Как составить социальный портрет учителя

 » ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Корнилова Мария Владимировна, магистрант
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Социальный портрет учителя: идеальная модель и реальность

Статья просмотрена: 1988 раз

УДК
316

СОЦИАЛЬНЫЙ
ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ: ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

Корнилова
Мария Владимировна

Магистрант

 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова»

г. Архангельск

Аннотация.
Время
не стоит на месте; развивается общество, культура, технологии, изменяется нормы
морали и права. В таких условиях изменяется статус и личность педагога. И в
связи с этим возникают вопросы, какой он, современный учитель, каким его хотят
видеть ученики, общество? Каковы его основные черты и задачи в период
стремительных инновационных процессов, происходящие в мире? В данной статье
раскрываются ответы на эти вопросы.

Ключевые
слова:
учительство, социальный портрет учителя.

Присущий современной цивилизации
динамизм и противоречивый характер перехода к информационному обществу в
значительной мере изменяют социальные функции учительства, характер и цели его
деятельности.

Являясь субъектом и
одновременно объектом всего комплекса политических и экономических трансформаций
современного российского общества, учительство может стать социальной силой,
способной оказывать влияние на формирование наиболее востребуемых в новой
социокультурной ситуации человеческих качеств: высокую мобильность,
конкурентоспособность, нравственность и гражданскую ответственность,
конструктивность и динамизм.

Однако противоречие заключается
в том, что новое поколение общества — предполагаемые носители новых ценностей,
смыслов и качеств в условиях современного школьного образования находятся под
влиянием и воздействием в основном «старого» учительского корпуса, не столько в
смысле возраста (хотя и возрастной фактор необходимо учитывать), сколько в
смысле усвоенных стереотипов и представлений советских времен.

Учительство –  наиболее крупный отряд современной российской
интеллигенции, играющий важную роль в жизни общества, его регионов. Оно
осуществляет функции социализации подрастающего поколения, передачи ему
накопленных человечеством знаний, норм, традиций, ценностных ориентаций, развития
творческих потенций.  Результаты
реализации многообразных функций во многом зависят от социального положения
учителя, его квалификации, опыта, нравственных ценностей.

Изменение социокультурных
условий обусловливает формирование новой профессиональной ментальности учителя,
которая формируется сегодня в течение жизни одного поколения. Перераспределение
социальной ответственности в поколениях, своеобразный кризис власти и
авторитета старшего поколения учительства приводит к сложным проблемам
адаптации его к новым социокультурным условиям, которые усугубляются низким
социальным статусом и положением учительства в обществе. Учительство вынуждено
сегодня менять свои профессиональные установки и ценностную ориентацию.

Таким образом, необходимо
осознание, осмысление и выделение новых функций и особой социальной роли
учительства в условиях, продолжающихся развиваться, с одной стороны, духовного
кризиса, а с другой — процессов информатизации общества и глобализации всех
сфер его жизни [2].

В социологической науке известны
несколько подходов в определении понятия «учительство». В основе того или иного
подхода лежат представления об обществе, его социальной структуре, вытекающие
из общей методологической позиции их авторов.

Так, например, один из
исследователей социальной структуры советского общества Ф.Р.Филиппов определял
учительскую интеллигенцию «как социально-профессиональный отряд специалистов,
большинство из которых составляют женщины с высшим образованием. Оба названных
обстоятельства (пол и образование) наряду со спецификой характера
педагогического труда определяют социальный облик и основные черты образа жизни
педагогической интеллигенции».

В коллективной монографии
«Социальное развитие советской интеллигенции» учительство рассматривается как
один из социально-профессиональных отрядов советской интеллигенции. Специфика
его положения определена участием учителей как служащих социалистического
общенародного государства, обязанных обеспечить его интересы в формировании
общеобразовательных предпосылок коммунистического строительства.

В.В.Тумалев трактует
учительство, как «социально-профессиональную страту, имея в виду, что профессия
— это основной признак принадлежности к ней», как «специфическую часть
общества, профессионально реализующую наиболее значимые социальные и
культурно-личностные, общественные цели в процессе развития людских ресурсов и
производительных сил».

Несмотря на различие подходов в
определении понятия учительства, очевидностью проявляются и некоторые общие
моменты, характерные для его социологической интерпретации. Во-первых,
учительство рассматривается как элемент (отряд, группа, страта) социальной
структуры общества, выполняющий в этом обществе важные социальные функции;
во-вторых, учительство рассматривается как составная часть интеллигенции, являющаяся
носителем социальных и культурологических черт этой социальной группы.

При характеристике места
учительства в социальной структуре общества плодотворным представляется подход,
предложенный В.А.Ядовым. Как известно, ключевой, основополагающей категорией
социологического анализа В.А.Ядов предложил считать «социальную общность». Под
социальной общностью понимается такая взаимосвязь человеческих индивидов,
которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и
деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной,
производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их
субъективных представлений о целях и средствах их деятельности. Выделение
понятия «социальная общность» позволяет успешно соединить макро- и
микросоциологический подходы, учитывает и субъектно-деятельную компоненту
социального, и всеобщие формы социальной организации.

Учительство является важнейшим
компонентом, ведущим звеном школы, выразителем ее функций и сущностных качеств.
Особенность, своеобразие учительства (как и интеллигенции в целом) состоит в
том, что его труд — труд умственный, сложный,
«высококвалифицированный», то есть требующий специальных
профессиональных знаний, умений, навыков, специальной подготовки. Поскольку эта
деятельность требует владения комплексом специальных знаний и имеет
специфический, отличный от других видов умственной деятельности характер —
учительство представляет собой отдельную социально-профессиональную общность,
достаточно однородную. Группообразующие свойства, качества учительства связаны
со спецификой его труда как основной социальной характеристикой. Специалисты
выделяют следующие социальные аспекты этого труда: это один из наиболее сложных
видов человеческой деятельности, требующих сочетания целого ряда развитых
интеллектуальных, волевых, нравственных, психических и физических качеств
личности, соответствующей квалификации; труд учительства является чрезвычайно
ответственным видом деятельности, так как связан с формированием личности
человека и перспективой развития общества; это активная творческая
деятельность, имеющая четко выраженный поисковый, познавательный характер,
деятельность, требующая постоянного саморазвития, совершенствования
педагогического мастерства; труд учительства требует больших нервных,
интеллектуальных и физических затрат, много сил и времени педагога.
Продолжительность рабочего дня учителя значительно превышает трудовую нагрузку
большинства других категорий работников; это труд наставнический и предъявляет
повышенные требования к социальному, моральному и даже внешнему облику учителя;
труд учительства требует уважения к себе и зашиты со стороны общества и
государства; с одной стороны, носит коллективный характер, так как реализуется
в тесном взаимодействии и контакте с коллегами, а с другой стороны — это труд
глубоко личностный, индивидуальный; соединение этих двух сторон — сложнейшая
проблема учительского труда.

Ещё одной важной проблемой и
особенностью учительского труда, является его направленность на другую
социальную группу — учащихся, в результатах и личности которых происходит
реализация деятельности и личности самого учителя. Именно в этом состоит
уникальность учительского труда и его важнейшее противоречие, так как учащийся
— ребенок сам является субъектом собственной деятельности и, в определенной
степени, к школьному возрасту уже «продуктом» семейного воспитания.

Учительство как социальная
общность, обладая высокой степенью социальной однородности и деятельности,
имеет вместе с тем, свою структуру, в результате анализа которой могут быть
определены некоторые тенденции развития российского учительства.

Существует несколько критериев
структурирования учительства. Условно называемый «горизонтальный срез»
позволяет выделить группы учителей: городских и сельских государственных и
негосударственных школ.

Если рассматривать структуру
учительства по первому показателю — социально— территориальному делению, то
выводы по соотношению городских и сельских учителей можно делать лишь на
основании количества городских и сельских школ и численности в них учащихся
[2].

Структура идеального типа современного учителя

Казаковой И.Р. была предпринята
попытка построения идеального типа современного учителя. При разработке модели
она использовала категория «идеального типа» М.Вебера.

При создании идеального типа
как идеально-типической конструкции, согласно М. Веберу, «исследователь
руководствуется в конечном счете «интересом эпохи», которая и задает ему
направленность взгляда»

«Идеальный тип» конструируется
как теоретическая схема. Однако, в социологическом исследовании, как считает М.
Вебер, необходимо постоянно иметь в виду отклонения конкретной реальности от
теоретической конструкции. «Установить степень и характер такого отклонения —
непосредственная задача социологии».

Таким образом, основанием для
построения «идеального типа» являются социальные ожидания и потребности
общества в качественно новом типе учителя. Он тесно связан с социокультурной
средой. Поэтому ключ к оценке того или иного идеального типа заложен в его
соответствии социальным запросам.

Учитель, выполняя свою
социальную роль, выступает в двух ипостасях: «государственного чиновника» и
«социального работника». В качестве последнего он призван удовлетворять потребности
в общем образовании как общества в целом, так и различных социальных общностей
— профессиональных, национальных, региональных, семейных, а также
индивидуальных потребностей учащихся. С другой стороны, государство через
учителя, оплачиваемого им служащего, может осуществлять, направлять и
корректировать процесс социализации. Противоречивость положения учителя в
социальной структуре общества состоит в том, что учителя должны обеспечить не
всегда и не во всем совпадающие друг с другом, а иногда и просто конфликтующие,
государственные, общественные, групповые и индивидуальные интересы субъектов в
образовательном процессе. В связи с этим можно говорить об учителе как
человеке, который стремится найти компромиссы и выработать стратегию поведения
в образовании, учитывающую различные группы интересов.

В Национальной доктрине
образования РФ к современному учителю предъявляются следующие требования:
«Современная профессиональная педагогическая деятельность требует учителя,
ценностными установками которого являются приоритет личностного развития
школьников, способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных
обстоятельствах, готовность обслуживать не только инновационные процессы, но и
процессы творчества в широком смысле.

Обновление системы подготовки и
повышения квалификации педагогических кадров предусматривает: рост социального
статуса учителя, ориентацию на личность учителя, его субъективное развитие и
саморазвитие, его способности к общему и профессиональному самообразованию…
Создаются условия профессиональной гибкости, мобильности, конкурентоспособности
специалиста- педагога».

В документах, правда, не
указывается, какие условия создаются для того, чтобы учитель стал
профессионально мобилен и конкурентоспособен. Однако определенный заказ
государства на идеальный тип современного учителя в Национальной доктрине
намечается.

В мировой и отечественной
педагогике и психологии в течение нескольких десятилетий разрабатываются модели
идеального учителя.

Так, японский педагог Томомучи
Киучи, предлагает существенные, по его мнению, признаки и качества: способность
одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое
образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и
ответственность, причастность к интеллектуальной элите.

Более подробный портрет
идеального учителя дает разработчик инновационной педагогики В.А.Сластенин. Он
считает, что современный педагог должен обладать умениями организационной и
воспитательной работы, началами экономического образования, компьютерной грамотностью,
высокой культурой, в том числе культурой мышления, хорошим знанием иностранного
языка, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в
постоянном обновлении и обогащении знаний, способным к инновациям. Учитель
должен быть открыт для экспериментов и одновременно оставаться толерантным в
отношении сложившейся организации обучения. Идеальный учитель должен обладать
высокими моральными качествами, любить своих учеников. Личностные качества
идеального учителя должны находиться в гармонии с профессиональными знаниями и
способностями. Он должен уметь самостоятельно приобретать информацию [2].

Личность и миссия педагога
всегда играла важную роль в жизни общества. Ведь именно ему предоставляется
возможность стать наставником для подрастающего о поколения, определить
направление развития будущих творцов и созидателей общественной жизни. Но время
не стоит на месте; развивается общество, культура, технологии, изменяется нормы
морали и права. В таких условиях изменяется статус и личность педагога. И в
связи с этим возникают вопросы, какой он, современный учитель, каким его хотят
видеть ученики, общество? Каковы его основные черты и задачи в период
стремительных инновационных процессов, происходящие в мире?

Некоторые ответы на эти вопросы
можно попытаться найти в профессиональном стандарте педагога, который
предъявляет к личности учителя и воспитателя определённые критерии и
требования. Но этот документ рассчитан в основном на использование
работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, а
так, же для разработки должностных инструкций и квалификационной оплаты труда
[1].

Профессиональный стандарт
педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и
профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет
проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.
Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные
организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм
оплаты труда.

Профстандарт детализирует
конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а
также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям,
соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения
стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43
субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы
стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить
учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не
станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение
основополагающего документа было отложено на два года. Чиновник подчеркнул, что
к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число
практикующих педагогов и воспитателей, избегая при этом роста
бюрократизации и «бумажной» работы. Оплата труда работников образовательных
учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта,
подчеркнул Д. Ливанов.

За основу профстандарта взята
система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и
развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к
учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть
методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до
каждого ученика [4].

Чтобы, всё-таки, понять миссию
и образ современного учителя стоит посмотреть в наше прошлое. Профессия
педагога – самая древняя и самая востребованная. Невозможно представить
развитие общества без передачи накопленных знаний от поколения к поколению.
Историческая наука утверждает, что учителя уже были в древних государствах,
таких как Вавилон, Ассирия, Шумер, примерно за 4 тыс. лет до нашей эры. В
Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и
властителя. Учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности
наставника подрастающего поколения.

Роль учителя в развитии
общества всегда была чрезвычайно важной. Ведь учитель были носителем не только
знаний, передаваемых следующим поколениям, но и духовным воспитателем, и
идеологическим проповедником.

В современном обществе задача
учителя не изменилась. Он так же, как несколько веков, назад, должен нести
своим ученикам знания и умения, воспитывать их сознательными, благоразумными
членами общества. Идеал учителя – это личность, для которой смысл жизни в
педагогике. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться
процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…

Современный учитель – это
высокий профессионал, прекрасно владеющий своим предметом, интеллигент, имеющий
хорошую методическую подготовку, знающий хорошо возрастные особенности ученика,
просто творческий человек. Современный педагог должен в совершенстве владеть
приёмами как целеполагания, так и прогнозирования педагогических результатов;
уметь адаптировать учебный материал к условиям различных классов. Применять
разнообразные технологии в учебно-воспитательном процесса по своему предмету,
быть готовым к интеграции преподаваемого предмета со смежными дисциплинами;
понимать предпосылки философских и социально-образовательных знаний по
изучаемому предмету и его роль и место в информационном мире.

Не маловажным требованием к
современному учителю являются умения выполнять творческую и опытно-поисковую
деятельность. Понимать сущность педагогических инноваций и уровней творческой
деятельности учителя; уметь анализировать имеющиеся педагогические инновации,
соотносить их с собственными интересами и достижениями, применять на практике;
уметь обобщать и анализировать собственный опыт и на основе этого анализа
строить свою дальнейшую работу.

В современных условиях важным
показателем личности учителя является педагогическая культура её
гуманистическая направленность, правильное речевое поведение, стиль и имидж.
Классик педагогики Ян Амос Коменский считал должность учителя «настолько
превосходной, как никакая другая под солнцем». Судя поэтому, можно сказать, что
уже в 17 веке, учитель занимал высокую ступень в духовно- нравственном,
моральном состоянии общества. Но уже тогда великий педагог, предупреждал
учителя об его важной миссии в обществе и требовал с достоинством выполнять её.
А государство и общество со своей стороны должно ценить и с уважением и заботой
относиться к учителю.

Конечно, каждый этап развития
общества предполагает новые формы и методы педагогического воздействия на
ученика. Соответственно требуются учителя, соответствующие этому этапу. Но
личность учителя, человека, несущего не только знания, но и осуществляющего
великую социальную миссию – формирование будущего нравственного потенциала
государства, очень значима. Исходя из выше сказанного, вполне точно можно
составить социальный портрет современного педагога. Это в первую очередь
гражданин своей страны, обладающий высокими профессиональными качествами и
глубокой преданностью своей профессии. Это высоко устремлённая, энергичная,
саморазвивающаяся личность с устоявшимися морально-этическими нормами
поведения, способная креативно и толерантно принимать изменения, происходящие в
обществе. Это мастер своего дела, имеющий широкую возможность творческой
самореализации, при активной поддержке органов власти [1].

Портрет идеального учителя:
реальность (социологический анализ)

В августе 2016 года социологи
ВЦИОМ опросили 1600 человек из 130 населенных пунктов России. Россияне рассказали, как относятся к
профессии учителя
(статистическая погрешность не превышает 3,5%).

Большинство россиян (42%) считает,
что профессия учителя не приносит достаточного материального достатка,
свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного
мнения (ВЦИОМ). Каждый третий респондент (32%) считает, что учителя не
проигрывают в материальном плане. Лишь 15% респондентов уверены, что работая
учителем, можно добиться финансового успеха.

При этом мнения россиян
касательно престижа профессии разделились. Почти треть (37%) говорит о том, что
учительская специальность — обычная, её нельзя назвать престижной или
непрестижной. Такое же число респондентов утверждает, что сегодня учитель —
однозначно непрестижная профессия. Лишь каждый пятый (21%) считает её
престижной в наши дни.

Большинство россиян считает
(41%), что школьные учителя удовлетворительно справляются со своими
обязанностями. Высокого мнения о работе учителей придерживаются лишь 4%, они
считают, что в среднем преподавание в школах ведётся отлично. В том, что
учителя хорошо справляются со своими обязанностями, уверены 30%. Десятая часть
респондентов недовольна уровнем учителей: 12% считают, что учителя работают
плохо, а 2% думают, что очень плохо.

В том, что образование в России
находится на хорошем уровне, уверены 14% опрошенных, 48% говорят об
удовлетворительном, а 31% о плохом состоянии. Основными препятствиями для
работы учителей россияне называют низкую зарплату (29%), большую нагрузку и
избыток отчётности (12%), а также сложность школьной программы совместно с
частыми реформами (7%) [5].

В сентябре того же года, в
преддверии Дня учителя, ИОМ Анкетолог опубликовал опрос, в котором сотрудники
института выяснили, какого учителя россияне считают идеальным. 

Учитель
или учительница?

Как выяснилось в ходе
исследования, большинству респондентов (56%) пол учителя не важен. В то же
время 29% опрошенных предпочитают видеть учителя-женщину, а 15% — мужчину.

Возраст для респондентов
оказался более важным критерием при выборе учителя, чем половая
принадлежность. Так, 38% респондентов считают, что идеальный возраст для
учителя находится в промежутке от 31 года до 40 лет. Вероятно, такие
предпочтения связаны с устоявшимся представлением о том, что в
среднем возрасте человек уже успел сформироваться как личность,
смог приобрести нужный профессиональный опыт и теперь может
транслировать знания другим.

При этом 31%
опрошенных не считает возраст важным критерием, а в качестве идеального
учителя видят молодых специалистов 23-30 лет лишь 5% опрошенных.

Менее всего для роли учителя
подходят люди старше 51 года. Возможно, это связано с убеждением, что
молодые специалисты склонны чаще использовать современные методики образования
и следовать тенденциям времени, в то время как более опытные специалисты
применяют консервативные и порой устаревшие методики.

Хороший
человек и квалифицированный специалист

Респондентам предлагалось
оценить, насколько важны те или иные личные качества для идеального учителя. На
основе средних оценок для каждой характеристики (далее данный подсчет применим
ко всем рейтингам) специалисты института составили список личных
качеств, которыми должен обладать идеальный учитель, по мнению респондентов.

«ТОП-5»
наиболее важных качеств для учителя:
ответственность (4,78), справедливость
(4,76), терпеливость (4,73), уравновешенность (4,72), честность (4,68)

Наименее важным оказалось
чувство юмора (4,02). Поскольку профессия учителя считается одной из самых
важных, такое распределение оценок вполне объяснимо: грамотно организовать
учебный процесс и заинтересовать учеников скорее поможет терпеливость и
ответственность, чем чувство юмора. 

Рейтинг
важности профессиональных навыков:

1. Умение доступно донести
информацию (4,8)

2. Глубокое понимание
своего предмета (4,78)

3. Способность
организовать учебный процесс (4,66)

4. Умение привить интерес
к учебному процессу (4,63)

5. Понимание особенностей
детской психики (4,52)

Такое распределение опять-таки
можно объяснить спецификой работы учителя. Вряд ли возможно передать учащимся
свои знания, если знания самого предмета изучения недостаточно глубоки. А
поскольку педагог работает с детьми, ему важно понимать ребенка и
знать, как заинтересовать его.

 В «черный список» качеств, которые совсем нежелательно иметь идеальному
учителю
, попали следующие характеристики:

1. Несправедливость,
предвзятое отношение (4,57)

2. Некомпетентность (4,53)

3. Отсутствие интереса к предмету;
неуравновешенность (4,49)

4. Неуважение к
учащимся (4,47)

Наименее
нежелательным качеством оказалась излишняя строгость, авторитарность
(3,6). Вероятно, большинство респондентов считает, что «строгая учительница»
отнюдь не помеха для успешного обучения. Главное, чтобы педагог был
заинтересован в учениках и в своем предмете.

Как известно, профессия учителя
полифункциональна. Респонденты оценили, насколько важны основные функции работы
учителя. Результаты получились следующие.

Наиболее важными функциями
опрошенные считают передачу знаний, а также формирование и стимулирование
интереса к обучению (средняя оценка 4,66). Выявление и развитие способностей,
склонностей ученика также занимает не последнее место в рейтинге основных
функций (4,45). А вот воспитание и трансляция ценностей получили среднюю оценку
важности 4,25. Полагаем, такое распределение связано с тем, что хоть школа и
способствует социализации ребенка, но все-таки функция воспитания и помощи в
усвоении базовых ценностей и норм в первую очередь отводится родителям и семье.

Ребенок проводит в школе
практически столько же времени, сколько и дома. При этом он вынужден
контактировать не только с остальными учениками, но и учителями. Поэтому
учителю и ученику важно поддерживать тот формат отношений, в котором комфортно
будут себя чувствовать обе стороны.

Как показывают результаты
исследования, идеальный формат отношений между учеником и учителем, по мнению
большинства респондентов, равноправное сотрудничество (56%). За поддержку
товарищеских отношений между учеником и учителем выступает 22% опрошенных, за
формат «ребенок-родитель» — 11%. Самым нежелательным оказался вариант
«подчиненный-начальник». Вероятно, это связано с тем, что в случае
открытого подчинения одной стороны другой, подчиненная сторона (в данном
случае ученик) будет чувствовать себя некомфортно и эффективность усвоения
знаний снизится, как и мотивация к обучению. В случае же равноправных
уважительных отношений эффективность обучения вероятно возрастет.

По мнению респондентов,
наиболее важными факторами,
формирующими образ учителя
, являются: профессиональные качества (4,75),
личные качества (4,31), наличие высшего профессионального образования (3,94), участие
учителя в программах повышения квалификации, тренингах (3,77), использование
современных технологий при проведении уроков (3,71)

Если говорить в целом, то
респондентам важно видеть в лице учителя современного высококвалифицированного
педагога с положительными личными качествами. 

*Опрос проводился среди 354
респондентов, из которых 27% — мужчины, 73% — женщины [3].

Учитель является ключевой
фигурой, определяющей реформу образования. Однако у учителя, преподавателя
системы начального и среднего профессионального образования, множество проблем,
особенностей, потребностей, о которых мало кто знает. От этого зависит
дальнейшая модернизация образования, развитие всей системы образования.

Сфера образования в основных
законодательных документах низведена до сферы услуг. Статус учителя фактически
становится статусом работника сервисной сферы; духовный, воспитательный
компонент общения с детьми исключается. Не случайно ставится вопрос об
изменении статуса учителя – обсуждаются предложения по приданию учителю статуса
государственного служащего. Речь может идти также о том, чтобы законодательно
защитить право учителя на воспитание как на процесс духовно-нравственного
характера, а не на процесс предоставления «воспитательных услуг».

Учителя также подняли вопрос о
необходимости поддержки и помощи молодому учителю, введении института
наставничества. В связи с этим требуется возрождение или укрепление в школе
методической службы. Отмечается насущная необходимость института интернатуры
для начинающих учителей.

При обсуждении статуса учителя педагоги
отметили ряд других серьезных проблем: учителя находятся в состоянии
постоянного страха, потому что опасаются, что органы управления образованием не
встанут на их защиту в конфликтных ситуациях: «надо не только защищать права
детей, но и говорить об их обязанностях; не только говорить об обязанностях
учителей, но и защищать их права».


Список литературы:

  1. Гордиенко С. Н. Социальный портрет современного педагога [Текст] / С. Н. Гордиенко // Образование и наука в современных условиях : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 64–65. — ISBN 978-5-906626-70-7.
  2. Казакова Ирина Руфимовна. Социокультурный тип современного учителя : Дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 : Н. Новгород, 2004 148 c. РГБ ОД, 61:05-22/34
  3. Портрет идеального учителя. Институт Общественного Мнения «Анкетолог» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iom.anketolog.ru/2016/09/16/portret-ideal-nogo-uchitelya (дата обращения 23.07.2017).
  4. Профстандарты для педагогов в 2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2017god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2017-godu/ (дата обращения 23.07.2017)
  5. Россияне рассказали, как относятся к профессии учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/society/20160826/1475330725.html (дата обращения 23.07.2017).



Комментарии:

В современном мире к личности учителя предъявляются очень много требований. Это и правильно! Потому что учитель закладывает основы воспитания и базовые знания в своих учеников, каждый из которых будет составлять ячейку нашего общества. И оттого насколько правильно и качественно учитель будет выполнять свои функции, зависит облик нашего будущего общества.

Учитель должен быть безупречным начиная от внешнего вида и заканчивая манерой поведения не только на работе, но и в повседневной жизни. Уже внешним видом он сможет подавать ученикам пример хорошего вкуса. Учитель, независимо от пола, должен одеваться строго, скромно, чисто и опрятно, избегать ярких, кричащих цветов. Конечно, обувь должна быть тщательно вычищенной, прическа — аккуратной, а маникюр — классическим. Однако одежда — лишь часть облика, важна манера поведения.

Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Со временем, все выше становится уровень требований, предъявляемый нам. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка.

“Современный учитель должен идти в ногу со временем” [1] — с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что это значит? Не секрет, что время не стоит на месте, стремительно меняется объем и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методичек. Применение компьютерных технологий становится обычным в деятельности педагога. Применение информационных технологий, инновационных методов обучения – это уже необходимость для качественного обучения детей в современном мире. Именно поэтому я бы обратила внимание на то, что в школе сегодня работают не мало учителей, которые находятся в очень почтенном возрасте и не владеют современными технологиями. Конечно, компьютер помогает добыть информацию, книга дает пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. Его задача – наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках, чего пока нет, но обязательно проявится потом, а еще научить его учиться так, чтобы ученик умел и хотел самостоятельно добывать знания.
Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас много говорят об инновациях в образовательном процессе. Единого представления об инновациях у учителей нашей школы нет. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый учитель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Пока не каждый учитель выявил для себя первоочередные задачи обучения.

Учитель — это призвание, учительство — это служение, а не работа. [1]

Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе.

Быть педагогом – это значит выполнять очень ответственную миссию, которая будет иметь непосредственное отношение к формированию нашего будущего… [2]

Сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»: [2]

У — уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч — честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И — искренний, индивидуальность.
Т — тактичный, толерантный, терпеливый.
Е — естественный, единомышленник.
Л — любящий детей, любящий свою работу.
Ь — и очень мягкий как мягкий знак и само слово!

… и эта истина будет неподвластной времени.

Список литературы

1. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вуза. М.: Питер, 2005.

2. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А.С.Роботовой, Т.В.Леонтьевой, И.Г.Шапошникова/ М.: Академия, 2008.

Социальный портрет учителя – название исследования, которое завершила группа экспертов Центра социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова. Работа проводилась по заказу Национального фонда подготовки кадров в рамках проекта «Реформа системы образования», который финансируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития. Эксперты изучили все, что касается работы, статуса и социального самочувствия учителей, перспектив формирования педагогических кадров, отношения к реформированию системы образования. Для этого были опрошены учителя, директора школ, родители, руководители муниципальных органов управления образованием и представители школьных и попечительских советов (всего около двух тысяч респондентов) в четырех регионах, России: Самарской, Свердловской, Воронежской областях и Республике Чувашия. Опрос проводился в городе и на селе, на вопросы отвечали педагоги, работающие в начальных, основных и средних государственных и негосударственных школах.

Общие черты

Средний возраст российского учителя, вернее учительницы, – 43 года, эта цифра характерна практически для всех регионов страны. Наиболее многочисленная возрастная группа учителей – 31-40 лет (31%). Две другие – 41-46 и 47-54 года – составляют соответственно 19,7% и 22,3%. На селе работают 39% учителей. В сельских малокомплектных школах – 10%.

В целом образовательный уровень учителей довольно высок: большинство имеют диплом о высшем образовании (84,2%). Среди директоров высшее образование практически у всех, 3,6% имеют ученую степень (среди учителей – 0,7%).

Учительское и директорское сообщество формируется по большей части за счет людей, которые всю жизнь были заняты в системе образования и не имеют за плечами какого-либо другого опыта работы. Интересно, что передача профессии по наследству не характерна для учительства. Мигранты из ближнего зарубежья составляют 7,1% учителей и 7,5% директоров.

Более чем скромные материальные возможности учителей не позволяют большинству из них посещать театры, ходить на концерты. Наиболее доступным и популярным осталось посещение музеев и выставок. Почти треть учителей имеют большие библиотеки – свыше 500 книг. Обычно это учителя с высшим образованием, причем чаще непедагогическим, проживающие в столицах или областных центрах.

Как показал опрос, компьютером владеют более половины учителей и большинство директоров (79,9%); почти каждый третий учитель и каждый второй директор умеют пользоваться интернетом. Хотя возможности доступа к компьютеру и интернету неравны и зависят от величины школы и того, где она находится. Только каждый четвертый сельский учитель (24,5%) имеет доступ в глобальную сеть на работе, тогда как в столицах и областных центрах такая возможность есть почти у половины опрошенных.

Статус и зарплата: что с ними делать?

Исследование не открыло нового или неизвестного факта: престиж профессии учителя низок и в восприятии общества, и по мнению самих учителей и директоров. Со стороны учителей, однако, не было попыток назвать факторы, которые могли бы повлиять на изменение отношения к ним в обществе. Они не пытались посмотреть на себя со стороны и ответить на вопрос о том, насколько учитель в настоящее время соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляет общество, рассматривающее общее образование в качестве средства для получения другого, более высокого уровня образования, необходимого для достижения успеха в жизни. И, судя по высказываниям учителей, создается впечатление, что им самим абсолютно ничего не надо делать для того, чтобы их статус изменился.

Средняя зарплата российского учителя по основному месту работы в школе – 4812 рублей в месяц. Средняя зарплата директора – 6912 рублей. При этом зарплата каждого четвертого российского учителя едва покрывает прожиточный минимум (23,8% получают менее 3000 рублей). Более 5000 рублей получают только 29,4% опрошенных. При этом большинство учителей имеет разряд ЕТС не выше 13-го, что определяет уровень их зарплаты.

Как видно из данных исследования, зарплата выше у учителей негосударственных школ по сравнению с государственными, у педагогов средних школ по сравнению с педагогами начальных и основных школ, у городских учителей по сравнению с сельскими, у учителей-предметников по сравнению с учителями начальных классов, у преподавателей гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов по сравнению с преподавателями обычных школ.

Основная зарплата является для многих единственным источником личных доходов. Только для каждого десятого учителя основная школьная зарплата составляет до половины личного бюджета. Одним из источников дохода, который был назван двумя третями учителей, являются доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом. Однако этот источник довольно незначителен: для большинства он не превышает 20% общего дохода. Незначительную часть доходов учителей – от 3 до 8% – составляет зарплата за совместительство. Занимаются им в целом около 33-35% городских и 28% сельских педагогов. Каждый пятый учитель отметил, что ощущал неудобство в связи с задержкой зарплаты в течение последних двух лет.

Большинство учителей и директоров считают, что зарплата учителя никак не зависит от внебюджетных доходов школы.

Грозит ли школе снижение кадрового потенциала?

Большинство опрошенных любят свою работу за то, что она приносит пользу обществу, дает возможность общаться с интересными людьми, имеет творческое начало.

Однако стоит отметить, что молодые респонденты чаще, чем их старшие коллеги, отмечали, что стали учителями прежде всего потому, что у них не было другого выбора. Как правило, отношение к профессии у столь низко мотивированных педагогов в дальнейшем в лучшую сторону не меняется. Если эта тенденция сохранится, то через некоторое время можно ожидать снижения кадрового потенциала системы общего среднего образования.

Большинство учителей и директоров не хотели бы менять профессию. Те же, кто делает это, главной причиной называют маленькую зарплату и низкий престиж профессии учителя в обществе. Причем материальное и моральное стимулирование используется довольно редко, несмотря на то, что по Закону «Об образовании» школы могут сами определять формы морального и материального поощрения.

Директора продемонстрировали лучшую по сравнению с учителями приспособленность к жизни в условиях современной России: они чаще учителей заявляли о повышении уровня жизни за прошедший год, лучше, судя по самооценкам, приспособились к переменам, произошедшим в стране.

Примечательно, что учителей практически не волнуют вопросы собственного участия в управлении школой и отсутствие возможностей повышения квалификации, а директора абсолютно безразличны к тому, как к ним относятся их подчиненные.

Куда уходит время

Еженедельная поурочная нагрузка учителя достаточно высока: у 40,2% опрошенных учителей она составляет 21-30 часов, у 28,4% – 17-20 часов. Больше чем у трети директоров ведение уроков занимает 9-12 часов в неделю. У 22,5% директоров еженедельная поурочная нагрузка 5-8 часов.

От 1 до 4 часов в неделю затрачивает половина учителей и директоров школ на занятия с учениками во внеурочное время. О 5-8-часовой внеурочной нагрузке заявили соответственно 22,6% учителей и 15,3% директоров, 12% учителей и 30,3% директоров не занимаются с учениками после уроков.

Проверка тетрадей занимает от 1 до 4 часов в неделю у большинства учителей (39,8%) и директоров (56,8%). Еще 30,3% учителей и 11,1% директоров тратят на этот вид деятельности от 5 до 8 часов. Как показал опрос, у 29% респондентов на подготовку к урокам уходит от 1 до 4 часов в неделю, у 28,7% – от 5 до 8 часов, у 23% – от 9 до 12 часов.

На собрания, заседания подавляющее число учителей (73,6%) тратит от 1 до 4 часов в неделю, около 10% учителей их игнорируют. У 40,8% директоров еженедельно уходит от 1 до 4 часов на этот вид деятельности, у 31,8% – 5-8 часов.

Примерно половина респондентов-учителей (51,3%) освобождены от решения административно-хозяйственных вопросов. У 21,3% директоров уходит на это еженедельно более 30 часов.

Примерно половина учителей заявили, что тратят на различного рода «бумажную» работу 1-4 часа в неделю. Еще у 22,6% преподавателей это занимает еженедельно от 5 до 8 часов. Вообще не тратят время на «бумажную» работу 8,9% учителей. У 22,5% директоров «бумажные» дела занимают 5-8 часов в неделю. О том, что на этот вид деятельности уходит более 30 часов, заявили 13,2% директоров.

Треть директоров не занимаются внеклассной работой. От 1 до 4 часов в неделю тратят на нее 39,9% учителей. На общение с родителями у 69% учителей еженедельно уходит от 1 до 4 часов. Еще 15,3% преподавателей тратят на эту деятельность 5-8 часов. Почти у половины директоров школ (44,7%) на общение с родителями еженедельно уходит от 1 до 4 часов, примерно каждый десятый директор уделяет этому 9-12 часов в неделю.

На такой специфический вид деятельности, как «добывание» денег для школы, примерно треть директоров (34,2%) тратит от 1 до 4 часов в неделю. Еще 15,6% – 5-8 часов. Пятой части директоров, по их словам, не приходится заниматься поиском денег.

Более половины опрошенных учителей еженедельно 1-4 часа занимаются повышением своей квалификации, чтением профессиональной литературы. От 5 до 8 часов уходит на это у 27% преподавателей. Не находят времени для чтения профессиональной литературы и повышения квалификации 4,9% учителей. У 37,8% директоров – участников опроса на повышение квалификации и чтение профессиональной литературы еженедельно уходит 1-4 часа, у 32,4% – 5-8 часов. Подавляющее большинство опрошенных в течение последних 5 лет прошли курсы повышения квалификации. Результат – возросшая информированность и овладение новыми технологиями. Учителя и директора школ отметили положительное влияние повышения квалификации на содержание выполняемой работы и уровень заработной платы.

Реформа: чем выше, тем оптимистичнее

Проблемы реформы образования волнуют абсолютное большинство педагогов – более 90% преподавателей обсуждают их со своими коллегами и руководителями. Тем не менее содержание реформы для многих остается неизвестным. Представление учителей о модернизации неполное и фрагментарное. Педагоги не видят связи между различными мероприятиями, не могут сформулировать общие задачи реформы общего образования.

Положительных и отрицательных оценок реформы практически одинаковое число – примерно по 40%. Еще 20% опрошенных пока не могут определить свое отношение к нововведениям. Директора относятся к реформе заметно лучше, чем учителя: доля респондентов, которые считают, что реформа идет в правильном направлении, более велика среди директоров (37,5%), чем среди учителей (27,0%). Оптимистичнее всего ход реформ оценивают руководители местных органов управления образованием (56,8%), наиболее критичны родители (25,0%).

Учителя, которые участвуют в общественных органах управления, в большей степени склонны оценивать реформу положительно. Явно прослеживается зависимость отношения к нововведениям от уровня материального благосостояния: чем он выше, тем лучше респонденты относятся к переменам.

Судя по ответам директоров, почти две трети школ пока еще не участвуют в таких федеральных инновационных программах, как общественное управление школой или профильное обучение, около половины – не участвуют в предпрофильной подготовке, единый государственный экзамен не проводится в трети школ.

ЕГЭ оказался наиболее часто упоминаемым мероприятием реформы. Отношение к нему сегодня стало более позитивным, чем в предыдущие годы. На селе ЕГЭ оценивают выше, чем в городе, в связи с сокращением за счет него образовательного разрыва между городскими и сельскими школьниками.

Стоит отметить, что каждый десятый представитель местных органов управления образованием вообще не знает, что такое нормативно-подушевое финансирование.

Важным моментом реформы является ее нацеленность на повышение самостоятельности директора и учителя. С точки зрения большинства директоров, их самостоятельность возрастает в выборе технологий обучения, программ и учебников, содержания воспитательной работы с учащимися. От 40 до 50% директоров считают, что их самостоятельность растет и в выборе содержания обучения, методов воспитания, стратегических направлений работы школы, учебного плана школы и видов дополнительных образовательных услуг.

В целом по стране учителя скорее склонны считать, что реформа никак не влияет на уровень их самостоятельности и ответственности за принятие оперативных педагогических решений. Руководители местных органов управления образованием в большей степени, чем учителя, склонны считать, что в результате реформы уровень самостоятельности и ответственности педагогов повысится. Еще больше в этом убеждены директора школ.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

К личности современного учителя начальных классов предъявляется ряд самых серьезных требований. Ряд свойств личности не являются врожденными. Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности ученика, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на ученика огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Какими социально-психологическими свойствами личности должен обладать современный учитель начальных классов? Именно поэтому, составление социально-психологического портрета поможет учителю начальных классов разобраться как в себе, так в профессиональной деятельности.

Today the personality of the elementary school teacher should meet a number of serious requirements. Some personal skills are not inherited. Identification of the personal identities of the elementary school teacher relies on the theoretical explanation of the process of the professional self-identification. Every teacher is individual. When we discuss the development of the pupil’s identity we forget about the teacher. Influence of the personality of the teacher is huge and pedagogic technics will never replace it. The statue of a school states the professional duties of a teacher. What social-psychological personal features should contempopary elementary school teacher have? That is why making a social-psychological profile will help elementary school teacher not only to sort oneself out but to make better the professional capabilities.

Результативность профессиональной деятельности учителя начальных классов зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Можно выделить наиболее значимые для учителя начальных классов гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества — самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества — коммуникабельность, красноречие и др.

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие.

Роль личностных качеств учителя начальных классов несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.

Личностные качества учителя начальных классов можно разделить на три группы.

1.         Психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы — восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния — усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т. д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа.

2.         Психологические качества, характеризующие учителя начальных классов как личность. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

3.         Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность (сочувствие, сопереживание), аттрактивность (позитивное чувство, состояние любви), красноречие и другие. [1, 2]

Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов.

Ученые сформулировали требования к процессу общения учителя и ученика. Это:

—        доверительность;

—        умение слушать ребенка;

—        взаимопонимание как основа;

—        деловой контакт;

—        способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств. [4]

Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности воспитанника, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил. [3]

Именно поэтому, составление социально-психологического портрета поможет учителю начальных классов разобраться как в себе, так в профессиональной деятельности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать ее соматофизиологические особенности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей — пикников, атлетиков и астеников, для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам. Чаще всего встречаются смешанные типы темпераментов, имеющие характеристики от нескольких основных типов. Поэтому, чтобы точно определить тип темперамента учителюможно использовать тест Айзенка. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Соционический тип поможет определить Тест Мегедь — Овчарова.

Благодаря современным инновациям все виды тестирования можно пройти в интернете онлайн и получить подробные выводы и описание.

Э. Шостром выделяет два типа личности — манипулятор и актуализатор (Шостром Э.).

Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов

Манипуляторы

Актуализаторы

ЛОЖЬ (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление, выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств

ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой

НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать

ОСОЗНАННОСТЬ (охотник, жиз-ненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни

КОНТРОЛЬ (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако держит под постоянным контролем не только себя, но и других, скрывая от них свои мотивы

СВОБОДА (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своего мнения. Он хозяин своей жизни — субъект, а не объект

ЦИНИЗМ (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым

ДОВЕРИЕ (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас

Своеобразно влияет на формирование социально-психологических качеств человека и его принадлежность к определенной религиозной конфессии.

В настоящее время существует большое количество методик, которые помогают разобраться в себе. Только разобравшись в себе учитель начальных классов может составить свой социально-психологический портрет.

При составлении социально-психологического портрета современного учителя начальных классов можно порекомендовать следующие методики:

1.      Тест Мегедь — Овчарова

2.      Тест Айзенка

3.      Тест Гуленко

4.      Метод Амтхауэра

5.      Методика Леонгарда — Шмишека

6.      Индивидуально-типологический опросник Л. Н Собчик

7.      Опросник Томаса

8.      Тест Сонди — Метод портретных выборов

9.      Методика диагностики самооценки

10.  Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

Таким образом, правильно разработанный социально-психологический портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать современный учитель начальных классов. [5, 6, 7]

Изучение собственного психологического портрета, на наш взгляд, не только очень важно, но и очень полезно. Проделанные тесты помогают учителю лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера, а также — в профессиональной деятельности. Составив свой социально-психологический портрет, учитель может выявить какие аспекты индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться.

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Учителю нужно быть требовательным не только к окружающим, но в первую очередь к себе.

Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности педагогов. Учителя начальных классов всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Литература:

1.                 Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) — ISBN 5–98119–390–5.

2.                 Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).

3.                 Никитина Л. Е. Психология личности. Учебник для высших учебных заведений. — М., 2003.

4.                 Кан-Калик В. А. Техника педагогического общения./ Учителю о педагогической технике. — М.: 2004.

5.                 http://www.tests-tests.com/

6.                 http://www.24open.ru/psytest/?quest/

7.                 http://www.mirtestoff.ru/test/test_majers_briggs.php

Основные термины (генерируются автоматически): класс, профессиональная деятельность, современный учитель, социально-психологический портрет, качество, личностное качество учителя, учитель, личность педагога, требование, высокий уровень.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти перо жар птицы бесплатно
  • Как найти местоположение человека по координатам
  • Как составить словарь терминов по изученной теме
  • Как найти попарные расстояния между ними
  • Как найти сильное окружение