Как составить сопоставительную таблицу по литературе

Сравнительные таблицы по литературе

Пояснительная записка

Сравнительные таблицы – эффективный способ систематизировать, обобщить и проверить знания обучающихся. При заполнении таблицы студенты работают с текстом, анализируют изученный материал, выбирают важное, сравнивают и делают выводы, при этом развивается мышление и речь. Таблицы позволяют в сжатом виде, наглядно представить мировоззрение литературных персонажей, их поведение, выявить их сходство, различие или противоположность. Таблицы сопровождаются вопросами и указаниями на главы произведений, цитаты из которых должны быть использованы.

Заполнение сравнительных таблиц представляет собой второй уровень освоения изучаемого материала, а умение сравнивать и делать выводы – третий, в связи с чем результаты работы можно четко дифференцировать. Все обучающиеся выполняют это задание самостоятельно, опираясь на записи в конспекте и на прочитанный текст.

Кроме того, таблицы используются в качестве заданий для отстающих (неуспевающих) студентов при выставлении дифференцированного зачета по дисциплине в конце 1 курса обучения.  

                  А. Н. Островский «Гроза»

                 Признание Катерины в измене

Какие причины (обстоятельства) заставили Катерину признаться в измене?

Какая из этих причин самая главная и почему?

«Отцы  и  дети»  И.С. Тургенев

Базаров и П.П. Кирсанов

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.

2. Сравните этих героев и сделайте вывод.

3. В чем заключается смысл названия романа?

П.П. Кирсанов

Базаров

1. Внешний вид

2. Происхождение

3. Образ  жизни

4. Мировоззрение

а) отношение  к  искусству и науке

б) отношение к аристократам

 в) отношение  к  народу

г) отношение к нигилизму

«Отцы  и  дети»  И.С. Тургенев

Поведение противников в споре (глава ХХ)

Заполните таблицу, пользуясь цитатами

Кто победил в споре и почему?

«Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

             Преступление Раскольникова (часть 1, глава 6-7)

Используя цитаты, заполните таблицу

Замысел преступления

Результат преступления

Сравните замысел и результат и сделайте вывод:

 «Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

Теория  Раскольникова о двух разрядах людей

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами (часть 3, глава 5).

2. К каким последствиям могут привести подобные теории?

3. Объясните связь этой теории с преступлением Раскольникова.

4. Как эта теория опровергается в романе?

1 разряд

2  разряд

1. Названия

2. Количество

3. Права  и  обязанности

4. Предназна-чение

«Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

             Двойники Раскольникова. А.И. Свидригайлов

Сравните персонажей и сделайте вывод:

«Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

             Двойники Раскольникова. Соня Мармеладова

Сравните персонажей и сделайте вывод:

 «Война  и  мир»  Л.Н. Толстой                                                                                          Светское  общество,  Ростовы,  Болконские

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.

2. Сравните эти общественные группы и сделайте вывод.

Светское  общество

Ростовы

Болконские

1.Поведение,взаимо-отношения с людьми

2.Образ  жизни

3.Соблюде-ние этикета

4. Язык

5. Отношение  к  народу, слугам

6. Жизненные ценности

«Война  и  мир»  Л.Н. Толстой

Мировоззрение Андрея  Болконского

Заполните таблицу, пользуясь цитатами (том I, часть III, главы XVI, XIX).  

До  ранения под Аустерлицем

После  ранения

Отношение  к  войне

Отношение  к  Наполеону

Мечты и цели

Сравните мировоззрение персонажа и сделайте вывод:

«Война  и  мир»  Л.Н. Толстой

Кутузов и Наполеон

Кутузов

Наполеон

Внешний вид

Поведение

Отношение  к  солдатам, армии

Цели

Кто из них, по мнению Толстого, настоящий полководец и почему?

«Вишнёвый сад»  А.П. Чехов

Дворянство – Лопахин

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.

2. Сравните этих героев и сделайте вывод.

3. В чем заключается смысл названия пьесы?

Раневская, Гаев

Лопахин

1. Прошлое

2. Отношение к деньгам

3. Образ  жизни

4. План спасения сада

5. Основные качества

6. Результаты, итоги

Компоненты сравнительной характеристики

Сравнительная характеристика, на наш взгляд, – одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.

Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:

  1. Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
  2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.  
  3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
  4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
  5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
  6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.

План сравнительной характеристики героев произведения

Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.

  1. Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
  2. Возраст, социальное положение.
  3. Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
  4. Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
  5. Образование.
  6. Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
  7. Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
  8. Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
  9. Самооценка героев.
  10. Степень участия и их роль в конфликте.
  11. В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
  12. Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
  13. Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.

Сравнительная характеристика в виде таблицы

Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.

Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.

Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.

План 1-й персонаж 2-й персонаж
Возраст
Социальный статус, положение в обществе
Внешность
Черты характера
Образование
Образ жизни
Любовь
Семья
Жизненные ценности
Мечты
Увлечения
Речевые особенности
Поступки
Самооценка
Роль в произведении
Отношение автора
Личное отношение
Вывод

Сравнительная характеристика в виде сочинения

Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:

1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.

Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:

  1. история  создания  произведения;
  2. связь произведения с  исторической ситуацией эпохи;
  3. критическая  оценка  произведения,  образов  героев;
  4. суждение  о теме   сочинения,  её  актуальности;
  5. рассуждение  по  поводу  подходящих к теме  высказываний;
  6. введение оценки  персонажей,  которая  затем   детализируется  в тексте;
  7. личностное  отношение  пишущего  к  писателю  или его  персонажам  и др.

Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое.  Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.

2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.

  • 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
  • 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)

Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой – эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Сопоставляя образы, следует учитывать:

  • их сходство и различие;
  • какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
  • можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.

! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !

3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.

В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.

Виды  заключений:

  1. обобщение  с использованием  цитатных  характеристик персонажей;
  2. выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
  3. размышления  о  значении  произведения в  жизни  общества;
  4. размышления о типичности  образов  персонажей  произведения и др.

Каких героев можно сравнивать?

Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Формулировки тем для сравнительной характеристики

Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения – союз «и».

Общие советы по написанию

Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях – глубокое различие.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.

Избегайте ошибок и речевых недочетов:

  1. Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
    • Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
    • Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
    • Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
    • Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
  2. Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
  3. В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» – это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.

Вместо заключения

Сравнительная характеристика – один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.

Даниил Романович | Просмотров: 2.7k

Аналитическая справка по апробационной деятельности.

             В ходе работы над темой «Преобразование текста предметного
содержания в сравнительную таблицу» проблемной группой в составе учителей
русского языка и литературы Мазепой С.Н., Ничковой Н.А., Ничковой В.В., были
разработаны критерии оценивания сравнительных таблиц, требования к тексту и
таблицам. На примере отдельных тем данные материалы были апробированы на
учащихся 5- 6 классов. Результатом данной работы стали сравнительные таблицы,
составленные совместно с учащимися. Ученики не только научились составлять
таблицы, но и формулировать выводы по содержанию этой таблицы, что
способствовало развитию монологической речи на уроках русского языка и
литературы. Работа в этом направлении продолжается.

Критерии оценивания сравнительных таблиц

Требования

Критерий оценивания

Баллы

Соответствие
выбранной форме (сравнительная таблица)

Соответствует

1

Не соответствует

0

Объекты для
сравнения

Указаны все объекты

1

Отсутствует один
объект

0

Элементы сравнения

Указаны все
элементы сравнения

1

Отсутствие одного
элемента сравнения, недочет в форме представления

0

Существенные
признаки

Указаны все
существенные признаки

4-5  —  2б

2-3  —  1б

Менее 2 — 0б

Полнота заполнения
таблицы

Заполнены все столбцы
и строки без ошибок

2

Допущена 1 ошибка

1

Допущено 2 и более
ошибок

0

Вывод по таблице

Развернутое,
обоснованное заключение

3

Краткое заключение

2

Краткое заключение
без обоснования

1

Вывод не сделан или
вывод ошибочный

0

Максимальное количество
баллов

10

Фрагменты материалов по апробационной деятельности.

Русский язык  5 класс

Использованная
литература:

Учебник
Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 2012 года издания;

Краткий
этимологический словарь русского языка под редакцией С.Г.Бархударова, 1975
г.;

Словарь иностранных
слов, 1986 г.

Раздел «Лексика.
Культура речи».

Урок повторения и
обобщения знаний.

Цель составления
сравнительной таблицы:

— Сравнительная
характеристика омонимов, синонимов, антонимов по заданным параметрам;

— Умение работать с
текстом учебника;

— Умение работать со
словарями.

Сравнительная таблица
предложена учителем. В ней представлены объекты и элементы для сравнения.
Данная работа выполняется в парах

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Общие признаки

Этимология

onyma
– «имя»

Отношение к
части речи

Относится к одной и той же части речи

Отличительные признаки

Этимология

Заимств. В XIX в. из франц.яз.

Написание

Одинаковые по
написанию

Разные по написанию

Лексическое
значение

Разное лексическое
значение

Одинаковое
лексическое значение

Противоположное
лексическое значение

Требования к тексту.

1.     Используется
теоретический материал
&67,
68, 69.

2.     Словарные
статьи из словарей.

3.    
Наличие информации для
сравнения.

Требования к таблице.

1.     Количество
столбцов и строк.

2.     Аккуратность
заполнения.

3.    
Заполнение в виде
предложений.

4.    
Полнота заполнения.

5.    
Наличие объектов для
сравнения.

6.    
Наличие элементов для
сравнения.

Критерии оценивания
сравнительной таблицы.

1.     Аккуратность
заполнения.

2.    
Правильность заполнения.

3.    
Полнота заполнения.

4.    
Соответствие форме.

5.    
Умение сделать вывод по
таблице.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

Параметры
(элементы) сравнения

Разделительный Ъ

Разделительный Ь

Общие признаки

Положение в слове

В корне слова; перед гласными Е,Ё, Ю,Я

Особенности произношения

Разделительное произношение гласного с согласным

Отличительные признаки

Положение в слове

После приставок, оканчивающихся на согласную

Перед гласной И

Особенности произношения

Предыдущий звук произносится твердо

Предыдущий звук произносится мягко

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С.Пушкина

и «Белоснежка» братьев Гримм. Сравним?

Задачи урока:

— Рассмотреть
взаимосвязи литературной сказки Пушкина со сказкой братьев Гримм;

— Формировать умение
сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

— Формировать умение
сделать вывод по таблице.

Требования к тексту

— Вид
(художественный)

— Объем (сказки
прочитаны заранее)

— Наличие элементов
для сравнения

Требования к таблице

        
Структура (3 столбца, 11
строк)

        
 Использование карандаша и
линейки

        
 Сравниваемые объекты
(сказки)

        
 Элементы для сравнения
(герои, события, концовка, особенности жанра и языка)

        
 Представление
сравниваемых элементов в виде предложения

        
 Аккуратность заполнения

Параметры для сравнения

«Белоснежка»

«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

                                      
Общие признаки

Герои

События

Концовка

Особенности жанра и языка

                                  
Отличительные признаки

Герои

События

Концовка

Особенности жанра и языка

Вопросы — помощники

        
Назовите героев, которые
есть в обеих сказках.

        
 Назовите героев, которыми
сказки отличаются друг от друга.

        
 Кем и как изгнаны героини
сказок?

        
 Как мачеха пытается убить
падчерицу?

        
 Кто и как разыскивает
героиню?

        
 Чем заканчиваются сказки?

        
 Каким языком написаны
сказки?

Параметры для сравнения

«Белоснежка»

«Сказки о мёртвой царевне и о семи
богатырях»

                                       Общие
признаки

Герои

Мать, мачеха, жених, семь друзей

Мать, мачеха, жених, семь друзей

События

Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют
в лесу.

Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют
в лесу.

Концовка

Смерть мачехи

Смерть мачехи

Особенности жанра и языка

                                   Отличительные
признаки

Герои

7 гномов

7 богатырей

События

Мачеха трижды

пытается убить

падчерицу.

Принц случайно

находит Белоснежку

Чернавка приходит один раз с яблочком.

Жених, королевич Елисей долго ищет царевну,
обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Концовка

Мачеху убивают

Мачеха умирает от тоски и зависти.

Особенности жанра и языка

Написана в прозе

Написана в стихах

Назовите сходство
сказок.

Назовите отличие
сказок.

Оценивание

        
9 -10 баллов – «5»

        
 7 – 8 баллов – «4»

        
 5 – 6 баллов – «3»

        
 Ниже 5 баллов – «2»

        
 

Учебник литература 5
класс автор – составитель Г.С.Меркин.

Тема «Нравственные
уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цель сравнительной
таблицы:

Формирование
представления о героях произведения на основе сопоставления словесного и
графического образов.

Техническое задание.

1. Прочитайте рассказ
«Кавказский пленник».

2. Найдите в тексте
фразы и предложения, описывающие деятельность героев.

3. Заполните
недостающие столбцы и строки сравнительной таблицы, приводя примеры из текста.

4. Сделайте вывод о
том, как ведут себя герои в разных жизненных ситуациях.

Жилин

Критерии сопоставления

Костылин

«Невелик ростом».

Внешний вид

«Мужчина грузный,
толстый, весь красный».

«Удал был».

«А товарищ твой
смирный».

занятия

«По целым дням
сидит в сарае или спит».

«Тихо полез в дыру,
выбрался…»
«… Жилин чуть свистнул, кинул лепёшки кусок, — Уляшин узнал… и перестал
брехать».

«Полез Костылин да
зацепил камень ногой, загремел.
…Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки».

Поведение во время
побега

«Как хочешь, а я не
дойду…Не могу. Сил моих нет».

Требования к таблице.

Структура (3 столбца, 5 строк)

1-ая строка заполнена в качестве образца.

4 незаполненных клетки.

Использование карандаша и линейки.

Сравниваемые объекты (Жилин и Костылин).

Заполнение столбцов сравниваемых объектов в виде цитаты.

Заполнение строк в виде фразы.

Аккуратность заполнения.

Сформулированный вывод.

Требования к тексту.

Вид (художественный)

Объем (рассказ
прочитан заранее)

Наличие элементов для
сравнения

Подготовительная работа
с текстом на уроках литературы.

Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского
из повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Параметры
(элементы) сравнения

К.П.Троекуров

А.Г.Дубровский

Общие признаки

Положение в обществе

Старинный русский барин

Служба

Семья 

Воспитание

Женитьба

Материальное положение (в прошлом)

Одинаковое

Отличительные признаки

Положение в обществе

Генерал-аншеф

Богатый барин

Поручик в отставке

Бедный дворянин

Семья

Дочь Марья Кирилловна

Сын Владимир Андреевич

Материальное положение (в настоящем)

300 душ крепостных

Имения  в нескольких губерниях

70 душ крепостных

Деревня Кистеневка

А.П.Чехов «Толстый и Тонкий»

Параметры (элементы) сравнения

Толстый

Тонкий

Общие признаки

Учение в гимназии

Одноклассники,
имели прозвища

Семейное положение

Обеспеченная семья

Социальное
положение

Чиновники
(советники)

Поведение

Радость при встрече
(«…были приятно ошеломлены»)

Отличительные признаки

Учение в гимназии

Герострат

Эфиальт

Семейное положение

Не женат

Женат

Социальное
положение

Тайный советник

Коллежский асессор

Поведение

Его стошнило и он отвернулся

Съежился,
сгорбился, сузился

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Параметры (элементы) сравнения

Пан судья

Пан Тыбурций

Общие признаки

Семейное положение

Вдовцы

Социальное
положение

Обоих называют
панами

Отношение к детям

Отношение к людям
другого круга

Справедливое

Отличительные признаки

Семейное положение

Социальное
положение

Судья

Нищий

Отношение к детям

Не обращает
внимания на сына, больше любит дочь

Любит обоих детей

Отношение к людям
другого круга

В соответствии с
законом

В соответствии с
совестью

Заполните таблицу «Классицизм и сентиментализм» опираясь на материалы учебника и дополнительные источники

Классицизм и сентиментализм — это два значительных направлений в литературе, которые охватывают в основном период восемнадцатого века.

Сравнить эти два направления можно по следующим пунктам: жанры, которые характерны для каждого направления, позиция автора, каким образом изображается главный герой и другие.

система выбрала этот ответ лучшим

Росин­ка Роса
[480K]

2 года назад 

Это очень хороший методический прием при изучении в школе различных направлений в литературе — предложить учащимся заполнить итоговую таблицу на основании изученного материала.

Таким образом осуществляется систематизация знаний, а кроме того, получается наглядность, как еще один канал знаний — визуальный.

В той таблице, которая предложена мною кроме признаков указаны также примеры писателей и поэтов, творивших свои произведения в данном направлении.

Привожу еще один вариант заполнения такой таблицы. Он касается несколько иных аспектов, которые ярко показывают отличия классицизма от сентиментализма.

isa-isa
[73.9K]

3 года назад 

Классицизм и сентиментализм — два вроде бы разных направления в литературе, но в то же время их можно назвать сторонами одной медали. Каждый подход и жанр отражает по сути одно и то же, но с разных сторон.

Их можно сравнить с прямой и плавной линиями. Классицизм — абсолютно прям, он так сказать, ратует за закон и правила. Все должно быть так, как положено, а не иначе. Главное — порядок.

Сентиментализм похож на линию плавную с изгибами, здесь все пронизано романтикой и подчинено чувствам героев, а не правилам и порядку. Главную роль играют розы и соловьи, переживания под луной, а не «устав и строевой шаг».

Можно составить такие таблицы

Первая из них говорит о тематике

Вторая о принципах классицизма и сентиментализма

Точно в цель
[110K]

3 года назад 

Классицизм и сентиментализм — это направления в литературе.

Многие люди очень часто путаются в этих двух понятиях, потому что не знают основные отличия этих жанров — давайте попробуем разобраться, в чем их отличие.

Классицизм превозносит разум, сентиментализм — человеческие чувства и эмоции.

Чаще всего классицизм написан в жанрах оды, трагедии и комедии, сентиментализм же — повесть, дневник, письма, песня и романс.

Как мы видим, очень несложно распознать и не перепутать данные литературные направления между собой — все-таки, они имеют ряд отличительных черт.

Что же касается таблицы, то ее следует заполнять следующим образом

Снежн­аяЗим­а
[189K]

3 года назад 

Сентиментализм (чувство, чувствительный) и классицизм («classicus» — образцовый) — это два направления в литературе, имеющие определенные характерные черты. Классицизм характерен для европейского искусства и литературы конца XVII, ХVІІІ, начала XIX века. Для классицизма свойственно четкое разделение персонажей, их противопоставление; определенная идея, нацеленная на нравственное воспитание читателя; некоторый утопизм. Произведения обычно имеют четкую структуру, следуют определенным канонам.

Сентиментализм же ставит эмоции и чувства во главу угла. Особый интерес проявляется к внутреннему миру героев, их чувствам. Наибольшее развитие этого направления наблюдалось во второй половине XVIII века, а также начале XIX века. Сравнить эти два направления можно по следующим пунктам:

Элени­я
[445K]

3 года назад 

«Классицизм» и «сентиментализм» — это направления в литературе. Первое присуще было некоторым произведениям, написанным в промежутке с XVII — XIX вв. Чтобы в этом стиле писать, необходимо строго соответствовать жанру по стилю, писать характерным образом, даже при изображении реальной действительности. «Сентиментализм» распространен с XVIII века до начала XIX века, чтобы в этом стиле писать, не обязательно строго соответствовать определенному образцу.

Чтобы заполнить таблицу, необходимо сравнить оба направления, можно придерживаться следующих критериев.

Как заполнить таблицу классицизм и сентиментализм?

Сравнить, что присуще одному и другому, еще пример — следующая таблица, в которой сравниваются оба направления в литературе.

Как заполнить таблицу классицизм и сентиментализм?

Таблица классицизма и сентиментализма должна быть сравнительная. Важно сравнивать центр внимания.

Позицию автора

Цель литературных произведений

Героев

Классицизм появился раньше сентиментализм, но оба направления просуществовали вплоть до 19 века. Жанры в классицизме разделялись на низшие и высшие. Стиль четко выверен, правила строгие, подражание определенным образцам. Сентиментализм не такой строгий как классицизм уже. Он даже схож чем-то с романтизмом т.к в центре внимания у авторов — личность человека. Еще два направления в таблице можно сравнить по идее, тематике и ролям. Самое главное дать понять отличия этих направлений.

Zummy out off
[226K]

3 года назад 

Чтобы сравнить сентиментализм и классицизм, нужно внимательно прочитать и изучить материал про оба этих литературных направления, затем выписать отличия по пунктам, данным в задании.

Примеры таблиц сравнения ниже. Можно взять по отдельности, можно объединить в одну, по вашему желанию, потому что признаков и характерных черт сентиментализма и классицизма много.

alex 54
[545K]

3 года назад 

Для того, чтобы заполнить такую таблицу нужно сначала разобраться с определениями классицизма, сентиментализма и разобраться в чём состоит их отличие друг от друга.

Так вот, под классицизмом понимается направление в литературе, которое было распространено в 17-ом и 18-ом веках, вплоть до начала 19-го века. Для этого направления характерно чёткое деление героев на положительных и отрицательных.

Для сентиментализма характерно романтическая направленность на конкретную личность героя. То-есть, данное направление было не таким жёстким как класицизм. Сентиментализм был распространён с 50-х годов 18-го века и до начального периода 19-го века.

Табличку «Классицизм и сентиментализм» можно заполнить вот таким образом:

ralin­aa
[9.8K]

2 года назад 

Классицизм появился в 17 веке во Франции. Классицизм был направлен на античные убеждения и это считалось универсальным стандартом.

Давайте рассмотрим классицизм в литературе. В литературе произведения делятся на басни, оды, комедии — это устанавливается в классицизме.

Сентиментализм появился в 18 веке. Вы наверное, часто сталкивались с выражением сентиментальный. Сентиментальный человек, сентиментальная девушка. В сентиментализме больший акцент направлен на чувства, на эмоции, на переживания человека.

Чем сентиментализм отличается от классицизма, тем что в сентиментализме главный акцент делается на чувства человека, а в классицизме на идею.

Знаете ответ?

9 класс

подготовка к ОГЭ по литературе

Задания:

  1. Проанализировать стихотворения А.С.Пушкина «К морю», В. А. Жуковского «Море»
  2. Проследить композицию, сюжет  стихотворения, художественно-выразительные средства.
  3. Сопоставить стихотворения А.С. Пушкина «К морю» и В. А. Жуковского «Море»

Задание ОГЭ:

Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «К морю». Чем различается изображение моря в этих произведениях?

Исследовательская карта

Время написания (общий признак)стихотворение Пушкина — в 1824.

элегия Жуковского — в 1822 году

Это эпоха  расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов — эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное  с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе — личной, общественной.

Тематика произведений (общий признак)

Оба стихотворения объединены одним  кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской, и к любовной лирике.  В основе обоих лирических произведений морской пейзаж.

Что общего в образе моря у Жуковского и Пушкина?

Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстаёт  перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского «лазурное море  вечерним и утренним светом горит, ласкает  облака золотые». У Пушкина оно «катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим  «его скалы, его заливы, и блеск, и тень … »

Отличительные признаки

В стихотворении Пушкина мы слышим «грустный», «призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег». Но для Пушкина море — это прежде всего «свободная стихия».

В элегии Жуковского «безмолвное море», полное  «таинственной, сладостной жизни», наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»; его  «напряженная грудь» дышит, его «необъятное лоно» хранит «глубокую тайну».  

Изобразительные средства языка в создании образа моря (общий признак):

  • Антитеза
  • Олицетворение:
  • Инверсия:
  • Словесные повторы:
  • Анафора:
  • Торжественная лексика:

А Пушкин «Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.» противопоставляет морю, которое неподвластно человеку «Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.

Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся «светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвёт и терзает враждебную мглу», что  придаёт элегии напряжённость, динамику.

«ты ждал, ты звал»

« ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты»

У Пушкина: «волны голубые», «ропот заунывный», «шум призывный» 

У Жуковского:  «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др.;

У Пушкина — повтор слов: «прощай», «шум», «ты», «одна скала»; «долго, долго слышать буду … »,  «твои скалы, твои заливы … ».

У Жуковского: «безмолвное море, лазурное  море», «сладостной жизни», «сладостный  блеск»;

Лексическая анафора: «Как … ропот … », «Как … зов»; «Один предмет», «Одна скала»; «Там погружались», «Там угасал», «Там он почил»; «Как ты могуч».

Лексическая анафора — повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море … »; синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Чем  дышит »; «Ты льёшься … », «Ты бьёшься      », «Ты рвёшь ».

Жуковский и Пушкин используют торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость

«блещешь … красой», «по брегам», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», «вотще» (напрасно), «ныне», «могущ», «воспоминанья величавы», «в пустыни  молчаливы»

«смятенной любовью», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны»;

Образы лирических героев (различительный признак)

Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический  герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, но принимает решение остаться, очарованный «могучей страстью» любви. Море для него — друг, море ждёт, зовёт … Лирический герой слышит его призывный шум, признаётся ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть.

Название элегии Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.

Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание (различительный признак).

Основной принцип композиции стихотворения «К морю» можно определить как свободный. Строфы сюжетно не связаны между собой, но это вовсе не мешает общему впечатлению единства целого. Композиция держится не на логических, а на ассоциативных связях.

Воспоминание о «свободной стихии » — о море — сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании вырваться на волю, о замыслах побега. Финал стихотворения жизнеутверждающий, мажорный. Потому автор и не обозначает жанр своего стихотворения как элегия.

Циклическая композиция характерна  элегии Жуковского: сначала спокойное море — потом бурное — затем стихия вновь успокаивается — цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» — предвестье новой бури. Как бы ни была свободна эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого.

Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, — это грусть, меланхолия, тоска.  Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором.

Вывод

Сопоставляя стихотворения  Жуковского и Пушкина с такими похожими названиями, мы выявили их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов – друзей.

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «К морю» и В. А. Жуковского «Море»

(используя клише, получившийся вариант)

  1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)… 

Оба стихотворения объединены одним  кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской, и к любовной лирике.  В основе обоих лирических произведений морской пейзаж.

Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстаёт  перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского «лазурное море  вечерним и утренним светом горит, ласкает  облака золотые». У Пушкина оно «катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим  «его скалы, его заливы, и блеск, и тень … ».

  1. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.

В стихотворении Пушкина мы слышим «грустный», «призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег». Но для Пушкина море — это прежде всего «свободная стихия». В элегии Жуковского «безмолвное море», полное  «таинственной, сладостной жизни», наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»; его  «напряженная грудь» дышит, его «необъятное лоно» хранит «глубокую тайну».  

  1. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.

Оба произведения принадлежат к романтическому направлению: в обоих чувствуется неудовлетворённость действительностью, порыв  к свободе, стремление к идеалу. Оба написаны в одно и то же время: Пушкин в 1824, Жуковский 1822. Это эпоха  расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов — эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное  с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе — личной, общественной.

  1. Нужно отметить ещё одно существенное сходство…

Жуковский и Пушкин используют торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость. В своих произведениях авторы используют изобразительные средства языка в создании образа моря: антитезу, олицетворение, инверсию, словесные повторы, анафору.

  1. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, но и в строении, форме произведений. 

Основной принцип композиции стихотворения «К морю» можно определить как свободный. Строфы сюжетно не связаны между собой, но это вовсе не мешает общему впечатлению единства целого. Воспоминание о «свободной стихии » — о море — сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании вырваться на волю, о замыслах побега. Финал стихотворения жизнеутверждающий, мажорный. Потому автор и не обозначает жанр своего стихотворения как элегия. Циклическая композиция характерна  элегии Жуковского: сначала спокойное море — потом бурное — затем стихия вновь успокаивается — цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» — предвестье новой бури. Как бы ни была свободна эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, — это грусть, меланхолия, тоска.  Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором.

  1. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств. Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.

Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический  герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, но принимает решение остаться, очарованный «могучей страстью» любви. Море для него — друг, море ждёт, зовёт … Лирический герой слышит его призывный шум, признаётся ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть. Название элегии Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.

  1. Стихотворения казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения.
  2. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод.

Сопоставляя стихотворения  Жуковского и Пушкина с такими похожими названиями, мы выявили их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов-друзей.

МОРЕ Элегия

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в англии студенту
  • Как исправить пятна на нержавейке
  • Как найти середину стороны в прямоугольном треугольнике
  • Как в текст документе найти слово
  • Я не знаю даже как тебя нашел