Как составить сравнительную таблицу по физике

Индивидуализация учебного процесса является в
последнее время одной из ведущих идей в школьном
обучении. Становится все более очевидным, что
школа при обучении и воспитании своих питомцев,
должна подготавливать их к той сфере
жизнедеятельности, к которой они наиболее
расположены и в которой смогут принести
наибольшую пользу.

Осуществить индивидуализацию обучения
возможно с применением индивидуальной
технологии обучения, основанной на
использовании деятельностного подхода в
обучении с применением компьютера. Реализация
этой задачи невозможна без применения в методике
и, в частности, в методике преподавания физики,
новых информационных способов подачи учебного
материала, разработки оригинальных
концептуальных подходов в подаче учебного
материала и его изложении.

Проблема использования приема сравнения в
учебном процессе актуальна, так как в
представленном виде она позволяет реализовать
личностный подход в обучении.

Большую роль в учебном процессе отводит
дидактике мыслительной операции сравнения. Еще
К.Д.Ушинский говорил, что сравнение есть основа
всякого понимания и всякого мышления. Понятие
усваивается путем сопоставления и
противопоставления раннее введенным понятием.
Это значит, что если учитель хочет приучить
учащихся к умению вычленять главные признаки
предмета при формировании понятий, то ему
необходимо применять при объяснении и при
закреплении материала приемы сопоставления и
противопоставления.

Под сравнением понимают умственные акты,
посредством которых в воспринимаемых,
представляемых или мыслительных объектах
обнаруживают сходство и различие. Вначале, при
первом знакомстве с понятием, учитель показывает
все признаки явления: и существенные и
несущественные. Затем вместе с учащимися
устанавливает, какие признаки можно выделить в
существенные из всех других. Это помогает
включить новое понятие, предмет, явление в класс
ранее изученных.

Система таблиц сравнения состоит из шести
типовых таблиц (1, 2, 3, 4, 5, 6), построенных по
дидактическому принципу от простого к сложному.
В дальнейшем каждая из таблиц в зависимости от
изучаемой темы наполняется конкретным
содержанием и обозначается номерами 1.1, 1.2, и т.д.

На первом этапе, когда учащиеся еще не знакомы с
приемом, можно им предложить типовую таблицу 1.

Таблица 1.

№ пп Вопросы Сопоставляемые и
противопоставляемые объекты
Объект А Объект В
       

В таблице сравнивают два объекта: понятия,
предметы, явления и т.д. Сравнение ведется на
основе вопросов, предлагаемых либо учителем,
либо составленных самими учащимися.

В типовой таблице 2 с помощью ряда вопросов раздельно
сравниваются сходные и различные свойства
объектов.

Таблица 2.

  Вид сравнения №№ п.п Вопросы Описание свойств
Объект А Объект В
1 Сходные свойства        
2 Различные свойства        
           

В таблице третьего типа рассматриваются три и
более объекта и проводится сравнение их по
определенным признакам. Методически ценным
здесь является умение характеризовать
объект, определяя основные его признаки,
свойства и качества. А для этого необходимо
анализировать объект. В этом состоит суть
аналитического метода. Следовательно, работая с
типовой таблицей 3, учащиеся овладевают приемами
анализа.

Таблица 3.

№ пп Перечень признаков Сравниваемые объекты
А В С
         

Умение учащегося различать физические
выражения (равенства) по их трем классам
свидетельствует о его глубоком понимании сути
физических явлений и способов их описаний. А
чтобы научить его этому, необходимо вести
сравнение равенств в форме типовой таблицы 4.

Таблица 4.

№ пп Физическое выражение Классы физических равенств
Определение Закон Формула
         

В типовой таблице 5 сопоставляются различные
формулировки физических законов, которые
учащиеся либо составляют сами, либо с помощью
учителя, либо находят, изучая дополнительную
литературу, рекомендованную учителем.

Таблица 5.

Название закона № пп Формулировка закона
     

В типовой таблице 6 сравниваются
(сопоставляются и противопоставляются) объекты,
поведение которых в различных ситуациях похоже,
но не идентично, поэтому данный тип таблицы
помогает дифференцировать тонкое сходство или
различие между объектами.

Таблица 6.

№ пп Свойство, явление, процесс Сопоставление и
противопоставление объектов
Сопоставление Противопоставление
    Объект А Объект В Объект А Объект В
           

Применяя данную таблицу, можно, начав
противопоставлять различие в свойствах
объектов, прийти к сопоставлению сходных
признаков и наоборот.

Сборник заданий таблиц сравнения для 7 класса

Тема 1. “Введение: физические явления”.

После изложения нового материала учитель дает
задание на дом: рассмотреть действия детских
игрушек и отметить виды физических явлений,
которые в них наблюдаются. Данные наблюдений
внести в таблицу 1. В таблице ученик, сравнивая
различные виды явлений по определенному
признаку, сопоставляет общее — сходное и частное —
различное.

Тема 2. “Первоначальные сведения о строении
вещества”.

В этой теме учителю при изложении нового
материала нужно проиллюстрировать на примерах
величину размеров молекул. Таблица 1.1. (Приложение 1).

Тема 3. “Три состояния вещества”.

На одном из уроков учащимся предлагаются
бланки на которых изображена таблица с
вопросами, а учащиеся дома (или в классе) должны,
отвечая на них, сравнивать два объекта. Так на
первом этапе обучения не все учащиеся еще умеют
проводить сравнение, им помогает это сделать
перечень вопросов, предлагаемых в таблице.
Например таблица 1.2. (Приложение
1
).. По этой теме можно составить три
однотипные таблицы, которые учащиеся заполняют
последовательно: одну после объяснения учителя
вместе с ним в классе, другую – дома
самостоятельно и проверяют ее в классе вместе с
учителем, третью – самостоятельно в классе. За
первую таблицу учитель оценку не выставляет; за
вторую – тому ученику, которого спрашивает в
классе, за последнюю – всему классу после
проверки тетрадей.

Тема 4. “Механическое движение”.

При изложении этой темы учитель в ходе
объяснения нового материала показывает
учащимся, как сделать запись равномерного и
неравномерного движения (например, на бумажной
ленте с помощью воска, капающего с горящей свечи),
а затем предлагает сравнить эти два движения.
Сравнение ведется с помощью таблицы 1.

Вопросы для таблицы учащиеся составляют вместе
с учителем в классе, а отвечать на них могут или в
классе или дома. Здесь важно, что учитель учит
учащихся составлять обобщенные вопросы, чтобы
они могли делать это в дальнейшем
самостоятельно.

Тема 5. “Скорость”.

При объяснении данной темы учитель может
ввести понятие скалярной и векторной величины на
примере скорости. Это удобно сделать, сравнивая
скалярные и векторные величины, используя
таблицу 1.

Аналогичную таблицу учащиеся могут построить
самостоятельно при изучении понятия сила,
добавив в нее отличительную характеристику
данного вектора (сила) – точку приложения.

Тема 6. “Масса и вес”.

Проведем противопоставление массы и веса тела.
Хотя масса и вес различные физические величины,
учащиеся очень часто не различают их, путают,
подменяют одно понятие другим, тем более, что
прибор для измерения массы называется весы, а не
“массы”. Для проведения сравнения применим
таблицу 1.3. (Приложение 1)..

Тема 7. “Инерция”.

В плане сравнения можно рассмотреть задачи из
упражнения учебника, котором предлагается
объяснить ряд задач на явление “Инерция”.
Ответы, объясняющие предложенные в задачах
явления, можно записать в таблицу 1.4. (Приложение 1). В ней в
сжатой, лаконичной форме даны описания явлений и
их объяснение. Это помогает учащимся
сконцентрировать свою мысль, записав ее четко и
ясно.

Тема 8. “Вес тела”.

Изложение этой темы проводится традиционным
способом. Эта тема будет усвоена учащимися
глубже, если провести сопоставление и
противопоставление веса и силы тяжести. Для
проведения сравнения учащимся можно предложить
вопросы , представленные в таблице 1, ответы на
которые они дают либо после объяснения темы
учителем, либо дома при подготовке домашнего
задания.

Приведенная таблица сравнений показывает, что
сопоставление и противопоставление признаков
двух объектов, дает возможность учащимся
дифференцировать довольно близкие по своим
признакам понятия. А это углубляет их понимание
физики и учит находить все более тонкое различие.

Тема 9. “Сила тяжести и сила упругости”.

В качестве домашнего задания по теме “Сила
тяжести и сила упругости”можно предложить
учащимся составить таблицу 1 вопросы для которой
они составляют самостоятельно.

Тема 10. “Жидкостный и металлический
манометры”.

Вопросы для сравнения учитель может дать сам
или предложить учащимся обдумать их дома.
Вопросы, которые может предложить учитель могут
быть следующие:

  1. Для чего служат различные типы манометров?
  2. Одинаково ли устройство манометров?
  3. Нарисуйте схемы их устройства.
  4. Перечислите из каких основных деталей они
    состоят?
  5. Какой принцип действия манометров?
  6. В чем различие в устройстве шкал этих
    манометров?
  7. Какой из манометров удобнее? Почему?
  8. Где применяется данный тип манометра?
  9. Точность показаний какого манометра выше?

Тип таблицы для сравнения учащиеся выбирают
сами.

Тема 11. “Парадокс Паскаля”.

Для сравнения этих объектов используется
таблица 2. Она дает возможность заострить
внимание учащихся на сходных и различных
свойствах, сравниваемых объектов, что приводит
их к выводу, что сила давления на дно и стенки
сосуда не зависит от его формы, а определяется
высотой и плотностью налитой в сосуд жидкости.
Естественно при анализе таблицы возникает
вопрос: “Почему вес жидкости в сосудах различен,
а давление и сила давления одинаковы?” Решение
этого вопроса, которое возникает при анализе
таблицы, обогатит учащихся новыми знаниями.

Тема 12. “Сила Архимеда”.

Изложение новой темы учитель ведет, используя
прием сравнения. Для этого дается задание:
сравнить силы давления жидкости на верхнее и
нижнее основание кубика (бруска), который
полностью погружен в сосуд с жидкостью. А
давление? Разное, так как глубина погружения
верхнего и нижнего основания кубика разная.
Поэтому:

p= gh p= gh
h > h
F= ghS F= ghS
F > F.

Вывод: Сила Архимеда возникает из-за того, что
сила давления жидкости на нижнее основание
кубика больше чем на верхнее. Чтобы найти силу
Архимеда, нужно из силы давления, действующей на
нижнее основание бруска, вычесть силу давления,
действующую на верхнее основание бруска.

F= F— F= ghS — ghS = gS(h— h) = gSH = gV= mg = P

На дом учитель дает задание составить таблицу
первого типа, придумав обобщенные вопросы для
сравнения условий нахождения в жидкости
верхнего и нижнего оснований кубика.

Тема 13. “Плавание тел”.

Сравнение силы тяжести (G) и архимедовой силы F (на
примере картезианского водолаза) приводит
учащихся к пониманию условия плавания тел.

К этому уроку учащиеся готовятся заранее. С
этой целью они изготавливают картезианского
водолаза (как это сделать подробно объясняет
учитель на предыдущем уроке). На уроке учитель
учащимся предлагает провести опыты:

Опыт № 1. Водолаз тонет.

Опыт № 2. Водолаз всплывает.

Опыт № 3. Водолаз плавает на глубине.

Затем учитель предлагает учащимся объяснить,
почему это происходит. Если есть затруднения,
учитель предлагает сравнить силу тяжести и
архимедову силу действующие на водолаза.
Учащиеся приходят к выводу, что соотношение
между этими силами все время меняется и
объясняют, как и почему изменяется сила тяжести
при проведении опытов. Результаты опытов
сводятся в таблицу 3.

Тема 14. “Простые механизмы”.

Эта тема изучается в конце учебного года, когда
учащиеся освоили прием сравнения, и, поэтому для
сравнения различных видов простых механизмов
можно применить более сложную таблицу 2.1. (Приложение 2). В ней
проводится сравнение трех простых механизмов:
рычага, наклонной плоскости и блока.

Заключительные уроки.

При проведении заключительных уроков в 7
классе, в конце года, целесообразно провести
обучение учащихся сопоставлению физических
формул и их словесных формулировок. Для этого
можно применить таблицу первого типа. В данной
таблице в один столбец (объект А) записывается
словесная формулировка какого-то физического
выражения, а в другой (объект В) – математическое
выражение, имеющее тот же физический смысл. Таким
образом, в зависимости от исходных данных, ученик
дополняет таблицу. Подобная работа развивает
умение говорить лаконично и грамотно, позволяет
учителю устно или письменно проверить
формальные знания ученика, активизирует мысль,
подготавливает базу для дальнейшей творческой
работы. Задание по таблице 1.5 (Приложение
1) готовит либо учитель либо кто-то из учеников.

Когда этот прием освоен учащимися, а ответы и
вопросы на них могут придумывать многие
школьники, учитель называет только тему для
составления таблицы первого типа. В дальнейшем
учащиеся уже сами придумывают тему, учитель
только корректирует ее целесообразность для
разработки. Таблицу 1.5 можно использовать как для
контроля знаний учащихся по всему курсу физики 7
класса и как информационную с подробными
ответами.

Полезно предложить учащимся при обобщенном
повторении заполнить таблицу 3.1 (Приложение 2), в которой
нужно (по обобщенным вопросам) сравнить все силы,
изученные за год обучения в 7 классе. Сложность
задания состоит в необходимости сравнения сразу
шести сил. Можно также предложить учащимся,
используя таблицу пятого типа, подобрать, изучая
дополнительную литературу, различные
формулировки закона Архимеда таблица 5.1 (Приложение 2). После того как
учащиеся, заполняя таблицу пятого типа, соберут
различные формулировки архимедовой силы, нужно
проанализировать каждую из них, доведя ее смысл
до уровня понимания ребенка. А затем сделать
вывод, что передать физический смысл архимедовой
силы можно, используя различные трактовки,
каждая из которых вносит какую-то крупицу новых
знаний в понимание закона в целом.

Выводы.

Прием сравнения в форме таблиц в 7 классе в
основном включает таблицы 1, реже 2, 3 и пятого
типов. Общее число используемых таблиц равно
20.Основная масса используемых таблиц – три
четверти от общего числа – составляют таблицы
первого типа. Более сложных таблиц (2-5 типа) всего
одна четверть от их общего числа.

Таблицы Их число
1 тип 15
2 тип 2
3 тип 2
5 тип 1

Это реализует принцип “от простого к
сложному”, соответствует возрасту учащихся и их
психическому развитию.

Учебные таблицы по физике.

Таблица — способ передачи содержания,
заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы
помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений — номер строки
и номер колонки. Таким образом, устанавливается смысловая связь между
элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке. [1]

К учебным таблицам относятся наглядные
пособия, содержащие цифры, тексты или графические изображения, иллюстрирующие
темы и разделы учебных предметов. Достоинство любой учебной таблицы
определяется прежде всего скоростью и точностью восприятия учащимися её
основного содержания. Различают таблицы: иллюстративные, графические, цифровые,
текстовые и смешанные [2]. По способу использования на уроке таблицы можно разделить
на раздаточные и демонстрационные. Раздаточные таблицы служат для
индивидуальной работы учащихся. Демонстрационные таблицы применяют для работы
со всем классом. По нашему мнению с помощью обычной демонстрационной таблицы
невозможно определить скорость и точность восприятия учебного материала для определенной
категории учащихся. Поскольку в них не заложены возможности  для этого.

Определим какими должны быть таблицы, описываемые в данной
статье. Прежде всего они должны быть таблицами смешанного типа. Эти таблицы
представляют собой сочетание иллюстративного, графического, цифрового или
текстового материала (всех четырех видов или только некоторых из них). Обычно в
смешанных таблицах разные виды материала представлены примерно в равных
пропорциях, но ничего не говорится о различии в представлении материала для разных
учащихся (требование межполушарной асимметрии).
Таблицы должны быть динамическими
(сборными) и иметь тренировочный характер, чтобы одновременно помогать
закреплению приобретаемых учащимися знаний. Таблицы должны быть раздаточными,
чтобы учебная деятельность осуществлялась индивидуально, и демонстрационными,
но с предоставлением возможности учащемуся работать по этой таблице у доски.

По основному назначению таблицы условно делятся на
познавательные, инструктивные, справочные и тренировочные (для упражнений).
Карточки в используемых нами таблицах дают возможность сочетать все эти
возможности в одной таблице. В качестве познавательных они содержат новые
сведения. В качестве инструктивных таблицы дают учащимся образцы 
целенаправленных действий для воссоздания изучаемого явления, процесса в целом.
А в качестве тренировочных таблиц  могут быть полезны не только при изучении
учебного текста, но и на этапе закрепления (тренинга) изученного материала. В
качестве справочных таблицы дают сведения, уже известные учащимся и облегчающие
выполнение определённых учебных работ (пример справочной таблицы — таблица
Менделеева). Эти сведения располагаются на карточках и находятся всегда перед
глазами учащихся.

Физика обладает своим набором символов, а также способами
действий (алгоритмами) с этими символами в разных системах. И здесь на первый
план выступает проблема языка представления информации в учебных таблицах. Как
правило, это вербальный язык – на нем вводятся сообщения, общепонятные
положения, вводятся символы, определяются их значения и т.д. Второй язык это
язык математики. На нем строятся правильные высказывания, которые не нуждаются
в переводе на вербальный язык. К сожалению, «язык математики формируется в
школе, в основном без опоры на зрительные образы, в отрыве от реальных
процессов и явлений. Выражает сущность явлений без явлений». [3] «Надеяться на
то, что наши ученики, ничего не поняв на родном языке, вдруг что-то поймут,
используя язык математики, могут только сами математики. Только после осознания
информации на родном языке можно переходить на язык более высокого уровня
абстрагирования» [Там же]. Наш мозг способен осуществлять переводы с одного
«языка» представления информации на другой. Этим обеспечивается идентичность
информации на понятийном и конкретно-образном уровнях. Поэтому понимание, можно
рассматривать как умение этого перевода. А недопонимание, неправильные
представления связаны с искажением абстрактного образа, когда обозначающая реальные
объекты словесно-знаковая информация превращается в словосочетание, лишенное
познавательного значения.

На
рисунке 1 представлено широко распространенное по форме описание задачи по
физике. Здесь мы видим различные формы представления информации. Текст на
естественном языке в письменной форме, символы формального языка – формулы, а
также визуализация формального языка в виде графика.

Рисунок 1.
Трехслойное описание задачи по физике

Для
обеспечения разных мыслительных потребностей, следует разделить однослойную
модель представления информации на трехслойную: вербальное, аналитическое и
графическое описание. Многослойные модели удобно представить в виде таблицы.
Так при изучении нового объекта обычно сначала строится его описательная
информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, т. е.
выражается с использованием формальных языков (таблица 1).

Таблица 1
Описательные информационные модели [4]

Существует
необходимость разработки единых дидактических подходов к составлению таких
таблиц. Это связано, прежде всего, с тем, что для обеспечения усвоения учебного
материала разными по восприятию информации учениками необходимо более очевидно,
представлять изучаемый материал в различных, разделенных слоях, так как н
екоторые учащиеся не обладают в достаточной мере возможностью восприятия
знаний на языке формул. На наш взгляд выход  можно найти в  формах
представления учебной информации. Ф
ормы
представления  информации  как правило взаимно трансформируемы, это практически
означает возможность выбора формы представления одной и той же информации.
Антонов А.В. в своей работе [5] пишет, что «степень наглядности
формулы и таблицы примерно одинакова, но степень «наглядности» формулы
определяется уровнем математической подготовки субъекта, а требования к
подготовке субъекта при восприятии таблиц значительно меньше… Увеличение
количества переменных в формуле означает увеличение степени их абстрактности,
потерю непосредственных ассоциаций…»[5]  Антонов А.В.  сравнивает
результаты трех наиболее употребляемых форм идеографической информации:
графиков, таблиц и формул. Так  на вычисления по формулам уходит в
20,58 раза больше времени, чем на считывание
показаний таблиц. По критерию эффективности таблицы в
116,4 раза превосходят формулы. В изданиях,
предназначенных для постоянного пользования (типа справочников), не
рекомендуется приводить громоздкие формулы, особенно с большим количеством
переменных; их лучше заменить, если это допустимо, таблицами или графиками. 
Хотя формула
наиболее
концентрированная, наиболее емкая форма предъявления информации, но на ее
использование  накладывается ряд условий.
Главнейшие
из таких условий
это
особенности адресата информации и характер его деятельности с ней, т. е. что он
будет с ней делать, зачем она ему нужна.[Антонов].

Как правило таблицы используются в тех местах текста, где
необходимо: повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или
иного смыслового фрагмента текста; осуществить определенное сравнение двух и
более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты,
явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.); осуществить
группировку ряда объектов; произвести систематизацию тех или иных объектов.[6].

Приведем
примеры использования нами таблиц на уроке физике. Таблицей в нашем понимании
может служить то, что разбито на ячейки. Многослойность ей дают карточки с 
иллюстративным, графическим, цифровым (формульным) и текстовым материалом.
Карточки свободно перемещаются по ячейкам таблицы. Это обеспечивает динамические
характеристики таблице.

Основное
преимущество динамичных таблиц — подавать материал по частям, небольшим
порциями, при этом видоизменять содержание таблицы, заменять одни элементы
другими. Для примера составим разъяснительную таблицу по
 теме
«Дисперсия света» (Рис.2). С помощью таблицы мы строим
аддитивную модель синтеза
цвета. Иллюстративные карточки располагаются горизонтально в определенной
последовательности, показывая формирование модели от линейчатого спектра до
основных и дополнительных цветов цветового круга. Учащиеся соотносят понятия
«спектр», «спектральный цветовой круг», «упрощенный
цветовой круг» и т.д. с соответствующими изображениями с помощью
соответствующих утверждений, расставленных в таблице. 

Рисунок
2. Аддитивная модель синтеза цвета

Утверждение 1.
Полоса, полученная путем разложения луча белого света на составляющие цвета с
по-мощью стеклянной призмы.

Утверждение 2. Полоса спектра согнутая
в окружность

Утверждение 3. Модель, которая
базируется на шести цветах (3 основных + 3 доп. цвета)

Утверждение 4. Красный, зелёный и
синий отвечают за формирование любого требуемого цвета

Утверждение 5. Голубой, фиолетовый,
жёлтый — цвета противоположные красному, зеленому и синему, при смешивании с
которыми взаимно уничтожаются и создают один белый цвет.

Опыты Ньютона и др. исследователей по
оптическому сложению и цветовому уравниванию позволили сформулировать
закономерности аддитивного смешения цветов:

1. Для любого цвета с определенным
цветовым тоном существует цвет с другим, причем единственным, тоном, такой, что
при смешении этих двух цветов получается ахроматический белый, серый цвет.
Цвета, связанные таким образом, называются дополнительными по цветовому тону.

2. При смешении двух цветов
результирующая смесь по хроматичности всегда есть цвет промежуточный между
исходными, так что при новом смешении результирующего цвета с одним из исходных
невозможно получить др. исходный цвет.

3. Два одинаковых по хроматичности
цвета при смешении дадут тот же самый цвет, независимо от спектрального состава
исходных цветов.

4. При смешении двух цветов
результирующий цвет всегда будет иметь насыщенность меньшую, чем хотя бы один
из исходных.

Представим в виде таблицы
закономерности аддитивного смешения цветов. (рис.).

Для определенных учащихся важны
короткие вербальные клише для работы с визуальными объектами (цветовым кругом и
т.д.). Закономерности  аддитивного смешения цветов для них будут звучать
следующим образом:

Утверждение 1. Цвета, расположенные
через два цвета друг от друга в цветовом круге, при смешивании дают белый
цвет. 

Утверждение 2. Цвета, расположенные
через один цвет друг от друга в цветовом круге, дают цвет, находящийся между
ними.

Утверждение 3. Цвета, расположенные
рядом в цветовом круге, дают цвет, который определяется по цветовому
треугольнику Максвелла: красно-желтый(оранжевый), желто-зеленый и т.д.

Утверждение 4. Смешивая два
одинаковых цвета, получаем тот же цвет.

Таблицу можно заполнять как
вербальными утверждениями, так и карточками с иллюстрациями.

Одни учащиеся
весь теоретический материал сводят к конкретным правилам, а другие — к
конкретным визуальным образам, с помощью которых  можно восстановить эти
правила. Рассмотрим такую задачу: Если из спектра убрать зеленый цвет, какой
цвет получится в итоге? Одни учащиеся в своих рассуждениях будут основываться
на внутреннем представлении рисунка с основными и дополнительными цветами.
Зеленый цвет является одним из трех основных, если его убрать, то остаются
красный и синий, которые вместе образуют фиолетовый. Другие учащиеся основываются
на внутренних рассуждениях, без опоры на представление рисунка с основными и
дополнительными цветами: если из белого цвета удалить зеленый и оставшиеся
цвета вновь собрать вместе, то полученным цветом будет… В этом месте у этих
учащихся всплывает не рисунок, а словесное клише (правило): цвета,
расположенные противоположно друг другу в упрощенном цветовом круге или через
два цвета, при сложении дают белый цвет. А через два цвета после зеленого идет
фиолетовый цвет.  Итак, если у этих учащихся не будет сформировано внутреннее
словесное клише после изучения темы, он подобную задачу решить не сможет, даже
имея перед глазами картинку. А другому учащемуся достаточно хорошо зрительно
запомнить картинку-опору. Рассказывая правило, он будет представлять себе 
страницу из книги, где это правило написано.

Литература:

1. http://ru.wikipedia.org/

2.
Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др.
Издательство АПН РСФСР, Москва, 1961г.-264с.

3.  Вершинин,
Б. И.
Мозг и обучение. Методика реализации функциональных возможностей
мозга: учеб. пособие [Текст] / Б. И. Вершинин. – Томск: Издательство ТПУ, 2006.
– 91с., с.54

4. Угринович,
Н. Д.
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. [Текст] / Н. Д. Угринович. –
М.: Бином. Лаб. знаний, 2009. – 295 с.

5. Антонов
А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988.

6. Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных
обучающих средств. М., МГИУ, 2001, 224 с.

ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Задание №2, § 6 по учебнику Физика. 7 класс. : белый учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. — 2-е издание: Дрофа, 2013-2019г

Условие

Используя Интернет, подготовьте сравнительную таблицу «Покорители космоса XX—XXI вв.» (длительность полёта, число космонавтов, стран).

Решение 1

Подробное решение

Рекомендовано

Белый фонпереписывать в тетрадь

Цветной фонтеория и пояснения

Фото подробного решения: Задание №2, Параграф 6 из ГДЗ по Физике 7 класс: Пёрышкин А.В.

Решение 2

Фото решения 6: Задание №2, Параграф 6 из ГДЗ по Физике 7 класс: Пёрышкин А.В. г.

Популярные решебники

Ваше сообщение отправлено
и скоро будет рассмотрено

Используя Интернет, подготовьте сравнительную таблицу «Покорители космоса XX − XXI вв.» (длительность полёта, число космонавтов, стран).

reshalka.com

ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин. §6. Задание. Номер №2

Решение

Покорители космоса XX − XXI вв.

Дата Количество космонавтов и астронавтов Количество пилотируемых полётов Рекорд продолжительности полёта Страны (участники−космонавты)
60−е годы XX века 44 35 330 ч. 35 мин. СССР, США
70−е годы XX века 48 33 4200 ч 36 мин (175 суток 0 ч 36 мин) СССР, США, Чехословакия, Польша, ГДР, Болгария
80−е годы XX века 130 58 8782 ч 40 м (365 дней 22 ч 40 м) 17
90−е годы XX века 168 85 10505 ч 58 м (437 дней 17 ч 58 м) 14
2000−е годы 118 58 Постоянное пребывание космонавтов и астронавтов на МКС. 14−й экипаж МКС − 215 дней 8 ч 23 м 18 (Китай начал запуск космонавтов)
2010−е годы 54 48 61−й полет Союза к МКС − 204 дня 15 ч 19 мин 11

Феликан Константин Владимирович

Учитель физики, МАОУ «Лицей №8»

г. Пермь

ТАБЛИЦЫ – КАК ФОРМА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена возможность использования таблиц в качестве вспомогательного инструмента для изучения нового, а также повторения и закрепления уже изученного материала. Представлены варианты применения таблиц по темам 9 класса: свободное падение и три закона Ньютона. Приведено обоснование рациональности их использования.

Ключевые слова: педагогика, физика, таблицы.

Keywords: pedagogy, physics, tables

Многие педагоги, использующие таблицы в своей деятельности, заявляют о том, что эффективность от их использования не оправдывает то время, которое тратиться на их создание и заполнение. Давайте попытаемся разобраться в данной теме и ответить на вопрос: стоит ли использовать их на уроках?

Использование таблиц получило распространение не только в документах крупных предприятий, отчетах бухгалтерии и др., но и в деятельности педагога. Многие темы, в том числе и по физике, а в частности был рассмотрен раздел механика, поддаются представлению не только в виде конспекта, конкретных правил и математических записей, но и в виде таблиц. Для того, чтобы грамотно использовать этот инструмент, необходимо знать то, что он из себя представляет.

Таблица — способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений — номер строки и номер колонки. Таким образом, устанавливается смысловая связь между элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке. [1] К учебным таблицам относятся наглядные пособия, содержащие цифры, тексты или графические изображения, иллюстрирующие темы и разделы учебных предметов. Достоинство любой учебной таблицы определяется, прежде всего, скоростью и точностью восприятия учащимися её основного содержания. Различают таблицы: иллюстративные, графические, цифровые, текстовые и смешанные [2].

Тот материал, который мог быть изложен в виде конспекта или схем, можно представить в виде таблиц. Разберем на примере тем по физике из 9 класса «три закона Ньютона», «свободное падение тел».

Обычно при изучении первой темы формулируются три закона и математические записи для второго и третьего законов. Если же использовать таблицу, то материал можно представить более наглядно (таблица 1).

Таблица 1. Три закона Ньютона

Название закона

Формулировка закона

Математическая запись

Пример задачи

Образец решения

В классических учебниках по физике проводится аналогия между формулами из темы «свободное падение тел» и формулами из темы «равноускоренное движение» в словестной форме записи. Помимо такой формы данное сравнение можно провести в виде сравнительной таблицы (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительная таблица

Сравниваемый параметр

Равноускоренное движение

Свободное падение тел

Ускорение

Уравнение скорости

Уравнение координаты

Пройденный путь

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ структурирование материала играет важную роль, так как важна скорость поиска информации. Для этого широко используется применение таблиц. Например, формулы за 7,8 и 9 классы можно представить в виде таблицы, в которой содержится четкое деление между классами и изучаемыми разделами, не конкретизируя входящие в них темы (таблица 3).

Таблица 3. Формулы по физике за 7,8 и 9 классы

7 класс

8 класс

9 класс

Механические явления

Тепловые явления

Механические явления

Электрические явления

Оптические явления

Строение вещества

Ядерная физика

Опыт использования таблиц на уроках физики в 9 классе показывает, что учащиеся лучше запоминают материал, благодаря четкой структуризации изученных понятий и формул. Таблицы благоприятно сказываются на подготовке к ОГЭ, а в дальнейшем и к ЕГЭ, так как помогают сэкономить время на поиск необходимого материала при решении заданий первой и второй частей.

Литература

1.  http://ru.wikipedia.org/ (26.11.2019)

2. Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПН РСФСР, Москва, 1961г.-264с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку 0хс0000034
  • Как найти фокусы графика
  • Как найти невидимые программы на компьютере
  • Как найти расчетное сопротивление стали
  • Sxstrace exe как исправить google chrome