Как составить список дел для ребенка

Для того чтобы воспитать самостоятельных детей, нужно с малых лет приучать их к ответственности и опрятности. Для этого родители дают задания, которые ребенок способен выполнить в своем возрасте. Это развивает дисциплинированность и отзывчивость.

Что такое домашние обязанности ребенка

 Обязанности детей по дому – это домашние дела, которые они должны выполнять. Мнение родителей в этом вопросе разделяются. Одни считают, что достаточно, чтобы дети убирали за собой, другие приобщают их к делам семьи. В любом случае домашние обязанности ребенка нужно планировать с учетом их возрастных возможностей.

Для чего необходимы обязанности детей по дому

С помощью выполнения домашних обязанностей происходит становление личности. Ребенок привыкает к дисциплине и приобретает ряд полезных навыков. Выполняя каждый день несложные задания родителей, он начинает делать это автоматически в дальнейшем, без напоминаний, и у него развивается чистоплотность.

Мальчик и девочка

Также он учится ставить перед собой цель, планировать последовательность выполнения задач и достигать желаемого. Кроме всех приобретенных полезных качеств, дети будут ежедневно ощущать свою пользу для семьи.

С какого возраста ребенку можно поручить первые домашние дела

Родители долгое время пытаются оградить детей от обязанностей по дому, стараясь продлить им детство. Но это совершенно зря. Когда ребенку исполняется 3-4 года, он уже вполне способен выполнять о простейшие задания. Самое время приучать малыша к труду. В таком возрасте дети сами проявляют тягу к тому, чтобы сделать что-то самостоятельно. И это отличный аргумент дать им эту возможность.

Обязанности, рекомендуемые ребенку 3-4 лет

В этом возрасте дети воспринимают уборку не как обязанность, а как игру. В такой форме они запросто справятся с несложными делами:

  1. Убрать свои игрушки на место.
  2. Вымыть свой горшок.
  3. Заправить кровать.
  4. Сложить грязную одежду в корзину для белья.
  5. Убрать за собой мусор или вытереть разлитую жидкость.
  6. Помочь на кухне: лепить пельмени или пирожки, вырезать кондитерские украшения формочками.

С чем может справиться ребенок в 5-6 лет

Ребенок в возрасте 5-6 лет действует более осознанно. Он пытается подражать маме и папе, показывает свою значимость. Ему можно доверить дела посложнее:

  1. Протереть пыль.
  2. Убраться в шкафах с одеждой и на полках.
  3. Полить цветы.
  4. Вырвать сорняки.
  5. Подмести и помыть пол.
  6. Помочь с сервировкой стола.
  7. Помочь готовить бутерброды, чистить яйца.

Домашние обязанности первоклассников

С поступлением ребенка в школу его жизнь становится более самостоятельной. Ведь родители находятся на работе, и ему приходится самому себя обслуживать и находиться дома одному. Список домашних обязанностей становится гораздо шире:

  1. Прилежно складывать вещи.
  2. Уметь собирать рюкзак и одежду в школу.
  3. Гулять с питомцем.
  4. Мыть посуду.
  5. Пылесосить.
  6. Уметь разогревать себе еду и готовить несложные холодные блюда.
  7. Чистить овощи и фрукты.
  8. Ходить в магазин за покупками (хлебом, сахаром, чаем).
  9. Выносить пакет с мусором.

Домашние дела для детей 8-9 лет

В этом возрасте обязанности детей по дому расширяются. Они уже устают от домашних дел и воспринимают их не так радушно. Следует добавлять не только новые обязанности, но и бонусы, чтоб они понимали, что повзрослели как для выполнения поручений, так и для определенных привилегий. 

Ребенок

Перечень обязанностей второклассников:

  • держать свою одежду и обувь в чистоте;
  • уметь нарезать продукты;
  • готовить простые блюда (сварить яйцо, кашу или макароны);
  • уметь стирать свои носки и нижнее белье;
  • менять постельное белье с помощью родителей;
  • мыть пол;
  • покупать товары из бакалеи.

Обязанности по дому детей 10 лет и старше

В этом возрасте ребенок считается подростком. Он находится на этапе развития, поэтому в состоянии выполнить практически любое задание по дому наравне со взрослым. Но не стоит поручать ему все домашние дела. В зависимости от предпочтений и интересов обязанности можно распределить на те, которые ближе мальчикам или девочкам.

Домашние дела для мальчиков и девочек

Есть общий список дел, которые могут выполнять как мальчики, так и девочки:

  1. Пылесосить, мыть пол, подметать.
  2. Мыть посуду, в том числе сковороды и кастрюли.
  3. Пользоваться стиральной машиной, развешивать белье.
  4. Убираться в шкафах и на полках.
  5. Ухаживать за домашними животными и цветами.
  6. Готовить полноценный обед.
  7. Ходить за покупками.
  8. Уметь отремонтировать одежду.
  9. Убирать за собой в ванной и туалетной комнате.

Дела для девочек

В возрасте 10 лет некоторые девочки чувствуют себя хозяйками и берутся за более ответственную работу:

  1. Гладят несложную одежду.
  2. Присматривают за младшими детьми.
  3. Выполняют огородные работы (посадки, сбор плодов).
  4. Помогают в приготовлении обедов и выпечки.
  5. Меняют постельное белье.

Дела для мальчиков

У мальчиков в этом возрасте список дел отличается от списка девочек:

  1. Помогают при ремонте жилища.
  2. Собирают плоды с деревьев.
  3. Помогают маме в магазине с тяжелыми сумками.
  4. Ходят с папами на рыбалку.
  5. Участвуют в приготовлении пищи на мангале.
  6. Помогают спланировать семейный бюджет.

Советы по оформлению списка дел для ребенка

Оформлять список дел для ребенка нужно в соответствии с его возрастом, предпочтениями и возможностями. Для малышей можно распечатать и раскрасить яркий и красивый график, чтобы после выполнения задания можно было приклеить наклейку, которая будет означать, что дело выполнено. Для детишек постарше можно распечатать тематический список с изображением любимого артиста или певца. Можно предусмотреть место, где они будут указывать свои эмоции от выполнения поручений.

Школьница

С помощью такого чек-листа можно проанализировать наиболее любимые обязанности и составить следующий план с их учетом. Многие составляют семейный перечень дел для всех членов семьи, и каждый из них чувствует свою ответственность и вклад в общее дело. И не стоит забывать о времени для отдыха.

Как научить ребенка выполнять домашние дела

Если дети не проявляют интереса и желания к уборке, а заставить их делать домашние обязанности – это целая проблема, есть ряд хитростей, чтобы привить им это желание:

  1. Дома должна быть чистота, чтобы дети привыкали, что так должно быть всегда.
  2. Если с малых лет у детей есть желание помочь родителям и сделать что-то самостоятельно, не нужно им это запрещать.
  3. Нужно, чтобы дети взяли за правило, что у вещей должно быть свое место. В таком случае и убираться нужно будет меньше.
  4. Распределять обязанности для детей нужно с учетом их предпочтений. Если родители дадут им задание, от которого они испытывают негативные эмоции, заставить их его выполнить в будущем будет сложно.
  5. Необходимо объяснить малышу, для чего нужно убираться, чтобы он понимал, зачем ему нужно это делать.

Родитель личным примером должен показать чаду, как нужно выполнять домашние дела. Ведь если мы сами не будем их выполнять, то от ребенка сложно будет этого требовать.

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

Time management для школьника Фото — фотобанк Лори

Тайм-менеджмент полезен детям, начинающим самостоятельно распоряжаться свободным временем. А для приверженцев альтернативного образования эта система станет большим подспорьем. Домашнее обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее, бесстрессово и эффективнее пройдут его школьные годы и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка планировать свою неделю

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

2. Составляйте план на день

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому,
то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

ЛАЙФХАК: C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

3. Мотивируйте ребенка

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял ;)

5. «Ешьте лягушек» вместе

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв»*

Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента.

Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги.

А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает!

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

9. Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем
договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

* Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Альпина Паблишер, 2017.

Автор статьи — Лейла Сазонтова, мама хоумскулера из Перми, член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу. 

Федя Забывакин — персонаж новой книги по тайм-менеджменту для школьников. Вместе с мамой и папой (они ведь тоже Забывакины) он учится планировать свой день, правильно распределять время. С одной стороны — захватывающее чтение для младших школьников, с другой — отработка полезных навыков самостоятельности.

Как составить список дел

Вот уже несколько дней Федя был на верху блаженства. Соседи уехали на неделю в экскурсионный тур и попросили его присмотреть за своим кроликом. Надо ли говорить, что Федя с восторгом согласился? Родители не возражали, так что просторная клетка с её пушистым обитателем перекочевала в квартиру Забывакиных.

Кролик был породист и очень хорош собой, но характер имел независимый и зловредный. Когда Федя выпускал его из клетки, он бежал строго в двух направлениях: либо к проводам, либо к обоям. Федя понимал кролика, ведь провод для него — вовсе не провод, а веточка; обои — кора дерева. Однако после того, как кролик отгрыз мышь от папиного компьютера и съел кусок любимых маминых обоев, отношение родителей к нему резко изменилось.

Кролик терпеть не мог две вещи: пить из поилки, как это делают все нормальные грызуны, и сидеть на руках. Каждый раз, когда Федя брал его на руки, кролик на мгновение впадал в задумчивость, после чего начинал так неистово вырываться, что плюхался на пол с риском сломать себе шею, тут же со всех лап бежал к своей клетке и впрыгивал в неё.

Вообще Федя очень серьёзно отнёсся к уходу за внезапно появившимся питомцем. Он выяснил рацион кролика и дважды в день строго по часам давал ему сухой корм. Кроме того, следил, чтобы у него всё время было достаточно сена и свежей воды. И конечно, Федя проводил с кроликом всё свободное время, пытаясь его приручить. Но на неделе времени было мало, поэтому Федя возлагал большие надежды на субботу — ведь в воскресенье вечером уже возвращались соседи, и кролика надо было отдавать. Похоже, мама с папой ждали этого момента с нетерпением.

В пятницу вечером Федя составил список дел на субботу. Выглядел он так:

Как научить ребенка составлять план на день

Папа с мамой список одобрили и в субботу утром уехали на дачу. Её нужно было подготовить к зиме: укрыть цветы, чтобы не замерзли, убрать под навес садовые скамейки, спилить сухие ветки, сгрести и сжечь опавшую листву. Обычно Федя ждал таких поездок и с удовольствием отправлялся на дачу вместе с родителями, но сейчас мама и папа сказали, что занятия английским и айкидо пропускать нельзя, а сам Федя категорически не хотел расставаться с кроликом.

Идти на английский надо было достаточно рано, но Федя просто не мог не пообщаться с кроликом. Прежде всего он высыпал ему остатки сухого корма и налил в миску свежей воды. Потом выпустил кролика из клетки и, когда тот немножко побегал, предпринял попытку подманить его кусочком морковки. Кролик засомневался, подозрительно поглядывая на Федю, но всё-таки подошёл, сгрыз морковку и лёг прямо у Фединых ног.

Федя страшно обрадовался и решил, что наконец-то кролик немного приручился и самое время взять его на руки. Однако едва Федя прикоснулся к нему, кролик вскочил и опрометью бросился к спасительной клетке. На полном ходу он впрыгнул в открытую дверцу и угодил лапами на бортик миски с водой. Вода вылилась в миску с кормом, корм разлетелся по полу клетки, превращаясь в жидкую кашу, и кролик замер, обнаружив, что сидит в непонятной луже.

Федя бросился за тряпкой и специальным совком для уборки клетки. Вернувшись, он собрал размокший корм, тщательно вытер разлитую воду. Оставалось только вновь насыпать еды и налить воду. И тут он вспомнил, что корм закончился.

Федя посмотрел на часы — он уже опаздывал на занятия английским, но разве это имело значение? В воображении Феди пронеслась жуткая картина: истощённый кролик погибает голодной смертью. Он вспомнил правило расстановки приоритетов, которое они недавно обсуждали с папой: на первом месте — жизнь и здоровье! Это означало, что покупка корма — самое приоритетное дело и его нужно сделать в первую очередь. И Федя немедленно отправился вместо английского в зоомагазин.

Когда Федя прибежал с кормом домой, на английский идти было уже поздно. Самое неприятное заключалось в том, что неблагодарный кролик даже не подошёл к миске с кормом, поскольку всё время, пока Федя отсутствовал, с большим аппетитом уплетал сено.

Когда он делал уроки, позвонил Вася Минуткин и позвал гулять. У Феди прогулка была намечена после дрессировки кролика, но он решил, что эти дела имеют примерно равный приоритет и их вполне можно поменять местами. Поэтому он быстро доделал все уроки на понедельник и побежал во двор. Но, несмотря на то что на улице было интересно и весело, ему всё же очень хотелось вернуться домой, к кролику. И когда стало приближаться время занятий айкидо, он понял, что больше не вытерпит, попрощался с Васей и быстро убежал домой.

В этот раз дрессировка пошла гораздо лучше. Кролик с удовольствием играл с Федей — сначала бегал вокруг его ног, а потом они поочередно бегали друг за другом. И вот настал момент, когда Феде удалось осторожно поднять своего любимца и усадить себе на колени. И кролик вдруг удобно улегся, а когда Федя стал его осторожно гладить, закрыл глаза и устроился ещё более уютно.

В этот момент в комнату вошла бабушка и громко позвала Федю выпить чаю перед айкидо. Федя попытался одной рукой замахать на бабушку, а другой закрыть уши кролику, но было уже поздно. Кролик как безумный вскочил, полетел кубарем с Фединых колен и бросился в клетку. Федя страшно испугался: он видел, что кролик упал очень неловко, и понимал, что тот ушибся и вполне мог повредить лапы.

Тайм-менеджмент для школьника

Однако после тщательного обследования оказалось, что страшного ничего не произошло, но на одной лапе сломан коготь, что, разумеется, должно было мешать кролику. Поэтому Федя вооружился ножницами и сделал попытку аккуратно срезать сломанный коготь. Это было сложно и неудобно, поскольку кролик, конечно же, вырывался что есть мочи и его надо было крепко держать. Но в конце концов спасательная затея увенчалась успехом.

Федя вытер пот со лба, закрыл дверцу клетки, глянул на часы и ужаснулся — занятия по айкидо должны были начаться через пять минут. А идти до спортклуба было минут пятнадцать. Федя схватил рюкзак со сменной одеждой и обувью, похвалил себя, что приготовил всё заранее, и бросился бежать. К счастью, он опоздал всего на несколько минут, и тренер его почти не ругал.

Когда Федя вернулся с занятия, мама с папой уже были дома и ели жареную картошку, которую бабушка приготовила к их приезду. Федя быстро вымыл руки и тоже сел ужинать. Он внимательно слушал, как родители провели время на даче, и чувствовал себя так, как будто весь день был вместе с ними.

Внезапно раздался телефонный звонок. Трубку сняла мама. По мере того как невидимый собеседник что-то говорил, её лицо из спокойного и радостного становилось напряжённым и расстроенным.

— Кто это был? — поинтересовался папа.

— Преподавательница Феди по английскому, — ответила мама. — Он, оказывается, сегодня не был на занятиях. Она решила, что Федя заболел, а потом случайно увидела, как он гулял с ребятами во дворе. Спрашивала, что случилось.

— Федя, а что случилось-то? — спросил папа.

И Федя рассказал, как всё было.

— Ну что сказать, — задумчиво произнёс папа, — с одной стороны, всё логично…

— Давайте-ка всё же посмотрим с другой стороны и будем составлять список дел так, чтобы не пропускать ни английский, ни другие серьёзные занятия, — решительно возразила мама. — Федя, как ты думаешь, чем отличаются такие дела, как занятия английским или айкидо и уборка клетки?

— Ну, мама, я отлично понимаю, что занятия — это дела более важные, но убирать клетку тоже надо. Еще занятия продолжаются час, а клетку я за пять минут убрать могу, если постараюсь.

— А ещё чем?

— Ну… Больше не знаю, чем.

— Федя, скажи, пожалуйста, во сколько начинается занятие по английскому? — внезапно спросил папа.

— Ну, в десять утра.

— А айкидо во сколько?

— В шесть вечера.

— А уборка клетки во сколько начинается? — не унимался папа.

— Как это? — удивился Федя. — Во сколько захочу, во столько и уберу. А-а-а, я понял! Эти дела отличаются тем, что у одних есть точное время начала, а у других — нет.

— Ну вот, это и есть самое важное отличие! — воскликнула мама. — Из-за него дела даже по-разному называются. Те, у которых есть точное время начала, называются жёсткими. А все остальные называются гибкими. Принеси, пожалуйста, тонкую чистую тетрадку и ручку.

Мама раскрыла тетрадь и провела вертикальную линию прямо посередине листа. Затем быстро написала много цифр в левой части листа. Затем подписала наверху слева — «Жёсткие дела», а справа — «Гибкие дела».

— Давай мы попробуем твой сегодняшний список дел, — сказала мама, — спланировать правильно, учитывая жёсткость и гибкость каждого дела. Сколько сегодня у тебя было жёстких дел?

— Два, — твёрдо сказал Федя. — Английский и айкидо.

— Умница, — похвалила мама. — Вот их-то мы и запишем в левую часть рядом с временем их начала. Например, занятия по английскому у тебя начинались в 10:00, значит, мы и запишем это дело рядом со временем 10:00.

— А айкидо мы запишем рядом с числом 18:00?

— Совершенно верно!

— А теперь остальные дела запишем между ними, да? — спросил Федя.

— Нет, мы сделаем иначе, — возразила мама. — Остальные дела запишем справа, прямо списком. И пронумеруем их с учётом наших приоритетов. Покупку корма поставим на первое место. Затем напишем про уборку клетки, чтобы всем хорошо дышалось в квартире. Потом пойдут уроки на понедельник. После самое время погулять. Ну и, конечно, дрессировка кролика, без неё никак.

История про Федю Забывакина

— Мама, я не понял две вещи, — сказал Федя. — Первое — как же теперь этот план выполнять? А второе — разве нельзя было все задачи сделать «жёсткими»? Например, решить, что я с двух часов до трёх делаю уроки, потом с трёх до четырёх — гуляю, затем с четырёх до пяти — играю с кроликом. Разве так не проще?

— Давай по порядку. Ты смотришь в левую часть и видишь свои жёсткие дела. Исходя из того, во сколько они начинаются, ты рассчитываешь время на сборы и на дорогу и это время ничем другим не занимаешь. А в свободное от жёстких дел время ты спокойно выполняешь гибкие дела, записанные справа, — ответила мама.

— Теперь давай разберёмся со вторым вопросом — зачем нужны две колонки и не проще ли обойтись одной. Так можно, многие это и делают — просто расписывают все свои дела по времени, не разделяя их на жёсткие и гибкие.

Но тогда получается, что все дела невольно становятся жёсткими, что не всегда удобно. Например, ты написал, что будешь убирать кроличью клетку ровно в 14:00, но к этому времени не успел закончить домашнее задание или бабушка позвала обедать. И что тогда? Бросать все и чистить клетку? Или продолжать заниматься другими делами и переживать, что не выполнил собственный план?

Кроме того, могут возникнуть новые дела, например бабушка попросит сходить в магазин. Ну и как это сделать, если у тебя уже все расписано по часам? А если гибкие дела не привязаны ко времени, а записаны списком с учётом приоритетов, то тогда ты спокойно можешь найти место в этом списке для нового дела с учётом его приоритета.

Уважаемый читатель, а у тебя бывало так, что ты не выполнил жесткое дело или выполнил его недостаточно хорошо — пропустил занятие или опоздал на встречу, потому что занимался гибкими делами, которые вполне можно было бы сделать в другое время? Составь список дел на завтра. Укажи слева жёсткие дела, а справа — гибкие. Гибкие дела записывай с учётом их приоритета. Успехов!

Знаете, чем страшен сентябрь родителям школьников? Нет, не очередными поборами «на шторы», оценками и наймом репетиторов. Самое сложное — это снова впихнуть в свое рабочее расписание напоминалки о кружках, уроках, экскурсиях. Расписать и свой день, и день ребенка так, чтобы всё успеть.

Пока мы планируем время за ребенка, всё будет по-прежнему: «Я забыл про кружок, я не успел доделать уроки, я опоздал на занятия». В этой статье разбираемся, как научить детей чувствовать время и планировать свои задачи самостоятельно.

Лиза Немзер, клинический психолог

Благодарим Лизу за помощь в написании материала

Основы тайм-менеджмента

Это понятие появилось не так давно – раньше ритм жизни был гораздо медленнее. Сейчас, чтобы стать успешным, необходимо постоянно развиваться, действовать быстро и решать массу задач каждый день.

Как можно все успевать и при этом не уставать? Основной лайфхак тайм-менеджмента – это сокращение времени, проведенного с так называемыми тайм-киллерами. Сюда относится бесконечный серфинг в интернете, просмотр развлекательных роликов, соцсети, игры на компьютере и смартфоне… Современные дети уделяют гаджетам массу времени и часто даже не замечают, что проводят за ними часы.

Почему нас так увлекают тайм-киллеры?

Это связано с дофамином. Новый лайк, новое достижение в игре — это быстрые награды. Предвкушение такой награды (или любой другой — вкусной еды, например) вызывается выбросом дофамина. По сути это мини-зависимость без негативного влияния. При этом мозгу, конечно, всё равно на успешность и эффективность. Он будет выдавать дофамин и на ожидание вкусной конфеты, и на ожидание премии / хорошей оценки, если получателю приятно от премии или оценки.

Лиза Немзер

Помимо того, что гаджеты отвлекают от других занятий, их чрезмерное использование не очень полезно для психики. Особенно мозг уязвим перед сном. Мерцающий экран телефона вызывает перевозбуждение нервной системы, и ребенку сложнее уснуть. Ребёнку, как и взрослому, гораздо проще учиться чему-то новому, когда он выспался. Поэтому однозначно – перед сном убираем гаджеты подальше.

С основными убийцами времени разобрались. Приступаем к основам самого тайм-менеджмента.

Как научить расставлять приоритеты

Конечно, каждый ребенок – да и взрослый – хочет выполнять задачи по настроению. Но детям сложнее объяснить, что у каждой задачи есть свои приоритеты. Важно не просто заставить ребенка делать все в определенной последовательности, а объяснить, почему нужно сначала выполнить одну задачу, а затем вторую.

Перед тем, как учить маленького ребенка планированию, нужно чтобы он вообще научился понимать время. Принцип всегда один: чем младше ребенок, тем нагляднее ситуации. Родители в большинстве своём и так это делают: рассказывают малышам про времена года и как их отличать, учат с детьми постарше месяцы и дни недели.

Лучше делать это с примерами: январь – это месяц, когда мы празднуем новый год, в июле мы едем к бабушке в деревню, по понедельникам мама заказывает продукты.

Лиза Немзер

У детей постарше уже появляется чувство ответственности за свои действия, поэтому с ними можно составлять списки задач с приоритетами. При этом родителю важно выстраивать диалог с ребенком и быть готовым к тому, что у ребенка может быть другое мнение.

Вместо того, чтобы просто попросить ребенка убраться в комнате, объясните ему, чем это может быть полезно: «К тебе собираются прийти друзья в гости, наверное, вы захотите поиграть в приставку, а потом собирать лего, а потом ещё что-нибудь. Давай уберемся, чтобы это всё было под рукой?» Важно, чтобы ребенок понял причинно-следственную связь.

Позже ребенок сможет самостоятельно строить свой график, рассуждая, какая задача сейчас наиболее важна. Примерно с первого класса — когда у ребенка появятся какие-никакие дедлайны — он начнет понемногу строить планы на долгосрочную перспективу. До школы ему куда интереснее будет играть и бегать, а не планировать дела.

Как выработать привычки

Грамотно вписанные в график рутинные дела – основа успешного расписания. Но дети и режим – практически несовместимые вещи. Чтобы ребенок лучше уяснил важность привычки, пользуйтесь этими способами:

  • При планировании рутинных дел начните с наиболее приятных для ребенка. Например, если вы каждое воскресенье устраиваете семейный ужин, поручите ребенку разработку меню и подготовку столовых приборов. Затем постепенно переходите к менее приятным – например, планированию еженедельной уборки.
  • Следите, чтобы запланированные действия выполнялись по расписанию. Ставьте детям напоминания , пишите о задачах на стикерах и приклеивайте их на холодильник (приложение-планировщик в телефоне для этого тоже подходит). Особенно важно это делать в первые недели выработки привычки.
  • Поощряйте ребенка за одно или несколько выполненных рутинных дел подряд – например, сводите его на долгожданный фильм или выдайте больше денег на карманные расходы.
  • Не забывайте о своем примере. Дети четко следуют родительскому образу жизни. И если вы не будете исполнять рутинные дела, то и дети вряд ли станут это делать.

Как заставить ребенка делать нелюбимые дела

Порой детям очень сложно объяснить, что некоторые дела не приносят удовольствия, но являются чрезвычайно важными. Но есть несколько приемов:

  • Наглядно объясните, почему важно выполнять ту или иную задачу. Например, если ребенок разбрасывает одежду – не спешите сами ее убирать. Когда ребенок будет собираться на прогулку, засеките, сколько времени он ищет в горе одежды любимую футболку и джинсы. А затем расскажите, что он сэкономил бы целых 20 минут и смог уйти гулять пораньше, если бы сразу сложил одежду в шкаф.
  • Пусть ребенок сам решит, когда захочет выполнить нелюбимую задачу – но это должно произойти в рамках конкретного дня. Сначала ребенок будет откладывать задачу до последнего, но со временем он, скорее всего, поймет, что лучше сделать ее в списке первых, чтобы потом спокойно заниматься любимыми делами.

Делите крупную задачу на несколько мелких. Это позволит ребенку понять, что проблема не так-то и сложна. Действительно, когда представляешь гору посуды, которую нужно перемыть, – это одно. А когда думаешь: «Так, осталось помыть всего 2 чашки, пару тарелок и одну сковородку» – то это количество уже не кажется таким пугающим.

И все-таки опоздать в кино или в школу, не сделать домашнюю работу или забыть помыть посуду — иногда даже полезно. Родителю надо позволить ребенку учиться на своих ошибках, потому что естественные последствия – лучшие учителя.

Лиза Немзер

Как научить ребенка планировать время

Иногда ребенок не успевает делать свои задачи, потому что просто неправильно оценивает свое время. Возьмите с ребенком план его стандартного дня и позвольте ему самостоятельно прикинуть, сколько времени займет то или иное дело. Затем ненавязчиво понаблюдайте за ребенком в течение дня или спросите его вечером, насколько его прогнозы оказались верными. Скорее всего, они будут очень далекими от истины, например:

  • Сборы в школу занимают не 30, а 45 минут, потому что ребенок долго подбирает, что ему надеть.
  • Дорога из школы длится не 15, а 30 минут, потому что по дороге ребенок играет с друзьями.
  • Обед идет не 40 минут, а почти час, потому что за едой ребенок играет в телефоне.

Дети действительно иначе воспринимают время?

Да, и дело не только в отсутствии опыта и всяких общечеловеческих когнитивных искажениях (например, нам всем кажется, что время течёт очень медленно, когда скучно). Время — сложная абстрактная концепция. Скачок в развитии способности к абстракции — это подростковый возраст. У ребёнка не хватает лобных долей, чтоб осмыслить концепцию времени.

Лиза Немзер

Все эти действия можно оптимизировать – например, готовить одежду для школы с утра или не доставать гаджет за обедом. Но важно, чтобы ребенок сам понял, на что уходит драгоценное время.

Как подавать ребенку правильный пример

  1. Составьте режим дня для каждого члена семьи и придерживайтесь его. Когда вся семья встает и ложится примерно в одно и то же время, вместе собирается за обедом и ужином, выполняет определенные рутинные действия – например, уборку в своих комнатах по субботам, то и ребенку легче привыкнуть к распорядку.

  2. Обсуждайте, сколько времени у вас занимают домашние дела. Придумывайте способы, чтобы оптимизировать время. Например, один член семьи может мыть посуду, а второй – вытирать ее и ставить в шкаф.

  3. Планируйте даже развлекательные мероприятия. Например, отметьте в календаре, что в воскресенье вы поедете в парк. Запланируйте, во сколько вы выйдете из дома, чем будете заниматься, что сделаете в начале прогулки, а что – в конце. Дети с большим энтузиазмом планируют развлечения, и при этом осваивают полезные навыки тайм-менеджмента.
  4. Активно используйте календари, графики и приложения для тайм-менеджмента. Планируя событие, обязательно отмечайте его в календаре и расставляйте приоритеты. Составляйте расписание дня так, чтобы ребёнку было видно, что есть в плане и что за чем следует. Хорошая практика — чек-листы. Можно составлять их для одного большого дела (домашняя работа / уборка), можно по принципу расписания (просто внести туда все дела). Тогда у ребёнка будет возможность видеть свой прогресс. За весь закрытый чек-лист можно придумать поощрение.

Вместо заключения

Да, привить ребенку основы планирования тяжело. Но дайте ему самому осознать, насколько легче становится выполнять свои задачи, если они четко запланированы, и сколько времени для игр или общения с друзьями у него появляется, если не тратить его впустую. И не забывайте сами подавать пример успешного тайм-менеджмента.

Приучать детей к аккуратности и порядку лучше всего с самого раннего возраста. Это не только облегчит вашу работу по дому, но и позволит малышу получить полезные практические навыки и научит его ответственности.

В одной из наших статей мы уже рассказывали о небольших хитростях, которые помогут вам приучить ребенка к стирке. Теперь вы узнаете, какие домашние обязанности стоит поручить детям, как составить график дежурств и список домашних дел для ребенка.

Как составить список дел по дому для детей

Если вы хотите видеть вашего ребенка самостоятельным, организованным и аккуратным – вовлеките его в несложную работу по дому. Для начала, объясните малышу его задачи. Несколько раз выполните его будущие обязанности вместе, терпеливо показывая и рассказывая ему, что, как и зачем вы делаете. Потом проконтролируйте его работу и убедитесь, что он может справиться с заданием самостоятельно. Если он ошибся – не ругайте малыша, а мягко подскажите ему, как нужно сделать правильно.

Держите в доступном для детей месте упаковку бумажных полотенец Zewa Premium. Эти прочные и отлично впитывающие влагу полотенца помогут малышу справляться с его работой по дому. А если они лежат у него на виду, то будут и напоминать про его домашние обязанности.

Список дел по дому для детей

Детям нравится чувствовать себя «взрослыми» и «самостоятельными», но им важна и похвала. Проще всего увлечь ребенка работой по дому, превратив ее в игру.
Чтобы детям было интересно выполнять их домашние обязанности, придумайте для них призы за хорошо сделанную работу. Если у вас несколько детей, то можно устроить между ними соревнование. Наклеивайте стикеры в список задач для каждого из них, а в конце недели — награждайте победителя.

Как составить график дежурств для детей и подростков

Скорее всего, детям придется выполнять домашние обязанности после школы. Позаботьтесь о том, чтобы работа на дому для подростков в будние дни не была слишком сложной. Ведь им еще нужно сделать уроки, пообщаться с семьей и поиграть с друзьями. Отложите их трудоемкие хозяйственные задачи на выходные.

Как составить график дежурств по дням

В каждой семье список домашних дел для детей может быть разным. Все зависит от возраста и загруженности ребенка. В качестве примера, мы хотим привести график дежурств, который, с помощью родителей, составила для себя одна маленькая девочка:

Как я помогаю маме и папе

Понедельник: убрать в детской комнате

  • Убрать все лишнее с пола, кровати и стола
  • Сложить игрушки

Вторник: полить цветы

  • Набрать в лейку воды
  • Полить каждый цветочек (не сильно)

Среда: разложить игрушки

  • Проверить, что все игрушки разложены по своим ящикам
  • Переложить те, которые лежат не на месте
  • Выбросить ненужные или сломанные

Четверг: вытереть пыль

  • Убрать все со стола, тумбочки и полок
  • Вытереть с них пыль, а потом протереть бумажными полотенцами Zewa Premium
  • Аккуратно поставить все вещи на место

Пятница: помыть Тузика

  • Вытрясти его подстилку и вымыть миску
  • Искупать и расчесать собаку

Суббота: Едем на дачу! На даче надо:

  • Выдернуть сорняки
  • Собрать опавшие листья
  • Помочь помыть машину

Воскресенье: помочь со стиркой белья

  • Собрать всю грязную одежду
  • Отделить белое белье от цветного
  • Нажать кнопку «пуск» на стиральной машинке
  • Сложить одежду, когда она высохнет

Каждый день

  • Помочь накрыть на стол и убрать грязные тарелки
  • Помочь помыть посуду
  • Накормить и выгулять Тузика
  • Положить грязные вещи в корзину для стирки
  • Заправить постель
  • Сразу убрать за собой весь мусор

Теперь вы знаете, как можно приобщить ребенка к работе по дому. Пусть он почувствует себя полноценным членом семьи, у которого тоже есть свои обязанности. Скачайте наш бесплатный список домашних дел и повесьте на стену в комнате ребенка, чтобы он всегда был на виду.


Была ли эта статья полезна?Благодарим за отзыв!

или

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти квантового слайма в slime rancher
  • Флешка на макбуке как найти
  • Как найти поставщиков автомасел
  • Как найти носки в комнате
  • Как можно найти девушку в москве