Как составить статью по орксэ

01.02.2015

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ

Ильницкая Елена Алексеевна

учитель начальных классов

В статье раскрываются цель и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ, описываются виды текстов, рассматриваются различные формы и методы работы со статьями учебника интересными для учащихся и педагогов. Приведены памятки по составлению плана текста, как определить главную мысль текста.

Оценить




4283

Содержимое разработки

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ

Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса ОРКСЭ является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при обучении курса ОРКСЭ.

Тексты по курсу ОРКСЭ являются для учащихся начальной школы новыми и сложными. Особенно это относится к текстам священных книг и агиографической (житийной) литературе.

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в свете требований ФГОС второго поколения, которые предусматривают:

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

готовность вести диалог и признавать различные точки зрения, уважать право каждого человека иметь собственное мнение;

умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развёрнутый план.

Коммуникативные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся, включают в себя:

Коммуникативные умения

слушание

чтение

говорение

Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Процесс чтенияподразумеваетрешениецелогоряда познавательных и коммуникативных задач:

понимание (общее, полное, критическое),

нахождение конкретной информации,

интерпретация содержания, и др.

Виды чтения

ознакомительное

рефлексивное

смысловое

поисковое/

просмотровое

В курсе ОРКСЭ отрабатываются следующие основные виды чтения:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение из текста основной информации;

смысловое чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение нужной информации, конкретного факта;

рефлексивное чтение, заключающееся:

в понимании основной мысли текста;

способности сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по изучаемой теме;

соотносить иллюстративный материал с содержанием текста; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и осмысления текста.

Формы работы с текстом в курсе ОРКСЭ многообразны: чтение – погружение, аналитическое чтение, словарная работа с текстом, составление конспекта, составление плана текста, дискуссия и т.д. В курсе ОРКСЭ действует правило: текст служит приглашением к обсуждению духовно-нравственной проблематики урока. Поэтому текст должен быть ярким, эмоциональным, полемичным и кратким. Основное время на уроке ОРКСЭ отводится беседе по тексту, в ходе которой раскрывается изучаемая тема.

Некоторыеформы, методы и приёмы работы с текстом:

Составить характеристику героя;

Составить вопросы по тексту;

Продумать концовку (незаконченный текст)

Выписать существенные качества;

Нарисовать иллюстрацию к тексту;

Вставить пропущенные слова;

Сформулировать основную мысль проблему;

Высказать свое мнение по поводу прочитанного;

Преобразовать текстовый материал в графический;

Составить план, конспект;

Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов).

Важно формировать у учащихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям к тексту, обращать внимание на их типологию. Часть из них направлена на воспроизведение информации, например: «Как называются священные книги христиан?», «В чем основы ислама?». Репродуктивный характер носит также выполнение заданий на пересказ, определение понятий и т. п.

Другие задания требуют перечисления, извлечения и описания информации, например: «Опишите устройство церкви», «Как выглядит мечеть?» и др. Такого типа задания способствуют развитию наблюдательности учащихся, умений находить необходимую информацию.

Есть задания, требующие осмысления и оценки информации. Это — задания сравнительно-сопоставительного, причинно-следственного характера, например, «Укажите сходство и различие разных храмов».

Развитию навыков работы с текстом, с одной стороны, с другой – лучшему осмыслению содержания способствуют задания, направленные на передачу текста в преобразованном виде. Это – выделение главной мысли фрагмента текста, составление плана, подготовка сообщения или доклада, заполнение таблиц.

В процессе изучения курса учитель может привлекать документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:

— кто автор документа?

— с какой целью написан документ?

— о чем говорится в тексте (о ком)?

— о каких событиях рассказывает автор?

— как он относится к тому, о чем пишет?

После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, рассказа учителя и т.д. организуется беседа, учащиеся отвечают на вопросы, иногда сами их формулируют.

Типология учебных вопросов

Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?).

Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).

Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).

Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).

Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?).

Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

С учетом возрастных особенностей младших школьников большое значение при изучении курса имеет наглядность, которая обеспечивает конкретность, эмоциональность, прочность усвоения содержания курса, стимулирует осмысление изучаемого материала, способствует развитию образного мышления и познавательного интереса. Наглядность помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. В учебно-методическом комплексе ОРКСЭ широко представлен иллюстративный материал – это произведения изобразительного искусства, рисунки, предназначенное для восприятия в единстве с текстом.

Наглядные средства обучения (иллюстрации, фотографии, рисунки и др.), конкретизируя материал, частично заменяют описание, повышают содержательность изложения материала, оптимизируют использование времени на занятиях.

Необходимый иллюстративный материал ко многим урокам учащиеся могут найти в сети Интернет.

Созданию образного восприятия изучаемого материала в курсе ОРКСЭ, установлению внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, способствует создание панорамы образов по определенной теме. По мере изучения курса накапливается разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной или светской культуры. Учащиеся могут написать к подобранным материалам краткие аннотации, а на завершающем уроке (занятии) — провести презентацию материалов галереи.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для понимания и эмоционально — ценностного освоения нравственно-этических норм.

Использованные источники

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Обучающая площадка ИнтеВики:

http://wiki.iteach.ru

Сайт «Основы религиозных культур и светской этики»:

http://www.orkce.org

Методический центр дополнительного педагогического образования:

http://gmc.ivedu.ru

Приложение 1

Памятки

Памятка к описанию исторического памятника (храма)

Как называется памятник?

Кто его создал (кто автор)?

Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид).

Каково его назначение?

Памятка к составлению плана текста

Внимательно прочитайте текст.

Разделите текст по смыслу на логически законченные части.

Выделите в каждой части главную мысль.

Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.

Проверьте, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Как определить главную мысль в тексте (части текста)?

Прочитайте текст.

Подумайте, о чем говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы.

Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.

Памятка для сравнения культурных (культовых) объектов

Найдите общее в сравниваемых фактах (событиях, характеристике исторических деятелей, памятниках, их назначении и т. д.).

Найдите различия.

Сделайте вывод.

Приложение 2

Виды работы с текстом на уроках ОРКСЭ

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части.

3. Чтение, после чтения — пересказывание.

4. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

5. Чтение, ответы на вопросы.

6. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

7. Чтение, нахождение пословиц и поговорок к тексту.

8. Беседа с сопровождением выборочного текста.

9. Нахождение в тексте выводов.

10.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

11.Чтение, пометка непонятных слов.

12. Сопоставление нескольких высказываний, мнений.

13. Работа по тексту с таблицей ЗХУ, составление кластера, синквейна (технология развития критического мышления).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/101423-rabota-s-tekstom-na-urokah-orksje

Также вас может заинтересовать

  • Основные идеи проекта Перспективная начальная школа
  • Доклад Классный руководитель в воспитательном пространстве школы. Семейное воспитание
  • Выступление на пед.совете по теме Внедрение новых технологий обучения — основа качественного образования начальной школы
  • Минутка чистописания на уроках русского языка в 4 классе
  • Совершенствование форм и методов работы по развитию речи младших школьников

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Соловьева Наталья Вячеславовна ГБОУ школа № 500,

учитель начальных классов, ОРКСЭ

Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.

Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или, коротко, Россия. Россия – многонациональная страна. Она является общим домом для христиан, мусульман, буддистов, иудеев. Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве. Такие отношения не просто норма жизни для нашей страны. Это является нашим национальным достоянием.

Уникальная особенность отечественной национальной истории заключается в том, что на протяжении тысячи лет в России религии ее народов никогда не входили в прямые конфликты и столкновения. Наша страна – это одно из тех редких многорелигиозных и многонациональных государств, в истории которых отсутствуют религиозные войны.

В течение веков мы не просто сосуществовали в рамках многоконфессионального государства. Представители различных религиозных общин жили бок о бок, трудились вместе, вступали в смешанные браки, воспитывали детей, защищали Родину в трудную минуту.

Героическая и драматическая история России, её величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, способствовали укреплению национального самосознания. На них мы опираемся и сегодня.

Культура – это всё, что создано обществом, достижения людей в области науки, техники, искусства, человеческих взаимоотношений. Важно не только создать нечто, но и суметь правильно передать это следующим поколениям. Для этого существуют традиции.

Традиция – это передача культуры от старшего поколения младшему. Богатством же нашей многонациональной страны являются культурные традиции. Среди них особое место занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он сможет отличить хорошее от плохого, поймёт, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

В этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Главным акцентом в курсе «Основы религиозной культуры и светской этики», введённого в образовательный процесс, является духовно-нравственное воспитание личности. Курс предоставляет нам возможность вести обучение школьников, опираясь на многовековой опыт и религиозно-культурные традиции, которые являются духовной основой многонационального народа России.

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 371.671.12:241(47)

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах

А. Ю. Башелханов

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация. В статье даётся характеристика нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), модулей нового предмета. Анализируются причины появления ОРКСЭ. Раскрываются некоторые задачи ОРКСЭ как предмета, направленного на изучение истории, культуры традиций народов России. Вместе с тем отмечаются определённые трудности преподавания ОРКСЭ, связанные с содержанием и методикой преподавания предмета, разнообразием религий на территории России, законодательством. Раскрываются особенности религиозной составляющей Иркутской области и преподавания ОРКСЭ в регионе.

Ключевые

слова: ОРКСЭ, религия, культура, школа, конфессия, этика, право-

славие, буддизм, ислам, иудаизм.

С 2012 года Минобрнауки России ввёл в школьную программу новый предмет — «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ). В настоящее время данный предмет (учебник) изучается в четвёртых классах общеобразовательных организаций и включает в себя шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых и религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» (два модуля — «светских», четыре — «религиозных»). С согласия детей родители выбирают модуль для изучения.

В ОРКСЭ не рассматриваются напрямую вопросы религии (в «светских» школах этого делать не рекомендуется), но в рамках культурологического подхода изучаются культура, традиции, история народов, прежде тесно связанные с религией.

Законодательную основу введения ОРКСЭ составляют международные правовые акты («Всеобщая декларация прав человека», Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» и т. д.) и правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т. д.), которые предусматривают право человека (ребёнка) на всестороннее развитие личности, получение качественного и многогранного образования без какой-либо дискриминации; право родителей на получение их ребёнком образования, соответствующего их религиозным и философским убеждениям. К тому же действующий в России федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) начального общего образования предусматривает

изучение ОРКСЭ (2010 г. — «Основы духовно-нравственной культуры народов России») [15, с. 12].

История введения в школы предмета, посвящённого духовно-нравственному развитию школьников, давняя. С 1990-х годов в России практиковалось изучение предметов, в той или иной форме связанных с вопросами религиозных культур («Православная культура», «Исламская культура», «Духовно-нравственное воспитание» и т. д.). Выбор предмета осуществлялся на добровольной (факультативной) основе, что в первую очередь было вызвано идейным вакуумом, сложившимся после распада коммунистической системы. В стране появилось много партий, идеологий, мировоззренческих позиций, в которых подрастающему поколению сложно было разобраться. Требовались ориентиры — их стали искать в досоветском прошлом, когда важное место отводилось религии. С 2000-х годов введение в российские школы предметов по духовно-нравственному воспитанию приняло более организованные и масштабные формы. На уровне целого ряда территорий в качестве регионального образовательного компонента вводилось изучение «Основ православной культуры» [10]. В регионах, где был распространён ислам, вводился предмет, изучающий исламскую культуру. Повышение квалификации учителей по основам религиозной культуры включало самые разнообразные программы, даже имела место учёба при религиозных объединениях [11].

Безусловно, требовалось выработать на федеральном уровне единую практику, общие подходы, программы, стандарты, что и обусловило появление предмета, ориентированного на духовно-нравственное воспитание российских школьников [9].

Введению ОРКСЭ в общеобразовательные организации предшествовала широкая общественная дискуссия. Существовали опасения возврата в школу изучение религии. В качестве альтернативы звучали разные варианты названия предмета, его содержания и структуры. Так, предлагалось изучать в школах «Основы мировых и религиозных культур», «Историю религий» и т. д., то есть сделать новый предмет более «светским», расширяющим общий кругозор школьников. Также предлагалось изучать традиционные религиозные культуры народов России, к которым могли и не принадлежать обучающиеся (в целях воспитания толерантности). Обсуждались и другие идеи. В конечном итоге, чтобы не ущемлять права субъектов образовательного процесса, приняли решение изучать предмет по отдельным модулям, выбранным родителями обучающихся, но были и тематические блоки (первый и четвёртый), которые изучали все школьники. В 2010 г. в 19 субъектах Российской Федерации проводился эксперимент по введению нового предмета в школах. Данный эксперимент дал положительную оценку вводимому предмету. Иркутская область ввела ОРКСЭ в общеобразовательные организации в 2012 году.

Если рассматривать мировой опыт по данному вопросу, то следует отметить, что в системе образования многих стран Западной Европы, США в той или иной мере присутствуют предметы, изучающие религиозную культуру. Но в этих странах данная традиция сложилась исторически, эволюционно. В России же в советский период религия полностью «ушла» из образования, и лишь в последние годы происходит некоторый обратный процесс. Поэтому сегодня имеются сложности, связанные с введением нового предмета. Круг традиционных религий России не ограничивается только четырьмя представленными религиями. В федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится и о «других религиях» как об историческом наследии народов России [17], которые, следовательно, также претендуют на статус традиционных и возмож-

ность их включения в ОРКСЭ. На это рассчитывают старообрядцы, шаманисты, протестанты, католики и представители других религий. Нет твёрдого единства во мнениях по отношению к преподаванию ОРКСЭ в некоторых регионах Российской Федерации. Например, в Татарстане во избежание некоторых сложностей (очевидно, межконфессиональных) модули по религиозным культурам решено изучать интегрированно — в модуле «Основы мировых и религиозных культур», что вызвало критику, в частности, со стороны руководства РПЦ [3]. Неоднозначна позиция представителей иудаизма, заявлявших о том, что с иудейской культурой лучше знакомиться в воскресных школах при синагогах, чем в «светских» школах, так как далеко не каждый учитель хорошо знает иудейскую культуру; к тому же существуют практические и финансовые сложности реализации модуля [4].

Нельзя не отметить и замечания учёных РАН в отношении ряда изданных и реализуемых в школе модулей ОРКСЭ, где даётся одностороннее представление об изучаемой религиозной культуре. Причина такого одностороннего подхода в том, что данные модули писались в сжатые сроки, отсутствовал опыт издания учебника. К тому же такие модули были написаны с привлечением представителей традиционных религиозных конфессий России, очевидно желавших больше внимания уделить именно своей религии. Например, в таких модулях размещается информация только об одном «варианте» (направлении) православия, ислама, буддизма, иудаизма, хотя в каждой религии есть свои направления, пусть и не традиционные для России, но о которых нужно знать. В модуле «Основы православной культуры» говорится только о российском православии, но можно было дать представление ученикам в целом о христианстве, делениях в православии (тех же русских старообрядцах). В модуле «Основы исламской культуры» нет упоминания о шиитах, относящихся к крупному направлению в исламе, не учитывается разница между российскими суннитами, а ведь татарский и кавказский ислам имеет свои различия [12]. То же самое относится и к модулю «Основы буддийской культуры», где не говорится о таком крупном направлении буддизма, как «хинаяна» («малая колесница») [2]. Всё-таки важно показать, что, несмотря на все различия, у религиозных культур есть объединяющие ценности (те же заповеди). Некоторые модули ОРКСЭ носят оттенок религиозной направленности [13].

Более широкая информация о религиозных культурах способствовала бы развитию научного знания и кругозора у школьников, воспитанию толерантности, реализации требований ФГОС по знакомству с основными нормами светской и религиозной морали, пониманию значения веры, нравственности, религии в жизни человека и общества [1; 14]. Замечания специалистов, безусловно, должны учитываться в дальнейшем. Поэтому от знаний и тактичности учителей многое зависит. Не стоит им противопоставлять разные религиозные культуры, религию и науку.

Не обошёлся без замечаний специалистов и учителей ОРКСЭ и модуль «Основы светской этики». Замечания касаются не только названия (понятие «светская этика» само по себе непривычно и не встречается в литературе и в словарях), но и принципа воспитания ребёнка, опирающегося на античную этику Аристотеля, которая вызывает определённые сомнения [1]. И дело здесь, скорее, не в отдалённости фигуры великого античного мыслителя от российской истории и культуры (хотя и это имеет значение для части верующих родителей), но в подходе, который реализуется в учебнике, о выборе хороших поступков на основе принципа «золотой середины», что воспитывает в ребёнке механический подход к выбору собственных ценностей. Не все жизненные ситуации можно измерить заданной рамкой. Например, всегда ли в жизни лучше быть разумным

эгоистом или иногда стоит быть альтруистом? Может, лучше ли прививать ребёнку необходимость творить добрые, полезные дела? А рациональная составляющая здесь не главное.

Имеются замечания и по оформлению ряда модулей. Модули по ОРКСЭ (для начальных классов) должны содержать больше иллюстративного материала, игровых моментов, поучительных и интересных историй, отличаться лёгкостью восприятия материала. Откровенно поучительный характер модулей может не заинтересовать и даже оттолкнуть учеников. Не просто воспринимаются младшими школьниками термины светской и религиозной культуры: «добро», «зло», «этика», «кадило», «ладан», «амвон», «алтарь», «храм», «молитва», «минарет», «муфтий», «мантра» и т. д. Необходимость знания (заучивания) религиозных терминов в начальных классах вызывает большие сомнения.

В сложных ситуациях учителя сами находят выход, прибегая к педагогическому опыту. Здесь следует отметить, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» учитель имеет право самостоятельно выбирать учебник (модуль), по которому он будет вести занятия [7].

Есть некоторые трудности и системе повышения квалификации учителей ОРКСЭ. По программе повышения квалификации, рассчитанной на 72 часа, слушатели не успевают глубоко вникнуть во все детали изучаемого предмета, ведь в программу входит изучение разных тем, в том числе законодательной основы введения предмета, методики преподавания, основ традиционных религиозных культур и светской этики и др. Естественно, что для более глубокого знакомства с предметом требуются усилия и интерес самих педагогов.

Сегодня идут дискуссии о преподавании ОРКСЭ в старших классах. С такой инициативой вышли в Министерство образования и науки РФ представители РПЦ [8]. Есть сторонники этой идеи и среди учителей ОРКСЭ. По их мнению, это позволит, сохранить преемственность в преподавании предмета, организовать занятия по важным духовно-нравственным вопросам. Тем не менее далеко не все родители поддерживают эту идею.

Иркутская область относится к числу российских регионов, где востребовано изучение всех шести модулей ОРКСЭ, что во многом объясняется её историей и географическим положением. На территории области проживают представители всех традиционных религий, указанных в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: православия, ислама, буддизма, иудаизма [16]. Поэтому и работа Института развития образования Иркутской области (ранее — Иркутского института повышения квалификации работников образования) строится с официальными представительствами всех традиционных религий: иркутской митрополией РПЦ, еврейской общиной г. Иркутска, централизованной религиозной организацией мусульман «Байкальский муфтият», буддийской традиционной сангхой России.

История традиционных религий на иркутской земле не столь давняя по сравнению с некоторыми регионами России. Буддизм из Монголии и Тибета стал распространяться среди бурят в конце XVII — начале XVIII веков. Православие пришло на иркутскую землю вместе с русскими казаками и переселенцами во второй половине XVII века. Ислам и иудаизм стали распространятся в Прибайкалье ещё позже, вместе с переселенцами, купцами, военными, ссыльными.

В Иркутской области проживают шаманисты, старообрядцы, протестанты, католики и представители иных религий, претендующих на статус традиционных. В Боханском районе Иркутской области инициативная группа учёных и преподавателей заявила о желании создать модуль «Основы шаманистской культуры». Но подобные модули могут изучаться в школах только на добровольной

основе и не способны конкурировать с федеральным обязательным перечнем.

В большинстве школ Иркутской области родителями выбираются два-три модуля ОРКСЭ. Наибольшей популярностью пользуются «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», а «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» выбирают гораздо меньше родителей, что объясняется разными причинами, среди которых место жительства (например, в городах часто востребованы «светские» модули), этнический состав населения (не секрет, что национальность часто определяет и религиозную принадлежность человека) и др.

Востребованность модулей по исламской и буддийской культуре объясняется близостью Иркутской области к азиатским странам, где распространён буддизм, и притоком жителей в Иркутскую область из стран СНГ, где ислам является доминирующей религией (Киргизия, Азербайджан, Таджикистан и т. д.).

«Основы светской этики» в Иркутской области выбирают более 60 % родителей, а «Основы мировых религиозных культур» — около 20 %, «Основы православной культуры» — около 15 % родителей [6]. Проведённые анкетирования родителей показывают, что модули ОРКСЭ, в основном, ими выбираются на добровольной основе (как и требуют того правила), хотя большое влияние на выбор оказывают мнение других родителей, авторитет учителя.

В целом же, результаты анкетирования педагогов, родителей, учеников показывают положительные оценки введения ОРКСЭ как предмета, воспитывающего уважение к культурам разных народов России, расширяющего кругозор и познание школьников [5]. На областных семинарах учителя ОРКСЭ и методисты отмечают положительные стороны предмета, дают рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, говорят о необходимости более широкого конкурсного движения по составлению сборников, обобщающих лучший опыт учителей ОРКСЭ, а также о необходимости создания отдельных модулей ОРКСЭ по повышению квалификации учителей, формирования банка данных по методическому сопровождению учителей, более широкого освещения в СМИ тем, связанных с вопросами курса ОРКСЭ, разработки общей схемы анализа урока ОРКСЭ, преемственности преподавания курса между начальной и основной школой и др.

В заключение можно сказать, что Иркутская область демонстрирует пример толерантного межнационального сосуществования. И этот опыт нужно развивать в дальнейшем, для чего необходимо хорошо знать культуру, историю, традиции других народов.

Список литературы.

1. Зубец, О. П. Заключение по модулю «Основы светской этики» учебника ОРКСЭ [Электронный ресурс] / О. П. Зубец // Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http://iph.ras.ru/ page50562154.htm. (дата обращения: 22.01.2016).

2. Канаева, Н. А. Заключение по модулю «Основы буддийской культуры» учебника ОРКСЭ [Электронный ресурс] / Н. А. Канаева // Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http:// iph.ras.ru/page52623242.htm. (дата обращения: 25.01.2016).

3. Михайлова, О. Чиновники Минобрнауки Российской Федерации ответили на упрёки Патриарха Кирилла [Электронный ресурс] // Вечерняя Казань. — 2015. — 28 янв. — Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http://www.evening-kazan.ru/articles/chinovniki-minobrnauki-rt-otvetili-na-upreki-patriarha-kirilla.html. (дата обращения: 22.01. 2016).

4. Морали некому читать. Общественная палата исследовала преподавание ОРКСЭ [Электронный ресурс] // Основы религиозных культур и светской этики : сайт. — Режим доступа: http:// www.orkce.org/node/195. (дата обращения: 26.01.2016).

5. О введении учебного курса ОРКСЭ : инстр.-метод. письмо Департамента государственной политики РФ в сфере общего образования от 22 авг. 2012 г. № 08-250 [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://gimnasia3.ucoz.net/documenty/ORKSE/4.03.pismo_22.08.2012_08-250.pdf. (дата обращения: 01.04.2015).

6. О результатах мониторинга и проведения координационных работ по реализации курса ОРКСЭ в 85 субъектах Российской Федерации в 2014 году : отчёт о НИР [Электронный ресурс] // Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http://www.orkce.org/sites/default/files/file/ mntrng2014.pdf. (дата обращения: 1.04.2015).

7. Об образовании в РФ : Федер. закон от 29.12.2012г. № 273- ФЗ. — М. : Проспект, 2013. — 160

с.

8. Патриарх Кирилл призвал расширить преподавание основ религий в школах. [Электронный ресурс] // RunNeus24 : сайт. — Режим доступа: http://runews24.ru/religion/25/01/2016/45570a1 155eda71669a34fbdff2d2e8b. (дата обращения: 26.01.2016).

9. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060 [Электронный ресурс] // Российская газета : сайт. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/22/standart-dok.html. (дата обращения: 20.01.2016).

10. Рябцев, А. В школах вводят уроки православия [Электронный ресурс] // А. Рябцев // Комсомольская правда. — 2006. — 1 сент. — Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http://www. kp.ru/daily/23765.4/56838/. (дата обращения: 26.01.2016).

11. Святейший патриарх Кирилл совершает визит в Смоленскую епархию [Электронный ресурс] // Православие.Ru : сайт. — Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http://www. pravoslavie.ru/29209.html. (дата обращения: 26.01.2016).

12. Смирнов, А. В. Заключение по модулю «Основы исламской культуры» учебника ОРКСЭ [Электронный ресурс] / А. В. Смирнов // Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http:// iph.ras.ru/page50944190.htm. (дата обращения: 22.01.2016).

13. Смирнов, А. В. Учебник нужен, но его придётся переписать с нуля [Электронный ресурс] / А. В. Смирнов // Электрон. версия печат. публ. — Режим доступа: http://iph.ras.ru/s_0.htm. (дата обращения: 25.01.2016).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : с изменениями на 18 мая 2015 г. № 507 [Электронный ресурс] // Электрон. версия печат. публ. — Федеральный образовательный портал : сайт. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ data/d_09/m373.html. (дата обращения: 20.01.2016).

16. Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» : в редакции от 31 дек. 2014 г. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_16218. (дата обращения: 22.01.2016).

17. Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» : в редакции от 28 нояб. 2015 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_16218. (дата обращения: 22.01.2016).

«The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics» in Russian schools

A. Yu. Bashelkhanov

The Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. In the article the main characteristics of a new school subject «The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics» (for which ORKSE is the abbreviation) are given, and its modules are described. The author explains some objectives of «The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics» as the subject which is oriented to studying history, culture, traditions of nations living in Russia. The paper pays attention to serious problems of implementing the Basics of Religious Cultures and Secular Ethics and concerns religious peculiarities of Irkutsk region. In the article there are many links to laws of the Russian Federation.

Keywords: ORKSE, religion, culture, school, ethics, Orthodoxy, Buddhism, Islam,

Башелханов Анатолий Юрьевич Bashelkhanov Anatoliy Yurievich

кандидат исторических наук, доцент PhD in History, Associate Professor of the кафедры предметной области School Subjects’Department

Институт развития образования Ир- The Institute of Education Development кутской области of Irkutsk Region

664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

10-A

тел.: 8(3952)500904 e-mail: Anatoli-irk@yandex.ru

tel.: 8(3952)500904 e-mail: Anatoli-irk@yandex.ru

Актуальные вопросы преподавания курса
ОРКСЭ.

Проблемы и пути их решения

Важнейшей
целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не
только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс
развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и
других ценностей.

В
связи с этим, особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание
школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к
другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что
подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур,
культурологических основ, социальных явлений, традиций. Духовно-нравственное
воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных
ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков,
ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.


        Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего
школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный
характер.

Учебный курс ОРКСЭ является сложным и не каждый учитель его 
сможет преподавать, даже если он к этому проявляет свою личную
заинтересованность. Предмет сложен как с точки зрения содержания, так и с точки
зрения методики и технологии организации учебной деятельности. С одной стороны,
для его преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из
области истории, литературы, культурологии, религиоведения (история мировых
религий,  основы вероучения различных конфессий, обрядово-культовая
практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.). С другой
стороны, основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на
воспитание, духовное развитие ребенка (знания, умения и навыки – средство,
духовное развитие – цель). Эта ключевая цель курса предполагает деятельностный
подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных
образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в
классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. В рамках этого
учебного предмета затрагивается также личностная сфера  человека, ставятся
вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы
мировоззренческого и нравственного выбора и этим определяются повышенные
требования к личностным качествам самого учителя. Компетентность учителя в
рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов
России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую
гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Учителю ОРКСЭ
чрезвычайно важно понимать сущность деятельностного подхода в школьном
образовании (ученик не объект, а субъект, активный участник  учебного
процесса), иметь определенные навыки владения современными образовательными
методиками и технологиями обучения (уроки-диалоги, методика
художественно-образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность,
ИКТ, технология критического мышления и др.), уметь различными педагогическими
приемами, способами и средствами поддерживать  у школьников интерес к
предмету, организовать проблемный диалог, мотивировать ребят на решение той или
иной учебной ситуации, через творческую деятельность на уроках и вне урока
решать познавательные и воспитательные задачи учебного предмета. Педагогу,
преподающему ОРКСЭ, необходимо будет обращаться к проблемам нравственности,
вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических  и моральных
категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло»,
«добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность»

Понимая особую роль нового курса, организовали большую
подготовительную работу с родителями, включающую изучение выбора
обучающимися и родителями того или иного модуля, подготовку педагогов,
материальной базы для преподавания курса. Для определения модуля курса было
проведено анкетирование родителей, родительские собрания, с целью учета
интересов обучающихся и их семей. Обеспечены условия для свободного выбора
родителями при согласии детей модулей курса.

В школах созданы необходимая нормативно-правовая и организационная
база курса ОРКСЭ. Школы обеспечены учебно-методическими комплектами в
соответствии с выбором родителей и учащихся.

В течение всего учебного года устанавливается безотметочная система
оценивания. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу
используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые
задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены
оцениванием по системе «зачет — незачет», вербальным поощрением, похвалой,
одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности.
Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих
способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает
использование технологии Портфолио.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания,
восприятия, темп деятельности и др.). Положительно оценивается каждый удавшийся
шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос.
Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить
на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей
осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки,
устанавливать их причины, самому вносить исправления. По ОРКСЭ контрольные
работы не проводятся.

Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают
повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных
текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной
информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»;
«Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих
уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие
обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь
за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу
пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные
задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их
выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Особый
вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают
учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Учащиеся могут
выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и
одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут
быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников.
Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные
опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей
был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены
задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию
изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить
детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и
т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания
будут использованы на следующем уроке.
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
сопряжено с ФГОС НОО, существенной характеристикой которого являются требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность
каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной
самореализации и

социализации в будущем. В требованиях стандарта определены
основные результаты начального общего образования, предполагающие:

формирование у обучающихся предметных и универсальных способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться способности
к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития

эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе
большой воспитательный потенциал:

1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов
толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и
терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе
заключается как в уважении и почитании

общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в
понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических
групп.

2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе
состоят и в том, что ими поддерживаются аспекты гражданского воспитания и
развития личности детей и молодежи, в частности:

•воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого
общества;

•воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей
гражданской Родине — России на основе знания ее исторического прошлого и
культуры.

•воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод

сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

•развитие национального самосознания молодежи, приобщение к
ценностям национальной культуры;

•развитие нравственных начал личности, этической культуры,
моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;

•семейное воспитание — выработка уважения к семье, старшим,
самостоятельности и ответственности в области семейной жизни

          Изучение курса ОРКСЭ, исходя из опыта работы, даёт свои
положительные результаты. Вопросы нравственности, духовности подрастающего
поколения всё больше волнуют родителей, педагогов, да и общество в целом.
Понятия добра и зла, совести, милосердия никогда не потеряют своей ценности, а
совместные поиски ответов на вопросы учебника, связанные с традициями, устоями,
духовными и культурными ценностями сплотят между собой детей и родителей,
помогут каждому взглянуть на привычные вещи другими глазами.

           Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной
деятельности станет открытием мира души ребёнка.

13

Методы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

…………………

3

  1. Формы и виды учебной деятельности

…………………

5

  1. Работа с текстом

…………………

11

  1. Формы, метолы и приёмы работы с текстом

…………………

15

  1. Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр

…………………

16

  1. Использование притч в учебном процессе

…………………

18

Заключение

…………………

21

Литература

…………………

22

ВВЕДЕНИЕ

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить внимание на те приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта, а также на те метапредметные и личностные результаты обучения, достижению которых должен способствовать курс ОРКСЭ.

Прежде всего, следует отметить, что среди различных задач начальной ступени образования стандарт выделяет следующие:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) должно осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Среди личностных и метапредметных результатов обучения можно выделить следующие:

  • формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов.

1. Формы и виды учебной деятельности.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса ОРКСЭ, основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

  • наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);

  • практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);

  • репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда).

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии четко поставленной цели или проблемы, решение которой ученики должны попытаться найти входе коммуникации и взаимодействия, а также в условиях организационной и содержательной поддержки со стороны учителя, который выступает своего рода модератором дискуссии. Кроме того, работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Групповая работа как одна из основных форм, стимулирующих самостоятельную работу и мышление учащихся, лежит в основе практически каждой современной модели преподавания. Для многих из них источником послужила «инструментальная педагогика» Джона Дьюи, который разрабатывал свой подход в начале 1920-х гг. Д.Дьюи выдвинул идею, что учащийся приобретает реальные знания и практические навыки в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, подготовки исследовательских проектов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Учитель скорее ставит вопросы, чем дает ответы, предлагает возможные пути решения, нежели дает конкретные указания к выполнению. Развитие самостоятельности мышления и креативности – основные задач, которые решаются в рамках этого подхода.

Среди других форм учебной работы на занятиях в рамках курса ОРКСЭ можно выделить следующие:

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе. Кроме того, драматизация привлекательна еще и тем, что через текст героев, постановку и общее настроение учащиеся могут более глубоко передать суть изучаемых явлений и собственного осмысления материала. Ввиду ограниченности эпистемных знаний, нехватки лексики драматизация может стать прекрасным способом самовыражения и облегчит работу учителя по оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности, поскольку на примере постановки достаточно легко установить личный вклад каждого участника и степень проникновения в суть изучаемых явлений культуры.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем. Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса могут лечь в основу итогового проекта, который предполагается представить по окончании обучения.

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.

При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Сочинение, эссе. Письменная творческая работа, к сожалению, не пользуется особой популярностью, как среди педагогов, так и среди учащихся, однако именно она позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью. Например, на одном из уроков по иудейской культуре группе учащихся было предложено представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе, пребывавшем в плену. Это задание, конечно, выходит за рамки обычного эссе, однако задачи работы остаются неизменными: от учащихся требуется переосмысление исторических и культурных событий, связанных с египетским пленом иудеев и лидирующей ролью Моисея как пророка. На примере этой работы учитель может проследить насколько успешно учащиеся в свободной творческой форме смогли раскрыть наиболее важную идею или комплекс идей, связанных с этим событием из священной истории иудаизма, которая была представлена на уроке.

Другая форма творческой письменной работы – написание эссе-размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом. Мне вспоминается проникновенное сочинение одной ученицы, которая написала о тяжелой физической травме, которую она получила на детской игровой площадке. Это событие могло иметь тяжелые последствия для ее здоровья, однако все закончилось полным выздоровлением. Для нее это было переживанием чуда, которое она описывает в терминах очень близких переживанию религиозного опыта верующего человека, оставаясь при этом отстраненной от какой либо определенной религиозной традиции.

Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, где представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации. Ключевым принципом отбора должен быть принцип репрезентативности: рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты изучаемой религиозной культуры.

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций. К сожалению, материал представлен на английском языке, однако эта проблема перестает быть существенным препятствием при установке в Интернет-браузер бесплатной панели автоматического перевода (Google Translator Bar).

Еще одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются индивидуальные задания творческого, поискового или проблемного характера. Желательно, чтобы каждый обучающийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.

2. Работа с текстом.

Очень важна работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч, повествований и т.д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Эти тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах. Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые, в частности, предусматривают:

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Коммуникативные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся, представлены на схеме 1:

Схема 1. Коммуникативные умения и навыки.

  • Слушание — умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания.

  • Чтение – навык осмысления письменных текстов, умение использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

  • Говорение — навык ведения диалога и построения монологического высказывания.

Умение строить письменное высказывание, письмо – особая форма коммуникативных умений. Это и умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, и умение составлять план, а также навык использования различных типов речи, навык построения высказывания в определенном стиле, способность совершенствовать высказывание.

Особое место на уроках ОРКСЭ отводится работе с информационным материалом в процессе чтения. Изучающее чтение – это процесс, подразумевающий решение целого ряда познавательных и коммуникативных задач:

  • понимание (общее, полное, критическое),

  • определение главного,

  • нахождение конкретной информации,

  • сжатие информации,

  • интерпретация содержания, и др.

Основные виды чтения представлены на схеме 2:

Схема 2. Виды чтения.

Ознакомительное чтение направленно на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

Изучающее чтение направленно на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

Поисковое/просмотровое чтение направленно на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

Рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений:

  • умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов;

  • сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; переносить информацию текста в виде кратких записей;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Учитель имеет огромный выбор в организации форм работы с текстом: «чтение-погружение», аналитическое чтение, словарная работа с текстом, составление конспекта, составление аналитического плана текста и т.д. При этом главным остается научить детей рационально работать с информационным материалом, выделять основное и уметь применять на практике полученные знания. Умение выделять главное в тексте считается основной компетенцией, которую необходимо развивать у обучающихся. Это умение, являясь основным способом логической обработки информации, не только способствует прочному и долговременному запоминанию, но включает различные мыслительные операции: анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сравнение и конкретизацию. Тексты, используемые на уроках ОРКСЭ, несут большую информацию. Необходимо научить младших школьников «сжимать» информацию, т.к. сжатый, обработанный материал надолго сберегается в памяти и, при необходимости, может быть развёрнут, расширен, дополнен примерами и аргументами. Чтобы научить ребёнка ориентироваться в информационном материале, обрабатывать полученную информацию, как из текста учебника, так и из рассказа учителя, выделять главное, необходимо вооружить его алгоритмом этого процесса.

  1. Определи предмет мысли (о чём говорится, что об этом говорится).

  2. Найди ключевые слова и понятия (новые слова, словосочетания, опорные слова в зависимости от цели).

  3. Отдели главное от второстепенного («сортировка»).

  4. Зафиксируй смысловые опорные пункты (заголовок плана, схема, рисунок).

  5. Перескажи (запомни).

  6. Сконструируй выводы.

На основе этих умений обучающийся осваивает не только навык передачи информации в устной форме, но и также овладевает навыками написания плана, тезисов, сочинения.

3. Формы, методы и приёмы работы с текстом.

  • Составить характеристику героя;

  • Составить вопросы по тексту;

  • Продумать концовку (незаконченный текст)

  • Выписать существенные качества;

  • Нарисовать иллюстрацию к тексту;

  • Вставить пропущенные слова;

  • Сформулировать основную мысль проблему;

  • Высказать свое мнение по поводу прочитанного;

  • Преобразовать текстовый материал в графический;

  • Составить план, конспект;

  • Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов, подведение к понятию, объяснение данных понятий с помощью справочной литературы, материала текста, творческой и исследовательской коллективной работы).

Кластер (от англ. Cluster -гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Последовательность действий: посередине чистого листа – ключевое слово или тезис, который является сердцем текста. Вокруг накидать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого спутника в свою очередь появляются тоже спутники, устанавливаются новые логические связи.

Синквейн «cing» «пять»синквейн – это пятистрочная строка. Синквейн происходит от французского слова «cing» – «пять», синквейн – это пять строк. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Правила написания синквейна: 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).

4. Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр.

Хотелось подробнее остановиться на особенностях работы с притчами на уроках ОРКСЭ, поскольку именно этот вид текстов (особенно разбор притч из сакральных текстов) представляет определенную сложность для педагогов. Однако, с другой стороны, именно притча обладает, на наш взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление.

Притча заключает в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Греческое слово paraboly означает соположение разных вещей друг с другом с целью их сравнения. Это был технический термин для обозначения фигуры речи в древнем ораторском искусстве. Поскольку основными стилистическими приемами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают аллегорический и метафорический характер притч, тем не менее, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение. Кроме того, все сакральные тексты используют аллегорию и метафору, поэтому, когда, например, в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» или «Основы иудейской культуры» учитель рассказывает о переходе иудеев по дну Красного моря, учащиеся нередко начинают спорить: что это – обычная легенда или образное описание необычайно сильного отлива, позволившего древним иудеям пройти по дну, тогда как гнавшихся за ними египтян уже захлестнуло наступающей волной. При этом главное символическое значение исхода из Египта как избавление от рабства (не только физического, но и духовного) остается на втором плане.

Еще одним существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи. В качестве примера, рассмотрим известную христианскую притчу о мытаре и фарисее.

«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18,10-14)9.

Глубинный смысл этой притчи останется закрытым для детей, если учитель не объяснит им характер исторической и культурной антиномии «мытарь – фарисей». На территории древней Палестины и среди иудейского народа именно фарисеи были одной из наиболее могущественных религиозных групп и выделялись своим благочестивым поведением, стремлением соблюдать силу еврейского религиозного Закона, тогда как мытари были сборщиками налогов в провинциях Римской империи и крайне непопулярными членами общества. Однако именно искренне кающийся мытарь, изображенный в этой притче, получает оправдание. С другой стороны, если вы внимательно вчитаетесь в текст молитвы фарисея, то во второй части вы не найдете ничего предосудительного: он искренне перечисляет свои добродетели, которых достиг. Именно первая часть, где фарисей сравнивает себя с другими и, более того, с мытарем, стоящим поодаль, которого ставит самым последним в ряду «грабителей, обманщиков и прелюбодеев» – это делает его молитву недостойной.

Работа с иллюстрацией позволяет начать дискуссию еще до непосредственной работы с притчей. Учитель может предложить ученикам описать иллюстрацию, обратить внимание на средства художественной выразительности, использованные автором гравюры, предположить, о чем будет идти речь в притче и охарактеризовать двух ее героев, и, возможно, попытаться спроектировать повествование. После прочтения притчи можно вместе с учениками смоделировать ситуацию, описанную в рассказе.

5. Использования притч в учебном процессе.

  • Обсуждение основной идеи и смысла истории.

  • Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название).

  • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

  • Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).

  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

  • Выделить ключевые понятия.

  • Инсценировка по рассказу (истории)ю

  • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.).

  • Сравнение нескольких притч.

Мы предлагаем ещё несколько притч, глубинный смысл которых можно попытаться раскрыть с учениками на уроке, например, в ходе групповой работы.

Притча «Зеркало»

  • Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку – он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу – он никого не видит. Неужели это только из-за денег?

  • Выгляни в окно. Что ты видишь?

  • Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар…

  • Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?

  • Ну что я могу там видеть? Только себя самого.

  • Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра – и уже видишь только себя.

Притча «Гвозди»

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».

Притча «Глупцы»

Настал день и объявился, наконец, Мессия, и всяк пошел к нему со своими бедами и недугами. Пришел слепой: «Помоги, я не вижу». Возложил Мессия руки на просителя – и тот прозрел. Пришел глухой – и он стал слышать. И горбуна Он выпрямил по просьбе страдальца. И только глупцы остались дураками, ибо никто из них не пришел и не сказал: «Помоги, я глуп» …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно констатировать, что курс ОРКСЭ позволяет не только решать конкретные задачи духовно-нравственного воспитания личности, но и выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла (обществознание, изобразительное искусство, музыка, литературное чтение).

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ является основной, т.к. позволяет получать, трансформировать и преобразовывать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного занятия. Используя деятельностные приёмы и методы, учащиеся овладевают основными компетенциями, определёнными ФГОС НОО, среди которых и освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; и использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; и овладение навыками смыслового чтения текстов; и овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации. Умения и навыки, приобретённые в рамках изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ, должны стать прочной образовательной платформой для выпускника начальной школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл. ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Эл. ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  3. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

  4. Культурно-историческое и духовно-нравственное воспитание обучающихся основного общего образования [Текст]: методическое пособие / сост.: К.А.Турнаев, С.В.Арещенко; под общ. ред. И.Г.Вертилецкой. – Кемерово, 2015. – 255 с.

  5. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Г.А. Обернихина и др. М., 2010.

  6. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мицияка и др. М., 2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку видеокарты в играх
  • Все формулы по физике как найти температуру
  • Как найти удачливого человека
  • Как исправить осветленные волосы фото
  • Как правильно составить свой личный финансовый план