Как составить социограмму по классу

Социометрический
метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.

Слово
«социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия

получила
распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского
психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные,
социометрические методы и его социологические установки приобрели большую
популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной
социологии — микросоциологии.

При
социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам

предлагается
выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии,
хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном
классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем
тремя или пятью, или неограниченным.

Социометрический
опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных

и скрытых лидеров и
аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также

понять причины,
формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение

необходимых
мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в

конечном счете,
повышении качества обучения и успеваемости.

Для лучшего
понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,

предусмотрена
возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а
также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе.
Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.

Условия при
проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать
конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием
«Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу
кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут
лица, проводящие тест.

Особый интерес
представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с
остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо
обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами,
так и внутри групп.

Нужно отметить,
что выводы, представленные психологом, должны иметь только

информативный (не
рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям

принимает классный
руководитель.

Опрос
целесообразно проводить в ноябре — декабре, когда в классах уже

определились
устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии

можно было на
основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в
классе.

Социометрические
методики

1.    Социометрическая
методика «Капитан корабля».

Во время
индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или

игрушечный
кораблик) и задают следующие вопросы:

1.     Если бы ты
был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,

2.     когда
отправился бы в дальнее путешествие?

3.     Кого
пригласил бы на корабль в качестве гостей?

4.     Кого ни за
что не взял бы с собой в плавание?

5.     Кто еще
остался на берегу?

Дети, получившие
наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и

2-й вопросы),
могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие

отрицательные
выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или

игнорируемых).

2.     Социометрический
метод вербальных выборов

Дошкольники (5–7
лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие

вопросы:

1.     С кем ты
хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2.     Кого ты
позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3.     С кем ты
хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Сумма
отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его

социометрический
статус. Статусы:

• популярные
(«звезды») – более четырех положительных выборов,

• предпочитаемые –
один-два положительных выбора,

• игнорируемые –
дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных

• отвергаемые –
дети, получившие в основном отрицательные выборы.

3. Социометрическая методика «Два
домика» (по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить
круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений

в группе,
выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист
бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –

большой красивый,
красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри
на эти домики. Представь себе, что красный домик

принадлежит тебе,
в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого
захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей
группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход
исследования:
В процессе исследования педагог-психолог индивидуально
беседует с каждым из
детей, а воспитатель решает вопросы
дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили
задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый
записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок

поменять
кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если
воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают

сделать до 3
положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5
выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит
настаивать на принятии им решения.

Обработка
и интерпретация результатов:

Ответы детей
заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят

расположены по
алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается

порядковый номер,
который должен быть одним и тем же при проведении других

вариантов
социометрического исследования

Условные
обозначения для социоматрицы:

+ – положительный
выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный
выбор (ответ на второй вопрос)

Определение
социометрического статуса.

Сумма
отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,

позволяет выявить
его положение в группе (социометрический статус).

 Чтобы определить
статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить

среднюю сумму
положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным

ориентиром
распределения мест в иерархии коллектива:

 

Выделяют
следующие типы социометрического статуса:

·       
 «Популярные»
(«звезды») – дети, получившие в 2 раза больше

·       
положительных
выборов от средней суммы положительных выборов.

·       
 «Предпочитаемые»
– дети, получившие среднее и выше среднего значения

·       
положительного
выбора (до уровня показателя «звезды»).

·       
 «Пренебрегаемые»
или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего

·       
значения
положительного выбора.

·       
 «Изолированные»
– дети, не получившие ни положительных, ни

·       
отрицательных
выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)

·       
 «Отвергаемые»
– дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа
имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой

ярко выражены как
“звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно

равное количество
положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и
формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие
социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это

неверно, так как
здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной

притягательности
человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать
социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу
личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это
процесс реального главенствования одного над другим,

показатель
действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.

Поэтому
неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для

завоевания
положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например,
лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать
у «звезды».

Для получения
наглядной информации о соотношении в группе различных

социометрических
статусов, можно составить таблицу.

Опираясь
на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений
группы:

·       
Высокий
уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе
больше детей с первой и второй статусной категорией.

·       
Средний
уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число
лиц примерно одинаково.

·       
Низкий
уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом
(«пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

При анализе данных
социометрии важным результатом является взаимность

выборов детей, на
основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей
групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий
коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в

воспитательной
группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими

хорошо осознаются.

Но эта величина
ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.

Коэффициент
сплоченности, следовательно, может выражать различный характер

отношений,
существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного

единства
коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение

общественно
полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю
в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может
свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы,
об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и
т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться
противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет
структура группы, из каких «союзов» она состоит.

На основе
социоматрицы возможно построение социограммы
, которая делает

возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным
дополнением к табличному подходу.

Каждая
окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг
— это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры,

набравшие
максимальное количество выборов.

II) Второй
круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в

количестве ниже
среднего показателя.

III) Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов

в количестве ниже
среднего показателя.

IV)Четвертый круг
— зона изолированных — это те, которые не получили ни одного

очка.

Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из

взаимосвязанных
лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в

социометрических
измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,

реже из 4 и более
членов.

4.    Социометрическая
методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика диагностики
коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика
«Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики

межличностных и
межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика
позволяет косвенно определить уровень сформированности

коммуникативных
навыков у учащихся.

Задачи
диагностического исследования:

1.     измерение
степени сплоченности-разобщенности в группе;

2.     выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам

симпатии-антипатии (лидеры, звезды,
отвергнутые);

3.     обнаружение
внутригрупповых сплоченных образований во главе с

неформальными
лидерами.

Методика позволяет
сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы
впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп,
повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обследованию может
подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая
некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые
призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных)
изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

Критерий — это вид
деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть
одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного
вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными
и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной
деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для

измерения
эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной
деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от
ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и
негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).

Подготовка
исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого
возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и
общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей
(возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии
социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения
которой

индивиду нужно
выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в
виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии
могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения
по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа.
Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не
связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

Материалы
для проведения диагностики.

Бланк
социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения
см. в табл.).

Порядок
исследования.

Перед началом
опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая

разминка). И ходе
него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть

важность его
результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,

гарантировать
сохранение тайны ответов.

Инструкция
для учащихся:

«Отвечая на
вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.

Постарайтесь быть
искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну

индивидуальных
ответов».

Необходимо
постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

Отсутствие доверия
к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть
использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо
к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к
опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов
группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою
фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые
не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности
ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.
В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать
визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три
основных способа выбора:

1.     Количество
выборов ограничивается 3—5;

2.     разрешается
полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько
пожелает);

3.     испытуемый
ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения
простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее

первый способ.

С точки зрения
надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Обработка
данных и интерпретация результатов

1. Составление
социоматрицы.

Социоматрица
— это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе
социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность
в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг
— это так называемая «зона звезд», и которую попадают

лидеры, набравшие
максимальное количество выборов.

II. Второй круг —
зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие

выборов в
количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие

выборов в
количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг
— зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты).

Выборы членов
группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.

Возможны варианты
взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются

двухсторонними
стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,

целесообразно
использовать более толстые линии.

Далее можно
вычислить социометрический статус каждого учащегося, который

определяется по
формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее
число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать

отрицательные
выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число

испытуемых.

Одним из
показателей благополучия складывающихся отношений является

коэффициент
взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в

общности.
Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество

взаимных
выборов/Общее число выборов.

Интерпретация
результатов:

Высокий уровень
сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3
балла.

Средний уровень
сформированности коммуникативных навыков (2 — 4 выбора, «предпочитаемые») – 2
балла.

Низкий уровень
сформированности коммуникативных навыков (0 — 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1
балл.

5. Социометрическая
методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5
классов.

1. Наш класс очень
дружный и сплоченный

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

2. Наш класс
дружный

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

3. В нашем классе
нет ссор, но каждый существует сам по себе

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

4. В нашем классе
иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

5. Наш класс
недружный, часто возникают ссоры

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

6. Наш класс очень
недружный. Трудно учиться в таком классе.

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

7. У нас в классе
принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за

искоренение
недостатков

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен

8. В нашем классе
недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

9. В нашем классе
виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только

самыми активными
учащимися

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен

10. В нашем классе
не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.

За свои поступки
они отвечают только перед классным руководителем и учителями

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

11. Мы стараемся
«не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших

поступках как
можно меньше знали классный руководитель, учителя

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

12 В нашем классе
кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем

внимания ни друг
на друга, ни на требования учителей.

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

13. В нашем классе
принято помогать друг другу без напоминаний

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

14. В нашем классе
помощь оказывается только своим друзьям

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

15. В нашем классе
помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

16. В нашем классе
помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

17. В нашем классе
не принято помогать друг другу

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

18. В нашем классе
отказываются помогать друг другу

7 — абсолютно
согласен

6 – согласен во
многом

5 – согласен

4 – считаю, что
могло быть лучше

3 – во многом не
согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не
согласен

Коэффициенты:

6 – абсолютная
удовлетворенность жизнью классного коллектива

5
–удовлетворенность жизнью классного коллектива

4 – частична
удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в

классном
коллективе

3 –
неудовлетворенность жизнью классного коллектива

2 — абсолютная
неудовлетворенность жизнью классного коллектива

1 – полное
равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива

6.
Социометрическая методика (болгарский вариант)

Обучающихся просят
вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)

очередь, в
предложенный лист с семью вопросами:

1.Кто в вашем
классе добросовестнее всех относится к учёбе?

1)

2)

3)

2.Кто в классе
обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?

1)

2)

3)

3.Кто активнее
всех проявляет себя в жизни класса?

1)

2)

3)

4.Кто хорошо умеет
сделать что-либо своими руками?

1)

2)

3)

5.Кого бы ты
пригласил на свой день рождения?

1)

2)

3)

6.С кем тебе
интереснее всего проводить свободное время, общаться?

1)

2)

3)

7.У кого в классе
наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)

1)

2)

3)

Результаты опроса
заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали

расположены номера
по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.

Пометки о
выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими
выбранных. Для пометок используются условные обозначения:

1 вопрос-красный
кружок

2 вопрос-красный
треугольник

3 вопрос-зелёный
кружок

4 вопрос- зелёный
треугольник

5 вопрос- синий
кружок

6 вопрос- синий
треугольник

7 вопрос-чёрный
квадрат.

7.
Социометрическая методика «Цветовая социометрия»

Цель:
Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений

ребенка с
окружающими.

Подготовка.
Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов),
состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:

– 1-й ряд: черный,
белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый,
зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий,
белый, красный, белый, синий;

– 4-й – как
второй;

– 5-й – как
первый.

Подготовить
цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,

коричневого,
розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого
– по 3.

Инструкция
дается по ходу выполнения задания:

1. «Выбери цвет,
который больше всего нравится, и размести фишку на красном

квадрате.

2. Выбери цвета
для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми

близкими (ты их
любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета
для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи

соответствующие
фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета
людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе

боль; ты их
боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

Примечания:

1. Не все квадраты
могут быть заполнены.

2. Выбор цвета
может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут

быть обозначены
несколько человек.

3. Если ребенок
захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это

фиксируется в
протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.


Робот Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть


Для студентов, проходящих педпрактику.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

     Источник: psyfactor.org


Робот списокПо мнению робота, со статьёй «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе» тематически связаны:


Для ссылки:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 28.05.2023).


Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.

В этой статье я расскажу об особенностях и разновидностях данного психодиагностического инструментария.

Содержание

  • Определение понятия
  • Особенности
  • Виды социометрии для школьников
  • Стадии проведения социометрического исследования
    • Подготовительный этап
    • Анкетирование
    • Обработка результатов
  • Заключение

Определение понятия

Социометрия для младших школьников

Социометрия для младших школьников является разновидностью социально-психологического тестирования, которое позволяет узнать детали межличностных отношений одноклассников. В основу методики была положена идея о наличии связи (прямой зависимости) между самочувствием человека в коллективе и особенностями его общения с другими членами данной группы.

Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.

Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:

  • лидера в классе;
  • изгоев и отвергаемых в классе;
  • наличие асоциальных группировок в классе;
  • степень сплоченности классного коллектива;
  • степень доверия участников коллектива друг к другу.

Результаты социометрии не только помогают психологу спланировать работу со школьниками. Методика позволяет разработать рекомендации для педагогов по корректировке стиля педагогического общения.

В результате апробации методики при исследовании взаимоотношений детей школьного коллектива психологи пришли к выводу, что социометрию можно применять и в отношении участников производственной бригады.

Особенности

Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:

  1. Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.
  2. Перед проведением методики психолог должен провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, психолог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.
  3. При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.
  4. При проведении тестирования психологу следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.
  5. При анализе результатов тестирования психолог должен учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.

Виды социометрии для школьников

психолог Я.Л. Морено

Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:

  1. Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
  2. Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
  3. Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.

Стадии проведения социометрического исследования

Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, психолог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.

Далее специалисту необходимо разработать анкету, сформулировав вопросы с учетом возрастных особенностей испытуемых.

Кроме того, на подготовительном этапе психолог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.

Анкетирование

анкетирование

Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения психологу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:

  • однозначность формулировок вопросов;
  • ограниченность количества вопросов;
  • возможность свободной формы ответов испытуемых;
  • конфиденциальность.

В качестве образца примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:

  1. С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  2. С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?
  3. Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?
  4. Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?
  5. С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
  6. С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?

Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.

Обработка результатов

При обработке результатов социометрии составляют таблицу. В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.

таблица обработки результатов

В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.

Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.

Детализация результатов социометрического исследования осуществляется с помощью мишени, в которой социально-психологические уровни представлены в виде кругов:

  • Центральный маленький круг – это зона лидерства, куда помещают тех, кто набрал максимально высокое количество положительных выборов от одноклассников. Эти дети обладают самым высоким социально-психологическим статусом в школьном коллективе. Они популярны среди одноклассников, к их мнению прислушиваются, им стараются подражать.
  • Следующая орбита – зона предпочитаемых личностей. Сюда помещают тех школьников, которым выражают симпатии лидеры. Эти дети чувствуют себя комфортно, они являются приближенными лидеров.
  • Следующий уровень – зона принятых. Сюда помещают тех, у кого количество положительных выборов превышает количество отрицательных. Эти дети не так популярны, как лидеры и предпочитаемые, но их не обижают. При условии личной активности и инициативности, они легко могут перейти в зону предпочитаемых.
  • Предпоследняя окружность – зона непринятых. Сюда помещают тех респондентов, у которых количество отрицательных выборов больше количества положительных. Эти дети имеют низкий социально-психологический статус в коллективе, часто они объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет девиантными формами поведения.
  • Крайний уровень мишени – зона изгоев. Сюда помещают тех, кто не получил от одноклассников ни положительных, ни отрицательных выборов. Общения с одноклассниками они избегают, дети их не замечают. Как правило, причина столь низкого социально-психологического статуса данной группы респондентов – слабое развитие коммуникативных навыков, замкнутость, тревожность.

Дети двух последних уровней нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.

Чтобы узнать коэффициент благополучия социально-психологического климата коллектива, нужно разделить количество взаимных выборов испытуемых на сумму всех выборов.

По итогам социометрии психолог составляет заключение для классного руководителя, дает адресные рекомендации детям и их родителям, проводит психокоррекционную работу с теми участниками, чей социально-психологический статус в коллективе оказался слишком низким.

Заключение

Социометрия среди практикующих психологов является самым удобным методом диагностики межличностных отношений участников коллектива. Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.

Социометрия вскрывает ряд проблем группового взаимодействия. После проведенной диагностики психолог дает рекомендации классному руководителю по ведению воспитательной работы в классе. Следование советам специалиста позволяет учителю осуществлять профилактику психоэмоциональных проблем воспитанников.

B9e97f3ad3d0m.jpg

Как составить социограмму

  1. Составь список воспитанников, расположив их в порядке уменьшения влиятельности или власти в группе. Например: Владимир, Евгений, Виктор, Иван, Павел, Андрей, Саша.
  2. Напротив имени каждого воспитанника запиши три положительные черты его характера и одну отрицательную (см. таблицу <Группа воспитанников>). Это поможет тебе понять природу влияния воспитанников друг на друга. Это также поможет тебе определить направления, по которым тебе предстоит работать с каждым воспитанником. Твоя цель — помочь им развить сильные стороны их характера и преодолеть свои слабости.
  3. Обведи каждое имя в кружок. Вокруг имени воспитанника, оказывающего наибольшее влияние на группу, будет самый большой круг, а вокруг имени воспитанника, оказывающего на группу наименьшее влияние, — самым маленький. Размеры остальных кругов должны быть пропорциональны влиянию, оказываемому соответствующим воспитанником на группу.
    Soc01.jpg
  4. В центре чистого листа бумаги поставь жирную точку. Размести круги воспитанников вокруг этой точки. Круг воспитанника, пользующегося в группе наибольшей популярностью, размести ближе всех к точке, а того, кто пользуется наименьшей популярностью — дальше всех от центральной точки.
  5. Начерти линии, соединяющие воспитанников, которые связаны друг с другом теми или иными взаимоотношениями. Если взаимоотношения крепкие, линия должна быть жирной. Для обычных взаимоотношений используй линию обычной толщины. Слабые, нерегулярные взаимоотношения изобрази пунктирной линией.
  6. В конце каждой линии нарисуй стрелку, показывающую, кто был инициатором взаимоотношений. Если инициаторами взаимоотношений являются оба их участника, поставь стрелки на обоих концах линии.

Таблица <Группа воспитанников>

Имя воспитанника Сильные стороны Слабые стороны
1. Владимир Хорошо играет на гитаре и поет

Любит природу
Организатор

Противится правилам лагеря
2. Евгений Лидер

Чистый и опрятный
Хорошее чувство юмора

Конфликтует со взрослыми
3. Виктор Дружелюбный

Умная голова
Целеустремленность в спорте

Курит
4. Иван Компанейский характер

Командный игрок в футбол
Миротворец

Скверные мысли и язык
5. Павел Легко прощает

Любит читать
Отзывчивый

Одиночка
6. Андрей Настойчивость в занятиях спортом

Положительное отношение

Хвастливость, эгоистичность
7. Саша Отзывчивый

Доброжелательный
Поддерживает вожатого

Заниженная самооценка

Soc02.jpg

Анализ социограммы

  1. Обрати внимание на группировку из трех человек: Евгений, Виктор и Иван. Им, может быть, и нравится быть вместе, но это отрицательно влияет на единство группы. Виктор чувствует себя очень хорошо в компании Ивана и Евгения и не обращает никакого внимания на остальных четверых товарищей по группе.
  2. Павел — одиночка. Он держится в стороне от остальных, у него ни с кем не налажены взаимоотношения. Его душа наполняется скукой, разочарованием и болью.
  3. Сашина неуверенность в себе не позволяет ему наладить хорошие взаимоотношения с другими воспитанниками. Евгений, Андрей и Владимир пытаются вовлечь его в дела группы, но Саша на это не реагирует.
  4. Между Владимиром и Андреем сложились тесные взаимоотношения, так что в группе уже две группировки.
  5. Владимир, Андрей и Евгений прилагают немало усилий, чтобы навести мосты, но они должны признать Павла и действовать на благо единства всей группы.
  6. Обрати внимание на резкие различия в размере кругов.

Этой группе нужен творческий лидер. Если вожатый оставит без внимания проблемы во взаимоотношениях, в группе не будет никакого взаимодействия, а будут споры, которые могут перерастать в драки. Некоторые ребята станут курить. У Андрея может начаться психологическое охлаждение. Наша троица в результате останется всем вполне довольна. Владимир и Андрей, вероятно, дотянут до конца смены, но один-два воспитанника группы обязательно будут разочарованы и дома опишут лагерь в мрачных
тонах.

Необходимые действия.

  1. На протяжении дня используй каждую возможность похвалить воспитанника за то, что он делает хорошо и правильно. Например, Иван рассказывает ребятам что-то хорошее о своих родителях. На это ты можешь сказать: <Иван, ты уважаешь своих родителей. Молодец!> А Евгения можно похвалить так: <Твоя постель и вещи всегда в порядке. Спасибо за то, что ты заботишься о чистоте в комнате!>.
  2. Узнай интересы каждого воспитанника; предложи ему поделиться с тобой тем, что его занимает; раздели его энтузиазм и используй каждую возможность вместе заняться его любимым делом.
  3. Узнай, зачем каждый воспитанник приехал в лагерь, и помоги ему осуществить свои желания.
  4. Наладив с воспитанниками хорошие взаимоотношения, поговори с каждым из них о недостатках его характера и о том, что вы вдвоем можете сделать, чтобы преодолеть эти недостатки. Такой разговор нужно вести наедине. Начни с вопроса: <По-твоему, как ты мог бы стать лучше?> Воспитанник обычно знает ответ. Если он честен, то ответит тебе, и ты сможешь ему помочь. Если же он еще не готов разобраться со своим недостатком, то будет отрицать его наличие или отказываться говорить о нем. Не нужно давить на парня, просто больше верь в него.
  5. Составь вторую и третью социограмму, которые отразят дальнейшее развитие взаимоотношений в группе. Взаимоотношения будут меняться либо в лучшую, либо в худшую сторону. Можно предложить каждому воспитаннику начертить собственную социограмму; желающие могут показать тебе, что у них получилось. Социограмму можно составлять и всей группой. Воспитанники будут участвовать в этом проекте с большим интересом и в результате совместной работы станут более тактично относиться друг ко другу.

Если вожатый замечает проблемы во взаимоотношениях уже в начале смены, у него есть возможность работать над решением этих проблем и превратить посредственные или даже негативные впечатления воспитанников в радостный и успешный лагерный опыт.

Soc03.jpg

Анализ социограммы

Успешные действия вожатого по руководству группой и личное участие в жизни каждого подопечного позволили добиться очень хороших результатов. Вот некоторые из них:

  1. Одиночка Павел влился в состав группы.
  2. Группировка из трех человек (Иван, Виктор, Евгений) растаяла и слилась с остальной группой.
  3. Каждый воспитанник старается наладить взаимоотношения со всеми остальными.
  4. Власть и контроль смягчились. Круги стали более близкими по размеру, уменьшилась борьба за лидерство в группе.
  5. Владимир использовал свое влияние во благо и через тесные взаимоотношения с Сашей укрепил в нем чувство собственного достоинства.
  6. Сашино чувство собственного достоинства повысилось до такой степени, что теперь он с уверенностью сходится с остальными ребятами в группе.
  7. Андрей состоит с каждым в хороших взаимоотношениях. Его уважают и любят все остальные воспитанники.
  8. Иван стал прилагать гораздо больше усилий к тому, чтобы быть <командным игроком>. Однако ему по-прежнему нужно признать Владимира и протянуть руку Павлу.
  9. Виктор также поработал над развитием взаимоотношений с другими воспитанниками, но ему следует больше задумываться над тем, как найти общий язык с Сашей и Павлом, и предпринимать практические шаги в этом направлении.
  10. Евгений показывает заметный рост. Его лидерские качества помогли ему крепко подружиться с каждым членом группы.

Эта группа за три дня добилась больших успехов и способна достичь еще большего. В ней очевидно присутствие командного духа. А когда в группе на основе прочных межличностных взаимоотношений установился командный дух, ее вожатый может достичь очень многого.

Если к пятому дню достигнут такой уровень групповой динамики, через несколько дней в этой группе можно ожидать нравственного прорыва. Это обязательно произойдет, если будут усиленно к этому как сам вожатый, так и другие сотрудники лагеря. Вожатому этой группы нужно сосредоточиться на характере каждого воспитанника, терпения, чтобы не волноваться слишком сильно, и полагаться на референтность детской группы, а не на собственное влияние в этом аспекте своей деятельности в лагере.

Soc04.jpg

Теперь начерти схему, отображающую взаимоотношения между тобой и каждым твоим подопечным во второй день смены.
Для обозначения каждого воспитанника используй круг того же размера, что и на <Социограмме воспитанников>. Нарисуй круг, обозначающий тебя. Его размер должен соответствовать твоему влиянию на группу и соотноситься с влиянием воспитанников.
Если ты оказываешь на группу больше влияния, чем Владимир, сделай свой круг бoльшим, чем его; если твое влияние меньше, то и размер круга должен быть меньшим.
Расположи круги воспитанников вокруг своего круга. Воспитанники, с которыми у тебя самые хорошие взаимоотношения, должны располагаться к тебе ближе всех.
Воспитанники, с которыми у тебя взаимоотношения практически отсутствуют, должны располагаться дальше всех (см. образец).

Необходимые действия.

Изобразив свои взаимоотношения с воспитанниками графически, задай себе необходимые вопросы и проанализируй интенсивность этих взаимоотношений (или их отсутствие). Прими соответствующие решения. Посоветуйся с координатором программы. Согласен ли он с тем, как ты нарисовал социограмму?
Предлагаемые ниже вопросы и соображения помогут тебе проанализировать состояние твоих взаимоотношений с каждым воспитанником.

  1. Не мешает ли близость между мной и Павлом моим взаимоотношениям с остальными воспитанниками? Почему Павел так старается стать моим другом?
  2. Почему Андрей холоден по отношению ко мне?
  3. Я должен простить Виктору то, что он курит, не ставить равенства между борьбой с его курением и им, и последовательно прилагать усилия к тому, чтобы принять его в своем сердце. Я должен протянуть ему руку.
  4. Самый влиятельный среди воспитанников группы — Владимир. Если между мной и им ничего не изменится, то скоро я потеряю контроль над группой. Мне срочно нужна помощь координатора программы.
  5. Бедный Саша. У него такой мягкий характер. Как мне помочь ему, чтобы он чувствовал себя достойным меня и общался со мной открыто?
  6. Евгений оказывает на группу большое влияние. Я подозреваю, что он держится от меня на расстоянии из-за своих проблем с родителями. Мне следует быть мудрее, чтобы правильно относиться к нему.
  7. Иван, наверное, хочет получать от меня больше помощи, но я сдерживаю себя в этом, потому что мне отвратительно его сквернословие. Я не должен так к нему относиться. Мне стоит прекратить осуждать Ивана и больше симпатизировать ему.

Вноси в свой дневник необходимые записи о каждом воспитаннике (у тебя должна быть заведена отдельная страница для каждого). Запасись мудростью, терпением и пониманием, чтобы найти общий язык с каждым из своих подопечных. Ищи идеи, которые помогут усилить связь между тобой и каждым воспитанником.

Вожатому желательно в середине смены составить вторую социограмму <вожатый и воспитанники>, чтобы наглядно отобразить и проанализировать развитие своих взаимоотношений с каждым воспитанником. Первая социограмма показала наличие серьезных проблем во взаимоотношениях. Теперь тебе нужно подвести итог предпринятых усилий и определить, с кем твои взаимоотношения улучшились, а с кем нет.

Поскольку в оценке своих отношений с воспитанниками тебе трудно быть объективным, всегда следует привлекать к составлению социограммы <вожатый и воспитанники> координатора программы.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как социограмма группы может помочь вожатому улучшить взаимоотношения в группе и групповую динамику?
  2. Что вожатый должен сделать для того, чтобы собрать сведения, необходимые для составления социограммы группы?
  3. Какие сведения и указания вожатый должен дать своим подопечным, прежде чем поручать им составление собственных социограмм группы?
  4. Рискнешь ли ты предложить воспитанникам вместе составить социограмму группы? Почему? В каком случае ты не будешь делать этого?
  5. Как социограмма группы может помочь более полноценной заботе вожатого о каждом из его подопечных?
  6. Покажешь ли ты воспитанникам составленную тобой социограмму группы? Если да, когда это уместно сделать? (Когда ты уже обсудил и первую, и вторую социограмму с координатором программы, наладил личные взаимоотношения с каждым воспитанником, похвалил его за его сильные стороны и помог ему в борьбе с недостатками.)

Ко мне, как к  социальному педагогу, обратилась классный руководитель 7 «Д» класса Петрова Н.Н. Данный преподаватель работает с этим коллективом первый год, с прежним классным руководителем у детей был очень хороший контакт, но педагог ушла в декрет. Дети были очень расстроены и обижены на учителя.  

Причина обращения Петровой Н.Н.:  неблагоприятный психологический климат в классе, частые конфликты между детьми, доходящие до драк,  ухудшение поведения, повышенная конфликтность на уроках по отношению к преподавателям, снижение успеваемости учащихся.

На учете в «группе риска» состоит один учащийся данного класса – Сергеев Дмитрий (неадекватное поведение, регулярное нарушения правил поведения в школе). Классный руководитель предполагает, что данные проблемы в классе связаны с влиянием Сергеева Д. на одноклассников, т.к. он имеет авторитет в коллективе.

Было решено провести социометрическое исследование для определения  уровня межличностных отношений подростков, определения степени влияния Сергеева Димы на одноклассников. 

1. ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА.                                ПОСТРОЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ

Социально — психологические исследования были проведены в  7 «Д» классе  (классный руководитель – Петрова Н.Н. — стаж педагогической работы — более 15 лет). В классе 25 учащихся, из них 13 мальчиков и 12 девочек.

Для исследования использовалась методика Дж. Морено «Социометрия», цель которой — диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач:

1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в классе;

2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

               3. Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

               Результат исследования: получение среза динамики внутригрупповых отношений для последующего переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

               Порядок исследования: подготовлены критерии, измеряющие отношения учащихся по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа (учебная деятельность), а также критерии для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (выбор товарища для досуга). Для опроса предложены следующие вопросы:

               1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

               2. Кого бы ты из класса пригласил на свой День Рождения?

               3. С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

              Перед началом опроса с учащимися был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для класса, порядка выполнения задания (на каждый вопрос — 3 ответа). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Педагоги  при этом гарантировали тайну индивидуальных ответов.

             В процессе исследования мы стремились установить атмосферу доверия в отношениях с учащимися. Опрос был проведен индивидуально с каждым учащимся. Были созданы все условия для того, чтобы опрашиваемые не общались между собой. В ходе опроса мы постоянно напоминали об обязательности ответов на все вопросы, не торопили испытуемых с ответами.

           На основании ответов учащихся мной была составлена сводная социоматрица          (приложение 1) на основании анализа  результатов, полученных в программе SociometryPro (приложение 2, 3, 4).  Теоретически возможное количество выборов — 225; количество полученных выборов (социометрический статус группы) — 225.

           На  основании  подсчетов  определились  статусные  группы  учащихся (приложение 5):

· «звезды» — 3 чел (18 -15 выборов) —  Миловидова Даша, Труфанов Роман, Факторович Полина,

· «предпочитаемые» — 14 чел. (14 — 8 выборов),

· «пренебрегаемые» — 7 чел. (7 — 4 выборов),

· «изолированные» — 1 чел. (3 — 0 выборов) —  Палагин Вадим.

           Нас интересовало не только количество выборов, но и их взаимность. Взаимных выборов — 59. Анализируя мотивы взаимных выборов учащихся, можно сделать вывод о том, что общественные мотивы (совместная учеба, участие в коллективном походе) и  личные (приглашение на День рождения) равнозначны для учащихся, что доказывает в какой-то мере сплоченность группы, стремление учеников к общению, к сотрудничеству и в школе и вне нее. Примечательно и то, что парные выборы сделаны не только учащимися одного пола. Проявление интереса к представителям другого пола характерно исследуемому возрасту (1 взаимный выбор) —  Сергеев Дмитрий  — Верблюденко Ксения.

               Учитывая приведенные данные, я определила:

               1. «Уровень благополучия взаимоотношений», равный соотношению количества учащихся, находящихся в благоприятном положении, к тем, кто находится в менее благоприятном положении, т.е. имеет минимальное количество выборов.

УБВ = 17/12 или составляет 70,6 %.

Поскольку числитель полученной дроби преобладает над знаменателем, следовательно, «уровень благополучия взаимоотношений» в классе достаточно высокий.

              2. В классе есть один  «отверженный» ребенок, поэтому «индекс изоляции», определяющийся соотношением изолированных учащихся к общему числу членов коллектива, равен 0,04.

ИИ = 125 = 0,04 или составляет 4%.

            3. «Индекс групповой сплоченности» определился соотношением суммы взаимных выборов к общему числу возможных выборов.

ИГС = 59/225 = 0,3.

            «Индекс групповой сплоченности» несколько ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как удовлетворительный. Это объясняется особенностями данного коллектива: из 25 учащихся в этот класс в течение последних трех лет пришли 6 человек, из них трое  учатся три года, один ученик – два года, и двое учеников  — только первый год; следовательно, времени для сплочения коллектива было недостаточно. Вместе с тем, большинство учащихся (15 человек) обучаются в данном коллективе с первого класса и видимо принимают новичков с настороженностью, боясь потерять свое лидерство. Но судя по мотивам выбора, стремление к сотрудничеству во всех сферах жизни у ребят на лицо.

Общие показатели статусной структуры в коллективе:

Показатели

УБВ

ИИ

ИГС

7 «В» класс

70,6%

4%

26%

            В процессе исследования мы проанализировали статусное положение членов актива класса, сопоставили его с выбором учащихся.

№ п/п

Фамилия, Имя

члена актива

Общественное

поручение

Кол-во

выборов

Статус

1

Андреева Катя

Редколлегия

6

Пренебрегаемые

2

Нестерова Маша

Ученическое самоуправление

6

Пренебрегаемые

3

Лавренова Настя

Редколлегия

4

Пренебрегаемые

4

Копылова Кристина

Ответственная

по питанию

11

Предпочитаемые

5

Оркина Галя

Зам. ответств.

за журнал

9

Предпочитаемые

6

Железнова Наташа

Комиссия по контролю питания

9

Предпочитаемые

7

Факторович Полина

Ответственная     за журнал

16

Звезды

Приведенные данные показывают не совсем правильный  выбор классным руководителем учащихся в актив класса, так как есть ученики, пользующиеся большим  авторитетом у одноклассников. Исключение составляет Факторович Полина, получившая 16 выборов.

Вызывает беспокойство тот факт, что в активе нет мальчиков, а ведь достойные кандидаты в классе есть: Иванов С.(12 выборов.), Труфанов Р. (16 выборов), Юсупов М. (11 выборов.). Данное обстоятельство может вызвать у мальчиков в дальнейшем стойкое нежелание заниматься общественной работой, провоцирует  конфликтные ситуации между активом и остальными учащимися. Вместе с тем, следует отметить, что Сергеев Д., (10 выборов) также может участвовать в общественной работе, т.к. действительно имеет авторитет среди одноклассников, но никаких поручений от классного  руководителя не получил. В прошлом году этот ученик активно работал в ученическом самоуправлении.

Непростая ситуация складывается для «новичка» Палагина Вадима. Он учится в данном классе  первый год, и, судя по количеству выборов (3), пока не установил контакт с одноклассниками. Мальчик держится высокомерно, бывает агрессивен, «держит дистанцию».

В то же время по результатам  проведенного исследования видно, что для второго «новичка» Верблюденко Ксении (5 выборов) адаптация в новом коллективе проходит успешно. Девочка ведет себя миролюбиво, общительна,  охотно идет на контакт.

2.    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ      СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

По итогам анализа проведенного социометрического исследования в 7 «Д» классе в «группу риска» был включен Палагин Вадим.

Для определения путей индивидуальной работы с учащимися «группы риска» и принятия профилактических мер, социальным педагогом на основе собранной  информации о ребенке была заполнена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка».

«Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка»

1. Состав семьи:

А) мать, отец, бабушка, дедушка – 5;

Б) только мать и отец –4;

В) одна мать, один отец – 3;

Г) одна мать, один отец – 2;

Д) Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники-1.

Школьная успеваемость:

А) хорошая – 5;

Б) удовлетворительная –4;

В) неудовлетворительная –3;

Г) оставил школу, работает – 2;

Д) оставил школу, не работает – 1.

Здоровье ребенка:

А) практически здоров – 5;

Б) часто болеет в пределах нормального развития – 4;

В) имеет хронические заболевания – 3;

Г) отставания в умственном развитии –2;

Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни – 1.

4.Санитарно-жилищные условия жизни семьи:

А) благоустроенная отдельная квартира – 5;

Б) отдельная квартира с родителями супругов – 4;

В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами – 3;

Г) комната в коммунальной квартире с удобствами – 2;

Д) комната в общежитии, в бараке без удобств – 1.

Доход семьи:

А) могут практически не с чем себе не отказывать – 5;

Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг – 4;

В) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности – 3;

Г) живут от зарплаты до зарплаты – 2;

Д) денег до зарплаты не хватает – 1.

Уровень социального благополучия семьи:

А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства – 5;

Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» — 4;

В) в семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке – 3;

Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей — 2;

Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение – 1.

Поведение ребенка в школе:

А) хорошее – 5;

Б) удовлетворительное – 4;

В) неудовлетворительное -3;

Г) неоднократно был замечен в асоциальном поведении – 2;

Д) состоит на учете в ОДН –1.

Внешкольное общение с ребенком:

А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов – 5;

Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени – 4;

В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей – 3;

Г)) асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки токсические вещества – 2;

Д) криминогенные группы, состоящие на ОДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики – 1.

Жизненные цели ребенка:

А) четко определенные – 5;

Б) позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны — 4;

В) отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов – 3;

Г) ориентация на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов –2;

Д) явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете ОДН – 1.

Эмоциональное отношение родителей с детьми:

А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия – 5;

Б) слепая любовь – 4;

В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное – 3;

Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы – 2;

Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям – 1.

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.

Общая сумма баллов – 150.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

Ниже 30 – предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

От 31 до 40 — социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

Более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Социальным педагогом были заполнены анкеты  на Сергеева Д. ( 38 баллов) и Палагина В.   ( 21 балл).  Полученные результаты подтверждают итоги социометрического исследования. Уровень социального благополучия Сергеева Д. находится в пределах средней нормы, тогда как уровень социального благополучия Палагина В. подтверждает  его принадлежность к группе повышенного риска. Следовательно, внесение данного ученика в списки «группы риска» было своевременно и оправдано.

III.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социометрия,  проведенная  в  7  классе «Д»  выявила, что в исследуемой группе большинство детей  имеет  более или   менее   благоприятный    статус.    Средний    уровень    благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства  детей  группы  в  системе межличностных  отношений,  их   удовлетворенность   в   общении,   признании сверстниками.

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола   находятся

дружеские отношения, а также проявляется интерес к  совместной  деятельности с выбираемым ребенком. В  данной  группе   положение,  как  девочек,  так  и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой  характер  связи  как взаимная симпатия. Мотивация  выборов  в  большинстве  случаев  определяется желанием детей общаться, иметь общее  дело.

Среди популярных  членов  группы  можно  выделить:  Миловидову Дашу,  Труфанова Романа, Факторович Полину.

Нельзя оставлять без внимания и непопулярных детей (Палагин В., Лавренова Н., Верблюденко К.).  Тогда как сравнительно малое количество выборов Верблюденко К. можно оправдать недавним приходом ее в этот класс, то на Лавренову Н. классному руководителю следует обратить особое внимание, т.к. эта девочка учится в данном коллективе семь лет.  Следует выявить и развить у «непопулярных» детей  положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

После проведения социометрических исследований в 7 «В» классе были выявлены причины непонимания между учениками и классным руководителем. Дети выражали свое недовольство распределением общественных обязанностей, проведенным учителем без участия детей. Сергеев Д., состоящий на школьном учете «группы риска» к конфликтной ситуации в классе непосредственного отношения не имел. Палагин В. был своевременно поставлен на контроль в  «группе риска», т.к. по результатам анкетирования социальным педагогом была выявлена неблагополучная обстановка в семье ученика.

Дети «группы риска», представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Воздействие неблагоприятных факторов может вызвать негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям, различным отклонениям (девиациям) в поведении.

Факторов возникновения и развития девиантного поведения много, среди которых развод родителей, их занятость своими личными переживаниями, смерть любимого человека, рождение нового ребёнка и переключение на него внимания родителей, различные формы насилия над ребёнком в семье и др. Значительное влияние на ребёнка группы риска может оказать социальный педагог.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. Социальная работа с детьми в «группе риска» должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть.

Важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2002
  2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  3. О работе социального педагога. Методическое письмо // Социальная работа. – 1994. – № 1(4).
  4. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» // Педагогика. – 2006. – № 6.
  5. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000
  6. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. Под общ. ред. А. Грецова. – М., ИЦ Академия, 1990
  7. Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки группы риска.  – Санкт-Петербург,  ИД Питер, 2006
  8. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе/ Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009
  9. Ресурсы  INTERNET

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти растояние в шестиугольной призме
  • Как найти заказы на рынке
  • Как найти лесной особняк с помощью команды
  • Как найти друга если ты одинока
  • Как найти свое андроид устройство