Как составить справочник для школьников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34» Г.
ВОРКУТЫ

 Справочники

Библиотечный урок

Занятие 3

Класс: 5-6 класс

                        

                                                                                    
Подготовила:

 педагог-библиотекарь

                                                                                   
Иванченко В.А.

г. Воркута

2017

Технологическая
карта библиотечного урока

Тема «Справочники»

1 занятие – справочный фонд библиотеки

2 занятие — словари

3 занятие – справочники

4 занятие – энциклопедии

5 занятие — игровой практикум

Занятие 3.

Справочники

Цель: познакомить с различными видами справочников и особенностями
расположения в них информации; обучить поиску информации в справочниках

Оборудование: различные виды справочников.

Методические рекомендации: организовать выставку справочников, показать в ходе занятия,
как располагается материал в справочниках (алфавитный, систематический или
хронологический порядок). Составить задания по работе со справочниками.

Ход занятия:

I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной
деятельности,                      раскрытие темы.

Цель

Задачи

Длительность

Настроить учащихся на положительные эмоции
для восприятия нового материала.

Дать положительные эмоции, раскрепостить
учащихся, раскрыть тему урока.

2 минуты

II этап учебного
занятия: постановка цели и задач

Цель

Задачи

Длительность

В непринужденной форме
определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение урока.

1 минута

III этап учебного занятия: изучение
нового материала

№ слайда

Слайд

Текст

Слайд 1.

Справочники
Занятие №3.

Библиотечно-библиографический
урок 5-6 класс

Слайд 2.

1 занятиеCФ библиотеки

2 занятие — словари

3 занятие — справочники

4 занятие – энциклопедии

5 занятие — игровой практикум

Слайд3.

Занятие 3.

Справочники

 
Цель: познакомить с различными видами справочников и особенностями
расположения в них информации; обучить поиску информации в

 справочниках. 

      Оборудование: различные виды

справочников.
      Методические рекомендации: организовать выставку справочников, показать
в ходе занятия, как располагается материал в справочниках (алфавитный,
систематический или хронологический порядок).       Составить задания по
работе со справочниками.

Слайд 4.

Занятие 3.

Справочники

Слайд 5.

Наше представление о мире дополняют
справочники. Справочники – это печатное издание, в которых собраны краткие и
точные сведения   по какому-либо
предмету.                                               Поэтому обычно
справочники бывают тематическими.

Слайд 6.

Кому, например, придет в голову заучивать все номера телефонов
многочисленных организаций и учреждений города, если можно заглянуть в
телефонный справочник.

Зачем содержать в голове численность населения Бразилии или
площадь Кувейта, когда ежегодно издается краткий справочник «Страны мира», он
содержит сведения                           об экономике и политике всех
государств и территорий земного шара

Слайд 7.

Существуют справочники по различным отраслям науки и техники, предназначенные
для специалистов:

 «Справочник по орфографии и пунктуации» — для работников
печати, «Справочник библиотекаря» и т.д.

Слайд 8.

Для вас вышла целая     серия современных учебных пособий под
общим названием                            «Справочник школьника».
Они охватывают материалы по всей школьной
программе.                                                

Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения
поиска необходимой информации можно воспользоваться «Предметным
указателем».

Слайд 9.

Кроме того, справочными изданиями являются и справочники об
учебных заведениях: университетах, институтах, училищах и т.д. Они выходят ежегодно; 
              в них есть сведения о специальностях, факультетах, сроках
обучения, правила приема и программы вступительных экзаменов, адреса учебных
заведений.

Слайд 10 10.

Специальными видами справочников являются путеводители, в
которых можно найти описание страны, города, области, музеев. Они содержат
исторические, географические, экономические и другие сведения. Рассказывают о
памятных местах отечественной и зарубежной культуры, истории, быте народов
мира, местах, связанных с жизнью известных людей планеты.

Слайд 11 11.

Полезными могут быть и такие справочные издания, как адресные книги,
атласы автомобильных и железных дорог, справочники полезных советов.

Слайд12.

Широкое распространение получили справочники по отдельным
отраслям знаний и специальным вопросам, например, «Справочник по технике
безопасности».

Слайд 13.

Это особый вид энциклопедической литературы. Это не
энциклопедии и не справочники, но из статей в таких книгах можно узнать много
интересного.                                 

Яркий пример такой литературы – многотомное издание «Все обо
всем».                                                      Каждый том –
маленькая универсальная энциклопедия, где собран материал на разные темы.

Слайд 14.

Таким
образом, справочник — это печатное издание, в котором собраны сведения,
научного. производственного, практического характера по отдельным вопросам.

Слайд 15.

Сведения в справочниках могут находиться в алфавитном,
систематическом или хронологическом порядке.

Слайд 16.

Справочник помогут найти ответы на вопросы, возникающие у
школьников                                             в процессе обучения,
помогут овладеть выбранной специальностью, получит информацию о новых
технологиях.

Показать учащимся различные справочники, имеющиеся в
библиотеке.

Слайд 17.

Практическое задание

1.Орфографический словарь помогает:

a)     
правильно написать слово;

b)     
правильно поставить ударение

c)     
определить падеж.

2.Толковый словарь нужен учащимся:

a)     
для объяснения непонятных выражений;

b)     
толкования устаревших слов;

c)     
не нужен.

Слайд 18.

         Практическое задание

Используя подготовленные справочники, найдите ответы на
вопросы. Ответ запишите в виде библиографической записи.

Найдите в справочнике сведения о численности населения
Бразилии.

Найдите в сведения о температуре Солнца.

Найдите в справочнике сведения о средневековом Новгороде?

Слайд 19.

     Информационные ресурсы

1.Библиотека школы №12, 2013 г. Стр. 36-38, Н. А. Корякина,

заведующая библиотекой МБОУ «СОШ № 36», г. Иркутск

Путеводитель по стране знаний: Твои первые энциклопедии.

2. https://botana.cc/prepod/drugoe/o2gc5rdo.html

3. Основы информационной грамотности школьника, программа,
занятия с учащимися 5-6 классов/авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В.
Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2014. -254 с.

4. Культуру чтения – школьникам: Методические рекомендации в
помощь школе и библиотеке. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. –
111 с.

IV этап учебного занятия: Этап
закрепления и обобщения знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня мы с вами познакомились со справочниками, узнали, как работать
с ними, ответили на вопросы.

V этап учебного
занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести
итог занятий, усвоенные знания выставить оценки за ответы на месте

Обобщить и закрепить полученные знания.

2-3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Рефлексия:
завершить фразу «Мне сегодня на уроке…»

Ответы
учеников.

Домашнее
задание: прочитать и написать рецензию на книги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный помощник — справочник по русскому языку и литературе

«Личный помощник» — это справочник по русскому языку и литературе, который содержит опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блоками…

Презентация для руководителей школ, по применению Единого квалификационного справочника должностей в области образования

Презентация для руководителей ОУ….

Справочники ФГОС основного общего образования

Скачать:Справочники ФГОС    Очень полезный материал на этом сайте.Посмотрите и прочтите! Во-первых — универсальность. Во-вторых — соответствие ФГОС….

Рабочая тетрадь-справочник по русскому языку «Орфографическая аптечка»

«Орфографическая аптечка» — рабочая тетрадь-справочник для обучающихся 6 классов. Данная тетрадь-справочник позволяет закрепить знания обучающихся по орфографии….

интерактивный справочник по технологии

Этот справочник был разработан как творческий проект вместе с ученицей 10 класса.может использоваться на уроках технологии для повторения некоторых тем…

Методические рекомендации по работе со справочником по математике. Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

Методические рекомендации по работе со справочником: Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитар…

Справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.Часть С.Справочник

Из интернета…

Хочется написать несколько слов о рукописном справочнике на уроках русского языка. Может, кому-то тема покажется смешной: в век интернета, личных сайтов, информационного пространства работать с опорой на рукописный справочник? Но как свидетельствует опыт работы, именно такие конспекты, составленные самими учениками, дают результат.

Справочник – от глагола «справиться». За основу взята общая тетрадь 96 листов. Она поделена на разделы «Орфография», «Морфология», «Лексика», «Синтаксис», «Фонетика». В справочнике очень легко ориентироваться, потому что каждый раздел можно обозначить липкой закладкой.

Как быстро повторить орфографию в начале 5 класса?

Когда приходят дети из начальной школы, организовываю повторение по орфографии следующим образом: первые два страницы делю на 15 квадратиков (см. Приложение 1)

В квадратике пишем название орфограммы «Безударная гласная, проверяемая ударением» и пример: лесной – лес, выделяем корень в словах, подчеркиваем гласную и ставим ударение. Получается своего рода образец выделения орфограммы, на которую по статистике больше всего допускается ошибок. Таких квадратиков-названий орфограмм надо расчертить впрок 71, потому что к концу 7 класса, когда закончим изучать правила, именно столько их узнают учащиеся. Но сначала мы повторяем материал, пройденный в начальной школе. Это всего 13 правил. Орфограммы корня: правописание гласной, проверяемой ударением; правописание непроверяемой гласной и непроверяемой согласной в корне; правописание проверяемой согласной в корне; правописание непроизносимой согласной в корне; гласные и, у, а после шипящих, ь после шипящих, правописание окончаний прилагательных, предлоги со словами, правописание приставок, кроме приставок на з, с; правописание безударных личных окончаний глаголов, употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Записываем сначала названия орфограмм и их графическое выделение в квадратиках, а далее пишем правило полностью, если ученик забыл правило или не знает его вообще, он может полистать справочник и найти то, что ему нужно повторить или выучить (см. Приложение 2). Чтобы все-таки правила учились, соединяю 5 орфограмм в один устный зачет, который каждый ученик должен устно сдать (проговорить) в течение недели. В течение следующей недели надо сдать еще 5 орфограмм – это второй устный зачет. И так далее по мере изучения правил. Ученик учится долго (минуты 4-5) говорить на заданную лингвистическую тему. Не все сразу получается, возникают откуда-то «ударные согласные», буквы «ча», «ше» и другие опусы, но постепенно дети овладевают терминами, начинают ими пользоваться, учатся видеть орфограммы в упражнениях, выделяют их так, как написано в образце (квадратике) и улучшают свою грамотность в целом.

Как организована работа в разделе «Морфология»?

Первая тема, которая здесь законспектирована – это «Имя существительное». Изучая постоянные и непостоянные морфологические признаки, постепенно составляем опорный конспект № 1 «Имя существительное». К концу изучения темы конспект готов! Изучая тему «Имя прилагательное», составляем конспект по аналогии с первым (см. Приложения 3, 4). Таких опорных конспектов по морфологии к концу 7 класса, когда заканчиваем изучать морфологию, будет написано 12 (10 частей речи и 2 глагольные формы). Можно некоторые темы морфологии можно давать крупным блоком, например, тему «Деепричастие». Если ученики хорошо усвоили тему «Причастие», то им будет легко разобраться в теме «Деепричастие», которую учитель может объяснить крупным блоком, то есть сразу, а не по частям, как предлагает учебник. Всем очень нравится составлять такие конспекты, потому что в справочнике можно писать разными цветами, исключения выделять красным, а графически выделять орфограммы еще каким-нибудь цветом.

В теме «Лексика» даны под запись примитивные понятия, которыми ученик должен оперировать, начиная с 5 класса: лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, метафора, эпитет, сравнение. Тему сравнение можно дать более подробно уже в 5 классе: не только понятие, но и чем выражается сравнение. Составляем такой конспект: сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается:

а) творительным падежом. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов);

б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее и дороже, русская суглинистая, жесткая земля (Сурков);

в) оборотами со сравнительными союзами как, чем, точно. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев). Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака (Лермонтов). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Чехов);

г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.) Ее любовь к сыну была подобна безумию (Горький)

В разделе «Фонетика» приклеивается отксерокопированный конспект (см. Приложение 5), с этим материалом ученики знакомы, надо только освежить в памяти. А вот тема «Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я» конспектируется.

Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я

Первая роль: эти буквы смягчают согласный, после которого находятся и обозначают один звук, например: лев, люлька, Ленька, лямка.

Вторая роль:

а) эти буквы образуют два звука, если находятся в начале слова – яблоко, юла, ель, елка;

б) после ъ и ь: вьюга,

в) после любой гласной: армия, здание.

И в этом же конспекте обязательно дается Образец фонетического разбора слова, разборов много в разных источниках, я за основу беру образец разбора, принятого в лицее при МГУ. Такая кропотливая работа с опорой на рукописный справочник ведется каждым учеником по 9 класс включительно.

Когда учащиеся приходят в 10 класс, в котором на изучение русского, как мы знаем, отводится всего 1 час в неделю, а за это время надо повторить все изученное с 5 по 9 класс и начать готовить к ЕГЭ, справочник оказывается очень востребованным. Все записанные ранее орфограммы мы вместе с учащимися сводим в 10 крупных блоков: правописание гласных и согласных в корне, чередование в корне, О-Е после шипящих и Ц, НЕ с разными частями речи, Ы-И после Ц, правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание окончаний существительных и прилагательных, дефис в разных частях речи, -н-, -нн- в разных частях речи, правописание омонимичных частей речи. И опять с опорой на конспект работаем уже над заданиями ЕГЭ.

Хочется в заключение сказать, что дети ценят свой рукописный справочник. Так ученица 6в класса Наташа Верушкина написала: «Мне справочник очень помогает. Когда я делаю домашнюю работу и у меня возникают вопросы, я открываю справочник. Хорошо, что он у меня есть. В нем легко ориентироваться, проще, чем в учебнике. Он имеет понятную мне структуру, ведь он написан мной. В мире много разных справочников, но мой мне нужнее всех».

Приложения.

Татьяна Евгеньевна ЛОГИНОВА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

РАБОТА С ПРЕДМЕТНЫМ СПРАВОЧНИКОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

работа с предметным справочником в начальной школе - Академическая гимназия № 56 - NOVA

Полки нынешних книжных магазинов пестрят многообразием программ, справоч­ников, учебно-методических пособий. Часто методические и дидактические материалы противоречат друг другу, расходятся с про­граммой, способны затруднить, а не облегчить самостоятельную работу школьника.

Вместе с тем работа со справочником 

(умение само­стоятельно находить, осваивать и применять на практике информацию) необходима для ученика, стремящегося к высоким образо­вательным результатам. При этом речь идет о таком справочнике, который помогал бы вы­работать реальные навыки работы с опреде­ленными темами и разделами школьного кур­са, поэтому многие учителя нашей начальной школы сами разрабатывают справочники для своих учеников.

Справочник помогает:

1. структурировать изучаемый материал

в справочнике представлен БАЗОВЫЙ уровень программы и ПОВЫШЕННЫЙ

2. организовать чёткую и продуманную работу с терминами, со словарными словами, письмом по памяти.

  • Термины и словарные даны в справочнике по группам для изучения в начале учебного года.

Это даёт возможность учителю организовать работу на уроке и дома для повторения материала, подготовки к проверочным работам.

  • -Тексты для письма по памяти с датами проведения выдаются в начале учебного года. Это даёт возможность детям контролировать процесс подготовки и регламентировать своё время приготовления домашних заданий.

3. ученикам выполнять, а родителям контролировать в графический режим работы в тетрадях

004

4. грамотно и продумано выполнять РНО по данному алгоритму

5. родителям осуществлять контроль за выполнением домашних заданий.

Справочник даёт образец выделения ОРФ, образцы разборов изучаемых в начальной школе, формулировку правил, примеры изучаемых орфограмм.

 

В справочник вошли основные темы, изучаемые младшими школьниками: правила, виды разборов, объяснения часто встречающихся трудностей русского языка, алгоритм работы над ошиб­ками и многое другое.

Работать со справочником дети начинают со 2-го класса, постепенно, по мере изучения тем, справочник пополняется, и к концу 4-го класса у детей уже есть сборник, в котором можно найти ответы на вопросы по всем изу­ченным темам русского языка в начальной школе. Как показывает опыт, этот справоч­ник помогает ученикам в средней школе са­мостоятельно повторять пройденный матери­ал, сопоставлять новую информацию с уже полученной.

Использовать данный справочник можно как на уроках русского языка, так и на уро­ках развития речи и литературного чтения. В справочник вошли темы «Лексика», «Текст», «Литература».

009

Справочник школьника.   Настоящий справочник составлен в соответствии со школьной программой и отличается тщательно продуманной внутренней структурой, позволяющей использовать книгу и как справочник, и как план-конспект при подготовке к устным ответам на уроках, а также к зачетам, выпускным и вступительным экзаменам.
   Всего в книге девять разделов — по основным предметам, изучаемым в школе: Математика, Физика, Химия, Биология, География, история, Литература, Русский язык, Английский язык.
   Справочник помогает школьнику усвоить содержание и смысл основных понятий точных и гуманитарных наук, прививает навыки работы со справочной литературой, способствует самостоятельному расширению знаний. Тщательно отобранный материал можно с успехом использовать в самых разнообразных методиках обучения.
   Издание будет полезно школьникам и абитуриентам.

Spravochnik_shkolnika

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Справочник школьника — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Справочник школьника

Дата публикации: 10.08.2010 09:42 UTC

Теги:

справочник школьника :: предмет :: справочник по химии :: справочник по биологии :: справочник по математике :: справочник по истории :: справочник по физике :: справочник по географии :: справочник по русскому :: справочник по литературе :: книга :: скачать


Следующие учебники и книги:

  • Краткий справочник фотолюбителя — Панфилов Н.Д., Фомин А.А.
  • Энциклопедия тайных знаний — Практическая магия
  • Оружие специальное, необычное, экзотическое — Иллюстрированный справочник — Ардашев А.Н., Федосеев С.Л.
  • Охрана труда — Справочник — Арустамов Э.А.

Предыдущие статьи:

  • Малая рыбацкая энциклопедия — Кириллов В. — 1991
  • Энциклопедия студента — Кузнецов И.Н. — 2004
  • Энциклопедия примет погоды — Касперски К. — 2003
  • Курсовые и дипломные работы. От выбора темы до защиты — Справочное пособие — Кузнецов И.Н. — 2003

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти решение на тест
  • Как составить правила пожарной безопасности
  • Как найти потребность в основных средствах
  • Карта саратова как найти улицу
  • Объем цилиндра как найти примеры