Как составить справку по результатам проверки

23-основа.png
Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.

Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?

В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки.

Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.

Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.

   Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности. По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).

При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.

Как акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.

Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта. Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?

На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).

Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Один месяц со дня получения акта. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.

До истечения месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).

При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налогоплательщик не предполагает.

В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).

А если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок…

Следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить по уважительным причинам отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принять участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.

Каков срок рассмотрения и принятия решения по материалам налоговой проверки?

Срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. Кроме того, срок принятия решения может быть продлен на один месяц.

Максимальный срок для принятия решения складывается из суммы следующих сроков:
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки (срок исчисляется после истечения месячного срока на подачу возражений);
— одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля (срок исчисляется со дня истечения срока на представление возражений на материалы дополнительных мероприятий);
— одного месяца, на который может быть продлен срок рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий возможно, если общий срок продления рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий) не будет превышать один месяц (письмо ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@).

Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?

При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Количество указанных дополнительных мероприятий не ограничено (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Иные мероприятия, например, осмотр, проводиться не могут.

Мероприятия налогового контроля, выбранные налоговым органом для проведения, перечисляются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

По смыслу положений пункта 6 статьи 101 НК РФ, конкретная форма дополнительных мероприятий предусматривает, что в решении недостаточно просто перечислить допускаемые НК РФ формы их проведения, а следует указывать конкретных лиц, у которых будут истребованы документы, лиц, от которых будут получены свидетельские показания, а также определить наименование (предмет) экспертизы.

Есть ли специфика истребования документов в ходе допмероприятий?

При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо названо в статье 93.1 НК РФ.

Но есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии, что у налогового органа имелись основания для их истребования в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).

Чем оформляются результаты допмероприятий?

НК РФ не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.

Как налогоплательщик знакомится с результатами допмероприятий?

Налогоплательщик вправе подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без такого обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику (пункт 2 статьи 101 НК РФ).

Можно рекомендовать налогоплательщику в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений к акту проверки или к результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней (пункт 6 статьи 100, пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Форма заявления — произвольная.

Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи указанного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий.

Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым в порядке статьи 99 НК РФ.

Должны ли к акту прилагаться документы, полученные налоговым органом в ходе контрольных мероприятий?

Вместе с актом налогоплательщику должны вручаться приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии. НК РФ содержит оговорку о том, что не прилагаются к акту документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

По мнению ФНС, Налоговый кодекс не предоставляет налогоплательщику права на ознакомление с материалами проверки, которые не отражены в акте проверке (письмо от 16.11.2017 № ЕД-4-2/23295). То есть, с теми материалами, которые хотя и имеются у налогового органа, но не подтверждают факты нарушений.

Представляется, что требование прикладывать к акту документы, подтверждающие нарушения законодательства, является способом реализации права налогоплательщика на представление возражений по указанным документам. Но пункт 3.1 статьи 100 НК РФ не должен рассматриваться как ограничивающий право налогоплательщика на доступ к информации, которая подтверждает его правоту. В этой связи, представление в качестве приложений к акту всех документов по проверке (выписок из документов, содержащих охраняемую законом тайну) более отвечает смыслу норм НК РФ и требованиям объективности и обоснованности, предъявляемым к составлению акта.

Какая продолжительность ознакомления с материалами проверки?

Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена. Но по своему предназначению как процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в пределах срока, отведенного на представление возражений к этим материалам.

В течение какого срока можно подать возражения на результаты допмероприятий?

В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока их проведения. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет.

До истечения данного срока решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, не принимается. Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении.

Предположим, допмероприятия завершились 20 марта 2018 года. Налогоплательщик 21 марта 2018 года подал заявление на ознакомление с полученными налоговым органом материалами. Налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 23 марта 2018 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 3 апреля 2018 года.

Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры.

С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).

Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки (пункт 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Тем самым, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.

Но если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить неуплату налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки).

Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.

Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?

Не обязательно.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.

Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие остается правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?

Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной Налоговым кодексом (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения с участием налогоплательщика всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.

Обязан ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?

Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте подписания решения не предусмотрено — налогоплательщик получит уже подписанное решение.

Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?

Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).

Кем должно быть подписано решение?

Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях № 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол — это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе указываются, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.

Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола.

Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, притом, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может влечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС России от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).

Пунктом 1 статьи 101 НК РФ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку. Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).

А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?

В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.

Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или неподписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Таким образом, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).

Ст. 100 НК РФ регулирует порядок оформления результатов налоговых проверок. В нашей статье мы отвечаем на вопросы, которые чаще всего возникают у налогоплательщиков в связи с данной процедурой.

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

Статья 100 НК РФ

Скачать ст. 100 НК РФ

Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

О последствиях невручения акта налоговой проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте все ли требования к акту налоговой проверки соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

  • «Акт выездной налоговой проверки —образец и особенности»;
  • «Акт камеральной налоговой проверки —образец».

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

См. статью «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

  • «Возражения на акт камеральной налоговой проверки —образец»;
  • «Возражения на акт выездной налоговой проверки —образец».

В любой компании периодически проводятся проверки. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Но, вне зависимости от вида проверок, мероприятия предполагают составление актов.

Законодательное обоснование

Составление акта определяется видом проверки, которая документируется:

  • Внутренние. Такие проверки выполняются представителями самой компании. Нужны они для оперативного устранения нарушений, которые могут повлечь за собой санкции. Форма актов обычно определяется внутренними нормами, принятыми в конкретной компании. К таким документам предъявляется относительно мало требований.
  • Внешние. Такие мероприятия выполняются госорганами: МВД, Роспотребнадзором и так далее. К внешним проверкам предъявляются крайне строгие требования. Они же предъявляются и к документации. Особенности оформления итогов проверки содержатся в статье 16 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП в рамках госконтроля» от 26 декабря 2008 года. Акт внешней проверки составляется по утвержденной форме. Если правила по составлению будут нарушены, компания сможет оспорить наложенные санкции.

ВАЖНО! Правила оформления акта о внутренней проверке рекомендуется зафиксировать в учетной политике фирмы. Именно на основании этой учетной политики будут составляться документы, сопровождающие мероприятие.

Акт о внешних проверках

Правила составления акта зафиксированы в статье 16 ФЗ №294. В пункте 1 статьи 16 указано, что по итогам проверки нужно составить акт в 2 экземплярах. Его форма утверждается Правительством РФ. Согласно пункту 2, в документе должны содержаться эти сведения:

  • Дата и место создания документа.
  • Название госоргана, который проводит проверку.
  • Номер приказа или распоряжения, на основании которого проводится мероприятие.
  • ФИО должностных лиц, ответственных за проверку.
  • Наименование проверяемого лица.
  • Дата и время мероприятия.
  • Данные об итогах проверки.
  • Информация об обнаруженных, в ходе мероприятия, нарушениях.
  • Информация об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом.
  • Подписи лиц, которые проводили мероприятие.

Акт – это не единственный документ, фиксирующий итоги проверки. К нему нужно приложить ряд бумаг: протоколы об отборе образцов, пробы, заключения специалистов, экспертизы и прочее. Эти документы подтверждают сведения, изложенные в акте.

Акт создается сразу после окончания процедуры проверки. Документ составляется в двух экземплярах. Один из экземпляров передается представителю фирмы. Иногда, для оформления акта, требуются дополнительные документы: заключения экспертов, результаты проведенных исследований и так далее. В этом случае акт проверок составляется в течение 3 суток с даты завершения контрольных процедур.

Итоги проверок могут составлять государственную или коммерческую тайну. В этом случае требуется соблюдать требования, оговоренные в соответствующих законах РФ. ЮЛ и ИП имеют право создать журнал учета проверок. В него вносятся сведения о проведенных мероприятиях:

  • Название госоргана, проводящего проверку.
  • Дата начала и дата завершения мероприятия.
  • Основание для проведения.
  • Задача и предмет контрольного мероприятия.
  • ФИО должностных лиц, проводящих процедуру.

Если журнала учета нет, в акт нужно занести запись об этом.

К СВЕДЕНИЮ! Акт необходим для защиты прав ЮЛ или ИП. Он также нужен и представителям госоргана.

Акт о внутренних проверках

Внутренние проверки подразделяются на множество видов. К примеру, это следующие мероприятия:

  • Аудит.
  • Инвентаризация.
  • Служебная проверка в отношении сотрудника.
  • Проверка по факту несчастного случая на производстве, ЧП.

Нужно учитывать, что при инвентаризации и списании ценностей требуются отдельные формы актов. При всех остальных видах проверочных мероприятий составляется обычный акт проверки.

Акт должен оформляться комиссией. Последняя формируется на основании приказа руководителя компании. В комиссию должны входить ключевые специалисты фирмы. Сама проверка выполняется на основании распоряжения руководителя.

Акт издается на официальном бланке фирмы. В него обязательно нужно вписать название документа, время оформления. Рекомендуется зафиксировать также дату начала и завершения проверки. В документе отражается ФИО участников комиссии, их должности.

К СВЕДЕНИЮ! Акт составляется в рамках служебной проверки. На его сновании сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 7 апреля 2016 г.

Справка об окончании налоговой проверки

О том, что проверка у вас закончилась, вы узнаете из справки о проведенной проверке. Ее составляют в последний день выездной проверки. Обычно это делает руководитель проверяющей группы. В нее из решения он переносит сведения о предмете проверки (какие налоги проверялись и за какой период), а также указывает срок ее проведения. Причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. Подписывает справку только руководитель группы.

Вручение справки руководителю

Как правило, в последний день проверки справку вручают руководителю организации/ИП или его уполномоченному лицу. В ней руководитель организации (ее представитель по доверенности) или ИП должен расписаться. Но может быть и так, что проверяющие уже не находятся на вашей территории. Тогда они могут вызвать руководителя организации/ИП к себе в ИФНС и там вручат ему справку и тоже попросят расписаться в ее получении на своем экземпляре. Для этого вам направят уведомление о вызове по утвержденной ФНС форме (подробнее о том, что в нем указывается и как вы его получите, можно узнать в отдельном материале).

Если же организация/ИП проигнорирует вызов в инспекцию или же изначально уклоняется от получения справки, тогда ее направят по почте заказным письмом по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В этом случае датой получения справки будет считается дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении вам письма.

Окончание выездной налоговой проверки

Поскольку дата составления справки — это дата окончания выездной проверки, то:

  • после ее составления проверяющие уже не имеют права находиться на вашей территории, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля;
  • дальнейшее исчисление сроков оформления результатов налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения. Так что уклоняться от получения справки бессмысленно, это не изменит срок проверки.

Даже если справка составлена позже чем через 2 месяца (4—6 месяцев с учетом продлений и приостановлений), то само по себе это процедурное нарушение не ведет к отмене решения по результатам проверки.

Форум для бухгалтера:

 Справка о результатах проверки 

состояния кадровой работы в  МУ «Комплексный центр

социального обслуживания населения»

Агаповского муниципального района

Челябинской области

с. Агаповка                                                                                                                        21.04.2014г.

            В соответствии с приказом начальника Управления социальной защиты населения Агаповского муниципального района  от 19.02.2014г. № 8 — ОД «О проведении проверок в учреждениях подведомственных Управлению социальной защиты населения Агаповского муниципального района МОУ «Магнитный детский дом» и МУ «Комплексный центр» в 2014 году»  с 14.04.2014г.  по 18.04.2014г. была проведена проверка состояния кадровой работы муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения».

В ходе проверки установлено:

1. В МУ «Комплексный центр социального обслуживания» ведение кадровой работы возложено на специалиста отдела кадров Бикмухаметову Любовь Исламовну.  

2.  Штатное расписание: штатное расписание  соответствует унифицированной форме Т-3, а именно содержит перечень должностей, с указанием штатных единиц и разрядов.

3. Должностные инструкции имеются на каждого работника,  хранятся в личных делах. Ознакомление с должностными инструкциями производится, что подтверждается наличием подписи работника.

4. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к коллективному договору.  Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка  ведется, что подтверждается наличием подписи в журнале.

5.  Номенклатура дел утверждена 9 января 2014 года № 12 – ОД  с указанием сроков хранения документов по новому Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.  Папки заведены и оформлены в соответствии с номенклатурой.

6. Трудовые книжки. Приказом директора от 22.11.2010 г. № 184-ОД ответственным лицом за ведение, хранение и учет трудовых книжек назначена специалист отдела кадров Бикмухаметова Любовь Исламовна. В наличии имеются  трудовые книжки на всех сотрудников, которые хранятся в металлическом сейфе.  Ознакомление с записями в трудовой книжке фиксируется подписью работника в личной карточке. Книга  учета  трудовых книжек и вкладышей к ним соответствует утвержденной форме. Наличие подписи при получении трудовой книжки в день увольнения имеется.

7.  Трудовые договоры. Трудовые договоры заключаются в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ со всеми работниками. В соответствии со ст. 67  Трудового кодекса РФ один экземпляр трудового договора хранится у работодателя, второй у работника. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника в книге регистрации трудовых договоров  и на  экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя. Дополнительные соглашения к трудовому договору составляются. Книга регистрации трудовых договоров имеется, ведется.

8.  График отпусков. График отпусков утвержден приказом директора  от 13.12.2013г. № 34-ОД в соответствии с унифицированной формой Т-7, однако номер приказа в плане графике отпусков за 2014 год не соответствует номеру приказа директора «об утверждении графика отпусков на 2014 год».  Ознакомление с графиком отпусков, уведомление работников за 2 недели до начала отпуска  производится. График предоставления отпусков соблюдается не полностью, в частности при перенесении отпуска на другой срок отсутствует  приказа о переносе отпуска .  

9. Карточки формы Т-2. Карточки формы Т-2 заведены на всех работников, в том числе и совместителей, ведутся правильно. Ознакомление с записями в трудовой книжке ведется. 

10. Личные дела.   На каждого работника, в том числе совместителей заведены личные дела. Личные дела хранятся в металлическом шкафу. Документы в личном деле расположены  в соответствии с описью, страницы  пронумерованы. Копии документов заверены специалистом и скреплены печатью.

11. Совместители. На совместителей  оформляются личные карточки, заводятся личные дела. В личном деле приложен экземпляр должностной инструкции. Трудовой договор оформляется в соответствии с трудовым законодательством, с указанием режима труда и отдыха. График работы на совместителей  оформляется.

12. Приказы по личному составу. Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ  прием на работу оформляется приказом руководителя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать заключенному трудовому договору. Формы приказов соблюдены.

13. Книга регистрации приказов по личному составу имеется и ведется. Прошита, пронумерована, скреплена печатью.

14. Воинский учет – работа в данном направлении   организована.

В наличии имеется: 

— приказ от 25 декабря 2013 года № 38 – ОД «Об организации воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе»,

— план работы по осуществлению воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2014 году,

— должностная инструкция специалиста по воинскому учёту и бронирования граждан, пребывающих в запасе,

— журнал проверок состояния воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе, карточка учёта организации (форма № 18) по состоянию на 20.11.2013 года.           

Замечания и рекомендации:

1.     Реквизиты приказа (в том числе дата и номер) директора «Об утверждении графика отпусков на 2014 год» должны соответствовать реквизитам, указанным в  графике отпусков на 2014 год.

2.     При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя  в график отпусков вносить соответствующие изменения с разрешения лица, утвердившего график, или лица, уполномоченного им на это. Перенос отпуска производить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании документа, составленного в произвольной форме.

3.     В срок до 14.05.2014 г. предоставить в Управление социальной защиты населения Агаповского муниципального района план мероприятий и информацию об устранении выявленных в ходе проверки  замечаний.

 Подпись лица, проводившего проверку:                                                                        Л.М. Щербина 

Со справкой о результатах проверки ознакомлен(а), копию справки получил(а):

(фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность руководителя, иного должностного лица
или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя,
его уполномоченного представителя)

Справка о результатах проверки 

состояния кадровой работы в МОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

«Магнитный детский дом» Агаповского муниципального района.

с. Агаповка                                                                                                                        28.04.2014г.

            В соответствии с приказом начальника Управления социальной защиты населения Агаповского муниципального района  от 19.02.2014г. № 8 — ОД «О проведении проверок в учреждениях подведомственных Управлению социальной защиты населения Агаповского муниципального района МОУ «Магнитный детский дом» и МУ «Комплексный центр» в 2014 году» с 21.04.2014г. по 25.04.2014г. была проведена проверка состояния кадрового делопроизводства муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Магнитный детский дом.

В ходе проверки установлено:

1. В МОУ Магнитный детский дом ведение кадровой работы возложено на делопроизводителя Баранову Людмилу Васильевну.

2.  Штатное расписание: штатное расписание  соответствует унифицированной форме Т-3, а именно содержит перечень должностей, с указанием штатных единиц и разрядов. В штатном расписании нет ссылки на номер документа и дату, не указан приказ, на основании которого утверждено штатное расписание.

3. Должностные инструкции имеются на каждого работника,  хранятся в личных делах. Ознакомление с должностными инструкциями производится, что подтверждается наличием подписи работника.

4. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к коллективному договору, срок действия которого истекает 26 октября 2014 года. Ознакомление с правилами  внутреннего трудового распорядка производилось вместе с трудовым договором, что подтверждается  подписями работников.

5. Номенклатура дел утверждена 9 января 2014 года с указанием сроков хранения документов по новому Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.  Папки заведены и оформлены в соответствии с номенклатурой.

6. Трудовые книжки. Ответственным лицом  за ведение, хранение и учет трудовых книжек назначен делопроизводитель МОУ «Магнитный детский дом» Баранова Людмила  Васильевна на основании приказа от 13 декабря 2013 года № 6 – ОД.  

В наличии имеются все трудовые книжки, которые хранятся в металлическом сейфе. Согласно п.35 Правил ведения и хранения трудовых книжек при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются. В трудовых книжках работников каждая запись заверяется подписью директора. После внесения записи в трудовую книжку, не всегда  аналогичная  запись вносится  в личную карточку (Т-2).  Ознакомление производится не со всеми записями, в частности, производится  ознакомление о внесении записи о переводе, с последующими записями ознакомления нет. Книга  учета  трудовых книжек и вкладышей к ним соответствует утвержденной форме. Наличие подписи и даты получения трудовой книжки в день увольнения имеется. На момент проверки в наличии имелось 53 трудовых книжки, в журнале учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним указаны все 53, то есть все трудовые книжки зафиксированы в журнале.

7.  Трудовые договоры. Трудовые договоры заключаются в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ со всеми работниками. В трудовых договорах прописаны все надбавки, подлежащие выплате в соответствии со штатным расписанием. Однако имеются нарушения, в частности у работника Ржевского Евгения Павловича  работающего по совместительству в Трудовом договоре не указаны  условия приема на работу (основная или по совместительству) характер работы (постоянно или временно). В соответствии со ст. 67  Трудового кодекса РФ один экземпляр трудового договора хранится у работодателя, второй у работника. При проверке выявлено, что в личных делах имеется по одному экземпляра трудового договора. А второй экземпляр находится у работника. Получение работником экземпляра трудового договора подтверждается наличием подписи в книге регистрации трудовых договоров, при этом имеется подпись о получении второго экземпляра на трудовом договоре, хранящемся у работодателя. Дополнительные соглашения к трудовому договору составляются. Книга регистрации трудовых договоров имеется, ведется.

8. График отпусков. График отпусков утвержден приказом директора  от 14 декабря 2013г. № 7 – ОД  в соответствии с унифицированной формой Т-7. Ознакомление с графиком отпусков в МОУ «Магнитный детски дом» производится. Уведомление работников за 2 недели до начала отпуска так же  производится.   

9.  Карточки формы Т-2. Карточки формы Т-2 заведены на всех работников, в том числе и совместителей. Но не во всех карточках имеется запись о переводе работника.

10.Личные дела.   На каждого работника, в том числе совместителей, заведены личные дела. Личные дела хранятся в металлическом шкафу. Документы в личном деле расположены в соответствии с описью, но страницы не пронумерованы. Во всех личных делах имеются копии  необходимых документов. У всех работников МОУ «Магнитный детский дом» имеются справки об отсутствии судимости.  Копии документов заверяются подписью директора и печатью организации.

11.Совместители. На совместителей также оформляются личные карточки, заводятся личные дела. В личном деле имеется экземпляр должностной инструкции. Трудовой договор оформлен, но в нем не указано то, что работа является совместительством.

12. Приказы по личному составу. Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ  прием на работу оформляется приказом руководителя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать заключенному трудовому договору.

13. Книга регистрации приказов по личному составу имеется и ведется. Прошита, пронумерована, скреплена печатью.

14.  Воинский учет – работа в данном направлении   организована.

В наличии имеется:  

— приказ от 14 декабря 2013 года № 10 – ОД «Об организации воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе»,

— план работы по осуществлению воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2014 году,

— должностная инструкция специалиста по воинскому учёту и бронирования граждан, пребывающих в запасе,

— журнал проверок состояния воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе, карточка учёта организации (форма № 18) по состоянию на 20.11.2013 года.  

Замечания и рекомендации:

1.     Оформить штатное расписание в соответствии с унифицированной формой Т-3. 

2.     Все записи произведенные в трудовой книжке, необходимо отражать в унифицированной форме   Т-2  и знакомить с ними работников  под роспись.

3.     Трудовые договоры оформлять в соответствии со ст. 57  Трудового кодекса РФ. У работника, который работает по совместительству в Трудовом договоре необходимо указать  условия приема на работу (основная или по совместительству) характер работы (постоянно или временно).

4.     В личных делах работников (унифицированная форма Т-2), необходимо  пронумеровать страницы.

5.     В срок до 25.05.2014г. предоставить в Управление социальной защиты населения Агаповского муниципального района  информацию об устранении выявленных в ходе проверки  замечаний.

Подпись лица, проводившего проверку:                                                     Л.М. Щербина

Со справкой о результатах проверки ознакомлен(а), копию справки получил(а):
 

(фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность руководителя, иного должностного лица
или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя,
его уполномоченного представителя)

Дата публикации: 22 октября, 2014 [14:48]
Дата изменения: 22 октября, 2014 [15:07]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека по военной части
  • Как найти организацию по адресу сайта
  • Как найти изменение скорости в физике
  • Как найти заданный разрез детали
  • Как исправить цифру в документе pdf