Как составить спп с придаточным образа действия

Придаточное предложение образа действия — это зависимая часть в сложноподчинённом предложении, которая выражает, каким способом совершается действие в главной части, и отвечает на вопросы как? каким образом?

Узнаем, что такое придаточное образа действия в сложноподчинённом предложении, определим его характерные союзы, с помощью которых оно прикрепляется к главному предложению. Приведем примеры сложных предложений с придаточным образа действия.

Придаточное предложение образа действия в сложноподчинённом предложении

В названии этого придаточного предложения уже содержится указание, что оно характеризует способ действия, которое совершается в главном предложении.

Девушка не смогла долго сидеть на стуле так, как будто аршин проглотила.

В сложноподчиненном предложения с придаточным образа действия указывается на то, как, каким способом или образом совершается действие, о котором идёт речь в главной части.

Придаточное образа действия

Это обстоятельственное придаточное предложение, которое поясняет глагол-сказуемое в главной части, присоединяется к ней с помощью союзного слова «как» или подчинительных союзов:

  • что
  • чтобы
  • будто
  • точно
  • как будто
  • словно

Понаблюдаем:

Она выглядела так, (как?) словно боялась сказать лишнее.

Парень не смог постоянно нести знамя так, (каким образом?) чтобы оно не кренилось вниз под порывами ветра.

У меня в доме просьба вести себя так, будто мы знакомы издавна.

На картине А. Куинджи «Берёзовая роща» свет и тень переливаются так, что это мастерство художника производит неизгладимое впечатление на зрителей.

Чаще всего придаточное образа действия относится к сочетанию глагола с указательным словом «так» в главном предложении и связывается с ним при помощи союза «что».

Корни матёрых елей, расходясь в стороны, так взбугрили  землю (как? каким образом?), что угадывался их путь под землёй (В. Солоухин).

Схематично строение сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия представим так:

[ …глагол + так ], ( что… ).

Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия из произведений художественной литературы.

 Примеры

Вверху ветви деревьев переплелись между собой так, что совершенно скрыли небо (В. Арсеньев).

В ранних солнечных лучах заиндевелые деревья и белые снега засверкали и заискрились так, что вскоре глазам стало больно смотреть (Э. Г. Казакевич).

Удивительная повесть этого человека так захватила меня, что я старался записывать её как можно подробнее (Борис Полевой).

Всё было в этот вечер в доме Медяниковых так, как об этом многие годы мечтала мать (В. Г. Лидин).

Всё не так свершилось в моей жизни, как я предполагал (Э. Грин).

Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки поспеть на рассвете (М. Фурманов).

Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть (А. Ф. Кони).

В одном месте глыбы легли так, что образовали глухую и длинную пещеру с выходом к самой воде (К. Паустовский).

Он относился к окружающему так, как относятся к исчезающему (В. Б. Шкловский).

Старик и говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта (А. Чехов).

Марко Поло писал о монголах так, как арабские писатели писали иногда о франках (В. Шкловский).

Ударил дождь так, что над землей появился дым — мелкая водяная пыль от раздробившихся дождинок (В. Солоухин).

Видео «Придаточные образа действия»

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 32

Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы «Как?», «Каким образом?»

Пример:

[Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).

Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, что, чтобы, словно, как будто, точно;

иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения, следствия.

Пример:

[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).

[Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).

Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так, выполняющее функцию обстоятельства образа действия.

Пример:

«Бьётся насмерть парень бравый — так, как бьются на войне» (А. Твардовский).

«Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком» (К. Паустовский).

Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.

В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений:

  • времени,
  • места,
  • причины,
  • следствия,
  • условия,
  • уступки,
  • сравнения,
  • образа действия,
  • меры и степени.

1. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении.

Придаточное времени относится ко всей главной части, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

Например: С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий. (М. Ю. Лермонтов) Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. (Л. Толстой) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружён. (А. Пушкин)

В главном предложении могут быть слова со значением времени, указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза то. Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом.

Например: Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. (Д. Хармс) Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной (А. Чехов) Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда даёт его в переносном значении (С. Маршак) Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов)

От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в сложноподчинённых предложениях с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения.

Например, предложения Дождь идет, с тех пор как мы вернулись и Дождь идет с тех пор, как мы вернулись имеют в своем составе один и тот же союз с тех пор как.

В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться.

Например, предложение Это произошло в то время, когда никого не было в этом случае должно интерпретироваться не как сложноподчинённое предложение с придаточным времени, а как сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в сложноподчинённом предложении времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.

1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной.

Например: Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (А. С. Пушкин);

2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда — тогда, лишь только — как, когда — то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной.

Например: Едва я накинул бурку, как повалил снег (М. Ю. Лермонтов).

Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда.

Например: Я  видел Ялту в том году, когда (= в котором) её покинул Чехов. (С. Маршак) (придаточное определительное).

Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. (Н. Островский) (придаточное изъяснительное).

2. Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в сложноподчинённом предложении с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.

Например: Он писал всюду, где заставала его жажда писать. (К. Паустовский) Куда река пошла, там и русло будет. (Пословица) А там, в сознании, где еще вчера было столько звуков, осталась одна пустота (К. Г. Паустовский). Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орёл. (М. Пришвин) Я  оттуда приехал, где люди тверды, как гранит. (И. Уткин)

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию.

Например: Он пошёл, куда ему захотелось, где в главной части пропущено слово туда.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. При изменении порядка следования частей сложноподчинённого предложения с придаточным места усиливается внимание к содержанию придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах, а также в поэтических текстах.

Например: Где тонко, там и рвется. Где вода, там и верба. Где тонко, там и рвётся. Где труд, там и счастье.

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.

Сравните: И Таня входит в дом пустой, где (в котором) жил недавно наш герой. (А. Пушкин) — (придаточное определительное).

Я стал припоминать, куда ходил в течение дня (И. Тургенев) (придаточное изъяснительное).

3. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении.

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?,относятся ко всему главному предложению и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и подобными.

Например: Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны (А. П. Чехов). Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (И. Бродский) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л. Т.) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр  наш довольно охотно посещался. (А. Куприн)

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.

Например: Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (С. Есенин)

Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза:

Например: Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда! (М. А. Булгаков)

4. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?

Например: Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (Д. Мамин-Сибиряк); Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М. Лермонтов)

Не относятся к сложноподчинённым предложениям с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной — союз что: За лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени.

Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.

Например: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро (ССП); Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).

5. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Например: Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею (И. Ильф и Е. Петров). А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский) Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. Пушкин)

Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.

В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если — то, если — так, если — тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной.

Например: Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).

Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы).

Например: Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдалеке, я бы, конечно, немедленно остановился. (П. Павленко)

6. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только.

Например: Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (М. Ю. Лермонтов). Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин) Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. (А. Чехов) Он употребил всё своё красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения. (А. Пушкин) Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым. (К. Паустовский)

В этих сложноподчинённых предложениях иногда употребляется указательное слово затем.

Например: Я приехал затем, чтобы объясниться.

Союзы, употребляющиеся в сложноподчинённом предложении с придаточными цели, часто бывают разделены запятой. При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения.

Например: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие (Н. В. Гоголь). Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна. (К. Паустовский)

Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы.

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский) (придаточное изъяснительное).

Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (Д. Фурманов) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).

7. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными

В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему:

1) союзами хотя, хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др.

2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) и др.

Например: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб) — средство связи — союз хотя.

Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врожденного благородства (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого.

Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) — средство связи — союзное слово сколько, являющееся обстоятельством.

Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.

Например: Как ни странно, но вид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров).

И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин).

8. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:

Например: Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой)

Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)

Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились, точно он хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой).

В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения.

Например: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу. (А. Чехов)

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого — в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.

Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, то есть зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена:

«Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) — сравнительный оборот, обстоятельство.

Близки к сложноподчинённым предложениям с придаточными сравнения сложноподчинённые предложения с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем — тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия.

Например: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков).

В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем.

Особую группу внутри сложноподчинённых предложений со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями — сравнительные или сопоставительные.

Например: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).

9. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Придаточные образа действия характеризуют способ совершения действия и отвечают на вопросы как? каким образом? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия, относятся к одному слову в главной части — указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как.

Например: Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно (А. Н. Толстой)

Придаточные образа действия располагаются за главной частью.

10. Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.

Например: Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто. (А. Чехов) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (К. Паустовский) Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы. (Д. Мережковский) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (М. Булгаков).

Отдельную группу среди сложноподчинённых предложений с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия.

Например: Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами.

Например: Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту (И. Ильф и Е. Петров).

О сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными мы говорили ранее, когда разбирали виды придаточных в сложноподчинённом предложении.

Придаточные предложения образа действия, меры
и степени.

Цели:

Обучающие:

— познакомиться с новыми видами
придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;

— определять средства их связи с
главным предложением;

— формировать умение различать
оттенки значения многозначных придаточных;

— формировать умения правильно
расставлять знаки препинания в сложноподчинен-ных предложениях, составлять их
схемы.

Развивающие:

— различать изученные виды
придаточных предложений;

— закреплять умения находить подчинительные
союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;

— развивать умение анализировать,
сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

— пробуждать познавательный интерес
к изучению русского языка;

— способствовать развитию умения
отстаивать свою точку зрения;

— воспитывать умение работать
самостоятельно.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление новой темы.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

Орфоэпическая разминка.

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн.  ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг,
некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

корЫсть

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд,
нефтепровОд, водопровОд

Отрочество, от Отрок- подросток

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только
на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр,
школЯр

тОрты, тОртов

цемЕнт

цепОчка

шАрфы, см. бАнты

щавЕль

красИвее, прил.и нареч. в
сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

кровоточАщий

кУхонный

мозаИчный

оптОвый

слИвовый, образовано от слИва

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, 
избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень
бралА

включИть-включИшь,

включИт, включИм

закУпорить

звонИть-звонИшь, звонИт,

кровоточИть

облегчИть-облегчИт

освЕдомиться-освЕдомишься

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

щЁлкать

вОвремя

добелА

дОверху

донЕльзя

дОнизу

дОсуха

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

зАтемно

Исстари

красИвее, прил.и нареч. в
сравн.ст.

навЕрх

надОлго

ненадОлго

Сложноподчинённые предложения с придаточным меры и степени

Теория:

Придаточные меры и степени указывают на
меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и
отвечают на вопросы «
В какой мере?», «В какой степени?», «Сколько?», «Насколько?»

Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении
настолько), 
до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния,
признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными,
существительными.

Пример:

[Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это
возможно в 
20 лет) (А. Куприн).

Если указательного слова со значением меры и
степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно
бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут
выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные
слова подчёркивают степень проявления признака.

Пример:

[Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух
захватывает).

Придаточные меры и степени присоединяются к
главному предложению союзами 
что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку.

Пример:

[Это было сказано так твёрдо и властно], (что Лунину
оставалось только подчиниться) (Н. Чуковский).

[Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к
ним, видел себя не похожим на них) (М. Горький).

Нужно уметь отличать придаточные меры и
степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос.

Пример:

«Рукава и верхние полы рубашки засалились и
залоснились до такой степени, что походили на юфть» (Н. Гоголь) —  засалились
и залоснились «
До какой степени?», «Как сильно?», а не «Как?», «Каким образом?»

Источники:

Придаточные
образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени характеризуют
способ совершения действия или степень проявления качественного признака и
отвечают на вопросы: как?
каким образом? в каком месте? в какой степени? сколько? насколько?

Придаточные образа действия и степени зависят от слова,
которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия
и степени.

Придаточные образа действия и степени присоединяются к
главному предложению при помощи:

а) союзных слов (как,
сколько, насколько
),

б) союзов (что,
чтобы, словно, точно, будто, как будто
).

Примеры

Пример 1

Составить схему предложения (Рис. 1).

Рис. 1. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу первого и второго
предложения. Предложение сложное, одна часть зависит от другой, задаем вопрос
от главной части предложения к зависимой. Составляем схему предложения. При
составлении схемы главное предложение выделяем квадратными скобками, пишем
указательное слово, зависимое предложение выделяем круглыми скобками, пишем
союзное слово, которым присоединяем предложение. По вопросу заданному от
главного предложения определяем, что у нас придаточное предложение образа
действия (Рис. 2).

Рис. 2. Предложение

Пример 2

Составить схему предложения (Рис. 3).

Рис. 3. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основы предложений, от главной
части предложения задаем вопрос к зависимой. Вопрос насколько? указывает
на то, что у нас придаточное предложение образа действия и степени. Составим
схему предложения, как и в предыдущем примере (Рис. 4).

Рис. 4. Предложение

Однозначные
и двузначные придаточные образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными, если
присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов как, сколько, насколько.

Придаточные образа действия и степени называются двузначными, если
присоединяются союзами и этот союз вносит какое-то дополнительное значение.

Примеры

Пример 1

Составить схему предложения (Рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу главного предложения и
задаем вопрос ко второй части предложения – в какой степени? Союз что может осложнять
значение степени значением следствия. Необходимо правильно задавать вопрос и
обращать внимание на первичное значение. Это придаточное предложение образа
действия и степени (Рис. 6).

Рис. 6. Предложение

Пример 2

Составить схему предложения (Рис. 7).

Рис. 7. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от
главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? В этом
случае значение образа действия осложнено значением цели, его вносит союз чтобы. Это придаточное
предложение образа действия, оно имеет двузначный смысл. Изобразим это на
схеме, обязательно записываем указательное и союзное слово (Рис. 8).

Рис. 8. Предложение

Пример 3

Составить схему предложения (Рис. 9).

Рис. 9. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от
главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? Дополнительный
сравнительный оттенок вносит союз будто.
Указательное слово так позволяет
правильно определить, что у нас придаточное предложение степени (Рис. 10).

Рис. 10. Предложение

Заключение

Запомнить

Придаточные образа действия и степени (Рис.
11):

— раскрывают образ, способ действия и степень признака,
названного в главной части,

— придаточная часть относится к слову (глаголу, прилагательному,
наречию) в главной части,

— к придаточной части ставится вопрос: как? каким образом? в какой
степени?,

— присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов
и союзов,

— в главном предложении обязательно есть указательное слово –
обстоятельство образа действия, меры и степени,

— придаточная часть располагается после главной части,

— могут совмещать еще значения следствия, цели и сравнения.

Рис. 11. Схема
сложноподчиненного предложения с придаточными степени, образа действия

Это обстоятельственное
придаточное предложение, которое поясняет глагол-сказуемое в главной части,
присоединяется к ней с помощью союзного слова 
«как» или подчинительных союзов:

·                                
что

·                                
чтобы

·                                
будто

·                                
точно

·                                
как будто

·                                
словно

Понаблюдаем:

Она выглядела так,
(как?) 
словно боялась
сказать лишнее.

Парень не смог постоянно
нести знамя так, (каким образом?) 
чтобы оно не
кренилось вниз под порывами ветра.

У меня в доме просьба
вести себя так, 
будто мы знакомы
издавна.

На картине А. Куинджи
«Берёзовая роща» свет и тень переливаются так, 
что это мастерство художника производит неизгладимое
впечатление на зрителей.

Чаще всего придаточное
образа действия относится к сочетанию глагола с указательным словом 
«так» в главном предложении и связывается с ним при помощи
союза 
«что».

Корни матёрых елей,
расходясь в стороны, так взбугрили  землю (как? каким образом?), что
угадывался их путь под землёй (В. Солоухин).

Схематично строение
сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия
представим так:

[ …глагол + так],
( что…).

Приведем примеры
сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия из произведений
художественной литературы.

 Примеры

Вверху ветви деревьев
переплелись между собой так, что совершенно скрыли небо (В. Арсеньев).

В ранних солнечных лучах
заиндевелые деревья и белые снега засверкали и заискрились так, что вскоре
глазам стало больно смотреть (Э. Г. Казакевич).

Удивительная повесть этого
человека так захватила меня, что я старался записывать её как можно подробнее
(Борис Полевой).

Всё было в этот вечер в
доме Медяниковых так, как об этом многие годы мечтала мать (В. Г. Лидин).

Всё не так свершилось в
моей жизни, как я предполагал (Э. Грин).

Время посадки было
рассчитано так, чтобы к месту высадки поспеть на рассвете (М. Фурманов).

Я прожил жизнь так, что
мне не за что краснеть (А. Ф. Кони).

В одном месте глыбы легли
так, что образовали глухую и длинную пещеру с выходом к самой воде (К.
Паустовский).

Он относился к окружающему
так, как относятся к исчезающему (В. Б. Шкловский).

Старик и говорил так, как
будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта
(А. Чехов).

Марко Поло писал о
монголах так, как арабские писатели писали иногда о франках (В. Шкловский).

Ударил дождь так, что над
землей появился дым — мелкая водяная пыль от раздробившихся дождинок (В.
Солоухин).

3. Тренировочные упражнения.

. Из каждой пары предложений составьте СПП с придаточными образа
действия, степени или сравнительное.

1. На железнодорожной насыпи поспела
земляника. Рубиновые капельки сверкают на солнце. 2. Вода в Красном море
прозрачна. Можно рассмотреть рыб, плавающих у дна. 3. Фильм мне очень
понравился. Я смотрел его много раз. 4. В комнате был жуткий беспорядок. Кто-то
открыл все шкафы и выбросил все вещи на пол. 5. Его улыбка произвела на меня
неприятное впечатление. Я услышал лживые слова. 6. Я волновался перед
экзаменом. Не мог спать и потерял аппетит.

3. Добавьте к предложениям придаточные образа действия, степени
или сравнительные.

Сердце билось тревожно__________________.
Несмотря на раннюю весну было так тепло________. Было мягко идти по зеленому
мху_________. Ветер выл___________. Время текло медленно____________. Чем выше
мы поднимались в горы___________. Снег был такой мягкий, белый____________. На
улице было темно________. Малыш говорил так серьезно______________.

Задание 5.

4. Проверочная работа.

Не записывая предложения, укажите виды изученных придаточных.

1. Ему почудилось, будто скрипнула дверь.

2. Куда ни взглянешь, всюду тянулась
невеселая степь.

3. Старик так поражен был моими словами,
что всплеснул руками и остолбенел.

4. Кабы он получше платил за труды, так и
Янко бы его не покинул.

5. Я пошел посмотреть, горит ли камин.

6. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

Рефлексия

— Все ли вам было понятно сегодня на уроке?

— Какие затруднения вы испытывали? Какой материал показался вам
сложным?

— Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями?
(повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее
работать на уроке, задавать вопросы и т.д.)

— Какие задания были для вас интересными?

Наш урок подходит к концу.

— О чём мы сегодня говорили?

Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие
задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.

Цель:

— познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточным образа действия и степени;

— повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

Задачи:

Образовательные:

Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных;

Научиться находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения;

Различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением;

Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.

Развивающие:

— развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование: интерактивный комплект + традиционное обрудование, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для тестирования, лист самооценки.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к ОГЭ

Вариант 1.

1. Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: могилы солдат

2.Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: превосходство души

3. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: приняли с неохотой

4. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: отцов друг

5. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ревела с надрывом

6. Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: набор для дороги

7. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: самовар из меди

8. Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: еловая ветка

9. Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: лучи солнца

10. Замените словосочетание «котлеты из хвои», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: хвойные котлеты

Вариант 2.

1. Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: морская жизнь

2. Замените словосочетание «стеклянная рамка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: рамка из стекла

3. Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: сказала с насмешкой

4. Замените словосочетание «отцовская несуразность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: несуразность отца

5. Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: сказал со смущением

6. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: банка из стекла

7. Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: полей картофеля

8. Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: колодезное дно

9. Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: жужжание шмеля

10. Замените словосочетание «фарфоровые собаки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: собаки из фарфора

Вариант 3.

1. Замените словосочетание «в водяных дорожках», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: в дорожках из воды

2. Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ржаных колосьев

3. Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: корабельная палуба

4. Замените словосочетание «суконным одеялом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: одеялом из сукна

5. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: стоять с гордостью

6. Замените словосочетание «ловля рыбы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: рыбная ловля

7. Замените словосочетание «лисий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: хвост лисы

8. Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: доказывать упрямо

9. Замените словосочетание «встретить с радостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: радостно встретить

10. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: жизненная цель

Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие. (Слайд 2)

1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.

2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

  1. Найдите грамматические основы.
  2. Определите главные и придаточные предложения.
  3. На какие вопросы отвечают придаточные?
  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному  предложению?  Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное.  Если же союзами, то многозначное.
  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.

                         Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], (  союзное слово как…….)                      

                        Как? В какой степени?

[ … указательное слово +наречие ], (союз  что………………)  

Учитель: Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени? (Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными. Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения).

Заполнение таблицы.

Учитель: А сейчас заполним таблицу. (Слайд 3)

Вид

Отвечают на вопрос

Союзы

Союзные слова

К чему присоединяется?

Указательные слова

Образа действия

как?

каким образом?

как, будто

как, что

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

Меры

как?

насколько?

 …

что, чтобы…

как?

насколько?

К главному при помощи союзов …

местоимения такой, таков …

Степени

до какой степени?

как будто, словно…

как?

насколько?

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…

Закрепление

1. Учитель: Запишем предложения. Выделим грамматические основы. Выделим части предложения. Определим вид придаточных и составим схему.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

                      Как? Каким образом?

   [ …глагол + указательное слово], (  союзное слово как…….)  

[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).

                     Как? В какой степени?

                 

    [ … указательное слово +наречие ], (союз  что………………)

  1. На войне солдаты поступали так как велел им долг.
  2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
  3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
  4. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
  5. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
  6. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.

2. Практическая работа (Слайд 4-5)

Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия или степени. Сравните полученные конструкции с данными и скажите, какие из них более эмоциональны.

  1. Во дворе бушевал сильный огонь. Всякая попытка перебежать в соседнее помещение привела бы только к ненужным потерям.

2) Густой едкий дым плотно наполнял кабинет. Нельзя было даже различить окно на противоположной стороне комнаты.

3) Появление катера было неожиданным. Никто даже не попытался стрелять.

4) Первый удар орудий был оглушителен. Казалось, берега пошатнулись от этого грома. 5) Воздух становился редок. Было больно дышать.

3. Определите вид придаточного предложения.

1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.

4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.

5) Служите мне, как вы ему служили.

6) Мать плачет, что река льется.

7) Раз дал слово, нужно его держать.

8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.

10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.

4. Укажите придаточные предложения и их значения.

1. Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его. 2. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали на юг. 3. Люба смотрела на пилу так, как будто это была не пила, а диковинное существо. 4. Загрузка пошла до того быстро, что подводы не поспевали подвозить зерно. 5. Толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол. 6. Речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. 7. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. 8. Ольга слушала настолько, насколько тетка выражала желание или высказывала совет.

Проблемные задания. Работа с интерактивной доской.

(Слайд 6) Дайте характеристику предложениям по схемам, начерченным на доске.

1. [гл.], (что).

2. [сущ.], (который).

3. (коль) [      ].

4. [    ], (так что)

5. [ нареч.,   ( где),   ].

6. [гл.], (ли).

Найдите к данным предложениям схемы. Работа с интерактивной доской. (Слайд 7.)

1. [гл.], (что).

1. Я не могу сказать, что достиг цели.

2. [сущ.], (который).

2. А мне везде дорога, где только ветер дует.

3. (коль) [      ].

3. Известие, которое привёз староста, всех огорчило.

4. [    ], (так что).

4. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

5. [нареч.,   ( где),  ]

5. От фонарей было светло, так что мы смогли рассмотреть  афишу.

6. [гл.], (ли).

6. Мы не знаем, попадём ли вовремя домой.

Работа по карточкам.

1 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.

1. Кругом было так темно, что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека.

2. Было решено, что завтра мы с Дерсу пойдём пешком.

3. Но вот опять к тому месту, где стреляли, стал стекаться народ.

4. Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.

5. Имейте в виду, что писатель должен отлично знать действительность.

2 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.

1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.

2. Всякого он звал к себе так, словно тот ему был до смерти нужен.

3. Не верится, что эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком.

4. И было неизвестно, куда адресовать письмо.

5. Он успел перевидаться со всеми приглашёнными, так что это не было их первой встречей.

3 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.

1. Метели, что ломятся в двери, с дороги меня не собьют.

2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

3. Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества или гибели моей.

4. Детство — это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

Работа по карточкам для сильных учеников.

Карточка 1. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

Все хохотали так громко и долго что Сане стало не по себе. Ему было так тяжело и тоскливо что хоть ложись и помирай. Мел известняк песок нерудное сырье в котором нуждается промышленность строительных материалов. Люблю дома где вещи не имущество где вещи легче лодок на причале. Она поняла, что за человек был Игнат Васильевич. Там где под ногами не земля а песок где в руслах рек не вода а камни птицы живут под землей и звери летают по воздуху. Пурга в горах обычное явление если вслед за свежевыпавшим снегом подымается ветер.

Карточка 2. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

Он сделал так как ему приказали. Все было не так просто как ему показалось поначалу. Тот, кто движется все время вперед одолевает любой холм. Дубравы где в тиши свободы встречал я счастьем каждый день ступаю вновь под ваши своды под вашу дружескую тень. Я видел как сапер от слез ослеп когда ребенок и смеясь и плача схватив ручонками солдатский хлеб его жевать захлебываясь начал. У меня мания преследования постоянный мучительный страх но бывают минуты когда меня охватывает жажда жизни. Кто знатен и силен да не умен так худо ежели и с добрым сердцем он.

Карточка 3. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

Стало так тихо что было слышно как в головной самоходке работает радиостанция. Малешкин так сжал гранату что побелели пальцы. Я пошел по аллее скользя по еловым иглам которые на вершок покрывали землю. Утром рано солнце выйдет из тумана поле озарит и тогда пройдешь тропинкой где под каждою былинкой жизнь кипит. Саня прикрывая лицо руками стоял перед люком механика-водителя и ждал когда тот запустит мотор. Командующий хорошо знал что люди боятся смерти что бесстрашие это не то что делается без страха а то что делается вопреки страху. Беда коль пироги начнет печи сапожник а сапоги тачать пирожник.

Домашнее задание; стр. 97, упр. 157

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти решение системы в mathcad
  • Как найти айди канала в дискорде
  • Как исправить осанку с помощью валика
  • Как найти среднестатистическое число
  • Как исправить позвоночник ребенку