Владислав Г., Денис Т., Максим М., Марина Т., Мария Б., Никита С., Эмилия М., Эрик О.);

хороший– 18% (4 обучающихся – Артур В., Екатерина П., Иван Д., Кирилл Д.,);

достаточный — 23% (5 обучающихся – Александр М., Арина С., Глеб М., Иван Д., Мария К.)

низкий уровень – 0% (0 обучающихся).

Наглядно результаты повторной диагностики уровня развития мышления представлены в Диаграмме 8.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в се обучающиеся 4 Б класса соответствуют портрету выпускника начальной школы согласно требованиям ФГОС НОО. В ходе работы обучающиеся продемонстрировали все качества личности, которыми должен обладать выпускник начальной школы. На каждом уроке обучающиеся демонстрировали владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение. На уроках физической культуры, в ходе проведения физминуток и в процессе наблюдения за обучающимися мы сделали вывод о том, что обучающиеся выполняют правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. На отдельных уроках и в процессе общения они демонстрировали любовь к народу, Родине, уважение к ценностям семьи и общества. В результате проведения методик мы сделали вывод о том, что обучающиеся имеют высокую учебно – познавательную мотивацию, у них высоко развиты навыки сотрудничества, взаимодействия, когнитивная сфера личности каждого обучающегося сформирована ка соответствующем возрастным характеристикам уровне.

1.Ребенок спокойно идет на контакт со взрослыми и сверстниками.

2.Общается со сверстниками ,знает правила общения.

3.Управляет своим поведением, знает,что можно.а что нельзя,неагрессивен,недрачлив.

4.Умеет общаться с чужими взрослыми,тактичен.

6.Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7.Не избегает общения.

Вложение Размер
portret_obuchayushchegosya.docx 17.46 КБ

Предварительный просмотр:

1.Ребенок спокойно идет на контакт со взрослыми и сверстниками.

2.Общается со сверстниками ,знает правила общения.

3.Управляет своим поведением, знает,что можно.а что нельзя,неагрессивен,недрачлив.

4.Умеет общаться с чужими взрослыми,тактичен.

6.Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7.Не избегает общения.

1.Может планировать свою деятельность.

2.Выполняет задание до конца,умеет оценивать качество своей работы.

3.Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе,не ждет конкретных указаний.

4.Может сосредоточенно,не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

5.Не торопиться,не суетиться,не требует постоянного внимания взрослых.

6.При неудаче не сердиться,принимает помощь взрослых,с подсказкой выполняет

7.Не отказывается от заданий.

1.Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

2.Может выделить звук в начале,середине и конце слова.

3.Обладает словарным запасом,позволяющим выразить мысль,описать событие.

4.Правильно использует предлоги,приставки,союзы,строит предложения.

5.Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине.

6.В речи нет незаконченных предложений,не связанных между собой.

7.Передает интонацией различные чувства,в речи нет нарушений темпа(пауз,запинок).

4.Развитие движений и пространственная ориентация.

1.Ребенок уверенно действует в быту: ест вилкой,ложкой,одевается,раздевается.

2.В сохранении равновесия движения с коорденированы и ловки.

3.Хорошо ориентируется в пространстве(способен выполнить движения руками,ногами,

4.Не испытывает затруднения при работе с мозаикой,хорошо манипулирует

5.Стремиться научиться лепить,выпиливать,вязать и др.

6.Не испытывает затруднения при рисовании,выполнении графических

движений(умение чертить вертикальные и горизонтальные линии,рисовать

5.Зрительно-пространственное восприятие и зрительно- моторные

1.Ребенок дифференцирует различные фигуры,буквы,цифры,выделяет их характерные

2.Классифицирует фигуры по форме,размерам,направлению штрихов и другим при-зна

3.Различает расположение фигур(над-под,на-за,перед-возле,сверху-снизу и т.д).

4.Срисовывает простые геометрические фигуры,а также сочетания фигур,пере-

секающиеся линии,соблюдая размеры,соотношение и направление всех штрихов и

5.Копирует буквы,цифры.соблюдая размеренность и направление всех штрихов и

6.Находит часть всей фигуры,конструирует из деталей по образцу-схеме,дорисовыва-

ет элементы,детали,части фигур по образцу.

1.Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и взрослыми.

2.Стремиться установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со

взрослыми и со сверсниками.

3.Может заниматься,учиться,а не только играть.Может работать самостоятельно,не нуж-

но присутствия взрослого.

4.Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности,которые выполняет,способен

достаточно обьективно оценивать результат.

тупки,но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

6.Проявляет активный интерес к новым видам деятельности,к миру взрослых и т.п.

7.Стремиться к личным достижениям,самоутверждению,признанию(я уже знаю,умею…)

1.Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям(3-4раза в год).

2.Не подвержен тяжелым и хроническим забалеваниям.

4.Хорошо засыпает и спокойно спит(не вскрикивает,нет ночного недержания мочи).

5.Не подвержен страхам(не боиться темноты,одиночества).

6.В поведении отсутствуют навязчивые движения(подергивание,моргание).

7.В речи нет выраженных задержек в развитии.

8.Развитие внимания и памяти.

1.Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут,не отвлекается,даже если

деятельность ему не интересна( или трудна).

2.Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных

3.Переключается с одного вида деятельности на другой,не отвлекается на внешние

4.Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5.Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6.Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

7.После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет будущего первоклассника.

В данном материале излагаются подробные характеристики будущего первоклассника.

Психолого-педагогический портрет младшего умственно-отсталого школьника.(доклад с презентацией)

Психолого-педагогический портрет младшего умственно-отсталого школьника — это доклад с презентацией.

Окружающий мир.Тема. Портрет славянина.3 класс Виноградова Презентация

Тема. Портрет славянина.3 класс Виноградова.

Урок музыки «Может ли музыка «нарисовать» музыкальный портрет человека?»

Музыкальный материал помогает учащимся постичь огромные возможности музыки: её умение передавать не только настроение, чувства, мысли человека, но и различные черты его характера.

Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах.

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: «Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению» 3класс УМК «Школа России»

В материале предствлен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций детей с ОВЗ, через проектную деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоциальный портрет выпускника — предполагаемый результат совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи, характеризующий их представление о наиболее важных качествах личности ребёнка.

Каким же должен быть выпускник МДОУ?

Современные дошкольники 5–7лет хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть, — один из самых сложных моментов для современных детей.

Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содержательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует проявления активности и самостоятельности.

Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружающих негативно оцениваются всеми детьми.

Отношения дошкольника со сверстниками регулируются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преимущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость контактам, доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности.

Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе

качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде сверстников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте.

Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность для современного дошкольника. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. Задача состоит в обогащении игровой палитры ребенка новыми современными играми и игрушками, интерес к которым проявляют многие дети.

Типичны для детей ориентация на свою семью, выраженная потребность в том, чтобы у ребенка были мама и папа, другие родственники, понимание того, что невозможно жить без них. Дети ориентируются в будущем на хорошую, полную, благополучную семью. В оценке своих родителей дети беспристрастны и искренни.

Современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе.

Социальный портрет старшего дошкольника выглядит так:

— Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. — Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. -Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. — Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Вывод: под социальным портретом выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представление о наиболее важных качествах личности ребёнка.

Древняя мудрость Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

У выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене -должны быть сформированы основные компоненты его ведущей деятельности учебной: -достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; -развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам; -достаточно развитое мышление; -нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы; -наличие сформированного контроля и самоконтроля; -наличие положительной самооценки; -хорошо развитая в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: — освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне , достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладеть общеучебными умениями и навыками); — овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. Портрет выпускника начальной школы по ФГОС

Умеет учиться, способен организовать свою деятельность (переносить теоретический материал в практическую деятельность, пробует себя в публичном выступлении перед классом). Читает бегло, выразительно и без ошибок литературный текст (120 слов в минуту), владеет разными видами чтения. Использует разные виды письменных работ (темп письма 50 знаков в минуту). Портрет выпускника начальной школы по ФГОС

4. Свободно владеет грамотной, устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства. 5. Понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике. 6. Способен к творчеству, обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения Выдающихся художников, умеет оценивать произведения искусства.

7. Стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить и обобщать нужную информацию. 8. Умеет применять знания в нестандартных ситуациях. 9. Умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части. 10. Умеет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля. 11. Умеет пользоваться информационными источниками. 12. Владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разного уровня.

13. Владеет произвольным вниманием, сознательно управляет им. 14. Любознательный, наблюдательный, активно познающий мир. 15. Коммуникативен, владеет культурой общения (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию). 16. Любит свой край и свою Родину, ощущает ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества. Уважает и принимает ценности семьи и общества. Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. 19. Выполняет Правила для учащихся, правильно оценивает свои действия и поведение одноклассников.

20. Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни (соблюдает режим дня и правила личной гигиены, пробует свои силы в занятиях спортом). 21. Способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относится к личной безопасности и безопасности окружающих. 22. Способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к саморегуляции, рефлексии, управлению своим поведением.

24. Осознает себя как личность, обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. 25. Стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе.

В конце обучения 1 ступени (начальная школа) выставляется итоговая оценка, которая направлена на оценивание достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Предметные результаты это итоговые контрольные работы, характеризующие уровень знаний учащихся по основным предметам. Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на уровень основного общего образования. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, а также коммуникативных способностей. Одним из способов проверки сформированности метапредметных результатов является выполнение учащимися проектных работ.

Для чего нужны учебные проекты? К проектной деятельности положительно относится большинство обучающихся начальной школы и их родителей. Учебные проекты выполняются с участием родителей. Работа над проектом идет в школе и дома. Учебный проект — специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием творческого продукта.

Проблема Самостоятельность ребенка Помощь родителей

Типология проектов Творческие проекты Информационные проекты Исследовательские проекты Моно — проекты Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока. Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков. Средней продолжительности–укладываются в 1-2 месяца.

Этапы проектной деятельности ПОИСКОВЫЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ контрольный проблема

Роли участников проектной деятельности РОЛЬ УЧИТЕЛЯ РОЛЬ УЧЕНИКА РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ Консультирует Мотивирует Стимулирует Наблюдает Является субъектом познавательной деятельности Выбирает (принимает решения) Выстраивает систему взаимоотношений с людьми Оценивает Консультирует Мотивирует

Развитие школьников в процессе проектной деятельности Исследовательские умения Коммуникативные умения Информационные умения Умения в решении проблем Рефлексивные умения Презентационные умения Технологические умения

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Тип проекта Цель Продукт проекта Практико-ориентированный, социальный Решение практических задач, повышение гражданской активности обучающихся письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты. Исследовательский Доказательство или опровержение какой-то гипотезы Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Творческий Создание творческого продукта

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого учащегося 4 класса, обучающегося по ФГОС второго поколения.

Читайте также:

      

  • Расходомер принцип действия кратко
  •   

  • Социальная защита задачи кратко
  •   

  • Референтометрия это в психологии кратко
  •   

  • Расчет водопотребления школы пример
  •   

  • Технологическая карта занятия в детском саду младшая группа аппликация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему телефон сам заряжается без зарядного устройства как исправить
  • Дырокол плохо прокалывает бумагу как исправить
  • Как найти обои на телефоне xiaomi
  • Как найти белки на 100 грамм
  • Как найти массу пара при конденсации