Как составить структурно логическую схему по статье

Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике

Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике

При составлении структурно-логических схем необходимо оперировать следующими понятиями:

Словарь понятий

Анализ — мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.

Синтез — мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.

Сравнение — установление сходства или различия предметов.

Суждение — форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Умозаключение – процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.

Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:

1 вид: СЛС «Следование» – алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.

2 вид: СЛС «Циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.

3 вид: СЛС «Образно-наглядная» — алгоритм, который строится на основе образа (например, часы, древесный срез (= полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.

Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы.

  1. При разработке структурно-логической схемы надо опираться на исходный материал художественного текста, так как СЛС предполагает установление логических взаимосвязей в литературном источнике с целью понимания авторского замысла.

  2. Выбирается проблема, аспект, персонажи и т.д. для разработки и приемлемый вид структурно-логической схемы для решения поставленной задачи.

  3. Устанавливаются причинно-следственные связи и графически выстраиваются в схеме. Можно использовать свойства геометрических фигур, которые помогут в установлении смысловых связей в произведении (Например, на основе конуса и его свойств построена схема к драме А.М. Горького «На дне», при этом вершина конуса может смещаться).

  4. Выбираются ключевые понятия, герои, факты и т.д. Они станут основой смыслового взаимодействия с опорой на логические связи.

  5. Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, — в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям. Образно-наглядная структурно-логическая схема представляет самый сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Главное — разъяснить образ, на основе которого она сделана, и идею выстраивания логических связей.

В новых условиях урок литературы требует наибольшего мастерства педагога, поскольку знание литературы — особое знание. Оно базируется не столько на рассудке и памяти, сколько на сопереживании и сотворчестве. Нельзя не согласиться с писателем В.Распутиным: «В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре… Это могучая духовная ограда от зла…» Отсюда и непомерная ответственность, стоящая перед словесником и определяющая главную задачу его служения ученику и школе – формирование культуры мышления ребенка и воспитание личности высоких духовно-нравственных принципов. Особенно важной миссия учителя-филолога становится в изменяющихся реалиях современности, ведь от того, что и как будут читать наши дети, сегодня, зависит завтрашний день России.

Испокон веков русская литература определяла лицо нации в разные времена. Широко известны слова А.И.Герцена: «Литература – трибуна, с которой говорит совесть нации». Именно словесность может осуществить этот трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности.

Художественная литература утверждалась как возможность передать взаимосвязь, логику, последовательность, закономерность действительности через творческое и живое воссоздание характеров, событий, состояний; дарила проницательный опыт и помогала жизненной ориентации читателя. Художественное произведение показывает полноту многомерного смысла окружающего мира и дает наглядное, глубокое, целостное представление о мире, который предстаёт в причинно-следственных связях. Стать причастным к авторскому замыслу можно только в сотворчестве с писателем. В том и заключается сложность преподавания литературы.

Структурно-логическая схема демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно достигнуть следующих результатов:

сформулировать проблематику изучаемого произведения;

выявить авторскую позицию;

дать оценку героям;

объяснить смысловую структуру художественного произведения;

и в итоге раскрыть алгоритм авторского замысла.

Эффективность применения структурно-логических схем на уроках литературы проявляется в следующем:

— сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;

— повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;

— увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах.

Рассмотрим технологию создания циклической структурно-логической схемы на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Первоначально следует выбирать смысловой аспект, который в данном произведении представлен циклически. Таким образом, находим алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.

Известно, что смысловым центром романа Достоевского «Преступление и наказание» является эпизод чтения главными героями Евангелия о «Воскрешении Лазаря».

Начинаем построение схемы со смыслового узла – «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЫ СПАСЕНИЯ». В романе каждый из героев циклически проходит путь греха – преступления — урока судьбы -наказания, но способен прийти к спасению по данной Достоевским в романе «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЕ СПАСЕНИЯ», осознав слова Иисуса Христа: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет». Налицо алгоритм, в котором можно выявить смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу и помогающие яснее увидеть авторский замысел произведения.

Евангелие от Иоанна о воскрешении Лазаря, по авторскому замыслу, показывает человеку, какова логика человеческой судьбы и каким образом человек может прийти к спасению, стать счастливым, обрести душевную гармонию и принести счастье и свет окружающим. Для Ф.М.Достоевского очевидно, что спасение человека таится в глубокой вере в Христа, через глубокое очищающее покаяние. Духовные тупики и трагедии, по мысли писателя, берут начало в отступлении человека от веры. Раскаяние и покаяние – для Ф.М.Достоевского — понятия разные. И в этом авторский замысел произведения. Достоевский – православный христианин, и именно идею православия писатель преломляет в понимание логики судьбы и метафизики бытия. Покаяние несет перемену ума, а раскаяние – только осознание чувства вины и неутолимое страдание, заводящее человека в тупик и приводящее к духовному расколу, физической или духовной гибели. Именно потому мы видим мучающихся, страдающих и погибающих героев, которые так и не нашли Спасения, так и не увидели очевидную для писателя истину в идее воскрешения Лазаря, в евангельской схеме спасения. Их судьбы, на первый взгляд, абсолютно разные. Но цикличность в соотношении с евангельской схемой Спасения очевидна.

  • Свидригайлов совершает самоубийство, не найдя сил для покаяния, не приняв евангельскую схему Спасения, а раскаяние позволяет ему перед смертью совершить самые яркие поступки, фактически приводя героя к катарсису.

  • Лужин настолько глух к метафизике бытия, нечувствителен к греху, что его душа омертвела и не способна к воскрешению.

  • Мармеладов в силу слабоволия, уныния и гордыни, приведшей его к пьянству, заканчивает жизнь трагически, став жертвой и мучителем одновременно, но так и не найдя воли к покаянию.

  • Катерина Ивановна получает нищету в урок за тщеславие и гордыню, но бунт против Бога уводит ее от покаяния, и итогом жизни становится трагическая гибель.

  • Алена Ивановна, сребролюбивая, нечуткая к горю ближнего и

не способная не только к покаянию, но даже к раскаянию,

получает возможность спасения через мученическую смерть.

  • Лизавета – кроткая, незлобивая, верующая в воскресение, через мученическую смерть смывает грех блуда, дабы не запятнать своей чистоты перед Богом. Бог уводит Лизавету от возможных прегрешений. Смерть мучеников – вступление в жизнь духовную.

  • Сонечка не озлобляется ни на мир, ни на людей, признает свой грех и искупает его покаянием, приносит во имя родных смиренную жертву и является образцом исполнения евангельской схемы Спасения.

  • Раскольников трудно осознает свой грех, тщеславие и гордыня рождают бунт, раскаяние приводит его к мучениям и духовному расколу. Граничащим с отчаянием. На путь к покаянию и воскрешению по евангельской схеме его приводит Соня.

Каждый из героев преступает Закон Божий, и от того, способен ли он к Покаянию, зависит его дальнейшая судьба. В этом логика судьбы.

Раскольников и Сонечка Мармеладова обрели путь к Спасению, ибо «их воскресила любовь», любовь к Богу. По евангелию, «Бог есть любовь». Слова Д.С.Мережковского: «Разве преступление и святость не слиты в живой душе в одну живую неразрешимую тайну?» — обращают нас к мысли Достоевского: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы — сердца людей».

Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы «Следование» на примере стихотворению В. Маяковского «Лиличка!..»

В схеме показаны мытарства души лирического героя и причины возникновения данного состояния. Будем составлять алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.

Начинаем построение схемы с ключевого слова. Ключевое слово в стихотворении – АД («крученыховский ад» — ссылка на книгу А.Крученых» «Ад» с иллюстрациями Каземира Малевича).

Важно толкование ключевых слов стихотворения: ад, исступление и безумие. Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники, где властвуют над людьми дьявол и бесы. Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз. Безумие — еще одна составляющая состояния человека, несущего ад в своей душе. Таково состояние лирического героя, который понимает, что его любовь нечиста, греховна, но не раскаивается, а наоборот, жалуется («горечь обиженных жалоб») из-за того, что страдает, ибо он обожествил возлюбленную. Обожествление человека – это всегда путь к трагедии как зарождающегося чувства. Так и самой личности, испытывающей данное чувство.

Все происходящее с лирическим героем закономерно: страдания на выбранном пути неизбежны: «нет солнца», «нет моря» и т.д. Показываем стрелками следствие выбора героя. Лирический герой выбирает путь греха, оттого и страдает, приходя к мыслям о самоубийстве. Подводим итог — путь к счастью, – не самоубийство, а «выжженная любовью душа». Парадокс чувства героя отражается в нежности, которой герой готов «выстлать» каждый шаг возлюбленной. И такая тональность состояния во всех противоречиях придает силу и объем авторскому замыслу Маяковского.

Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит его к отклонению от понимания истинной любви. В роковой ошибке восприятия духовной парадигмы человеческих отношений у лирического героя Маяковского происходит духовная подмена понятий, что и приводит его к трагедии.

Сравним с толкованием Любви в Послании апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Путь к такой любви лирическому герою не нужен, а ведь именно в долготерпении, жертвенности, в чистоте и надежде рождается не исступленная страсть, а светлое жизнеутверждающее чувство.

Рассмотрим составление образно-наглядной структурно-логической схемы на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Прочитав произведение, для построения структурно-логической схемы необходимо выявить алгоритм, который будет строиться на основе художественного образа или символа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.

Бул­гакова интересует, прежде всего, метафизический че­ловек, потому проблематика романа строится на триаде «БОГ – ЧЕЛОВЕК -САТАНА», и это определяет взаимоот­ношение смысловых и художественных структур произве­дения.

Уже в первой главе «На Патриарших» сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа — о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке.

Образ, наиболее подходящий для создания структурно-логической схемы, — круг. КРУГ — первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, «метафизический круг истины». Можно использовать для построения структурно-логической схемы треугольник и квадрат как символы. В христианстве треугольник — это символ всевидящего ока Бога. Квадрат считается низшим по отношению к кругу, и потому был принят в христианстве как символ земли и земной жизни. Круг внутри квадрата понимался как символ божественной «искры» внутри материальной оболочки.

Таким образом, символика фигур-образов, которую мы выбрали для построения схемы, напрямую соотносится со смысловой структурой романа «Мастер и Маргарита», ведь Булгаков обращает взор читателя к метафизическому кругу истины, то есть призывает по­знать Бога, проанализировав все происходящее с героями и Россией в романе.

Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника: бежевый, голубой и серый.

На пересечении диагоналей квадрата – Воланд смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находится в центре, Замысел Воланда /сатаны/ – увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман о Понтии Пилате, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод Евангелию, которым и становится роман мастера. Воланд как персонаж имеет непосредственное отношение как к событиям, происходящим в Москве, так и к произведению мастера, роману о Понтии Пилате, то есть анти-Евангелию. М.А.Булгаков делает Воланда вторым рассказчиком: именно Воланд знакомит читателя с романом о Понтии Пилате (глава «На Патриарших»), что доказывает прямую причастность сатаны к созданию анти-Евангелия. И это важно: писатель Булгаков разъясняет нам, что в творческий процесс при поврежденности человеческого духа может вторгнуться бесовская сила. Неслучайно мастер в приступе страха сжигает роман и потом с ужасом внимает словам Воланда, когда тот его возвращает: «Рукописи не горят!». Радуется, заметим, данному событию только Маргарита.

Структурно-логическая схема демонстрирует логику происходящего в романе Булгакова. Рассмотрим цифры и фигуры.

  • (цифра 1) бежевый треугольник — это события, происходящие в предпасхальные дни в Москве, треугольник символизирует утопающую в грехах столицу, в которой разрушен Храм Христа Спасителя и господствуют атеизм и богохульство. Это своеобразная ЧЕРНАЯ ПРОСКОМИДИЯ» (подготовка к балу сатаны), предпосылка для его появления. Воланд – провокатор событий, но совершаются они по грехам людей, а не по его воле, так как «бесы тоже веруют и трепещут» перед Богом.

  • (цифра 3) голубой треугольникэто события романа о Понтии Пилате, написанного и сожженного мастером. Это АНТИ-ЕВАНГЕЛИЕ для «ЧЕРНОЙ МЕССЫ» Воланда, спровоцированное к написанию им же самим, что следует из романа Булгакова. Связь романа как с Воландом, так и цель его написания – для бала у Воланда – обозначена черной стрелкой.

  • (цифра 2) серый треугольник — это «АНТИ-ЛИТУРГИЯ» («ЧЕРНАЯ МЕССА») – бал у Воланда (сатаны). Место владычества сатаны – ад, которое обозначено там, где в круг вписан серый треугольник.

Бал у Воланда – это кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие (извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа). Воланд имеет вескую причину прибыть в Москву, а Москва конца 20-хгг – начала 30 гг.- серьезное основание для принятия дьявола, так как главный храм — Храм Христа Спасителя — взорван, а горожане стали атеистами и воинствующе отрекаются от Бога, вознося на Него хулу (поэма о Христе И.Бездомного, разговор о Боге «На Патриарших»). Булгаков обозначает время действия – весна, предпасхальные дни. Бал у Воланда – своеобразная «черная месса», т.е. кощунственное извращение смысла Божественной литургии. Пасха – праздник воскресения Иисуса Христа.

Причастность Воланда к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве обозначена стрелками.

  • Красной стрелкой соединены мастер и Маргарита, встреча которых спровоцирована Воландом, потому эта стрелка проходит через имя Воланда, указывая на его причастность к данному событию.

  • Синяя стрелка раскрывает метафизическую сущность Маргариты: прелюбодейка, проводница идей Воланда, Королева бала сатаны. Маргарита, находясь в браке, изменяет мужу с мастером. Героиня никак не связана с мыслью о детях, о семье, она скорее жаждет остроты ощущений. Главное ее стремление – свободная, не скрепленная узами брака любовь с мастером. Путешествие к сатане (гл.21 «Полет») имеет целью участие в самом настоящем ШАБАШЕ, или «черной мессе» Воланда в качестве королевы бала. Для понимания облика Маргариты важно знать, что есть ШАБАШ. Из средневековых учений известно, что для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, вознести чудовищную хулу на Христа и Богоматерь. Для полета на шабаш ведьме следует натереться мазью, приготовленной из печени некрещеных младенцев. Маргарита восхваляет Воланда фразой: «Всесилен!», из чего следует, что героиня возносит хулу на Бога, отрекаясь от Него.

  • Фиолетовая стрелка раскрывает метафизическую сущность мастера, создавшего роман о Понтии Пилате, то есть Анти-Евангелие под воздействием темных сил и при участии Воланда, потому роман и искажает евангельские события. Искажает евангелие НЕ БУЛГАКОВ, а его герой, прельщенный бесом, сжигает роман мастер и с ужасом о нем вспоминает именно потому, что осознал метафизику своего деяния. Искажение евангельских событий и Образа Спасителя введено Булгаковым в роман сознательно: показать логику извращенного творчества под влиянием дьявола. У дьявола главная задача – обмануть, ввести в заблуждение человека, отвратить его от истинного познания и творчества. Роман мастера не что иное, как вдохновленное дьяволом произведение. (Первая строчка из романа мастера произносится именно Воландом, 1 гл., мастер в диалоге с Иваном Бездомным признается, что знает Воланда, гл.13, мастер сжигает рукопись романа и ужасается, в отличие от Маргариты, его восстановлению, сопровождаемому репликой Воланда: «Рукописи не горят!»)

  • Название романа намеренно скрывает подлинный смысл произведения, отчего внимание читателя сосредоточивается в первую очередь на двух персонажах произведения как на главных, тогда как по замыслу событий они являются лишь «ПОДРУЧНЫМИ» ИСТИННОГО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Каждый герой (мастер и Маргарита) выполняют особую роль в том действе, ради которого Воланд прибывает в Москву. Этим действом становится «великий бал» у сатаны (АНТИЛИТУРГИЯ), а Москва – своеобразной подготовкой к нему, то есть «ЧЕРНОЙ ПРОСКОМИДИЕЙ». Смысл Божественной литургии – в укреплении духовных сил человека, в тяготении к Любви и созиданию. Разрушение стремлений к укреплению сил духа во имя Любви и Истины – смысл деятельности дьявола, обезьяны Господа Бога.

Логическая схема научного текста

Работа
над текстом начинается с введения. Это
не просто часть работы, но и документ,
характеризующий работу. Оно начинается
с обоснования актуальности выбранной
темы. Далее необходимо показать знакомство
автора с имеющимися источниками, его
способность к критическому мышлению в
оценке уже сделанного предшественниками.
Отсюда логически вытекает цель заявленной
работы. Следующий этап работы – рассказ
о методике исследования проблемы.
Формулировка целей и задач исследования
должна быть четкой и краткой, логически
корректной. Если цель может быть одна,
то задач должно быть несколько, они
представляют собой тактику реализации
цели. Часто формулировки задач совпадают
с названиями глав и параграфов основной
части. Задачи даются в форме перечисления.

Содержание
основной части зависит от темы. Названия
параграфов должны быть сформулированы
так, чтобы не выходить за пределы,
очерченные названием главы. Общее
содержание основной части должно
соответствовать теме исследования и
служить ее раскрытием. Изложение должно
быть аргументированным, логическая
канва – продуманной.

Важную
функцию выполняет заключение. В нем
воспроизводится весь путь исследования.
Необходимо подать логически вытекающие
из него выводы. Выводы должны соотноситься
с поставленными вначале задачами.
Заключение – это своеобразный отчет о
проделанной работе, где показываются
реальные достижения, указывается при
необходимости практическая польза.

Важными
элементами являются также библиография
и приложения.

В
практике вуза студентами широко
используется вторичный текст. Он
создается в результате компрессии (лат.
сжатие). С помощью компрессии текст
становится меньше по объему, в нем легче
выделить основные положения и наиболее
значимые моменты. Последовательность
действий при компрессии такова:

1. Чтение
текста и выделение ключевых слов.

2. Написание
вторичного текста с использованием
соответствующих речевых клише.

3. Использование
слов с обобщенно‑абстрактным значением
для того, чтобы передать основное
содержание абзаца (задачи, точка зрения,
выводы и т. д.)

Самый
простой вид компрессии – план. Планы
бывают вопросные, назывные и тезисные.
Вопросный план использует вопросительные
слова (Какова роль информации в современном
мире?). Назывной план определяет подтемы
текста и использует для определения
назывные предложения (Роль информации
в жизни человека). Тезисный план отражает
ключевые предложения текста и использует
также глагольные формы (Роль информации
в жизни общества чрезвычайно велика,
так как тот, кто владеет информацией,
владеет ситуацией).

В
практике вуза, а также в профессиональной
деятельности требуется умение написать
тезисы. Тезисы – кратко сформулированные
основные положения статьи, доклада. Они
могут быть первичными и вторичными.

Первичные
тексты – это краткое изложение содержания
публичного выступления (для себя).
Вторичные пишутся на основе работы
другого автора (статьи, монографии,
лекции).

Каждый
тезис отделяется друг от друга красной
строкой, нумерацией. Логическое деление
подчеркивается рубрикацией. Тезисы
носят характер утверждающего суждения
или умозаключения.

В
тезисах кратко и логично излагается
развитие темы. Каждый тезис освещает
микротему и составляет, как правило,
отдельный абзац. Тезисы раскрывают
решение проблем, вопросов, тогда как
план их только называет. В них отсутствуют
цитаты и примеры. Как правило, предложения
с тезисами строятся с употреблением
отглагольных сказуемых, безличных
предложений.

Аннотация
(лат. заметка) – краткая характеристика
содержания (описание) статьи, книги. Она
дает общее представление о статье (о
чем идет речь), а не раскрывает сущность
затронутых проблем. Аннотации бывают
информационные (дается описание, но нет
оценки), рекомендательные (дается
характеристика и рекомендации для
практического применения), групповые
(характеристика нескольких произведений).
В практике вуза аннотация используется
при написании дипломного проекта.

Перед
текстом даются выходные данные (автор,
название, место и время издания) в
номинативной форме (в именительном
падеже). Аннотация состоит из 2‑х
главных частей: в первой дается
библиографическое описание, формулируется
тема, во второй перечисляются основные
проблемы или положения. В конце может
указываться адресат. Используются
следующие речевые клише: В книге
исследуется (что?); показан (что?); большое
место занимает рассмотрение (чего?);
в монографии дается характеристика
(чего?); в книге приведены примеры,
иллюстрации; в книге анализируется
(что?); главное внимание обращается (на
что?); в работе нашли отражение
проблемы; в заключении кратко
разбирается (что?); сборник рассчитан
(на кого?); статья рекомендуется,
предназначена…

Схема
аннотации: кто, о чем, из каких частей,
как, для кого. Она невелика по объему и
состоит из простых предложений. Ее можно
увидеть на обратной стороне титульного
листа, например, учебников, справочников.

Реферат
(лат. доказывать, сообщать) – краткое
изложение научной работы или нескольких
научных работ, т. е. сообщение о том,
какая информация содержится, что
излагается. Основные требования к
написанию реферата – объективность
изложения и выявление нового, существенно
важного. Изложение одной работы обычно
содержит указание на тему и композицию
реферируемой работы, перечень ее основных
положений с приведением аргументации.
Такой реферат называется простым
информационным. В России издаются
специальные реферативные журналы,
которые содержат рефераты из разных
областей науки. Студенты пишут рефераты
на определенные темы, т. е. тематические
рефераты. Для их описания могут быть
привлечены 2–3 научные работы. Такой
реферат будет обзорным. Простой
информативный реферат может содержать
оценку положений, высказываемых автором
работы. Эта оценка обычно выражает
согласие или несогласие с точкой зрения
автора.

Особенность
реферата заключается в его объективности:
он не должен отражать субъективных
взглядов или субъективной оценки.
Реферат содержит иллюстративный материал
в отличие от аннотации. Объем реферата
колеблется от 5 до 15 печатных листов
через 2 интервала. Перед началом работы,
выбрав тему, необходимо наметить план
и подобрать литературу. Различают
рефераты продуктивные и репродуктивные.
Продуктивные предполагают творческое
(критическое) осмысление научной
литературы. Репродуктивные воспроизводят
содержание первичного текста. Они
делятся:

– репродуктивный
– реферат‑конспект, реферат‑резюме;

– продуктивный
– реферат‑обзор, реферат‑доклад.

Реферат‑конспект
содержит в обобщенном виде фактический
материал, иллюстрации, сведения о методах
исследования, о полученных результатах,
возможности применения.

Реферат‑резюме
приводит только основные положения,
связанные с темой текста. Реферат‑обзор
охватывает несколько первичных текстов,
дает сопоставление разных точек зрения.
Реферат‑доклад дает анализ информации
первоисточника и объективную оценку
состояния проблемы.

В
структуре реферата выделяют три главных
компонента:

1. Вводная
часть – библиографическое описание.

2. Собственно
текст, состоящий из вступления, основной
части и заключения.

3. Выводы,
справочный аппарат.

Критерии
оценки реферата: соответствие содержания
теме, глубина проработки материала,
правильность и полнота использования
источников, использование речевых
клише.

Как
правило, используются речевые клише,
необходимые для создания реферата:

– библиографическое
описание («в статье, помещенной в журнале,
в сборнике», «статья носит название»);

– тема
статьи, книги («предлагаемая книга
посвящена теме», «проблеме», «выбор
темы закономерен», «статья представляет
собой изложение, обобщение»);

– композиция
(«статья делится на 3 части»);

– основное
содержание («автор затрагивает»,
«касается», «останавливается», «ставит
вопрос о том…», «автор доказывает
справедливость утверждения», «автор
опровергает», «в подтверждение своей
точки зрения автор приводит факты,
доказывающие справедливость…»);

– заключение,
выводы автора («автор подводит к выводам»,
«несомненный интерес представляют
выводы автора о том, что выполненные
исследования показывают», «на основании
полученных данных был сделан вывод о
том…»);

– оценка
референта (автор убедительно доказывает,
к недостаткам работы можно отнести).

Реферат
должен иметь титульный лист, план‑оглавление,
введение, основную часть, заключение,
библиографию. Титульный лист содержит
следующие сведения: название вуза,
кафедры, тема реферата, данные о студенте
и руководителе, указание на место
написания и год написания.

Еще
одна разновидность реферата, который
выполняют студенты, – это изложение
имеющихся в научной литературе концепций
по заданной проблемной теме. Преподаватель
оценивает умение работать с научной
литературой, вычленять проблему из
контекста, навыки логического мышления,
культуру письменной речи, знание правил
оформления научного текста, ссылок,
составления библиографии. Реферат часто
путают с научным докладом. Доклад
предназначен для устного выступления,
поэтому надо различать его письменный
вариант и само выступление.

Рецензия
(лат. рассмотрение) – письменный
разбор текста, предполагающий
комментирование основных положений
работы (т. е. толкование авторской
мысли, выражение своего отношения к
проблеме, аргументацию и оценку, выводы
о ценности работы).

Отзыв
дает самую общую характеристику без
анализа, но содержит практические
рекомендации (анализируемый текст может
быть принят в качестве пособия).

В
структуру рецензии входят: введение,
указывающее на проблемы и задачи (в
последнее время появилось много работ
на заданную тему, автор статьи – известный
ученый), характеристика, краткое
содержание (статья посвящена теме,
проблемам, в статье рассматриваются,
автор описывает методы), оценочная часть
– достоинства и недостатки (к достоинствам
работы относятся, необходимо отметить
творческий характер исследований,
выводы), выводы (оценивая работу в целом,
необходимо отметить, следует подчеркнуть).

На чтение 12 мин Просмотров 2 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023

Содержание

  1. Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся
  2. Структурно-логические схемы с применением ИКТ в образовательной деятельности учащихся статья (10 класс) на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:

Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.

Наверное, каждый преподаватель сталкивается в своей профессиональной деятельности с такой проблемой, как отсутствие у своих учеников нужного уровня мотивации — желания учиться, усваивать новые знания, стремиться к дальнейшей самостоятельной активно-познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса, который является сильным внутренним мотивом к учебной деятельности – сложная педагогическая задача, решение которой нужно искать сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, если ученик не видит смысла, логики изучаемой темы или всей дисциплины в целом, ее назначения и ценности для своего дальнейшего жизненного и профессионального пути, добиться высокого уровня мотивации у него будет очень сложно.

Во-вторых, очень часто преподаватель, в стремлении изложить на занятии весь необходимый по программе учебный материал, не в состоянии добиться высокого уровня понимания и запоминания изучаемого материала всеми своими учениками. Если что-то из учебного материала осталось кем-то на уроке непонятым, не в достаточной мере усвоено, этот студент выключается из общего рабочего ритма и мгновенно теряет интерес к дальнейшему процессу обучения. Такого ученика видно сразу – интерес в глазах погас, внимание утеряно, он становится вялым, поникшим, начинает отвлекаться на уроке на посторонние дела и мешать другим студентам. Каждый такой отключившийся от учебного процесса на занятии студент – большая проблема для преподавателя.

Существует большое количество разнообразных педагогических приемов, позволяющих сделать учебный процесс максимально интересным для обучающихся и, таким образом, создать условия для их успешной учебно-познавательной деятельности.

Одним из основных дидактических принципов развивающего обучения является принцип «от общего к частному». Традиционная педагогика построена на дидактическом принципе «от частного к общему» и знания по кирпичику выстраиваются от занятия к занятию. Студент зачастую не видит ценности учебного материала конкретного урока, место его в изучаемой дисциплине, важности его в специальности, взаимосвязи с другими дисциплинами. Это часто становится причиной непонимания и отсутствия интереса к дисциплине.

Можно ли сделать процесс обучения двухсторонним, чтобы дисциплина и каждая ее тема стали интересны не только преподавателю, но и студенту? Как сделать, чтобы цели студентов и преподавателя были общими? Это одна из наиболее важных и трудных проблем в обучении. Почему цели преподавателя и студента зачастую расходятся? Студенты не видят, для чего им нужно изучать данную дисциплину, раздел, тему. Для преподавателя цели понятны, он видит роль данного урока, темы, раздела в дисциплине, в специальности, в жизни. Основное противоречие в том, что студент не видит и не может понять то, что видно преподавателю, который знает цель и содержание своей дисциплины. Позже, когда данная дисциплина будет уже изучена и студент поймёт ее ценность, будет уже поздно, так как многое было упущено в начале изучения из-за отсутствия у студентов необходимой мотивации для активной познавательной деятельности.

Разработка структурно–логической схемы дисциплины позволяет наглядно представить всю дисциплину в целом в самом начале ее изучения, показать студентам всю логику дисциплины, ее место в специальности, взаимосвязи внутри дисциплины и междисциплинарные связи. Все это позволяет реализовать основной дидактический принцип развивающего обучения, обеспечить системность знаний у обучающихся, как внутри отдельной дисциплины, так и между отдельными дисциплинами внутри одной специальности.

В современных программах учебный материал, порой хотя и разделен по значимости, но не всегда есть возможность установить главные существенные связи внутри одной дисциплины и тем более между дисциплинами по специальности в целом.

При изучении учебного материала какой–либо дисциплины точно так же, как при изучении окружающей действительности, сначала необходимо получить о ней представление в наиболее простом и обобщенном виде. И только после этого можно начать процесс детализации и усложнения по мере необходимости, поскольку глубина или степень обучения определяется практическими потребностями и может быть различной — от полного содержательного представления о назначении дисциплины до его структурной модели.

Цель учебной дисциплины – не просто дать набор фактов, а выявить логику взаимосвязей изучаемых явлений. Достижение этой цели чрезвычайно важно, так как даже опытные преподаватели затрудняются в определении наиболее важных структурно–логических блоков дисциплины.

Чаще всего на практике педагоги определяют главное и второстепенное в зависимости от своей эрудиции, профессионального опыта, чаще всего интуитивно. И только поэтому многолетние усилия практиков в совершенствовании междисциплинарных связей не привели к сквозной профессиональной подготовке студентов. Ведь если иметь перед глазами структурно–логические схемы дисциплин одной специальности, то можно увидеть, что каждая последующая дисциплина опирается на структурно–логические блоки предыдущей дисциплины, раскрывая их на другом уровне, приближаясь к применению полученных знаний в практической деятельности.

Если студенту раскрыть структурно–логическую схему дисциплины, он будет не только понимать назначение изучаемого материала, но и видеть перед собой цель, улавливать взаимосвязь с уже изученными науками, будет готов действовать осознанно в любой практической ситуации.

Структурно–логическая схема позволяет видеть дисциплину в целом, взаимосвязи между разделами и темами, взаимосвязи с другими дисциплинами, со специальностью. Процесс обучения по дисциплине можно сравнить в таком случае с рассматриванием большой картины, разбитой на небольшие кусочки, но связанные в одно целое, как в мозаике. По структурно–логической схеме можно легко увидеть, где находится данная тема, раздел в общей картине дисциплины, что мы уже успели изучить, а что будем изучать на следующем занятии. Теперь цели каждого урока студенты способны ставить самостоятельно и будут делать это с удовольствием, что еще больше будет мотивировать их к осознанному освоению на занятиях теоретического материла дисциплины и последующему выполнению практических заданий для закрепления изученного теоретического материала.

Если структурно-логическая схема дисциплины дает целостное восприятие у студентов общей картины всей дисциплины в целом — в максимально простом и обобщенном виде, то для создания общей картины всего теоретического материала по определенной теме учебной дисциплины я использую на своих занятиях так называемые блок-схемы, разрабатываемые для каждого занятия отдельно.

Блок-схема для одного занятия представляет собой некую графическую схему из нескольких элементов, связанных между собой. В качестве элементов блок-схемы можно использовать, например, определенные ключевые слова, формулы, рисунки, опираясь на которые можно объяснить весь учебный материал по теме дисциплины. Все элементы–символы графической блок-схемы занятия должны быть логически связаны между собой в единое целое.

При этом блок-схема должна быть лаконичной (около 300 печатных знаков) и состоять из нескольких логически связанных между собой частей – блоков, каждый из которых в то же время представляет собой самостоятельную, некую логически завершенную часть учебного материала по определенной теме урока. Блок-схема состоит, как правило, из 3-5 самостоятельных блоков, соответствующих вопросам изучаемой темы

Процесс составления блок-схемы занятия – это сложная и увлекательная творческая работа преподавателя и разработать максимально эффективную блок-схему для иллюстрации учебного материала какой-либо новой темы с первой попытки удается не сразу, периодически в нее вносятся определенные корректировки, порой подсказанные самими студентами в процессе объяснения нового материала. Можно сказать, что усовершенствование блок-схемы занятия – процесс бесконечный и очень увлекательный с творческой точки зрения. Хорошо составленная блок-схема позволяет наглядно представить изучаемый на занятии теоретический материал, его логику и внутренние взаимосвязи.

Представление учебного материала в виде блок-схем помогает эффективно задействовать ассоциативное мышление обучающихся, которое позволяет легче понимать и запоминать большой объем учебного материала. Это достигается за счет способности нашей памяти с помощью определенного ключевого слова, знака, рисунка в блок-схеме урока пробудить в памяти связанную с этим словом, рисунком или знаком часть учебного материала.

Неоднократное изложение преподавателем учебного материала по новой теме с помощью блок-схемы, в том числе в начале следующего занятия перед проведением урока контроля знаний по изученной теме, позволяет добиться абсолютного понимания изучаемого материала каждым студентом в группе и повышает уровень успеваемости по дисциплине.

Применение подобных блок-схем при изучении новой темы дисциплины позволяет значительно сэкономить время на ее понимание и запоминание, так как учебный материал, включаемый в блок-схему занятия, как правило, всегда превосходит по объему материал, излагаемый на обычном занятии. Благодаря этому у преподавателя высвобождается часть времени учебного занятия на проведение различных самостоятельных работ и практических занятий, что позволяет лучше закрепить изученный материал, а также сформировать общие компетенции обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования ФГОС СПО.

Подводя итог, хочется отметить, что описанные в данной статье способы изложения и закрепления нового учебного материала с помощью структурно-логической схемы дисциплины и блок-схем по темам занятий дают возможность, во-первых, максимально вовлечь обучающихся в учебный процесс, сделать их полноценными соучастниками этого процесса, повысить их интерес к изучению дисциплины и стремление к самостоятельной активной познавательной деятельности. Во-вторых, изложение учебного материала с помощью графических блок-схем позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала, его понимания и запоминания, а также существенно сокращает время на изложение нового материала, что позволяет оставшееся время посвятить более углубленному его изучению и закреплению. Все это неразрывно связано с повышением мотивации обучающихся, без которой невозможно добиться реальной успешности учебной деятельности обучающихся.

Источник

Структурно-логические схемы с применением ИКТ в образовательной деятельности учащихся
статья (10 класс) на тему

Введение на уроках заданий по составлению самими учащимися структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам параграфа дают следующие результаты:

умение сформулировать проблему изучаемого материала;

выделение главного понятия;

объяснение смысла текста из учебника;

— повышение качества знаний ;

— умение работать самостоятельно;

— применение компьютера в учебном процессе;

— повышение интереса к учебе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Структурно-логические схемы с применением ИКТ

в образовательной деятельности учащихся

Учитель математики и физики

филиала при ФКУ ИК-3 МКОУ «Вечерняя (сменная) ОШ»

Кириллина Галина Николаевна

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна содействовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе необходим новый подход к образовательному процессу. К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы, так как они обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.

По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит.

Структурно-логические схемы – это методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.

Оптимальность структурно-логических схем:

  1. С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
  2. С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.
  3. С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
  4. С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.
  5. С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

Достоинства структурно-логических схем:

  1. Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
  2. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
  3. Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
  4. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
  5. Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.
  6. Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
  7. Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.

Таким образом, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:

  1. Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.
  2. Развитие различных видов мышления.
  3. Повышение интеллектуально – творческого потенциала .

В связи с этим введение на уроках заданий по составлению самими учащимися структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам параграфа дают следующие результаты:

— умение сформулировать проблему изучаемого материала;

— выделение главного понятия;

— объяснение смысла текста из учебника;

— повышение качества знаний ;

— умение работать самостоятельно;

— применение компьютера в учебном процессе;

— повышение интереса к учебе.

В структурно- логических схемах показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение, которые развивают логическое мышление учащихся, а это всегда является элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью.

На уроках ученикам даются задания, выполнение которых формирует умение устанавливать связи между понятиями, выделять главное в прочитанном тексте.

Прежде, чем дать такие задания ученикам, нужен подготовительный этап: учитель применяет при преподавании структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, таблицы сравнения.

Если систематически выполнять задания на построение схем к различным, даже небольшим информациям, учащиеся привыкнут анализировать связи между объектами, явлениями, понятиями, присутствующими в прочитанном тексте, что будет способствовать пониманию и запоминанию смысла прочитанного.

  1. Показ слайдов – работ учеников.

Задачи обучающимся на уроках:

  • делать обобщающую таблицу, таблицу сравнения,
  • составить структурно- логические схемы;
  • делать презентацию.

Для составления структурно – логической схемы:

2. Анализ информации (выделить главное, установить связь между понятиями);

3. На компьютере в программе Word

( вкладка «Вставка», функция SmartArt ) выбирают соответствующую схему;

4. Составляют структурно – логическую схему;

Для создания слайдов по темам :

  • План дается учителем
  • Прочтение параграфа
  • Составление слайдов по плану
  • Оформление
  • Презентация темы

— построение структурно – логической схемы по информации;

Представление учебного материала в виде фрейма. Фрейм – это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия. Создавая фрейм , учащиеся выделяют главное в прочитанной информации. Это способствует ее пониманию и запоминанию.

Фрейм (анг. Кадр, рамка) – структура, содержащая некоторую информацию.

— создание фрейма на темы «Вечерняя школа», «Эффективный учитель».

Источник

логичность и структура текстаМы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Содержание

  1. План текста
  2. Структура
  3. Связность текста
  4. Проверочный тест

Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Первый тип плана – диалектический

Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.

2

Второй тип плана – аналитический

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Структура текста

Структура текста

Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.

Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.

Введение

Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.

Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».

Основная часть

В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.

Заключение

Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.

Названия и заголовки

Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая.

Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.

Связность текста

Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.

1. Порядок слов в предложении

В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.

2. Простые и сложные предложения

Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.

3. Слова и обороты связи

Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.

Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.

Противопоставление

Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза

Причина и следствие

Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине

Цель

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы

Перечисление

Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов

Условие

Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда

Дополнение

Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…

Пример

В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию

Выделение

Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути

Сравнение

Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3 Стили текста5 Словарный запас →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой кошелек во сне
  • Как найти постановление судебного пристава на госуслугах
  • Как найти площадь математика 3 класс моро
  • Как найти минимальный момент инерции
  • Как найти укладчика плитки