Как составить сравнительное описание

Как написать сочинение со сравнительной характеристикой? Обычно в подобных работах вы должны показать сходство и различие между двумя предметами или персонажами.

сравнительная характеристика героев

Два типа сравнений

Вы можете либо изучить и подробно рассмотреть каждый объект или героя, дать ему отдельную характеристику, не делая различий и не пытаясь найти сходства, а можете указать на преимущества и недостатки каждого из них, намеренно сравнивая их и сразу анализируя и подводя итоги. Обычно пишущий может самостоятельно выбрать порядок определения сходства и различия.

Вот несколько советов. Всегда выбирайте двух героев или два объекта, которые имеют достаточно оснований для сравнения, чтобы набрать необходимое количество слов в сочинении. Оно должно быть объемом от 350. Требуется как минимум три пункта, по которым вы будете делать сравнение. Не забудьте в начале сочинения сформулировать тезис, который вы будете обосновывать, рассказывая читателю, с какой именно целью вы выбрали героев.

Существует два основных метода сравнения.

1. Дайте сравнительную характеристику герою или предмету отдельно в каждом пункте. Что это значит? Если вы, к примеру, выбрали сочинение по теме «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина», в данном случае можно рассказать сначала об одном герое, а потом о другом и уже в заключении сделать вывод.

2. Но более удобным считается второй метод, где сравниваются герои по пунктам. Имейте в виду, что вы можете сравнивать персонажей и из одной книги, и из разных произведений, если они либо похожи, либо один является прототипом другого.

сочинение "сравнительная характеристика"

Примерный план сочинения

Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?

  1. Внешность героя (речь, одежда, поведение, выражение лица, детали внешности).
  2. Происхождение героя, его социальный статус, образование.
  3. Образ жизни.
  4. Отношения с другими героями.
  5. Любовь и дружба в жизни героев.
  6. Судьба героя (в конце произведения).

сравнение объектов

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)

1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.

2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.

3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.

4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.

6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.

жизненный путь героя

Сопоставление двух произведений

Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.

Приблизительные темы для сопоставления персонажей

  • Человек против природы (за что борется герой и какова его цель?).
  • Индивид против общества (не чувствует ли себя каждый из главных персонажей аутсайдером?).
  • Борьба между добром и злом (на какой стороне герой?).
  • Жизненный путь (какие жестокие уроки получает герой от жизни и как они помогают ему в становлении личности?).

В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.

Гек Финн

Пример сравнительной характеристики

Возьмем для сравнения два романа: «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Красный значок храбрости» Стивена Крэна. Оба эти произведения рассказывают о жизненном пути героев, которые начинают осознавать свое место в мире, пройдя через жестокую школу жизни. Вот некоторые сравнения, которые вы могли бы сделать:

  • Оба персонажа должны изучить понятие «цивилизованного поведения» в тех обществах, где они существуют.
  • Каждый главный герой имеет свое мнение по вопросу о ролевой модели мужчины.
  • Каждый главный герой покидает свой родной дом и сталкивается с проблемами.

Для написания сравнительной характеристики об этих двух героях романов, вы можете создать свой собственный список сходств. Обязательно объясните, как эти сходства (и различия) являются сопоставимыми для создания вашего тезиса. Вот пример: «оба персонажа, Гек Финн и Генри Флеминг, отправляются в путешествие, полное открытий, и каждый мальчик многое начинает осознавать, когда дело доходит до традиционных представлений о чести и мужестве».

Используйте план, чтобы сочинение имело правильную структуру. Сравнивая двух героев из разных романов, постарайтесь составить максимально подробный список их сходств.

Например:

  • Оба персонажа — молодые люди.
  • Оба честолюбивы.
  • Оба попадают под женское влияние.

Список можно продолжать долго. Если к нему подойти ответственно и скрупулезно, он поможет вам в работе.

Но не только в литературе говорят о подобной методике. Очень популярен такой вид работы на уроках биологии. Там уже говорят, например, о сравнительной характеристике классов плоских червей или однодольных и двудольных растений.

Компоненты сравнительной характеристики

Сравнительная характеристика, на наш взгляд, – одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.

Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:

  1. Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
  2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.  
  3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
  4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
  5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
  6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.

План сравнительной характеристики героев произведения

Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.

  1. Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
  2. Возраст, социальное положение.
  3. Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
  4. Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
  5. Образование.
  6. Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
  7. Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
  8. Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
  9. Самооценка героев.
  10. Степень участия и их роль в конфликте.
  11. В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
  12. Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
  13. Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.

Сравнительная характеристика в виде таблицы

Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.

Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.

Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.

План 1-й персонаж 2-й персонаж
Возраст
Социальный статус, положение в обществе
Внешность
Черты характера
Образование
Образ жизни
Любовь
Семья
Жизненные ценности
Мечты
Увлечения
Речевые особенности
Поступки
Самооценка
Роль в произведении
Отношение автора
Личное отношение
Вывод

Сравнительная характеристика в виде сочинения

Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:

1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.

Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:

  1. история  создания  произведения;
  2. связь произведения с  исторической ситуацией эпохи;
  3. критическая  оценка  произведения,  образов  героев;
  4. суждение  о теме   сочинения,  её  актуальности;
  5. рассуждение  по  поводу  подходящих к теме  высказываний;
  6. введение оценки  персонажей,  которая  затем   детализируется  в тексте;
  7. личностное  отношение  пишущего  к  писателю  или его  персонажам  и др.

Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое.  Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.

2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.

  • 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
  • 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)

Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой – эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Сопоставляя образы, следует учитывать:

  • их сходство и различие;
  • какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
  • можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.

! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !

3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.

В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.

Виды  заключений:

  1. обобщение  с использованием  цитатных  характеристик персонажей;
  2. выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
  3. размышления  о  значении  произведения в  жизни  общества;
  4. размышления о типичности  образов  персонажей  произведения и др.

Каких героев можно сравнивать?

Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Формулировки тем для сравнительной характеристики

Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения – союз «и».

Общие советы по написанию

Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях – глубокое различие.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.

Избегайте ошибок и речевых недочетов:

  1. Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
    • Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
    • Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
    • Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
    • Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
  2. Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
  3. В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» – это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.

Вместо заключения

Сравнительная характеристика – один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.

Даниил Романович | Просмотров: 2.6k

Учебно – методическое пособие по развитию речи. (Серия уроков).

Тема: «Формирование умения создавать сравнительный текст-описание».

Основной задачей работы над сочинением является формирование умения создавать свой собственный текст. Работая над сравнительным сочинением-описанием, учащиеся овладевают рядом умений:

  1. наблюдать;
  2. выявлять признаки сравниваемых предметов;
  3. выявлять из признаков существенные;
  4. отмечать важное из признаков обобщенно (синтез);
  5. строить сравнительный текст-описание и точно оформлять и распологать в строгой последовательности свои мысли.

I этап. Формирование необходимой базы знаний о тексте

Урок №1

Тема: «Понятие текста, как двух или нескольких предложений, связанных по смыслу».

Цель: -дать знания о тексте, о признаках текста;

            -научить различать текст от отдельных предложений.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде памятки.(слайд№1)

Признаки текста.

1. Состоит из нескольких предложений.

2. Предложения расположены в определенной последовательности.

3. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью различных средств (местоимений, повтор слов, слов-синонимов).

4. Предложения объединены темой ( о чем говорится в тексте).

5. Предложения связаны главной мыслью (с какой целью написан текст).

6. В тексте передается законченная мысль.

7. Текст может иметь название (заголовок) или его можно озаглавить.

Виды заданий и упражнений, которые могут использоваться для раскрытия понятия «текст».

1) Прочитай. Какую из этих записей можно назвать текстом?

Объясни свой ответ.

На прогулке пудель так и искрится от радости. Кошки любят сметану. Ребята решили построить скворечник. Строители возводят дом.

Пудель – красивый, жизнерадостный пес. У него волнистая шерсть. Он очень понятлив и послушен. Пудель ласков и очень предан хозяину.

2) Зима, снег, деревья.

а). Составьте из слов предложения.

б). Составьте из этих слов текст.

в) В чем разница между составлением предложений и составлением из слов текста?

3). Рассмотрите рисунок.(слайд№2)

1в – составляет по рисунку предложения.

2в – составляет по рисунку текст.

В чем разница при составлении?

Урок №2.

Тема: «Тема текста, основная мысль, заглавие».

Цели: — дать понятие о теме текста, основной мысли, заглавии;

            -формировать умение выделять тему текста, основную мысль;

            — научить отличать тему текста от основной мысли;

            — формировать умение озаглавливать текст;

              -формировать умение сопоставлять тему текста с заголовком, основную мысль с заголовком.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде таблицы.(слайд№3)

Понятие

Вопрос

Смысл понятия

Тема текста

О чем (о ком)говорится в тексте

В каждом тексте есть тема – то основное, о чем рассказывают все предложения вместе. У разных текстов может быть одна тема. Тема может быть широкая и узкая. Заголовок часто называет тему.

Основная мысль текста

Для чего? .С какой целью автор написал текст?

Это главное, что хотел сказать, объяснить автор, в чем хотел он убедить читателя. Может быть выражена в заголовке, прямо сформулирована в тексте или заключена в содержании текста

В тексте должно быть все подчинено теме и основной мысли.

Виды заданий и упражнений, направленные на раскрытие понятий тема текста, основная мысль, заголовок.

1). Прочитай стихотворения. В каком из них одинаковая тема? Назови ее. У какого стихотворения иная тема? Вырази ее в заголовке.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воронов знакомых

                        М. Шаковский.

Вот у темной печи кот

Песенку свою поет:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко

Мур, мур, мур…

                          И. Полянская.

Ветер, ветер ты могуч

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду воешь на просторе…

                           А.С. Пушкин.

2). Прочитай стихотворение В.Орлова, определи его тему. К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт? Объясни свой выбор.

У ежей подрос

Ежонок-

Замечательный

Ребенок.

Но боятся мама

С папой

Малыша погладить

Лапой

Ежонок

Дружная семья

Колючий ребенок

3). Прочитай текст. Обрати внимание на заголовок. Определи тему текста. Найди в нем два лишних предложения, которые не соответствуют теме и заголовку. Прочитай текст без этих предложений.

Красавец павлин.

Павлин – красивая птица. Он ставит хвост кругом, и на хвосте – синие кружочки с золотым и зеленым. А сам павлин блестит. На голове у него торчком стоят перышки, как иголочки с шишечками. В зоопарке можно увидеть много диковинных зверей и птиц. С особым интересом посетители всегда рассматривают хищников.

4). Прочитай два текста и определи их тему. Как ты думаешь, о чем хотел сказать нам автор в каждом тексте? Найди в тексте предложения, в которых сформулирована основная мысль.

Большие, как дома.

Мы подошли к слонам. Слон такой большой, что я думал, что такого не может быть и что он не живой, а сделанный. Потому что на такого по лестнице надо лезть, чтобы ему на спину залезть. Ноги у слона очень толстые, прямо как столбы. Он такой ногой может кого угодно стоптать. Вот такие слоны большие.

Умные животные.

Слоны умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду носят. Они даже гулять с детьми вместо нянек ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

По Б. Житкову.

5). В одном классе ребята выпустили газету, в которой рассказали о разных событиях своей жизни. К каждой заметке ребята подобрали такие загловки, которые не только сообщали о теме, но и выражали основную мысль сообщения.

Выбери из каждой пары заголовков, те которые были напечатаны в газете.

Прогулка в лес._____________________Чудесная прогулка в лес.

Неудачная рыбалка__________________На рыблаке.

Веселые старты_____________________Школьные соревнования.

Телепередача «В мире животных»_____Моя любимая телепередача.

  1. В одном из учебников по чтению для третьего класса помещены произведения с таким и названиями: «Снегирь», «Ребята и утята», «Заячьи лапы», «Праздник леса», «Черемуха». На какую тему эти произведения? Это широкая или узкая тема? Почему?

В учебнике по русскому языку в оглавлении темы написаны так: «Состав слова», «Корень», «Окончание», «Приставки и суффиксы». Какая из этих тем широкая? Почему?

7). Игра «Найди узкую тему». Дана широкая тема, надо записать как можно больше узких тем, за определенное количество времени.

Зимние каникулы

Наша школа

Родная природа

Урок №3.

Тема: «Структура текста».

Цели: — дать понятие о структуре текста;

            — научить определять и различать части текста;

            — формировать умение озаглавливать части  текста.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схемы и таблицы.(слайд№4)

Части

Характеристика частей

1. Вступление (начало)

Подготовка к тому, о чем пойдет дальше речь

2. Основная часть (средняя часть)

Рассказ о главном (описание главного, доказательство главного)

3.Заключение

вывод, итог, свое отношение к рассказанному

Виды заданий и упражнений.

1. Определи, где начало текста, основная часть и заключение. Собери текст в правильной последовательности.

Подснежник.

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет, рне рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.

2). В густой траве спрятался боровичок. Шляпка у него темно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая. Весь он важный.

Найди вступительную часть; основную часть. О чем пойдет речь в заключении. Запишите все три части. Каждую часть с красной строки.

3). Найди вступление. Запиши с красной строки. Найди основную часть – запиши ее также с красной строки. Прочитай заключение. Запиши его с красной строки.

Как я первый раз катался на лодке.

Летом я был на даче. Недалеко от нашего дома протекала речка. На берегу лежали лодки.Я попросил своего дедушку перевезти меня на другой берег. Сели мы в лодку. Взяли в руки по веслу и поплыли. Скоро я устал с непривычки, и дедушка греб один. Когда мы возвращались обратно, дедушка опять дал мне немного погрести. После этой прогулки мы часто катались на лодке, и я уже научился хорошо грести.

4). Дано вступление: «Вчера у нас вот что произошло!». Дано заключение: «Вот какая смешная история!». Запишите основную часть, в которой расскажите о том, что же вчера смешного у вас произошло.

5). Прочитай текст. Озаглавь его. Какое вступление в скобках больше всего подходит к этому тексту? Почему?

( Мой любимый праздник – Новый год.  Каждый вечер я выхожу в сад.)

… Он весь в снегу. Когда в доме загораются огоньки, снег блестит, как будто наш сад посыпали серебром. На дорожках большие и маленькие следы. Это люди ходили. Деревья все в инее, а кустики у забора засыпало снегом. Свет туда не доходит. И кажется, что там в темноте, кто-то прячется. Но мне совсем не страшно. Мне очень нравится гулять в саду.

Урок №4.

Тема: «Связь между частями текста и между предложениями.»

Цели: -формировать умение устанавливать связь между частями текста и между предложениями;

           — дать понятия о разных видах связи между предложениями.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схемы. (слайд№5)

         Предложения в тексте могут быть связаны между собой:

1). По цепочке:

Например: Жила на свете коза. Хозяйка у нее была злая и жадная. Давала ей за целый день клок сена. А когда доила, еще колотила беднягу кулаками.

Трудная была у козы жизнь.

2). По смыслу с первым, дополняя и раскрывая его:

Например: За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

Виды заданий и упражнений.

1). У медведицы в цирке родилось три медвежонка. Малыши хорошо растут. Дрессировщик уделяет много внимания воспитанию и обучению шалунов.

— О ком идет речь?

— Какими словами заменены слова «три медвежонка».

— Подчеркни слова, которые связывают предложения.

2). Прочитай текст. Озаглавь его. Какое слово повторяется слишком часто? Замени его другими словами. Запиши измененный текст.

Осень. Высоко в небе летят журавли. Печально курлычат журавли прощаясь с родиной. Журавли будут зимовать в теплой Африке. Весной журавли вернутся на родину.

3). Прочитай текст.

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали кники. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

Н. Носов.

Как предложения связаны друг с другом?

Найди слова – повторы и местоимения, которые скрепляют предложения текста.

4).

Опасная встреча.

Однажды Сережа пошел в лес. С ним побежала Чапа.

…в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея. Чапа кинулся на гадюку и разорвала ее.

-Вставьте в текст слово, которое бы связало вступление с основной частью.

5). Редактирование текста.

Какие слова в тексте повторяются слишком часто? Замени их. В этом помогут слова в рамке.

Жадная лиса.

 – Здравствуй, лиса? Что ты кушаешь? — спрашивает волк.

-Рыбку,- отвечает лиса.

-Дай мне, лиса, хоть одну попробовать, — просит волк.

А лиса учит: «Ты волк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, так сам и наловишь».

        Урок № 5.

Тема: « Типы текста».

Цели: — дать понятие о разных типах текста (описание, повествование, рассуждение);

             -формировать умение различать типы текстов;

             — формировать умение составлять тексты разных типов.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде таблицы.(спайд№6)

Типы текста

описание

повествование

рассуждение

На какой вопрос отвечает текст?

О чем говорится в тексте

Из каких частей состоит текст

Каков предмет?

Каково лицо?

О признаках предмета (лица): цвет, форма, вкус, запах и т.д.

1). Вступление (общий вид)

2). Основная часть (описание отдельных признаков)

3). Заключение (итог наблюдений)

Что делает предмет (лицо)?

О действиях, событиях.

1). Вступление (начало развязки действия, завязка).

2). Основная часть (развитие сюжетное и кульминационное – самый важный момент в развитии сюжета.

3). Заключение (конец действия, развязка)

Почему предмет (лицо) такой? Почему поступает так, а не иначе?

О причине, признаках действия.

1) Вступление, тезис-мысль, которую надо доказать.

2) Основная часть (доказательство).

3) Заключение (вывод).

Виды заданий и упражнений.

1). Прочитай начало разных текстов. Догадайся, каким началом можно начать:

а) текст-описание;

б) текст-повествование;

в) текст-рассуждение.

1. У меня есть котенок Черныш. Однажды он потерялся. Целый час мы искали его во всей квартире. Знаете, где он спрятался?

2. У меня есть котенок Черныш. Я за ним постоянно ухаживаю. Мама сказала мне, что каждый человек в ответе за того, кого он приучил. Я согласна с мамой. И вот почему…

2). Прочитай текст. Определи, к какому типу он относится.

Осень.

После продолжительных дождей погода заметно разгулялась. Осень предстала во всей своей нежной, притихшей прелести. Воздух сделался еще прозрачнее, чище. Трава пожелтела. Пронзительно запахло спелым листом.

По А. Стрижеву.

3). Прочитай текст. Из какой он книги?

В Простоквашино.

Все в доме было. И печка, и кровати, и зановесочки на окнах! И радио и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде около дома все посажено. А в сарае удочка нашлась. Дядя Федор взял удочку и пошел рыбу ловить. А кот Матроскин с Шариком печку истопили и воды принесли. Потом они поели, радио послушали и спать легли. Очень им в этом доме нравилось.

— Найди и спиши ту часть текста, в которой содержится описание дома в Простоквашино.

4). Прочитай начало текста « Купили мне новый портфель».

Составьте 3 текста с одинаковым началом.

-рассуждение;

-повествование;

— описание.

5). Прочитай текст, в нем объединены два типа текста. Выдели их и прочитай. В этом тебе поможет схема.(слайд№7)

Петушок с семьей.

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры.

Лапой Петя кучу разгреб, курочек с цыплятами позвал: «Собирайтесь, я вам зернышко припас!». Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались: зернышко не поделили – передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил!

6). Составь схему к тексту.

Ласточка.

Деревенскую ласточку называют еще касаткой. Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные черные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.

Г. Скребицкий.

7) Составь рассказ по иллюстрации и схеме текста:

а) Начни свой рассказ так:

«У меня есть друг – пес Бобик».

(слайд№7).

б) Начни свой рассказ так. « Каждый вечер мы помогаем маме»  

( слайд№8).

Урок № 6.

Тема: «Стили речи».

Цели: — дать понятие о разных стилях речи (разговорный, художественный, научный (деловой);

            — формировать умение различать тексты разных стилей;

            — научить преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля;

— формировать умение самостоятельно составлять тексты разных стилей.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схем. (слайд№9)

1.

2.

Виды заданий и упражнений.

1). Сравни 3 текста. Какие они по стилю?

1. «Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несет, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее будут».

2. «Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом.»

3. «Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 до 0,6мм. При меньшем размере осадки называются моросью»

2). Какого стиля тексты вы  будете создавать, исходя из данной ситуации:

а) вечером вы рассказываете бабушке о том, как прошел день;

б) на уроке нужно пересказать текст параграфа по природоведению.

3). Прочитай текст. К какому стилю он относится? Найди в тексте часть, которая не соответствует его стилю. Прочитай и запиши текст без нее.

«Дуб, что одиноко высился на самом краю леса, не сбросил своей листвы. Она лишь побурела, закучерявилась, опаленная дыханием осени. Дуб стоял, как былинный ратник, суровый и могучий. В него когда-то ударила молния, осушила вершину, и теперь над его тяжелой, выкованной из бронзы кроной торчал обломанный сук, словно грозное оружие, поднятое для новой схватки. Дуб что надо! Только ночью на него смотреть страшновато, как будто замахнулся и сейчас снесет тебе башку.»

4). Прочитай текст-описание душистой фиалки и определи его стиль.

Постарайся «превратить» это описание душистой фиалки в художественное.

Душистая фиалка.

Пахучие сине-фиолетовые, иногда белые цветки душистой фиалки встречаются в лесах и парках в апреле-мае.

Цветки имеют пять лепестков: два направлены вверх, два вбок, один вниз. В сырую погоду стебель сгибается, и цветок оказывается под листком. Листья фиалки округлой формы, молодые листья свернуты.

5). Узнайте  по особенностям стиля, какой стиль имеется в виду.

а) Обращение к знакомому человеку. Дружеский тон, яркое проявление чувства (удивления, восхищения, желания), употребление словечек, которые не встретишь в научных книгах.

б) Обращение к большим группам людей. Подробное описание действий, которые нужно выполнить. Точное название всех действий предметов. Чувства не передаются.

в) Эмоциональное обращение ко многим людям, такое, чтобы они могли представить себе то, о чем говорит обращающийся; понять какие чувства он испытывает.

6). На уроке математики было дано задание «Составьте задачу по рисунку»:

Каким стилем воспользоваться, составляя текст задачи?

7). Составь по иллюстрации разные по стилю тексты:

а) в разговорном стиле;

б) в научном стиле;

в) в художественном стиле.

( слайд№10).

Урок № 7.

Тема: «Деление текста на части, их озаглавливание». (Составление плана текста).

Цели: — дать понятие о плане текста;

            — формировать умение составлять план к тексту и озаглавливать его части;

           —   формировать умение составлять текст по плану;

            — формировать умение восстанавливать деформированный текст по плану.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде памятки.

План – это «скелет» (стержень) текста. Он рассказывает о главном и помогает найти нужное место в тексте.(слайд№11)

Виды заданий и упражнений.

1.

Верные друзья.

Коля болел. Он лежал дома и скучал. Вдруг он увидел шар в окошке. А на шарике рожица нарисована. Прыгает шарик, смешит Колю.

— Спасибо вам, друзья!

На сколько частей можно разделить текст. Почему?

Прочитайте первую часть, озаглавьте; запишите название. Прочитайте вторую часть, озаглавьте; запишите название. Прочитайте третью часть, озаглавьте; запишите название.

2. Восстановление деформированного текста с опорой на план.

Прочитай план к рассказу «Ежик».

План.

1. Оля принесла ежа.

2. Ежик жил в школе.

3. Ежа выпустили на волю.

Составьте по этому плану из разрозненных предложений текст. Запишите полученный рассказ в соответствии с планом. Каждую часть начинаете писать с красной строки.

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа.

Весной еж заскучал.

Девочка положила ежа на пол посреди класса.

Ребята выпустили его на волю.

Ежик лежал неподвижно.

Он скоро привык к ребятам и остался жить в школе.

Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью.

Ежик прожил у ребят всю зиму.

         3. Обведи верное высказывание. (слайд№11)

        План нужен для того, чтобы:

а) определить тему текста;

б) определить основную мысль;

в) определить последовательность изложения;

г) понимать стиль речи.

4. Прочитай рассказ. Озаглавь его. Определи самое главное в каждой части рассказа. Озаглавь его, запиши план.

Мы купили в зоологическом магазине маленького цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.

А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над Цыпом.

Цып писквнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зеты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидет крупинку. Он разбежался, прыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.

Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Растерянно оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

По Б. Емельянову.

 II  этап. Знакомство с особенностями сравнительного текста-описания .  

Урок № 8.

Тема: «Композиционные особенности».

Цели:  — дать понятие о видах сравнительного текста-описания;

             -формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

              -формировать умение отличать текст-описание от сравнительного текста-опсания;

              -формировать умение самостоятельно соствлять сравнительный теекст-описание.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схем.(слайд№12)

Виды заданий и упражнений.

1. а) Сравните два предмета – яблоко и апельсин.(слайд№13)

-найди одинаковое,

— найди разное.

Запишите в первый столбик одинаковые признаки, во второй столбик – разные признаки.

По каким признакам ты сравнивал, перечисли.

б) Рассмотри рисунки осы и пчелы.(слайд№14)

Объясни, почему их можно перепутать.

— Какие их признаки надо знать, чтобы не перепутать?

2. Из двух текстов-описания найди сравнительное описание.

Кошки.

Голова у кошек круглая.На голове торчат небольшие чуткие уши. Глаза расширяются в темноте, что помогает кошкам лучше видеть. Тело у кошек мягкое, гибкое. Ноги короткие, но сильные. .Кошки высоко прыгают и лазают по деревьям.

Кошки.

Рысь – родственница нашей домашней кошки, хотя и мало на нее похожа. И все-таки рысь – кошка. Она тоже ловко лазает по деревьям, видит в темноте. Как и у домашней кошки у нее прекрасно развит слух и слабое обоняние.

3. Составь план к сравнительному тексту-описанию. В этом тебе поможет схема.

1) Основная мысль.

2) Описание первого объекта.

3) Описание второго объекта.

4) Вывод.

                                                       Опята.

Осенью на пнях растут настоящие и ложные опята. Ложный опенок – несъедобный гриб, его нужно уметь отличать он настоящего опенка.

Шляпка настоящего опенка желтовто-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая.

Ложный опенок похож на настоящий, но обратная сторона шляпки у него желтовато-зеленого цвета.

Загляни под шляпку, и сразу увидишь, какой гриб перед тобой.

  1. Рассмотрите изображения стрижа и ласточки .(слайд№15)

Iв — составьте сравнительный текст-описания этих птиц по 1 схеме.(слайд№16)

IIв — составьте сравнительный текст-описания этих птиц по 2 схеме.

5). Перед вами два текста-описания.

Полевой скакун.

Полевой скакун – маленький жук зеленоватого цвета. У него три пары ног и четыре крыла: два тоненьких, прозрачных и два жестких. Присмотритесь к его телу. Оно состоит их трех частей: головка, грудка и брюшко.

Жук-олень.

Жук-олень – большой, он окрашен в коричневый цвет. Тело его состоит из трех частей: головы, грудки и брюшка. На голове у него есть рога, напоминающие оленьи. У жука два жестких и два тоненьких прозрачных крыла, служащих для полета. У жука-оленя три пары ног.

— Какие общие признаки вы заметили у этих насекомых?

— Скажите, какой первый признак назван у полевого скакуна?

— А что сказано во втором описании об .этом же признаке у жука-оленя?

— Этим признаком они похожи или отличаются?

— Какой следующий признак назван у полевого скакуна?

— А что сказано во втором описании об окраске жука-оленя?

— По этому признаку жуки похожи или отличаются?

— Назови следующий признак полевого скакуна. Есть ли этот признак в описании жука-оленя?

— По этому признаку похожи или отличаются жуки?

Попробуйте составить их этих двух описаний одно сравнительное описание.

Запишите его.

6). Прочитайте сравнительный текст-описание.

У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка, черная бархатистая шапочка.

Самка снегиря окрашена так же, только грудка у нее не красная, а серого цвета.

— Из каких частей состоит описание?

— Каких частей не хватает в этом сравнительном тексте-описании?

Сформулируйте задачу и вывод.

Запишите получившийся текст.

Урок №9.

Тема: «Стилистические особенности».

Цели: — продолжить формирование понятия о стилях текста;

               -формировать умение составлять сравнительные тексты-описания в разных стилях.

Виды заданий и упражнений.

1). Выбери из сравнительных текстов-описания.

а) текст, написанный в научном стиле;

б) текст, написанный в художественном стиле.

1.

Дятел и поползень.

В наших лесах летом очень много разных птиц, и только очень внимательный человек может найти общее у них.

Дятла знают все, прислушайтесь идя по лелсу, и вы услышите – тук-тук. Это дятел добывает из коры дерева насекомых, портящих лес, недаром его называют лесным санитаром.

А вот поползня не многие знают. Очень интересная птичка. Увидите на стволе птицу, чуть побольше воробья с голубовато-серой спинкой, белой грудкой и рыжей грузкой – вот он поползень.

А главная его примета: эта птица ползает по дереву вниз головой. Кору он долбит редко, но все щели проверит в коре, добывая насекомых.

Видите какие разные птицы?

2.

Дятел и поползень.

Поползень дятлу совсем не родня, а общего между этими птицами много.

У обоих цепкие лапки и длинноклювы. Они приспособились к передвижению по стволам, по коре.

Схожая жизнь не дереве привела к тому, что у поползня так же, как у дятла, образовались похожие приспособления.

2). Прочитайте сравнительный текст-описание.

Определите стиль

Гагара и гага.

Названием гагара похожа на гагу. Но птицы они очень разные.

Гагары крупнее, чем гаги. Они зимой улетают в теплые края, а гаги остаются зимовать. Гаги выводят четыре-восемь птенцов, а гагары всего двух.

Измени стиль текста и запиши его.

3). Прочитайте сравнительный текст-описание.

                                                 Жирафы.

Все жирафы разные. Только шеи у них одинаковые. Очень длинные, длинные, длинные шеи. У всех жирафов длина шеи равна трем метрам, количество шейных позвонков равно семи.

Длинные шеи мешают жирафам спать. Чтобы уснуть, жирафы поступают по разному. Один жираф сматывал шею вокруг туловища, а голову клал на спину. Другой жираф укладывал на голову тяжелый камень, а шея становилась короткой и толстой.

— Какое предложение лишнее?

Прочитай текст без этого предложения. К какому стилю его можно отнести.

Докажи.

         Урок № 10.

Тема: «Средства связи в сравнительном тексте-описании»

Цели: — дать представления о разных видах связи в сравнительном тексте-описании

    — формировать умение использовать разные виды связи в составлении сравнительных текстов-описания. 

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде памяток. (слайд№17)

.

Виды заданий и упражнений.

1). Прочитайте.

Ехидна и утконос.

Внешне ехидна не похожа на утконоса, но все-таки они близкие родственники.

У них много общего в строении.

Ехидна, как и утконос, откладывает яйца, а не рожает живых детенышей. Температура тела у обоих изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Утконос и ехидна питаются насекомыми.

— Из скольких частей состоит текст?

Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? Какова роль этой части текста? Сформулируй основную мысль.

Прочитайте вторую часть. Какие слова и выражения помогают нам понять, что речь идет о двух животных и общем у них признаке, т.е. о признаке, который есть у обоих животных? Подчеркни их. Помогают ли эти слова и выражения связывать между собой предложения и части текста? Докажи.

Из какой памятки эти слова? Какие еще слова могут встречаться в сравнительном описании при установлении общих признаков?

2). Включите в текст необходимые по смыслу слова и выражения.(слайд№18)

Стрекоза и муравей внешне совсем…, но все-таки у них есть… .

Они имеют… строение тела. У стрекозы и у муравья…, как… насекомых, тело состоит из трех частей – из головы, грудки и брюшка. У… по три пары ног.

Стрекоза и муравей имеют… для всех насекомых.

Они насекомые.

— Какой памяткой будем пользоваться?

— Почему? Связывают ли эти слова и выражения между собой предложения?

Докажи.

III  этап. Самостоятельное составление сравнительного текста-описания в художественном стиле

Урок № 11.

Тема: «Планирование и раскрытие своего высказывания».

Цели: -формировать умения собирать материал для будущего самостоятельного высказывания;

                   -формировать умение отбирать содержание для будущего самостоятельного высказывания;

                    -учить подбирать синонимы, антонимы, сравнения при самостоятельном составлении сравнительного текста-описания.

Сбор материала.

1). Сравните маленького котенка и кошку.

В один столбик подберите и запишите прилагательные, которыми можно описать котенка, а в другой – кошку.

Подберите глаголы, которыми можно описать поведение котят, кошки.

(Запиши в два столбика).

Подбери существительные, которыми можно назвать котят, кошку.

(Запиши).

2). Рассмотрите иллюстрацию (петух и курица).

Напишите в первой столбик, чем они похожи, а во второй, чем они отличаются друг от друга.

Отбор содержания.

1). Прочитайте стихотворение В. Лифшица. Чем отличаются коты? Используй сравнительные слова: в отличие от…, по сравнению с …

Запиши отличия.

Сиамский кот.

Я шерстки не видывал

Тоньше и глаже,

Глаза же и мордочка

Словно бы в саже.

Он гордый,

Он на руки к вам не пойдет,

Тот серо-жемчужный

Таинственный кот.

Сибирский кот.

Кот сибирский,

Кот пушистый,

Нежен мех его душистый,

Сам он важен и спесив –

Видно, знает, что красив.

Выбор необходимых слов (подбор синонимов, антонимов, сравнений).

1). Прочитай, вставляя вместо точек подходящие слова, противоположные по смыслу выделенным словам.

Улитка передвигается медленно, а мышь…

Медведь неуклюжий, а обезьяна…

Тля приносит вред растениям, а божья коровка…

2). Прочитай. Выпиши две пары антонимов. Можно ли назвать это стихотворение сравнительным текстом-описанием.

Докажи.

Ручейку говорила река:

Ты узок, а я широка,

Ты мелок, а я глубока!

Об одном позабыла река-

Что она началась с ручейка.

                                В. Делько.

3). Дополни выражения своими сравнениями. Запиши их.

.Сладкий, как…

Холодный, как…

Красивый, как…

Твердый, как…

Белый, как…

Мягкий, как…

Голодный, как…

Колючий, как…

Составление плана собственного сочинения.

Опора на структуру сравнительного текста-описания.

(слайд№19)

1).

  1. Основная мысль.
  2. Описание одного объекта.
  3. Описание второго объекта.
  4. Вывод.

Или

2).

  1. Основная мысль.
  2. Одновременное сравнение двух объектов.
  3. Вывод.

Пункты плана должны помогать составлять текст.

«Это короткий текст, он должен раскрывать основную тему».

Формулировка темы (Заглавие).

В формулировке темы сравнительного текста-описания, указываются оба сравнениваемых объекта или их общее название.

Например: «Грызуны» или « Кролик и белка».

«Насекомые» или «Оса и жук».

«Бабочки» или «Капустница и лимонница».

Выявление основной мысли – ради чего?

Для сравнительных текстов-описаний очень важна основная мысль (задача), т.к. от нее зависит отбор признаков сходства или различия, или тех и других вместе.

— Написать сочинение по аналогии.

Дан текст.

Жаба и лягушка.

Жаба и лягушка очень похожи. Многие люди, редко встречающиеся с этими животными, даже путают их. Но если приглядеться, разницу увидеть легко.

Лягушка – дневной житель, а жаба – ночной. Поэтому у лягушки зрачок круглой формы, а у жабы – вытянутый сверху-вниз. У лягушки задние ноги длинные, сильные, мускулистые, передние же гораздо меньше. У жабы задние ноги не такие сильные и не такие длинные, но зато и передние не такие уж коротенькие.

Составь текст аналогичный данному про лося и оленя.(слайд№20)

Урок № 13.

Тема: «Написание сочинения»

Цели: — самостоятельное составление учащимся сравнительного текста-сочинения в художественном стиле.

1). Записать название сочинения;

2). Каждую часть записать с красной строки;

3). Прочитать и проверить написанное.

Графическая наглядность – памятка, которая используется для работы над сравнительным текстом-описанием в художественном стиле.(слайд№21)

Памятка.

1). Определи общий вид сравниваемых объектов.

2). Сформулируй основную мысль.

3). Придумай заголовок.

4). Определи признаки объектов, по которым будешь сравнивать (цвет, форма, вкус, величина, запах и т.д.)

5). Подумай над порядком сравниваемых признаков.

6). Составь план.

7). Выбери наиболее точные слова, языковые средства.

8). Какой можно сделать вывод?

Помни! Пишешь сравнительный текст-описания в художественном стиле.

         Урок №14.

Тема: «Редактирование текста».

Цели: — формировать умение анализировать свой текст сочинения;

            — учить искать и исправлять неточности, повторы в тексте;

              -формировать умения использовать речевые средства для более точной передачи сравнительного текста-описания.

1). Поиск и исправление неточностей в тексте.

Кролик и белка.

Кролик и белка отличаются друг от друга. У кролика, как и у белки, острые, длинные зубы. Своими острыми зубками они грызут пищу, поэтому их называют грузынами.

Как вы думаете, раскрывает вторая часть задачу сравнительного описания?

Исправьте текст и запишите его в исправленном виде.

2). Замена повторов в тексте.

Галка и ворона.

Зимой галки так же, как и вороны, живут в городах и в деревнях.

Различать галку и ворону нетрудно. Галка меньше вороны. Галка вся черная, только вокруг шеи серые перышки. У вороны все наоборот: туловище серое, черные глаза, только голова, шея, крылья да хвост.

(они, их, она).

3) Выбор точных глаголов, прилагательных, существительных для верной передачи списания.

У клена (широкие, большие) листья.

Береза отличается цветом своего (изящного, тонкого) ствола.

Дуб похож на лесного (богатыря, великана).

4). Формирование умения использовать речевые средства для более точной передачи сравнительного описания.

а) Соедини и запиши сравнения из слов правого и левого столбика.

запасливая

трудолюбивая

стройная

крепкая

легкая

горькая

тополь

белка

пчела

пух

сталь

полынь

б) Подбери для каждого сочетания одно слово, близкое по значению.

очень холодная вода

очень жаркое лето

очень худой человек

очень маленькая туфелька

очень густой лес

знойный

крохотный

дремучий

тощий

ледяной

5) Работа над предложениями, используемыми в тексте-описании.

а) Выбери из текста предложения, в которых автор сравнивает ужа и гадюку.

Уж и гадюка.

Иногда ужа принимают за гадюку, но их нетрудно отличить.

У ужа на голове есть желтые пятна, а у гадюки их нет. Спина ужа черная, а у гадюки она бурая с темной полосой. Уж не кусается, у него мелкие неядовитые зубы. Гадюка же может укусить своими ядовитыми зубами.

Если встретишь в лесу гадюку, берегись!

Подбери к схеме предложение из выбранных

б) Восстановить деформированный текст.

Боровики.

Внешне этот гриб во всем похож на боровик, но ужасно горек.

Ложный белый  называют еще желчным грибом. Ну теперь-то я знаю: у белого гриба губчатый слой с нижней стороны шляпки в молодости белый, белый, в старости – зеленоватый.

На изломе мягкость белого гриба остается белой, а у желчного розовеет.

Подчеркни предложения в которых идет сравнение.

в). Дополни предложения в  тексте.

«…Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие — …. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротенких штанишках на помочах, а малышки любили носить…, из пестренькой яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, и потому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были …, чуть ли не до пояса.»

По Н. Носову.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика — это один из видов рассуждения, при котором сравниваются персонажи художественного произведения, явления, понятия.

Выполнять сравнение желательно по определённому плану, например:

1. Сравнивать надо по одним и тем же существенным признакам.

2. Сравнение ведётся параллельно, а не последовательно, т.к. при последовательном сравнении получается две темы, а не одна.

3. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать следует со сходства.

4. При сравнительной характеристике используются сопоставления и противопоставления; вскрываются причины, объясняющие черты сходства или различия, связанные с индивидуальными качествами персонажей, с разными условиями формирования их характеров.

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

8 класс

Упражнение 239,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 242,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 263,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 123,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 183,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 491,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 492,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


  • Два основных типа оставления текста
  • Советы от экспертов
  • Приблизительный план
  • Как сравнивают два произведения
  • Популярные тематики
  • Наглядный пример

При составлении сравнительной характеристики у многих людей возникает масса вопросов, а порой и вовсе ступор, новички совсем не понимают, какую информацию брать за основу. На самом деле процесс достаточно легкий, важно лишь знать основные принципы создания сочинения. Речь может идти про конкретных персонажей или отдельных книгах, рассказах, а также повестях прошлых лет. В каждом случае подход к написанию сравнительной характеристике будет меняться, чтобы не сталкиваться с трудностями, стоит взять советы из статьи на заметку. Наглядные примеры также пригодятся при реализации задуманного, все моменты лучше сохранить в электронном виде или записать в блокнот.

Сравнительная характеристика – правила составления текста

Два основных типа оставления текста

При создании сравнительной характеристики писатели, ученики школ или студенты ВУЗов берут за основу один из двух популярных методов. Первый прием предполагает сопоставление героев или литературных произведений по каждому пункту отдельно. Но второй способ считается гораздо проще, поскольку взяв его за основу, писатель может провести сравнение характеристик выбранных персонажей или книг одним списком. Выбирать подход для составления презентации или написания работы по определенной тематике нужно самостоятельно, но вот новичкам точно подойдет второй тип сбора информации. Подача в том или ином случае будет максимально доступной, простой и понятной, за этот момент можно точно не переживать.

Советы от экспертов

На стадии подготовки к процессу создания сравнительной характеристики важно серьезно подойти к выбору персонажа или литературы. По факту у человека должно быть на руках достаточно пунктов, которые будут в дальнейшем сопоставляться, в противном случае нехватка информации смажет концовку подготовленного материала, он покажется незавершенным. Минимальное количество пунктов, по мнению экспертов, равно трем, но лучше предусмотреть намного больше позиций, по которым будут сравниваться персонажи.

Только тщательное изучение и многочасовая подготовка позволит предоставить читателю обзорную, а также полезную статью, отвечающую на все вопросы. В начале изложения сути необходимо сделать акцент на тезисе, намекнуть интересующимся материалом личностям, почему именно эти персонажи были выбраны для рассмотрения.

Сравнительная характеристика – правила составления рекомендации от экспертов

Приблизительный план

Если брать во внимание сравнительную характеристику героев, то лучше воспользоваться готовым перечнем пунктов, который помог уже многим писателям. Список выглядит так:

  1. Особенности внешности персонажа, его одежда, выражение лица, манера поведения.
  2. Статус героя в обществе, откуда родом каждый участник рассказа.
  3. Жизненная позиция человека, насколько серьезным является мужчина или женщина.
  4. Какую часть жизни занимает дружбу или любовь, возможно, рассматриваемые герои одиноки.
  5. Как сложилась судьба персонажа, об этом зачастую рассказывается в конце повести.

Это только приблизительный план сочинения и как можно заметить в нем достаточно пунктов, чтобы заинтересовать читателя, а также ответить на все его вопросы. Минимальный порог в 3 раздела был выдержан, что не нарушает общие правила, а добавленные две позиции списка помогают намного шире раскрыть суть дела.

Сравнительная характеристика – правила составления текста и рекомендации от экспертов

Как сравнивают два произведения

Разобравшись в составлении сравнительной характеристики двух персонажей, не будет лишним рассмотреть пример работы над литературой. Изначально автору потребуется хорошо проанализировать текст романа или повести, на что зачастую уходит львиная доля времени, лучше прочитать книгу несколько раз. Только благодаря тщательной подготовке и глубокому размышлению получится сделать презентацию сопоставления, которая приведет читателя в восторг. На следующей стадии автор берется за выделение главных персонажей, находит интересные роли людей, ключевые моменты, отрезки времени, которые вероятнее всего запомнятся намного больше. Начинать нужно с самых простых признаков и тезисов, тогда писателю будет легче начать сопоставлять произведение, а дальше все работы пойдут как по маслу.

Популярные тематики

Среди профессиональных авторов пользуются спросом не все темы, чаще всего эксперты с многолетним опытом берут за основу такие направления как:

  1. Человек и его борьба с природой.
  2. Конкретная личность с амбициями против мнения общественности.
  3. Добро против зла, какая сторона победит в вымышленной ситуации.
  4. Какие трудности подстерегают героев по жизни, насколько похожими они являются.

Если говорить о задании для школьника или студента, то в образовательных заведениях чаще всего предоставляют героев, а также точки соприкосновения, которые помогут составить сравнительную характеристику. Но вот взявшись за работу с «0», придется приложить гораздо больше усилий, чтобы подобрать информацию, а также подходящего героя.

Сравнительная характеристика – правила текста и рекомендации от экспертов

Наглядный пример

Чтобы более подробно узнать, насколько просто подготавливать материал на основании двух интересных персонажей из литературных произведений или фильмов, стоит взглянуть на готовую работу. Наглядный пример выглядит так:

  1. Каждый из мужчин отличается чистоплотностью.
  2. Люди достаточно молодые и неопытные.
  3. Оба попали под влияние женских чар.
  4. Являются состоятельными особами.

Как стало понятно, ничего сложного в подготовке материала нет, важно лишь придерживаться определенных правил и уделить достаточно времени на поиск информации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Css class с как исправить
  • Как найти относительную плотность по воздуху формула
  • Как найти начальную цену товара
  • Как найти всех богов эгейского моря
  • Как найти свойства параметры